Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Меланки, или песни накануне Нового года и в Новый год
от 13.01.17
  
О памянте




В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

а) Песни на Меланку в селе Черный Поток или Чорные Ославы Коломыйского Уезда
К колядкам и щедровкам принадлежит также обряд Меланки или Маланки, который водится преимущественно в окрестностях по Днестру, в Бережанском, Чортковском, Станиславском и Коломыйском Уездах. Эта игра производится паробками (парнями) в день Св. Мелании, на кануне Св. Василия и Нового Года, даже и в самый Васильев день. На кануне Нового Года, вечером, сельские парни (ледени) наряжаются старцом (дедом), Цыганом, или в какой ни будь странный наряд, и водят медведя, козу, журавля, или тащат плуг по хатам, выкидывают разные шутки, проказы, для увеселения народа. Парней сопровождают мальчики, а медведя, или козу, представляет мальчик, одетый в вывороченный кожух или тулуп: согнувшись на четвереньки, он подпрыгивает, или пляшет, на двух ногах, или привязанной ему медвежьей мордой пытается кусать, разгонять, даже бодать прицепленными козьими рогами. Журавель, тоже мальчик, или парень, покрытый холстяным платком: он повертывает двумя крюками, сделанными в виде длинной птичьей шеи с зобом, пыхает им кого ни попало по голове, либо по спине; вместо же плуга парни волочат старые чепиги (заднюю часть плуга без железа), приговаривая разные шутки и насмешки. При том играет и музыка, т.е., скрыпач и басист, а парни приплясывают и поют песни на Меланку. Между переодетыми бывает и парень, нарядившийся девушкой «Меланкой», которая будто бы приготовляется принять пожаловавших в комнату гостей, но все делает не в попад: так, показывая вид, что убирает хату, и, вместо того, вытаскивает весь сор из углов на средину ее, и т.п. Меланка так порается (хозяйничает) в хате, что после нее приходится иногда убирать целый день. По этой причине в ту пору хозяйки прячут веники, посуду с глиной, водой, и т.п., чтобы их не нашла Меланка. Случается, что парни вносят в хату и самые чепиги, показывая, будто орют ниву и припевая сеют хлебные зерна. Разумеется, это обычай местный, Поднестровский, так-как и в самой песни поется о «Меланке Днестрованке, которая в Днестре була, Днестровую воду пила,» и т.д.

IV 145-146(1-2) зап. в с. Черном Потоке Станиславск. у.

1 Красная Меланка,
Еще крашший Васильчик;
Васильчик-учинчик!
Буду тебе шановати,
Три раз на день поливати,
Що суботы проскубати,
Хлопцям-молодцям даровати.

2 Красная Меланка
Качури пасла,
Док не стало вечерети,
Зоря не згасла:
Качурика загубила,
Шукаючи заблудила,
Выблудила в чисте поле,
Там ей Васильчик оре,
А ни оре, а ни плужит,
Лишь за Меланочков
Дуже тужит:
Меланочко, невесточко,
Поди собе у местечко,
А сядь собе у креслечко,
Сторгуй собе повесмечко,
Чи ленное, чи сгребное,
Абы тобе потребное!

IV 146-147(4-6) зап. в с. Скоморохи Бережанск. у.

4 (Жег. Паули с.14-15) Наша Меланка
Днестрованка,
Нестровую воду пила,
На камене ноги мыла,
Тонкий фартух замочила:
Повей, ветре, буйнесенький,
Высуши фартух тонесенький;
Повей, ветре, як так, так,
Высуши фартух як мак, мак!

5 Пасла Меланка качку,
По зеленом мачку,
Доки ж ее та й пасла,
Семь пар чобот та й рознесла;
Доки ж ее напоила.
Семь пар чобот загноила.

6 Твои волы,
Мои волы.
Гей, гей!
А в переде
Два медведи,
Гей, гей!
А в пригоне
Две вороне,
Гей, гей!
В колеснице
Две сеници,
Гей, гей!
Эту песню поют мальчики, возясь с плугом, т.е. с чепигами.

IV 147(7) зап. в с. Милитинуцах Коломыйск. у.

7 Честна, красна, Маланка,
А ще краший Василько:
- Ой Васильку, Васильку,
Чи любишь ты Маланку? -
- Як Маланку любити,
Коль не хоче робити?
У Василька по сто коп,
У Маланки один сноп.
Василь робит у жнива,
А Маланка напила;
Василь робит и в ночи,
А Маланка на печи.
Ой Васильку, гордый пан,
Прийми Маланку под жупан!
- Я жупана не маю,
Маланки ся приймаю. -
Нова гребля, старый став,
Василь Маланку достав;
Идут жовняры, та й бубнят,
Чей, Маланку, розбудят.
- Встань, Маланко, та вмыйся!
На колку ручник, утрися!
В печи качур печеный,
На столе калач плетеный. -
А на ставу ноги мыла,
Ресный фартух замочила:
Повей, ветре буйнесенький,
Высуши фартух тонесенький! -
Люде идут на жниво,
А Маланка на пиво;
Люде идут с серпами,
А Маланка с склянками.
Люде нажали по семь коп,
А Маланка один сноп.
Пошла Маланка на местечко,
Купила си повесмечко.
Пряла она од кур до кур,
Напряла починков як гур,
Дала коткам мотати,
Котки взяли втекати.
Взяли люде звонити,
Котку с починком ловити,
А ловили, не вловили,
Котку с починком впустили.
А Маланка Поднестрянка
На камене ноги мыла,
Toнкий фартух замочила,
Замочила, не сушила:
Повей, ветре, от золота,
Суши фартух од болота!
Повей, ветре, як так, як сяк,
Высуши фартух, як дробный мак.


IV 150(1) Новый год (рок) обряд, зап. в с. Чепелях Золочевск. у.

б) Новый Рок

К колядкам надо причислить и обычай празднования Нового Рока (Года). В восточных Уездах Галичины, именно: в Золочевском, Тернопольском, Чортковском и Бережанском, ходят деревенские мальчики (пастушки, погоничи) по домам поздравлять хозяев с Новым Роком. Утром рано, с разсветом дня, берет мальчик торбу (небольшой мешок), или рукавицы, наполняете их овсом (в Чортковском кукурузой), перевешивает через плечо и, входя в хату, кланяется хозяину и разсевает по полу зерна, приговаривая:

1 Сейся, родися,
Жито, пшениця,
Всяка пашниця,
На той Новый Рок,
Щоб ся вродило
Лепше, як второк.
Дай вам, Боже,
В счастью, здоровью,
Дочекати
Вод Нового Року
До Богоявленья,
Вод Богоявленья
До Воскресенья,
До сто лет,
Доки Пан Бог
Назначив век

IV 150(2) зап. в с. Скалате Тернопольск. у.

Cейся, родися,
Всяка пашниця.
Жито, пшениця,
Ячмень, овес, гречка,
Горох, сочевиця,
На той Новый Рок!
Най вам даст
Господь Бог,
Щобы сте беды, смутку,
Не знали;
В счастью, здоровью,
Многии лета
Проживали,
А по смерти '
Царство небесне
Оглядали!
Гораздо вам,
Мир Божий
Со всеми вами!

Иногда в шутку приговаривают:
Сейся, родися,
Жито, пшениця,
Всяка пашниця,
И за пецом
Детей копица!
После засеванья получают засевачи либо денежку, пирожок, балабушку (хлебец), колачик и т.п., и отправляются в соседнюю хату, и так продолжают до тех пор, пока не обойдут целого села, или же, по крайней мере, одной, двух, своих улиц

Поздравление Русинов на Новый год

А в нашего господаренька,
Бог ему дав!
Господаренка, на имья Василья,
Та не завидуйте, милии братья,
По двору ему калиновы мосты:
Мостами ходит сам Божий Господь:
В правой рученце свеченьку носит,
Токмить волики на три плуженьки,
А на рок буде чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить коровы на три оборы,
А яловничок чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить коники на три стаенки,
А жеребчики чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить овечки та на три струнки,
А ярчатоньки чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить пчолоньки та в три рядоньки,
А пароики чом у чотыре.

Александер Васильевич Духнович. Поздравление Русинов на Новый год (стих.). Вестник, Вена, 1852(3)
Русинонькы братя,
Любезны рыбята,
Милы соколята,
Несу вам в пригоди
В том новом годи
Сердца моего жар
На новогодный дар.
Жийте только годов,
Колько в Бескиди дров,
Колько в Польщи жидов,
На всей земли родов;
На Подолю волов,
Дойно-тильных коров,
У винницах колов,
На скалах соколов,
Коль на волах рогов,
В пущаня перогов,
На России лисов,
На Нимечини псов,
Колько в Псалтяри слов,
В Испании ослов,
Колько вам ворогов,
Жийте только годов...
Желаю вам, братя,
Русины рыбята:
Стареньким теплый кут,
Дотарям туний друт,
Бабушкам гостины,
Невистам крестины,
Господарям силы,
Плуг, грабли и вилы,
Паробкам смилости,
От дивчат милости;
А вам, веселии
Дивчата лелии,
Сватьбы на масницы
З бервинка косицы;
Вамже, соколята,
Маленьки дитята,
Книжочку вричаю,
Богу вас отдаю
А. Духнович. О народах крайнянских или Карпатороссах под Бескидом в Землинской живущих (1849)
Народ сей в Бескидовых* горах живуще, долго и незнамый был, яко не мног был, и со скотами своими бывающе, немного земли делал, но молоком питающеся и мясом, по лесам скитался, и крадежбою, яко и раброванием упражнялся. Ибо той час еще на границах не было осторожности, которая ныне есть; и свободно жили, вождями своими управляемы, иже крайниками называлися, и к сим еще дошли болше сродники с Феодором Кориатовичем (яко сия читати можно в книзе Базиловича) споившеся с нами, в свободе, и подданства не искусивше, яко храбрыи мужие пребывали по горах и салашах своих, пока 1400 года земля сия графови Другет отдана, граница русинов учинилася; и тако русине з уграми уже споени скитаемый живот применити повинни были, подданнии остали, но всегда ако свободари (шолтисы) токмо крайнику своему повинующееся...
Народ сей, яко каждый узнает, есть здравого тела, тако ясного и здравого ума и понятия; он рассуждает, он доводами здравыми укрепляет позорствия своя, но неучен есть писма, не знает права своя и на целой крайне не есть человека простого, чтобы читати и еще менше писати знал, и кто есть причина сему? На исте не сам народ, бо бо он хощет знати, он похопит ясно вся науки, но способа не мает и про то болше терпит, нежели иудеи иногда во Египте терпели...
Панове их оречнии суть самодержавнии тираны, они яко сами, но еще болше чрез (корчмарив) уморяют их и прото, чтобы непросветился народ, держати любят их в слепоте и невежествии; прото на целой крайне не есть училища ни еднаго, не есть школы, не есть учителя, бо и попы их дочасные такмо добытки глядающе, нич не стараются о просвещении народа сего прекрасного, мнящии, что уже повинности своей досит учинят, егда Божую литургию отспевают, рожденных ко святому крещению, а мертвых ко гробу приведут и за сия заслуги достойную мзду издерают...
Крайнянский народ что тычется тела, есть доброго, среднего зроста, найболше черновласый и румолицый; в очах его характер щирости, справедливости, великодушия и совестны чистоты показуется; в лицах же и устах жаль сердца и неспокойность души видима есть; тяжесть подданства и вид, но ипризнание кривды печалит его и прото очеса крайнянского русина всегда смутнная, мысль его постоянна и задумана, слова плачущая, то есть глас беседы на плач наклонный, смех ему печалный и спев жаля полный!..
И сие дуже натуралное есть, егда свободный человек сладкой лишится свободы, егда сильный безсилным останет, тогда бодрый дух умлиет, радость упечалится и останет живот унылый; яко то видимо есть в свободы лишенных и затощенных и пленных звериях и скотах...
Нравы народа сего суть на исте прекрасныи, яко род сей...есть смиренный и прото повинуется каждому, верхность же свою чествует сердечно, есть далее чистого сердца...он не жадает чужое, он красти не знает и прото все его имение смело лежит без замков...и то паче есть ему природно, что он не усилуется некое имение стязати, его все богатство состоит в 4 волах, едной корове и 10 - 12 овцех или козах, в двох или трех пняков пчел, и кто семи владеет, уже богатым называется...
(Прим. *Бескиды - горная полоса в Карпатах, состоящая из нескольких изолированных массивов. Наивысшая гора - Бабья 1725м. над уровнем моря)
крадежба - разбой (добыча трофеев)
споившеся - соединившиеся.воссоединившиеся
салашах - шалашах (колыбах)
позорствия - вгляды; убеждения
похопит - схватит; уяснит; уловит, поймет
добытки глядающе - доход (интерес) свой блюдут
умлиет - угаснет; (теряет сознание)
не усилуется - не прилагает усилий; не старается
угры - венгры
крайники - жители данной местности (русины)
учинилася - сделалась
повинни - должны
на исте - истинно
суть - есть
корчмари - владельцы питейных заведений
сродники - братский народ (русичи) (украинцы)
нич - ничего
егда - когда
досит - достаточно
учинят - сделают
щырость - добросердечность; доброта
очеса - глаза
дуже - очень, сильно
пняк - улей
панове их оречнии - помещики. владелецы наследственного поместья (высокодостойные)
http://www.proza.ru/2010/09/04/879
...Самым характерным историческим трудом А.В. Духновича является его Истинная История Карпато-Россов. Главная заслуга автора состоит в том, что он, в противоположность Базиловичу и Лучкаю, впервые в Угорской Руси изложил ее историю по-русски. Уже самое заглавие этого сочинения указывает на то, что автор задался целью написать истинную историю угро-руссов, которая бы опровергла тенденциозные взгляды мадьярских, немецких и других иноземных историков; А.В. Духнович действительно смело поставил многие вопросы, за что, вероятно, навлек бы на себя гонения, в случае выхода Истории в свет, как это, например, имело место при издании его Литургического катехизиса. Все сочинения А.В. Духновича имели для будущих поколений угро-руссов большое воспитательное значение, пробуждая в них любовь к родине и стремление трудиться для ее процветания. Поэтому и при составлении своей Истинной Истории Карпато-Россов автор обратил главное внимание не на метод и строгую научную обработку исторического материала, а на ознакомление читателей с теми моментами угро-русской истории, которые имели наиболее точек соприкосновения с современной действительностью - Ф. Аристов

…Таже находятся имена от времен язычества происходящiя н.п. Иван Купало, Быдало, Ягайло, Триборя, Остриворя, Костриборя, Коструб, Костриба, Волос, Свистун, Крикун, Iойкун, Хлыпкун, Хаща, Гонихмара, Буря, Ратичко, Козичко и пр.
Далее от дерев, н.пр. Федор Дуб, Бук, Береза, Явор, Дубец, Осика, Граб, Клен, Свербогуз, БЪлогуз, Тереп и пр.
От птиц: Сорока, Сорокун, Ворон, Ворона, Ястряб, Орел, Синица, Блиска, Плиска, Пергач, Кавка, Кавчин, Орлов, Вороняк и пр.
От орудiй: Теслица, Тупица, Топор, Топур, Лопатень, Брыч, Сокира, Сокирка, Пушкарь и пр.
От художеств: Годинарь, Боднарь, Ковач, Ткач, Друтарь, Мельник, РЪзник, Ризник (Sartor), Бердарь, Счуткарь, Решетарь, Ситарь, Смолярь, Углярь, Чижмарь, Кожухарь и пр.
От способности - Мудрой, Мудрак. Дурный, Дурак, Дуренько, Дурененька. Грубой, Грубый. Слабенько, Слабый. Толстый, Тонкiй. Великiй, Великан, Великанич, Белебан. Хромый. БЪлунъ. Рябой. Рябко, Рябкун, Чорный, Червленый, Червеняк, Червинька. Сивак, Сивуль, Сивуля. Лысак и пр.
От скудостей: СлЪпый, Слутый. НЪмый, Кривый, Крутиголовка, Дреботливый и пр.
Родительным по отцу и матери: Алексiевич, Василевич, Павлович, Петрович, Федорович, Карпович. АнцЪн, Гафинец, Федин, Настин и пр.
Рукопись: А. Духнович. Истинная история карпато-россов или угорских русинов. 1853. Впервые напечатал Ф. Аристов. Русский Архив. Москва 1914 (4,5)
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=6&manuscript=089&pagefile=089-0001
Я Русин был, есмь и буду
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_715.htm

На праздниках Трикадрука

У леси, в леси та й на дубови -
Ой дай Боже! -
Блудило блудцив симсот молодцив,
Приблудили вни до цей хати,
Ци спиш, ци чуеш? Пускай до хати,
Пускай до хати песню спивати.
Ой устань, устань, засвети свечки,
При светли свечи; розмикай замки,
Розмикай замки, застеляй лавки,
Застеляй лавки, вбериси в шати,
Вбериси в шати пусти до хати!
Застели-стели тисови столи,
Наклади на ни увсей дари,
А сам виходи та нас запроси,
Запроси в хату, будем спевати
Й стари дедове все споминати

Се рце Ореу Сваргь наше яко семе iстваре
Iстварiу вы од персте моя
I буде рещено iже сте сыны Стварего
i ставiтесе яко сыны Iстварегвы
i будетiе яко дiеты Моя
i ДажьДе буде Оц ваше
Тому достете послухашетесе
i Тоiе вам реще
чесо iмящете о тоiе дiеяте
i како рещете i щето творящете
I народ влiкь
а вытеженте о сва светы
i потлцешете родi iнi
iже iстягноуще сылы iзо камене
чюды творяе
безо комонiа повензы
i свако дiеяте чудняа мiмо кудеснiцi
iже всяк бендешете грядеть яко кудеснiк
I ругу твъряе
клентвы дiеящiе на кметь
i кметь се подробе
I тако словесы многiа i многiа
I о теiех словесы омамете вьi
i подробенте одерене о златiе мiено
i ото мiено продащете вы вразiем хотяе тако
I тое Бозi вамо рещуть
I да Ореовiе завiете любыте
Света зелена i жiвотнiа
I любыте друзе сва
I быте мiрнiе мезде Родi
I по те о добiе бысте седьмыдесенте конензе нашiе
яко МезiСлаво БоруСлавь i КомонеБранещ i ГорыСлавь
I тако iзбрященi iны о Веще
I одлоущенi о Веще
колiбва люды не хотящете iех
Се бо тоiе конезе влiце трудiщесе
I се Кышек бя велiк а моудр
I тоi умре
А по неi бяще iнi
Кажедiе творяе нiещо благiе о Русы
Паменте нашiе то удржещеть
якожде iмяхомь iе Славете
всак Трiзень Трi Вiеде
I потщiтесе о паменть iех на сыны нашiе
I нiкii не сме на то запомнящетесе
яко проклент бенде о Бозiех нашiех а чловiецiех
I люды iмено го охiбнуть од вiекы
Дощ. 25… Вот речет Орею Сварог наш, как того сотворил: Сотворю вас из перстов моих. И будут говорить, что вы есте сыны Истварега. И станете сынами Иствареговы, и будете как дети Мои, и Дажде будет Отец ваш. И Ему явите послушание, и Он вам скажет, что надобно для того делать и как говорить, и как поступать. И, народ, великий, победы одержите по всему свету и разобьете роды иные, - вы, те, которые вызовут силы из камней, чудеса сотворяя - без коней повозки, и всякие содеете чудеса помимо кудесников, потому что всякий будет грясти как кудесник, и, обряд сотворяя, заклинания сделают на войско, и войско покорится. И так, слова многие и многие, и теми словами одурманите воинов и поработите, и в обмен на золото, в обмен на то продадите воинов врагам, хотящим того.
И то Боги вам рекут: и да Ореевы заветы любите, мир зеленый и жизненный. И любите друзей своих, и будьте мирными между родами.
И после того в свое время были семьдесят князей наших, таких как Мезислав, Боруслав и Комонебранец, и Горислав. И так избираемы были и иные вечем, и оставляемы вечем, если люди не хотели их. Вот, эти князья весьма труждались. И Кышек был велик и мудр. И он умер, и после него были иные, и каждый делал что-то доброе для Русов. Память наша это удерживает, потому должны мы их славить всякий Тризень как Три Веды и почтить память их, сынов наших, и никто не смеет этого забывать - се, проклят такой будет Богами и человеками, и люди выбросят имя его из памяти навеки (перевод Николая Слатина)
Влесова книга. Дощечка 25
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_347.htm.

Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Колядки
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_453.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_449.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001