Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Наследники Склавен. В те времена Ра река была границей с другими землями
от 12.02.17
  
Выразе




О, Славия! О, Славия! Имя сладких звуков,.
Но горестных воспоминаний! Сколько раз
Тебя разбили в дребезги, однако вновь
Ты каждый раз вставала в прежней силе.
- Ян Коллар. Дочь Славы (ДС II, 138)

Наследники Склавен. В те времена Ра река была границей с другими землями
Се бо земе Влзецiе
А Ра рьеце обапола сенте
То бя сва она земе Оце наше
I ту iмяхом за цi лете она сва
А убрежехомо
Дощ. 34 Вот, земли Волжские (Влицые, Великие) по Ра реке с обеих сторон. То была вся та земля Отцов наших. И ту мы имели в те года как свою. И (также сейчас) мы убережем

...В публикации профессора Ф.И. Кнауэра "О происхождении имени народа Русь" высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал. Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах "Ригведы" упоминается мифическая река Rasa, "великая матерь", текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. А в "Авесте", священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Автор считает, что "имя народа "русь" чисто славяно-русского происхождения" и "в точной передаче слова означает не что иное, как "приволжский народ" (Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902, названная статья, с.1-19).
Владимир Алексеевич Чивилихин (1928-1984). Память. Москва. Худож. Лит., 1984. 574с. (Настоящая книга представляя собой заключительную часть моей многолетней работы - романа-эссе Память, имеет, однако, и самостоятельное значение, и может рассматриваться как законченное произведение, своего рода итог большого путешествия в прошлое, предпринятое автором вместе с современным любознательным читателем…Чернигов-Козельск-Куликово поле-Москва. 1973-1984)
http://lib.ru/PROZA/CHIWILIHIN/memory2.txt
Владимир Чивилихин. Память. 28
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_678.htm
Жар Птица сентябрь 1954, Статья А. Кура - Дощечки Изенбека, с.29-34
...НеизвЪстный лЪтописец, может быть он был волхв, кто записал ряд древнЪйших русских преданiй, как напр. о пращурЪ Орiи, который вывел три племени русских из Индiи, или о Богумiре-ПраотцЪ древних русских племен, часто упоминает формулу-начало древней хронологiи:
...ЗА ТЫСЯЩУ ТРИСТА ЛЪТ ДО ЕРМАНАРИХА...или согласно текста:
...ЛЯТЫПРЕДРИСЕНЩ ТРIЕСТЫЗАIЕРЬМЕНРЪХУ...
Жар Птица. Сентябрь 1954, с.33,34


...Текст дощечки N 10 о БогумiрЪ, безусловно продолженiе эпопеи трех племен о. Орiя, что уточняет наше предположенiе в текстЪ дощечки N 9. Дословный перевод этаго текста, разд. на слова:...БОГУМIУ УБО БОЗЕ ДАЯШУТЬ БЛАГЫ ЗЕМНЫЯ А ТЕМО СМЕ НЕ ИМЯХОМ СЕ...КО...ЯКО НАМО БЯ ИНЬ...А СТАРЦЕ О РОДИ ОБЕРЕЩЕХОМ ЯКО КОМОНъЗъ ІЖЬ ОД ЩАСЫ СТАРИ СУТЕ НАШЕ ВУЦЕ А НА ИМЯХОМ РАЗВ...ТО БО БЯЩИ КОМОНъЗъ ДОЛГЫ ЩАС А ТИЕ О ГРЬЦЕ СЕ НЕЗВЕДЩЯ А СТАЕ ДО КОНЦЬ ЯКО ОБЕНСТВЕ МУЖЕ ТОМУЖДЕ ОД РОДЬ НЕ ИМЯХОМ ДВАТЕ ДО ПОТОМЫЦъ ИЕХ А БО ТИЕ ПРАВИЩИТЕ НЫ...А ПО БОГУМИРУ БЯЩА ОРИЕ СО СЫНЫ СВА А КОЛИ ЕВА ИЕГУНШТЕ ВЕЛИКА ПРЮ ТъЯЩА О УТВОРЕНИЯ ВЕЛИКА ЗЕМЕ СВъ А ТАКО ИДЬЩА ВОН ОТУДУ ДО РУСЕНЫ НИ БЯ ИНЬ ЩАС А ИМЕМО СЕ БО АТЕ ЗА УЖЬДЯ А ТЕНГНУТЕ ДО ПРЕДУ А НЕ БО ДЕЖЕЩЕНО ЯКО СЬМО ОСТВЯХОМ ЗЕМЬ НАШЕА А ЯХОМ ИНІЯ НО...ДАЖЕЩУТ ЯКО СМЬЕ ХОМ ПРЯЩЕХОМ ВЛИЦъ О СЕБЕ ТО БО РУСИЦЕ НЕ ОСТАВИЩЕ СТЕ ГРЬЦІ НА ЗЕМЕ ВАШЮ А ПЕРЫСТЕ СЕ ОБ ОНЮ...О ТЕЩАСЫ РА РЬЕЦЕ БЫТЕ КРОМъ ТЕ НЫ О ИНЫ ЗЕМЕ А ДНЕСЕ ВОЗЖЯДИЩЯСЕ ВРЗЕ НАШЯ НА НЫ А ИМЕМО СЕН ПРЯЩЕТЕ О ВНУЧЕ НАШИЯ ДА УДРЖъХОМ СТУПЕ НАШЯ А НЕДАХОМ ЗЕМЕ ИНАМ...
В этом отрывке сообщается о борьбе с IЕГУДАМИ, названными в дощечке N 10 ИЕГУНШТЯМИ, что указывает на двух разн. авторов этих дощечек. Дальше, в отрывках дощечки N 10, сообщается, что переселенцы жалЪют о своих старых мъстах Прикавказья, Приазовья, степях Причерноморья. Находясь на Руси. Они для своих пашен принуждены были сжигать дубы, чтобы сЪять на подзолЪ. Для них жизнь в степи была лучше той, которой жили пращуры на Руси. В степях раздолье для скота, и хорошая охрана от врагов...
На содержанiях этих дощечек NN9 и 10 я и закончу на сегодня, а в слЪдующiй раз разберу отрывки о захватЪ Готами Южной Руси и о борьбЪ с ними наших пращуров до побЪдного конца.
Александр А. Кур.
Жар Птица 1954-1955. Скопировано из ИНИОНа
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_372.htm
Дощ. 10 БогуМiру бо Бозе даяшуть благы земная а темо сме не iмяхом Се...яко намо бя iнь...А старце о родi оберещехом яко комонЪзе iжь од щасы старi суте наше вуце Наiмяхом раз все...То бо бящi комонЪзе долгоi щас А тiео Грьце не зведщя а стае до конць яко обенстве муже томужде од Род нье iмяхом давате до потомьщЪ iех або тiе правiщiте ны...А по БогуМiру бяща Орiе со сыны сва А колiбва Iегунште велiка прю тЪяща о утворенiа велка земе све а тако iдьща вон отуду до Русе Нынi бя iнь щас А iмемо се брате за ужьдя а тенгнуте до преду а не боде жещено яко сьмо оствяхом земЪ нашеа а яхом iнiа но да жещуть яко сьмехом прящехом влiцЪ о себе То Боурусiце не оставiще сте Грьцi на земе вашiу а перыстесе об онiу...О те щасьi Ра рьце быте кромЪтены о iны земе а днесе возжядiщясе врзе нашiа на ны а iмемо се прящете о внуче нашiя да удржЪхом ступе нашiа а не дахом земе iнам...Тако бо iмяхом iнако творящете а не палте дубы о поля сва нiж сЪнЪте по тЪх а жяте жню о попелi яко бо iмяхом ступе травьня скотi водящете брегоущя она ото вразех
Дощ. 10 Богумиру ведь давали Боги блага земные, а того у нас нет. Вот...как нам было по-другому...И старших в родах мы избирали князьями, которые от древних времен суть наши вожди. Нанимали мы раз все...Ведь были князья долгое время. И их-то Греки не извели, и они стояли до конца, как мужи обещания, и потому же родам нашим надобно, чтобы давали мы потомкам их, чтобы те управляли нами...А после Богумира были Орий со сынами своими. А когда Гунны большую войну начали за создание своей великой земли, так пошли они прочь оттуда на Русь. Ныне другое время, и надобно браться за гужи и тянуть вперед, чтоб не говорили, что оставили мы землю нашу и заняли другую, но пусть говорят, что мы весьма сражаемся за себя. Так, Борусы, не оставляйте Греков на земле вашей и сражайтесь за нее...В те времена Ра река была границей с другими землями, а сегодня возжаждались враги наши на нас, и приходится нам сражаться за внуков наших, чтобы нам удержать степь нашу и не дать земли другим...Так нам надобно по-другому делать, а не жечь дубы на полях своих, и не сеять на них, и не жать жатву на пепелище, потому как есть у нас степь травная, чтоб скот водить, оберегая его от врагов (перев. Николай Слатин)
Дощечка 9,10
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_336.htm
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm
***
Наследники Склавен. Древний Богумир и Кимры
То б то БъгоМiре оурiещенъ Твастыремъ
якожде Тоiе му порце о Слвiех
абыста она бящеть
якождь Бзе ръкъоще iма
Сеi хва
...Се бь то оуставе Родiа о себе
якождь Бзi съ прiщiне Родь
а смехом о Родiех тоiiех Родi
(Дощ.22) Этот ведь Богомир наречен Твастырем (Тваштар (tvastar букв. творец) - бог создатель всех форм во вселенной (живых и неживых), искусный мастер с топором в руке), потому как Тот ему поручил (заботиться) о Славных, чтобы (абысть) они, как Боги рекли им, Сего хвалили. Вот ведь установил (Богумир) Роды у себя, потому как Боги - причина родов, а есть мы - Родов тех Роды
Бяста Кiморiе такожде це нахше
А тi то Ромы трясяi
А Грьце розметще
яко прасете устрашены
Дощ.6е...были Кимры такоже Отцы наши, а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят устрашенных

В.Е. Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Издательство Ростовского университета, 1983, с.224
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000149/index.shtml
http://www.twirpx.com/file/454707/?rand=2847294 5Мб
...Первое исторически достоверное этническое название населения юга Европейской части нашей страны связано с именем киммерийцев. Однако следует признать, что письменные источники сообщают об этом народе весьма неопределенные сведения. Считается, что древнейшее упоминание о киммерийцах относится ко времени Гомера (Тереножкин А.И. Киммерийцы. Киев, 1976, с.7. См. об этом также: Дьяконов И. М. К методике исследований по этнической истории (киммерийцы). В кн.: Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н.э). М., 1981, с.90-100) - создателя бессмертных творений Илиады и Одиссеи. Знаменитый греческий географ Страбон (64-63г. до н.э.-23-24г. н.э), опираясь на сообщения более ранних своих предшествеников-хронографов, утверждает, что Гомер знал о киммерийцах (Страбон, I, 2, 9 (Страбон. География: Пер. с греч. яз.г. А. Стратановского. М., 1964)), но помещал их не там, где они жили - у Киммерийского Боспора (т.е. в районе Керченского пролива. - В. М), а в угоду мифу перенес их в какую-то мрачную область по соседству с Аидом, подходящую местность для мифических рассказов о странствиях Одиссея (Там же). Повествуя о странствиях Одиссея, одного из героев Троянской войны, Гомер от его лица рассказывает: Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными (Одиссея, XI, 12-19).
О киммерийцах упоминается даже в библейских книгах. Под именем народов дальних, наводящих ужас на народы Востока, они фигурируют в книге пророка Исайи, проповеди которого относятся к рубежу VIII-VII вв. до н.э. (ВДИ, 1947(1), с.267)
В Библии в десятой главе Книги бытия, в так называемой Таблице народов, при перечислении родословной сыновей Ноевых и внуков упоминаются Гомер и Ашкеназ (Там же, с.265). Под именами Гомер и Ашкеназ принято подразумевать киммерийцев и скифов Гомер - киммеры, киммерийцы, Ашкеназ - ассирийское, ашкуза - скифы (Крупное Е.И. О походах скифов через Кавказ. - ВССА. М., 1954, с.188).
Более реальные исторические сведения о киммерийцах связаны с упоминанием их походов в Малую и Переднюю Азию. На одной из глиняных табличек ассирийского клинописного архива конца VIII в. до н.э., в письме ассирийского разведчика Ашшуррисуа царю Саргону II (722-705гг. до н.э) упоминается страна Гаммир и народ гиммира (ВДИ, 1947(1), с.266, 267).
Страбон пишет, что киммерийцы, обитавшие на темном Боспоре, часто вторгались в страны, расположенные на правой стороне Понта (Страбон, I, 3, 21). К концу VIII в. до н.э. относится упоминание ассирийского разведчика Арадсина о вторжении киммерийцев в страну Урарту (ВДИ, 1947(1), с.269. Некоторые авторы склонны усматривать в сообщении Арадсина указание на появление скифов, а не киммерийцев (см.: Черников С.С. Загадка Золотого кургана. М., 1965, с.84)). Во время царствования Асархаддона (681-668гг. до н.э) киммерийцы угрожали Ассирии и входили в союз, враждебный ей, но потерпели поражение. Ассирийский царь с торжеством заявляет, что Теушпу-киммерийца, зеадя которого далеко, он убил и войско его уничтожил (Там же, с.270).
После поражения киммерийцы, видимо в 672г. до н.э., заключили союз с урартийским царем Русой II (Арутюнян Н.В. Биайнили. Ереван, 1970, с.326), что, естественно, вызвало тревогу Ассирии. Обращаясь к богу, царь Асархаддон вопрошает: Осуществятся ли планы правителя Урарту, или народа гиммира, двинутся ли они на войну, на бой, в битву, чтобы убивать, грабить и захватывать? (ВДИ, 1947(1), с.270). Источники подтверждают, что в 654г. до н.э. взаимоотношения киммерийцев и ассирийцев продолжают оставаться враждебными (Арутюнян Н.В. Указ. соч., с.327). В это же время киммерийцы вторгаются на территорию богатого малоазийского государства Лидии, захватывают его столицу Сарды и обосновываются в Каппадокии у р. Галис (Кызыл Ирмак). Спустя некоторое время (50-40-е гг. VII в. до н.э) киммерийцы, во главе которых стоял Лигдамис (Тугдамме), терпят поражение от скифов, предводительствуемых Мадием (Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы, с.28). Позднее киммерийцы были окончательно разбиты лидийским царем Алиаттом (615-565гг. до н.э) и навсегда исчезли с исторической арены. Часть киммерийцев, вероятно, осталась в Малой Азии, а некоторые возвратились на свои исконные территории, т.е. в Северное Причерноморье.
Античная традиция утверждает, что родина киммерийцев - Северное Причерноморье и Северо-Западное Предкавказье. Задолго до Страбона отец истории Геродот (484-425гг. до н.э), у которого сведения о киммерийцах имеют более реальную, нежели мифическая, основу, опираясь на своих непосредственных информаторов-греков и скифов, живших в Причерноморье, сообщает, что степи Понта (т.е. Северного Причерноморья. - В. М), которые в его время были заняты кочевниками-скифами, ранее принадлежали киммерийцам. Во время путешествия Геродота по Скифии ему показывали могилы киммерийских царей около р. Тираса (Днестра. - В.М).
Относительно происхождения этих могил Геродот рассказывает следующую легенду: При наступлении скифов киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собой, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей (Геродот называл киммерийских вождей царями.- В. М) было благоразумнее: именно, по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленным войском, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались до тех пор, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собою. Всех царей, погибших в сражении, киммерийский народ похоронил у реки Тираса - могила их до сих пор еще видна, а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения (Геродот, IV, 11).
В другом месте Геродот, сообщая о вытеснении киммерийцев скифами из Северного Причерноморья, говорит: И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, есть киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор. Киммерийцы, очевидно, бежав от скифов в Азию, поселились на полуострове, где ныне стоит эллинский город Синопа (Там же, 12).
Упоминание Геродотом топонимических названий, связанных с именем киммерийцев, позволяет предположить их пребывание на территории Крыма и Северо-Западного Кавказа. Об этом говорит и Страбон (Страбон, I,3,21). Страбон же киммерийцев, завладевших столицей Лидии - Сардами, называет трерами и считает их то киммерийским, то фракийским народом. Принимая во внимание, что Фракия - страна на западном берегу Черного моря, можно предположить, что киммерийцы, вероятно вместе с древними фракийцами, совершали походы не только вдоль восточного, но и вдоль западного побережья Черного моря...
В.Е. Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_157.htm

Родословие племен колена Иафета, его трех старших сыновей, от Арамеи (годы от СМ (Сотворения Мира)
(754) Иафет (2146, 2900)
От Иафета: Гомер, Магог, Мадай
От Гомера: Аскеназ, Рифат, Фогарма
От Аскеназа: скифы великие, сарматы, савроматы, киммеры, алазоны, агафирсы, калипидосы, герросы, пруссы, латгалы, венды северные, норики южные
От Рифата: аримаспы, аргипеи, массагеты, фисагеты, саки, будины, гелоны, черемисы, мордва, финны, эсты, карелы
От Фогарма: хазары, угры, болгары черные, армяне горные, иверы, обезы, огузы, кавказцы, тюрки, аланы, каспии
От Магога: Гогий, Рош
От Гогия: А это внуки Магога, которые придут с народами агаранскими в землю Израиля для великой войны, и падет костьми в долине смерти и в пустынях множество людей, а случится это перед концом мира по воле сатаны, ибо Господь-Отец во гневе отвратил Свой Дух от нас, а люди зажгут огонь смерти на земле и сами же сгорят в этом огне, и таким образом мир очистится от зла, исходящего от людей…
От Роша: россы, анты, росомоны, роксаланы, словены, хорваты, болгары белые, чехи, поляки, нерцы северные, венды восточные
От Мадая -> Мидий: мидяне, парфяне, албанцы, каспиане, гиркане
Глава IX. Колено Иафета. Из Будинских листов
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_484.htm
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_476.htm
***
Наследники Склавен. Ества Скуфе а Сурьме родице
Тещашуть рiеце велке на Русъ
а многа водае журшесть спъва стародавнiа
о тоi болiарi
iаквоi не сен бояща до поль Годе iдшя
а лiаты многа сен прящя
о волнесть Руську
Тiто славне
нiщо берьгьшiа
а нi жiвоты сва
Тако рце о нье Берегыньiа
а бiеть крыдлема МатырьСваСлва
а жешеть о тоiе потомiцъ
iакве нi Грыцiом нi врянзем не пода
Дож 7ж Текут реки великие на Руси, и многие воды журчат спевы стародавние о тех болярах, которые не боялись, в поле готские идя, и годы многие бились за Волю Русскую. Те-то Славные ничего не берегли, ни живота своего. Так говорит о них Берегиня и бьет крыльями Матерь Всех Слава и говорит (жешет) о тех потомках, которые ни Грекам, ни варягам не поддадутся

Родословие рода Аскеназа, первенца Гомера и старшего внука Иафета. Будинский лист
Аскеназ (Я - князь)
От Аскеназа: Истер, Тирас, Барус, Танаис, Альбис
От Истер (Дунай): Тергест, Пирет, Тиарант, Арар, Напарис, Ордесс
От Тирас (Днестр): Мез, Хорутан, Бастарн, Алазон, Агафирс, Гутон
От Барус (Борисфен, Непр, Славутич, Днепр: Скиф (Западный), Сармат, Геррос, Калипид, Фракиан
От Танаис (Дон): Скиф-Таврос, Киммер, Меот, Колх, Коман, Савромат (амазонки)
От Альбис (Эльба): Прус варяжский, Рус варяжский (Сиверец), Лат поморянский, Руген варяжский, Венд варяжский (Сиверец), Венд ободритский
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_476.htm

В.Е. Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Издательство Ростовского университета, 1983, с.224
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000149/index.shtml
http://www.twirpx.com/file/454707/?rand=2847294 5Мб
...Значительно больше сохранилось в исторических источниках сведений о соперниках киммерийцев - скифах. Впервые скифы (ашкуза) во главе с их вождем Ишпакаем упоминаются в анналах ассирийского царя Асархаддона, когда они выступили в союзе с государством Манна против Ассирии. Это событие относится к 70-м гг. VII в. до н.э. (Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту.-ВДИ, 1951(2, 3), 68). Однако ему предшествовало не только появление скифов в Передней Азии, но и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья, о чем пишут Геродот и другие античные авторы. Согласно исторической традиции, скифы появляются на обширных степных пространствах юга Европейской части СССР из Азии, теснимые племенами массагетов (Геродот, I, 201, 202, 216; IV, 11). Эти сведения Геродот заимствовал у Аристея, греческого поэта VII в. до н.э. Более поздние авторы, и в частности Диодор Сицилийский (I в. до н.э), опираясь на ранние традиции ионийских писателей, также подтверждают появление скифов из Средней Азии. Диодор пишет, что ими была подчинена обширная страна за р. Танаисом до Фракии и владычество их распространялось до египетской р. Нила (Диодор. Историческая библиотека, II, 43).
Скифы потеснили киммерийцев из европейских степей на юг. Враждебные отношения между пришельцами-скифами и киммерийцами - отражены в многочисленных легендах и преданиях. Геродот пишет, что скифы вторглись в Азию вслед за изгнанными ими из Европы киммерийцами и, преследуя бегущих, дошли таким образом до Мидийской земли. Далее Геродот сообщает, что киммерийцы постоянно бежали вдоль моря (Черного моря. - В. М), а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку, пока не вторглись в Мидийскую землю, свернувши внутрь материка (Геродот, IV, 12). Столь странный путь преследования можно легко объяснить, если признать, что мотивы, побуждавшие киммерийцев и скифов двинуться в Переднюю Азию, были несколько иными, нежели погоня за беглецами.
Как считает М.И. Артамонов, появление скифов в Азии было результатом не преследования ими киммерийцев, а их переселения ввиду начала длительной засухи в степной зоне, в результате чего кочевники-киммерийцы и скифы - ушли из Северного Причерноморья и степи значительно опустели (Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы, с.26). Однако не только одно это обстоятельство, а, видимо, и богатства древневосточных государств не в меньшей мере способствовали продвижению кочевников в Переднюю Азию.
Вероятно, процесс проникновения скифов в Закавказье не был столь быстрым, как это представляется на первый взгляд по письменным источникам. Некоторое время они оставались в предкавказских степях, входили в контакт с местным населением.
Как уже отмечалось, по данным ассирийских источников, киммерийцы находились в Закавказье, в Азии уже около 722-715гг. до н.э. Скифы (шкуда) зафиксированы дважды-сначала в 70-х гг. VII в. до н.э., а затем несколько позднее (Дьяконов И.М. История Мидии. М.-Л., 1956, с.266), т.е. они появляются в Передней Азии полстолетия спустя после прихода туда киммерийцев. Из сказанного следует, что до этого события, т.е. не позднее последней четверти, а может быть даже в первой половине VIII в. до н.э. (Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов, с.33), скифы уже господствовали в степях Нижнего Дона и Предкавказья.
Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло вместе со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися (Хазанов А. М. Социальная история скифов, с.226).
Дальнейшая история пребывания скифов в Передней и Малой Азии по письменным источникам представляется следующей.
Обосновавшись в районе озера Урмия, в степях между Курой и Араксом, скифы в 674г. до н.э. помогли восставшим против Ассирии мидянам (См. подробнее: Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы, с.28-34). Во время военных действий вождь скифов Ишпакай был убит, и власть принял Партатуа, которого ассирийцы уже называют царем страны Ингкуза. Партатуа (По Геродоту Прототий), изменив своим прежним союзникам, перешел на сторону Ассирии и получил в благодарность дочь царя Асархаддона и признание его главой Скифского царства, которое, по-видимому, с этого времени начинает играть весьма заметную политическую роль в событиях истории древневосточных государств на территории Передней и Малой Азии. К середине VII в. до н.э. скифы под предводительством Мадия, сына Партатуа, пройдя через территорию Ассирии (ассирийцы пропустили их как своих союзников), столкнулись в Малой Азии с киммерийцами и трерами.
Последующие события истории пребывания скифов в Передней и Малой Азии связаны с упадком Ассирии и возвышением двух новых могущественных государств - Мидии и Нововавилонского царства, образовавшегося в 626г. до н.э.
В 623-622г. до н.э. скифы спасли от разгрома столицу Ассирии Ниневию. Как пишет Геродот, когда он (индийский царь Киаксар. - В.М) уже одолел ассирийцев и начал осаду Нина, в пределы его царства вторглись огромные полчища скифов...во главе с царем Мадиесом (Геродот, I, 103).
Спустя десять лет скифы изменили своим союзникам ассирийцам и вместе с индийцами в августе 612г. до н.э. овладели Ниневией. После падения в 605г. до н.э. последнего оплота союзников Ассирии египтян г. Кархемыша скифы устремились в Палестину и Египет. С большим трудом египетский фараон Нехо (у Геродота он ошибочно назван Псамметих. - В. М) выйдя к ним навстречу, дарами и просьбами отклонил их от дальнейшего движения (Там же, 105). Об этом же событии, видимо, упоминает и Диодор Сицилийский (Диодор, II, 43).
Геродот отмечает, что скифы владычествовали над Азией в течение двадцати восьми лет и все опустошили своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими на каждого дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа (Геродот, I, 106). Крушению скифского могущества в Передней Азии способствовало в какой-то мере истребление скифских вождей мидийским царем Киаксаром в 595г. до н.э. Геродот же сообщает, что мидяне пригласили множество скифов в гости, напоили их допьяна и перебили (Там же).
После этого кровавого пира, потеряв вождей, скифы потерпели поражение, и, как считают некоторые исследователи, часть их вернулась обратно в Северное Причерноморье, а часть добровольно подчинилась индийскому царю (Дьяконов И. М. История Мидии, с.317-318; Белявский В. А. Война Вавилонии за независимость 627-605гг. до н.э. и гегемония скифов в Передней Азии. - В кн.: Исследования по истории стран Востока. Л., 1964, с.125; Он же. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971, с.61).
Однако думается, более верна точка зрения М.И. Артамонова, который считает, что мидянам потребовалось еще несколько лет, прежде чем они овладели областями, которые были подчинены в свое время скифам. В 590г. до н.э. Мидия столкнулась с претендентом на скифское наследство Лидией, которая к тому времени оккупировала Каппадокию, где жили киммерийцы и где задержались скифы, просившие у Лидии защиты после конфликта с мидянами. Возможно, что скифы при поддержке Лидии и киммерийцев усилили отпор мидянам и это послужило причиной войны между Мидией и Лидией, закончившейся 28 мая 585г. до н.э. в день солнечного затмения. По условиям, продиктованным лидийцам, скифам и киммерийцам не оставалось места в Азии, и они должны были уйти туда, откуда в свое время пришли, т.е. в Предкавказье и Северное Причерноморье (Артамонов М.И. Переселение киммерийцев и скифов в Азию и их возвращение в Северное Причерноморье около 585 года до н.э. - В кн.: Тезисы докладов сессионных и пленарных заседаний. Тбилиси, 1971, с.33; Он же. Киммерийцы и скифы, с.33).
Возвращение не было мирным, так как жившее на этой территории население, не участвовавшее в переднеазиатских походах, судя по сведениям Геродота, попыталось оказать участникам похода сопротивление (Геродот, IV, 1-3).
За время многолетнего пребывания в Передней Азии киммерийцы и скифы испытали на себе влияние урартской, ассиро-вавилонской и греко-ионийской культур. Возвратились они в северопричерноморские степи с культурой, существенно отличающейся от той, которая осталась у населения, не участвовавшего в походах в Азию. По мнению М.И. Артамонова, принесенная вернувшимися из Азии скифами и киммерийцами культура наслоилась на местные культуры Северного Причерноморья, частично заменила некоторые их элементы, но не прервала их собственного развития (Артамонов М.И. О времени возникновения скифской культуры. - В кн.: Тезисы докладов на сессии и пленумах, посвященных итогам полевых исследований в 1971г. М., 1972, с.31. О пребывании скифов в степном Предкавказье см.: Мурзiн В. Ю. Скiфи на Пiвнiчному Кавказi (VII-V ст. до н.э). - Археологiя. Киiв, 1978, вып. 27, с.22-35; Он же. Степная Скифия VII-V вв. до н.э.: Автореф. дис...канд ист. наук. Киев, 1979; Он же. Скифы на Северном Кавказе. - В кн.: Археология и краеведение вузу и школе. Грозный. 1981, с.27,28).
С момента возвращения скифов из Передней Азии начинается собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшиеся из Передней Азии скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых царских скифов, владения которых (по Геродоту) простирались на востоке до Кремн - гавани на северном побережье Меотийского озера, а другие, часто граничили даже с Танаисом (Геродот, IV, 20). Как известно, под Танаисом Геродота следует подразумевать Северский Донец и нижнее течение Дона от впадения в него Донца (это хорошо доказано Б.А. Рыбаковым (Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия, М.,.1979, с.50)).
В конце VI в. до н.э. персидский царь Дарий I совершил поход против европейских скифов, решив наказать их за вторжение в Мидию. События этого бесславного похода красочно описаны Геродотом в четвертой книге его труда (Геродот, IV, 1-142. Об уточнении даты похода Дария против скифов см.: Мазетти К. Война Дария I со скифами и вавилонская пророческая литература. - ВДИ, 1982(3), с.108).
Во времена Геродота Скифией называлась обширная область к западу от Танаиса до низовьев Истра (Дуная). Скифами античные авторы иногда называли не только обитателей собственно Скифии, но и различные другие кочевые и оседлые народы Юго-Восточной Европы. Объясняется это тем, что на этой территории проживало множество племен, близких по языку и культуре, и древние авторы не всегда достаточно четко различали их между собой. Сами скифы называли себя сколотами (Геродот, IV, 6). Как и киммерийцы, они не представляли собой единого народа. Это был союз племен, владеющих одной территорией, на которой жили и кочевые и оседлые народы (Там же, 17-21). Лишь со временем в V-IVвв. до н.э. этот союз приобрел черты государственной организации (См. подробнее: Граков Б.Н. Скифы, с.33,34).
В IV в. до н.э. на территории Скифии была создана громадная держава во главе с царем Атеем. Этот воинственный царь сумел сплотить разрозненные скифские племена в единый союз. Однако в борьбе за гегемонию над придунайскими областями ему пришлось столкнуться с македонским царством. В 339г. до н.э. в битве с войсками Филиппа Македонского скифы были разбиты, сам Атей погиб (в это время ему было девяносто лет) (Лукиан Самосатский. Долговечные, 10). После этого разгрома держава Атея распалась, чему немало способствовали восточные соседи скифов - савроматы и сарматы, потеснившие их из северопричерноморских степей. Скифы вынуждены были довольствоваться лишь территорией Крыма, где скифское царство просуществовало еще некоторое время.
Интересные сведения оставили древние греки о быте и хозяйственной жизни кочевников-скифов. В труде О воздухе, водах и местностях, приписываемом иногда знаменитому греческому врачу и естествоиспытателю Гиппократу (446-377гг. до н.э), но на самом деле, видимо, принадлежащему кому-то из современников Геродота и написанному в эпоху Перикла (443-429гг. до н.э) (Ростовцев М.И. Скифия и Боспор, с.22), сообщается следующее: Так называемая Скифская пустыня представляет собою равнину, изобилующую травою, но лишенную деревьев и умеренно орошенную: по ней текут большие реки, которые отводят воду со степей. Здесь-то и живут скифы; называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие - шестиколесные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они не проницаемы ни для воды (дождевой), ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватит, переходят в другую местность. Сами они едят вареное мясо, пьют кобылье молоко и едят иппаку (это сыр из кобыльего молока). Таков образ жизни и обычай скифов (Псевдо-Гиппократ, 25).
Нет сомнений, что подобный образ жизни был присущ и другим родственным скифам племенам, в том числе и тем, которых античная традиция размещала на Нижнем Дону и называла савроматами, а позднее сарматами.
***
Наследники Склавен. Ества Скуфе а Сурьме родице
...Оставхом на Сурiу млекы нашiа во травЪх
За нощi утлщемо до нь щалю а iнi трвiя
якоже рЪкша ПраСтарОцi
а даiмо се сурiтiся
Iа пiмо трiчi во Слву Богом пенто крт деннЪ...
Та бо то нашiа стара потщiна БозЪм длюжна есь потребiтi
...а требь та будi повязом мезi ны
Дощ 4г. Ставим на Сурью молоко наше во травах. Ночью растолчем (утлщемо) в нее шалю и иные травы, как говорили Прастарые Отцы, и даем осуриться ей. Ее пьем трижды во славу Богов пятикратно в день. Это ведь наше старое почитанье (потщiна) Богам, что мы должны совершать как требу...и треба та будет связью (повязом) между нами

Рис.1. Размещение крупнейших объединений кочевников в восточно-европейских степях в VIII-V вв. до н.э. (по Д.А. Мачинскому): 1 - примерная граница между лесной и лесостепной зонами; 2 - направление перемещения племен; 3 - горы; 4 - пески

Рис.2. Размещение крупнейших объединений кочевников в восточно-европейских степях в V - II вв. до н. э. (по Д.А. Мачинскому)
...Истоки общего племенного наименования савроматов и сарматов, как считают некоторые современные исследователи (Смирнов К.Ф. Савроматы, с.5; Ельницкий Л.А. Скифия Евразийских степей. Новосибирск, 1977, с.106; Виноградов В.Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972. с.20. Автор высказывает также мнение о возможном участии савроматов в скифских походах через Кавказ), восходят к имени народа сайрима, упоминаемого в священной книге древних иранцев Авесте.
...В IV в. до н.э. в античных источниках появляется новый этноним для обозначения населения Подонья-"сирматы". Среди большинства исследователей распространено мнение, что впервые этноним "сирматы" употреблен в перипле псевдо-Скилака (около 338 г. до н.э.) в описании Европы, где он сообщает, что "Сирматы (за скифами сирматы) народ и река Танаис (составляют) границу Азии и Европы" (Псевдо-Скилак, 68.). Далее автор, упоминая в описании Азии савроматов, выделяет их в особый народ: "От реки Танаиса начинается Азия и ее первый народ на Понте савроматы" (Там же, 70.).
Сирматы упоминаются также в "Землеописании" Эвдокса. Он пишет, что "вблизи Танаиса живут сирматы" (Эвдокс, фр. кн. I, 1.). Обычно труд Эвдокса относят к III в. до н.э., считая, что он написан Эвдоксом Родосским (Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.-ВДИ, 1947,? 3, с. 273; Граков Б. П. Пережитки матриархата у сарматов.-Там же, с. 102; Смирнов К. Ф. Савроматы, с. 194.), но если признать правильной точку зрения М. И. Ростовцева и Д. А. Мачинского, что этот труд принадлежит Эвдоксу Книдскому, писавшему около 370-365 гг. до н.э. (Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов, с. 44.), то можно говорить, что сирматы появились у Танаиса уже в начале IV в. до н.э. или даже в конце V в. до н.э.
Относительно появления сирматов и их родства с савроматами нет единого мнения. Одни исследователи считают, что сирматы-это одна из групп восточного савроматского объединения, переправившаяся на правый берег Дона и являвшаяся первой волной последовавшего затем широкого наступления ираноязычных племен из районов Поволжья, известных в античных источниках более позднего периода под именем сарматов (Смирнов К. Ф. Савроматы, с. 196.). Другие считают, что сирматы не родственны савроматам, а являются представителями угро-финского населения междуречья Дона и северского Донца (Либеров П. Д. Савроматы ли сирматы?-МИА, 1969, ? 151, с. 37.).
Начиная с III в до н.э. вместо названия "сирматы" в античных источниках появляются термины "сарматы" и "Сарматия" (для обозначения тех мест, где ранее владычествовали савроматы-сирматы). Псевдо-Скимн, цитируя писателя Деметрия из Каллатиса, сведения которого относятся к III в. до н.э., помещает на Танаисе сарматов (Псевдо-Скимн, 874-885.). Однако если принять точку зрения Д. А. Мачинского, которая весьма убедительна, то появление термина "Сарматия" следует отнести еще к последним десятилетиям IV в до н.э. Он появляется в трудах Гераклида Понтийского, сведения которого повторяет автор III в. до н.э. Антигон Каристский со ссылкой на Каллимаха (310-235 гг. до н.э.). Каллимах отмечает, что Гераклид пишет об одном озере в Сарматии (Антигон Каристский, 167).
Позднее античные авторы-Исигон Никейский, Сотион (I в. до н.э.)-повторяют это сообщение, заменяя название "Сарматия" названием "земля савроматов" (Исигон Никейский, XIV; Сотион, 22.), так как у античных авторов с конца II в. до н.э. и позднее в некоторых случаях этнонимы "сарматы" и "савроматы" становятся синонимами. Термин "Сарматия" употребляется и у Теофраста (372-287гг. до н.э.) в отрывке "О водах", где он пишет, что "животное таранд водится в Скифии, или Сарматии" (Теофраст, фр. 472.).
...В IV в. до н.э. в античных источниках появляется новый этноним для обозначения населения Подонья-"сирматы". Среди большинства исследователей распространено мнение, что впервые этноним "сирматы" употреблен в перипле псевдо-Скилака (около 338 г. до н.э.) в описании Европы, где он сообщает, что "Сирматы (за скифами сирматы) народ и река Танаис (составляют) границу Азии и Европы" (Псевдо-Скилак, 68.). Далее автор, упоминая в описании Азии савроматов, выделяет их в особый народ: "От реки Танаиса начинается Азия и ее первый народ на Понте савроматы" (Там же, 70.).
Сирматы упоминаются также в "Землеописании" Эвдокса. Он пишет, что "вблизи Танаиса живут сирматы" (Эвдокс, фр. кн. I, 1.). Обычно труд Эвдокса относят к III в. до н.э., считая, что он написан Эвдоксом Родосским (Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.-ВДИ, 1947,? 3, с. 273; Граков Б. П. Пережитки матриархата у сарматов.-Там же, с. 102; Смирнов К. Ф. Савроматы, с. 194.), но если признать правильной точку зрения М. И. Ростовцева и Д. А. Мачинского, что этот труд принадлежит Эвдоксу Книдскому, писавшему около 370-365 гг. до н.э. (Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов, с. 44.), то можно говорить, что сирматы появились у Танаиса уже в начале IV в. до н.э. или даже в конце V в. до н.э.
Относительно появления сирматов и их родства с савроматами нет единого мнения. Одни исследователи считают, что сирматы-это одна из групп восточного савроматского объединения, переправившаяся на правый берег Дона и являвшаяся первой волной последовавшего затем широкого наступления ираноязычных племен из районов Поволжья, известных в античных источниках более позднего периода под именем сарматов (Смирнов К. Ф. Савроматы, с. 196.). Другие считают, что сирматы не родственны савроматам, а являются представителями угро-финского населения междуречья Дона и северского Донца (Либеров П. Д. Савроматы ли сирматы?-МИА, 1969, ? 151, с. 37.).
Начиная с III в до н.э. вместо названия "сирматы" в античных источниках появляются термины "сарматы" и "Сарматия" (для обозначения тех мест, где ранее владычествовали савроматы-сирматы). Псевдо-Скимн, цитируя писателя Деметрия из Каллатиса, сведения которого относятся к III в. до н.э., помещает на Танаисе сарматов (Псевдо-Скимн, 874-885.). Однако если принять точку зрения Д. А. Мачинского, которая весьма убедительна, то появление термина "Сарматия" следует отнести еще к последним десятилетиям IV в до н.э. Он появляется в трудах Гераклида Понтийского, сведения которого повторяет автор III в. до н.э. Антигон Каристский со ссылкой на Каллимаха (310-235 гг. до н.э.). Каллимах отмечает, что Гераклид пишет об одном озере в Сарматии (Антигон Каристский, 167.).
Позднее античные авторы-Исигон Никейский, Сотион (I в. до н.э.)-повторяют это сообщение, заменяя название "Сарматия" названием "земля савроматов" (Исигон Никейский, XIV; Сотион, 22.), так как у античных авторов с конца II в. до н.э. и позднее в некоторых случаях этнонимы "сарматы" и "савроматы" становятся синонимами. Термин "Сарматия" употребляется и у Теофраста (372-287 гг. до н.э.) в отрывке "О водах", где он пишет, что "животное таранд водится в Скифии, или Сарматии" (Теофраст, фр. 472.).
О существовании Сарматии на европейской части бывшей Скифии, возможно, свидетельствует и рассказанная Полиеном (Полиен. Военные хитрости, VIII, 56.) легенда о сарматской царице Амаге, жене сарматского царя Медосакка, которая во главе небольшого отряда по просьбе херсонесцев совершила набег на крымских скифов. По мнению М.И. Ростовцева, эта легенда восходит к трудам историка Филарха, описавшего события 272-220 гг. до н.э., и херсонесских историков III в. до н.э. (Ростовцев М. И. Скифия и Боспор, с. 137-138.). Однако венгерский ученый Харматта склонен отнести эти события к 165-140 гг. до н.э. (Harmatta A. Studies on the History оf the Sarmatians. Budapest, 1959, p.8.). Объяснить, почему изменилось название "сирматы" на "сарматы" весьма затруднительно. Скорее всего "сирматы"-это искаженное греками произношение общеплеменного названия сарматов (народа "сайрима" Авесты), народа, чья прародина находилась в степях Заволжья и Южного Приуралья. Возможно, одной из западных групп этого народа во времена Геродота и до него являлись исседоны, названные им в качестве ближайших восточных соседей савроматов и тех немногих дальних племен, о которых у греков имелись кое-какие сведения (Геродот, IV, 16.).
Не исключено, что под влиянием определенных процессов исторического развития кочевого общества часть восточных соседей савроматов, населения, родственного им по языку и культуре, вынуждена была передвинуться на новые земли из Заволжья в степи западнее Дона. Д. А. Мачинским подмечен один интересный факт: появление первых сведений о сарматах-сирматах совпадает по времени с прекращением притока оригинальных сведений об исседонах (Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов, с. 54.). Как бы там ни было, не позднее чем с IV в. до н.э. термины "Сарматия" и "сарматы" становятся столь же распространенными, как и "савроматы", но применительно только к территории и населению европейской части, т. е. к землям западнее Дона. Античные авторы IV-III вв. до н.э. ни разу не отождествляли сарматов и савроматов, наоборот, они даже отличали их от "женовладеемых савроматов" (псевдо-Скимн, псевдо-Скилак). Слияние этих этнонимов происходит только во II в. до н.э. Именно в это время, как полагают некоторые исследователи (Мнения, что наиболее активное выступление сарматов и завоевание ими степной Скифии следует относить к первой половине II в. до н.э., придерживались Б.Н. Граков (Граков Б.Н. Каменское городище на Днепре.- МИА, н.36, 1954, с.28.), М.П. Абрамова (Абрамова М. П. Сарматские погребения Дона и Украины II в. до н.э.-I в. н.э.-СА, 1959, ? 1, с. 92.), К. Ф. Смирнов (Смирнов К. Ф. Вопросы изучения савроматских племен. - ВССА. М., 1954, с. 210; Он же. О начале проникновения сарматов в Скифию. - МИА, 1971, н.177, с.191; Он же. Савроматы и сарматы.- В кн.: Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977, с. 130).
В последнее время наметилась тенденция к пересмотру времени нашествия сарматов в Скифию. Д. Б. Шелов полагает, что основные отряды сарматов, прошедшие по Скифии и превратившие ее, по выражению Диодора, в пустыню, должны были переправиться через Дон па рубеже III-II вв. до н.э. (Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в III-I вв. до н.э. М., 1970, с. 63). Еще к более ранней дате склоняются А. Н. Щеглов (Щеглов А. П. Основные этапы истории Западного Крыма в античную эпоху.-В кн.: Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья, Л., 1968, с. 335-339) и Д.А. Мачинский (Мачинский Д. А. О времени первого активного выступления сарматов, с.53). По мнению В.А. Костенко, сарматы захватывают междуречье Дона и Днепра в III в. до н.э. (Костенко В.А. Сарматские памятники междуречья Дона и Днепра III в. до н.э.-середины III в. н.э.: Автореф. дис....канд. ист. наук. Киев, 1981, с.23).), происходит тот массированный натиск савромато-сарматских племен, о котором упоминает Диодор. По его мнению, савроматы "много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню" (Диодор, II, 43.). Однако подобное событие могло начаться значительно раньше II в. до н.э., скорее всего после гибели Атея и ослабления скифской державы. Не последнюю роль в распаде ее сыграло появление нового соперника-сирматов-сарматов, обосновавшихся на землях западнее Танаиса.
Выделение Сарматии на европейской территории бывших савроматских владений позволяет предположить или обособление одного из прежних савроматских племен (сирматов?) и его усиление, или же появление новой, родственной савроматам группы кочевников из Заволжья (сарматов-исседонов), слившихся с коренным савроматским, населением и тем самым позволивших создать новое мощное объединение, претендующее на гегемонию в прежнем савроматском союзе. В подобной ситуации сообщение Диодора выглядит вполне правдоподобно. Спустя некоторое время, т.е. в конце III -II вв. до н.э., подобная передислокация племен могла произойти в азиатской части с прежней Савроматии, т.е. в междуречье Дона и Нижней Волги, когда новая волна кочевников-сарматов двинулась на запад вместе с частью прежнего савроматского населения и, переправившись через Танаис (в низовьях около дельты), нанесла окончательный удар по скифам.
Начиная со II в. до н.э. античные историки выделяют среди общей массы сарматских племен отдельные племена и союзы и подчеркивают их политическую активность. Уже в первой четверти II в. до н.э. сарматы принимают участие в войнах за пределами Северного Причерноморья, в степях которого они к тому времени занимали прочные позиции. Историк Полибий, описывая заключение мирного договора между рядом государств Малой Азии в 179г. до н.э., упоминает и об участии в этом событии царя европейских сарматов Гатала (Полибий, XXV, 2, 12.).
Как уже отмечалось, по крайней мере еще в конце III в. до н.э. (по псевдо-Скимну и другим авторам) в устье Дона и близлежащих к нему районах левобережья жило савроматское племя язаматов; о нем римский географ Помпоний Мела сообщает, что "у них (иксоматов.-В. М.) женщины занимаются теми же делами, что и мужчины, и даже не освобождаются от военной службы" (Мела, I, 109.).
Страбон, который довольно часто касается событий II-I вв. до н.э. на территории Подонья, о язаматах ничего не пишет, но зато упоминает сарматское племя языгов, занимающих территорию к западу от Днестра (Страбон, VII, 2, 4.). Если языги - это потомки язаматов, то с уверенностью можно утверждать, что к I в. до н.э., если даже не ранее, язаматы были вынуждены продвинуться из района дельты Дона на запад, в причерноморские степи. Непосредственный (восточный) сосед языгов - сарматское племя роксоланов, о котором Страбон сообщает, что они живут между Танаисом и Борисфеном. В качестве союзников скифов роксоланы под предводительством Тасия выступают против Диофанта-полководца понтийского царя Митридата VI Евпатора, посланного на помощь Херсонесу в борьбе со скифами (Там же, 3, 17.). Это событие с упоминанием племени роксоланов засвидетельствовано эпиграфическими источниками конца II в. до н.э., в частности посвятительной надписью херсонесцев в честь Диофанта (IOSPE, I, н.185.).
Страбон сообщает о роксоланах следующее: "У них в ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетеные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч...Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, мясом и сыром которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах" (Страбон, VII, 3, 17.).
К I в. до н.э. относятся сведения об отдельных племенах и союзах во главе с аорсами и сираками, занимающими степные пространства между Доном, Каспийским морем и на юге до Кавказских гор. Страбон называет аорсов и сираков беглецами из живущих севернее аорсов народов или племен и указывает, что аорсы живут по Танаису, а сираки по Ахардею (Кубани. - В. М.) (Там же, XI, 5, 8. В.Б. Виноградов полагает, что под Ахардеем следует подразумевать р. Маныч (Виноградов В.Б. Локализация Ахардея и Сиракского союза племен.- СА, 1966, н.4, с.41.)). Естественно, что освоение аорсами и сираками этих районов, произошло задолго до Страбона, вероятно не позднее II в. до н.э. Об аорсах и сираках, которые часто выступают как соперники на политической арене, более поздние авторы сообщают довольно подробные сведения.
В I в. н.э. усиливается союз сарматских племен под главенством алан, которые, как сообщает Иосиф Флавий (I в. н.э.), жили вокруг Танаиса и Меотийского озера (Иосиф Флавий. О войне иудейской, VII, 7, 4.). Аланы - видимо, выходцы из прежнего аорского союза племен-позднее установили господство над степными районами от Дона до Северного Кавказа.
В бурных событиях последних веков до н.э. - первых веков н.э. сарматские племена, в которых со временем растворились и потомки геродотовых савроматов, принимали активное участие. Они воевали не только на территории Северного Причерноморья, но и далеко за его пределами-в Западной Европе на границах Римской империи, Иосиф Флавий пишет: "Те из скифов, которые зовутся сарматами, в большом числе переправились через Истр в Мезию и потом, обрушившись с большой силой, вследствие совершенной неожиданности нападения убивают многих из римлян...Они пронеслись по всей побежденной стране, уводя и унося все, с чем ни встречались" (Там же.).
Образ жизни сарматов, во многом сходный с образом жизни скифов и особенно савроматов, которые со временем растворились в сарматской среде, позволил грекам и римлянам отождествить со временем два этнонима - "савроматы" и "сарматы". Этому немало способствовало их представление об особой роли и воинственности сарматских женщин, т. е. те черты, которые ранее отмечались у савроматов. "Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги. Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войне наравне с мужчинами" (Мела, III, 33.), - так описывает сарматов Помпоний Мела.
В.Е. Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_157.htm
Царь же Скилур Тавроскифский и сын его Палак с младшими братьями воевали с царем сарматов Ваннием и дочерью его Амагой - царицей, которая пришла с многими сарматами в год 105-й до РХ в Тавроскифию, так как пожелала получать дань от Скилура и детей его, и разорила Неаполис, и много зла учинила в этом городе…
После смерти Скилура царем Скифии стал первенец его от второй жены, скифианки Палак, или Пал, а после - сын его Сирак...
Записи о царях тавроскифских и боспорских
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_480.htm
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_476.htm
...Изучение сарматских памятников Поволжья и Приуралья привело большинство советских археологов, работающих в области сарматской археологии, к бесспорному выводу: основной территорией формирования сарматских племен являлись задонские и поволжско-уральские степи, где прослеживается беспрерывное, более чем тысячелетнее развитие одной и той же культуры, начиная с VIв. до н.э. [10]. Археологические и палеоантропологические материалы с территории Поволжья, Южного Приуралья и Западного Казахстана позволяют установить генетическую связь ранних сарматов - савроматов с носителями андроновской и отчасти родственной ей срубно-хвалынской культур эпохи бронзы.
...На древнейшем савроматском этапе (VI-IVвв. до н.э.) культура сарматов (блюменфельдская, по Б.Н. Гракову) чрезвычайно близка скифской; ее отличительные черты от последней впервые были подмечены П.Д. Pay и Б.Н. Граковым, наметившими ее две основные локальные области, которые нами названы Поволжским и Самаро-Уральским сарматскими районами. Вероятно, указанный Поволжский район, находящийся между pp. Доном и Уралом, и был территорией геродотовских савроматов, составлявших отдельное племя или отдельную, соседнюю скифам, группу сарматских племен. Родство культуры скифов и савроматов в данном случае соответствует их языковому родству, о котором знал Геродот: Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном.
...Сарматы между Доном и Днестром - не автохтонное, а пришлое население. Первое передвижение сарматов на западную сторону Дона, зафиксированное письменными источниками, относится ко второй половине IVв. до н.э. Так, перипл Псевдо-Скилака помещает в Европе, т.е. западнее Дона, одно из савроматских племен - сирматов: (За скифами сирматы) народ и река Танаис, (которая) составляет границу Азии и Европы [49]. Б.Н. Граков первые передвижения сарматов в пределы Скифии ставит в связь с ослаблением Скифского царства после гибели скифского царя Атея в 339г. до н.э.
...Основная масса сарматских погребений IIв. до н.э. - IIв. н.э. в степной части между Доном и Днепром, т.е. на территории страбоновских роксоланов, тождественна поволжским (особенно саратовским) по типам погребальных сооружений, деталям погребального обряда и основному набору погребального инвентаря...
К.Ф. Смирнов. Итоги и очередные задачи изучения сарматских племен и их культуры. Советская археология. 1953 н.17
http://www.twirpx.com/file/749705/
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_315.htm

...Таким образом, по археологическим данным мы имеем две области распространения диагональных погребений IIв. до н.э. - Iв. н.э.: основная - поволжско-уральская и западная, охватывающая район левобережья Днепра от Днепропетровска до Запорожья и южные районы Харьковщины. По свидетельствам античных авторов, эта территория была занята в конце IIв. н.э. (а может быть, и на полвека раньше) роксоланами. Поэтому диагональные погребения с ЮЗ и ЮВ ориентировкой костяков я считаю возможным считать роксоланскими. Диагональные погребения Украины, как и в Поволжье, сопровождаются одновременными узкими могилами, часто впускными, с бедным инвентарем. Они, по-видимому, принадлежали иным сарматским племенам, увлеченным роксоланами в их движении на запад.
К.Ф. Смирнов. О погребениях роксолан. ВДИ, 1948(1)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_266.htm
Наследники Склавен
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_482.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_483.htm
Продолжение
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_485.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001