Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Из песен Словенской Руси
от 23.03.16
  
Выразе


23 марта, 09 часов 37 минут (UT) - Начало полутеневого лунного затмения, 15 часов 00 минут - Полнолуние

стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто jiи не достане - ни царь, ни цариця

Уж ты птица, ты птица,
Птица райская моя!
Ты всегда в саду живешь,
По ночам ты мало спишь,
По зоре рано встаешь -
Царски песенки поешь
Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Поэтические воззрения славян на природу. X. Баснословные сказания о птицах
http://www.slavya.ru/trad/afan/index.htm

14-5-144(1) Вверху напечатано - Дощька VIII (продолж. II)
Фонд ГАРФ 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 16
14-5-128,131,140,141,142,143,144 (по 2 стр.) - машинопись. Полностью текст Дощ.21,22,14,19,28,29,26,8(27),23,25,30,31(здесь приводится фрагмент из второго письма (13 ноября 1953) Миролюбова Куру), 8(2),8(3) - внизу последних двух дощечек приписка П. Филипьева - Миролюбовская фальшивка - нагромождение без лада и складу выражений, взятых из Дощек Изенбека. Такие же Миролюбовские зказки нечто вроде сказа Захарихи -. Внизу 28 - приписано рукой П. Филипьева - У Кура - бране руську соупротiве...вашем; У Мир - борбу руськоу соупротвiе...вашiем; Себ то - будто -. Вверху 21 - Фальшивка? или Венды? оуразь - потеря, оскорбление. Внизу 19 - возможно существование двух описей, но также возможна что это чья то реконструкция -. Текст каждой из дощечек, отдельно на одной странице, с разделением на слова, заглавными буквами, без любых знаков препинания, без нумерации. Вверху каждой страницы - слово Дощька (напечатано) и от руки проставлены номера. Текст дощечек имеет свой характерный печатный вид (печатались в разное время). Даты не указаны. Скорей всего это фрагменты из 6 части книги Скрипника за 1972,3, где приводятся фотографии источников из архива Миролюбова. Справа на каждом кадре (из двух дощечек) - нумерация страниц - 34,33,37,36,35,38,32. Внизу от руки комментарии П. Филипьева типа - У Кура - У Мир.
Влесова книга. Дощечки 8
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_329.htm

Се пшелетла до ны
iа сЪдлеся на древо
а спЪва Птьцiя
I вшяко перо е iне
а сяще цвЪта рузна
Ста i в ноще яко в ден
А спЪва пЪсне до борiя
а до пре
То бяхом сме пряшехом о вразi
Осьпомынъмо о то
якве iе Оцеве наша днес
во Сварзе сыне
а гленде до ны
а се лЪпе усмавасе до сех
I тако смьме со Оце наша
не едiне сме
А мыслехом о помозе Преунi
А то вiдЪхом
як скакщеть в СврзЪ
ВЪснек на Комонi БiлЪ
А тон меча сдвiне до небесе
iа ростржащеть облце
а громi
А теце вода жiва на ны
А пiiмо тую
бо та вшяко од Сврога до ны
жiзневе теце
А ту пiiмо
яко iстщнеце Жiвота Бозка на земЪ
Ту бо то Крава Земунь iде
до Поля Сынiя
iа пощена ядсте траву ту
а Млеко дава
I теце то Млеко до ХлябЪх
а свЪте в ноще згвЪнздама над ны
А ту Млеко вiдеiмо сящете намо
Та бо путень права
а iнах не iмяхом iмате
Ту чюваеi потомiце
Слва тая
а држi средьце све о Русе
яква iе а пшебенде наше Земе
А тую iмемох бранiте от врзi
а умрете за нь
яко ден умiра без Суне Сура
не по то iжъ iе темень
iа iме вещерь
А умiра вещерь
а iе нощ
В ноще Влес iде ве СврзЪ
по Млеку Небествену
А iде до Чертозе Сва
а в Зорiе седава до Врат
Тамо ждехом све спЪва защате
а Влеса слвiте
од вЪк до век
i Хрмiну iу
яква блестще огнема многа
а ства Ягнiце чста
То Влес ущаше ПраОце наше
земе раяте
а злаке сЪяте
а жняте вЪна вЪнъща
о полех стрднех
а ставете Снопа до огнiща
а цтеть Го
яко Оце Божска
Оцем нашем а Матерем Слва
якове нас оущаще до Бозе наше
а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ
Тако iдехом сте
а не будехом ста енва хлЪбожравце
нiже славуне Русе
якове Бзем славу спЪващут
а тако суть Славуне о то
Вот прилетела к нам птица и села на древо, и поет птица, и всякое перо - иное и сияет разными цветами. Стало и в ночи как днем, и песни на борьбу и битву поет она. Бивались мы с врагами. Так вспомним же о том, каковы Отцы наши ныне во Сварге синей и глядят на нас, и хорошо усмехаются нам. И так мы не одни, а с Отцами нашими. И подумаем о помощи Перуновой, и видим вот, как скачет во Сварге Вестник на коне белом. И он меч воздвигает до небес и разгоняет облака, и гремит гром, и течет вода живая на нас. И пьем ее, ибо она от Сварога до нас жизнию течет. И пьем ее как источник Жизни Божеской на земле. А вот корова Земуня идет в Поля Синие и начинает есть траву ту, и Млеко дает. И течет это Млеко во Хляби и светит в ночи звездами над нами. И тут Млеко (Млечный Путь) мы видим, сияет оно нам. Этот то Путь правый, а иных нам не надобно. Тут чуй, потомок, славу ту и держи сердце свое о Руси, которая есть и пребудет нашей землей. И ее нам надобно оборонять от врагов и умереть за нее, как день умирает без Солнца-Сурьи - не потому, что темень, а потому, что вечер. А умирает вечер, и вот ночь. В ночи Влес идет во Сварге по Млеку Небесному, и идет к Своим Чертогам, и на заре садится до Врат (седава до Врат). Там ждем мы все, чтобы запеть и Влеса славить от века и до века, и Xрамину ту, которая блестит огнями многими и делается Агнцем чистым. Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца. Отцам нашим и Матерям слава, которые нас учили о Богах наших и водили стезею правою. Так идемте и не будем-те нахлебниками (хлебожравцами), но славными Русами, которые Богам Славу воспевают, и так они Славные оттого
Влесова книга. Дощечка 8(2)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_701.htm
…На десятый день [месяца] вайшакха все брахманы, которых пригласили цари, выходят в пустынные места и там устраивают большие костры для жертвоприношений в течение пяти дней, остающихся до полнолуния. Они зажигают огни в шестнадцати местах, располагая их отдельными группами по четыре. В каждой группе совершает жертвоприношение брахман, чтобы их было четыре, по числу Вед. На шестнадцатый день они возвращаются. В этом месяце бывает весеннее равноденствие, называемое васанта. Они устанавливают его с помощью вычислений и празднуют его, приглашая в этот день в гости брахманов (с.488)
Абу Рейхан Бируни. Индия (Тахкик ма ли-л-Хинд - Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых. Время написания 1030г.). Глава LХХVІ - о праздниках и увеселениях. Пер. с араб. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского. Коммент. В.Г. Эрмана, А.Б. Халидова. Репринт с изд. 1963г. М.: Ладомир, 1995. 727с.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_581.htm
http://www.indostan.ru/biblioteka/3_2704_0.html

Словено-вендское сказание

Солнечные колесницы в окружении коней, матерей (полиморфное изображение) и дев на олонецких подзорах и женском переднике (Олонецкая губ., Каргопольский уезд. I половина XIX)

РигВеда (Веда Гимнов) V, 81. К Савитару

Автор - Шьявашва из семьи Атри (Cavacva Atreya). Размер - джагати.
2a Поэт (kavih)…- Т.е. Савитар.
3c Эташа - Савитар здесь отождествляется с конем солнца

1 Они запрягают дух, а также запрягают поэтические мысли,
Вдохновенные, у вдохновенного высокого прозорливца.
Он один распределил себе жертвы, зная правила (жертвоприношений).
Велика полная хвала бога Савитара.

2 Поэт облекается во все формы.
Он вызвал к жизни благо для двуногого и четвероногого.
Он сделал видным небосвод, Савитар превосходный.
Он направляет (свой путь) вслед за выходом Ушас.

3 Вслед за кем всегда выезжали и другие
Боги, (преклоняясь перед) величием бога, (вызванным его) силой,
Кто измерил земные просторы, тот Эташа,
Бог Савитар со (своим) великолепием.

4 И ты движешься, о Савитар, по трем светлым пространствам,
И ты живешь вместе с лучами солнца,
И ночь ты окружаешь с обеих сторон,
И ты являешься Митрой, о бог, по (своим) особенностям.

5 И ты правишь силой вызывать к жизни - ты один,
И ты являешься Пушаном, о бог, благодаря (своим) выездам,
И ты царствуешь над этим всем мирозданием,
Шьявашва тебе, о Савитар, поднес хвалебную песнь.

Ригведа. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_622.htm
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o285

Реконструкция росписи сводов Золотой палаты Кремлёвского дворца К.К. Лопяло
…Московский великокняжеский дворец украшен был стенописью вскоре после его отстройки, при великом князе Василии Ивановиче. В 1514г. Средняя полата дворца именутся уже Золотою, следовательно, она была подписана, т.е. украшена иконописью. К сожалению, неизвестно, какие события церковной истории или какие бытейские деяния и притчи были написаны в первый раз в этой палате. Весьма любопытные сведения по этому предмету встречаются только в актах половины XVI в. В это время царские палаты при возобновлении их после опустошительного знаменитого в летописях Москвы пожара в 1547г. были украшены новым стенным бытейским письмом под непосредственным наблюдением знаменитого благовещенского попа Сильвестра (знаменитый Новгородец - с.158), который едва ли не в первый раз решился изобразить на стенах царских палат содержание некоторых церковных догматов приточне, в лицах, само собою разумеется, с ведома и, быть может, по указанию самого митрополита Макария.
Приверженцам стоячей старины это показалось несогласным с преданием Церкви, потому что до того времени иконопись, не уклоняясь ни одною чертой от древних византийских образцов и подлинников, ограничивалась только более или менее верным, раболепным их переводом (с.149)
…Эта весьма замечательная символическая стенопись, несколько раз поновляемая, сохранялась с некоторыми прибавлениями и изменениями до конца XVII столетия, и при Алексее Михайловиче была описана в 1672г. иконописцем Симоном Ушаковым с означением всех изображений и подписей, какие были на стенах и сводах палаты. Подлинник этого любопытного описания принадлежит ныне Императорской Публичной библиотеке. Он находился у Карамзина, который в своей Истории…(т.X. с.153. пр. 453) предложил из него небольшое извлечение. Список с этого подлинника мы напечатали в собранных нами Материалах для истории, археологии и статистики города Москвы (ч.I. с.1238-1271) (с.151)
…к середнему окну Полаты был изображен Огненный, т.е. Солнечный, круг, поддерживаемый четырьмя Ангелами. В нем написаны Кони впряжены в одноколесную (т.е. двуколесную) колесницу, в которой сидит Ангел, держит Солнце. Далее меньший круг изображал Лунный круг, поддерживаемый также Ангелом и в котором в такую же колесницу впряжены волы, а в колеснице дева держит Луну и погоняет плетью волов. Кони и волы направлялись к западу. Около того круга, в полукруге большом, написаны Ангелы тварем, к снегу и к грому и к дожжу. Далее следовал Земной круг, изображавший посредине круга девицу простерту (лежащую), над нею Солнце, а внизу, в полукруге, - воды и рыбы. Около того в кругу же написаны четыре ветры в ангельских образах с трубами, а выше над ними Ангел, благословляющий Землю. Подписи: Солнце в Землю впадая - и другая над Землею: Солнце позна запад свой, положи тму и бысть нощь...(с.163)
И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн.1: Государев двор, или дворец. М., 1895
http://booksee.org/book/597115 31.2Мб

I се бящеть ова щасе оседень огнщано
I се iе блг бя
i Бзе iемоу даяце овнi мнга
i скотiа о пасiстве о ступiех
I се бящеть овеiе пре трвех мнгеiех
i Бозiе даяце моу сктiу преплоднествы
i умнозая iе
I такове iде пред ощес iех стран меж
i реще моу
Iзыдешуте сыны тва о земе тоя до крае чюдня
iже iесте о захждене Суне
I та Суне спiе о одре златiе
I се Комннещ скакащеть до iе
i рещеть Сунiе
Гренде Суне до лузы сва сынiа
То iмаше скощете до повозу твоего
i срящеце од востоце
I тако рещено бя
скакащеть сые до iне крае
I Вещер скакщеть блiзень
Iе iнь Комоньщець рещешете
iже Суне заiде за горе сва
i возiце све златне онещеть
i то ворозе хотящете утатете
I тiе блiзеньце Комонщаце оскаще до iнь крае
I тако Зрiа iде а венде згы сва
i одiегы ДажБове трясе
I згы тещяшуть до крае небесне
I се реще
И был в те времена оседлый огнищанин. И вот, он благ был, и Боги ему давали овнов многих и скота на пастбищах в степях. И вот были они при травах многих, и Боги давали ему скоту приплод и умножали его. И так пришел пред их очи странник и говорил ему: (Пусть) выйдут сыны твои из земли этой в край чудесный, за заходом солнца, и там Солнце спит на ложе (одре) золотом. И вот Конник скачет к Нему и говорит Солнцу: Иди, Солнце, в Луга свои Синие. Ведь надобно (Тебе) вскочить в повозку свою и показаться на востоке. И, так сказав, скачет тот в другие края. И Вечер скачет близнец (ср. ведийских близнецов-всадников Ашвинов). И другой Конник говорит, что Солнце заходит за горы свои и возок свой золотой оставляет, и его вороги хотят украсть. И тот близнец-Конник скачет в другие края. И так Заря идет и ведет искры свои и одежды Даждьбоговы трясет, и искры несутся в края небесные. И так сказал (он)
Дощечка 26 (Словено-вендское сказание)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_344.htm

стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто jiи не достане - ни царь, ни цариця
Уж ты птица, ты птица,
Птица райская моя!
Ты всегда в саду живешь,
По ночам ты мало спишь,
По зоре рано встаешь -
Царски песенки поешь
...Весеннее солнце, омывшись в дождевых потоках грозовых туч, показывалось очам смертных - просветленное, ярко блестящее, и было уподобляемо белоснежному лебедю, купающемуся в водах, или другим водяным птицам: утке и гусю.
...Имя лебедя, означающее белый, вполне соответствовало понятию о белом божестве дневного света. Принимая солнце за прекрасную богиню, германцы верили, что она может превращаться в лебедя; отсюда создалось сказание о деве-лебеди, как о дочери и спутнице солнца. Богиня Synna (солнце) и Dagr (день), по свидетельству древнего мифа, родили дочь по имени Svanhvit Gullfjodhr (Schwanweisz Goldfeder - белая златопёрая лебедь), т.е. утреннюю зорю, а у этой последней был сын Svanr hinn raudhi (Schwan den Roten), т.е. золотистые лучи солнца. Греки наделяли богиню Зорю (Эос) светлыми крыльями. От утренней зори и восходящего солнца указанные поэтические уподобления были перенесены на приводимый ими День, который, по свидетельству старинных памятников, как хищная птица, вонзает в ночной мрак свои острые когти. Воспоминание о птице-солнце доселе сохраняется в малорусской загадке, которая называет дневное светило - вертящеюся птицею: стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто jiи не достане - ни царь, ни цариця. Птица-солнце восседает на старом дубе; годовое течение времени, определяемое солнечным движением, народная фантазия уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-солнце, кладет белые и черные яйца и высиживает из них дни и ночи. Другие загадки еще яснее говорят о представлении солнца - птицею: ясен сокол пришел, весь народ пошел, т.е. с дневным рассветом пробуждаются люди; сербская: птица без зуба, а свщет изjеде = солнце топит (съедает) белый (подобный свету) снег
Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Поэтические воззрения славян на природу. X. Баснословные сказания о птицах
http://www.slavya.ru/trad/afan/index.htm
Се пшелетла до ны
iа сЪдлеся на древо
а спЪва Птьцiя
I вшяко перо е iне
а сяще цвЪта рузна
Ста i в ноще яко в ден
А спЪва пЪсне до борiя
а до пре
То бяхом сме пряшехом о вразi
Осьпомынъмо о то
якве iе Оцеве наша днес
во Сварзе сыне
а гленде до ны
а се лЪпе усмавасе до сех
I тако смьме со Оце наша
не едiне сме
А мыслехом о помозе Преунi
А то вiдЪхом
як скакщеть в СврзЪ
ВЪснек на Комонi БiлЪ
А тон меча сдвiне до небесе
iа ростржащеть облце
а громi
А теце вода жiва на ны
А пiiмо тую
бо та вшяко од Сврога до ны
жiзневе теце
А ту пiiмо
яко iстщнеце Жiвота Бозка на земЪ
Ту бо то Крава Земунь iде
до Поля Сынiя
iа пощена ядсте траву ту
а Млеко дава
I теце то Млеко до ХлябЪх
а свЪте в ноще згвЪнздама над ны
А ту Млеко вiдеiмо сящете намо
Та бо путень права
а iнах не iмяхом iмате
Ту чюваеi потомiце
Слва тая
а држi средьце све о Русе
яква iе а пшебенде наше Земе
А тую iмемох бранiте от врзi
а умрете за нь
яко ден умiра без Суне Сура
не по то iжъ iе темень
iа iме вещерь
А умiра вещерь
а iе нощ
В ноще Влес iде ве СврзЪ
по Млеку Небествену
А iде до Чертозе Сва
а в Зорiе седава до Врат
Тамо ждехом све спЪва защате
а Влеса слвiте
од вЪк до век
i Хрмiну iу
яква блестще огнема многа
а ства Ягнiце чста
То Влес ущаше ПраОце наше
земе раяте
а злаке сЪяте
а жняте вЪна вЪнъща
о полех стрднех
а ставете Снопа до огнiща
а цтеть Го
яко Оце Божска
Оцем нашем а Матерем Слва
якове нас оущаще до Бозе наше
а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ
Тако iдехом сте
а не будехом ста енва хлЪбожравце
нiже славуне Русе
якове Бзем славу спЪващут
а тако суть Славуне о то
Вот прилетела к нам птица и села на дерево, и поет птица, и всякое перо - иное и сияет разными цветами. Стало и в ночи как днем, и песни на борьбу и битву поет она. Бивались мы с врагами. Так вспомним же о том, каковы Отцы наши ныне во Сварге синей и глядят на нас, и хорошо усмехаются нам. И так мы не одни, а с Отцами нашими. И подумаем о помощи Перуновой, и видим вот, как скачет во Сварге Вестник на коне белом. И он меч воздвигает до небес и разгоняет облака, и гремит гром, и течет вода живая на нас. И пьем ее, ибо она от Сварога до нас жизнию течет. И пьем ее как источник Жизни Божеской на земле. А вот корова Земуня идет в Поля Синие и начинает есть траву ту, и Млеко дает. И течет это Млеко во Хляби и светит в ночи звездами над нами. И тут Млеко (Млечный Путь) мы видим, сияет оно нам. Этот то Путь правый, а иных нам не надобно. Тут чуй, потомок, славу ту и держи сердце свое о Руси, которая есть и пребудет нашей землей. И ее нам надобно оборонять от врагов и умереть за нее, как день умирает без Солнца-Сурьи - не потому, что темень, а потому, что вечер. А умирает вечер, и вот ночь. В ночи Влес идет во Сварге по Млеку Небесному, и идет к Своим Чертогам, и на заре садится до Врат (седава до Врат). Там ждем мы все, чтобы запеть и Влеса славить от века и до века, и Xрамину ту, которая блестит огнями многими и делается Агнцем чистым. Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца. Отцам нашим и Матерям слава, которые нас учили о Богах наших и водили стезею правою. Так идемте и не будем-те нахлебниками (хлебожравцами), но славными Русами, которые Богам Славу воспевают, и так они Славные оттого
Влесова книга. Дощечка 8(2)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_701.htm
…На десятый день [месяца] вайшакха все брахманы, которых пригласили цари, выходят в пустынные места и там устраивают большие костры для жертвоприношений в течение пяти дней, остающихся до полнолуния. Они зажигают огни в шестнадцати местах, располагая их отдельными группами по четыре. В каждой группе совершает жертвоприношение брахман, чтобы их было четыре, по числу Вед. На шестнадцатый день они возвращаются. В этом месяце бывает весеннее равноденствие, называемое васанта. Они устанавливают его с помощью вычислений и празднуют его, приглашая в этот день в гости брахманов (с.488)
Абу Рейхан Бируни. Индия (Тахкик ма ли-л-Хинд - Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых. Время написания 1030г.). Глава LХХVІ - о праздниках и увеселениях. Пер. с араб. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского. Коммент. В.Г. Эрмана, А.Б. Халидова. Репринт с изд. 1963г. М.: Ладомир, 1995. 727с.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_581.htm
http://www.indostan.ru/biblioteka/3_2704_0.html
23 марта, 09 часов 37 минут (UT) - Начало полутеневого лунного затмения, 15 часов 00 минут - Полнолуние
27 марта, первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия - католическая пасха

47. (1) Теперь в нашем труде, как мы считаем, необходимо упомянуть о северных регионах Азии, и будет не лишним сказать несколько слов о мифических гипербореях[30]. Из тех, кто писал о древних мифах, Гекатей и некоторые другие говорят, что в регионах за пределами земли кельтов[31] лежит в океане остров не меньший, чем Сицилия. Этот остров находится на севере и населён гипербореями, именуемыми так потому, что они живут за тем местом, откуда дует северный ветер. Почвы этого острова хороши, и так замечательно плодородны, что дают два урожая в год. (2) Следующий миф рассказывает о том, что Лето[32] родом оттуда, и по этой причине Аполлон почитается среди них выше всех других богов, и все они, так сказать, жрецы этого бога: каждый день они поют гимны в его честь. И есть на острове великолепный священный участок Аполлона и великолепный храм, имеющий сферическую форму и украшенный множественными приношениями. (3) Город на острове также посвящён Аполлону, а большинство его жители играют на кифаре; они непрерывно играют на этом инструменте в храме и поют хвалебные гимны богу, прославляя его деяния. (4) Гипербореи говорят на своём языке и наиболее дружественно относятся к грекам, в особенности, к афинянам и делийцам[33], добрую волю к которым они унаследовали с древнейших времён. Существует миф и том, что некоторые греки посетили гипербореев и оставили там дорогостоящие жертвы с надписями на греческом языке. (5) Так же гипербореец Абарис[34] посетил в древности делийцев, проявляя добрую волю и родство. Говорят также, что Луна видна с этого острова на очень малом расстоянии и зримы отдельные, подобные земным, выступы. (6) Говорят также, что бог посещает остров каждые девятнадцать лет, когда звезды возвращается на своё прежнее места на небесах, осуществляя, тем самым, девятнадцатилетний период, называемый греками "год Метона"[35]. Во время этого явления бога они и играют на кифаре и танцуют непрерывно ночь напролёт, от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая, таким образом, своё восхищение его успехами. И цари этого города и руководители священного участка называются Бореадами, так как они являются потомками Борея, и придерживаются этой традиции в своих семействах.
[30] Здесь, кажется, хороший повод (см. R. Hennig, «Die Anfange des kulturellen und Handelsverkehr in der Mittelmeerwelt», Historische Zeitschrift, 139 (1928), 1-33) увидеть в этом людей, которые живут «за северным ветром», как переводится их название, раннее знакомство греков, через посредство кельтов, с Англией и её жителями. В этой главе Аполлон - это кельтский бог солнца Борвон (? а может Свентовид), а «священный участок» Аполлона - знаменитый Стоунхендж (? - а может остров Альбиса, на кимрск. - alarch, на серб. labud, на польск. - labedz, на русск. - лебедь)
[31] т.е. Галлии.
[32] Мать Аполлона и Артемиды.
[33] Остров Делос с самого раннего периода греческой цивилизации был центром поклонения Аполлону.
[34] Абарис (? - а может Альбис), по-видимому, чисто мифический персонаж, который у некоторых авторов плавал на своих стрелах, как ведьмы на метле, по воздуху над реками и морями.
[35] «Метонов Цикл» описан Диодором в 12.36. Цикл Метона, который был представлен в Афинах в 432 г. до н. э., был разработан, чтобы примирить лунный и солнечный год, причём последний принимался равным 365 5/19 дней. Этот девятнадцатилетний цикл, фактически открытый в это время, был обоснован значительно позже. W. B. Dinsmoor, The Archons of Athens in the Hellenistic Age (1931), стр. 320-1 и повсюду.
Диодор Сицилийский (древнегреческий историк ок. 90 - 30 гг. до н. э.). Историческая библиотека. II.35-60 Индия, Скифия, Аравия и острова в Океане. Переводчик: Мещанский Д.В., Латышев В.В.
http://simposium.ru/ru/node/9855
Вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет - А.С. Пушкин. Запись народной сказки. 1824
...Почему затмения повторяются каждые 18 лет?
Задолго до нашей эры вавилонские наблюдатели неба подметили, что ряд затмений - и солнечных и лунных - повторяется каждые 18 лет и 10 дней. Период этот называли - саросом -. Пользуясь им, древние предсказывали наступление затмений, но они не знали, чем обуславливается подобная периодичность и почему сарос имеет именно такую, а не иную продолжительность. Обоснование периодичности затмений было найдено гораздо позднее, в результате тщательного изучения движения Луны.
Чему равно время обращения Луны по ее орбите? Ответ на этот вопрос может быть различен в зависимости от того, в какой момент считать законченным оборот Луны вокруг Земли. Астрономы различают пять родов месяцев, из которых нас интересуют сейчас только два:
1. Так называемый синодический месяц, т.е. промежуток времени, в течение которого Луна совершает по своей орбите полный оборот, если следить за этим движением с Солнца. Это - период времени, протекающий между двумя одинаковыми фазами Луны, например от новолуния до новолуния. Он равен 29,5306 суток.
2. Так называемый драконический месяц, т.е. промежуток, по истечение которого Луна возвращается к тому же узлу своей орбиты (узел - пересечение лунной орбиты с плоскостью земной орбиты). Продолжительность такого месяца - 27,2123 суток.
Затмения, как легко сообразить, происходят только в моменты, когда Луна в фазе полнолуния или новолуния бывает в одном из своих узлов: тогда ее центр находится на одной прямой с центрами Земли и Солнца. Очевидно, что если сегодня случилось затмение, то оно должно наступить вновь через такой промежуток времени, который заключает целое число синодических и драконических месяцев: тогда повторятся условия, при которых бывают затмения.
Как находить подобные промежутки времени? Для этого надо решить уравнение
29,5306x = 27,2123y,
где x и y - целые числа.
Представив его в виде пропорции
х?у = 272 123?295 306,
видим, что наименьшие точные решения этого уравнения таковы:
х = 272 123, у = 295306.
Получается огромный, в десятки тысячелетий, период времени, практически бесполезный. Древние астрономы довольствовались решением приближенным. Наиболее удобное средство для отыскания приближений в подобных случаях дают непрерывные дроби (цепи). Развернем дробь 295306 /272123 в непрерывную и получаем такие последовательные приближения: 12/11, 13/12, 38/35, 51/47, 242/223, 1019/939 и т.д. Пятая дробь в этом ряду дает уже достаточную точность. Если остановиться на ней, т.е. принять х = 223, а у = 242, то период повторяемости затмений получится равным 223 синодическим месяцам или 242 драконическим. Это составляет 6585 суток, т.е. 18 лет 11,3 суток (или 10,3 суток, смотря по тому, входит ли в этот период 4 или 5 високосных лет)
Реформы календаря
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_166.htm

Предисловие Как появилась Русь? Эта загадка стала волновать русскую кровь не сегодня и не вчера. Почти девять веков прошло с тех пор, как летописец Селиверст в тиши монастырской кельи начертал: Повесть временных лет. Черноризца Феодосьева монастыря Печерского. Откуда есть пошла Русская Земля. И кто в ней начал первым княжить.
Так начнем же повесть сию. После потопа три сына Ноя разделили землю...
Монах Селиверст не был первым, не был и последним. Его предшественники и продолжатели веками искали истоки Руси. Одни вели счет от эпохи первочеловека Адама, другие - от славянских патриархов, но чаще всего начинали с предания о потопе. Многое удалось собрать по крупицам и расшифровать, но многое до сих пор окутано тайной. Ясно одно - русские корни уходят в глубь тысячелетий.
Предков славян ученые называют кроманьонцами в честь французского грота Кро-Маньон, где впервые были обнаружены их останки. Это были красивые гиганты-европеоиды, очень похожие на современных славян и жителей Скандинавии. Кроманьонцы охотились на могучих мамонтов. Мамонты вымерли очень давно - еще в конце последнего ледникового периода. В те времена, когда они мирно паслись на наших полях, жители Европы говори ли на едином языке близком славянскому. Позднее он лег в основу большинства языков мира. Ученые назвали этот праязык индоевропейским.
Спасаясь то от холодов, то от засухи, племена кроманьонцев покидали свою прародину и уходили в странствия. На юге они смешивались с негроидами, на востоке - с монголоидами. От этого соединения возникали новые цивилизации, языки и народы.
Время от времени и на Европу накатывали волны переселений. Негроиды Африки и полунегроиды Азии приходили к белокурым кроманьонцам. От смешанных браков темнели волосы потомков, менялась их речь. Время, войны, влияние мировых цивилизаций довершили раскол - индоевропейское единство постепенно распалось. Так появились современные греки, итальянцы, испанцы, французы, немцы, англичане.
В изобилующих жизненными благами Средиземноморье и Междуречье создавались и гибли империи, одни народы истреблялись, другие переходили на язык завоевателей. Кроманьонцы Восточной Европы сохраняли славянский язык и жили вдали от этого бушующего котла. Иногда и в их земли приходили переселенческие орды. Но это были родственные по языку и культуре индоевропейские племена. Пришельцы знакомили местных славян с новыми достижениями в области ремесел, искусстве ведения войн и общения с богами. В целом славянская культура менялась плавно, благодаря чему в ней многое уцелело. В русском языке и сказках до сих пор видны следы далекой ледниковой эпохи, утраченные другими народами.
Античные мудрецы считали, что человеческая история делится на периоды-века: золотой, серебряный, медный и железный. От века к веку жизнь становилась все хуже, нравы людей портились, природа не так щедро одаряла их своими благами. Самый ранний золотой век был самой счастливой порой юного человечества. Свое время мудрецы называли железным веком и считали его жестоким и несправедливым. На севере Восточной Европы они помещали священный народ гипербореев. Гипербореи считались воплощением доброты и праведности, так как сохраняли нравы золотого века. На закате античности мир узнал, что сами выходцы из золотого века именуют себя славянами.
Сообщения древних авторов о дохристианской истории славян немногочисленны и лаконичны. Лишь языческая рукопись Патриарси (Влесова Книга) имеет большой объем и рисует грандиозную панораму многовековых странствий одного из славянских племен. От православной Руси уцелело большое количество летописей. Но на поверку оказывается, что далеко не всем летописным рассказам можно доверять.
И все же положение не безнадежно. Каждый год приносит новые открытия. Русское прошлое становится все более ясным. В этой книге речь пойдет о том, что еще вчера было известно только узкому кругу ученых - о тайнах золотой рыбки и Царевны-Лягушки, о черноморской державе русов, более древней, нежели Киевская Русь, о рунах и героях летописных рассказов (с.3-4)...
1. Следы на воде
Можно ли проследить путь плавающей в воде рыбки? О недостоверном, несбыточном говорят - вилами на воде писано. А что если рыбка была не простая, а сказочная? Тогда наши сомнения возрастут еще больше. Ведь сказки пришли из такой глубины, что следы их героев должны были давно затеряться в быстротекущей реке времени.
В прошлом историки к сказкам и прочему баснословию относились пренебрежительно. Для них это были досужие выдумки темных деревенских старух. Но оказалось, что именно сказки донесли до нас сведения о тех эпохах, когда ни летописей, ни других письменных памятников попросту не было. Так пустимся же по бурному сказочному морю по следам, ведущим в мир наших предков.
Возрождением интереса к сказке мы обязаны главным образом Александру Сергеевичу Пушкину. До него ее относили к числу увеселений - черни - и за явление высокой культуры не принимали. Поэт одним из первых обратился к сказке и стал прекрасным сказочником.
Пушкину нашу устную сокровищницу открыла его няня - простая крестьянка Арина Родионовна Матвеева. После вечеров, проведенных с ней, поэт писал своему брату: слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
Благодарный слушатель Арины Родионовны положил ее бесхитростные рассказы на бумагу. Так родились гениальные русские сказки Пушкина.
Очарование их было столь велико, что о - низменности - этого жанра тут же позабыли. По проложенному пути последовали иные сказители, все больше ученых стало посвящать себя сбору и сохранению устного наследия народа.
Кому как не Пушкину быть нашим поводырем в безбрежных морских просторах? (с.5)
Царевна-лягушка.
1.Полет стрелы

- В стары годы, в старопрежние времена было у одного царя три сына. Когда братьям пришла пора жениться, дал им отец по стреле и сказал: Стреляйте. На чей двор стрела упадет, там и сватайтесь. Натянули молодцы тугие луки. Стрела старшего брата пала на боярский двор, среднего - на купеческий, а младший. Иван-Царевич, нашел свою стрелу на лягушачьем болоте -. Так начинается сказка о Царевне-Лягушке.
В наших сказках добывает себе жену стрелою не один Иван-Царевич. Вот рассказ Александра Сергеевича Пушкина о подвиге другого героя:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил.
Клев кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил...
Удачный выстрел привел к браку Гвидона и Царевны-Лебеди. Под образом супруги князя скрывается верховная богиня славян Морена. Морена была божеством ночи и Луны. Поэтому слова ночь и луна женского рода. Вспомним описание красавицы:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит.
Повелительница небес, вод и земли могла принимать облик как птицы (лебедь, утка), так и обитателя вод, пресмыкающегося (рыба, ящерица, змея, лягушка). Но и Царевна-Лягушка - та же Морена. На царском пиру она явила себя повелительницей вод и лебедей:
Царевна подхватила Ивана-Царевича и пошла в круг. Уж она плясала-плясала, уж она вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - поплыли по воде белые лебеди.
После того как незадачливый супруг сжег лягушачью кожу, его суженая обернулась белой лебедью и улетела в тридевятое царство.
В лучниках наших сказок угадывается супруг Морены - Перун, мечущий во врагов громовые стрелы - молнии. Обе сказки восходят к мифу о браке Перуна и Морены - Солнца и Луны. Что это - две разные редакции одного и того же древнего рассказа? Нет. Перед нами две его половинки.
Сказка о Царевне-Лягушке продолжает повествование, начатое в сказке о царе Салтане. Иван-Царевич невольно нарушил заклятье, наложенное на его подругу, и этим вверг ее в беду. Царевна оказалась во власти чудовищного Кощея Бессмертного. Долго пришлось странствовать безутешному мужу по белу свету. Наконец он достиг страны мертвых - мрачного Кощеева царства. Здесь герой с помощью волшебных помощников уничтожил врага и освободил любимую.
Конец у сказки счастливый. Царевна-Лягушка подхватила своего суженого под крылышко и улетела из страшного места. Лягушки обычно не летают. Это значит, что Ивана-Царевича уносила Морена в облике Царевны-Лебеди (с.11-12)
3. Наставники древних греков
Владения Царевны-Лягушки отстояли от стародавней Руси на полет стрелы. Много это или мало? Дальнобойность лучших луков около километра. Но у наших предков были особенные стрелы.
Славян в древности знали под именем гипербореи. Название гипербореи переводится как - живущие за владениями Борея. Борей был богом северного ветра. Его чертоги одни античные авторы помещали на Балканах, другие - на Кавказе.
Гиперборея была царством Аполлона. Греки восхищались ее мудрецами и музыкантами. Бог прилетал к своим любимцам на колеснице, запряженной лебедями. Гипербореи почитали греческие святилища своего покровителя и время от времени присылали дары.
Греки сохранили рассказы об удивительном гиперборее Абарисе. Этот жрец Аполлона прибыл в Элладу из Северного Причерноморья и многому научил местных жителей. Северянин путешествовал на чудесной золотой стреле. Стрела Аполлона переносила странника через топкие болота, непроходимые леса, высокие горы.
С севером связан не только Аполлон. Известно, что его сестре Артемиде в эпоху Троянской войны (XII век до н.э.) поклонялись жители Тавриды, современного Крыма. Богиня покровительствовала приазовским амазонкам и девушкам-гиперборейкам. Позднее главными почитателями Артемиды Таврической считались потомки жестоких тавров - суровые русы-тавроскифы. Русы жили в Крыму, на Тамани и в других районах Северного Причерноморья.
В мифах Аполлон зовется Стреловержцем и Дальнострельным. Его губительных стрел-перунов боялись даже боги. Это был грозный бог-громовержец, подобный нашему Перуну. Аполлон был тесно связан с культом Солнца, Артемида - Луны.
Аполлон и Перун известны как победители дракона, а их сестры - как повелительницы зверей, вод, растений, покровительницы рожениц.
Один из эпитетов Артемиды - болотная, что живо напоминает нам о владениях Царевны-Лягушки. С другой стороны, в сказках Царевна-Лягушка могла превращаться в летящую стрелу, что также сближает ее со стрелолюбивой Артемидой. Солнечно-лунная славянская пара близка солнечно-лунной паре греков.
В святилище Аполлона в Дельфах вначале чтили женское божество. Позднее место богини занял Аполлон. Эта перемена привела к тому, что к нему перекочевала лебедь - птица женской богини, но зато его сестра оказалась связанной с медведем - символом мужского бога. Аполлон потеснил Артемиду, но ее жертвенники в Дельфах сохранились.
Русские сказки проясняют биографию греческих богов. Супруги Перун и Морена были братом и сестрой. Первоначально Аполлон и Артемида также были и родственниками, и супругами. Смутная память об этом сохранилась и у самих греков. Дельфийскую богиню-предшественницу они называли Фемидой, которая была сестрой и женой Зевса. Позднее о супружестве забыли. Аполлон стал богом-холостяком. Хотя его и окружали многочисленные любовницы, но постоянной супруги он не имел. Артемида, - овдовев -, лишилась даже любовников и превратилась в символ вечной девственности.
Святилище в Дельфах основали пеласги, чьими богами первоначально и были Аполлон и Артемида. Имя Артемида переводится как медведица. Это значит, что до приобретения медвежьих черт она звалась по иному.
Действительно, существовала еще одна богиня, доставшаяся грекам от пеласгов - Афродита. Под именем Диона она почиталась пеласгами в Додонском святилище. Афродита, как и славянская Морена, - богиня любви и красоты. В числе ее священных животных находим старых знакомцев - лебедь и зайца.
Супруг Афродиты Гефест также связан с пеласгами. Родина этого бога огня и кузнечного искусства - пеласгический остров Лемнос. У индоевропейцев громовержец часто изображался с молотом в руках. Вооружившись молотом, шли к Кащею герои русских сказок. Этот молот и послужил причиной превращения Гефеста в кузнеца.
Аполлон и Артемида. Гефест и Афродита-Диона - разные именования одной и той же божественной пары. Не случайно ученые давно подметили негреческий характер всей четверки. В Иллиаде она сражается против греков на стороне пеласгов-троянцев.
В греческой среде образы догреческих богов исказились. Но несмотря на это, они сохранили черты поразительного сходства с героями русских сказок. Если мы обратимся к другим реликтам мифологии пеласгов, то увидим то же самое.
Вот рассказ о Тенесе. По одной версии он был сыном Аполлона, по другой - царя пеласгов Кикна, то есть Лебедя. Земной отец по навету злобной мачехи посадил Тенеса вместе с сестрой Гиметеей в ящик и бросил в море. Ящик прибило к острову. Здесь этот античный Гвидон основал свое царство, а остров получил его имя.
Другой царь пеласгов Акрисий также бросил свою дочь Данаю в море. Но на этот раз девушка была посажена в ящик не с братом. Как и в сказке о царе Салтане, она плыла по морю с сыном. Даная с младенцем Персеем оказалась на острове Серифе. Персей - еще один двойник Гвидона. Позднее он прославился тем, что убил горгону Медузу. Затем сын Данаи, подражая Ивану-Царевичу, поразил дракона и спас прекрасную Андромеду.
Как видим, рассказ о Персее включает обе половинки мифа, породившего русские сказочные повести. В нем есть и плавание, и спасение красавицы (с.13-15)
Послесловие Древняя Русь всем нам известна как эпоха возникновения государства восточных славян. На поверку оказывается, что школьные учебники более-менее правильно описывают события русской истории, только начиная с крещения Киевской Руси при Владимире Святом. Все, что было ранее, либо отличается от общепринятых представлений, либо совсем неизвестно рядовому читателю. Но как же назвать эту эпоху? Дохристианской историей русов? Слово дохристианская здесь неуместно, так как часть русов приняла крещение задолго до Владимира Святого. С привычным образом Древней Руси она также почти ничем не связана. Наверное, правильнее всего вести речь об истории Древнейшей Руси, возникшей в незапамятные времена.
Когда смотришь на карту мира, то часто задаешься вопросом: почему Россия такая большая? Ответ на него дает история Руси Древнейшей.
Русское государство ведет свое происхождение от культур более древних, нежели самые знаменитые цивилизации Шумера, Египта, Вавилона, Китая. У него было достаточно времени для роста, превращения в могучую державу.
Россию создали тысячелетия борьбы и труда, а уникальные размеры прежде всего связаны с ее уникальным прошлым (с.99 Окончание)
Киммерийский центр. Выпуск 15. Виктор Тороп. Рождение Руси. Издательский центр Русского исторического общества. Москва. 1996. 107с.
http://rus-istoria.ru/book/kc/15/book.html
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_367.htm
Древо богов

Бикмуллин Анвар Хамзиныч (10.02.1954 -15.12.2004 - г. Кузнецк, Пензенской области).
3. Древо богов
Имеющиеся доводы критиков Патриарси (Влесовой книги) подложность памятника отнюдь не доказывают. Возьмем те же написания букв. В одном месте Миролюбов говорит о том, что буквы были нацарапаны чем-то острым, в другом - выжжены, в третьем - нацарапаны и натерты чем-то бурым. Их покрывал то ли лак, то ли масло. Вроде бы все ясно - фальсификатор запутался в собственных измышлениях. Но причина разнобоя в другом.
Стоит на пензенской земле Кузнецкий мебельный комбинат. Так бы и радовал он соотечественников добротно сделанными табуретками, ничем иным особо не выделяясь, если бы не одно обстоятельство. Один из его былых ударников соцтруда заболел чарующими загадками книги на досках. Как человека, всю жизнь проработавшего с деревом, его чрезвычайно заинтересовал вопрос: можно ли вообще писать на древесине, не выдумка ли это издателей Патриарси? Кому как не ему. потомственному столяру-краснодеревщику, было искать ответ. Начались эксперименты.
Месяц проходил за месяцем. Менялись породы деревьев, способы написания, нанесения защитного покрытия. Увлеченность одного передавалась другим. Кто-то нес уцелевший от старых добрых времен буковый шпон, кто-то воск и лаки, кто-то разыскивал необходимую литературу. Даже суровый директор комбината как-то раз выделил толику денег на фотографирование результатов. Табуреточное производство превратилось в цитадель науки.
Не все шло гладко. Приходилось спать по 4 часа в сутки, отказываться от приработков, посадив семью на скудную комбинатовскую зарплату. Однажды при поисках забытого рецепта разогретая смесь вспыхнула адским пламенем. Изба-лаборатория чудом уцелела. Ее хозяин случайно приблизился к разгадке - греческого огня -, которым средневековые византийцы сжигали вражеские корабли. Но на дворе стояла зима, и с опасной жидкостью пришлось расстаться. Наконец Анвяр Бикмуллин смог поздравить себя с творческой удачей - основные секреты славянской техники письма по дереву раскрылись.
Что же удалось выяснить? Оказалось, что наиболее пригодный для письма материал - бук. Нацарапанные на нем писалом знаки получаются бледными, неудобочитаемыми. Но стоит их подвергнуть горячему вощению, как они разительно преображаются. Белесые царапины приобретают красновато-коричневый цвет, будто наливаются кровью, яркие буквы проступают на поверхности. Становятся понятными почтение, которое питали славяне к буку и обычай скандинавов окрашивать руны кровью. Название бук не случайно близко слову бог. На этом боговом дереве записывались священные тексты. Скандинавы же заимствовали рунику от славян. Традиция требовала красного цвета знаков, а бук на севере не растет. Воск не только проявляет текст, он консервирует древесину, обеспечивая ей долголетие. Буковые дощечки, воск и металлическое писало - вот главные принадлежности древнеелавянского книжника.
Полученные результаты совпадают с тем, что известно о славянской письменности. Славяне действительно писали на дереве. В Новгороде даже в XIII веке грамоты и акты именовались досками. Такое же название чехи прилагали к судебным книгам и государственному архиву. Само слово книга первоначально обозначало доску, а затем дощечку, покрытую письменами. Странно звучащая миролюбовская дощька имеет соответствия в языке наших предков. Записи они называли дъшка, дештька (с.64-65)
Киммерийский центр. Выпуск 15. Виктор Тороп. Рождение Руси. Издательский центр Русского исторического общества. Москва. 1996. 107с.
http://rus-istoria.ru/book/kc/15/book.html
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_367.htm
http://penzoved.forumhub.ru/viewtopic.php?id=145
Велесова книга была вырезана на березе После опубликования Велесовой книги мощный пласт времени от Кия, Щека и Хорива и вплоть до эпохи Аскольда и Дира открылся нам.
Мне, татарину по национальности, россиянину, история России, история и предыстория славян очень дороги. Это моя детская любовь. К тому же все мы - и славяне, и татары - выходцы из Азии. А как похожи татарские и русские сказки! В одном из древнейших памятников татарской письменности, поэме Хосров и Шейн (XIV в.) повествуется о Хосрове, он же - Хорив, герой Велесовой книги. А это значит, что когда-то, в древние времена, мы были близки, что бы там ни говорили о различии татар-тюрок и славян-индоевропейцев, ибо все народы Земли - братья.
Славянство заявило о себе задолго до прихода варягов. Славяне стремились осознать себя, обозначить этнические корни, освоили несколько систем письма, в том числе «велесову грамоту». Славянские волхвы создали Велесову книгу - древнейшую из сохранившихся ныне, священную книгу Европы, имеющую, убежден, мировое значение.
Множество загадок связано с этим памятником. Утрата подлинника во время второй мировой войны умножила вопросы, усугубила сомнения скептиков. Один из первых вопросов, который возникает при знакомстве с Велесовой книгой, таков: а возможно ли было вырезать текст памятника на дощечках, как об этом писал скопировавший книгу Ю.П. Миролюбов?
Поскольку я профессиональный столяр, я и попытался разрешить эту тайну: взялся восстановить памятник по имеющейся копии и воссоздать древний способ изготовления «деревянных книг».
Много месяцев ушло у меня на эту работу. Дощечки заставили полюбить себя очень ревнивой любовью. Когда процарапывал буквы, немели пальцы правой руки, болела спина, по ночам стали сниться многосерийные исторические фильмы. Начал вырезать с Исхода из Семиречья. Шел со славянами по степям, бился с готами, искал с Богумиром мужей дочерям, пил сурью вместе с Квасурой...
И вот что я выяснил. Во-первых, книги в Древнем Новгороде, вероятнее всего, изготавливали из березы. Книгу вырезали новгородские волхвы, следовательно, им незачем было ехать за тридевять земель за буковыми досками (первый исследователь дощечек Ю.П. Миролюбов предполагал, что они буковые, но он не был специалистом по дереву). Береза же рядом, в лесу. Бук, конечно, тверже и относится к ценным породам, но береза, уступая немногим в твердости, выигрывает в эластичности. Бук же имеет существенный изъян - хрупкость. На своем веку мне, например, приходилось больше встречать сломанных буковых лож у ружей, чем березовых или ореховых. Ф. А. Изенбек, нашедший Велесову книгу в разгромленной помещичьей усадьбе в 1919 году, рассказывал, что она была потоптана солдатскими сапогами. Если потоптаться на связке буковых дощечек, имеющих размеры 38x22x0,5 сантиметра, собирателю достанутся только осколки, и это тоже довод в пользу березы, она выдержит.
Как в IX веке делались доски (пилу изобрели в Италии в средние века)? Клиньями кололи бревно на две плахи, которые, в свою очередь, отесывали топорами со стороны пластей и кромок. Вот и у Миролюбова в описании дощечек значится: Края были неровные, похоже, резали ножом, но никак не пилой -. Это очень серьезный довод в пользу древности памятника. Вот если бы Миролюбов упомянул при описании дощечек Изенбека ровный спил, то его и слушать бы никто не стал.
Текст Велесовой книги процарапывался шилом, а после написания доски-страницы подвергались горячему вощению. Это было необходимо прежде всего, чтобы подчеркнуть оптическое свойство древесины и сделать буквы более заметными. Во-вторых, горячим вощением жрецы многократно увеличивали долголетие дерева.
Так разрешается закономерный вопрос о возможности сохранения дощечек с IX века по настоящее время. Источенные жуком-шашелем деревянные корпуса и футляры зингеровских швейных машин, принадлежавших нашим бабушкам и прабабушкам, ничего не значат. Лучшие немецкие краски и лаки покрывают тонкой пленкой поверхность изделия, со временем они стираются, и древесина остается незащищенной. Другое дело, когда в расплавленный воск окунают прогретую страницу-дощечку Велесовой книги. Этим, кроме «проявления» текста, закрепления прорезанных шилом капилляров древесины, достигается и дезинфекция, и консервация. Жидкий воск проникает глубоко во все поры и трещины.
Почему подлинник Остромирова евангелия, берестяные новгородские грамоты могли дожить до наших дней, а Велесова книга, по утверждению скептиков, не могла? Даже из скифских курганов рубежа нашей эры вынимают деревянные фигурки и украшения - значит, скифы-праславяне знали, как продлить жизнь дерева.
Среди славян в древнейшие времена были и умелые ремесленники, и воины, и волхвы - хранители древнего знания, исторических преданий, народной культуры и поэзии. Что мы знали о них до явления Велесовой книги? Почти ничего достоверного. Тысячу лет люди были отрешены от важнейшего источника по истории Руси. И это чудо, что Велесова книга пришла к нам, открыла перед читателем дверь в забытый, затерянный в веках мир. И отныне она будет с нами. Это лучше, чем зияющая пустота не описанных летописцами тысячелетий.
А. Бикмуллин. Велесова книга была вырезана на березе. Журнал Наука и религия, 1994(3)
http://knigavelesa.ucoz.ru/publ/v_rossii/stati/bikmullin_a_velesova_kniga_byla_vyrezana_na_bereze/18-1-0-23
Вдова, ее дочь и сыновья-корабельщики. - Записано от Аграфены Матвеевны Крюковой в с. Нижняя Зимняя Золотица 4 июля 1899г. Переняла у девочки Федоры, лет 12; она была родом из Чапомы, но жила в Чаваньге в няньках
Ай была-то жила вдовушка;
Шьчо ведь было у ей да троё деточок:
Два сына было да всё ведь дочь единая.
Ай задумала вдовушка думушку худу про собя:
Ай шьчобы мне, вдовушки, итьти ко синю ко морю,
Ко синю? морю, вдовушки, мне-ка деточок сьнесьти.
Спушшу, спушшу, вдовушка, детей на воду,
Я положу-ту на дошшочку красна дерева,
Росьпишу-ту я слова, каки мне надомно,
По словам шьчобы моих детей узнавали тут -.
Приходила-то вдовушка ко синю морю,
Их ведь клала на дошшочку красна дерева
(из N186: Она клала на дошочку на дубовую - от П.Ф. Конева. Кузомень
Из N242: Да она клала на доску на дубовую,
Она клала на доску на дубовую
Да на дубовую дошоцьку на новую,
На дубовую доску на новую - Поной)
Да спускала-то деточок на синёё морё,
Говорила-то деточком таковоё слово:
Понеси, понеси ты, морё синёё,
Си?нё морё понеси да на морьскую пучинушку!
Ты ведь спой-скорьми дитей, Спас пречистыя;
Ай на ум-то наставь, да Мати Божья, ты их!
Я сама-то пойду з дочкой спасатисе,
Я сама-то пойду Богу молитисе,
Я пойду я в манастыри в спасёныя -.
Ай прошло тому времецьку ведь много лет.
Да ушла она молитьце Богу-Господу;
Ай ее-то детей бедных маленьких,
Понёсло же детей по синю по морю,
По синю по морю да их не знаем куда.
Как во ту ведь пору да во то времечко
Тут идет по синю морю чернён карабь
Да на том карабле млад карабельшичок;
Он ведь ходит по караблю, сам расхаживаёт,
Он в подзорною трубочку посматриваёт;
Он завидял во трубочку чудо чудноё,
Он завидял во трубочку диво дивноё:
На дошшочки несёт да всё два детишша,
Их два детишша несёт два малого.
Приказал он спехнуть да скоро шлюпочку,
Он велел перенять да двух-то деточок;
Говорил он сибе да он такоё слово:
Я возрошшу возьму - дак будут братьича мне -.
Он возросьтил взял этих малых детушок,
Он состроил им по чорному им по караблю,
Нагрузил карабли да он товарами.
Отпускал корабли да во синёё морё,
Отсылал он скоро да младых братьичей своих,
Младых братьичей своих, его воскорьмленых родных.
Шьчо пошли-то ети братьича по синёму-ту по морю,
Ставились ети братьича ко родимому к селу.
Увидала там родна да ихна матушка была;
Шьчо приходит ихна матушка ко черьнёну караблю
Со своей она с родимой-то со дочерью;
Говорит-то тут ведь вдовушка таки она слова:
За большого-то я брателка сама замуж иду,
За меньшого-то я брателка дочь выдаю -.
Говорят-то карабельшички таковы-ти собе слова:
Ты откуда же, кака пожила вдова пришла -
Говорит-то всё вдова да таковы им словеса:
Уж вы глупы карабельшицьки, неразумны вы молоды!
Шьчо живёт ли тако чудо на белом же на свету,
На белом-то ли на свету, на сьвятой ли на Руси:
Выходила ль родна мать за своёго ль за сынка,
Отдавала ль дочь свою за родного братёлка -
Старины скажу конець - больше нечево мне сьпеть
Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А.В. Маркова. РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. с.130-131. Памятники русского фольклора
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bst/bst-130-.htm
Старины поются большею частью пожилыми людьми от 40 до 60 лет, но заучивают их обыкновенно еще в детском возрасте. Так, обе Крюковы, мать и дочь, начали перенимать старины с 8-9 лет; А.М. Крюкова до 18 лет, когда она жила на Терском берегу, заучила 41 старину, а с 18 до 45 лет - только 19; Васильева заучивала старины девочкой лет 10; в молодости, именно, лет 17-ти, перенимал старины и замечательный сказатель Гаврило Крюков.
Такой способ передачи старин от одного поколения другому объясняет сравнительную сохранность, в какой донесли до нас золотицкие сказатели старые былины: он сокращал количество звеньев, связывающих современные тексты с более ранними, так как наиболее важные изменения в них совершались, очевидно, при передаче. Другой факт, объясняющий архаичность записанных мною старин, это - почтение, с которым относятся сказатели к содержанию их. А.М. Крюкова прямо говорила, что проклят будет тот, кто позволит себе прибавить или убавить что-нибудь в содержании старин. Уважение крестьян к старинам и сказателям настолько известно, что я не считаю нужным на нем останавливаться; отмечу только тот факт, что крестьяне считают знание былин признаком талантливости и как бы образованности. Один старик говорил о себе и нескольких других крестьянах не знавших былин: вот, мы никуда не годимся, ничему не учились; никакого проку в нас нет (с.13)
Беломорские былины, записанные А. Марковым. М., 1901, 619с.
http://www.twirpx.com/file/1285852/ 28мБ
https://cloud.mail.ru/public/2c5A/GEgL7f5tE
Из песен Словенской Руси. Продолжение
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_395.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001