Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
А.И. Добрянский и его жизнь и деятельность
от 06.12.16
  
О памянте


Адольф Иванович Добрянский родился 6 (18) декабря 1817 года в селе Рудлеве (Земплинской столицы), где его отец — Иван Иванович — был настоятелем прихода...


В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

А.В. Попов. А.И. Добрянский его жизнь и деятельность. Мукачево. 1928. Издание Народопросветительного Совета Свалявского Округа. 27с.
http://rusyns-library.org/a-dobryanskij-i-ego-zhizn-i-deyatelnost-a-popov/

Адольф Иванович Добрянский (1817-1901)
С нами Бог. Разумейте языцы и покоряйтеся; яко с нами Бог!

Среди карпаторусских народных деятелей прошлого столетия, имя Адольфа Ивановича Добрянского можно причислить к разряду людей первой величины. С Добрянским тесно связана история карпаторусского нацюнального возрождения. Родившись позднее Духновича, и пережив его на несколько десятков лет, Адольф Иванович является центральной исторической фигурой для карпаторусского возрождения. От Добрянского как бы во все стороны разбегалися жгучие лучи, ослепительно яркие, острые, мешавшие сну и национальному застою карпатороссов. Из за Добрянского восходит над Карпатами заря просвещения и свободы. С именем Адольфа Ивановича связан неразрывными узами бой с мадьярским шовинизмом. Добрянский, совместно с Духновичем, Фенциком, Сильваем, Раковским и другими карпаторусскими патриотами вырыли глубокий ров, у которого на долгое время была остановлена широкая и могучая волна мадьяризации. С другой стороны вплоть до нашего времени его великие идеи национального сознания были, хотя и немногими, сохранены как священный огонь, от которого освобожденный народ зажигает свои сердца к новой борьбе за свои национальные права, придушенные Австро-мадьярским правительством. Вот в эгом то и заключается громаднейшая заслуга политического и культурного вождя П. Руси прошлого столетия, Добрянского-Сачурова.
Адольф Иванович Добрянский родился 6 декабря 1817 года в селе Рудлове, в бывшей Земплинской жупе. Он происходил из духовного звания. Его дед и отец были священниками не очень богатого прихода. Отец Добрянского был одним из тех духовных, каковые часто встречались в прошлом, и так редко встречаются в настоящем столетии. Происходил Добрянский из старинного дворянского рода Томовы Совы, который в X столетии из России переселился вместе с мадьярским князем Гейзою на П. Русь. Однако потомственное дворянство за родом Добрянских было признано только в 1445 году жупным кендешом из Маковицы и снова утверждено Марморошской законодательной палатой в 1763 году.
По матери Добрянский происходил из немецкой линии колонистов, издавна успевших поселиться в теперешней Пряшевской Руси, из рода Семешгазия. Тесть Добрянского, Андрей Семешгазий одно время был городским головой в г. Левоче. Мать Адольфа Ивановича отличалась по тому времени широким образованием и хорошо владела несколькими языками. Последнее обстоятельство очень важно знать потому, что ее сын унаследовал от нее эти редкие способности и сам знал впоследствии все главнейшие европейские языки, как русский, немецкий, французский, итальянский, не говоря уже о языках классических и славянских, а так же - мадьярском.
Благодаря хорошему национальному семени, засеенному о. Иваном в плодородную почву, и сын его впоследствии отличался чуть ли не фанатической русской национальностью, которая была гораздо позже одной из главнейших причин императорской немилости и его ссылки. Непримиримый борец за свободу карпатороссов, пропагатор единства русского народа - крупная умственная и политическая величина - Добрянский тогдашнему Австро-Мадьярскому правительству, особенно после дуализма - 1867 был тернием в очах…

Сборник статей посвященный памяти А.И. Добрянского по поводу открытия его памятника в Ужгороде 17 XI 1929. Издание культурно-просветительн. Об-ва им. Александра Духновича. Выпуск 70. Ужгород 1929г. Типография Школьной Помощи

Нижепоименованные статьи, посвященные памяти А.И. Добрянского (Антоний Бескид - губернатор Подкарпатской Руси; Владимир Гомичков; Константин Грабарь - градоначальник столичного города Ужгорода; Павел Федор; Евмений И. Сабов - председатель О-ва А.В. Духновича в Ужгороде; Д-р Степан Фенцик - председатель Подкарпаторусского Народопросветительного Союза; Д-р Илья Гаджега - председатель Земского суда) были напечатаны в особом издании - в однодневной газет от 17-го ноября с.г. в связи с торжеством открытия в Ужгороде памятника нашему славному вождю - Редакция
Антоний Бескид, губернатор Подкарпатской Руси.
Адольф Иванович Добрянский, как вождь и общественный деятель

Каждый народ имеет право на самостоятельное развитие и тем более, если этот народ имеет свое политическое и культурное прошлое. Его право на самостоятельное развитие своего своеобразия рождается в процессе осознания этого права его передовыми людьми и в волевом усилии сначала интеллигенции, a потом и всего народа, к своему культурному творчеству. Именно тогда народ начинает жить национальною жизнью и творить национальную культуру, когда его интеллигенция - как мозг и воля народа - выразить во вне словом и подвигом свою национальную идею, свое национальное лицо. Тогда говорят о пробуждении или возрождении данного народа. Это бывает в определенные эпохи исторической жизни народа. Словно искра, вспыхивает ярким светом национальное самосознание в энергичных умах интеллигенции и она в муках неутомимого творчества и в волевом действенном подвиге формулирует, ярко выражает словом и делом национальные потребности своего народа, различая его от других народов, определяя и указывая ему его подлинный путь национального развития и творчества. Потом уже эта искра национального самосознания передается, как пасхальный огонек от свечи к свече, от поколения к поколению. Намечается детальней и детальней путь национальной работы и национального культурного творчества, выковывается мощная традиция, которая облегчает молодым - идущим на смену - приобщение к национальной жизни и деятельности. Завещание предков-будителей, как благословеше, звучит из прошлого и не может не вдохновлять истинного сына своего народа.
Эти будители народа - творцы его будущего - являются его гордостью. Народ бережно хранит в своей памяти их славные имена. И что замечательно, в исторической перспективе их фигуры вырастают во весь свой исполинский рост и, чем дальше мы от них в перспективе времени, тем выпуклее и яснее проступают их героические черты. Так всегда бывает с крупными
явлениями или предметами. Нужно отойти от великолепной пирамиды, чтобы понять и оценить ее действительную красоту и ее действительную величину.
И мы имеем счастье поразсказать и полюбоваться своею национальною гордостью. Целая плеяда общественных деятелей, организаторов, публицистов и поэтов засверкала в 50-х годах прошлого столетия на нашем Карпаторусском горизонте. Адольф Иванович Добрянский (1817-1901), Александр Васильевич Духнович (1803-1855), Иван Иванович Раковский (1815-1885), Александр Иванович Павлович (1819-1900) и мн. др. Это первые организаторы и вдохновители национального дела, как общественного движения. К ним вплотную приростает смена - не менее одаренных, изнутри зажженных, неутомимо деятельных - Евгений Андреевич Фенцик(1844- 1903), Юлий Иванович Ставровский-Попрадов (1850-1899) и мн. др. Священный огонь родной культурной традиции, переняв от отцов своих, они передали и завещали нам - своей смене.
Сегодня мы увековечиваем память нашего славного вождя Адольфа Ивановича Добрянского...

Д-р Илья Гаджега. Наш обет
Народ, почитающий своих выдающихся мужей и ставящий их примером для себя - имеет будущее.
Одним из самых передовых лиц, заслуживающих нашу благодарность и признательность является Добрянский.
Добрянский - наш учитель в полном смысл этого слова.
Кто знает жизнь, тот должен признать, что учителем народа является не только школьная кафедра, но и общественные деятели.
Добрянский подал нам идею русского единства не только на словах, но и всем существом своей жизни. За эту идею он страдает и испытывает ряд преследований, но все переносит он во имя этой идеи и вплоть до самой смерти, которая его постигла на чужбине только потому, что он не пожелал изменить своим убеждениям.
В этом отношении он служит нам примером в современной борьбе за те-же идеи.
Пусть его мощная личность внушает нам бодрость, стойкость в борьбе, и да будет памятник символом нашего обета - вступить на его стезю.
Сборник статей посвященный памяти А.И. Добрянского по поводу открытия его памятника в Ужгороде 17 XI 1929. Издание культурно-просветительн. Об-ва им. Александра Духновича. Выпуск 70. Ужгород 1929г. Типография Школьной Помощи. 19с.
http://rusyns-library.org/sbornik-statej-k-otkrytiyu-pamyatnika-dobryanskomu-v-uzhgorode-obshh-a-duxnovicha/

Письмо Ф.Ф. Аристова от 1 дек. 1929г.
В Правление Русского Культурно-Просветит. Общества имени А.В. Духновича в Ужгороде

Высокоуважаемые Русские Деятели!
Поздравляю Вас с открытием памятника знаменитому вождю Подкарпатской Руси - Адольфу Ивановичу Добрянскому. Об этом радостном народном событии я узнал совершенно случайно, так как никто из пределов Русского Подкарпатья мне не пишет, хотя я отправил в течение года разным лицам, в общей сложности, до пятидесяти писем! Возможно, что письма просто не доходят до меня.
На оба Ваши почтенные письма я отправил подробный ответ (через Львов) 20 (7) ноября 1929г. С нетерпением жду от Вас книг, столь мне необходимых для научных занятий по карпатоведению. Убедительно прошу писать мне чаще и подробнее о культурной жизни Вашего края, дабы я имел возможность узнавать о всех явлениях точно и своевременно, а не случайно и с большим запозданием, как это было, напр., в отношении 70-летнего юбилея Е.И. Сабова и открытия памятника А.И. Добрянскому. Вследствие указанных причин я не мог послать к празднованию юбилея Е.И. Сабова его интересную автобиографию, а к открытию памятника А.И. Добрянскому - подробное исследование об его жизни и деятельности. Этот очерк посылаю теперь для напечатания отдельной книжкой, которая будет заключать в себе до 7 печатных листов. Прошу принять мое исследование в качестве авторского дара и прислать мне 125 оттисков. В ожидании Вашего письма остаюсь с глубоким уважением и неизменной преданностью.
Проф. Ф.Ф. Аристов. Москва 1 декабря нов. стиля 1929 года.

проф. Ф.Ф. Аристов.
Адольф Иванович Добрянский. (Родился 6 (18) декабря 1817г. - умер 6 (19) марта 1901г.)
Первый период жизни: 1817-1848гг. (Время до выступления на общественное поприще)
Род Добрянских
Адольф Иванович Добрянский
происходил из старинного дворянского рода, выводимого им от Томова Совы, который, по его словам, в X веке переселился с Руси в Угрию с князем Гейзою, был там воеводою и мужественно защищал православие от посягательств католиков. Дворянство Добрянских, как полагал Адольф Иванович, было признано жупаном Кендешем из Макомвизы в 1445г. и Мараморошскою законодательною палатою в 1763 году. Дед и отец А.И. Добрянского были священники. Его мать - Шарлотта Андреевна, урожденная Сепешгазий (дочь Левочекого городского головы), была очень образованной женщиной и говорила на пяти языках: немецком, мадьярском, французском, латинском и отчасти - русском.
Молодые годы и получение всестороннего образования
Адольф Иванович Добрянский родился 6 (18) декабря 1817 года в селе Рудлеве (Земплинской столицы), где его отец - Иван Иванович - был настоятелем прихода...
Карпатский Свет - журнал издаваемый культурно-просветительным Обществом им. Александра Духновича в Ужгороде: 1931, 1932, Карпаторусский Голос (газета) - 1933г.
http://rusyns-library.org/category/karpatskij-svet/

Антон Семенович Будилович и Адольф Иванович Добрянский-Сачуров в 1898г. По фотографии Макса Кетцлера в Инсбруке, Опубликованно впервые в книге Ф.Ф. Аристова - Карпато-русские писатели. М., 1916
А.С. Будилович и А.И. Добрянский-Сачуров и Славянское единство

http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_424.htm
А.И. Добрянский. Патриотические письма
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_426.htm
А.И. Добрянский. Третий период жизни: 1882-1901гг.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_427.htm
А.И. Добрянский. Римско-немецкая империя Гогенцоллернов и греко-славяне
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_428.htm
Мадьярская гегемония в Угрии (Венгрии) и Угорская Русь
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_429.htm
А.И. Добрянский. Наименование австро-угорских русских
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_430.htm
А.И. Добрянский. О западных границах Подкарпатской Руси, со времен св. Владимира
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_431.htm
А.И. Добрянский. Календарный вопрос в России и на Западе
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_432.htm
А.И. Добрянский. Плоды учения гр. Л.Н. Толстого
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_433.htm
А.И. Добрянский. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_434.htm
А.И. Добрянский. Куда мы дошли?
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_435.htm
А.И. Добрянский. Проект политической программы для Руси австрийской
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_436.htm
А.И. Добрянский. Программа для проведения национальной автономии в Австрии
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_437.htm
А.И. Добрянский. Где выход?
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_438.htm
Политический процесс 1882г. Речь на нем А.И. Добрянского
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_439.htm
Деятельность А.И. Добрянского в качестве комиссара при русской армии в 1849г.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_440.htm
Смерть и похороны Адольфа Ивановича Добрянского
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_441.htm
Общая характеристика жизни и деятельности А.И. Добрянского-Сачурова
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_442.htm
Д.А. Марков. Адольф Иванович Добрянский (Из личных воспоминаний)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_443.htm
Из переписки А.И. Добрянского
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_444.htm
Федор Федорович Аристов и Об-во Людевита Штура
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_415.htm
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001