Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Славянский сборник. Карпатская Русь
от 07.12.16
  
О памянте



В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

Гей плыну я по Дунаю,
И так си думаю:
Нема кращих спеваночек,
Як у нашем краю!
Ой нема ж то, ой нема ж то,
Як Руська Краина,
Там спевае Коломыйки
Каждая девчина.
Ой нема ж то, ой нема ж то,
Як та Коломыйка,
Она душу вырывае
З моего серденька.
Коломыйки мои люби,
Где ж я вас подею?..
Зберав я вас в лесах-горах,
По полю розсею!

Славянский сборник. Т.I. СПб.: Издание С.-Петербургском Отделе Славянского Благотворительного Комитета, 1875
Предисловие
…Мысль о Славянском Сборнике возникла в С.-Петербургском Отделе Славянского Благотворительного Комитета в начал прошлого года, и, благодаря живейшему усердию и неустанному содействию И.П. Корнилова (Иван Петрович Корнилов - председатель С.-Петербургского Отдела от 24 сент. 1872 по 18 апр. 1876) и А.Д. Башмакова, быстро и успешно стала приходить в исполнение. Решено было обратиться и к отечественным и к заграничным знатокам, ученым и писателям по Славянскому делу

Оглавление
Предисловие (Н. Страхов)
Карпатская Русь. Географическо-статистические и историко-этнографические очерки Галичины, северо-восточной Угрии и Буковины. 1) Карпатские горы. 2) Реки и их притоки. 3) Проходы через Карпаты и пути сообщения. Я.Ф. Головацкого
О Галицкой Руси. И. Наумовича
О современном положении Русских в Угрии
Положение Угорских Русских под управлением Степана Панковича епископа Мукачевского. Уриил Метеор
Очерк политической и литературной истории Словаков за последние сто лет. I-VII. Пича
Несколько данных и замечаний из области общественной экономической статистики Чехии, Моравии и Австрийской
Силезии за последние годы. А.С. Будиловича
Положение районов современной Боснии. Н.А. Попова
Видные деятели западно-Славянской образованности в XV, XVI
и XVII веках. Историко-литературные и культурные очерки. Предисловие. Введение. I-XII. В.И. Ламанского
О современном положении и взаимных отношениях Славян западных и южных. А.С. Будиловича
Очерк истории старообрядцев в Добрудже
Словаки и Русские в статистике Венгрии
Русская печать за пределами России
Славянские журналы, на которые принимается подписка в почтовых конторах (1875)
Алфавитные указатели: I. Личных имен. II. Имен географических

Я.Ф. Головацкий. Карпатская Русь. Географическо-статистические и историко-этнографические очерки Галичины, северо-восточной Угрии и Буковины. 1) Карпатские горы
Горная цепь, известная под именем Карпатов, имеет около 150 миль в длину и, загибаясь луком с запада к востоку, ограничивает с севера Угорское Королевство (Угрию) (Угры, Угрия, Угорщина, Угорское Королевство, так называет местный Славенско-русский народ землю Венгерцев или Венгрию, так называлась она издревле в наших летописях и грамотах. Название: Венгры, Венгрия, Венгерский, заимствованы только с XVIIIв., из польского языка и совершенно противны фонетике Русского языка. Южные Славяне говорят и пишут: Угри, Угарска, Угарский; Чехи и Словаки: Uhri, Uhorsko, Uhersky. Пора бы и нам возвратиться к лучшему употреблению и ввести в литературе первоначальные правильные термины: Угры, Угорский Угрия), отделяя его от Галичины и Буковины. Начиная с юго-западного конца Галичины до горного узла у верховьев рек Сяна и Уга (Ungh), близ горы Галич, Карпатские горы, называемые также Бескидами, составляют часть Европейского водораздела. От этого узла Европейский водораздел поворачивает особою цепью к северу возле Добромиля, Городка, Львова, Золочева и, окружая источники западного Буга, переходит в Русскую плоскую возвышенность. Сам же Карпатский хребет, наклоняясь к юго-востоку (Лесистые Карпаты) продолжает свой граничный рубеж между Угорщиной и Седмиградией с одной стороны, а с другой между Галичиной и Буковиной.
В Карпатском хребте различают географы следующие части с особыми названиями:
а) на западе Малые Карпаты, от Бретиславля (Пресбурга) до Яблонковского перевала;
б) Бескиды, от Яблонки до источников р. Стрыя на северном и р. Латорицы на южном склоне;
в) На этом протяжении высятся Центральные Карпаты или Татры, особым горным узлом великанских вершин и гранитных скал, и этим узлом Бескиды разделяются на западные и восточные. Татры высятся на пространстве четырех миль между западными и восточными Бескидами, образуют вершины: Ломницкий Верх 8328 фут., Кривань 7884, Зелена 6400, Воловец 6534, Червоный Верх 6720 футов над уровнем моря, и представляют собой величественную альпийскую страну;
г) Лесистые Карпаты, от источников рр. Стрыя и Латорицы до горы Вурву Россу (Русский верх) на Седмиградской границе, и наконец,
д) Седмиградские Карпаты, окружающие Седмиградию (Трансильванию) с востока и запада...
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_266.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_268.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_240.htm

Яков Федорович Головацкий. 17(29).10.1814-1(13).05.1888. Фотогр. Ректор Львовского университета, 1864
Я.Ф. Головацкий. О первом литературно-умственном движении русинов в Галиции...

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_675.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_467.htm
Славянский сборник. Т.I. СПб.: Издание С.-Петербургском Отделе Славянского Благотворительного Комитета, 1875, 671с.
Т.1. 1875. pdf 30,5Mb
Т.2. 1877. pdf 41,8Mb
Т.3. 1876. pdf 33,8Mb
http://starieknigi.info/liter/S.htm
З за ной горы, з за высокои,
Гей, волы, гей!
Видны ми выходят, трех братов родных,
Едень братцейко, светле сонейко,
Другий братцейко, ясен месячок,
Третий братцейко, дробен дожджейко.
Месячок ся бере заморозити
Горы, долины и верховины,
Глубоке поточейки и бистры речейки;
Сонейко ся бере розморозити
Горы, долины и верховины,
Глубоке поточейки и быстры речейки;
Дожджичок ся бере зазеленети
Горы, долины и верховины.
Будь Богу хвала з нашого слова!
Богу на хвалу, ледём на славу!

А.С. Будилович. Обзор областей западного и южного славянства с включением червонорусских в орографическом и гидрографическом отношениях. СПб: С.-Петерб. слав. благотвор. о-во, 1886г.
Предисловие Лет пятнадцать тому назад в Петербургском отделении Славянского Благотворительного Общества, состоявшем тогда под председательством незабвенного А.Ф. Гильфердинга, возникла мысль об издании славянской этнографии, с необходимыми географическими сведениями.
Путешествуя в 1872-74 годах по славянским землям, я старался собрать необходимый для такого издания книжный и картографический материал, и по возвращении из-за границы принялся за его обработку.
По первоначальному плану издание должно было состоять из трех отделов: 1) географического, 2) этнографического и 3) статистического. В 1875-76гг. я успел составить краткое обозрение горных и водных систем западного и южного славянства, со включением земель червонорусских, и предполагал затем приступить к описанию климатических и естественно-исторических условий в тех-же областях; но другие занятия настолько отвлекли меня от этой работы, что она в течение десяти лет не подвинулась ни на один шаг.
Предполагая теперь, что топографический обзор западных окраин нашего мира представляет и сам по себе нечто целое, я решился издать его особо; тем более, что и в последнее десятилетие не появилось в славянских литературах сочинения, которое сделало-бы излишним мой обзор.
«Географический Словарь» г. Головацкого служит, конечно, важным подспорьем при установлении правильной географической номенклатуры славянских областей; но, во 1-х, он гораздо богаче названиями населенных мест, чем гор и рек; а во 2-х, представляет материал в алфавитном распределении, следовательно не может заменить систематического обзора.
Что касается «Славянского мира» г. Риттиха, то он посвящен более археологии, чем топографии, как это показано в моем разборе этого сочинения, напечатанном в «Ж.М.Н.Пр.» за 1885г.
Я очень хорошо сознаю неполноту, а во многих местах и неточность собранных мною 10 лет тому назад данных, особенно для областей болгаро-албанских. Если, тем не менее, я решаюсь издать этот обзор, то лишь в убеждении, что и в нынешнем своем виде он может несколько содействовать распространению у нас знакомства со славянством, особенно со стороны его географической номенклатуры.
Если обзору этому суждено дождаться второго издания, то к нему я постараюсь приложить карту, на составление которой теперь не хватает времени.
Ф.М. Истомину я обязан большой благодарностью за выручку меня при составлении указателя к обзору, Славянскому-же Благотворительному Обществу - за издание этого небольшого труда.
Варшава. 18 марта 1886г. А. Будилович
Оглавление
Предисловие
Гл. I. Горы
Гл. II. Равнины и низменности
Гл. III. Развитие морских берегов
Гл. IV. Реки
Гл. V. Озера
Алфавитный указатель

Гл. I. Горы
На территории западно-славянской распределены отчасти вполне, отчасти боковыми разветвлениями, четыре горные системы:
1) Карпаты, 2) Балканы, 3) Альпы и 4) горы Герцинской системы.
Карпаты являются средоточием западно-славянских гор, равно как и первым географическим центром праславянства.
Они тянутся с северо-запада на юго-восток большой дугой, изогнутой к северо-востоку и открытой к юго-западу, на протяжении 160 геогр. миль (1 географ. миля - 1.15 часть градуса экватора - 7,421 км), при средней ширине в 15-25 геогр. миль. Начало и конец этой дуги ограничены на северо-зап. и юго-вост. глубоким ложем Дуная, соприкасаясь в одном конце близ Прешпурка (Pressburg), а затем У Вышеграда с отрогами Альпов, а на юге, у Ршавы (Орсова) за Дунайскими железными воротами - с Балканами. С других сторон естественным ограничением Карпатов служат долины pp. Моравы, Вислы и Днестра.
Всеми своими разветвлениями в Моравии, Слезии, Галиче, Буковине, Молдовалахии и Угорщине с Семиградьем, Карпаты занимают площадь до 4,000 кв. геогр. миль.
По наружному виду и этнографическим отношениям Карпаты удобнее всего распределяются на три группы: 1) западную или Словенскую, 2) северную или Русскую и 3) юго-восточную
или Румынскую. На границе первой и второй группы стоять Татры, а на рубеже второй и третьей - Черная гора. Речными ограничениями Карпатов Словенских являются Дунай с одной стороны, a pp. Попрад и Гернад - с другой; Карпаты Русские простираются на восток до истоков Вишевы и Золотой Быстрицы, a Румынские обрамлены двумя последними реками, Прутом и нижним Дунаем.
Если смотреть на эти горы как на одно орографическое целое, то Карпаты Русские должны считаться центром, а Словенские и Румынские - двумя противоположными окраинами этой горной системы.
На большом протяжении гребень Карпатов служит как водоразделом Балтийского и Черного морей, так и политической границей Угорщины и Галича.
Значительное уклонение водораздельной черты от общего направления Карпатской дуги замечается лишь в двух местах: на севере, где она пресечена ложем р. Попрада, и на юге - р. Олтою (Aluta). В этих местах и политическая граница Угорщины с Семиградьем переходит на север и юг за водораздельную черту.
Карпаты Словенские или Словацкие, начинаясь у Дуная между Прешпурком и Пештом, идут несколькими изогнутыми цепями в общем направлении и с повышением к северо-востоку, имея протяжение 45 миль с запада на восток и 30 миль с севера на юг.
Самая северная из этих цепей, начинающаяся у Дуная между Прешпурком и Девином, является продолжением Литавской ветви Альпов. Цепь эта тянется с юго-запада на северо-восток и восток между долинами рр. Моравы и Вага, на протяжении 20 миль, при ширине в 1 милю, под именем сначала Малых Карпатов, потом Белых гор, далее польских Бескидов или Яворин, упирающихся уже в Татры. Средняя высота этой дуги сначала (в Малых Карпатах) колеблется между 1600' и 2400'; потом (в Белых горах и Бескидах) достигает 3000', а наконец, приблизившись к Татрам (между pp. Оравою и Дунайцем), понижается до 2400'. Отдельные вершины Бескидов достигают значительной высоты, напр. Лысая гора 4424', Баранья гора 4347', а Бабья гора 5660' (или 5622?). Знаменитый Яблонковский перевал через Яворины лежит у г. Суловой (2969', другой, еще более легкий - у истоков р. Оравы (2150'). За последним перевалом начинаются Татры…
А.С. Будилович. Обзор областей западного и южного славянства с включением червонорусских в орографическом и гидрографическом отношениях. СПб: С.-Петерб. слав. благотвор. о-во, 1886г. 149с.
http://starieknigi.info/liter/B.htm 6Мб
В нашего пана господарейка,
Бог му дав, гей, Бог му дав,
Не заздростете, панове братья, даст и вам!
Ей красне в нёго и дворе ёго,
Тисови сенци, яворовы сходци,
Ходить ми по них молода княгиня,
На той княгины кованый пояс,
На том поясе золоты ретязки,
На тих ретязках медяны кличи:
Медяны кличи, тихо, тихо, дзвините,
Тихо дзвините, пана зобудите!
Бо теперь пан наш з Угор приехав,
А з Угор, з Угор, з Угорской земли.
Зыйшлися к нёму вшитки панове,
Вшитке панове, ёго братове,
Сталися ёго выведовати:
Ой пане, пане, што там чувати,
Што там чувати в Угорской земли?
- Угорска земля пречь поёрана,
Пречь поёрана и посеяна,
Павяным перцем заволочена,
Ясными мечи обгороджена,
Обгороджена одь злои тучи

Краткая географическая энциклопедия (М. 1961). Карпаты
http://geoman.ru/geography/item/f00/s12/e0012138/index.shtml

По мнозЪхъ же времЪнах сЪли суть Словене обаполъ Дуная, гдЪ есть нынЪ Угорскаа земля и Болгарьскаа. И отъ тЪхъ Словенъ разидошася по земли, и на которомъ мЪстЪ сЬдоша, отъ того и имя собЪ нарекоша: сЪдоша на pЪцЪ MopaвЪ и нарекошася Маравляне, а друзiи нарекошася Чеси, а инiи Хорвати БЪлыи, инiи Сербiи, инiи Хорутане, a инiи Дунаи. Волохомъ же нашедшимъ на Дунайскiа Словены, и сЪдшимъ имъ въ нихъ и насилующимъ имъ, Словене же пришедше сЪдоша овiи на ВислЪ рЪцЪ и прозвашася Ляхове, а инiи отъ тЬхъ Ляховъ прозвашася Поляне, Ляхове же друзiи Лутици, инiи Мазовшане, инiи Поморяне. Тако же и тiи Словене пришедше сЪдоша по Днепру, н нарекошася Поляне, а друзiи Древляне, зане сЪдоша въ лЪсехъ; а инiи сЪдоша межу Припетью и Двиною, и нарекошася Дреговичи; а инiи ПолочанЪ, рЪки ради Полоты, яже въ Двину течетъ. СловенЪ же пришедше съ Дуная сЪдоша около езера Илмеря, и нарекошася своимъ именемъ, и създаша градъ, и нарекоша ие Новъгородъ, и посадиша старЪйшину Гостомысла; а друзiи сЪдоша по ДеснЪ и по СемЪ и по СулЪ, и нарекошася СЪвера. И тако разыдЪся Словеньскiй языкъ; тЪмъ же и грамота прозвася Словеньскаа.
Полное собрание русских летописей. Том 09 (859-1176 гг.). Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. 2000. 277с.
http://www.twirpx.com/file/340170/
Дощ.17а,б,в I се бящете кньзеве Славну со братаре му Скiвьу А се пре весте вьлкiке на въстенце i се i тоi рещете Iдемо до земе Iльемерсте а Дунае I тако iещете I Бъстаре сна све оставе о страце Iiломере О се теце на полуносще i тамо све гърд Славень утврже А се брате го Скфе у морже бящете I се Бъстаре iме сна све Венде i по не сiтце бяще внущец Кiсек кiже владец бящ ступе полудене I крве многаi тамо iесоi i отва бяще пре вьлка за се те i зурете на обаполе оде Данаiу до горе Русiще i до хопе Карпенсте I тамо рящете се бо утвре Коле i бендешете опрец за не i такожде врзем упоре творяе О се уразе оне i одстрще од се I се родем о томо рещете i Веще созве едiно творящете земе нашiу А тако стояте земе теiе пентесты лете I се за се отворе межде Русiще усобiце i върждящете сен ове i сылоу стратете Iмящете ове о соубое i безълаждене све I такожде прiдете врзе на Оце нашiе о полудене i се стрщете Cкiвске земе о побреже морженсте i ступы I се тещiяху ове на полунеце i срящете с Фрiаце о тожде i даяху помоще на врзе I се Скуфiа Оце нтщесе i сразcете со вързе о сылоу i потлце оны I се овы бяще Iегуны попрве до Русе ступiце i тоiе крате одестрщене бяще То iмiяхом за знаце якожде iмiяхом i нынi творiте I се бя iмате о те врце Се б то стоупны хорпе хранете iмiяхомь яко Оце нашiе а ПраОце iже хърп ящете iмаше о све стоупе I се траве све i кветень хранете умiеща якожде крьв сове лiяху О се бо Колуне нашiу оставе врзiем I та Голуне колем бяще о та вързiем тiжцще о прсте ста I се грде нашie клоум ставете iмяхомь якожде Оце нашiе якове острце прящесе о земе на вcеко крокы I до поуде спаднеще i лiбате iу I тамо земржете iмiяе i на споте не iдеще воежде Камо грендете сен тоi дене iдежде не iмахомь онекде утулоу I се рцехомь о то яко Оце нашiе i се борехомь I колiбва порждене бiяхомь се Пероунец прiде до ны i Тоiе повенде ны I се колiко iе прахоу на земе i такожде iе о то вое Сварзенце Оны помождене бендешете рате iдящете од облакы до земе I се Дiде наше ДажБо о щеле iхьва I колiжде Тоiе не оборящете сиць i мы не осоме А то до целе не можащете быте I се рцехомь молытбу о Бзем нашiем aбы Овы намо поспещете до помождене i дате вiтеждене на врзе могоще I що сьме о тем якожде земе нашiа утлщена iе спатнiема ногы вражденсте I тако зрщехомь на то iа бендещехомь коi околы све i нетецщехомь на оны i нтецемо акыноу до дресте iех i не вЪртехомь iе о ранiех врадженстех а не оубiехомь оне iежде на ны налезще О то рцехомь на вы Якожде тако рiех оно Кiсек на люде све за щасе напднесте на овiе i тоiе омързещесе о вразех I токьще на оны i потлцще iе Се iмiяхомь знак тоiе i мощьеносте i не мъгощехом до iЯвве дате овы Се б то бы слабостще i се iмяхомь сылоу I сьме мнозiе а вразе не соуте толкоi мнозiе яко сьме I смье Русiце i вразiе не соуте оны А камо iе вряждена кревь нашiе тамо iе земе нашiе I се вразi вЪдiяшуте I се о ны сен старащутесе I се староще iе марна будете якожде ове бiящя о старе щасе Оцiех нашiех Рещехомь iеще словы тоiе назпаменте абыхомь не iедiны одо тiе слове не оутратете I рцехомь братрем нашiем о такожде Се сыла Божстiе бендешете на вы i ту о вiнтезете врзе вашiе до конце iже хщешете земе вашiе Такожде врзете моу до оусте пълнiе а те полока оноу до дрсте све а не рще простiе нiже слъвы све Будете сыне све Бгоуве i сыла Iхьва перебендешете на вы до конце Не iмiяхомь а не щерве нашiе насытете хлiебем се б то пожден на огнь вражескъ I кравiе нашiе скуте трпяшете тугу такожде i се якожде мы I се акыне наше харалужне одрждехомь оде полоудене борзiе а бедiехомь сылны вiще врзе нашiе
Влескнига. Дощечка 17
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_365.htm
Я.Ф. Головацкий. Карпатская Русь
З за тамтой горы, з за высокои,
Славен еси, гей, славен еси, наш милый Боже,
На высокости, славен еси!
Выходит ми там золотый крижик,
А подь тим крижом сам милый Господь:
Ой иде, иде, книжейку читать,
Книжейку читать, постойку глядать,
Роздвяного найшов не зповна шесть недель,
А великого зповна семь недель,
А Матки Божей лем две неделе,
А Петрового кивко Пан Бог даст,
Кто же го зпостит по справедливости,
Тому ж ми буде рай ётвореный,
Рай ётвореный, пекло замкнене,
Пекло замкнене, клич затраченый

Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. Тип. В.С. Балашева. СПб. 1875 (июнь)

Я.Ф. Головацкий. Карпатская Русь (историко-этнографический очерк)
I. Галичина

Из эпохи классической древности мы не имеем никаких положительных известий о населении Карпатского погорья и прилежащих стран. Этнология была у древних Греков и Римлян в большом пренебрежении; сказания их писателей о чужих странах и населяющих оные народах весьма сбивчивы, запутаны и неточны. Отец истории, Геродот, пишет, что р. Днестр вытекает из большего озера, которое находится на границе Скифии и земли Невридов. Он же помещает где-то на притоках горного Днестра народ, называемый Гализонами, в названии которых иные смелые ученые хотят находить прототип Галича и Галичан (?). От других писателей древности мы узнаем, что во время Александра Македонского, где-то у источников Днестра, жили Бастарны и Певкины, народы Кельтского или Германского племени, занимая: первые-восточную, вторые-западную часть покатости Карпатского погорья. На юге Карпат, у истоков Тисы, обитали Агатирсы. Во время императора Августа Бастарны двинулись в западные Карпаты, Певкины отступили к северу, а на юге от Бастарнов сарматское племя Языгов заняло равнины между Дунаем и Тисою. Сверх того, издревле жил в Карпатских горах народ Карпионы или Карпы, от которых будто бы происходит и название Карпат. Однакоже, по дошедшим до нас данным, нельзя определить, кто были именно эти Гализоны, Невры или Невриды, Бастарны, Певкины, Карпионы, Языги, Бессы, Давы и другие предполагаемые обитатели Карпатского погорья и прилежащих стран.
Не менее сбивчивы и запутаны отрывочные показания древнейших средневековых хронографов о народах восточной Европы, в особенности прикарпатских стран. Трудно определить, на сколько во время так называемого великого переселения народов были затронуты Карпатские горы шествием Готов, Гепидов, Гуннов, Аваров и других народов, и сколько следов они оставили в населении прилежащих земель. После передвижения Германских племен на запад и юг, в истории являются Славяне, сначала под именем Венедов и Антов, а после - под именем Славян. На северной стороне Карпат уже с пятого столетия упоминается о народе, называемом Хорватами, и о земле их Белой или Великой Хорватии, в которой Константин Багрянородный полагает область, называемую туземцами Бойки. Определяя заселение восточной Европы, Нестор дает нам положительные сведения о населении прикарпатского края Славянами; он находит в этих землях тех же Хорватов. Таким образом, хотя и нельзя с достоверностью доказать, к какому именно племени принадлежали в древности первые обитатели прикарпатских земель, но поселения Славян в них столь древни, что их можно считать первобытными жителями края. Вся топографическая номенклатура Карпатского погорья и близлежащих стран вполне славянская (русская). Все заселенные места, реки и горы, ручьи и холмы, ключи и естественные урочища, поля и луга, словом - все дышит и звучит чистым славянством. Изредка можно найти название, указывающее на временное преобладание чуждых племен.
Впрочем, нет никакого сомнения, что, с древнейших времен разные племена, в передвижении своем с востока на запад, останавливались у северного подножья Карпат, а разбитые в междоусобных бранях остатки народов спасались и находили удобный приют в карпатских ущельях. Соляные источники, столь изобильно бьющие на северном склоне этих гор, в нынешней Галичине, и без труда доставлявшие соль, вероятно, еще с давних времен привлекали к себе жителей, которые, поселившись здесь, дорожили этим даром природы, одинаково необходимым для дикого кочевника и для более образованного земледельца и торговца.
Без всякого сомнения, в этой стране пребывала в древнее время и Чудские, и Кельтские, и Германские племена, и все они оставили после себя следы своего прежнего быта. До сих пор возвышаются по всей подкарпатской стране многочисленные курганы и насыпи, скрывая внутри себя еще не изследованные памятники старины (Об исследовании памятников русской старины, сохранившихся в Галиции и Буковине. Труды первого археологического съезда в Москве. 1869. Т.I, с.219).
Но во всяком случае это было в столь отдаленное время, что в этническом отношении никаких следов не осталось ни в жизни, ни в быту, ни в типе, ни в костюме, ни в языке, ни даже в преданиях нынешнего населения.
Со времени образования славянских государств - Великоморавского, Польского и Русского, карпатское погорье уже постоянно занято было славянским народонаселением, которому не помешал во владении землей ни переход Угров или Мадьяр возле Киева (884г.), ни последовавшее затем завоевание ими Великоморавского княжества (899-907гг.). С этой поры в Карпатских горах соприкасались политические границы трех государств - Польши, Угрии и Руси, но народ Славянский занимал свои прежние поселения. Он должен был уступить кочевникам Мадьярам только притисские и придунайские степи.
Впрочем, есть доказательства, что первоначальные границы этих государств не были на самом хребте Карпат, а у южной подошвы Карпатского погорья. Аноним, нотарий короля Белы, пишет, что король Стефан заключил договор с владетелем польским на счет границ, проводя линию от города Острохолма (слав. Ostrihom, лат. Strigonium, нем. Gran) и Ягра (Erlau) к р. Тисе, после по р. Тепле к городу Слану (Soоvar) возле Пряжева, и здесь они положили границы между Мадьярщиной, Польшей и Русью.
Итак, можно положительно сказать, что вся подкарпатская страна и карпатское погорье заселены были с доисторических времен племенами Славянскими. Отсюда, вероятно, вышли (610-641гг.) Сербы и Хорваты, а может быть, и Чехи и заселили ныне занимаемые ими земли; здесь полагал еще Нестор Хорватов, а в соседстве с ними - другие славянские племена: Бужан, Дулебов, Древлян, Тиверцев, Угличей. С самого основания Русского государства владели всею этою землею Русские князья Рюрикова дома; они завели здесь русское управление и русский гражданский быт.
...В то время, когда в нынешней средней России жили еще инородцы, среди которых только что водворялась русская жизнь,- в Перемышле, Ярославле, Теребовле, Галиче, Вельзе, Бужеве, Звенигороде и других городах (Известно, что города северо-восточной Руси Владимир, Перемышль, Галич, Ярославль, Звенигород в др. названы в память наших южных (галицких) городов, как обыкновенно в колониях поселенцами даются имена первоначального их отечества) давно уже кипела русская жизнь, процветала русская гражданственность и развивалась русская культура.
Здесь, по сказаниям летописей, прославились имена знаменитых в истории Володаря, Владимирка и Василька; здесь было главное поприще деятельности Романа, Даниила, Льва. Здесь, в Галичском замке, высоко сидел Ярослав Осмомысл на своем златокованном столе, подперши своими железными полками горы Угорские (до сих пор виднеющиеся из развалин Галичской крепости); отсюда он затворял врата Дунаю, суды рядил до Дуная и стрелял с отня злата стола салтаны за землями. Здесь Роман Мстиславич принимал Греческого императора и с гордою осанкой указывал папским послам на свой меч при бедре, которым он побеждал своих врагов. Отсюда, наконец, выплыло вдоль по Днестру, на тысяче лодьях, русское воинство, столь храбро сражавшееся вместе с своим юным князем Даниилом Романовичем в несчастной битве при Калке. Отсюда же выступил тот же князь Даниил с своими блестящими полками на помощь Угорскому королю Беле IV, выезжая на своей красивой лошади, по обычаю русскому, в золотой збруе, которой удивлялись Немцы, и сам король приходил в восторг от того, что Даниил явился во всем блеске обычаем русским отцев своих, словом - здесь была вполне разцветшая жизнь могущественного Русского государства. И до сих пор остались галичско-русские города и местечки (хотя, впрочем, в измененом виде), и большая часть местностей и рек, упоминаемых в летописях, сохранила, по преданию верного своей народности люда, старо-русские названия.
За исключением нашествия Батыя, перед несметными полчищами которого народ опрометью бежал из разоренных стран, теснясь в горы и за Бескид, а также исключив разорительные походы Ногая и Телебуги в Угрию и Польшу, до половины XIV столетия не замечаем никакого передвижения племен или большего переселения народа в прикарпатских краях, кроме незначительных поселений военнопленных или добровольных колоний.
Нашествие Татар на Галицкую Русь и раззорение ими всей прикарпатской страны нанесли, однако, глубокую рану народному быту русскому, и эти раззорения были тем губительнее, что повторялась периодически почти до новейших времен. В народных песнях остались воспоминания об этих нападениях Татар и Турок.
...
...В заключение представляем, общие положения и выводы из настоящей статьи:
1. Сказания летописцев о древнейших жителях Карпатского погорья весьма сбивчивы и недостаточны; но поселенья Славян столь древни, что Славяне могут считаться первобытными обитателями земли.
2. Русскиe князья впервые утвердили свою власть в Карпатском погорье. При них развилась русская народность, и имя Руси закрепилось навсегда.
3. По пресечении рода князей Русских, Поляки завладели краем и обратили его в польскую провинцию - Червонную Русь.
4. Частые нападения Татар и наезды других неприятелей разорили страну. Поляки подорвали права свободных сословий и закрепостили крестьян. Политический и религиозный гнет был причиной отчуждения высших слоев общества от своей национальности, но народ остался верен преданиям своих отцев.
5. Поселения иностранцев были немногочисленны. Они занимали по большей части города и местечки. Кроме северо-западных окраин, совершенно ополяченных, остальные области остались по преимуществу заселенными Русским народом.
6. Ляшские колонии, заведенные во время владения русских князей, совсем обрусели. Польская колонизация шла постепенно по мере усиливающегося католицизма. Католики всего более успехов сделали при королях Ягайле и Сигизмунде.
7. После раздела Польши, Австрийцы завели немецкие колонии, но они не имеют влияния на местную народность.
8. Распространение полонизма и католицизма продолжается и до сих пор, но в новейшее время русская народность сильно заявила свою живучесть, и Галичане хотя с большими усилиями, но выдерживают борьбу против вторгающегося полонизма и католицизма.

II. Угорская Русь и Буковина
Особый характер имеет Угорская или Закарпатская Русь. С древних уже времен судьба ее была тесно связана с Мадьярами или Уграми. Как сказано выше, Мадьяры, пришедши в Панонию, нашли не только населенную Славянами страну, но и города, по ныне существующее, каковы угорско-русские: Ужгород (Унгвар), Мукачев (Munkacs); есть известие даже о местном князе Лаборце. Безыменный нотарий Белы пишет, что нынешняя Угорская Русь по р. Тису и Теплу и по город Сланый (Soоvar) состояла вне границ Угорского королевства и принадлежала Русскому государству Владимира Великого. С этого времени, кажется, и утвердился русский элемент в стране, и с той поры осталось за народом название - Русский, Русь. Однакож по причине, вероятно, внутренних междуусобиц Русские князья должны были скоро отказаться от владения этою областью, - с которою сообщение их было затруднено горами, и уже с XI столетия Карпатские горы называются Угорскими.
Между тем о Русских, которые, как местные жители Угрии, жили в православии, упоминает королева Бела IV в своем послании к папе Инокентию под 1252 годом.
В 1285г. король Владислав Куман, по совету Византийского императора Андроника, призвал Волохов (Румын) на помощь против Татар, которые со своих кочевищ над р. Прутом и Молдавой перешли высокие горы и через земли Эрделя (Седмиградии) на р. Марош; с помощью Румын Владиславу удалось поразить Татар на р. Тисе. В награду за эту помощь король Владислав дал Волохам землю между Морошем и Тисою, называемую Крижи, и благоприятствуя в душе греческому вероисповеданию, позволил им свободно жить в своей вере.
...В 1352г., а по другим сказаниям в 1359г., произошло в этих странах достопримечательное событие, весьма важное по своим последствиям. Один из начальников Мараморошских Румын и Русских, воевода Богдан Драгош, человек мужественный и разумный, охотясь с дружиною своею, по следам тура пробрался через „высокие горы и полонины" и на северо-восточном склоне их нашел прекрасную местность для поселения. Они перешли с своими семействами и поселились первоначально в с. Воловце при р. Формозе (Красной) в Буковине. Драгош построил церковь и монастырь, в котором до сих пор покоится прах основателя Молдавского господарства. Вот начало государства, которое впоследствии известно под названием Волощины, Молдавии или Мультан.
...Всего замечательнее было водворение князя Кориатовича в северо-восточной Угрии. В половине XIV столетия княаь Федор Кориатович (сын князя Константина Кориата, владевшего Подольем), не хотев покориться своему дяде великому князю Ольгерду, перешел к Угорскому королю Людовику (владевшему тогда и Галицкою Русью) и получил от него в удел Мукачевскую и Маковицкую области на южном склоне Карпат. С ним пришло много Русского народа из Подолии и поселилось в Мукачевской области.
Политически гнет и религиозные гонения в Польше часто принуждали Русских выселяться большими массами и искать убежища за Карпатами. В XVII столетии православные Галичане, уклоняясь от шляхетского гнета, переселились в количестве нескольких десятков тысяч в Угрию и поселились около Ягра (Эрлау) и Сольнова (Szolnok).
...Итак, русская народность, теснимая с запада и юга Поляками и Мадьярами, нашла единственно на юго-востоке верных союзников в Румынах. Для лучшего уяснения взаимных отношений разсмотрим главные моменты Молдавии и столкновения Румын с Польшей. Румыны, называемые у Славян Влахами или Волохами, издревле были южными соседями Руси по всей линии от источников р. Тисы вдоль Прута к устью Днестра. Поселившись на большом пространстве между нижним Дунаем, Балканом и Карпатами, они жили среди Славян и только с западной стороны прикасались к Мадьярскому племени. По этой причине они подверглись решительному влиянию Славян, - язык их содержит в себе пятую долю славянских элементов, и все названия и достоинства в гражданском их управлении - славянские: великий бан, дворник, ключарь, стольник, постельник, болеры, жупаны, наместницы и др. встречаемые в грамотах Молдавских господарей - все славянские слова. Многие города и села удержали до сих пор русские названия, а города Белгород (Аккерман), Черновцы, Романов, Немеч, Сочава, Серет, Баня и др. издревле считались русскими городами. Нынешнее местечко Бырлад уже в половине XII века служило убежищем для Галицкого княэя Ивана Ростиславича, прозванного Берладником. С половины XIV столетия (как сказано выше), Румыны, заняв первобытно Русскую землю и утвердившись между русскими жителями Буковины, сначала принимали обычаи и политическое устройство своих сограждан, но, с течением времени, распространившись на нижнем Днестре и Пруте, они основали самостоятельное княжество Молдавское или Мунтянское (цара Молдавией, Мунтенеск). Богдановы наследники господствовали продолжительное время, называя себя воеводами или господарями; Буковина долго оставалась главною
областью, а Сучава была столицей господарства и местопребыванием митрополита.
...
...В заключение предложим результаты наших изследований:
1) Северо-угорская Русь происходит от первобытных местных Славян, на которых, вероятно, еще Владимир Великий распространил свою власть.
2) Во второй половине XIII столетия король Владислав Куман поселил Румын между р. Марошем и Тисой (в Марамороше). Румыны в соединении с тамошними Русскими отбивались от католиков, нападавших на них.
3) В половине XIV столетия воевода Богдан Драгош, выселился из Марамороша, занял Буковину и основал Молдавское господарство (воеводство).
4) Раньше того князь Федор Кориатович, получив от короля Карла-Роберта в удел Мукачевскую область, поселился в Мукачеве.
5) Напротив того, многие выходцы из Молдавии поселялись в Галичине на особых правах, называемых волошскими.
6) В Молдавском воеводстве долго удерживался церковно-славянский язык в богослужении, a русский язык - в гражданских делах и правлении.
7) Русь стояла всегда в дружеских отношениях с Румынами; они искренно помогали друг другу, пока уния с Римом, заведенная в Галичине, не разрушила единомыслия двух братних народов.
8) Австрия, приняв Буковину в свое владение, способствовала поселению инородцев и распространению католицизма, однако же русское и румынское народонаселение преобладает в Буковине и до сих пор.
Яков Головацкий.
Я.Ф. Головацкий. Карпатская Русь. Журнал Министерства народного просвещения. Часть CLXXIX. Тип. В.С. Балашева. СПб. 1875 (июнь), с.349-396
Все номера с 1834-го по 1917. Всего номеров 381

http://www.runivers.ru/lib/book7643/456102/
http://cyberleninka.ru/article/n/karpatskaya-rus-istoriko-etnograficheskiy-ocherk Русин 2008 н.3-4


Я.Ф. Головацкий. Карпатская Русь: Галичина и Буковина; Угорщина (с этнограф. картою под названием: Этнографическая карта Русского народонаселения в Галичине, северовосточной Угрии и Буковине). Славянский сборник. Т.2. СПб., 1877, Издание С.-Петербургском Отделе Славянского Благотворительного Комитета, с.55-84
Т.1. 1875. pdf 30,5Mb
Т.2. 1877. pdf 41,8Mb
Т.3. 1876. pdf 33,8Mb
http://starieknigi.info/liter/S.htm

Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я,Ф. Головацким и изданные О.М. Бодянским. Предложение дополнений:
I. Народные обычаи, обряды и песни в Буковине Русского народа
II. Карпатская Русь: Галичина, Северовосточная Угрия и Буковина
III. Историко-этнографическое обозрение всех их троих
Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876 г., н.1, с.531-670
Год издания: 1846-1908
Всего томов 218

http://www.runivers.ru/lib/book8180/

Яков Федорович Головацкий в 1876г. По фотографии А. Страуса и К в Вильне. Опубликованно впервые в книге Ф.Ф. Аристова - Карпато-русские писатели. М., 1916
Я.Ф. Головацкий. О первом литературно-умственном движении русинов в Галиции...

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_675.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_467.htm
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm


  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001