Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Карпато-русские писатели. Дмитрий Николаевич Вергун
от 22.09.16
  
О памянте


Дмитрий Николаевич Вергун

В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун

В 1911 году в книжной серии Славянская дума, издававшихся книгоиздательством Славия, Федор Федорович Аристов печатает свою монографию Галицко-русские писатели. Она посвящалась В.Д. Залозецкому, Д.Н. Вергуну и М.Ф. Глушкевичу. Львовская газета Прикарпатская Русь, в том же году, в номере 552, полностью перепечатывает её
Валерий Разгулов. Ф.Ф. Аристов и Карпатороссия. 2001, с.14
http://www.libinfo.org/?id=10610 2.1.Мб 100с.

Ф.Ф. Аристов. Славянская Дума. Вып.4. Ряд статей по важнейшим для сознательного Славянства вопросам. Галицко-русские писатели (В.Д. Залозецкий, Д.Н. Вергун, М.Ф. Глушкевич). Москва, Славия, 1911 (от Наташи Гаттас)

Дмитрий Николаевич Вергун

Дмитрий Николаевич Вергун родился в 1871 году, в крестьянской семьe, в местечке Городке, близ Львова. Начальное образование получил в польской народной школе, а русский язык изучал в общежитии (бурсе) Народного Дома во Львове, где посещал также немецкую гимназию. После успешного окончания гимназического курса, поступил сначала в польский, Львовский, университет, но затем перешел на философский (историко - филологический) факультет немецкого, Венского, университета.
Первые стихотворешя поэта были напечатаны в 1891 году, в галицко-русском журнале „Беседа". С 1895 года Д.Н. Вергун стал помещать (под псевдонимом Вестун) корреспонденции из Вены в „Новом Времени". В 1897г. был арестован, за составление гектографированной „программы червонно-русской молодежи". В 1899 году получил звание доктора философии (точнее - славяноведения) Венского университета за сочинение о составителе славянской грамматики - Милетии Смотрицком, и тогда же был единогласно избран философским (историко-филологическим) факультетом лектором русского языка и литературы. Однако, австрийское министерство народного просвещения не утвердило этого избрания, выставив причиною политическую неблагонадежность Д.Н. Вергуна (именно, ставилось на вид - составление программы и пребывание в тюрьме).
Разставшись, таким образом, с мыслью oб университетской кафедре, д-р Вергун тем сильнее стал рваться к кафедре общественной: к основанию журнала для служения славянской идее. Такой обще-славянский орган - Славянский Век - он издавал на русском языке в Вене, с 1900 по 1904 год...

...Поэзия Д.Н. Вергуна поистине выдающееся явление в жизни Прикарпатской Руси. На общерусском литературном языкe писали там и до него, но это все были произведения беллетристического характера, а Вергун первый дал нам пример того, что pyccкие галичане могут выражать свои заветные мысли также и в стихах.
„Червонно-русские отзвуки" прекрасно знакомят нас с современною жизнью славянства, причем не только бичуют отрицательные явления, но также и указывают на путь, ведущий к светлому будущему. Поэт глубоко верит в объединение славянских народов и знает, что таким центром явится свободная Русь. Но прежде чем взяться за великое дело собирания славянских земель, русскому народу необходимо самому укрепить свое национально-культурное единство и побороть такое болезненное явление, какое представляет из себя мазепинское украйнофильство.
Итак, славянство должно приняться за создание собственного государства Славии, но отдельные славянские народы, эти - „Славии раздробленные звенья", - только тогда достигнут желанного идеала, когда будут располагать необходимой для борьбы силой. Вот почему Д.Н. Beргун (в составленном им русском сокольском марше, положенном на музыку чешским композитором В.И. Главачем) обращается к славянским соколам со своим горячим призывом:
Гей, сокола, выступайте смелей,
Дайте славянству могучих людей!
Слёты, ристанья все распри сотрут -
Вольную Славию нам создадут!
http://rusyns-library.org/galicko-russkij-pisateli-f-aristov/

Славянский Век. 1900. N1. Вена. Редактор Д.Н. Вергун
Всеславянский орган. Выходит дважды в месяц
Славянский век преследует следующие цели:
1. Дать русскому и славянскому читателю полное, ясное и правдивое представление о культурной жизни всего славянства.
2. Идти на встречу желанию югозападных славян ознакомиться с русской речью настолько, чтобы русский язык мог сделаться со временем общим языком для культурных сношений славян между собой.
3. Дать австро-венгерским, русским и балканским производителям и торговцам возможность войти в непосредственные сношения.
Содержание NN 1-36
http://crecleco.seriot.ch/recherche/REVUES20-30/SLAVVEK/index.html

Славянский век. N2. От редактора:
Журнал - великое дело! - Ф.М. Достоевский
„Славянский Век" после многих-многих мытарств появился. Славянская печать встретила его появление (за немногими исключениями) весьма радушно; немецкая - с нескрываемой злобой (особенно: Osdeutsche Rundschau) и криком: Polizei, мадьярская вообще, - с ехидным указанием на вкоренение „панславизма" в столице Австрии. Я ничего другого и не ожидал и потому на это отвечать не буду. Хочу ответить только тем, к счастью, немногим, строгим, критикам, которые, прикидываясь друзьями, стали сразу подрывать кредит „Славянского Века". Их прошу принять во внимание вот что:
„Славянский Век" не есть, не будет и не желает быть продолжателем прежних, русских, славянофильских изданий, издававшихся в Москве, в С. Петербурге. То были издания, в большей части, субсидированные, всегда материально прекрасно поставленные, почти официальные.
„Славянский Век" является начинателем нового дела. Храня славянофильские заветы, он, желает служить непосредственному распространению русского языка среди югозападных славян, делу культурного единения славян путемь взаимного ознакомления их на общеславянском языке и на почве практических, торговых, интересов, под девизом, Палацкого: Svuj k svemu (Свой к своему). Начатый на собственный риск, и страх, вполне независимый, „Славянский Век" хочет сделаться безпристрастным выразителем славянского общественного мнения. Главная его задача создать арену, на которой вполне искренно и откровенно могли-бы высказаться все люди, думающие о судьбах славянства, вообще, отдельных, его племен, в частности.
„Славянский Век" появляется ежедвухнедельными выпусками. Будучи чем-то средним, между ежемесячными „толстыми" журналами, ежедневной газетой и еженедельной тетрадкой, он будет, избегать сухих, чисто научных статей, для которых, у каждого славянского племени есть специальные ученые издания, а в, сжатой, краткой форме выдвигать вопросы, могущие занимать всех, славян. Современный читатель, особенно западный, уже тяготится длинными статьями. Для них, у него не хватает, ни времени, ни терпения. Он требует, умственной пищи в небольшой, но питательной дозе.
Я не боюсь за успех. Если дело мое верное, славянство не может, не поддержать его. И сподвижники найдутся. Личных, же целей я не преследую. Для меня путеводной звездой будут, всегда слова нашего великого Пушкина:
......Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный

Славянский Век. 15 (28) января 1901. н.14.

Славянский Век. 15 февраля (1 марта) 1901. н.16


А.И. Добрянский. Где выход? - Славянский Век. 1901. нн.14 и 16
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_438.htm


А.И. Добрянский. Славянский Век. 1901. нн.18 и 17
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_441.htm

Ян Коллар (По поводу полувековой годовщины его смерти). Славянский Век, Вып.37-38
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_408.htm

Адольф Иванович Добрянский (К годовщине его смерти. см. Сл. В. н.18). Славянский Век. 1902. N41
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_428.htm

Прикарпатская Русь. 1914, н.1. с.5
Русь у Карпат (см. карту)

Приложение к Прикарпатской Руси. н.1. 1914. Карта русских областей Австро-Венгрии (Русь Галицкая, Буковинская и Угорская)

И крепнет Русь Червонная,
И не погибнуть ей,
Пока стомиллионная
Там Русь стоит за ней!
Дмитрий Вергун 1899г.
От Карпато-Русского Освободительного Комитета
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_478.htm

Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? Петроград. 1915
Содержание

Русское население Прикарпатья 7
Прикарпатская Русь 19
Карпатская лавра 35
Скит Манявский 45
Освобождаемая Галиция 53
Д.Н. Вергун. Что такое Галиция?
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_479.htm
Русское население Прикарпатья Карпатские горы играли роковую роль в истории русско-австрийских отношений. При дележе Польши австрийская императрица Мария-Терезия настаивала на присоединении Карпат к Aвстрии, главным образом, на том основании, чтобы не дать Росcии утвердиться на Ближнем Востоке. Ошибка русской дипломатии могла быть исправлена на Венском конгрессе, если бы русская дипломатия не была тогда в плену у кн. Меттерниха. В крымскую и последнюю турецкую кампанию Россия сильно пострадала оттого, что Карпаты не были в ея руках. В 1854г. Россия должна была допустить преобладание Aвстрии в дунайских княжествах, - Молдавии и Валахии, в 1876г. согласиться на австрийскую оккупацию Боснии и Герцоговины взамен за австрийский нейтралитет…

Этнографическая карта театра военных действий
Освобождаемая Галиция
В отличие от благословенной Галиции в Испании, есть, или вернее, была и несчастная Галиция в Австрии. Раньше далекая и чужая, как и та испанская, она теперь, после пролитой на ней русской крови, стала многим родной и близкой. Ею заинтересовались до того, что требуют не путать ее более с Галицией в Испании и даже предлагают назвать просто Галичиной...
Но между Галичиной и Галицией - большая разница. Галичина это только восточная область Галиции, которая среди коронных земель бывшей Австро-Венгрии носила пышное название: Галиция и Лодомерия (испорченная Владимирия) с великим княжеством краковским и княжеством освенцинским и заторским -.
Вот что такое Галиция в географическом смысле. Это австрийское месиво из древней Червонной Руси и краковской Малой Польши. Когда обе части размежуются, в духе воззваний верховного главнокомандующего к полякам и русским, тогда только никто не будет смешивать Галичины с Галицией и станут отличать понятия - галицкий (т.е. галичский) от прилагательного - галицийский...

Чем же должна быть родною нам эта Галиция? Как взрослому бывает дорога колыбель, в которой его няньчили, так нам должна быть интересны те Карпатские горы, где стояла «колыска» нашего народа, откуда, по мнению ученых, «русская земля пошла есть». Карпаты - это единственный горный хребет русской земли, где почти все названия гор и холмов, рек и долин звучать по родному,
где каждая травка и каждый кустик обвеяны воспоминанием о младенчестве нашего племени.
В Карпаты, в Карпаты, где спит
Святогор,
Откуда виднеется русский простор...
Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? Петроград. 1915, 65с.
http://booksee.org/book/748518 1.75Мб

Этнографическая карта составленная Д.Н. Вергуном
***
Д.Н. Вергун. Выступление на чешском радио (1935г.)
http://iplayer.fm/artist/12276523-D_N_Vergun/

Славянский Век, N 15, 1901, Вена
Славянская стражь на Дунае
Ой Дунай, мой Дунай,
Дунай, сын Иванович!...
Припев старинной русской песни

К Дунаю, славяне, к Дунаю,
К исконно-славянскому краю
Все помыслы ваши несите!
В заветном бою
За долю свою
Все с помощью к братьям спешите.
Ведь там колыбель нашей славы,
Гнездо там славянской державы.
При Сам-царе праотцы наши,
Сражались с врагом,
Хранили свой дом
И пили славянские чаши.
Царь Сам трех имел сыновей,
Трех истинных богатырей,
Их прозвища:- Чех, Лях и Рус.
Умирая, отец
Завещал свой венец
Тому, кто не вынесет вражеских уз!
И братья пустилися в мир,
Свобода - их вечный кумир,
И бьются, с тех пор без конца,
За имя, за волю,
За лучшую долю,
За гордый завет их отца!
Уж младшему из сыновей
Удалось средь бурных морей
Построить свободный свой дом,
Два прочие бьются,
С врагами грызутся
В заботах о крове родном.
Забыли сыны о Дунае, -
Другие нагрянули стаи
И заняли прадедов нивы.
Но с давних времен
Сзывает нас звон
Туда, где Дуная разливы…
Там грянет заветный нам бой,
Уже предрешенный судьбой,
В том нами оставленном крае;
И там уж стоит,
И братьям манит
Славянская стражь на Дунае
Дм. Вергун

Исторический вестник. Историко-литературный журнал. август 1914 (т.137). Основан А.С. Сувориным и С.Н. Шубинским в 1880г.
http://www.runivers.ru/lib/book9629/  

Д.Н. Вергун. Россия и Славянство
Исторический час славянства пробил! Неожиданно и незаметно судьбе было угодно поставить на весы истории всю нашу племенную проблему.
Вопрос поставлен не только о праве России на покровительство освобожденных ею единокровных и единоверных балканских славян, но и о сохранении ею места в сонме независимых великих держав.
Обьявление войны России со стороны Германии и Австро-Венгрии - это начало всемирной расовой борьбы, какой еще не видел свет. Пангерманизм желает свести счеты с идеями панславизма. Он пытается отстоять сомнительные притязания свои на гегемонию во всем человечестве.
Идея обьединения славян на свободных союзных началах является единственною серьезною преградой торжественному шествию пангерманизма по всему земному шару. Это последний оплот расового равновесия во всем человечестве. Это вернейший залог свободы не только России и славянства, но и залог защиты восточных народов от хищнической эксплуатации западно-европейским и американским капитализмом и охраны Европы - от воинственных набегов азиатских масс.
Славяне без России не могли бы существовать, так как их давно задавила бы германская волна, как она залила уже прибалтийских, полабских и часть славян подунайских (в верхнем течении этой бывшей главной артерии славянства). И России без западных и южных славян гораздо труднее было бы выдержать германский натиск на Восток. Сознание славянской взаимности это плод не только племенных чувств, но и глубоко понятых обоюдных реальных интересов.
Нарушение равновесия в человечестве нападением Германии на Россию было сознано и в Западной Европе и отсюда выступление Великобритании.
Весь нынешний уклад на земном шаре поставлен теперь на карту!
***
Славяне, заняв самое безпокойное место на огромном европейско-азиатском материке, Сарматскую и Дунайскую равнины, путем чрезвычайных усилий сохранили свое место под солнцем. Непрерывные набеги германских племен с севера, кельтских - с запада, монгольских с востока и германских с юга были ими с кровавыми жертвами отбиты. Они, правда, не сохранили всех занятых ими вначале земель - современное прусское могущество и выросло из кладбищ прибалтийских славян, - но, принужденные постоянно отбиваться от чужого натиска, раздвигали, с целью облечения самообороны и сохранения ядра, постепенно рубежи своей земли, впитывая в себя незаметно множество народностей всех племен.
Вследствие этого современное славянство представляет собою, по разнообразию органически растворенных в нем народов, такой слитный тип, какому нет равного в Европе и подобие которого можно найти только в типе современного американца.
К основному славянскому началу - мирному трудолюбию и уживчивости - привилось в течение веков начало варяжское - германской предприимчивости, затем начало византийской этичности (вследствие принятия тремя четвертями всего племени православия из Царьграда), римской юридичности в эпоху новейших преобразований, наконец, и начало монгольское - мировой всеобьемлемости.
Только благодаря созданию такого слитного культурно-исторического типа славянство могло распахать под земледельческую культуру такую огромную площадь на европейско-азиатском материке, как пространство от Гамбурга (в X веке славянского Богбора) и Венеции с одной и до Владивостока и Сахалина с другой стороны. От 10-го и до 180 меридиана восточного полушария и от 40 параллели до 80-ой северного полушария земли в топогро и гидрографических названиях находятся живые свидетели колоссальной славянской культурной работы.
И в настоящее время все плоды этой работы поставлены на карту войны. Размах славян, распространявшихся, как всякий организм, по направлению наименьшего сопротивления на азиатский Восток и теряющих постепенно земли на европейском Западе, дал им возможность находиться теперь, сравнительно с другими расами, в лучших условиях относительно количества земли. Это-то и является настоящей причиной новейшего германского набега на нашу землю, предпринятого по мановению императора Вильгельма II.
Распространяясь на восток, славяне теряли плодородные, впервые ими распаханные земли на побережье Балтийском, где ими создан в VII веке цветущий Ганзейский (Ганза-Уза) союз городов, и занимали нелюдимые и полудикие страны кочевников северной Азии. Здесь им снова приходилось производить самую трудную работу пала, корчевания и распашки для приготовления целины под земледельческую культуру.
Вот отчего немцы, улучшая производительность распаханных славянами земель, защищенные славянами от нашествия азиатских орд, достигли такого благополучия. Славяне же, изнывая в вечной борьбе с кочевниками и малопроизводительной первобытной работе, поныне находятся в сравнительно худших политических и экономических условиях.
Гипноз занятого пространства заставляет многих славян забыть то, что они потеряли в пользу немцев на западе, где обе нынешние немецкие столицы созданы на славянских костях.
Со времени организации немцев в устроенное государство Карлом Великим, славяне в продолжение одного тысячелетия потеряли в пользу немцев площадь земли в 8000 кв. миль с 40 миллионами нынешнего населения. В среднем славяне уступали ежегодно по 8 кв. миль немцам. За последнее столетие, век пара и электричества, потери эти до такой степени возросли, что, по вычислениям пангерманских политиков (Иенча, Реймерса), полное онемечение германских и австрийских славян могло быть достигнуто в два века, а онемечение России - столетия через три!
Вот что окрыляло немцев на предпринятую теперь борьбу со славянством. Вот что укрепляло их уверенность в низком уровне нашей расы. Славяне это - навозный народ (Dunger-Volk), по выражению Карла-Иенча, назем для немецкой культуры.
***
Успехи германизации познанских поляков, полный политический разброд австрийских славян, быстрые завоевания немецкой колонизации в России, виды которой усугублены, благодаря принятому в июле прошлого года берлинским рейхстагом закону о двойном подданстве, - вот что толкнуло их на эту предупредительную войну.
Император Вильгельм II позавидовал лаврам Наполеона I.
- В 1912 году я буду сидеть в Москве, и никто меня оттуда не выбьет! - должен был сказать он еще в 1902г. в ахенском офицерском собрании.
- Сначала тихою, сокровенною работой подготовим мы почву, затем выступим как избранное орудие Божия Промысла! - вещал он в своей речи в честь деда своего, возобновителя Германской империи, Вильгельма I Великого (Penzler, Die Reden Kaiser Wilhelms II, с. 240. Издание Reclam).
Эти речи доказывают, что мысль о нашествии на Россию у германского императора зрела давно. Тихою, сокровенною работой подготовлял он почву для нашествия на Россию. Какой прекрасный комментарий к тем событиям, которым все русское общество искало обьяснений накануне войны!
Эти безпричинные рабочие забастовки, эти истребления самозажигающимися пожарами русских лесов, это отравление каким-то порошком на пастбищах скота в разных местах России - все это теперь обьясняется наполеоновскими приемами германского императора. Но Вильгельм II превзошел даже Наполеона. Тот орудовал только фальшивыми ассигнациями, которые в изобилии расточал русским изменникам в 1812 году. Вильгельм II пошел дальше. Кроме фальшивых ассигнаций, пачка которых возвращена на днях из одной из покаявшихся рабочих организаций, он пустил в ход и поджигательство, и отравление скота для уменьшения средств прокормления русской армии и вызова недовольство и бунтов среди крестьянства.
Таковы методы борьбы императора Вильгельма, который пытался занять место и в качестве поэта, и в качестве музыканта, и в качестве художника на общечеловеческом Парнасе.
Этот всесторонний гений оказался не только фальшивомонетчиком, но и тайным поджигателем.
***
Однако Вильгельм II плохо, вероятно, изучал русскую историю. Если бы он вдумчивее отнесся к великой учительнице жизни, он бы заметил, что в начале каждого столетия Россия выдерживает натиск с запада и всегда с успехом отражает его.
Он вспомнил бы Ледовое побоище в начале XIII века, когда святой князь Александр Невский с кличем: Не в силе Бог, а в правде - разбил огромные полчища крестоносцев под предводительством Биргера Свейского. Три века подряд продолжалась борьба с Тевтонским орденом, пока соединенные славяне, русские, поляки и чехи, не разгромили тевтонского засилья под Зеленым Лесом (Грюндвальдом) в 1410 году.
Даже после этой победы, достигнутой смоленскими и черниговским полками, Русское государство не было избавлено от нашествия с Запада.
В 1511г. в битве под Оршей царь Василий III отстаивал против Литвы свои права на принятый титул - государь всея Руси.
Столетие спустя, вследствие прекращения дома Рюрикова и вследствие самозванческой разрухи, польский король Сигизмунд и его сын Владислав Ваза действительно завоевали Москву. Но не долго удалось им владеть ею. Избрание новой династии Романовых положило конец чужим притязаниям.
С тех пор Россия буквально каждое столетие переживала в самом начале века иноплеменное нашествие. В 1709 году западная культура сразилась с восточной под знаменем короля Карла XII шведского. Полтавская победа родила русско-славянский империализм.
Тщетно пытались сломить его французы в 1812 году, хотя им и удалось даже завоевать Москву, и затем в крымскую кампанию англичане, когда ими была устроена коалиция всей Европы против России.
Россия выдержала с честью и достоинством все эти наскоки и с Божьей помощью выдержит их и сейчас, когда опять гроссмейстер Тевтонского ордена, опоясавший себя великим мечом в Марденбурге еще в 1904г., повел свои полчища против нашего отечества.
***
Новая отечественная война началась, и начало ея ознаменовалась также взрывами патриотизма во всех слоях населения, таким тесным единением престола и народа, что уже в этом одном можно усмотреть залог грядущих побед над хищническим врагом.
Два мировоззрения столкнулись сейчас. Немцы идут на нас с дерзким кличем Бисмарка: Сила выше права. Россия и славянство дают немцам отпор, руководствуясь девизом св. Александра Невского Не в силе Бог, а в Правде, и евангельским изречением: Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю!
И вспоминаются поневоле слова Ф.И. Тютчева, сказанного по поводу Берлинского конгресса:
Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...
Против нашего славянского племенного единства, на алтарь которого Россия принесла в продолжение последних трех столетий столько крови своих сынов, возстали немцы. Они отрицают право за Россией на покровительство единоплеменным братьям на Балканах, хотя братьям этим свобода была дарована ценою неисчислимых русских жертв.
- Вы их освободили от турецкого ига для нас, для нашей эксплуатации, а не для вас, - заявляют тевтоны. Недалекие битвы дадут ответ на то, какова сила правды этих заявлений.
***
Австро-Венгрия и Германия распределили в Конопиштском замке свои роли в покорении славян. Первой предоставлены славяне балканские, второй славяне северные.
В начавшихся сражениях будет решен целый ряд вопросов, волновавших предыдущие славянские поколения. Одним из главных вопросов для России является: 1) завершение собирания русских земель, 2) вопрос об австрославизме и, наконец, 3) так называемый восточный вопрос, т.е. решение задачи о владении поливами и свободном выходе в Средиземное море.
Завершением воссоединения всех русских земель во-едино будут разрешены эти вопросы. Присоединение к русским владениям вотчины святого Владимира, Руси Червонной, Карпатской - утвердить на долгие годы верховодящую роль России в славянстве, оспариваемую теперь Австро-Германией. Еще в Слове о полку Игореве превосходно выражена мысль о значении Карпатской Руси для всего русского народа. - Кто сидит на Карпатах, тот замыкает устья Дуная и распоряжается проливами -.
Воссоединение Прикарпатской Руси диктуется поэтому вовсе не какими-нибудь корыстными целями, а целями этическими и стратегическими, целями самообороны. В Галиции был создан главный операционный базис против России. Там свили себе гнездо не только польские ягеллоновцы, мечтающие об воскресении, с немецкой помощью, исторической Речи Посполитой со включением в нее всей Бело- и Малороссии. Там дало буйные всходы семя мазепинства, созданное для расчленения единого и цельного русского народа, для разделения его на две, а, может быть, и на три отдельных части.
Австрийский империализм или австрославизм, созданный убитым в Сараеве эрцгерцегом Францем-Фердинандом, и был главным образом построен на ягеллонстве и мазепинстве. Нанося удары этим двум врагам, Россия обеспечит себе национальное единство и спокойное обладание проливами.
Всякое промедление в занятии Галиции может пагубно отразиться на всей кампании. Во-первых, во всей Австро-Венгрии могут быть перерезаны все славянские деятели, руссофильство которых не составляет тайны. Германцы разстреляли в Меце председателя общества Помни о Франции, австрийцы могуг также расправится со всеми председателями разных славянских обществ и организаций, и русские войска нашли бы после победы уже не живых людей, а целые груды трупов.
Начавшиеся война - эта борьба на жизнь и на смерть за расовое преобладание славянства или германизма в Европе. С немецкой стороны война уже ведется с жестокостью, напоминающей тевтонские ужасы франко-прусской войны, описанные Мопасанном и Зола.
В естественной тревоге за судьбу зарубежных братьев, ждущих наступления России, пора обратится к русскому орлу с тем, чтобы он вспомнил свой удел высокий.
Славянский орел,
Воспрявший орел,
Когда же распустишь ты крылья?
Скорее, чтоб враг кончину обрел,
Исчез бы виновник засилья.

Взгляни ты вокруг,
На запад, на юг,
Утроится прежняя сила.
Восторг исцелит раздумья недуг,
Расправит зтихшие крыла.

Вот гребень Карпат,
Где стая орлят
Зовет, расклевая оковы,
Ужели тебе, задумчивый брат,
Не слышны их смелые зовы?

Из дальних Судет
Бодрящий привет
Тебе Сокола посылают,
Созрели они и в братский совет
Скорее сомкнуться желают.

С Динарских вершин,
С балканских стремнин,
Дымящихся братскою кровью,
С Триглава зубцов и Савских долин,
К тебе все несутся с любовью.

И даже в Познань
Ревнивую взглянь,
И там недовольны судьбою,
Взываю к тебе: Родимый, воспрянь
А белый орел за тобою.

Окончен раскол,
Славянский орел,
Пари в поднебесье смелее!
Все выше вперед, твой жребий расцвет,
И цель озарилась яснее.

Лети же, лети,
В небесном пути
Взмахни огнеными крылами,
Дай всем ты народам свободу найти
И мир водвори меж странами.
Дм. Вергун
Д.Н. Вергун. Россия и Славянство. Исторический вестник. август 1914 - т.е. после обьявление войны России со стороны Германии и Австро-Венгрии.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_713.htm

Научно-литературный сборник. Повременное издание Галицко-русской Матицы за 1908г. под редакцией Ф.И. Свистуна. Львов, т.6, книга первая

Славянский орел

Треглавый орел,
Славянский орел,
Уже-ль опускаешь ты крылья?
Неужли зенит в полете обрел,
Иль чуешь тревогу безсилья?!

Даны тебе в путь
На мощную грудь
Судьбой три главы удалыя,
Трех рас ты впитал исконную суть,
Три цели сопряг вековыя.

И первой главой,
Славянской стезей
За солнцем помчался ты к югу,
Чтоб силы себе набрать огневой -
Дать волю и брату, и другу.

Восточной главой
Монгольской тропой
Стремился давно к океану,
Чтоб мощь закалить в борьбе грозовой
Дать мысли Христовой охрану.

А третьей главой
Варяжской волной
Заимствовал Запада знанье,
Чтоб миру явить счастливейший строй
Уладив людей достоянье...

Развеял ли ты
Все эти мечты,
Парить ли за ними нет мочи.
Кровавый туман и даль высоты
Смежают ли зоркие очи?!

Уже-ль из Карпат,
Где стая орлят
Растет, разрывая оковы,
Не слышны тебе, забывчивый брат,
Родни ободряющей зовы?

Из гордых Судет
Надежный привет
Тебе Сокола посылают.
Созрели они и в дружный совет
С тобою сомкнуться желают.

Из сирых Балкан,
Зардевших от ран
Несмытой славянскою кровью,
С Триглава вершин и Савских полян
Тебя подкрепляют любовью.

И даже в Познань
Спесивую глянь,
И там, недовольны судьбою,
Взывают к тебе: Треглавый, воспрянь,
А белый орел за тобою!

Забудь же раскол,
Славянский орел,
Пари в поднебесье смелее,
Все выше вперед, твой жребий расцвел,
И цель озарилась яснее.

Оправься от ран,
Расчисти туман,
Взмахни огневыми крылами,
Превыси орлов враждующих стран
Свободы и блага дарами!
Д.М. Вергун
Галицко-Русская Матица (ГРМ) во Львове
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_674.htm
Галицко-Русская Матица (ГРМ) во Львове. Перечень
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_676.htm

Трёхглавый орёл был изображён на обложке национал-демократического литературно-общественного сборника «Ладо», «посвященного нарождающейся русской национал-демократии (СПб, 1911, редактор и составитель Д. Вергун, 240с.). Сборник открывало стихотворение «Славянский орел» Д.Н. Вергуна, в котором объяснялось, что такой орёл символизирует объединение «трёх рас». Средняя голова - «славянская стезя», «восточная» - «монгольская тропа» и «западная» - «варяжская волна». На груди трехглавого орла расположил символ чешских национальных социалистов - скрещенные молот и перо.
Московский студент, секретарь Общества «Славия» Ф.Ф. Аристов (в будущем - известный историк, этнограф, востоковед, славист, основатель отечественного карпатоведения) в письме к Вергуну от 15 марта 1911г. интересовался новой организацией:…обращаюсь к Вам, дорогой Дмитрий Николаевич, с просьбою: сообщите, пожалуйста, что такое представляет из себя учреждаемая Вами партия Национал-Демократов? Чем она отличается от аналогичных организаций у поляков и украйно-филов, а также от Всерос[сийского] Нац[ионального] Союза» (РГИА. Ф. 909. Оп. 1. Д. 27. Л. 9об-10). В письме от 21 марта он задавал еще ряд вопросов: Писали мне из Петрограда Ю.Д. Туторский и А.А. Вознесенский о собраниях по поводу учреждения Нац[иона л]-Демокр[атической] Партии. Могу ли Вас просить, дорогой Дмитрий Николаевич, прислать программу партии и ее идеологию. Проф. Локоть тоже пишет о необходимости нац.-демокр. организации. Что, совпадает она с Вашей или разнится от нее? Будет ли нац.-демокр. партия иметь свой печатный орган и какой именно?» (РГИА. Ф. 909. Оп. 1. Д. 27. Л. 12об-13). Видимо, ответы его удовлетворили, и Аристов решил организовать лекцию Вергуна в Москве. В письме от 2 января 1912г. он упрекал последнего в том, что тот не торопится с приездом: Вот уже год, как Вы обещали приехать в Москву и все не собрались! Лекцию о н[ационал]-д[емократии] лучше (в идейном отношении) устроить бы в Москве или, по крайней мере, здесь повторить. Петроград пока еще Санктпетербург (так в тексте - А. Ч.) и его слово для России ничто. Это хорошо поняли и кад[еты] и окт[ябристы] и в Москве основали свои партии. А нац[ионал]-дем[ократы] неужели будут действовать с конца? Пишите точно, когда будете в Москве и можно будет приготовить зал и познакомить публику (гл. обр. студенчество) с темой Вашей лекции (РГИА. Ф. 909. Оп. 1. Д. 27. Л. 18об).
...В сборнике были представлены статьи О.П. Дмитриевой о деятельности общества «Русское зерно» и Ломоносовский юбилей, В. Онежского про «идейные итоги смуты» и «великодержавность», Д.Н. Вергуна про австро-славизм и руссо-славизм, М.Я. Балясного про русский национализм, Э.А. Старка про русский театр, В.А. Бобринского про положение русских в Галичине и Буковине,
Д.Н. Чихачева про политику в Холмской губернии, И.В. Никанорова про возрождение русской национальной церкви, Д. Семиза про балканскую политику, А.А. Воронова про сокольское движение, Б.В. Астромова про Боснию, а также стихотворения В.М. Бехтерева, А.О. Тальма, И. Пересветова, С.Д. Зенченко, В. Онежского, А.Р. Младеновича, А.А. Воронова, М.Я. Балясного, Д.Н. Вергуна, сказание Н.И. Есиповой, рассказы С. Чеха в переводе В.П. Глебовой.
...Вергун объяснил и свои мотивы для выпуска сборника: Мы просто ищем выхода для тех русских людей, которых не удовлетворяет ни одна из существующих в настоящее время в России политических партий. Все партии, зародившиеся после 17 октября 1905г. доказали за семь лет развития свою однобокость в ту или другую сторону. Ни в одной из них не было полноты, соответствующей русско-славянскому творческому духу. В думских сражениях все партии обтрепались до обнажения их нездоровых основ...Сознавая это, мы осмелились выступить с новыми лозунгами, без всяких предвзятых мыслей, без нарочитых намерений
А.А. Чемакин. Мы осмелились выступать с новыми лозунгами. Вестник МГОУ. 2015(1)
http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8079

С.О. Коничек. Сокольство. Славянская дума (Ряд статей по важнейшим для сознательного славянства вопросам. Вып. 3). Москва, Славия, 1911

О возникновении сокольской идеи, деятельности сокольства (гл. обр. в Чехии) и о постепенном его распространении по всей Славии
Основатели Сокольства: Индржих Фюгнер (12.9.1822 - 15.11.1865); Мирослав Тырш (17.9.1832 - 8.9. 1884) (грегор. календ.)

Сокольская идея зародилась в Чехии.
После революции 1848г. чешский народ переживал такие же тяжелые времена, какими мы являемся свидетелями в настоящее время на Руси.
Заботой лучших людей стала борьба с нравственным и национальным упадком и, как одно из средств оздоровления, признано было преподавание молодежи и взрослым гимнастики. Имелось также в виду устраивать экскурсии, читать лекции из чешской истории и т.п. Лишь только в 1862г. было получено разрешение на основание в Праге «Перваго чешского гимнастическаго общества». Основателями и первыми руководителями общества были: Мирослав Тырш, Индржих Фюгнер, братья Юлий и Эдвард Грегр, Подлипный, Пиппих и др.
Во главе общества стал Индржих Фюгнер, а гимнастическими упражнениями руководил д-р Мирослав Тырш. Благодаря энергичной и умелой совместной работе этих двух безкорыстных тружеников, общество скоро завоевало себе симпатии во всех слоях пражского населения. Еще более членов стало привлекать общество, когда оно переименовалось в «Сокола» и когда вместе с проповедью свободы, равенства и братства приняло для своих членов особую (всеславянскую) форму. Но тут же явились и враги новой организации.
Что красная (как у гарибальдийцев) русская рубашка этой формы встревожила правительство и клерикалов, это понятно, но и слева и со стороны практических деятелей (позже «реалистов»), предпочитающих сокольским обществам «дружины пожарных», много надо было претерпеть первым соколам.
В упорной борьбе против множества явных и тайных врагов и недоброжелателей восторжествовала сокольская идея и в настоящее время нет в Чехии общества, более дорогого народу, чем «Сокол».
О деятельности чешского сокольства можно судить по следующей далеко не полной записи:
1 июня 1862г. освящено первое знамя пражских соколов и в том же году последовало открытие еще восьми обществ («еднот») в Брне, Яромери, Ичине, Колине, Кутной Горе, Новой Паке, Прибрами и Турнове.
По образцу чешских еднот учреждены были: в 1864г. первая словенская еднота в Любляне, в 1866г. первая польская еднота во Львове, в 1874г. первая хорватская еднота в Загребе.
В Америке возникла первая сокольская организация уже в 1865г., в С.-Луи.
Для пропаганды сокольских идей основан был Тыршецем журнал Сокол, девизом которого было: «Физическое и нравственное воспитание народа; облагородить весь народ и приготовить его к силе, храбрости и просвещению».
В 1882г. созван был в Праге общесокольский съезд; это был I-й «всесокольский слет», в котором участвовало 1572 члена. Всех чешских еднот было тогда - 96, всех членов - 10,676.
Созванный на 1887г. слет был запрещен австрийским правительством, но прибывшие из Америки соколы устроили в Чешском Броде, у Липан (битва в 1434г.) торжество, на которое стеклось много народа.
В 1888г. чешское сокольство отправилось в большом числе в Любляну, на торжество братского словенского народа.
В 1889г. была учреждена «Чешская Община Сокольская», которой подчинены все едноты в Чехии. В 1889г. чешское сокольство участвовало при торжествах французских гимнастов в Париже.
В 1891г. II-ой «всесокольский слет» в Праге. Участвовало 5,832 члена. Всех чешских еднот было в то время - 229, всех членов - 19,817.
В 1892г. часть чешских соколов посетила польские торжества во Львове, а другая часть поехала на французские состязания в Нанси.
В 1894г. чешское сокольство участвовало в Лионе, а в 1895г. в Периге.
В 1895г. III-й «всесокольский слет» в Праге (во время чешско-славянской этнографической выставки); участвовало 7,533 члена. Всех чешских еднот было - 345; членов - 35,000.
В 1896г. учрежден «Союз Чешско-славянского Сокольства», которому подчинены, кроме «Чешской Общины», также сокольские общины «Моравско-Силезская» и «Нижне-Австрийская».
В 1897г. экскурсия чешского сокольства на славянский юг, в г. Целье.
В 1900г. чешское сокольство - в Париже, в 1901г. - в Ницце.
В 1901г. IV-й «всесокольский слет» в Праге. Участвовало 11,100 членов; всех еднот в чешских землях - 571, членов - 47,418 .
В 1902г. чешское сокольство участвовало в Mo (Mans), в 1903г. во Львове, в 1904г. в Арра и в Любляне, в 1906г. в Загребе и на Черной Горе (Масса экскурсий по чешским землям здесь не указывается).
В 1907г. V-й «всесоколъский слет» в Праге. Это было самое грандиозное до сих пор всесокольское всеславянское торжество, на котором участвовало 15,000 членов.
В 1908 и 1909гг. путешествия д-ра О.О. Шейнера по России, на Балканский полуостров и в Америку; укрепление как местных обществ, так и всеславянской организаций сокольства.
В 1910г. сокольский слет в Софии, во время славянского съезда.
Победа чешских соколов на международ. состязаниях в Лондоне.
В 1911г. сокольский слет в Загребе.
Победа чешских соколов в Турине.
О просветительской деятельности сокольских обществ можно судить из следующих данных одного (чешского) округа. С 1893 по 1907г. в Чехии, Моравии, Силезии и Нижней Австрии было прочтено 25,041 лекция.
В том же округе в 1900г. сокольские библиотеки состояли из 21,109 книг специально сокольских и из 71.165 книг научного и беллетристического содержания.
Издательская деятельность чешских сокольских организаций и отдельных лиц громадна; по сокольскому делу существует уже богатая литература на чешском языке. Имена сокольских писателей и лекторов как: Тырш, Пиппих, Шейнер, братья Индра и Карел Ваничек, Крен, Кленка, Машек и др. известны отчасти и у других Славян.
В Европе и в Америке выходит ряд сокольских журналов на чешском языке и на словацком наречии. Сокольскими обществами построены в некоторых городах «Соколовни», особые здания, часто очень красивой архитектуры, для гимнастических упражнений и чтений лекций, с библиотекой-читальней, канцелярией и т.д. Тут соединены в дружной работе молодежь и старики-патриоты, рабочие и богачи, люди просто грамотные и с высшим образованием - и все между собой , «брат» и «ты».

Индра Ваничек, начальник техн. совета Чешской Общины Сокольской
Сокольством ведется успешная борьба против алкоголизма, против курения табаку и против всяких иных излишеств и вредных для здоровья влечений. В экономической жизни страны, захваченной отчасти чужим, враждебным Славянству элементом, большое значение имеет организация покупок у своих людей и товаров исключительно славянского происхождения. Девиз «Свой к своему» проводится в жизнь сокольской армией повсеместно.
В культурной борьбе этой армии удалось добиться больших успехов. До возникновения Сокольства - всего 50 лет тому назад, Немцы были уверены, что Чехии больше нет, а есть только Богемия, немецкая страна: тогда гордились тем, что в Праге говорят на чистейшем немецком языке. И вдруг в этой «Богемии » воскресают старинные гуситские начала: свободомыслие, единение, отпор Чешского народа, этого острова в немецком народе, не спасли бы от потопа германизации ни писания чешских историков и поэтов, ни кипучая деятельность жертвующих собою народных будителей, ни известное трудолюбие и трезвость чешских трудящихся масс, если во время не зародились бы сокольские едноты. Эти общества приучили чешский народ к твердости против угнетателей и к взаимной братской поддержке. Пробуждая в каждой единице веру в себя, Сокольство не только внесло в чешскую душу новую силу и свежесть, но оно приучило чешский народ к добровольной дисциплине и укрепило народное самосознание. Сокольству удалось за полвека перевоспитать весь чешский народ. И, что чешский народ воскрес к новой жизни и опять занял видное, как в средние века, место в среде культурных наций, - в этом его успех, и главная заслуга принадлежит чешскому сокольству.
В 1909г. всех Соколов было:
1. Чехов: в Европе 800 Обществ (в Чешской Общине Сокольской), в Америке 120 обществ. 3,018 Соколов-Чехов.
В Чешской Общине Сок.: 66,845 мужчин, 11,435 женщин, 11,387 учащ. с 14 до 18л. возр., 8,800 мальчиков 6-14 лет, 4,700 девочек.
2. Поляков: австрийских 20,559 борцов в 174 обществах: российских 7,783, в 22; германских 7,668 , в 164; американск. 3,018, в 120.
3. Сербо-Хорватов и Словинцев в Австро-Угрии и в корол. сербском 21,195 борцов в 200 обществ.
4. Болгаро-Македонцев: 4,173 в 46 обществ.
О русском Сокольстве в это время еще точных сведений не было; «Союз Рус. Сокольства» существует ныне первый год. Председателем С.Р.С. состоит А.С. Гижицкий в Петрограде. С 1910г. издается в Москве (Разгуляй, 2) первый журнал для русских соколов под наз. «Сокол».
В последнее время организовались также американские Словаки (на родине в Угрии сокольския организации не разрешаются) и Русские в Прикарпатской Руси; последние, к сожалению, пока еще разделены на «Украинские Сичи» и «Pyccкие Дружины».
Организация Сокольства заканчивается учреждением «Союза славянского сокольства», председателем которого в настоящее время состоят д-р Осип Осипович Шейнер в Праге.
При дружной работе в скором времени соединенное славянское сокольство должно представлять по примерному участию в этом деле Чехов - армию, состоящую из миллиона борцов. Если же признать вероятность того, что результаты просветительной деятельности сокольства у других Славян не могут быть иными, чем у Чехов, то сокольством будет создана не только в численном, но и в нравственном отношении непобедимая сила.
«Будьте сильны, чтобы быть свободными,
Будьте свободными, чтобы быть добрыми!»
(Из речи франц. деп. барона д'Эстурнель-Констан. 8-го февр. 1910г. в Петроградском Соколе)...
Вот слова Тырша: «То, чему ты выучился, брат, на чужбине, неси к нам в общество на пользу общую. Трудись каждый, как умеешь, но все будет наше общее. Для себя лично не ожидай ни выгоды, ни славы! И не уставай трудиться! Нам хватить работы всем на нашей родине. Наша работа приблизится к совершенству только тогда, когда не будет ни одного Славянами населенного пункта, где бы не было сокола. От нашей работы зависит будущность нашего народа. Народы гибнут лишь по собственной вине; судьба народа не решается на войне, - она решена уже до войны. Ни один здоровый и бодрый народ не погиб в бою; в последнем погибает только дряхлость, вырождение. Истина та, что ни одна сила в мире не в состоянии истребить народ, что жизнь народа, пока она на пути правды, добра и общего прогресса -неуязвима, как солнечный луч. Сокольство должно держать народ на этой высоте, на этой жизнеспособности и бодрости духа, так как эти качества препятствуют смертельному маразму, оно должно влить народу силу постоянную и свежую, здоровье же такое телесное, душевное и нравственное, которое не потерпит ни болезни, ни застоя, ни реакции. Только народ здоровый - есть народ непобедимый. Мы не хотим быть материалом удобрительным для чужих культур, нам хочется жить свободно в благородном соревновании с другими народами и завоевать в их обществе равноценный пай, а не жить по их милости только. И не тянуться только вперед надо, а прямо лететь, смело и уверенно, с девизом: со щитом или на щите! Или на равной линии с другими народами, или впереди всех, но никогда не позади всех, в хвосте других»...
Русский сокольский марш (Слова червоннорусского поэта Д.Н. Вергуна на музыку чешского композитора В.И. Главача)
Гей, сокола, собирайтесь в ряды,
Крепкие мышцы не знают беды!
Вольные игры развеяв печаль
Нас унесут в лучезарную даль,
Где Славянин заживет равноправно:
Стройно, союзно, свободно и славно!
Бодро вперед, Сокола-удальцы,
Вестники лада и силы гонцы!
Вы оздоровите немощный дух
От закоснения, смут и разрух
И обновится отчизна достойно,
Славно, свободно, союзно и стройно!
Гей, Сокола, выступайте смелей
Дайте Славянству могучих людей!
Слеты, ристания все распри сотрут
Вольную Славию нам создадут,
Где жизнь наладится дружно, исправно,
Стройно, союзно, свободно и славно.
Бодро вперед Сокола-удальцы,
Вестники лада и силы гонцы,
Стройно, свободно, союзно и славно!
Святополк Осипович Коничек. Сокольство. Славянская дума ((Ряд статей по важнейшим для сознательного славянства вопросам. Вып. 3). Москва, Славия, 1911, 29с.
http://dlib.rsl.ru/01003779971 10Мб
Ни корысти, ни славы.
- Сокольский лозунг  

Упражнения Соколов на Девятом Соколовском Слете в г. Праге в 1932г.

Проф. Д.Н. Вергун, Начальник «Русского Сокола» заграницей
Д-р В.М. Бензин. О Русском Соколе. Православный русско-американский календарь на 1933г.
http://www.carpatho-russian-almanacs.org/ROCMAS/ROCMAS1933/RussianHawk.php
Дмитрий Николаевич Вергун
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_708.htm
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm
Карпато-русские писатели
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_405.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_406.htm
Продолжение. Карпато-русские писатели
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_408.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001