Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Славянское обьединение. Что должна получить Россия от войны
от 04.02.17
  
Выразе


I да Ореовiе завiете любыте Света зелена i жiвотнiа I любыте друзе сва I быте мiрнiе мезде Родi



Славия - газета-справочник по общеславянским вопросам. Выпуск 1 (выходит два раза в год. Отв. Святополк Осипович Коничек). Москва. 1909
Письма просят адресовать Святополку Осиповичу Коничку в Москве, Большая Садовая, 167. Телефон 66-60
Содержание
1. Славия
2. Славянская идея (Ф.Ф. Аристов)
3. Всеславянский Сокол
4. Общеславянские организации
5. Фельетон: „Остров свободы"
6. Славянские съезды и выставки
7. Народное хозяйство
8. Разные вести
9. Почтовый ящик
10. Объявления
Символическая картина польского художника Гроттгера
О, Славия! О, Славия! Имя сладких звуков,
Но горестных воспоминаний! Сколько раз
Тебя разбили в дребезги, однако вновь
Ты каждый раз вставала в прежней силе.
- Ян Коллар. Дочь Славы (II, 138)
Славянская идея (Краткий исторический обзор)
Славянская идея имеет уже тысячелетнюю историю: она зародилась в IX веке в эпоху деятельности славянских первоучителей - свв. Кирилла и Мефодия. Своим изобретением славянской азбуки, переводом Св. Писания, и созданием общего для всех Славян литературного(церковно-славянского) языка,-Кирилл и Мефодий заложили фундамент для того, впоследствии выстроенного усилиями всего Славянства, здания, которое несокрушимо стоит вот уже десять веков и известно под гордым названием славянской культуры. Славянская идея после Кирилла и Мефодия в ряду своих поборников видит св. Прокопа (XI в.) летописца Нестора, которого надо считать первым панславистом на Руси, затем Далимила (XIV в.). Жижку и Подебрада, а также мученически умерших Яна Гуса и Иеронима (в XV в.), Стрыйковского, Герберштейна и Мавро Орбини(ХVI в.)
таковыми были: Бальбина, Вальвазора, Каваньина, автора поэмы Осман", Гундулича и Крижанича, этого энтузиаста панславизма проповедывать который он приеxaл из далекой Хорватии в Москву. Эта цель прямо и была им высказана в латинском эпиграфе Разговоров": В защиту народа! Хочу вытеснить всех иноземцев, поднимаю всех Днепрян, Ляхов, Литовцев, Сербов, всякого, кто есть среди Славян воинственный муж и кто хочет работать заодно со мной -. (XVII в.).
XVIII век в рядах поборников славянской идеи видит имена: Добнера, Дуриха, Иордана, Бандури, Вука Бранковича и Паисия.
В XIX столетии начинается возрождение славянской идеи, которая начинает интересовать не только отдельных образованных людей, но проникает и в широкие народный массы.
Последователями славянской идеи в XIX веке являются:
Словаки - Бернолак, Палкович, Голый, Шафарик, Коллар, Кузмани, Геркель, Гурбан (отец) Годжа, Штур, Халупка, Желло, Краль, Сладкович, Гвездослав-Орсаг и Гурбан (сын).
Чехи - Добровский, Юнгман, Марек, Пухмайер, Ганка, Палацкий, Челяковский, Гавлигчек, Тыл, Воцел, Эрбен и автор поэмы Славия - Чех.
Поляки - Мицкевич, Словацкий, Красинский, Линде, Воронич, Немцевич, Ходаковcкий, Суровецкий, Раковенский, Бандке, Желиговский, Кухарcкий и Мацеевский.
Болгары - Вазов, Бобчев.
Сербо-Хорваты - Обрадович, Раич, Мушицкий, Mилутинович, Живкович, Утешенович, Гай, Враз, Прерадович, Кукулевич, Петр II. Негош и князь Черногорский Николай I.
Словенцы: - Водник, Преширн, Косесский, Ашкерц.
Русские: - великороссы - Аксаковы, Хомяков, Кириевские, Самарин, Гильфердинг, Данилевский, Тютчев, Ламанский и др., а также панславист-анархист Бакунин и панславист-социалист Герцен. Малороссы: - Шевченко, Костомаров, Белозерский, Кулиш, Артемовский и др.
Что касается тех форм, в которые в XIX в. отлилось содержание, сущность славянской идеи, то были:
У Чехов - федерализм, у Поляков -мессианизм, у Юго-Славян - иллиризм, у Великороссов - славянофильство, у Малороссов - Кирилло-Мефодиевское братство, первый пункта устава которого гласил: Принимаем, что духовное и политическое соединение Славян есть истинное их назначение к которому они должны стремится -.
XIX век являлся свидетелем двух славянских съездов: Пражского 1848г. и Московского 1867г.
Первый Славянский съезд после того как Бакунин бросил бомбу в австрийские войска должен был прекратить работы. Протоколов от него никаких не осталось, потому что делегат съезда - польский революционер Либих забрав их скрылся.
Второй Славянский съезд носил не политический, а культурный характер; он пробудил славянское самосознание в русском обществе, результатом чего была освободительная славянская война 1877-78гг.
Весьма также способствовал развитию славянской идеи, основанный в 1862 году „Сокол".
В XX веке (который называется славянским веком) славянская идея пробудилась со времени введения конституционного строя в России.
Уже в 1 Государственной Думе проф. М.М. Кавалевский поднял вопрос о славянском единении.
В мае месяце 1908г. в Петрограде приехали представители австрийских Славян: К.П. Крамарж (Чех), И.Ф. Грибарь (Словенец) и Н.П. Глебовицкий (Русский) для выработки программы III Славянcкого съезда в Праге в 1908 году.
В этом съезде приняли от Русских участие кроме прежних славянофилов, также и приверженцы неославизма, который старается сочетать славянофильскую преданность народности с западническими идеалами государственности. Славянская идея в последнее время проникает все глубже и глубже в сознание интеллигентных кругов и народных масс и как на знаменательное явление этого рода следует указать на зарождение среди студенчества всеславянских организаций под названием Славия
Ф.Ф. Аристов. Славянская идея. Славия, М., 1909, вып.1. с.3-4
https://yadi.sk/d/H4JNmnnO3DsRVM От Николая Пухова

Славянское обьединение. N1-2. Москва. 1915

Содержание
Что должна получить Россия от от войны. От редакции
Славия. Символическая картина польского художника Гроттгера
Карпато-русские писатели. Ф.Ф. Аристов
Будущая польско-немецкая граница. И.Я. Кулямович
Стремление словаков войти в состав России. С.С. Гунчик
Автономная Чехия в составе России. Воззвание московских славянофилов
Хорватия и мадьяризм. М.И. Гарапич
Идейныя основы общеславянских трапез в Москве. С.К. Родионов
Poccия и армянский вопрос. С.И. Аристова
Славянская поэзия: А.С. Хомяков. Вставайте; К.С. Аксаков. К славянам!; Ф.И. Тютчев. Славянам; С.О. Гурбан-Ваянский. Я словак; Ян Коллар. Дочь Славы; Эдуард Желитовский. Друзьям-славянам; Д.К. Попов. Белый генерал; Черногорский король Николай. Туда; Петр Прерадович. Заря брезжит; А.А. Ашкерц. Русский язык

От редакции
Что должна получить Россия от войны
1. Общая цель и частные задачи войны

Великая война имеет одну общую цель для всех держав, объединившихся в борьбе против Австро-Германии.
Эта цель - покончить раз навсегда с немецким засильем во всем мире.
Но кроме общей цели есть еще у каждой из держав свои частные, или национальные задачи. Так, Англия прежде всего заинтересована в том, чтобы отобрать у Германии все ее колонии, затем избавиться от все возрастающего соперничества германского флота и, наконец, в корне подорвать германское экономическое благосостояние. Франция прежде всего стремится к возвращению от Германии Эльзаса и Лотарингии, а также к завладению некоторыми германскими колониями в Африке. Япония, сокрушая германское влияние на Дальнем Востоке, тем самым подчеркивает, что только она может играть первенствующую роль в восточном Китае.
Эти задачи разрешаются указанными государствами совершенно самостоятельно, как вопросы национального достоинства, всегда требующего прямолинейной и решительной политики, не обращающей внимания на то, нравится ли эта политика кому-либо или же она не нравится.
Что касается России, то ее национальная задача в этой войнe заключается в окончательном разрешении славянского вопроса. Подобно Англии, Франции и Японии, Россия должна решать этот вопрос вполне самостоятельно, другими словами: ни одна держава не имеет права давать своих указаний или советов относительно решения славянского вопроса.
Россия есть единственная покровительница всего славянского мира, и только она призвана тысячелетней историей решать судьбы славянских народностей.

2. Виды славянского объединения
Славянские народы могут объединяться трояким способом:
1) при помощи полного слияния, 2) союза государств 3) объединения славянских народностей в одно государство.
Что касается слияния славянских народностей в одну общую национальную массу, то оно кроме вреда ничего принести не может, так как каждая славянская народность имеет такие свойства, которые часто отсутствуют у другой народности.
Русские, например, одни из всех славян, развили в себе принцип государственности, создав величайшую в мире державу, с которой может сравниться лишь древняя Римская империя.
Чехи, наоборот, рано потеряв свою государственную независимость, больше всех других славян развили в себе идею народности, достигнув вершин национального славянского самосознания и положив начало науке славяноведения. В то время как русские привыкли решать все вопросы самого широкого масштаба и присоединяли к своему государству такие огромные территории как Сибирь, Туркестан, Кавказ, Крым, Польша, Прибалтийский край и Финляндия - чехи, наоборот, не задаваясь широкими планами, подобно русским, закалили себя в повседневной борьбе с немцами за каждую отдельную школу, церковную общину и пограничную деревню.
Русские всегда защищали славянство от монголов, а чехи - удерживали волны германизма.
У поляков более, чем у всех других славян, развито до болезненности национальное чувство. В то время как вполне легко встретить безличного в национальном смысле русского человека или онемечившегося чеха (в особенности среди чиновничества и аристократии) - поляк не только в полунемецкой Австрии и прусской Польше, но даже и в славянской России всегда и всюду заявлял о своей национальной принадлежности.
Такое неуклонное подчеркивание своей национальности может служить примером для всех славянских народностей.
У болгар особенно развился практицизм, глубокий реализм не только в общественной и политической жизни, но даже и в литературе. Характерно отметить, что при обилии беллетристических произведений, болгарские писатели меньше всего обращают внимание на развитие поэзии, считая ее очевидно плодом фантазии, не имеющей практического значения для жизни.
Даже в настоящий великий момент, когда симпатии не только славянства, но и всего культурного человечества находятся на стороне России и ее союзниц, Болгария все еще не хочет послушаться голоса своего славянского сердца и взвешивает на весах разсудка, как могут произойти реальные выгоды, если она выступит против исконных врагов славянства - немцев (Австро- Германии) и монголов (турок и мадьяр).
Сербо-хорваты по своей натуре прирожденные поэты. Нигде в мире народная поэзия, за исключением древней Эллады, не получила такого могучего и широкого развития, как среди сербо-хорватского народа. Это одна из причин, почему идеалистические сербы не могут столковаться с реалистическими болгарами.
Наконец небольшой словенский народ, живущий между Альпами и берегом Адриатики, сочетал в себе, воспитанное морем, поэтическое чувство с твердостью характера, созданного горной природой.
Словенцы защищали южное славянство от итальянской волны и, вместе с чехами, всегда боролись против германизма.
Итак, идея слияния славянских народностей вредна сама по себе и поэтому фразу Пушкина: Славянские ль ручьи сольются в русском море - нужно понимать не как политическую программу, а лишь как литературно-полемический прием.
В противоположность идее слияния зародилась мысль о политическом союзе славян, но она не выдерживает ни малейшей критики: союз может быть между государствами, которые различны по своей истории, культуре и национальным идеалам, но объединяются для достижения каких-либо временных общих задач. Таков, например, союз России и Франции против Германии, Англии и Японии против России в минувшую компанию; наконец, Турции и Германии против держав тройственного соглашения.
Но славяне, имеющие общую историю, переносящие гнет одних и тех же врагов -немцев и монголов и имеющие общие политические идеалы, не могут ограничиваться такою формою единения, какою является союз или федерация.
Славянские народы, если только они хотят иметь славное оружие, должны объединиться в одно государство при сохранении своих национальных особенностей. Только тогда, когда у всех славян будет одна родина, одно отечество, одно государство, - уничтожится сам собою всякий провинциальный и областной сепаратизм и мелкие счеты о гегемонии того или другого славянского народа, и все будут сознавать себя свободными гражданами одной великой славянской державы.
Действительно, тысячелетняя история дала много выдающихся поборников именно славянского объединения.
3. Необходимость для России естественных границ на западе и юге
Вопрос о славянском объединении под главенством России выдвигает на очередь другой, также весьма важный, вопрос, что будут представлять собой новые границы русского государства.
Известно из истории, что Россия не останавливалась ни перед какими жертвами, чтобы иметь естественный границы, которые можно оборонять с наименьшею затратою военной силы и материальных средств.
Такие естественные границы России удалось достигнуть только на севере и Дальнем Востоке в виде Ледовитого и Тихого океанов.
Что же касается запада и юга, то здесь граница была совершенно неудовлетворительна. На западе, т.е. в Польше, русская граница упиралась в болото и представляла дугу, протяжением в 1253 километра. Для обороны такая граница была настолько неудобна, что даже среди военных авторитетов неоднократно поднимался вопрос о срытии русских крепостей в Ц. Польском, в виду почти полной невозможности оборонять их от неприятеля, который мог совершенно отрезать привислинский театр войны от остальной России.
Поэтому исправление русско-германской границы необходимо во всех отношениях. Вопрос об исправлении этой границы чрезвычайно упрощается вследствие того обстоятельства, что на этой территории живет братский славянский народ - поляки.
Верховный Главнокомандующий в своем воззвании к польскому народу обещал объединить все польские земли под скипетром Русского Царя.
Такой польской территорией, кроме русской Польши или Ц. Польского, является в Австрии Западная Галиция, с городом Краковом, а в Германии - провинция Познань, Силезия, Восточная и Западная Пруссия, а также отчасти и Померания.
Из этого ясно, что с объединением германской Польши Россия должна будет провести свою западную границу по реке Одеру до города Франкфурта, а затем по прямой линии до пересечения Лабы (Эльбы) с чешской границей. Только таким путем получат полную свободу от немцев поляки и сербы-лужичане, и западная русская граница с Германией сократится в своем протяжении ровно в три раза (вместо 1253 километров только около 400 километров).
Теперь необходимо ответить на вопрос, какой будет остальная западная граница русского государства. Так как Галиция вошла уже в состав России, то ясно, что Чехия тоже, подобно Польше и Галиции, должна войти в состав Русского государства. Идею объединения Чехии с Россией теперь уже проводит на практике чешская дружина, присягавшая на верность Русскому Государю Императору. Поэтому, со включением Чехии в состав великой славянской России, русская граница будет итти по хребту Судетских гор и Чешского леса.
Россия ведет войну за освобождение славянских народностей от иноземного ига и поэтому, как провозглашен великий принцип объединения Польши, так необходимо добиться и освобождения Чехии.
Необходимо отметить, что Пруссия основала свое могущество на гибели Польши. Австрия же развилась за счет Чехии. Поэтому, обратное явление, т.е. объединение Польши, есть сокрушение прусского могущества, а воскресение Чехии является смертью для Австрии.
Россия с возстановлением Чехии в границах короля Премысла Оттокара II, т.е. от Судет до Адриатики, - тем самым совершенно уничтожает Австрию, этого исконного врага всего славянства.
Это будет сделать вполне возможно по той простой причине, что немецкий клин между Чехией и словенцами составляет три провинции: Верхняя Австрия, Нижняя Австрия и Солоноград (Зальцбург), имеющие всего каких-нибудь 3 миллиона немцев.
Следовательно, из-за 3-х миллионов немцев было бы крайне недальновидно сохранять Австрию как независимое государство, которое в силу своей слабости, прекратилось бы в простую провинцию Германии.
Воскресив Чехию в составе России, русский народ таким образом получает выход через Истрию к Адриатическому морю.
Некоторые неосведомленные органы русской печати почему-то настойчиво проводят идею о необходимости вознаграждения Италии за ее нейтралитет посредством отдачи не только южного Тироля и Албании, но даже и таких чисто-славянских земель, как населенная хорватами Далмация и славянская Истрия с городом Триестом.
Надо твердо помнить то обстоятельство, что Италия никакой заслуги тройственному соглашению своим нейтралитетом не оказала: если бы она вместе с немцами начала войну, то немедленно потеряла бы все свои колонии в Африке, а также подвергла себя опасности бомбардировки и блокады всех приморских городов англо-французским флотом.
Италия должна быть благодарна России, что русское правительство и русское общество не поднимают вопроса об угнетении итальянцами 50 тысяч словенцев живущих в итальянском королевстве. Триест и Истрия имеют для западного славянства такое же огромное значение, какое Царьград и проливы для России.
Во первых, через Триест направляется вся торговля словенцев, чехов и словаков, т.е. 12 миллионов славян.
Кроме того Триест имеет огромное национально-религиозное значение для словенского народа. Недалеко от Триеста находиться село Рицманье, которое порвало всякие сношения с Римом и открыто перешло из католичества в православие. Поэтому отнятие у словенцев Триеста явилось бы своего рода жестоким наказанием словенского народа за его преданность православной России.
Итак, юго-западная граница России должна идти по Судетам, горам, Чешскому лесу, реке Инну и затем по прямой линии к Адриатическому морю, со включением города Триеста.
Одновременно с решением судьбы Австрии следует разсматривать и вопрос о судьбе Венгрии. Мадьяры своим монгольским варварством озлобили решительно все народности, живущие в пределах Венгрии.
Румыния стремится освободить своих единоплеменников в Трансильвании.
Хорватия, Славония и Далмация готовы каждую минуту соединиться с сербами против своего исконного врага мадьяризма.
Словаки, в лице своих национальных вождей - Годжи, Гурбана и Штура, всегда заявляли о своих русских симпатиях и теперь мечтают лишь о наступлении того момента, когда смогут, наконец воскликнуть, что они уже не рабы Венгрии, а свободные граждане братской России.
Таким образом Венгрия должна очутиться окруженною с одной стороны Румынией, а с остальных трех сторон - славянскими землями.
Фактически Венгрии придется войти в русло славянской политики.
Самое правильное решение венгерского вопроса было бы то, если бы 5-миллионное мадьярское население вошло в состав России.
В 1849 году Венгрия уже просила, но безуспешно, включить ее в пределы русского государства. Теперь этот вопрос снова стоить на очереди.
Венгрии могут быть предоставлены в России те же права, какими пользуются у нас и другие монгольские земли - Финляндия, Хива и Бухара.
От тех земель, которые так или иначе войдут в состав России, именно Польша, Чехия и Венгрия, необходимо перейти к отдельным государствам Балканского полуострова.
Прежде всего следует подчеркнуть, что Румыния, увеличив свою территорию присоединением 3-миллионого населения Трансильвании, должна отдать Болгарии всю Добруджу с населением в 500 тысяч человек. Добруджа имеет огромное значение для славянства, так как служит мостом, соединяющим Россию с освобожденной потоками русской крови Болгарией.
В виду того, что Румыния, Сербия, Черногория и Болгария получат осуществление своих национальных идеалов лишь благодаря великим жертвам русского народа, принесенным в настоящую войну, то необходимо, чтобы все эти балканские государства заключили вечный военный, дипломатический и таможенный союз с Россией.
Разсмотрев вопрос о западной границе русского государства, перейдем теперь к ознакомлению с вопросом о южной границе России.
Прежде всего Россия должна осуществить свой тысячелетний национальный идеал и стать твердою ногою в Цареграде, завладев одновременно обоими берегами Босфорского и Дарданелльского проливов. Благодаря этому, Россия прежде всего превратит Черное море во внутреннее русское озеро, при чем будет дан свободный выход для торгового обмена и отпадет необходимость содержать военный черноморский флот. Россия, становясь балканской державой, тем самым решает вопрос о гегемонии между мелкими балканскими государствами.
В виду отсутствия такой гегемонии, происходила на Балканах постоянная вражда между отдельными народностями.
Другая южная граница России должна доходить через Армению до Средиземного моря, у городов Александретты и Аданы.
4. Как практически должна осуществляться славянская политика
Каждое объединение должно совершаться около определенного центра. Славянство может объединить только русское государство.
Это объединение должно быть таким же последовательным и неуклонным, как объединение Руси Москвою.
Отсюда и лозунг: Москва объединила Русь, а Русь объединит славянство -. Только при объединении славянские народы смогут развить полностью свою культуру и сказать новое и великое слово всему человечеству. В славянском движении всегда наблюдалось два течения: центростремительное и центробежное. Во главе объединительного движения стояли самые выдающиеся славянские мыслители и деятели на разных поприщах культуры. Такому объединительному началу всегда сочуствовали широкие народные массы, жаждавшие избавиться от иноземной зависимости и обезпечить свое мирное развитие и благосостояние. Во главе разъединительного или центробежного течения стояли обыкновенно отдельные круги славянской интеллигенции, прошедшие чужую школу и воспитавшейся на иноземной культуре. Будучи связаны разными служебными степенями с иностранными правительствами, поработившими западных славян, эти интеллигенты обыкновенно ради чинов и орденов и своего личного благополучия защищали антиславянские интересы. Действительно, у чехов, например, интеллигенция онемечилась, у словаков и хорватов омадьярилась, у словенцев объитальянилась, у южных славян во времена турецкого завоевания часто туречилась (как у сербов)и даже эллинизировалась (как у болгар). Даже русская интеллигенция, которая казалось бы должна быть более народной, и та во времена существования Речи Посполитой полячилась и католичилась, а в последнее время в Галицкой Руси даже
придумала себе какое-то искуственное название украинской.
Галицко-русские крестьяне таким интеллигентам обыкновенно заявляли: вы потому назвали себя украинцами, что позволили украсть у вас русское имя! -.
Поэтому при объединении славянства под главенством России не надо обращать внимания на сепаратизм отдельных групп славянской интеллигенции и проводить политику политического объединения с такою же решимостью, с какою Москва объединила Русь.
Россия, присоединив, Галицию, завершила дело собирания русских земель, а объединяя Польшу, положила начало новому великому периоду русской истории, который должен быть назван периодом собирания славянских земель.
Польша имеет огромное принципиальное значение для русской политики. Если Россия объединила в своих пределах самый большой по численности (после русского) славянский народ - поляков, то тем самым она со спокойной совестью и твердой решимостью может присоединить к себе и все остальные славянские народы, находящиеся под немецким игом. Поэтому не может быть и речи о создании каких-либо новых славянских государств, так как Россия может попасть в идейное противоречие по отношению к братскому польскому народу.
Если уже ему не дано особой государственности, то тем более не должно поднимать этого вопроса относительно других славянских народностей, уступающих в численном отношении полякам.
5. Bсe земли, занятые русскими войсками, должны отойти к России
В минувшие войны неоднократно были такие печальные явления, что земли, взятые ценою русской крови, при заключении мира русской дипломатией вновь отдавались прежнему врагу, или даже державам, не принимавшим никакого участия в войне.
Так, в 1774г. русские войска отобрали у Турции Буковину, которая почему-то была отдана русской дипломатией Австрии; в 1809 году был занят Тернопольский округ восточной Галиции и затем вновь отдан Австрии, которая как в Буковине, так и в Галиции воздвигла неслыханные гонения на русскую народность и православную веру. По Сан-Стефанскому договору к России отошли крепость Баязет и Добруджа; первый город был возвращен Турции и его пришлось вновь брать нашими доблестным войскам в настоящую войну, а Добруджа вошла в состав Румынии и явилась клином, разделявшим Россию и Болгарию, а кроме того служащая причиною постоянной вражды между Румынией и Болгарией.
В настоящую войну такие промахи русской дипломатии не должны более повторяться, а это будет избегнуто лишь в том случае, если все земли, занятые русскими войсками, навсегда отойдут к России.
Итак, будем верить, что русская дипломатия не сдаст тех позиций, которые геройскими усилиями будут заняты русскими войсками.
6. Условия мира, как сумма двух побед - военной и дипломатической
При заключении мира вырабатываются такие условия, которые представляют собой сумму двух побед - военной и дипломатической. Военную кампанию разрабатыват в теории генеральный штаб, кампания же дипломатическая должна опираться на взгляды и идеалы, высказываемые данным народом. Поэтому нужно еще во время войны разрабатывать вопрос, какие земли должны отойти к государству-победителю.
Для России ничего иного не требуется, как окончательное разрешение славянского вопроса, что мыслимо лишь при полном уничтожении Австро-Венгрии и Турции, как независимых государств, и сокрушения германского милитаризма.
В вопросах национального достоинства не может быть двух решений: или их не надо совершенно затрагивать, или же, коснувшись, доводить до полного разрешения, несмотря ни на какие тяжелые жертвы.
Пример такой героической защиты национальных интересов представляют небольшие по объему, но великие патриотизмом Бельгия и Сербия.
Тем более нужно могучей России твердо и неуклонно проводить свою политику.
Англия, объявив аннексию Кипра и Египта, наглядно доказала всему миру, что в вопросах национальной чести она не только не боится открытых врагов, но даже не желает выслушивать дружественных советов своих союзников.
Верховный Главнокомандующий объявил в своих воззваниях о присоединении Галицкой Руси и объединении под русским скипетром всех польских земель.
Так как Галицкая Русь уже занята русскими войсками и в ней введено русское управление, то остается только оффициально провозгласить аннексию этой провинции и тем самым исключить вопрос о присоединении Галицкой Руси из обсуждения будущей мирной конференции. Точно так же надо поступить с германской Польшей и с принадлежащими Австрии славянскими землями (Словакией, Чехией, Словенией и Хорватией).
После разрешения славянского вопроса Россия получает естественные границы на западе и юге. Для русского государства не будет больше надобности увеличивать свои внешние пределы и оно сможет обратить все внимание на внутреннее развитие своих неистощимых духовных и материальных сил.
И тогда именно наступит эпоха, когда славянство скажет свое слово всему человечеству и обезпечит мир всему миру.
Будем неуклонно стремиться к достижению этой заветной цели, которую великий писатель земли русской Л.Н. Толстой выразил следующими знаменательными словами:
Не могу не верить в исключительное значение славянства для объединения не только христиан, но и всех людей
От редакции. Что должна получить Россия от войны. Славянское обьединение (редактор Ф. Аристов). N 1-2. Москва. 1915, с.1-9
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm

Славянское обьединение (редактор Ф. Аристов). N 1-2. Москва. 1915. с.10
Славия
Символическая картина польского художника Гроттгера

О, Славия! О, Славия! Имя сладких звуков,.
Но горестных воспоминаний! Сколько раз
Тебя разбили в дребезги, однако вновь
Ты каждый раз вставала в прежней силе.
- Ян Коллар. Дочь Славы (II, 138).
Славией называется территория, заселенная славянством, которому до великой войны 1914 года принадлежало (в этнографическом и политическом отношениях) около 400.000 квадратных миль. Славия не является государством, а представляет лишь отдельные славянские земли, часть которых разбита как между славянскими государствами, так и находится пока в пределах Германии, Австро-Угрии, Италии и Турции. Однако. среди славянских патриотов всегда жила надежда, что подобно Италии и Германии и славянские народы объединятся в одно политическое целое и, таким образом, Славия - территория превратится в Славию-государство с Россией во главе. - Польский художник Гроттгер символически изобразил на своей картине, как славянские скульпторы (народы) дружно работают над одной грандиозной статуей (созданием Славии-государства).
***
Создание Славии-государства
То б то МаырьеСва бiящеть крыдлема о труды ратне
а Славе воiом якове iспiяхша воде жiве од Перунце в сеще укрутнеi
А тая Пернiца лете до ны
а тая роуг двашеть плнен воде жiве о жiвот вЪцень гордiне нашему
iже меча вразiя одоста а главу стрцену утрате
Тако смрте не iмяхом одо ова
нiже бо жiвот вЪщен
а вожды братре о братре трудяеся
А умре а до луце Свргова iде
а тамо Перунiца рЪще
Тые бо нiкiе
iн нiже Рус гордiн
а нi Грьць а нi вряг
анмо Славен
роду Славна
А тон iде по спЪвех Матыревеха МатыреСваНщех
до луце Твех Сварже Влiке
А рЪще му Сварг
Iде сыне моiе до те красе вЪщны
а тамо зрящеше тва денде а бабе
А тiто о радощех i веслiах те зрящете
Плакста зела до днесе
а тедо iма бяшеть возрядовастеся
о жiвоте твем вЪщнем до конца конец
А вокраще сiа тама не вемее
Яко вое ясуне iмяхом iна мета
нiже Грьцi
а iмяхом Славу iну
А такожде дозредемо до Рае наше
а узржехом квенте красне а древа
а луцi
А iмемо вяну вянiте одо поль тех
жiтву трудiтi а яшень пълоте
а пшено просово сбiряшете
до закуте Сврожiа
То бо т богощенства iна
яко земна ве прахове
а болястве а страднех
I да бенде мiрна дене Го вЪщна
Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями о трудах ратных и славе воинам, которые испили воду живую от Перуницы в сече жестокой. И та Перуница летит к нам, и она рог дает, полный воды живой о жизни вечной герою нашему, который меча вражеского получил, а голову отрубленную потерял. Так смерти нет у нас таким, но жизнь ведь вечная, а вожди братья труждаются.
А умрет - и на луга Сварговы идет, а там Перуница речет: Ты ведь никто иной, а Рус герой, а не Грек и ни варяг, а славный роду славного. И он идет вослед за пением Матеревым, Матери Всех Наших, на луга твои, Свароже великий!
И речет ему Сварог: Иди, сыне мой, к красе этой вечной и там узришь ты своих деда и бабку. А они-то в радости и веселии тебя узрят! Плакали они много доныне, а теперь им будет возрадоваться о жизни твоей вечной до конца концов. А краше того, что там, мы не ведаем. Как воины ясные, цель у нас иная, не как у Греков - и слава у нас иная. И так дойдем до Рая нашего и узрим цветы прекрасные и деревья, и луга. И нам свивать снопы, на полях тех жито убирать и ячмень веять, и пшено просо собирать в закрома Сварожьи. То ведь богатство иное! - потому как земное было во прахе и болезнях, и страданиях, - и да будут мирными дни его вечные - (перев. Николай Слатин)
***
Ф.Ф. Аристов, Московское об-во Славия и Общеславянские трапезы
…Федору Федоровичу Аристову исполнилось всего двадцать лет, когда он выступил в Москве с идеей создания студенческого общества Славия. В 1908 году Славия начинает свою оживленную деятельность. Если мы примем во внимание, что молодое студенческое общество возникло как раз в тот период, когда, после подавления первых в России революционных вспышек, начинала торжествовать реакция и студенческая жизнь была взята под пристальное наблюдение охранки, то поймем каких усилий потребовало от организаторов Славии создание нового общества. Не приходится удивляться, что общество подвергалось, несмотря на явный характер своей деятельности, закрытию. Федор Федорович Аристов - душа и руководитель Славии - оставался председателем Общества от момента его возникновения до закрытия. Деятельность Ф.Ф. Аристова в студенческом обществ Славия не может быть предана нами забвению хотя бы уже только потому, что на собраниях этого общества молодой ученый выступал уже перед студенческой аудиторией с интересными, блестяще документированными докладами о Карпатской Руси. Эти доклады слушались молодежью с большим интересом и сопровождались широким обсуждением.
В заслугу студенческого общества Славия нужно отнести и то, что оно, руководимое Ф.Ф. Аристовым, решительно порвав с так называемым "традиционным" славянофильством и идеями панславизма, обратило в тоже время внимание русской общественности на существование, нужды и национальные стремления населения Карпатской и Галицкой Руси.
В настоящее время трудно установить, что именно явилось причиной закрытия студенческого общества Славия, но можно полагать, что оно было вызвано внешними причинами - недовольством университетских властей политической линией общества.
Обстановка однако быстро менялась в пользу сторонников славянской идеи. Война на Балканах, борьба славянских народов с турецким игом, снова пробудили славянофильские настроения. В этих условиях начинает работать политическое общество Славия, возникшее как мы можем догадываться на базе ликвидированного студенческого общества действовавшего по той-же программе и под таким же названием. В новом обществ Федор Федорович занял пост генерального секретаря и фактически руководил всей работой - как издательской так и лекционной. В новом обществ Ф.Ф. Аристов двоился и троился организуя доклады не только в самой Москве, но и в других городах. Доклады Ф.Ф. Аристова пользовались большим успехом и их нередко приходилось повторять. Много шуму в Москве наделало знаменитое письмо Л.Н. Толстому адресованное от имени Славии и написанное Ф.Ф. Аристовым. Как вспоминает о своем отце Т.Ф. Аристова, он принимал деятельное участие в работе многочисленных славянских организаций, созданных при его ближайшем содействии, в том числе в Галицко-русском обществе, Славянском вспомогательном обществе, Обществ имени Яна Гуса, Словацко-русском обществ имени Л. Штура, Русско-хорватском обществе имени Крижанича и др.
Так широко развернутая деятельность не мешала Ф.Ф. Аристову принимать в тоже время самое деятельное участие в "Всероссийском попечительств о пленных славянах" где он занимал пост секретаря московского отделения этого общества, руководя, как секретарь, организацией "общеславянских трапез".
Об этих "Общеславянских трапезах" имеем информацию С.К. Родионова который на страницах московского журнала "Славянское объединение" (в номер первом 1915 года) писал в статье: Идейные основы общеславянских трапез в Москве:
"С наступлением великой войны среди московских славянофилов возникла мысль о необходимости возможно частого и полного обсуждения славянского вопроса, чтобы тем самым объяснить русскому образованному обществу значение роли России в славянском мире. Таким славянским собраниям было решено придать характер трапез, на которых могли бы объединиться для дружной работы члены московских славянских обществ. На каждой трапезе поручено Ф.Ф. Аристову читать доклад по славянскому вопросу, после чего происходит обмен мнений. Чтобы речи участников не пропадали безследно и могли служить материалом для разрешения славянского вопроса, издается специальный двухнедельный журнал Славянское Объединение.
Напомним здесь, что редактором этого журнала был тот-же неутомимый Ф.Ф. Аристов…
Федор Федорович Аристов. Опыт литературной биографии писателя и историка литературы. Написал: Пантелеймон Юрьев. 1973.VII.2 - Статья опубликована как предисловие к репринтному изданию Карпаторусские писатели. США 1974. Второе дополненное издание. 1977
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_294.htm

Идейные основы общеславянских трапез в Москве
С наступлением великой войны среди московских славянофилов возникла мысль о необходимости возможно частого и полного обсуждения славянского вопроса, чтобы тем самым объяснить русскому образованному обществу значение роли России в славянском мире. Таким славянским собраниям было решено придать характер трапез, на которых могли бы объединиться для дружной работы члены московских славянских обществ. На каждой трапезе поручено Ф.Ф. Аристову читать доклад по славянскому вопросу, после чего происходит обмен мнений. Чтобы речи участников не пропадали безследно и могли служить материалом для разрешения славянского вопроса, издается специальный двухнедельный журнал Славянское Объединение. Путем трапез и журнала достигается сразу двоякая цель: во-первых, объединяются деятели отдельных славянских обществ, до сих пор находившихся в полном разобщении, и во-вторых, высказанные мысли распространяются по всей России и другим славянским землям.
Трапезами заведует Правление, состоящее из следующих 15-ти лиц.
Председатель - Сергей Константинов Родионов.
Товарищ Председателя - Сербский архимандрит о. Михаил
Товарищ Председателя - Камергер Леонид Михайлович Савелов.
Секретарь-докладчик и редактор - Федор Федорович Аристов.
Секретарь - Вениамин Александрович Монастырев.
Устроитель - Марк Иванович Гарапич (хорват).
Члены Правления:
Камергер Федор Иванов Тютчев
Камергер Павел Александрович Тучков
Николай Александрович Осетров
Солист Его Величества Леонид Витальевич Собинов
Николай Иванович Гучков.
Евгений Амвросьевич Ефимовский
Вацлав Иванович Пурский (поляк)
Святополк Осипович Коничек (чех)
Степан Степанович Гунчик (словак)
В заседании Правления трапез от 20 декабря 1914г. были приняты следующие основные положения:
Общеславянские трапезы в Москве ставят своей задачей всестороннее обсуждение славянского вопроса, исходя из того основного положения, что Россия присоединив Галицию, завершила дело собирания русских земель, а, объединяя Польшу, положила начало новому великому периоду русской истории, который может быть назван периодом собирания славянских земель. Отсюда и лозунг трапез: Москва объединила Русь, а Русь объединит славянство.
Необходимо, чтобы трапезы содействовали русскому обществу в усвоении идеи славянского объединения и тем самым, дали возможность русским гражданам быть не только простыми наблюдателями этого великого исторического процесса, но и сознательными его участниками.
Трапезы не являются по своему характеру каким-либо парламентом, где сталкиваются совершенно противоположные принципы, а наоборот, представляют собрания славянофилов, которые хотя и принадлежат к разным политическим течениям, но исповедуют одно национальное - верую -: объединение всех славянских народностей в одно государственное целое.
В виду этого на трапезах не допускается обсуждение принципиального вопроса: надо, или не надо объединяться славянам, и может идти лишь речь о том, как лучше объединиться славянским народностям и тем самым достигнуть торжества славянской идеи.
С.К. Родионов
С.К. Родионов. Идейные основы общеславянских трапез в Москве. Славянское объединение (редактор Ф. Аристов). N 1-2. Москва. 1915. с.20-21

11 апреля (29 марта) 1915 года. День Царьграда и проливов. Московская копейка
Сегодня в Москве состоится «День Царьграда и проливов», устраиваемый по инициативе правления общеславянских трапез. Утром будет отслужен молебен у Плевненской часовни на Лубянском сквере, вечером в «Метрополе» состоится торжественная славянская трапеза, посвященная Царьграду и проливам. На трапезу прибыли делегаты от петроградских общеславянских трапез: генерал-от-инфантерии, профессор Николаевской академии генерального штаба Скугаревский, бывший товарищ министра внутренних дел В.И.Гурко, П.В.Лавров, член Государственной Думы кн. Мансырев и др. Трапезой будет принята резолюция о необходимости присоединения к России Царьграда и проливов.
http://starosti.ru/archive.php?y=1915&m=04&d=11
Ф.Ф. Аристов. Карпато-русские писатели. Славянское обьединение (редактор Ф. Аристов). N 1-2. Москва. 1915. с.11-16
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_405.htm
Федор Федорович Аристов и Об-во Людевита Штура. Славянское обьединение. Стремление словаков войти в состав России
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_415.htm
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
Продолжение
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_481.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001