Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
К СваРогу-Славе
от 05.01.14
  
Выразе


Адити - небо, Адити - воздушное пространство, Адити - мать, она - отец, она - сын. Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (человеческих) - Адити, Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться

Адити (от др.-инд. аditi - несвязанность, безграничность), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в Ригведе упоминается около 80 раз (обычно с Адитьями).
Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате.
Она связана со светом (РВ I 136, 3; IV 25, 3; VII 82, 10),
Ушас - ее отражение (I 113, 19),
у неё широкий путь (IX 74, 3);
она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2),
поддерживает небо и землю (Яджурведа),
отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3-4; 66, 3-4 и др.).
Физические черты в описании Адити почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10: Адити - небо, Адити - воздушное царство, Адити - мать, она же - отец и сын..., Адити - рождённое, Адити - имеющее родиться... ср. AB VII 6, 7).
Адити - дочь Дакши и она же мать его; однажды (Атхарваведа) Адити выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В Атхарваведе (VI 4,1) упоминаются и её братья, Адити (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты. Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят Адити в молитвах. Нередко использование Адити в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях с землёй (РВ I 72,9; AB XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй (dyava prthivi - Небо-Отец и Земля-Мать); а в ритуале - с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком Адити в Ригведе (IX 96, 15).

РигВеда I, 136. К Митре-Варуне

3 Светоносную Адити, содержащую (людские) поселения,
Состоящую из солнца, они двое сопровождают день за днем,
(Рано) пробудившись - день за днем.
Они достигли светоносной власти,
Двое Адитьев, повелителей дара.
Митра из них двоих, Варуна объединяет людей,
Арьяман объединяет людей.

АтхарваВеда VII. 6-7. Адити

1b она - отец, она - сын - sa pita sa putrah - в оригинале sa мужского рода, т.е. имеет место или неразличение рода в отношении Адити, или атракция рода

1 Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
Адити - мать, она - отец, она - сын.
Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (человеческих) - Адити,
Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться.

2 Мы мощно призываем на помощь великую мать
(Людей) с прекрасным обетом, супругу (космического) закона,
С сильной властью, нестареющую, далеко простирающуюся,
Адити, дающую прекрасное прибежище, прекрасно ведущую вперед!

1 (Мы призываем) Землю, хорошо охраняющую, Небо беспорочное,
Адити, дающую прекрасное прибежище, прекрасно ведущую вперед!
Пусть взойдем мы на божественную ладью с прекрасными веслами,
Не дающую течи, (мы) безгрешные - на счастье!

2 Сейчас под влиянием награды мы хотим возвеличить
Речью великую мать по имени Адити,
Чье лоно - широкое воздушное пространство.
Пусть она нам дарует укрытие, трижды охраняющее!

I, 153. К Митре-Варуне

3 Дойная корова-Адити набухла (молоком) для благочестивого
Человека, приносящего жертвы, о Митра-Варуна,
Когда он, почитая вас, торопит (вас) на жертвоприношение,
Посвятив (вам) жертву, словно человеческий хотар.

***

Среди карпатского населения есть много легенд о сотворении Карпат. Согласно печатанной ниже легенде, или скорее - преданию, слышанному автором в с. Рожанка Выжняя (Скольского округа), создание гор Карпат и славян произошло много лет спустя после сотворения Богом мира, земли, людей, зверей, птицы и т.д. Бог, недовольный созданными Им в начале мира людьми, сотворит Карпаты и на них по Своему Имени русский народ для своей славы, который стали называть славянами, так как они, живя по Божьему, разглашали Божью славу по всему миру. И Господь, как всевед, предвидя грехопадение и грядущие с ним бедствия на земле, тут же, в раю, научил славян возделывать землю, скотоводству и всяким рукоделиям - Мирному Труду, чтобы Они могли переживать все беды и, славя Бога, существовали бы вовеки, учили бы других добру и подавали бы им помощную руку
Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_353.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_354.htm

Перечень упоминаемых в предании мифологических имен
СваРог-Слава (Дед-Баба, Род-Рожаница), двуполое божество, единый Бог Творец и Вседержитель, в которого верили русские славяне. Прочие славяне называли его, как было указано выше, разными другими именами. Именем Сварога и Славы названы многие местности по славянским землям. В великорусских колядских игорных песнях встречается припев Слава!
В Галичине на Коляду (и в Щедрый Вечер) ставят в правом против двери углу избы - на покутьи (куть - угол) сноп пшеницы, ржи или овса, который называют Дедом и расстилают по полу избы вязанку мягкой соломы, которою называют Бабой. Ни первого, ни последнюю нельзя назвать кумиром или идолом, так как им не поклоняются и не молятся (см. ниже - Коляда). На Новый Год мальчики-сеятели, ходя по домам и сея зерно, выносят Деда из каждой избы во двор, где его молотят, после чего хозяева и Деда и Бабу обязательно сжигают, или перевязывают ими деревья.
Молитва-песня Славе в легенде основана на сохранившейся у сербо-хорватов песне в честь богини Лады:
Лепи Иве трга роже
Теби, Ладо, свети Боже.
Ладо, слушай нас, Ладо!
Песме, Ладо, певамо ти,
Срца наша кланьамо ти.
Ладо, слушай нас Ладо!

Сварог и Слава

I

В бесконечной пустоте,
В непроглядной темноте
Реял Белый Луч чудесный,
Дух Господень безтелесный,
Светоносный, огневой,
Животворный, громовой.

С радостью неизреченной
Слился Божий Дух с Вселенной
Во едино существо,
Во едино божество:
Во единого Всебога,
Всемогущего Сварога,
Бога - всех богов Отца,
Неба и Земли Творца.

Молвил Дед Сварог Вселенной,
Бабе преблагословенной:
Славо, хотенька моя!
Мы едино: ты и я,
В существе и нераздельном,
И безкрайнем, безпредельном.
Я с тобою - мир миров,
Сила сил и ум умов.

Сам себя и народивший,
Сам себя и возрастивший.
Я причина всех причин
И во всем я сам Один.
Я единый Бог предвечный,
Я и сущий, я и вечный,
Сам супруга и супруг -
Безконечный Божий круг,
Из себя и выходящий,
И в себя опять входящий:

Я начало и конец,
Сам и матерь, и отец.
Я Всесвет неизмеримый,
Я Всебог непостижимый.
Безначальный Светозар,
Солнечный Вселенной царь


1. Небо, престол Божий.
2. Небеса: Небесно-Голубой или Лазурный Свет.
3. Светозар - светило Лазурного Света.
4. Небесная твердь с раем - твердь Лазурного Света.
5. Даж-Бог - светило Белого Света.
6. Мокошь.
7. Перун (Черная Туча).
8. Белый свет.
9. Земля - твердь Белого Света.
10. Великий Поток.
11. Могилицы или Ямы - твердь Серого Света.
12. Серый свет.
13. Морок (мрак) или Морило - светило Серого Света.
14. Срубы - твердь Черного Света.
15. Черный Свет.
16. Черная Потьма - светило Черного Света.
17. Пек или Пекло.
18. Зубы Черной Потьмы - ворота в Черный Свет.

II

И носячися в темряве,
Молвил Рожанице Славе
Прабог, Прадед, Род Сварог,
Истинный единый Бог:

Я с тобою двуединый
И вовеки триединый
С сыном нашим дорогим -
Вечным Разумом Благим,
Богоносным, правоправым,
Богомудрым, нелукавым,
Я и в Троице един:
Я отец, и мать, и сын.

Сам я и обсеменяюсь,
Сам рожу и нарождаюсь,
Я - Владимир великан,
Всеобьемлющий Троян!

Говорила Слава Богу,
Триединому Сварогу:

Я жена и дочь твоя,
И твоя же матерь я.
Ты мой муж и сын любимый,
И отец ты мой родимый.
Луч в тепле, тепло в огне,
Я в тебе, а сын во мне.
Вечный Разум в Духе Боге,
Вся Вселенная в Свароге,
А Сварог всесильный в ней,
В Прабабе, Душе своей:
Неразлучны, неделимы,
И родные, и родимы.
Ты Владимир, Прадед Бог,
Ты Господь, я твой чертог,
Сын - огонь святой меж нами,
Огревающий лучами
Неустанно сам себя
И чертог твой, и тебя!

III

Безконечна, величава,
Молвила Сварогу Слава:
Ладо милая моя!
Огненная мощь твоя!
Сотвори святое царство,
Солнечное господарство,
Прогони сю темноту
И заполни пустоту.
Небо сотвори святое,
Синевою голубое,
А под небом Белый Свет,
Пышный как лилейный цвет.
Свету Белому в подругу,
Сотвори жену-супругу,
Вечную родилицу -
Землю мать кормилицу
С чудным райским огородом
И обвей их небосводом,
Чтоб синели всем в привет
Словно незабудки цвет.
В радость матушке землице,
Вековечной роженице,
Сотвори дедьков, людей,
Птиц и рыб, комах, зверей,
Дерева, отавы-травы,
В них цветы для большей славы.
И другую всяку тварь
Принеси ей, Боже, в дар,
Дай ей много благодати,
Чтоб могла все прозябати
На стократный урожай
И творити тварям рай.

IV

Тут Сварог, Господь Создатель,
Бог Творец, миров ваятель,
Дивный в дивах-чудесах,
На Вселенной ложеснах
Стал творити Божье царство,
Солнечное господарство,
Стал гоняти темноту,
Заполняти пустоту.

Силой сил, со страстным стоном,
Встряс Сварог Вселенной лоном
И пробил его лучом.
Взвившись молнией-мечом
С грозным громовым ударом,
Вмиг разсек потьмы пожаром,
Солнцами запламенел
И громами загремел
В огненные Божьи трубы:
Потьмо, прочь туда на срубы,
Где грешит Грех Горесей
И вернутись не посмей!

Здесь со силой дерзновенной
Страстно закрутил Вселенной,
Дунул и вперед, и взад,
И миров посыпал град.
И Вселенная вскипела,
Завертелась, загудела
С преисподних до небес
И замлела от чудес.

В роскоши, в любви сердечной,
В Божьей ласке безконечной
Крикнула: О Боже мой!
Дивен ты в душе живой.
Дивен ты на Белом Свете
В солнечной своей примете,
Дивен, славен в чудесах
На земле и в небесах!

И Вселенна стала ясной,
Полной солнцей и прекрасной
Как и сам Светильник Бог
Ясность вечная - Сварог

P.S. От сотрудницы (су-пруги) автора...до меня дошло, что довольно многие чиновные ученые, представители книжной науки, открыто высказывают мнение, что сведения Ильи Тероха подлежат сомнению в их подлинности, и как довод указывают на отсутствие ссылок на то, когда, где и от кого слышал автор то или иное предание, то или иное поверие.
Этих неблагосклонных судей я прошу обратится к книге Сварог, где помещена биография моего мужа. В ней они найдут прямое указание по интересующему их вопросу. Там указаны деревни, где жил и учился Илья Иванович. Там разсказано, что с малых лет он от 90-летнего деда и бабушки, которая была знатоком забобонов, наслышался подлинных повествований из глубины веков, и, запомнив, cохранил завещанную ему стариками сокровищницу древних преданий, поверий, обрядов и обычаев.
Какие еще ссылки на источники сведений нужны в этом случае?.. Время, терпеливый свидетель, постоит за трилогию Ильи Тероха

***

К Велесу - рун стригуну

А не воставiщь владь наше едiне iесть Хорс а Перуне Яро Купавла Лад а ДажБо

Деду Велесе Небесен,
Глянь в свой черес, полон песен
И добудь мне дар святой
Спети Руси с простотой
Песню о Седых Карпатах,
О славянах в белых хатах,
Где ты встарь был так любим
И с благоговеньем чтим.

И сейчас, лишь песнь построю,
Потряси и калитою,
И в даренье мне стряси
Памятные на Руси
Гусли с струнами златыми,
Чтоб их звуками живыми
Я сопровождал мой сказ
И пленял во всякий час
Всех детей Великой Славы
От Амура до Велтавы
И от Струмы до Невы
Красотой святой молвы.

Внуче Велеса, Бояне,
Ты, кого так чтят славяне.
Помоги мне здесь и ты:
Сгладь мой стиль от хромоты.
Вей с любовью слово с словом
И со мною, в сказе новом,
Пой о русской старине
У Карпат, в Галичине

Перечень упоминаемых в предании мифологических имен Велес или Волос, Дед Ладо, у белороссов Боган, бог изобилия, податель материальных и духовных благ. Так как в седую старину скот считался единственным источником богатства, Велес быд и Скотьим богом. Стройный красавец с длинными, ниже плеч волосами в тулупчике волосом вверх, с калитою (кожаной сумкой) на левой стороне через правое плечо и с чересом (широким двойным кожанным поясом). В калите у него хранились материальные, а в чересе - духовные блага. Когда он наделял кго материальным богатством, открывал калиту, потрясал ею и сыпал из нея материальные дары, из череса же сновал духовные дарования для того, кого хотел сделать мудрецом, поэтом, музыкантом и т.д. Дохристианская пословица - За сиротою Бог с калитою - относилась к нему. На небесах (на небесной тверди) он имел свое большое хозяйство, свои стада, пасеку, варил небесный мед, имел также свои ткацкие, гончарские и другие мамстерские, вообще он был образцовым небесным хозяином и служил примером для всех хозяев на земле. Его именем названы по всем славянским землям селения, города и т.д.
В Галичине остались следующие следы почитания Велеса:
1. На Новый Год (Св. Василия Велеса), также и на Введение, вводят рано утром лошадь (или другую скотину-волос) в избу, где ее балуют хлебом, схаром и ласкают всячески (В Чехии донедавна вводиди лошадь в церковь, где священник окроплял ее осв. Водой).
2. На свадьбе, во время обряда Росплетин Косы сажают молодую на вывернутую вверх дном дежу или коновку (деревянное ведро с ухом), на которую кладут подушку, прикрытую кожухом (овечьей шубой) волосом вверх.
3. Во время благословения молодых перед венчанием, родители сидят на подушках, покрытых кожухом, волосом вверх.
4. После венчания мать встречает дочку на пороге хаты в кожухе, волосом вверх (Ой выйди мати с хаты в кожусе пелгхатом).
5. На Покотинах Венца после венчания, сняв с головы венец и катя его по столу - батеньку и матеньце на славу - при пении свахами неподражаемой обряд, песни Покотила по столу, невеста сидит на скамье, покрытый кожухом, волосом вверх.
6. Два хлеба, которые в сочельник (Святый Вечер) ставят на столе, называют Василь (Велес) и Маланка (Лада).
7. День свв. Петра и Павла - праздник пастухов. Каждый пастух приносит на пастбище заранее заготовленные яствия (хлеб, творог, масло, мед, черещни и т.п.), на мураве вырезывается стол с ямками под миски и горшечки, все пастухи усаживаются вокруг и гостятся, тут же плетут венки из сочной травы и накладывают их на рога коров и шеи лошадей. В этот день пастух, если есть у него тулуп, обязательно надевает его волосом вверх.
8. Первый теленок от телки отдавался донедавна в некоторых местностях (на Лемковщине) священнику. Раньше он приносился в жертву Велесу в боголесьи у Перунова костра, где и поедался приносившими.
9. Карпатские русские горцы носят длинные волосы, калиту (Гуцлы (д)зобеку) и черес и надевают кожух вверх (Бойки).
10. Велеснев - деревня в Галичине.
11. Поверие: мужчина с обильными волосами на руках, груди и спине, волосатый - будет богатый

А богатый бог Дед Велес
развязал свой полный черес,
песни из него сновал
и метал к подножьям скал
коломыйки удалые,
залихватские, живые,
думки Багровецкие,
щумки Лозовецкие,
и, потрясши калитою, молвил:
Песней грусть покрою!
Сыпьтесь песни на горбы
для забавы и гульбы,
веселите верховины,
Велеснев, а с ним равнины,
восторгайте Белый Свет
и несите мой привет
в низ на Белые Карпаты
в терема, дворцы и хаты!


Чий же то плужок найраньше выйшов?
Ой, дай Боже!
Васильив плужок найранше выйшов,
Сам милый Господь волики гонить,
Пречиста Дева естоньки носит,
А святый Петро за плугом ходит,
Естоньки носит, все Бога просит:
Ой роди, Боже, жито, пшеницю,
Жито, пшеницю, всяку пашницю! -
Буде пшеничка Богу на хвалу,
Богу на хвалу, людём на дару,
Будут женчики все молодчики,
Будут волоньки як повозоньки,
Будут кононьки, яко звездоньки,
Будут снопоньки, як дробен дожджик,
Будут возити, в стоги стожити,
А в ширь ширити, а в вись висити;
А на вершечку сив сокол сидит,
Сив сокол сидит, в море ся дивит
В море ся дивит, рыбоньку ловит,
Рыбоньку ловит господареви,
Господареви на вечероньку,
Господареви й господиноньце,
Господиноньце й всей челядонце

Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Коляда. Обрядныя песни. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1878
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

***

Небесно-Голубой или Лазурный Свет

То бо есе красiен Раi Славьсекi А тамо Ра рiека тенце якова одЪлящешеть Сврьгу одо Яве


1. Небо, престол Божий.
2. Небеса: Небесно-Голубой или Лазурный Свет.
3. Светозар - светило Лазурного Света.
4. Небесная твердь с раем - твердь Лазурного Света.
5. Даж-Бог - светило Белого Света.
6. Мокошь.
7. Перун (Черная Туча).
8. Белый свет.
9. Земля - твердь Белого Света.
10. Великий Поток.
11. Могилицы или Ямы - твердь Серого Света.
12. Серый свет.
13. Морок (мрак) или Морило - светило Серого Света.
14. Срубы - твердь Черного Света.
15. Черный Свет.
16. Черная Потьма - светило Черного Света.
17. Пек или Пекло.
18. Зубы Черной Потьмы - ворота в Черный Свет.

Четыре Мира-Света Согласно содержанию поэмы Сварог (которого полностью нельзя поместить в сей книжке из-за недостатка места) в религиозно-поэтическом представлении дохристианских имелись четыре мира-света, два из них над землей и два под ней:
1. Белый Свет (свет в понимании белой ясности, белого сияния или луча, которым проявлял себя Сварог в кромешном хаосе до создания миров. С временем слово свет-сияние приняло значение слова мир. В галицком наречии свет значит только мир, а вместо слова свет в значении ясности, употребляется слово свЪтло (и. с. ср. рода, с ударением на первом слоге - полонизм от свiатло. Но галичане до сих пор употребляют слова ощ-свЪта, до-сЪтки) - наш свет, с твердью-землей, солнцем (Дажь-Богом), Перуном (Черной Тучей-Хмарой), луной-месяцем (Мокошью) и звездами-зорями. На земле, покрытой растительностью, жили дедьки, люди и другие земные твари. Над этим светом царил Творец его - Бог богов Дед Сварог.с прибогами Сварожичами. Наши отдаленные предки представляли себе свой Белый Свет в виде исполинского купола, верх которого составляла небесная твердь (небосвод), обрамляющая низами небосклона нашу землю.
2. Над Белым Светом возвышался духовный и невидимый Небесно-голубой, Лазурный Свет, который представляли себе также в виде купола над куполом Белого Света. Верх и склоны купола Белого Света составляли для Лазурного Света его твердь-рай, заменявший в нем нашу твердь-землю. Отсюда в древне-славянском языке небосвод (фирмамент) именуется твердь. Лазурный Свет имел свои тихие, ласкающие лазурные солнца-светила, среди которых сиял больше всех сам Сварог-Светозар, имел лазурные звезды, и Небо - престол Божий, под самим верхом купола. В этот Свете жил царь небесный Сварог и другие небожители, а также блаженные людские души. Твердь и небо, вместе взятые, назывались Небесами...

Лазурный Свет

I

В ясном, золотом сияньи
И во вечном ликованьи,
За звездами над землей,
За Лазоревой Межей
И Молочною Рекою,
Как и наш свет - вверх дугою,
Высится его сосед:
Небеса - Лазурный Свет.
Свет сей - царство Деда Бога,
Свет светов, чертог Сварога,
Всем единого Отца,
Сущего всего Творца.
Свет сей - терема Вселенной,
Бабы Славы преблаженной,
Матери всего бытья
И кормилицы житья;
Скинии Дедов преславных,
Твердь Сварожичей Державных:
Громовержца Перуна,
Велеса - рун стригуна,
Ветроносного Стрибога,
Животворного Даждь-Бога
И княжны ночной поры -
Мокоши, его сестры.

Там, под золотой дугою,
За завесой голубою,
В лесе солнцей золотых,
Высится Свята-Святых,
Крепость, Вышняя Твердыня:
Правды и Любви святыня.
В ней стоит среди щедрот
Полный ласк живой кивот
И блестит посредь чертога
Солнечный престол Сварога.

Здесь в сияньи золотом,
На столе том пресвятом
Бог во славе возседает,
Службы Божьи отправляет,
Пишет для людей завет
И благословячи Свет
Всеблагой своей рукою,
Из кивота льет рекою
На землицу благодать,
Молвячи ей: Добра Мать,
Буди благостной царицей,
Воздавай плоды сторицей,
Молочка из недр добудь
И подай всем щедро грудь! -

В небесах тех безконечных
В ласках, радостях сердечных,
Небожители живут,
С ними и земной тот люд,
Что лелеял правду Божью
И растил любовь Сварожью.

Радость, радость тем душам,
Что взнеслися к небесам,
Ввысь туда, за звезды сини
Под покров Любви богини,
В волны солнечных морей,
В брызги золотых лучей,
Во дворы, чертоги Бога,
В цветники, сады Сварога.

Там, при песнях, в танец-ход
Вьется чудо-хоровод:
Приодеты побоярски -
Роскоши, блаженства, ласки
Под руки Любовь ведут
И веночек Правде вьют.
Правда солнцами сияет,
А Любовь всех обнимает
И садится с ней на трон.
Все им отдают поклон
И кимвалят на кимвалах,
И бряцают на бряцалах,
Славословячи Творца,
Правды и Любви Отца.

А тое iным наущене абоста знате акi Правь есь со з ны а Наве се не бояхомста яко Навь не iма сылы проте ны Тому бо iмехом молiте Бозе о помоце в трудех ратнех нашех а тщатесе То б то МаырьеСва бiящеть крыдлема о труды ратне а Славе воiом якове iспiяхша воде жiве од Перунце в сеще укрутнеi А тая Пернiца лете до ны а тая роуг двашеть плнен воде жiве о жiвот вЪцень гордiне нашему iже меча вразiя одоста а главу стрцену утрате Тако смрте не iмяхом одо ова нiже бо жiвот вЪщен а вожды братре о братре трудяеся А умре а до луце Свргова iде а тамо Перунiца рЪще Тые бо нiкiе iн нiже Рус гордiн а нi Грьць а нi вряг анмо Славен роду Славна А тон iде по спЪвех Матыревеха МатыреСваНщех до луце Твех Сварже Влiке А рЪще му Сварг Iде сыне моiе до те красе вЪщны а тамо зрящеше тва денде а бабе А тiто о радощех i веслiах те зрящете Плакста зела до днесе а тедо iма бяшеть возрядовастеся о жiвоте твем вЪщнем до конца конец А вокраще сiа тама не вемее Яко вое ясуне iмяхом iна мета нiже Грьцi а iмяхом Славу iну А такожде дозредемо до Рае наше а узржехом квенте красне а древа а луцi А iмемо вяну вянiте одо поль тех жiтву трудiтi а яшень пълоте а пшено просово сбiряшете до закуте Сврожiа То бо т богощенства iна яко земна ве прахове а болястве а страднех I да бенде мiрна дене Го вЪщна А сме стахом на мiсть Го а пряхомста зурЪ а бенде паднемо зе славоу

***

О толковании слова Сварог Название Сварог, в противоположность толкованию, производящему это слово от svar - небо, и не обьясняещему окончание его - ог (б-ог, р-ог?), пир-ог, сап-ог, остр-ог, пор-ог!?), производится нами от двух славянских слов: прилагательного - сва (вся) и существительного - рог - (мощь). По этому токованию Сва-Рог значит - ВсеМощь (в наст. время, можно опредилить через спектр мощности на пр-ве октанионов).
Но слово Сварог может иметь в славянских языках еще и другое толкование и значение. Существительное - рог - употребляется и русским народом и другими славянами еще и в значении - сторона - или - бок -, а также - кут (угол) (т.е. понятия геометрические). В Галичине говорят: хата мае чотыре роги, хату посвятили, гроб (могилу) запечатали с чотырех рогов и т.п. Судя по добытому из реки Збруча изваянию, наши предки представляли себе своего Единого Бога Творца и Вседержителя - четырехлицым, т.е. всевидом (следовательно и всеведом) - Световидом, смотревшим одновременно на все стороны-боки мира по древнему выражению - на все роги, почему, быть может, и назвали его Сва-Рогом. Впрочем, какое бы толкование не придавать этому слову, оно, без сомнения, было самым древним, первоначальным названием Единого Бога, в которого верили Славяне. Об этом свидетельствует приложенное к существительному рода - рог - прилагательное - сва - в женском поде (аналог, старочешскому названию Сва-Бог, в котором к существ. мужск. рода - бог, приложено - сва - тоже в женском роде), несомненно под влиянием в глубокой древности матриархата.
Поэтические названия Светозар, Световид и другие такие же названия славянского Единого Бога появились, по всей вероятности, позже, после разсеяния и разделения славянских племен-народов по всей Европе от Сарматской равнины до Атлантического океана - на запад, и до Средиземного моря - на юг.
Интересен построенный на холме близ Белграда - на могиле неизвестного сербского солдата - четырехлицый (Сварожий) крест, смотрящий четырех единым крестом на четыре стороны мира. По-видимому, память о четырех лицах славянского Бога поднесь не изгладилась у индо-арийцев славян. В Индиях, в развалинах древних храмов, часто встречаются изваяния божеств с четырьмя лицами.
Интересно также и то, что на индусском языке - сварож значит - самоуправление (гом-рул). Следовательно, слово Сварог, по этому толкованию, являлось бы синонимом слов - самоуправляющий, самодержец)

Как и Слава Рожаница,
Дед имел четыре лица,
Потому-то видел он
Сразу с четырех сторон
Все четыре мира роги.

Уперши о землю ноги,
Он глядел на Белый Свет
От предвечных долгих лет
Всеми восемью очами,
Слушал восемью ушами.

От его восьми очей,
И его восьми ушей
Не ушло ничто на свете:
Ни брень-пчелочка на цвете,
Ни бжум мушечка в траве,
Ни мысль-дума в голове;
Замечал и мак в сусеке
И грешочек в человеке.

И не диво, что Сварог,
Солнечный единый Бог,
Был всевидом и всеведом,
Знающим все, Мудрым Дедом,
Необманутым никем,
Несравненным Богом всем.
Потому-то он с сознаньем,
С разуменьем, пониманьем,
С Мудростью Святой своей
Управлял вселенной всей.

Был правителем светлейшим,
Милостивым и добрейшим,
И отцом был всеблагим
Тварям дедьчим и людским.

Словно эти обороги,
Он смотрел четыре роги
Государства своего -
Света Белого всего.

Крепостью был неделимой
Рогом - Мощью нерушимой,
Сей единый, вечный Бог -
Сила сил, Всемощь - Сварог.

То его Всерогом звали,
Световидом величали:
С четырмья свет-лицами
Солнцами зеницами.

Мир весь был в Одном Свароге,
Прибоги в одном Свабоге,
Все особо, все в одном,
Словно в колосочке том
Зерна золотой пшеницы:
Многи боги в Единицы.

То Сварог - тот сам Всерог,
То Свабог - тот сам Всебог,
Царь Свавид святой, небесный,
Дед Всевид, Дух безтелесный
Всей вселенной властелин,
Володарь миров Один,

Бог единый в лицах многих.
В нем вмещалися все боги:
Дед Перун и Дед Даждь-Бог,
Деды Велес и Стрибог,
Всех отрада Баба Лада,
Бабы Жива, Рада, Млада
И другие божичи
Светлые Сварожичи,
Что радели как о цвете
О любимом Белом Свете
И носилися в хвале
По славянской всей земле.

***

Сны Вселенной

Звали Славу и Вселенной,
Рожаницей всеблаженной
Всякого дыхания
И существования,
Всех миров неизмеримых,
И невидимых и зримых;

Небеса и Белый Свет

I

В небесах святых, во вышних,
В солнечных палатах пышных,
На престоле пресвятом,
При кивоте золотом
Царствовал Господь могучий,
Дух премудрый, Луч горючий,
Всеблагой предвечный Бог,
Праотец богов - Сварог:

Сотворитель, вседержитель,
Черной Потьмы покоритель,
Прабог, наистарший Дед,
Сила сил, всевид, всевед.
Бог Творец, миров ваятель,
Род родов и жизнедатель,
Все обсеменяющий,
Все и зарорждающий.

Царствовал с Богиней Славой,
Богомудрой, величавой,
Праматерью всех богов,
Тех Сварожичей Дедов,
Что сияли чудесами
Над землей под небесами
В радость людям и дедькам -
Златокрылым белбожкам.

Звали Славу и Вселенной,
Рожаницей всеблаженной
Всякого дыхания
И существования,
Всех миров неизмеримых,
И невидимых и зримых;
Ложеснами Всетворца,
Без начала и конца.
Всевмещающей и цельной,
Двуединой, нераздельной
Частью Бога существа,
Одного лишь божества:
Первого всемира Бога,
Бога всех богов, Сварога
Деда всемогущего,
Духа вездесущего.

II

И на ложеснах Вселенной,
Прабогини вдохновенной,
Бог творил и создавал,
И, создавши, опекал
С лаской как Отец Создатель,
Благ и милостей податель
Дивен в дивах-чудесах,
На Вселенной ложеснах
Небо сотворил святое,
Синевою голубое
И послал под свод миров
Прибогов своих, Дедов:
Всех светил царя Даждь-Бога,
Воздухов царя - Стрибога
И царя огней, вьюна -
Громовержца Перуна,
Чтобы небо надзирали,
В вечной красоте держали,
Стерегли бы неба свод,
От несчастий и невзгод.

И на ложеснах Вселенной,
Рожаницы всеблаженной
Сотворил Бог Белый свет -
Пышный как лилейный цвет.

Свету Белому в подругу,
Сотворил жену-супругу -
Землю мать родилицу,
Щедрую кормилицу

С чудным райским огородом,
И обвил их небосводом -
Голубою пеленой,
Чтоб блестели синевой.

В радость же земле царице,
Вековечной роженице,
Сотворил дедьков, людей,
Насекомых, птиц, зверей,
Рыб и змей, деревья, травы,
В них цветы для большей славы
Окропил ее дождем
И согрел небес огнем.

Дал ей много благодати,
Чтоб могла все прозябати
На стократный урожай
И творити тварям рай:
Всех поити и кормити,
Счастьем, роскошью дарити.

И опять послал своих
Прибогов, Дедов благих,
Чтобы Землю опекали,
Пригревали и ласкали
Как дитя любимое,
Небесам родимое:

Деда Велеса с кобзою,
С чересом и калитою -
Полными святых даров
Для людей и для дедьков;

Всеблагую Бабу Ладу,
Всех заступницу, отраду
И других Сварожичей,
Всесветлейших божичей

***
 
Карпаты и Славяне. Предание После создания своего Солнечного Царства-Господарства - Белого Света с землей, а на ней дедьков (безтелесных земных духов), людей, зверей, птиц, рыб, насекомых (комах), растений и т.д., Творец Господь - Дед Сварог и супруга его - Баба Слава возвратились на небеса в свои чертоги. Для охраны, защиты и обслуживания земли и Белого Света, Дед Сварог оставил в нем своих прибогов Сварожичей: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Мокошь, Велеса, Ладу и др. Земля находилась тогда в небесном Звездном Дворе среди других звезд, тут же под самими небесами. Ея поверхность была ровна и гладка, без горбов и гор.
Вся земля была тогда раем и люди жили на ней, как у Бога за пазухой, без горя и тревог, в вечных радостях, забавах и пирах. Прибоги и дедьки смотрели за тем, чтобы их любимцы жили в полнейшем довольстве и были всегда счастливы, как дети на руках у матерей. Боги и божки помогали им во всем и делали за них все земные работы. Так простоял новосозданный свет (славян тогда еще не было на нем) много тысяч лет.
Как-то раз зашел в небе разговор о Белом Свете и Баба Слава предложила Деду Сварогу сойти с небес к людям и земле посмотреть, что у них делается, все ли там в порядке? Дед согласился и когда оба они - Дед и Баба снизошли с небес и очутились в Белом Свете на небосводе, Дед заметил, что нечистые силы только что похитили Персть-Землю из Звездного Двора и унесли ее далеко в низы вселенной, к Преисподней, близко зубов Черной Потьмы (ПОтьма - уд. на перв. слоге-месте. Черная Потьма - Тьма невежество, тьма духовная), ворот нечистого Черного Света. Чтобы не страшить и не смущать Бабы, Дед скрывает перед ней факт похищения земли злыми силами и говорит ей, будто во время созидания Белого Света он по недосмотру и оплошности положил землю слишком низко и слишком далеко от небес. Земля, одинока в бесконечном пространстве, убивается и с Кариною горько плачет. Дед и Баба в смущении, и не знают, что делать: поднимать ли землю к небесам, или же спускать небосвод к земле, чтобы устранить дальность. То и другое требует много времени и большого труда, и Дед поникает головой от печали.
Вдруг Бабу осеняет благая мысль. Она утешает Деда, говоря, что не нужно ни поднимать земли, ни опускать небосвода, и тут же советует ему создать на земле горы, которые своими высотами упирались бы в небесный свод. Таким образом земля, с верхами гор в Звездном Дворе, будет опять близко к небесам...

I

В небесах святых, во Вышних,
в царственных чертогах пышных,
как-то раз, во век седой,
перед самой Колядой,
Баба, помолившись Богу
Всемогущему Сварогу -
света и земли Творцу,
так прибавила к концу:

Дай же, Боже, в Белом Свете,
чтоб земля жила в расцвете
ныне, присно и всегда,
бед не знала никогда!

Тут же завела беседу:
Час приспел, пора бы нам, Деду,
вновь сойти на Белый Свет.
Ведь вестей оттуда нет.
Может в нем есть недостатки,
может новые порядки
надо в свете завести.
Да посмотрим по пути,
не вползли ли в свет напасти
из Пекольной черной пасти,
нет ли где какой беды
и цветут ли благ сады?

Бабе Преблагой в угоду,
Дед для крепи выпел меду -
Велеса соты-росы,
осушил полой усы,
черес подтянул под груди
и, сказавши - Тако буди!,
снял зобенку со стены (зобЕнка - корзинка, мешочек, в Галичине - дзобенка: красиво расшитая сумка, которую носят Гуцулы на левой стороне через правое плечо)
нож дорожный ткнул в ножны,
посох взял с угла в подмогу
и пустился в путь-дорогу
посмотрети Белый Свет:
нет ли лиха в нем и бед,
не вползла-ль в него Обида,
или напасть другого вида?

Баба обок шла, рядком
и гуторила тишком:

Пусть бы в нашем Белом Свете
Персть-Земля жила в расцвете
ныне, присно и вовек,
бед не ведал человек,
был бы предан Светострою.

Идучи стезей крутою,
снизошли с Лазор Горы
прямо в Перуна дворы.
Миновали Вил задорных
и Громовиков дозорных,
Стороживших Белый Свет
и теперь, за солнцем вслед,
шли Лазоревой Межею.
Поздаровавшись с Зарею
у Дажь-Божиих ворот,
вышли на небесный свод.

Бросил Дед святые взоры
на вселенной ширь-просторы
и с теплом смотрел вокруг.
Обласкал Восток и Юг,
к Западу промолвил слово,
Северу сказал Здорово!,
нежно к груди Высь прижал
и пригрел Лазурный Вал.

Но когда он в Низ нагнулся,
сморщил лоб и ужаснулся.
С скорбию увидел он,
что нарушен здесь закон:
кто-то сбил с Небесной Близи
Персть на дно Исподней Низи,
утащил ее вчера
из-под Звездного Двора
и приблизил к срубам гнойным,
к Потьменным зубам разюойным,
к Свету Черному, к Греху
с огненным жерлом вверху.
Дед смотрел на Близь с укором
и сказал: Дружишь с Позором!
Как посмел ты без нас,
нарушаючи наказ
нащей Мировой Скрижали,
уступити землю Дали
и спустити Персть с высот,
не спрасивши нас вперед?

Дед смотрел на Персть с терзаньем
и страдал ея страданьем.
Над землей носился Страх,
а под ним, с тоской в очах,
с торбой дум печалетворных
и с зобенкой мыслей черных
суетился Серый Сум (Сум-Сума, у балтийских славян - Горевит, бог горя. Он носил с левой стороны (д)зобенку, полную черных мыслей, а с правой - суму (торбу) с печальными думами, которые он напускал на людей. От черных мыслей и горьких дум и сам он серел, и серел всякий, к кому Сум своей сумой и зобенкой прикасался. Он не мог плакать, поэтому и сам мучился и мучил других, хуже Жели и Карины, которые облегчали горе и печаль, сливая их с сердца человека вместе со слезами).
Дед серел от горьких дум.
Глядучи на землю с жалью,
про себя сказал с печалью:
Прагрех Перстью овладел...
Горестный ея удел!

Смерил даль к земле с Зарницы
пядью пресвятой десницы,
в Ждыню отослал Покой,
и поник главой с тоской.

- Вот и новая забота,
Вот и новая работа! -
Молвил Бабе Дед Сварог.
- Нет хозяйства без тревог!
В час творенья, созиданья
сколько я вложил старанья,
а тебе тут вот и на:
пакость и напасть одна,
горе злое и мученье?..
Славо, сделай одолженье,
глянь на Персть, туда вон в даль:
Ну, скажи же, не беда-ль?
Кажется, что слишком низко,
слишком далеко, не близко
Персть спустил я от небес,
от лазурных сих чудес...
Далина от небосвода!
Нужно много бега, хода,
чтоб добратись до земли.
Как я мог в такой дали
положити Персть Земную,
дорогую нам, родную
роженицу всех плодов
и любимицу Дедов? -
молвил, с выдумкой вертвлявой,
чтобы скрыти перед Славой,
что табун нечистых сил
землю с нейба уносил
прямо к Злыне и Страданью.

Давше волю Нареканью,
Дед еще и Ворчею
напустил на речь свою:
Где жь мои тут были очи!
Не хватило-ль силы-мочи
Персть свести на Звездный Путь
и подняти хоть чуть-чуть
в Высь сюда, до небосвода?
Отошла бы тогда Невзгода
и с земли без бед, хлопот,
был бы близкий переход
прямо под мои ворота.
А теперь опять работа:
все занятья с рук бросай
и оплошность исправляй!

В грустном, горьком настроеньи
и в глубоком размышленьи
Дед еще раз смерил даль
и воскликнул: Вот печаль!
Дальняя с земли дорога
до небесного порога,
даль и к солнцу в крутизне.
Что-ж бы тут чинити мне:
Землю-Персть ли поднимати,
или небо пригибати,
чтобы сократити даль?
Время зря теряти жаль,
жаль и Персти роженицы,
Света тучной молодицы.
Плачет, бедная, навзрыд,
что к звездам ей путь закрыт!

Оба, прямо, без обхода,
вниз спустились с небосвода
по Перуновой Скале
и приблизились к земле

...
IX

И взмолилась Слава Богу,
вековечному Сварогу.
Злыню вызвавши на бой,
руки вознесла с мольбой:

Светозаре мой могучий,
ты тишайший и гремучий!
Будет воля тут твоя,
сбудется и мысль моя.
Ты-ж работник на все руки
и хитер ты на все штуки.
Боже, землю пожалей!..
И не жди, а поскорей
дай ей, сотвори ей горы,
а на них леса и боры,
верховину ей создай,
а тогда земной наш рай
зарастет еще милее,
расцветет еще пышнее.
С гор сих, полная красот,
Русская Земля пойдет,
а на ней мой род славянский,
русский твой народ троянский.
Сотвори-ж их, сотвори,
Персть придвинь к лицу Зари!

***

Сыны Стварога

Се рце Ореу Сваргь наше яко семе iстваре Iстварiу вы од персте моя I буде рещено iже сте сыны Стварего

Вот речет Орею Сварог наш, как нас сотворил: Истварю вас из перстов моих, и будет говориться, что есте (вы) сыны Ствароговы

***

Тут богиня Баба Слава
распустилася как пава
крылышки вздуваючи
перышки взбиваючи

XX
...
Слава знала уж что горы,
Будто в бурю вод просторы,
Вознесутся до небес.
Грусть прошла, и пыл воскрес.
С ласкою прильнувши к деду,
Завела, опять беседу.
Слово словом словячи,
Говорила, молвячи:
Мысль вторая, золотая,
Как и первая - святая,
Мучит голову мою.

Сотвори еще в раю
На горах, на полонинах
И вокруг, на всех равнинах
Славы и Сварога люд.
Невеликий будет труд.
Эту мысль я обласкала
И она мне нашептала,
Чтоб создати тех людей
Из Дажь-Божиих лучей.
Распрострешь святые руки,
Тут сейчас Дажь-Божьи внуки
Из лучей нагрянут в свет
И воскликнут: Славься, Дед!
Брызнут новые раяне:
Роугсы, а по мне - славяне.
Святороугсы в честь твою,
А славяне - в честь мою.
Лучевые Божьи дети
Будут красотой блестети.
В нашей ласке и хвале,
Будут дивом на земле.
Живы, радостны, безпечны,
Ласковы, добры, сердечны -
Как все мы на небесах,
Будут жити Злу на страх.
Полны нашей благодати,
Будут на земле сияти
В солнечной любви святой -
Правдою и добротой.
За душевные красоты,
Безкорыстные щедроты,
За добро и мир в ответ
Им поклонится весь свет.
А через долготерпенье,
Из колена в поколенье,
Возлюбивши Мирный Труд,
Беды все переживут.
Как поборники свободы
Обласкают все народы.
Несучи им мир богов,
Всякому на братский зов
Хорса ласковые внуки
Подадут на помощь руки
И сердечно обоймут.
Славен будет русский люд!
...

XXI

- Ну, уже конец работе! -
молвил Дед - И чур заботе!
Отошлю к Покою труд
И создам наш Божий люд:
Святорусский люд славянский,
Настоящий люд селянский,
Знающий косити луг
И вести по ниве плуг -.
И пославши Труд к Покою,
Дед благой, десной рукою
Осенил верхи трикрат,
Дунул на кряжи Карпат
И Сварожьи сини горы,
И дубровы, и самборы
Вдруг наполнились людьми,
Солнечных лучей детьми -
Святовнуками Дажь-Бога,
От простертых рук Сварога
Нарождались из лучей
Сотни мощных силачей.
Новые взошли раяне:
Святорусские славяне.
Удалой, живой народ -
Для утех и для невзгод.

XXII

...
Вновь парячи над горами
С распростертыми руками,
Дед из солнечных горнил
Дальше излучал-творил
Богоносный, незлобливый,
Чистый сердцем, справедливый
Свой и Славы чудо-люд.
И нежданно, там и тут,
Зазвенела песня Богу,
Сотворителю Сварогу
Из трепещущих грудей
Новосозданных людей,
Песнь хвалебна, величава:
Слава в небе Богу, слава!
Славен буди наш Творец,
Бог богов и Бог Отец!
Славен наш Господь в сияньи,
Дивен, мощен в созиданьи!
Боже наш, сияй, сияй,
Милуй наш славянский край!

XXIV
 

...
Все хвалило Бога Деда.
Задушевна шла беседа
На земле и в небесах
О великих чудесах.
И в порыве упоенья,
Громовая песнь хваленья
И богов, и всех людей,
Слившись в пенистый ручей,
Под раскат громов трескучих
И гуденье гор толкучих
Поплыла в лазурной мгле
По небу и по земле
До конца концов вселенной
С сей добавкой вдохновенной:
Дивен, славен, трижды свят -
Дед Сварог, творец Карпат!

Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание Отрывок из соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_353.htm

Се рце Ореу Сваргь наше яко семе iстваре Iстварiу вы од персте моя I буде рещено iже сте сыны Стварего i ставiтесе яко сыны Iстварегвы i будетiе яко дiеты Моя i ДажьДе буде Оц ваше Тому достете послухашетесе i Тоiе вам реще чесо iмящете о тоiе дiеяте i како рещете i щето творящете I народ влiкь а вытеженте о сва светы i потлцешете родi iнi iже iстягноуще сылы iзо камене чюды творяе безо комонiа повензы i свако дiеяте чудняа мiмо кудеснiцi iже всяк бендешете грядеть яко кудеснiк I ругу твъряе клентвы дiеящiе на кметь i кметь се подробе I тако словесы многiа i многiа I о теiех словесы омамете вьi i подробенте одерене о златiе мiено i ото мiено продащете вы вразiем хотяе тако I тое Бозi вамо рещуть тако

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001