Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
От Карпато-Русского Освободительного Комитета
от 30.01.17
  
Выразе





Карпато-Русский Освободительный Комитет
В самом начале кампании 1914 года, по инициативе одного из офицеров Русской службы, видные представители Галицкой культурной и общественной жизни, оказавшиеся, благодаря счастливой случайности, к этому времени в России, составили в г. Киеве особый Комитет, все значение которого легко взвесить, если принять во внимание, что в состав его вошло несколько членов Галицкого Народного Совета.
29 июля 1914г. состоялось в Киеве учредительное собрание Комитета, названного Карпато-Русским Освободительным Комитетом. Председателем его избран Ю.А. Яворский, известный Галицкий писатель, живущий постоянно в Киеве; в секретари С.А. Лабенский, редактор газ. Прикарпатская Русь и член Народного Совета; в состав комитета вошли членами: адвокат М.Ф. Глушкевич, изв. защитник Бендасюка, вице-председатель Народного Совета, адвокат Михаил Емельянович Сохоцкий, секретарь Народного Совета, и адвокат Юлиан Ильич Секало, уездн. организатор Русской Народной Организации.
Цель и задачи Карпато-Русского Освободительного Комитета:
1. Осведомление Русского общества и Освободительной Русской Армии об исторических переживаниях и современном национально-культурном и политическом положении русского Прикарпатья.
2. Забота о военных беженцах и пленных русских Галичанах.
Средствами для этого служат:
а) Издание периодич. органа - газеты, назван. Прикарпатская Русь и летучих листков;
б) Устройство публичных собраний и бесед.
В случае оккупации восточной части Галичины Русскими войсками, К.Р.О.К. переносится во Львов
…Редакторы газет:
21. Прикарпатская Русь - Семен Андреевич Лабенский (Переех. в Киев 28/VII 1914г.)
22. Голос Народа - Илья Иванович Церох.
Современная Галичина: этнографическое и культурно-политическое состояние ея, в связи с национально-общественными настроениями: записка составл. при Военно-цензурном отд. Упр. генерал-квартирм. штаба главнокомандующего армиями Юго-западного фронта (июль 1914г.). с.30, карт.
http://dlib.rsl.ru/01004102748 28Мб Российская Государственная Библиотека
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_188.htm

К.Р.О.К. (Карпато-Русский Освободительный Комитет) продолжает свою деятельность издаючи в Киеве под редакцией С.А. Лабенского закрытую во Львове австрийскими властями газету Прикарпатская Русь. Между прочим Комитет издал также прокламацию до галицко-русского населенья. В Киеве появились два первых номера Прикарпатской Руси (от 10 и 17 августа). Коли русские войска заняли Львов, редакция переехала в Броды и тут появился 3-ий номер Пр. Руси (от 26 августа), вмещающий в собе также отдел для газ. русского крестьянства Голос Народа.
Члены К.Р.О.К. ишли разом с русскими войсками и попутно освобождали из тюрем нашим узников. Особенную ревность проявил в том деле гр. В.А. Бобринский, который вступил добровольцем в армию яко гусарский корнет, щобы, як раньше словом, так теперь и делом защищать свовю любимую Галичину.
Дальший н-р Пр. Руси появился уже во Львове 12 сентября и с тех пор та газета начала появлятись правильно
Голос Народа. Н-р 30. Львов. четверг. 27 ноября (10 декабря) 1914, с.2 (Редактор И.И. Цьорох)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_752.htm

Прикарпатская Русь
Повременное издание Карпато-Русского Освободительного Комитета.
N 1. Киев. Воскресенье 10 августа 1914г. N1
Высокознаменательные слова
Государя Императора о предстоящем освобождении Карпатской Руси

З сего августа г. Киевский генерал-губернатором получена Высочайшая телеграмма следующего содержания:
Передайте Мою благодарность Карпато-русскому освободительному комитету за выраженные им чувства. Всею душею разделяю его сокровенную надежду, если на то будет Господня Воля, увидеть наших зарубежных русских братьев, свободно слившихся с Великою Русью.
Николай
Телеграмма эта последовала в ответ на посланную 2 сего августа начальником края Его Императорскому Величеству телеграмму такого содержания:
Председатель бюро Карпато-русского освободительного комитета Юлиан Яворский и члены Мариан Глушкевич, Семен Лабенский, Юлиан Секало, Михаил Сохоцкий от имени собравшихся в матери городов русских, древнестольном Киеве, жителей и народных деятелей Карпатской Руси повергают к стопам Вашего Императорского Величества чувства безпредельной верноподданнической преданности и моля Всевышнего о даровании славной победы русскому освободительному оружию, всеподданнейше просят Ваше Императорское Величество всемилостивейше принять изстрадавшуюся в многовековой лютой чужеплеменной неволе Карпатскую Русь в родное лоно Великой Русской Семьи и завершить святое историческое посланничество собирания Земли Русской.
Генерал-адьютант Трепов

Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.2
На встречу свободы солнцу золотому!
Из первой половины XIX века в покутной империи все народы проснулись от векового сна. Проснулся и русский народ Прикарпатья. Раб чужеплеменной стихии, униженный и оскорбленный веками, обезправный от всего того, что называется культурой, среди австрийских народов, жалкий нищий в самом рваном рубище неясных, полузабытых преданий славного, но далекого прошлого, - даже этот народ встал на ноги, поднялся во весь рост и устами одного из своих сынов-будителей громко запел:
Тут русский дух,
Тут Русь живет!
Но не долго раздавался свободно этот торжественный напев. Не суждено было несчастному народу долго дышать свежим, целительным воздухом весны народов. Дьявольская политика Венских Макиавелли в управлении разношерстной стихией страны, их злобная зависть по отношению к великой и грозной соседке, Державной Руси, внушили им по истине дьявольскую мысль, убить несчастный, безпомощный народ его-же собственными руками.
Вторая половина XIX века в жизни Карпатской Руси - это непрерывная железная цепь страданий, тем более мучительных, что жестокой вивисекции подвергалась живая душа живого народа. С помощью самых тонких приемов современной политической хирургии резали живое тело народного организма.
Но не сдавалась Русь у Карпат. Чем мучительные были терзания, чем обильнее, в виде национального отступничества бесхарактерных сынов еи, лилась кровь ея, тем громче она кричала: Тут Русь живет! Кричала и звала не устами отдельных единиц, а устами тесно сплоченных боевых рядов сынов своих. Эти ряды, словно вековой дуб, глубокими корнями сросшийся с родной почвой, отражали удары урагана, поднявшегося со всех сторон. И, если неравная борьба, сопровождаемая терзаниями, вырывала из их груди крик, то не был этот крик, ни боли, ни отчаяния. Ибо в их умы глубоко запало сознание национального родства с остальным русским миром, их душа горела ярким пламенем веры в то, что настанет пора, когда очнется старший брат и с оружием в руках заступится за своего меньшого, обездоленного брата.
Жива была эта вера, и Провидение откликнулось на нее. Неожиданно пробил долгожданный час!
Раздались торжественные, твердые слова старшего брата: Да не будет больше Руси Подьяремной! Поднялась могучая русская рать на великое дело. Неся мир миру, она тоже время несет свободу порабощенному брату.
Седой Карпат дрожит уж от раскатов бури, вещающий ему скорое наступление разсвета. Дрожит, радостно волнуется и на крыльях буйного ветра шлет на встречу непобедимому Воинству, его Державному Вождю и родному старшему брату - великому русскому народу - весточку о том, что порабощенный брат, хотя сдавлен и безмолвен сейчас, радостные глаза устремил на высь и молит Всевышнего о даровании славных побед. Освободительному Воинству, весточку о том, что он бодро и радостно перенесет последнее испытание и сгорает нетерпением, как свободный сын великой Святой Руси, принести ей земной поклон и приласкаться к ее любвеобильному материнскому дому.
Дрожит Карпат, но его седые главы купаются уже в золотых лучах восходящего солнца свободы и правды.
С. Лабенский

Мы в бой идем

С врагами родины святой,
С рабов отступной чередой
С изменой, ложью и со злом -
Мы в бой идем

Хоть слабы мы и мало нас,
Хоть всякий день и всякий час
Теряем братьев по пути,
Мы в бой идем, враги!
Пусть тот упал, пусть этот мертв,
Мы знаем: нет борьбы без жертв,
Победа лишь в крови.

А души гибнущих в бою
Всю силу мощную свою
Оставят нам и в нашу грудь
Свой чистый пламень перельют.

И не всколеблет смерти гром
Душевной силы ни в одном;
Пока один из нас живет
И стяг народный понесет.
Мы смело в бой пойдем!

И поклянемся жизнь отдать
За Русь святую, нашу мать
За наш народ и отчий дом…
Друзья, враги, мы в бой идем!
Ю. Яворский


Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.2
Воззвание Верховного Главнокомандующего к русскому народу в Австрии
Братья! Творится суд Божий! Терпеливо, с христианским смирением в течение веков томился русский народ под чужеземным игом, но ни лестью, ни гонением нельзя было сломить в нем чаяний свободы.
Как бурный поток рвет камни, чтобы слиться с морем, так нет силы, которая остановила бы русский народ в его порыве к объединению. Да не будет больше Подъяремной Руси! Достояние Владимира Святого, земля Ярослава Осмомысла и князей Даниила и Романа, сбросив иго, да водрузит стяг единой, великой и нераздельной России.
Да поможет Господь Царственному Своему Помазаннику, Императору Николаю Александровичу всея России, завершить дело великого князя Ивана Калиты. А ты, многострадальная братская Русь, встань на стретение русской рати. Освобождаемые русские братья!
Всем вам найдется место на лоне матери-России. Не обижая мирных людей, какой бы они ни были народности, не полагая своего счастья на притеснении иноземцев, как это делали швабы, обратите меч свой на врага, а сердца к Богу, с молитвой за Россию и за Русского Царя.
Верховный Главнокомандующий генерал-адъютант
Николай.
5 августа 1914


Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.3
 
Еще седой Карпат, как пленный богатырь,
Потупя гордый взор, обьят страдальной думой.
Еще и Днестр и Сян, и тихий Буг и Стырь,
Как бы насторожась, застыли в тьме угрюмой.

Но близок уж разсвет. В изломах облаков
Сверкнула цепь огней и громом разразилась.
Подземный слышен звон распавшихся оков:
Встает от сна Карпат! В нем сердце вновь забилось!

И вот, над храмов гор, где, словно алтари,
Встают за кряжем кряж в клубах курений сизых,
Уже мерцает свет предутренней зари:
В град-Галич День грядет, как жрец, в лучистых ризах.

Разсеялся туман. На солнце золотясь,
Открылись города, селенья, реки, горы.
Народ надежды полн. И, истово крестясь,
Молитвы шепчет он, подьемля к нему взоры.

Он слышит Божий глас и в помыслах Царя
Зрят жертвенно-святой и предреченный пламень.
В сей День он отстрадал и, сретеньем горя,
Он встал днесь отвалить от гроба смертный камень.
М. Глушкевич

Заметки к моменту
I
Разразившаяся столь неожиданно война сразу, с первых же дней нашла себе во всех слоях русского общества самую верную оценку, выразившуюся, между прочим, в согласном определении ея общепризнанного характера и в общепринятом ея названии. Как только Австрия напала на Сербию и, несколько дней спустя, Германия обьявила войну России, для всех сразу-же стало ясно, что России придется вести упорную и многотрудную, а притом по истине народную войну, целью которой является, с одной стороны, освобождение не одной только России, но чуть ли не всех народов европейского материка, от милитарных тисков двигающегося германского шовинизма, с другой же стороны, окончательное освобождение славянских народов от чужеплеменного ига. Вот почему настоящая война и получила принадлежащее ей по всем правам, великое и грозное, но верное и достойное название освободительной войны. И это с первого же момента, за долгое, сравнительно, время до появления воззваний верховного Главнокомандующего к Полякам и к русскому народу Прикарпатья, каковые акты явились блестящим и ободряющим подтверждением, укреплением и поглублением с высоты компетентных кругов общего всем настроения и общих всем надежд. В ответ на дерзкий вызов воинствующего германизма, великий русский народ, кроткий и долготерпеливый, поднялся во весь свой могучий рост, чтобы, быть может, окончательно и навсегда свести счеты с историческим врагом, не только за себя, но уже заодно и за все славянство. Воскресли надежды всех славян, порабощенных настоящими в силу своего происхождения, Гуннами-Мадьярами и теми-же гуннами по культуре - Немцами. Опять воспряли духом Сербы, поражая мир своею храбростью. Воскресли надежды Чехов, западных славянских стражей. В грозный и ответственный момент среди темных туч завидели просвет Поляки, и в их груди забилось славянское сердце. Несомненно, всколыхнулись вековые чаянья в народной душе Словенцев, Словаков и Лужицких сербов. Все это чувствуют, почти все об этом постоянно читают, многие об этом пишут.
Но, в силу особых, исторически сложившихся условий, далеко не все, далеко не многие даже вдумываются в грядущие события, как в совершающийся на наших глазах величайшей важности исторический акт окончательного обьединения всех русских земель. Напротив того, усвоенный значительной частью печати, несколько узкий взгляд на эту войну как-будто закрывает перед памятью народной тесную историческую связь настоящего с прошлым, не позволяя с достаточной ясностью видеть в готовящихся событиях не какие-нибудь чисто милитарные завоевательные стремления России, и последовательное проведение основной национальной идеи всего русского, проходящей красной нитью во всей тысячелетной истории его и выражающейся в неуклонном, заложенном в самой природе его, стремлением к собиранию всех русских земель в одно культурное и политическое целое. И если настоящая война, как может быть, конечный этап борьбы с Немцами, сама по себе чрезвычайно популярная, вызвала небывалое возбуждение в Державной Руси, в русском государстве, как таковом, то насколько сильнее это возбуждение и общий подьем должна чувствовать также Русь, как единый народный дух, как нация, вспомнив, что после великих и знаменательных слов южной Малоросии: Волим под Царя восточного, православного -, и после не менее великих, торжественных слов Екатерины II: Отторженная возвратих -, в скором времени жертвенным подвигом народа будут осуществлены и на веки на скрижалях его запечатлены слова: Да не будет более Подьяремной Руси -, торжественно вылившиеся из чувствилищных недр слившихся воедино русских сердец. А уже никакой песнью слов и никакими звуками не выразить подьема, вызванного этой войной в Галицкой, Буковинской и Угорской русских землях, вчера еще забытых и безмолвных, но сегодня уже как-бы святым трубным гласом разбуженных для того, чтобы после многолетней разлуки, слитые в едино-неразделенное...
М.Ф. Глушкевич

Обьединение всех русских племен - национальный идеал России Обьединение всех русских племен, представляющих один народ с общим происхождением, с одними традициями, с одним языком, но раздавленных злою судьбою, является заветной идеей русской нации в ея целом. Эта идея, на протяжении всей 1000-летней русской истории служившая главным содержанием не только национального сознания всех русских племен и земель, но также политической программы всех исторически слагавшихся культурно-политических центров, должна сделаться усилием всего русского общества, всего русского народа и созданного им государства, она должна быть самой нацией поставлена во главу угла национально-политической проблемы Великой России. Одухотворяющее начало общественно-политического развития русской нации, - она в то же время одна из важнейших исторических задач ея, священный завет, за исполнение которого в настоящий момент, небывалый по благоприятствующим ему условиям, все современные русские люди, вся Русь ответственна перед грядущими поколениями, перед историей. Вот почему она, изначальная и основная, общая всему русскому народу, всем племенам и землям его, всем векам его истории, прошлой, настоящей и будущей, требует безусловной выдержки, требует самых решительных, неуклонных и последовательных усилий, которые, естественно, должны подавить обывательские чувства и переживания, все временные, условные, партийные и сословные разницы.
Если даже оставить в стороне национальный мотив, окажется, что присоединение Прикарпатской Руси к России должно явиться удовлетворением важнейших интересов и насущных потребностей русского государства. Прикарпатская Русь необходима России по строго государственным соображениям, каковыми являются соображения стратегические, политические и общекультурные...
М.Ф. Глушкевич. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее Прикарпатской Руси в связи с великой войной. Ростов-на-Дону: изд. А.Г. Батыкого на складчину ростовских Карпаторусских беженцев, 1917, 32с.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_749.htm

Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.5
Русь у Карпат (см. карту)
Карпатские горы играли роковую роль в истории русско-австрийских отношений. При дележе Польши австрийская императрица Мария-Терезия настаивала на присоединении Карпат к Aвстрии, главным образом, на том основании, чтобы не дать Росcии утвердиться на Ближнем Востоке. Ошибка русской дипломатии могла быть исправлена на Венском конгрессе, если бы русская дипломатия не была тогда в плену у кн. Меттерниха. В крымскую и последнюю турецкую кампанию Россия сильно пострадала оттого, что Карпаты не были в ее руках. В 1854г. Россия должна была допустить преобладание Aвстрии в дунайских княжествах, - Молдавии и Валахии, в 1876г. согласиться на австрийскую оккупацию Боснии и Герцоговины взамен за австрийский нейтралитет…
Карпатский передовой театр Авcтро-Beнгрии имеет и сейчас крупное значение. Провинция Галиция и Буковина составляют базис для развертывания австрийских сил. В 1772 году, по соглашению России, Австрии Пруссии, состоялся первый раздел Польши, по которому Австрия получила нынешнюю Галицию, составившуюся из следующих земель: части Червонной Руси (между реками Саном и Днестром), Покутья (между р. Днестром и Карпатами), части Подолии (севернее р. Днестра), Лодомерии (испорченное немецкое название Владимирии, бассейн р. Буга), Краковского округа и Силезских княжеств Освенцима и Затора. Новая провинция получила название «королевства Галиции и Лодомерии» от древнего Галичского княжества и города Владимира Волынского, на который в начале войны был направлен весь австрийский натиск.
В 1775г. к Aвcтpии было присоединено княжество (герцогство) Буковина, уступленное Портою Австрии, с согласия Екатерины Великой, в благодарность за нейтралитет и за содействие ее при заключении мира.
С тех пор территория королевства и княжества несколько раз менялась. В 1795г. были присоединены к Галиции - Люблин и Холм, отпавшие затем от нее в 1809г., когда нами быль отвоеван и Тернопольcкий округ. В 1815г. присоединена часть Подолии, но возвращен Тернополь, и, наконец, в 1846г. включена Краковская республика после неудавшегося польского возстания.
Величина тepитории королевства Галиции и княжества Буковины с тех пор не изменялась и лишь в административном отношении область получила в 1861 году новое устройство, будучи разделена на три провинции: западную и восточную Галицию (соответственно племенному различаю населения) и Буковину. Но такое разделение продолжалось только пять лет, и уже в 1866г. произошло снова слияние двух половин Галиции в одно целое.
В настоящее время Галиция обнимает собою територию 78.497 кв. кил. или 73,566 кв. верст, с населением в 8.025,675 человек, и Буковина 10,441 кв. кил. или 9767 кн. верст с 801.365 жителями.
Для определены численности русского населения Руси Галицкой, Буковинской и Венгерской (Угорской) нельзя принимать во внимание ни данных последней народной переписи 1910 года, помещенных в отчетах «императорской королевской центральной статистической комиссии в Вене, ни данные статистического справочника галицкой земской управы,
послужившего основой для распределения избирательных округов при проведении последнего избирательного закона в Львовский сейм от 1914 года, ни, наконец, данных королевской венгерской статистической комиссии в Будапеште для вычисления угро-русского населения. Эти данные заведомо подтасованы и неправильны.
Критерием для определения русской национальности в Прикарпатской Руси должно служить:
1) Православное вероисповедание (в Буковине сплошное, - и отдельный общины в Галиции и Beнгрии).
2) Восточный обряд греко-униатской церкви.
3) Обиходное местное русское наречие в части населения, официально приписанного к римско-католической церкви в восточной Галиции.
4) Сознание принадлежности к «старой вере» (o-hid) среди омадьяренного населения северо-восточной Венгрии и название «orosz» (русский).

Приложение к Прикарпатской Руси. н.1. 1914. Карта русских областей Австро-Венгрии (Русь Галицкая, Буковинская и Угорская)
Если руководствоваться этим критеpиeм, то русскими нужно будет одинаково признать и те деревни на западной стороне от реки Сана, в которых говорят уже по-польски, но молятся еще по-русски; и те деревни в Спишском, Шаришском, Абауй-Торнянском и Земплинском комитатах Beнгрии, которые приписываются к Словакам, но в которых, благодаря сохранению восточного обряда, не исчезло еще сознанию принадлежности их к русскому племени (Сотаки, Цеперяки и Карпяки); и тех «латиников» восточной Галиции (их до полумиллиона), которые ходят в костелы, но дома пользуются местным русским наречием, и, наконец, тех Венгерцев Мармарошского, Бережского и Заболочского (Саболча) комитатов, на западе от гор. Густова, в которых не исчезло сознание принадлежности к «старой вере» и русскому («orosz») племени не только в Мукачевской и Пряшевской, но и в Гайду-Дорожской yниатской епархии в Карпатах.
Таким образом, западную границу русского племени нужно вести, переходя из Холмской губ., по реке Сану, притоку его р. Вислоку до истоков Дунайца, затем, перевалив Карпатские горы, по Попраду и водоразделу притока Дуная р. Вага и западных притоков реки Тиссы по р. Шая. Южной границей русского племени нужно считать верховья реки Тисы до города Токая, восточной границей - истоки реки Вышевой, притока Тисы.
На пространстве земель от указанной границы и до пределов наших губерний: холмской, волынской, подольской и части бессарабской, живет около шести миллионов русского населения. Несмотря на шестивековое отторжение его от русского корня, оно не утратило сознания своей принадлежности к русскому мирy. Идея национального «украинского» сепаратизма захватила только небольшую горсть местной полу-интеллигенции, зависевшей тем или иным образом от Венского и Будапештского правительств. В толщу населения идея сепаратизма не проникла и успехи, которыми так гордились украинские деятели, объясняются экономической подкладкой.
Но среди этой шестимиллионной массы есть и чужеродные элементы, тяготение которых к России должно составить завоевание русской культуры. Сюда нужно отнести, прежде всего, свыше 800,000 евреев, пользующихся испорченным швабским наречием с примесью древне-еврейских выражений, как своим домашним, обиходным языком. Тут есть до 50,000 немецких колонистов, которые в последние годы были превосходно организованы членами германского генерального консульства во Львове. Тут насчитывается целый ряд колоний мазурских, т.-е. переселенных в последние годы подлинных польских крестьян, которые наравне с латиниками т. е. галичанами, переведенными в католичество должны были способствовать быстрому ополячению восточной Галиции. Тут есть армяне, из которых многие в XIX веке уже ополячились, есть караимы, (как напр. в древней столице края Галиче), пользующиеся испорченным татарским наречием.
Но островки эти тонут в море искони русского народа, живучесть которого доказана хотя бы тем, что за шесть веков своего отчуждения от общей матери России, народ этот сохранил достояние предков и сберег в главных чертах русский облик края до зари нынешнего освобождения (Из Нов. Вр.)
Дм. Вергун.
Прикарпатская Русь. Повременное издание Карпато-Русского Освободительного Комитета. N 1. Киев. Воскресенье 10 августа 1914г. N1. Дм. Вергун. Русь у Карпат. с.5-6. Карта
***
Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? Петроград. 1915
Содержание
Русское население Прикарпатья 7
Прикарпатская Русь 19
Карпатская лавра 35
Скит Манявский 45
Освобождаемая Галиция 53
Карпатские горы играли роковую роль в истории русско-австрийских отношений. При дележе Польши австрийская императрица Мария-Терезия настаивала на присоединении Карпат к Aвстрии, главным образом, на том основании, чтобы не дать Росcии утвердиться на Ближнем Востоке. Ошибка русской дипломатии могла быть исправлена на Венском конгрессе, если бы русская дипломатия не была тогда в плену у кн. Меттерниха. В крымскую и последнюю турецкую кампанию Россия сильно пострадала оттого, что Карпаты не были в ее руках. В 1854г. Россия должна была допустить преобладание Aвстрии в дунайских княжествах, - Молдавии и Валахии, в 1876г. согласиться на австрийскую оккупацию Боснии и Герцеговины взамен за австрийский нейтралитет...

Этнографическая карта театра военных действий. с.28-29
Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? Петроград. 1915, 69с.

http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_407.htm

Этнографическая карта составленная Д.Н. Вергуном

И крепнет Русь Червонная,
И не погибнуть ей,
Пока стомиллионная
Там Русь стоит за ней!
Дмитрий Вергун 1899г.
Продолжение
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_479.htm
Предлагаем восьмой выпуск серии роликов «Русская Окраина» - «Русская Галиция». Видео 28.06.2013
В рамках работы политического клуба «Альтернатива» действует межрегиональный проект - студия «Ромба». Ее первым проектом является серия роликов «Русская Окраина». «Русская Идея, Русская культура, Русский Мир - как часто мы произносим эти слова, но что мы вкладываем в само понятие «русские»? Что мы имеем в виду, называя себя русскими?» - задаются вопросами авторы проекта.

Чем же должна быть родною нам эта Галиция? Как взрослому бывает дорога колыбель, в которой его няньчили, так нам должна быть интересны те Карпатские горы, где стояла «колыска» нашего народа, откуда, по мнению ученых, «русская земля пошла есть». Карпаты - это единственный горный хребет русской земли, где почти все названия гор и холмов, рек и долин звучать по родному, где каждая травка и каждый кустик обвеяны воспоминанием о младенчестве нашего племени.
В Карпаты, в Карпаты, где спит
Святогор,
Откуда виднеется русский простор...
Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? Петроград. 1915, 69с.
http://booksee.org/book/748518 1.75Мб
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_407.htm
Первый вып. - Как появились украинцы
Второй вып. - Кто такие русские
Третий вып. - Русофобия
Четвертый вып. - Мы - не братья!
Пятый вып. - Украденное величие
Шестой вып. - Предателям русского имени
Седьмой вып. - Говерла - гора русская
Русская народная линия
http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/28/russkaya_galiciya/
Девятый вып. - Нерусская Галиция.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/29/nerusskaya_galiciya/%26?print=y
Десятый вып. - Красные наследники русского раскола
http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/01/krasnye_nasledniki_russkogo_raskola/
***
Родина. Сборник избранных русских стихотворений
В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

В настоящее время, время ожесточенной борьбы за русскую народность, в Галицкой Руси, время национальных лжеучений, сбивающих с верного народного пути неопытную молодежь и доведших их последователей до изменнического отречения не только от единства с русским народом, но даже от священного имени Русь, исторические идеалы русского народа приобретают великое значение. Они, как путеводные звезды, освещают бурное житейское море и руководствуют мыслями и деяниями людей, преданных русской народности и любящих свою родину.
Лучшие сыны русского народа вылили свою любовь к Руси в художественных произведениях, которые, как яркие светила, блещут в русской литературе. Мы и напечатали в сем сборнике выдающиеся памятники поэтического творчества русских писателей, посвященные любви к родине, дабы юным русским галичанам, ищущим возвышенного и благородного, указать путь к достижению их стремлений. Может-ли, однако, быть что-либо возвышеннее, благороднее и непорочнее, чем любовь к святой Руси?
Чувство этой любви выражено искренне и горячо в стихотворениях, напечатанных в этом сборнике. В них читатель найдет целое созвучие чувств, волнующих верного, любящего сына Матери-Руси: тихие, спокойные мотивы, задумчиво-грустные молитвенные мысли, тяжелую и глубокую тоску, восторженный призыв к взаимной любви и дружной работе и торжественные гимны сознания мощи русского народа и его будущих великих судеб.
Вместе с тем юные русские галичане найдут в сборнике прекрасные образцы русской художественной поэзии, примеры правильной и изящной формы стихотворений и богатый материал для изучения русской литературной речи.
Да принесет-же эта книжечка русскому юношеству в Галицкой Руси желательную и наибольшую пользу: одушевит восторженных, ободрит унывающих, убедит сомневающихся, утвердит колеблющихся, исправит заблудших и всех оплодотворит искреннюю, бескорыстною любовью к святой Руси, побуждая к неутомимой и самоотверженной деятельности в ея пользу. Подобное собрание русских художественных произведений появляется впервые в Галицкой Руси. Да достигнет-же оно своей цели, выраженной певцом горя русского народа, Н.А. Некрасова, в следующих стихах:
И ангел милосердия
Не даром с чудной песнею
Над юношей витал.
Года ученья минули,
И юноша отмеченный
Печатью дара божьего,
Стал пылким и восторженным
Певцом освобождения
Униженных, обиженных
На всей святой Руси
Собрал и издал для галицко-русской молодежи О.А. Мончаловский, Львов, типография Ставропигийского института, 1905

Запевка
Л.А. Мея

Ох, пора тебе на волю, песня русская,
Благовестная, победная, раздольная,
Погородная, посельная, попольная,
Непогодою-невзгодою повитая,
Во крови, в слезах крещенная - омытая!
Ох, пора тебе на волю, песня русская!
Не сама собой ты спелася-сложилася:
С пустырей тебя намыло снегом, дождиком,
Нанесло тебя с пожарищ дымом-копотью,
Намело тебя с сырых могил метелицей!

Гимн
Н.А. Некрасова

Господь! Твори добро народу,
Благослови народный труд,
Упрочь народную свободу,
Упрочь народу правый суд!

Чтобы благия начинанья
Могли свободно возрасти,
Разлей в народе жажду знанья
И к знанью укажи пути!

И от ярма порабощенья
Твоих избранников спаси,
Которым знамя просвещенья,
Господь! Ты вверишь на Руси!

А.С. Пушкину
Д.Н. Вергуна

Им хорошо, певцам Руси державной,
Им гениев своих не трудно восхвалять!
По образцам певцов плеяды славной
Легко им песни петь, легко их и слагать!

Но нам, сынам Руси той подьяремной,
Что век шестой уже ярем чужой влачит,
Нам, рвущимся на свет из тьмы тюремной,
Где нам учится петь, нас кто-же вдохновит?

И мы поем нескладно и как знаем,
И трудно нам ласкать песнолюбивый слух,
Но в песнях наших свято сохраняем
Огонь любви к Руси и святорусский дух!

Тот свет, что Владимир-князь
По всей Руси зажег,
Тот дух - на нашей родине
Давным давно бы мог
Погаснуть, улетучиться...
И в копоти чужой
Не раз уж задыхался он...
Но всякий раз живой
Пахнул дух русский в нашу Русь -
И ожил, не потух,
И вспыхнул ярким пламенем
Наш святорусский дух!
Пахнул раз дух Хмельницкого,
Козаков удалых,
Потом и Гонта мстительный
Приободрил родных, -
А там пришли будители,
Вдохнули в наш народ
Тот дух, которым до сих пор
Он дышет и живет...

И крепнет Русь Червонная,
И не погибнуть ей,
Пока стомиллионная
Там Русь стоит за ней!
- Едина, неделимая -
Храни святой завет,
Стой, стой, непобедимая,
И обнови весь свет!

О.А. Мончаловский. Родина. Сборник избранных русских стихотворений
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_689.htm


Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.6
Из прошлого и настоящего Карпатской Руси.
Основные моменты истории Карпатской Руси. Конспект Ф.Ф. Аристова

Первый период (с X до половины XIV века)
Галицкая (и Буковинская) Русь под управлением русских князей

Завоевание Владимиром Великим у Польши в 981 году Червонной Руси (или Червенских городов).
Присоединение Болеславом Храбрым в 1018 году этих городов вновь к Польше.
Овладение Червонной Русью Ярославом Мудрым в 1031 году.
Переход в 1070г. на короткое время Червонной Руси к Польше при Болеславе Смелом.
Разделение Руси на уделы по смерти ( в 1054г.) Ярослава Мудрого и образование на западе русского государства княжеств: Владимировского, Перемышльского, Звенигородского и Теребовльского. Ростиславичи. Рюрик (Перемышльский), Володарь (Звенигородский), Василько (Теребовльский).
Володимирко Володаревич, как основатель (в половине XIIв. ) Галицкого княжества.
Ярослав Осмомысл.
Романовичи. Роман Мстиславович: соединение им под своей властью Галицкого и Владимирского княжеств и Киева военные походы против Литвы и половцев; борьба с буйными галицкими боярами; отказ от принятия унии; титул Романа Мстиславича - самодержец Всея Руси, как показатель его политического могущества.
Даниил Романович: порабощение Руси татарами: признание Даниилом Романовичем власти Батыя; надежда получения от папы помощи против татар; принятие унии и коронование в 1253г. королевской короной; неполучение помощи и уничтожение унии; ухудшение отношений с татарами, неудачная борьба с ними и уничтожение всех (кроме Холма) городских укреплений; смерть Даниила Романовича от перенесенный потрясений (в 1264г.) и распадение Галицко-Владимирского королевства.
Лев Данилович: его стремление завладеть Угорской Русью; перенесение столицы во Львов.
Юрий I Львович, как олицетворение могущественного и мудрого правителя, давшего спокойствие и благоденствие своей земле; соединение им Галицко-Владимировского королевства и принятия титула - король всей Малой Руси; стремление учредить отдельную от Киевской православную галицкую митрополию и избрание для управления ею подвижника Петра Ратенского (сделавшегося впоследствии не галицким, а первым Московским митрополитом и главным вдохновителем Ивана Калиты по собиранию Руси; сыновья Юрия I Львовичи - Андрей (кн. Владимирский) и Лев (кн. Луцкий), их неожиданная смерть в 1321-1322гг. и прекращение рода Романовичей.
Избрание на Галицко-Владимирский престол внука Юрия Львовича, сына Марии Юрьевны и Тройдена, мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, правившего (1325-1340гг.) под именем Юрия II.
Угорская Русь
Приход в Угрию мадьяр и основание ими государства в 907г.
Культурное влияние угро-руссов и вообще славян на мадьяр.
Признание за угроруссами церковных и национальных прав.
Эпоха управления русского князя Кориатовича.

Второй период (с половины XIVв. до последней четверти XVIIIв.)
Галицкая Русь под властью Польши (1340-1772гг.)

Завоевание Галицкой Руси в 1340г. польским королем Казимиром Великим.
Борьба польских королей с православной верой и русской народностью.
Русские твердыни православия: Львовское Ставропигийское Братство и монастырь Манявский Скит.
Нравственная и материальная поддержка Россией Галицкой Руси.
Ополячивание в XVIIв. Галицко-русского дворянства.
Принятие галицко-русскими епископами унии.
Манявский Скит, как единственный хранитель православия после принятия унии галицкой церковью.
Буковинская Русь под властью Молдавии (1359-1774гг.)
Завоевание румынским воеводою Богданом Драгошем Буковины и Молдавии и образование независимого государства под названием - Земля Молдавская (1359гг.)
Культурное влияние русского населения на румын.
Учреждение в гор. Сучаве молдавским князем Югою первой православной митрополии в Буковине (1399гг.)
Угорская Русь
Постепенное стеснение мадьярами национальных и политических прав угро-руссов.
Насильственное распространение католицизма и унии среди православных угроруссов. Официальное провозглашение унии в 1646г. и протесты против нее угрорусского населения.
Иоанн Брадач и признание самостоятельности за Мукачевской епархией в 1773г.

Третий период (с последней четверти XVIIIв. и до наших дней)
Галицкая Русь под властью Австрии (с.1772г.)

Первый раздел Польши в 1772г. и присоединение Галицкой Руси к Австрии.
Управление Марии-Терезии и Иосифа II: улучшение экономического положения крестьян и заботы о просвещении (учреждение в Вене в 1774г. униатской семинарии, известной под названием Барбареума, и чтение лекций на богословском и философском факультетах Львовского университета на русском языке в течение 1787-1808гг.)
Наступление реакции при Франце I. Меттерняховщина, недоверие к русским галичанам и начало их официальной полонизации.
1848 год и национальное возрождение Галицкой Руси: вопрос о литературном языке и предложение А.С. Петрушевича.
Политика гр. Агенора Голуховского по отношению к Галицкой Руси.
1866г. и провозглашение И.Г. Наумовичем единства всей Руст от Карпат до Камчатки.
Введение в Австрии конституции в 1867г. и отдание управления Галицией в руки поляков.
Переход переход села Гниличек в православие и политический процесс 1882.
Провозглашение в галицком сейме (1890г.) так называемой „новой эры", как политической программы украйнофилов; введение фонетики в школы и официальную переписку (1890г.) и протест (покрытый 50 тыс. подписей) русских галичан против такого распоряжения польских властей.
Борьба за Львовский университет (с 1901г.).
Борьба за улучшение экономического положения галицко-русского крестьянства.
Введение в 1907г. всеобщего избирательного права; речь депутата Д.А. Маркова на русском языке в Венском парламенте;
Посещение в 1908г. Галицкой Руси гр. В.А. Бобринским и другими русскими членами Пражского славянского съезда.
Укрепление культурных связей между Галицкой Русью и Россией.
Православное движение и процесс журналиста С.Ю. Бендасюка и товарищей, закончившийся единодушным оправданием всех подсудимых.
Буковинская Русь под властью Aвстрии (с 1774г.)
Присоединение Австрией в 1774г. Буковины (занимавшейся уже русскими войсками во время войны с Турцией в 1768-74гг.).
Покровительство правительства румынам и немцам в ущерб русским буковинцам.
Насаждение католицизма.
Введение в Австрии конституции (1867г.) и пробуждение народной жизни среди русских в Буковине.
В.Ф. Продан и основание им в Черновцах Общества „Русская Беседа" (1868г.)
Учреждение в 1875г. Черновецкого университета.
Организация православной церкви в Буковине.
Насаждение украйнофильства и гонения австрийских властей на общерусское движение; закрытие русских национальных организаций в 1910г.; дело братьев Геровских в 1914г.
Угорская Русь
Реформы в правлениие Марии-Терезии и Иосифа II.
Реакция при Лeопольде II и Франце I и переселение угро-руссов П.Д. Лодия, М.А. Балудянского, И.С. Орлая и Ю.И. Венелина в Россию.
Деятели, оставшиеся в Угорской Руси: епископ Андрей Бачинсюй и писатели Базилович и Лучкай.
1848 год и национальное возрождение Угорской Руси; деятели и писатели этой эпохи: А.И. Добрянский-Сачуров, А.В. Духнович, И.И. Раковский.
Введение дуализма в 1867г. и усиление мадьяризации.
Деятели обще-русской литературы: о. Анатолий Кралицкий, И.А. Сильвай и Е.А. Фенцик; развитие угро-русской журналистики.
XX век и православное движение; Мармарош-Сиготский процесс о. Алексея Кабалюка и 94 православных угро-руссов.
Прикарпатская Русь. Повременное издание Карпато-Русского Освободительного Комитета. N1. Киев. Воскресенье 10 августа 1914г. Из прошлого и настоящего Карпатской Руси. Основные моменты истории Карпатской Руси. Конспект Ф.Ф. Аристова. с.6

Ф.Ф. Аристов. Карпато-русские писатели. Том первый. с.1-11
Карпаты являются общеславянской прародиной, откуда в VII веке славянские племена разселились в разные стороны. Находясь на рубеже между Русью и Польшей, Галичина постоянно служила предметом спора между этими двумя государствами. В 981 году русский князь Владимир Великий завоевал у Польши Червонную Русь или Червенские города. Однако, междоусобица, начавшаяся после смерти Владимира, привела к тому, что польский король Болеслав Храбрый в 1018 году присоединил эти города вновь к Польше. После смерти Болеслава Храброго, русский князь Ярослав Мудрый в 1031 году снова отвоевал у Польши Червонную Русь. После смерти Ярослава Мудрого (1054г.) Русь была разделена на уделы, причем на западе русского государства образовалось четыре княжества: Владимиро-Волынское, Перемышльское, Звенигородское и Теребовльское...
Ф.Ф. Аристов. Карпато-русскiе писатели. Томъ первый. ИзслЪдованiе по неизданнымъ источникамъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый. Москва 1916, 304с.
http://elib.npu.edu.ua/info/R7PQTirgQriXuO 8 Мб
http://bookre.org/reader?file=1337589 19мб

Федор Федорович Аристов (1888-1932) - самоотверженный, бескорыстный русский ученый, отдавший себя без остатка подвижническому служению дореволюционной и послереволюционной отечественной науке, основатель карпатоведения, специального научного направления, выделенного в славяноведении.
...Карпаты являются общеславянской прародиной, откуда в VII веке славянские племена разселились в разные стороны
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_405.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_406.htm
Преследование Австро-венгерских армий юго-западным фронтом
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_477.htm  
Прикарпатская Русь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_753.htm
Документы: Россия в Первой мировой войне
http://vvmirv.shpl.ru/dokum.html
Продолжение
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_479.htm
От Карпато-Русского Освободительного Комитета
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_481.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001