Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Из переписки А.И. Добрянского
от 05.12.16
  
О памянте




В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

Карпаторусский Сборник. Подкарпатская Русь в честь президента Т.Г. Масарика (1850-1930). Издание Подкарпатского Народнопросветительного Союза. Ужгород. Типография Школьной Помощи. 1930

Содержание Карпаторусского Сборника

О.О. Марков. Из переписки А.И. Добрянского (Письма к О.А. Маркову)

Отдельный оттиск: О.О. Марков. Из переписки А.И. Добрянского (Письма к О.А. Маркову). Ужгород. Типография Школьной Помощи. 1930

Из переписки А.И. Добрянского (Письма к О.А. Маркову)
Печатаемые ниже письма представляют с одной стороны, материал для истории сношений Галицкой Руси с Русью Подкарпатской, с другой же - для биографии и характеристики взглядов одного из наиболее выдающихся деятелей Подкарпатской Руси XIX ст. - Адольфа Ивановича Добрянского.
Сношения А.И. Добрянского с Галичиной начались уже в 1848г. В ноябре 1848г. Добрянский (живший в то время в Венгрии под полицейским надзором) бежал в Перемышль, откуда вскоре переехал в Львов, центр тогдашнего Галицко-русского движения. В Перемышле и во Львове А.И. Добрянский вошел в тесную связь с местными русскими народными деятелями и по его инициативе было уже в январе 1849г. подано австрийскому императору от имени съезда представителей Подкарпатской Руси представление О соединении ее с русской частью тогдашней Галичины «в собственный русский край корунный». Как известно, этот проект не осуществился: на нем не настаивала уже делегация Подкарпатской Руси, которая в октябре 1949г. представила венскому правительству свои требования (Об этом см. показания А.И. Добрянского в «Стенограф. отчет из суд. расправы по делу Ольги Грабарь и тов.» (Львов, 1882г.) и «Научно-Лит. Сборник Гал.-рус. Матицы». 1908. III-IV. с.154 и сл.).
Тем не менее, связь А.И. Добрянского с Галичиной не прекратились. Напротив, мы видим, что он сравнительно часто приезжал туда и поддерживал сношения с галицкими деятелями (А.И Добрянский был во Львове в 1860г., в 1861г. Он отдает своего сына Мирослава в Перемышльскую гимназию (на квартиру к о. Ю. Желеховскому), в 1866г. он знакомится (в Bене) с Наумовичем и Гушалевичем и приблизительно к тому-же времени относится его связи с галицкой студенческой молодежью в Вене). По-видимому, к 1872 году, когда Добрянский приехал на собрание членов львовского Народного Дома, относится его первое (впрочем, только беглое) знакомство с О.А. Марковым, в то время еще молодым сотрудником газеты «Слово».
Это знакомство возобновилось на Пасху 1880г., когда О.А. Марков приехал к Добрянскому в его имение Чертеж. Что было непосредственной целью этой поездки, мы не знаем. Возможно, что это было простое посещение выдающегося деятеля Подкарпатской Руси, однако, вряд-ли можно сомневаться в том, что уже тогда говорилось о том, где искать выход из тяжелого положения, в котором очутилась Галицкая и еще в большей степени Подкарпатская Русь.
В Галичине видели выход из положения в объединении партий и в концентрации всей национально-политической работы русского населения Австро-Венгрии в Галичине. Эта программа диктовалась невыносимыми условиями тогдашней политической жизни и носилась в то время, так сказать, в воздухе. Как раз в 1880 году состоялось во Львове всенародное собрание (вече), созванное при участии обеих тогдашних галицко-русских партий, на котором с особенной силой было выражено желание возможно близкого сотрудничества и объединения деетельности обеих партий. Это мнение разделял и Добрянский.
Вскоре после этого (с января 1891г.) приступил О.А. Марков к изданию газеты «Пролом». Целью этой новой газеты (как видно уже из ее названия) была прежде всего, конечно, более решительная борьба на права русского населения в Австрии. Но наряду с этим, эта газета преследовала еще другую цель.
Впоследствии, по время судебного разбирательства 1892г., она была формулирована Марковым так, что одним из ближайших поводов к изданию газеты было именно вече 1880 года и стремление к объединению партий. «Пролом» и «Вече» - читаем в Стенографическом отчете о процессе 1882г. - «должны были пропагандировать эту идею и, вместе с тем, должны были быть выразителями согласия обеих партий, т.е. партии либеральной, прогрессивной, именуемой поляками «украйнофильской» , и партии старорусской, консервативной, которую польские газеты называют «москвофильской» или «святоюрской». Расхождения в национально-политической идеологии обеих партий - в особенности в широких кругах населения - не были еще, сравнительно, значительны, так что обьединение их деятельности считалось целью вполне реальной и достижимой.
Как раз в то время, когда казалось, что эти идеи начали уже принимать до некоторой степени конкретные формы, приехал А.И. Добрянский (в сентябре 1881 года) во Львове на собрание членов Народного Дома. На этом съезде был и этот - в то время животрепещущий - вопрос предметом обсуждения, и в результате было Добрянскому сделано предложение переехать во Львов и взять в свои руки как дело обьединения галицких партий, так и руководства галицко-русской политической жизнью вообще.
А.И. Добрянский уже раньше имел намерение переехать из Чертежа в более крупный центр культурной и политической жизни. В тогдашней Венгрии он был связан по рукам и по ногам, какая-нибудь более широкая деятельность была невозможна, а мадьярские власти не останавливались, как известно, даже перед организацией покушений на его жизнь. Между тем Добрянский был в расцвете сил, и его влекло к активному участию в культурной и политической работе. Быть пассивным свидетелем мадьяризации Подкарпатской Руси он не мог. Добрянский предстоял выбор между Веной и Львовом. На переезд в Львов настаиала в особенности, его семья; Львов был, все-таки, ближе Чертежа, а к тому же во Львове жила уже в то время одна из его замужних дочерей. Предложение, сделанное Добрянскому на собрании в сентябре 1881 года, решило, наконец,вопрос в пользу Львова. Как писал впоследствии О.А. Марков в своих воспоминаниях о процессе 1882года, Добрянский разсчитывал на то, что «со временем он сможет перенести свою работу из Галичины и на угро-русскую сторону, так что результаты его работы скажутся не только на Галицкой и Буковинской, но и на Угорской Руси». Вместе с тем, Добрянский надеялся на то, что «ему удастся объединить всю Галицкую Русь в одну мощную фалангу, которая сможет не только выдержать натиск со стороны врагов, но и добиться в сравнительно непродолжительном времени своих прав, и что тогда Галичина будет иметь возможность оказать существенную помощь и своим русским братьям в Beнгрии, угнетаемым мадьярами».
Таковы были мотивы переезда А.И. Добрянского во Львов. Как известно, работа в направлении осуществления этих политических планов была вскоре прервана арестом Добрянского и ряда его политических единомышленников и процессом 1882г. по обвинению их в государственной измене. Процесс закончился освобождением Добрянского, но, конечно, в тогдашних условиях дальнейшее его пребывание в Галичине стало невозможным. Добрянский переехал вскоре в Вену, а оттуда на постоянное жительство в Инсбрук, где он оставался уже до конца своей жизни.
Во время своего пребывания во Львове А.И. Добрянский особенно близко сошелся с О.А. Марковым. Их знакомство превратилось затем в тесную дружбу, свидетельством которой являются печатаемые ниже письма. Эту дружбу прервала только смерть, которая застигла А.И. Добрянского в 1901г. Вдали от родной земли.
Текст писем А.И. Добрянского и его жены Элеоноры Осиповны печатаем без каких-либо изменений, исправляя только явные описки и пропуская места, не представляющие никакого общественного интереса, но все-же отмечая при этом, о чем в них идет речь.





***

Из переписки А.И. Добрянского с О.А. Марковым
Печатаемые ниже письма извлечены из бумаг О. А. Маркова, редактора львовской газеты Галичанин. А. И. Добрянский сблизился с О.А. Марковым во время своего пребывания во Львове в 1881- 1882гг. О.А. Марков издавал в то время газеты Пролом и Вече и вместе с А.И. Добрянским судился в 1882г. по обвинению в государственной измене. Как известно, А.И. Добрянский переехал после освобождения из заключения в Вену, а после в Инсбрук и к этой эпохе (1882-1900) относится его переписка с О.А. Марковым.
Печатаемые нами три письма доказывают лишний раз тесную культурную связь, которая, несмотря ни на что, сохранилась между Подкарпатской и Галицкой Русью на протяжении XIX стол. Она показывает, на сколько сильным было среди деятелей Подкарпатской и Галицкой Руси сознание общности культурно-национальных и политических интересов этих русских областей и необходимости взаимопомощи для национального и политического возрождения русского народа в пределах бывшей Австро-Венгрии. С другой стороны, эти письма раскрывают и духовный мир карпаторусских лидеров того времени, которые стояли во главе нашего национального движения в Австро-Венгрии. То, во что сами верили, они внушали и народу. Потому то их переписка чрезвычайно важна для изучения истории русского национального движения в Прикарпатье.
I.
С нами Бог! Вена. 10/6, 1883
Дорогой друг! Многоуважаемый Осип Андреевич! Получив в исправности почтеннейшее Ваше письмо (по обычаю редакторов без датума), я спешу благодарить Вас от всего сердца, что Вы, несмотря на собственную нужду, так долго изволили ждать на возвращение долга. Я, правда, не знал до недавна, что я Вам еще должен, так как я давно писал жене, чтоб она поторопилась возвратить Вам долг; но видно, была и в Чертеже беда, не позволяющая воздать долг. Простите, не вменяйте во зло, что я опоздал.
Надеюсь, что отец Иван (Наумович) возвратился домой благополучно; если встретитесь с ним, сообщите, пожалуйста, ему, что лежащая до ныне в кассационном суде апеллата, или вернее кассационный рекурс, по моему мнению, никак не решится, а кончится амнистией, ожидаемою по поводу благополучного рождения государыни цесаревны. Это извольте сообщить и Венедикту Михайловичу Площанскому, но никому иному, так как открытие этой тайны могло бы иметь очень печальные последствия для всех.
Сообщенное Вами обстоятельство, что пошатнулось здоровье Ваше, не мало тревожит меня, так как материальные потери, понесенные всеми подсудимыми в нашем процессе, между прочим и Трембицким и Ничаем, будут чувствоваться лишь временно, не долго; но здоровье не возвратится ни трудолюбием и бережливостью, ни подаяниями даже щедрыми ближних, а единственно по милости Бога. К Нему прибегайте с верою, надеждою и любовью, а Он творя чудеса спасет Вас, так как Он благ и человеколюбец. И отец Иван, здоровье которого тоже пошатнулось в следствие тюремного заключения, полагает надежду свою единственно на Господа, Который не оставит уповающих на Него и может возвратить здоровье и посредством употребляемого отцом Иваном лечения омеопатического, едва-ли проводящего по себе какого либо действия.
Жалею я, что Вы должны были прекратить издание популярной газетки Вече; но еще более жалею о причине прекращения, которая, как и все иные неудобства, едва ли не в том кроется, что не удалось общежелаемое соединение редакций Пролома и Слова. Пропущена, кажется, благоприятная минута, в которой возможно было соединение.
Прощайте, дорогой мой друг! Передайте мой привет всем живущим в надежде воскресения, именно членам нашего Касина, и здравствуйте всегда в благой памяти душевно Вам преданного
Адольф Ив. Добрянский.
(P.S.) Передайте Ивану Антоновичу, что я в следствие письма его к Сенкевичу составил статью, простирающуюся на 10 листов о нашей церкви.
II.
С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Инсбрук-Вильтен. Andreas Hoferstrasst. 9, 23/12, 1890
Многоуважаемый, дорогой друг и сострадалец, Осип Андреевич!
От всего сердца благодарю Вас за теплые слова, которыми Вы изволили поздравить меня с днем рождения как от своего, так от имени других: не могу не поздравить как Вас, так прочих непозабывших о мне с наступающими рождественскими и богоявленскими праздниками и пожелать всем Вам от души: во первых, стойкости характера в предстоящей, как мне кажется, последней, но отчаянной борьбе за существование австрийской Руси и ее святыни; а во-вторых, полную победу, чтобы Вы могли ее плодами наслаждаться безболезненно и в полном удовольствии, не только в наступающем 1891 году, но в продолжении еще многих, многих лет грядущего XX столетия. Сделайте милость, передайте эти мои благожелания всем, от имени которых Вы поздравили меня, а кроме того славному нашему Академическому Кружку, который я намерял поблагодарить за его телеграфическое поздравление особым письмом, но сдержался по соображениям, не нуждающимся в объяснениях. Прочих поздравивших меня, будь то по телеграфу, будь то в письмах, невольте поблагодарить от имени моего в многораспространенной Вашей газете, которую читают кроме галицких тоже pyccкиe Угорщины и Буковины, которою, впрочем, пользуются все славянские газеты Австрии.
Пользуясь этой приликой, чтобы заслать: 1) для общества Качковского на 3 года 3.00, 2) на библиотеку на год 1891 3.00, 3) за Русское Слово на год 1891 3.00, 4) за Черв. Русь на половину года 1891 7.50, 5) за Страхопуд и Беседу на половину года 4.00, 6) за Новый Галичанин на половину года 2.60, итого 22.10, то есть вместе двадцать два гульдена и 10 крейцаров.
Всеми патриотами уважаемая и любимая Ваша газета держится славно, ей даже в успехе отказать нельзя, так как за ее примером пишут и другие австро-русские газеты свободнее и убедительнее. Русское Слово отважилось даже поместить мой портрет с биографией, а то самое сделал даже Листок, издаваемой в прославленной своими террористическими мероприятиями Венгрии. В конце концов мы победим непременно, так как неудовлетворенная Русь могла бы существовать только при самых интимных, самых искренних отношениях между Австрией и Россией, которых предполагать нельзя. Это давно признано, и ходить полякам лишь о то, чтобы удовлетворить русских не переведением XIX арт. основных законов или политическим и административным отделением русской от польской части Кронланда, называемого Галицией, а какою то чечевицей, от которой жирели кроме ляхов и наши Иуды искариотские.
Прощайте, дорогой Осип Андреевич! Меня ужасно мучит насморк, мало вижу и почти не знаю, что пишу. Потому и письмо мое такое, что трудно Вам будет разобрать его, но Вы не вменяйте это, Бога ради, во зло душевно Вам преданному и верному другу и сострадальцу
Адольф Ив. Добрянский.
(P.S.) Зять, дочь и все внуки кланяются Вам, мы все здоровы, так я насморк и самый сильнейший не считаю болезнью.
III.
С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Инсбрук-Вилтен. 21/12. 1891.
Многоуважаемые Друзья!
Вернее было бы назвать Вас родными братьями, потому что все мы дети Святой Руси, следовательно Матери одной; один и Отец наш, к которому обращаемся ежедневно несколько раз в молитве Господней. Но находятся в нашей семье, к сожалению, братья, которые изменив из-за мелких житейских выгод заветам общих нам Отца и Матери, разорвали дружеские сношения с нами, то есть оставаясь братьями по крови, перестали быть нашими друзьями, содействующими к достижению общей цели. Вот и причина, по которой я считаю более подходящим назвать Вас не родными братьями, среди которых есть и лица, служащие нашим недоброжелателям, а друзьями, в непоколебимом народолюбии, которых даже по свидетельству иноплеменников не было, нет и не может быть сомнения.
К Вам, многоуважаемые Друзья и члены славного Академического Кружка! К Вам обращаюсь прежде всего с сердечнейшим благодарением за поздравление с днем рождения, дышащее доверием и любовью ко мне дряхлому старику, лично Вам незнакомому и доживающему при тихой работе последние дни жизни в отдаленном Тироле. Высоко, весьма высоко ценны эти чувства, так как они истекают из чистых юных сердец цвета Святой Руси, призванного отыграть важную роль не только в последнем десятилетии настоящего, но и в продолжении будущего ХХ-го столетия, значит в пору, когда непременно решится и судьба многострадального нашего народа. А это последнее обстоятельство приводит к утешительным соображениям.
Поздравительный Ваш телеграм служит доказательством, что ложь, обман и лесть, обещания и угрозы, изобильно употребляемые в настоящую критическую пору, не всколебали Вашу любовь к народу и патриотическое Ваше направление вообще. Вы, следовательно, представляете собой будущих, вполне надежных предводителей; и известный по своей живучести наш народ нуждается именно только в таких предводителях, чтобы занять почетное место, принадлежащее ему среди других народов по своей многочисленности не менее, чем по своим превосходным дарованиям и качествам вообще. Слава Вам, Друзья! Если не раньше чудом, то без сомнения при Вашем содействии получит и наша Русь все, чего в праве требовать.
Приготовляйтесь к успешному решению сей светлой задачи уже теперь пламенною верой, которая возбудит в Вас спасительное соревнование в исполнении обязанностей по части благочестия и науки; непоколебимою надеждой, которая сохранит Вас от уныния и падения духом в виду всяких возможных препятствий и неприятностей вообще; преимущественно же безпредельною любовью, которая, составляя основание спасения душ и телес наших, водворит в Вашей среде то coглacие, без которого лишены и самые усердные труды желанного успеха. Concordia res parvae crescunt, discordia maximae dilabuntur. Потолкуйте о сем во время наступающих светлых праздников Рождества и Богоявления Христова.
В эти праздники поется с одушевлением в наших храмах многознаменательный стих С нами Бог; с сими праздниками поздравляю Вас, многоуважаемые друзья, от всего сердца, желая, чтобы Господь удостоил Вас обходить их не только теперь, но в продолжении еще многих лет при крепком здоровьи и полном благоденствии в славу и пользу Святой Руси, ожидающей от Вас сохранения в полной чистоте прадедных ее церковных обрядов и с сими неразлучно связанной народности нашего племени.
Hic Rhodus, hic salta. Сохранением в полной чистоте нашей Святыни сохраняется жизнь, существование нашего народа; а вся прочая придадутся нам.
Душевно Вам преданный верный друг
Адольф Ив. Добрянский.
Из переписки А.И. Добрянского с О.А. Марковым. Русский Календарь на год 1932. Издание Общества Русских Братств в Соед. Штат. Сев. Америки (RBO - Russian Brotherhood Organization)
http://www.carpatho-russian-almanacs.org/RBO/RBO1932/correspondance.php
А.И. Добрянский. Патриотические письма
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_426.htm
А.С. Будилович и А.И. Добрянский-Сачуров и Славянское единство
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_424.htm
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001