Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Карпато-русские писатели
от 05.10.16
  
О памянте


С 1994 года Россия отмечает День учителя 5 октября вместе со Всемирным днём учителей

В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

Карпато-русские писатели. Евгений Андреевич Фенцик

Евгений Андреевич Фенцик (5 окт. 1844 - 5 дек. 1903)

Листок - Духовно-литературный журнал, 1 выпуск, Унгвар (Ужгород), 1885г. Ответственный редактор - Евгений Фенцик

Лохова, 1885. 15. (27) сент.
Высокопочтенная редакция!
Появление »Листка« обрадовало публику нашу.
Пора была, чтобы духовные таланты делали что-нибудь за свою родину.
Вы, высокопочт. Редактор - с вашим Уриилом, - избрали лучшую часть тогда, когда в нынешнем времени судили благовременным »основати духовную газету«.
Ваше предприятие каждый русин Подкарпатья радостными чувствами сердца приветствует.
Если вы свою цель - хотя во потомках - добудете: то сим выиграет отечество; - ибо вашими духовными трудами наш бедный русский народ, - который верный ко Богу и отечеству, - и против которого ни история - ни злая воля из его минувших событий ничего вредного привести не может - на высшу степень благобыта и просвещения поднимется.
И так вас не токмо мы, но и братья наши - соотечественники во будущности хвалити и славити будут.
Прото да не устрашит вас ничто, ибо около вас стоит подкарпатская русская интеллигенция, которая материальными жертвами усиловатися будет поддерживати ваш »Листок«, чтобы под тем »Листком« во свое время породился плод, который бы жажду нашу ко просвещению насытити мог...
Сими словами хваля вашу бодрость, любовь ко народу и отечеству, - я говорил не к Вам, но к нашему народу и особенно к нашей интеллигенции: ко священникам.
Я из своей стороны, приветствуя вас г. Редактор, изъявляю, что вашей газеты порядочным предплатителем буду.
Бог благослови намерение ваше!
Петр Чучка

Наши школы
Порошково, 1885., 15(26) окт.
«Народ пропадет без науки», это не фраза, это днесь смело можно назвати аксиомой, несокрушимость которой с неимоверною быстротой исполняется пред очами нашими. Что народ наш очевидно упадает, тому одна причина, что он в науке и просвещении не находится на уровне (szinvonal) с прочими окружающими его народами.
Если бы и прочие народы, с которыми мы находимся в ежедневном соприкосновении, находились с нашим народом на равной степени просвещения, тогда наш народ еще кое-как мог бы пробыти между ними; - говорю кое-как, ибо угрорусский народ по медленности своего характера, и тогда не вы держал бы конкуренции с окружающими его народами; но если мы отстали в науке и просвещении, тогда гибель наша, тогда конечное уничтожение наше несомненны.
Стоить призадуматися над этой истиной.
Если нам удастся подняти свой народ во просвещении на уровень прочих отечественных народов, тогда народ наш будет жити, и жизнью своей будет обязан своим наставникам, и нас будет ублажати то солодкое сознание, что мы удовлетворили должности своей; если же народ наш во просвещении не двинется на вперед, тогда он умрет, мы сделаемся не нужными, - и никому не удастся омыти нас от того обвинения, что не носили в сердце своем судьбу вверенного нам народа, что не удовлетворили должности своей.
Образовати, просвещати свой народ можем мы только посредством школ. Школа, это единственное средство, которое - если уже не поздно, - может спасти нас.
Да ведь у нас есть школы. - Конечно есть; но соответствуют ли они цели своей.
Угорско-царские школьные инспекторы отвечают, что нет. И мы должны признати, что этот ответ - увы. - изъемши несколько школ - справедлив.
Для чего же наши школы, но большей части, не соответствуют цели своей.
Из многих причин поговорим теперь только об одной.
У нас нет школьных учебников, у нас нет школьных книг.
Данные учители наши не квалификованы так, как это ныне требуется; книг нет, из которых бы и сами могли учитися и детей обучати. Вопрошаю теперь: как им действовати с успехом?
Наши школьные лекции вот какие:
Учитель внидет в школу, помолится со школьниками, заставит их читати, писати, но и это по какой-то древней системе; - намарают какие то номеры на табле; - далее из скуки, чтоб прошло время, учитель, увидя на стене изображения метрических мер - вопрошает - указав на какое-то изображени - »что сесе?» ученик отвечает: »кило - или мзтэр, или литэр«. - далее вопрошает, указав на изображение физических снарядов - »что сесе?« ученик отвечает: »телеграф« или там »железница« и проч. и так кончится лекция. И нет ни порядка,- ни системы, потому, что нет руководящего учебника.
И эти образцовые лекции повторяются ежедневно.
Вопрошаю: возможно ли при таком методе преуспевание?
А как может обучати учитель родному языку, или географии, или физике, или истории, или ведению конституции, - когда все это пред ним terra incognita, а хотя бы и не была terra incognita? если у него нет порядка, и он сам не в состоянии распределити мысли свои в систему?
При таких обстоятельствах было бы чудом проуказати требуемый успех.
И так, если хочем, чтобы народ наш преуспевал в просвещении, прежде всего необходимо занятися изданием цели соответствующих учебников.
Эти учебники должны быти не други для Мукачевской, и други для Пряшевской епархии, но одни для обоих епархий, чтоб хранилась между нами братская связь, однообразие, и чтоб издержки издания легче покрывались. В сем деле должно делати соединенными силами.
Рукописи учебников предварительно должны бы разсмотрены быти особой комиссией, которая бы одобряла лишь цели соответствующие. Одна главная ошибка у нас, что если кое-что и издается, то критика о нем молчит; а без критики невозможно преуспеяние.
Издание учебников было задачею общества Св. Василия Великого; но поелику общество пало в какой-то летаргический сон, то и учебников нет.
В интересе просвещения нашего народа нужно воскресити наше заумершее общество. Но оно лишь так может жити, лишь так может с успехом действовали, если все - от мала до велика будем интересоватися им, - и не будем оттягиватися от участия в нем. Днесь, думаю, уже пред всем ясно, что у общества Св. Василия была и есть лишь одна цель: просвещение народа. И токмо злое намерение может приписывати ему какую-то тенденциозность.
Прежде всего должны занятися воскрешением общества, наши епархиальные власти, как главный правители школьных дел и покровители общества. А общество без сомнения будет их правой рукой в деле просвещения народа.
Статью нашу заключаем тем объявлением, что нужно - и то чем скорее, созвати общее собрание общества Св. Василия В., чтоб на нем все дела общества в порядок приведены быти могли.
(Листок н.2. 1985, Е.Ф.)
Собрание сочинений Евгения Андреевича Фенцика. Часть II. Статьи. Приложение к журналу Карпатский Свет. Ужгород 1932. Типография Школьная помощь. Издание культурно-просветительного общества имени Александра Духновича в Ужгороде. Вып.79. 1932г. 18с.
http://rusyns-library.org/sobranie-sochinenij-ch-2-e-fencik/
E. Фенцик. Краткая география в пользу учащихся. Унгвар, 1899. 25с.
E. Фенцик. Естествоведение или три царства природы в пользу учащихся. Унгвар, 1900. 82с.
E. Фенцик. Краткая общая и отечественная история и краткая история Угорщины в пользу учащихся. Унгвар, 1899. 61с.
E. Фенцик. Первоначальные сведения из физики в пользу учащихся. Унгвар, 1900. 61с.

E. Фенцик. Первоначальные сведения из грамматики и арифметики в пользу учащихся. Унгвар, 1901. 55с.
http://rusyns-library.org/grammatika-i-arifmetika-e-fencik/
Открытие памятника Евгению Фенцику в Ужгородe
Теперь от нас самих зависит,
Хотим-ли жить, иль умереть,
Мы можем уж избрать по воле,
Пред нами жизнь, пред нами смерть.
(Е. Фенцик. К работе Русь)

Русский народный календарь Общества Александра Духновича на обыкновенный год 1927 (под ред. И. Каминского). Ужгород, 1926

Торжественное открытие памятника Евгения А. Фенцика в Ужгородe состоялось 16-го мая 1926г. Из далеких частей Подкарпатской Руси приезжали гости, чтобы, присутствовать при акте исторического значения, на торжественном открытии второго в целой Подкарпатской Руси, первого-же в Ужгороде русского памятника, изготовленного по инициативе нашей студенческой молодежи в Праге. Мукачево, Свалява, Иршава и Поляна приехали на торжество своими хорами, желая принести таким образом свою лепту к повышению незабвенности великого дня увековечения памяти великого писателя-поэта карпаторусского народа. Множество священников, учителей, чиновников и селян прибыло в Ужгород к сему великому дню. Родные, друзья и знакомые Е.А. Фенцика в большем числе сошлись почтить его память. Представители разных обществ, делегаты карпаторусских студентов и других русских институтов в Праге, принесли свои приветствия Подкарпатской Руси по поводу празднования памяти ея великого сына. С утра было уже заметно по улицам Ужгорода, - украшенном национальными флагами - живое, торжественное движение, которое направлялось к городскому театру.
В 10 с пол. часов открыл торжество - в наполненном до последнего места в театре - д-р Иосиф Каминский, тов. предс. О-ва Духновича и в своей содержательной речи указал на великое значение дня, на гений Е.А. Фенцика и на общественное мнение нашего края о нем, непосредственно после его смерти. Он подчеркнул, что с сооружением памятника Е.А. Фенцику при помощи чехословацких властей начиняется новая эpa свободного развития карпаторусской культуры.
Вторым оратором был профессор д-р Вергун, приеxaвший на торжество из Праги. В своей речи он оценил деятельность Е.А. Фенцика с точки зрения обще-русской культуры (Речь Д. Вергуна появилась в печати в издании н.22 О-ва Духновича).
После речей следовали музыкально-вокальные числа программы. Выступили хоры мукачевские, свалявские, иршавские, детский хор из села Поляны. Декламация М.А. Силина: Ужгород (стихотвор. Е.А. Фенцика) и великолепное исполнение кантаты Глазунова Филармонией и хором О-ва Духновича под управлежем дра Ст. А. Фенцика дополнили программу торжества.

Ужгород

При подошве гор Карпатских
Быстротечный Уж струит,
На береге волн бегучих
Крепость мрачная стоит.

Темные крепости стены
Гордо в долину глядат
И память древней русской власти
Черные башни хранят.

Там приказ бывало русский
Князь Лаборец раздавал,
Там всякий, русский, крепкий
Слову княжему внимал.

Вот стена, где князь славянский
Бодро встретил полк Угров,
Где за Русь Святую и край Русский
Пролилась родная кровь.

Но раздор междуусобный
Причиной стал, что князь убит,
Что приказ Угров суровый
По Святой Руси звучит.

Хоть народ еще жив русский,
Но в недуше он,
Стало чуждым ему жилище,
Враг со всех сторон.

Яркое солнце свободы
Закатилося за храм,
Тяжкие рабства оковы
В участь брошены нам.

Чуждое, грубое племя
Азиатских дикарей
Чрез тысячлетнее время
Не щадит русских людей.

Но взошла звезда свободы,
Сонная мгла разошлась
И просвещает народы
Самопознанья связь.

Пора, чтоб русский по русски
Выражал чувства сердец,
Мать по русски плела сказки
И русскую песню пел молодец.

Пора нам русские братья
Всем воедину возстать
И раскрывши друг другу объятья
Ниспросить Господню Благодать.

Пора, чтоб Ужгород славный
В новом блестаньи сверкал
И чтоб нрав свой старинный
Снова принял.

Так возстань же Ужгород древний;
Очнись от глубокого сна.
Укажи твоим снова путь верный
И вычерпай счастье до дна!

Чтобы свободой новой
Питать сынов своих ты мог,
Чтобы воскликнул снова
Велик и крепок Русский Бог
Из семейного альбома Евгения А. Фенцика 1866г.

Открытие бюста состоялось в 4 часа пополудни в малом городском саду возле театра.
Из видных представителей нашего края присутствовали представители нашей официальной и общественной жизни и приехавшие на торжество гости.
Первым оратором был студ. Н.Н. Гарчар, делегат о-ва »Возрождение«, который в содержательной своей речи, передавая бюст, представителю о-ва Духновича, заявил, что карпаторусское студенчество дорожит заветами своих предков, оно от поры до времени устраивает торжества их памяти и идет бодро вперед по намеченном ими пути.

После него архид. Евмений Сабов председатель о-ва Духновича посвятил длинную речь памяти и великим заслугам Е.А. Фенцика (Речь Е. Сабова появилась в печати в издании н.21 О-ва Духновича).
После слов архид. Е. Сабова две русские девушки, одеты в национальных костюмах, Ольга И. Петрик и Ольга П. Федор сняли с бюста белое полотно, военная музыка же сыграла государственные гимны...
Русский народный календарь Общества Александра Духновича на обыкновенный год 1927 (под ред. И. Каминского). Ужгород, 1926: К.А. Фенцик. Наша дорогая Азбука (Из Додатка к 10-му числу Листка 1894г.) с.76-84; К.А. Фенцик. стих. Ужгород. с.84
https://drive.google.com/file/d/0ByEPC8MjcH3oWVdUck9EcUhqeDQ/view

Открытие памятника Е. Фенцику в Ужгородe...Целое торжество было спонтанным появлением солидарности и совместного поступления нашего народа за полное возстановление у нас русской культуры, котору работу начали наши предки, одним из которых был Е.А. Фенцик. Так колоссальное одушевление за свои национальны идеалы, мы в Ужгороде еще не видели; можеме теперь с радостью констатировати, что народ Духновича, Фенцика, Добрянского и т.д. приближается к той цели, котору наметили ему сеси великаны.
Подкарпатска Русь не пропадет, она стоит перед действительным возрождением!
Открытие памятника Е. Фенцику в Ужгородe. с.89-96 („Novoje Vremja" н.37. 1926.). Деятельность общества имени Александра Духновича 1922-1926, Ужгород, 1926
http://rusyns-library.org/deyatelnost-obshhestva-duxnovicha-1922-1926/
...Мы того мнения, что наш журнал должен быти русским, должен издаватися на русском языке. Языком нашим будет общепринятый литературный русский язык, образованный на основании церковно-славянского. Всякую путаницу и мешанину в этом взгляде бросим прочь, - поелику цель наша: образовати, назидати, а не путати, мешати и разрушати - Е. Фенцик. Листок н.1 1885г.

Листок (Духовно-литературный журнал) 1902-1903 - Е. Фенцик
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1902-yanvar-e-fencik/
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1902-iyul-e-fencik/
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1902-noyabr-e-fencik/
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1903-mart-e-fencik/
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1903-oktyabr-e-fencik/
http://rusyns-library.org/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal-1903-noyabr-e-fencik/
Оппортунизм
Порошково, 1885.
У нас от двух десятков лет стал девизом оппортунизм. Все руководятся им. - «И вижу, что действовати нужно бы сяк, - это было бы и честно и благородно. - Если бы делал так, то тем причинил бы пользу церкви и народности и отечеству; но есть люди, которым бы такое действование было не по вкусу; а это влиятельные, высокопоставленные люди; от этих людей много зависит: я могу навлечи на себя их неприязнь, подвергнутися преследованием, могу потеряти всю свою будущность.
И так моя, иначе честная, благородна и для церкви, отечества и народа спасительная мысль, должна быти упущена, но не только упущена, но необходимо даже прямо действовать напротив!, этой честной, благородной и общеполезной мысли. Того пожадают обстоятельства, того требует дух времени, лишь так могу быти приятным, милым и любезным в некоторых меродательных кругах, лишь так могу застраховати (biztositani) свою карьеру».
Вот оппортунизм, которым днесь руководится великая часть угро-русов! Очевидно, что в основании оппортунизма лежит ложь, ибо не так говорити, как человек чувствует, - не так делати, как это нахожу честным, благородными, и спасительным, это pазбирай дело, как хочешь, - всегда ложь.
Уж честное-ли, моральное-ли такое начало, в основании которого находится ложь, - и следует-ли придерживатися его?
По нашему мнению, и по правилам христианской морали, что ложь, то честно и благородно быти не может; не может быти и полезными, ибо если бы на минуту и принесло кому-то пользу, - то общая потеря, как-то порча нравов, колебание во всем, холодность ко всему полезному и благородному, который необходимо вытекают из него, о много превышают тот мнимый успех, который кто-то для себя извлек-бы из него.
Неоспоримо то, что мы с тех нор, как стали руководитися оппортунизмом, очевидно упадаем. Общество св. Василия, которое предприняло себе высокую, спасительную цель: просвещати угро-русский народ, находится в каком-то обмороке; все литературные движения наши, который - пред двадцати годами - своим быстрым успехом изумляли нас, утихли, приостановились, - к собственным нашим науковым заведениям относимся как-то холодно, - но и церковный дела наши двигаются лишь в одном - не очень радующем направлении, которое соответствует духу времени. - Нет воодушевления, нет восторга, но и быти не может; поелику пред очами нашими стоит не величие, не благородность дела, не общая потреба, а оппортунизм, или ложь, что одно и тоже; а ложью никто не приведется в воодушевление, в восторг.
Вот для чего у нас все так вяло, так холодно, так безжизненно!
Человек для правды, для истины создан, - для чего может воодушевляти его токмо истина одна. - Если видит правду, очи загорят живым огнем, в сердце разольется благодатная теплота, грудь задрожит, чело подымется высоко, и тогда готов на всякую жертву - но ложь никогда не может привести его в такой восторг.
Не будем обманывати друг-друга, - что истина, то истина; что хорошо, благородно, спасительно, что послужит на пользу и славу каф. церкви, отечеству и народу, тому будем покровительствовати, не смотря на то, по вкусу-ли оно некоторым личностям, или кругам, или нет, - очень хорошо понимая, что обстоятельства и времена перемениваются, а истина останет всегда та же и одна. (Листок н.2. 1886, Е.Ф.)
Собрание сочинений Евгения Андреевича Фенцика. Часть II. Статьи. Приложение к журналу Карпатский Свет. Ужгород 1932. Типография Школьная помощь. Издание культурно-просветительного общества имени Александра Духновича в Ужгороде. Вып.79. 1932г. 18с.
http://rusyns-library.org/sobranie-sochinenij-ch-2-e-fencik/



Е. Фенцик. Слово в день иже по плоти Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Листок. н.23. 1891
Русский народный календарь Общества Александра Духновича на год 1937. Ужгород, 1936

http://rusyns-library.org/russkij-narodnyj-kalendar-na-1937-god-obshhestvo-duxnovicha/





Полезные знания для угро-русского народа. Додаток к н.7 Листка 1891
http://rusyns-library.org/category/listok-duxovno-literaturnyj-zhurnal/
Карпато-русские писатели
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_409.htm
Продолжение. Карпато-русские писатели
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_411.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001