Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Бг ДiдДубСноп наш
от 24.12.13
  
Выразе


Само Перунько i То Сноп знаяе яко сме молiхомь Славу i нiколiжде просяще о iно i коле не потребовахомь о жiвотiе наохiбьна

21 декабря, 21 час 08 минут - Зимнее солнцестояние

22 Ты проходишь небо, широкое темное пространство
Меряя дни ночами,
Глядя на (все) поколения (людей), о Сурья

23 Семь буланных кобылиц везут тебя
На колеснице, пламеновласого (златорунного)
Видящего издалека, о бог Сурья.

24 Запряг (Сурья) семь чистых
Дочерей колесниц солнца.
На них, самозапрягающихся, ездит он.

АтхарваВеда XIII.II 22-24 К Солнцу

Слвiхом ДаьБо
А буде Ты
нашь пъкрвiтел
а застоупiщ
од Коляды до Коляды
А плодi на полех
а даяшет трвы на скотiя
А да намо
во све днiе
гъвядя оумножiтiсе
а зьрна
жiтня множесть
абыхом
медъвiщi затвржетi а пещi
Бга Свта слвiтi
Соуронже бость
одрещен
одо зiмы
а тецi на льто
Тому бо
поемо Cлаву
яко
Оцi во полЪх...

***

Воспоемо Славу Суражiу

Восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на дек. 2013

дата Нав. Грж. Восход Заход Грж. Ночь Дол.дня
16 08:03 08:58 09:54 16:55 17:51 18:47 07:01
17 08:03 08:59 09:55 16:56 17:51 18:47 07:00
18 08:04 09:00 09:55 16:56 17:52 18:47 07:00
19 08:05 09:00 09:56 16:56 17:52 18:48 07:00
20 08:05 09:01 09:57 16:57 17:52 18:48 06:59
21 08:06 09:02 09:57 16:57 17:53 18:49 06:59
22 08:06 09:02 09:58 16:58 17:53 18:49 06:59
23 08:07 09:02 09:58 16:58 17:54 18:50 06:59
24 08:07 09:03 09:59 16:59 17:54 18:50 07:00
25 08:07 09:03 09:59 16:59 17:55 18:51 07:00
26 08:08 09:03 09:59 17:00 17:56 18:52 07:01

7 Поднимаясь, о Сурья, на легкоходную колесницу,
Лучистую, удобною, с хорошей упряжкой, боевую,
Которую везут твои буланные кони, лучше всех возящие,
Сотней коней или же семь, многочисленных.

8 Сурья запряг в колесницу для езды семерых
Буланных коней, золотистой масти (hiranyatvacaso - букв. с золотистой шкурой, т.е. златорунных), могучих.
Яркий избавился от мглы по ту сторону.
Стряхнул мрак, бог поднялся на небо.

9 Бог взошел со (своим) мощным знаменем.
Он отстранил мрак, он прикрепил свет.
Небесный орел, этот герой, сын Адити,
Разглядел все существа.

АтхарваВеда XIII.2 7-9 К Солнцу

Атхарваведа - Веда заклинаний.
Ведийская религия насквозь проникнута магией (волшебством).
Общий элемент для магии и религии - признание обусловленности человеческого существования сверхъестественными силами.
Дифференциальной является трактовка этой обусловленности.
Для религиозного сознания характерно признание подчиненности божественной воле.
Магическому (волшебному) сознанию свойственно стремление управлять сверхъестественными силами посредством магического закона.
С другой стороны, магия (волшебство) сопоставима с наукой.
И ту и другую обьединяет общая цель - познание закономерностей бытия, дающее средства для воздействия на природу (в широком понимании) и для достижения желаемых результатов

Слвiхом ДаьБо
А буде Ты
нашь пъкрвiтел
а застоупiщ
од Коляды до Коляды
А плодi на полех
а даяшет трвы на скотiя
А да намо
во све днiе
гъвядя оумножiтiсе
а зьрна
жiтня множесть
абыхом
медъвiщi затвржетi а пещi
Бга Свта слвiтi
Соуронже бость
одрещен
одо зiмы
а тецi на льто
Тому бо
поемо Cлаву
яко
Оцi во полЪх...

***
 
Бг ДiдДубСноп наш

Само Перунько i То Сноп знаяе яко сме молiхомь Славу i нiколiжде просяще о iно i коле не потребовахомь о жiвотiе наохiбьна

***

Глаз у большинства людей не отличает поляризованного света от неполяризованного. Но примерно 25-30% людей обладают этим свойством, хотя почти никогда об этом и не подозревают. При наблюдении поверхности, излучающей поляризованный свет, такие люди могут заметить в середине поля зрения полоску слабого желто-лимонного цвета, имеющую вид слегка изогнутого снопа колосьев. Если плоскость поляризации света поворачивается, то одновременно поворачивается и указанная полоска в глазу. При некоторых положениях Солнца свечение неба, возникающее вследствие рассеяния солнечных лучей в атмосфере, оказывается сильно поляризованным, и тогда человек, обладающий названной способностью, видит на фоне неба слабую желтую снопообразную полоску
С.И. Вавилов. Глаз и Солнце (О свете, Солнце и зрении). 1927
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/VAVILOV/VAV01.HTM

***

У сербов, кроатов и далматинцев канун Рождества называется бадњи дан (бадний день) от слова бадњак, означающего сырую новую колоду, сожигаемую в это время на домашнем очаге, а самое Рождество - Божић (Сын Божий, новорожденный Божественный Младенец). На бадний день серб-домохозяин (домаћин) отправляется в лес, приискивает молодой дуб, вырубает из него колоду и привозит ее на свой двор; в Герцеговине для этой перевозки употребляют шесть или восемь волов. Как только смеркнется, хозяин вносит колоду в избу и, обращаясь к домочадцам, приветствует их: Добар вече и честит (счастливый) вам бадњи дан! Ему отвечают: Дао ти Бог добро сретњи и честити! Принесенную колоду обмазывают по краям медом, посыпают зерновым хлебом и кладут в печь на горячие уголья. В некоторых деревнях, кроме большого бадняка, возлагают на огнище еще пять мeньших, называемых баднячица, или блажена палица. Вслед за тем хозяйка устилает пол соломой, разбрасывает по ней орехи. После ужина поют и веселятся, а на рассвете следующего дня стреляют из ружей. Первый гость, который войдет в избу на Рождественский праздник, называется положайником, или полазником; ему приписывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течение целого года. Поэтому всякий домаћин заранее избирает себе в положайника такого знакомого, о котором думает, что он наверно принесет ему счастье; следуя общепринятому обычаю, никто другой и не является на первый день праздника. При входе в избу положайник бросает горсть хлебных зерен и произносит: Христос се роди!, а кто-нибудь из домашних отвечает: Ва истину роди! - и осыпает его самого житом. После этого положайник приближается к огнищу и, ударяя кочергой по горящему бадняку - так, что искры сыплются во все стороны, причитывает: Оволико говеда, оволико коња, оволико коза, оволико оваца, оволико крмака, оволико кошница, оволико среће и напретка! Перед обедом все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся Богу и целуют друг друга - со словами: Мир божjи! Христос се роди, ва истину роди, поклан амо се Христу и Христову рожанству. По окончании молитвы и взаимных приветствий свечи передаются домохозяину, который соединяет их в один пук и ставит в чашку, наполненную разного рода хлебными зернами; немного погодя он гасит их в этих зернах, опуская зажженными концами вниз. Кроме других яств, для рождественской трапезы необходимы мед и чесница, т.е. пресный пшеничный хлеб с запеченною в нем серебряною или золотою монетою. Когда усядутся за стол, домаћин разламывает чесницу и раздает всем по куску; тот, кому достанется кусок с монетою, будет нajcpeтниjи оне године. Бадняк, по мнению сербов, обладает целительной и плодородящей силою: уголья и зола его употребляются как лекарство против болезней рогатого скота и лошадей; тлеющей головней его окуривают улья и потом, когда она погаснет, относят ее в сад и ставят на молодую сливу или яблоню: так поступают для того, чтобы будущий год был изобилен на мед и садовые плоды. Ту же производительную силу сербы соединяют и с божитными семенами, и с божитною соломою; семенами этими они закармливают кур, чтобы не было недостатка в яйцах, а солому относят на нивы, да би боље родиле.
В Черногории на бадний день каждая семья приготовляет толстое дубовое бревно, обвитое лавровыми ветвями. По закате солнца вносят бревно в избу, посыпают его пшеницею и причитывают: Я тебя пшеницею, а ты меня мужскими главами (т.е. даруй мне потомство), скотиною, хлебом и всяким счастьем! Затем старейшина, вместе с домочадцами, кладет бревно на очаг и зажигает с обоих концов, а когда оно разгорится - льет на него вино и масло и бросает в огонь горсть муки и соли. От священного пламени очага он затепливает восковые свечи и лампаду перед иконами и, сотворив молитву о благоденствии своей семьи и всех православных христиан, берет чашу вина, отведывает немного и передает старшему сыну; этот в свою очередь должен передать ее следующему родичу и так далее, пока круговая чаша не обойдет всех мужчин и женщин. Но каждый, взявши чашу, прежде нежели отопьет из нее, плещет вином на бадняк с таким приветом: Будь здрав, бадняче-веселяче, с великом и добром сречом у кучу улега! По окончании описанных обрядов делают несколько залпов из ружей и приступают к вечерней трапезе, причем стол бывает устлан соломою, посредине стола лежат один на другом три хлеба, а над верхним хлебом красуется воткнутая в него лавровая ветка с апельсином или яблоком. Бадняк остается в печи и тлеет там до Нового года; во все это время праздничные яства не снимаются со стола и всегда готовы на угощение друзей, знакомых и странников. Всякий гость, входя на Рождественские Святки в избу, подвигает бадняк к задней стороне печи и, как только посыплются искры, высказывает доброе пожелание: Да будет у хозяина столько же детей, коров, овец или денег, сколько выпало искр!
У болгар канун Рождества - бждни вечер - сопровождается следующими обрядами. Глава семейства, жена его и дети выходят на двор с зажженными лучинами в руках, отправляются к месту, отведенному для рубки дров, и выбирают толстое, длинное и сырое дубовое полено. Когда оно бывает найдено, домовладыка снимает шапку и с благоговением произносит: Помози, Боже, и ти Коледо, да поживеем и до друга година! Потом, взвалив дубовое полено на плечо, возвращается в избу, кладет его в печь и разводит огонь; приступая к очагу, он возглашает молитву и обращается к присутствующим со словами: Христос са роди! - Истино са роди! отвечают ему домочадцы и целуются друг с другом. Это возжженное накануне Рождества полено называется бадник; оно должно медленно и постоянно гореть во все продолжение Святок - до самого Крещения. В некоторых местах Болгарии 24 декабря тушат во всей деревне старый огонь и взамен него вытирают из сухого дерева новый - Божий, или святой, огнец, которым и возжигают домашние очаги. Когда бадняк загорится, домовладыка подымает его и ударяет им несколько раз, приговаривая: За плод и здраве! Искры, которые посыплются от первого удара, знаменуют приплод лошадей искры от второго и третьего ударов - приплод коров и овец и так далее. На разведенном огне пекут пресный хлеб с золотой или серебряною монетою внутри, называемый боговица (= серб. чесница); по полу разбрасывают солому, грецкие орехи и пшеницу; к ужину приготовляют вино, мед и разные плоды: яблоки, сливы, сухие персики, изюм, виноград, стручки и орехи. Как скоро стол будет накрыт и уставлен яствами и напитками, глава семейства берет кадильницу, читает молитву и кадит по избе ладаном; после того садятся за ужин, но съедают не все, а часть меда и фруктов откладывают в особую миску, ставят под образа и сберегают на случай болезней, как самое надежное лекарство. Набожные люди, верные заветам старины, стараются не спать на Рождественскую ночь; сидя возле очага, они заботливо наблюдают, чтобы как-нибудь не погасло священное пламя. Пепел, остающийся от бадняка, частию употребляют на лечение домашней скотины, а частию рассыпают по нивам, пастбищам и виноградникам - с твердым убеждением, что это способствует хорошему урожаю; ту часть бадняка, которая не успевает сгореть ко дню Крещения, зарывают в землю - посреди виноградника - или хранят в дому до следующего Рождественского сочельника и тогда разводят ею новый огонь.
У германских племен сербо-болгарскому бадняку соответствуют Weihnachtsblock, Julblock, о которых упоминают писатели XII века; во Франции еще доныне чествуется souche de поёl; в Марселе зажигают calendeau, или caligneau - большой дубовый обрубок, опрыскивая его ладаном и маслом: обряд возжжения совершается старейшим представителем семьи; летты канун Рождества Христова называют blukku wakkars - вечер чурбана, ибо тогда приносится и возжигается чурбан (blukkis). Подобный же обряд в Швеции и Норвегии приурочен ко дню Крещения: ранним утром хозяйка затапливает печи; перед устьем очага собираются домочадцы, становятся в полукруг и преклоняют колена; затем они вкушают приготовленные печенья и напитки и часть от тех и других бросают и льют в разведенное пламя.
...В нашем народе колядские обряды с большею свежестью удержались на Украине и в белорусских губерниях. В старые годы украинцы уже 12 декабря варили пиво и с того же числа каждый день откладывали по одному полену - так что к кануну Рождества Христова всех поленьев набиралось двенадцать; этими поленьями и затапливалась печь на Святой вечер. В день, предшествующий Рождественским Святкам, поселяне не вкушают пищи до восхода вечерней звезды, которая появлением своим свидетельствует о рождении Божественного Младенца и тем самым знаменует начало праздника. Как только загорится на небе вечерняя звезда, тотчас же приносят в хату связку соломы или сена, расстилают ее в переднем углу - на прилавке, покрывают сверху чистою скатертью и на приготовленном месте ставят под образами необмолоченный сноп жита или пшеницы, кутью и узвар;
...как праздник, посвященный возрождению творческих сил природы, Коляда всею своею обстановкою указывает на те щедрые дары, которые несет шествующее из дальних стран Лето. Необмолоченный сноп, поставляемый в переднем углу и величаемый именем Деда, солома и сено, постилаемые на столе и в покуте, хождение по домам с плугом (обряд, уцелевший в Червонной Руси), посыпание зерновым хлебом, разнообразные гадания о будущем урожае, семейная трапеза, за которою вкушают праздничный хлеб (боговицу), кутью, мед и садовые плоды, - все говорит о посеве, жатвах и изобилии плодов земных. Зерно - символ зачатия, нарождения к новой жизни: брошенное в землю, оно вырастает зеленой былинкою и дает колос; медовая сыта знаменует амриту. Узвар и каша доныне считаются необходимыми на родинах, а мед и кутья - на похоронах и поминках, ибо смерть человека, по народному воззрению, есть вторичное его рождение для иной, загробной жизни. Вместе с поворотом солнца на лето вся природа призывается к пробуждению от зимнего сна
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. 1869
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm

***

Есть при всем том некоторая часть гимнов РигВеды, ритуальный характер которых не вызывает сомнений, из них надо прежде всего назвать небольшую группу гимнов-апри (apri букв. умилостивление). Содержание их банально: оно сводится к просьбам к определенным божествам и приглашением их на жертвоприношение. Они неинтересны также в художественном отношении. Смысл их заключается в ином. Формально они примыкают к гимнам Агни, к которому обращены первые три стиха...В РВ встречается 10 гимнов-апри, причем некоторые стихи и строки переходят из одного гимна в другой. Все эти гимны построены по одной модели. Для каждого стиха задано ключевое слово, набор которых является для данного жанра постоянным. Допустимы лишь очень незначительные варианты ключевого слова в каждом стихе. По этим вариантам, согласно туземной традиции, можно судить о различиях в ритуале у отдельных родов ведийских певцов

I, 188. Гимн-апри

1 Зажженный, ты царствуешь сегодня
Как бог вместе с богами, о завоевывающий тысячу.
Как вестник, поэт, отвези жертвы!

2 О Танунапат, для идущего (путем) закона
Медом обмазывается жертва.
Дающая тысячные услады.

3 Политый (маслом), достойный наших призывов,
Привези богов, достойных жертв!
О Агни, ты - захватчик тысяч!
  
РигВеда. Инвариантность. Гимн-апри
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_881.htm

***

Ци дома сте, пане господарь?
Просив вас, просив вас, пан Бог
На порадойку, на беседойку до себе.
Ой дома, дома, радойки раджу,
Радойки раджу, волойки ставлю.
Суть в вас волойки у три радойки,
И теперь у три, на рок чотыри.
Суть в вас коники у три конничьки,
И теперь у три, на рок чотыри.
Суть в вас овечки три кошарочьки,
И теперь у три, на рок чотыри.
Суть в вас пчелойки у три рядочки,
И теперь у три, на рок чотыри.
Суть в вас копойки у три рядойки,
И теперь у три, на рок чотыри.
Копа на копе, а сноп на снопе,
Копы пашнисты, снопы ряснисты

Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Коляда. Обрядныя песни. 1878
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm


Сноп полевой, он же раскидистый. Стоит подпоясанный, натурально человек. Он мне первые мысли и дал, как кукол делать
А.С. Миловский. Скачи, добрый единорог. Ярилины хороводы. 1982
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_319.htm

Се бо те
молынь твряще
омыiехомьсе
тiелесы нашiа
i рцiехомь
Слву
Такожьде
пiiмо суре пытвоу
о Славоу ту
пентекраты дено
i огнiцы
узгнехомь о доубы
I тако
Снопа влецiемо
а рацiемо
хвлу о Не
I сьме
ДажьБовы внуще
i не смiехомь
нехатiе
Слвы наше

***

до стезЪ ПравЪ

Восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на дек. 2013 (с 24 по 27 еще на волосок света больше)
дата Нав. Грж. Восход Заход Грж. Ночь Дол.дня
24 08:07 09:03 09:59 16:59 17:54 18:50 07:00
25 08:07 09:03 09:59 16:59 17:55 18:51 07:00
26 08:08 09:03 09:59 17:00 17:56 18:52 07:01
27 08:08 09:04 09:59 17:01 17:57 18:52 07:01

Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом А по Нь яко пряже сiа тЪце Яве i Та соутворi жiвото нашо А То колi одiде сьмртье есь Явь есь текоуща а творено о Правi Навен бо есте по Тоiя До ТЪ есте Нава а по ТЪ есте Нава А в Правi же есте Явъ

Рита (др.-инд. rtа-), обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийского мифологического умозрения. Р. определяет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования вселенной, человека, нравственности. Посредством Р. достигается порядок круговращения вселенной. Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и Р. толковалась как истина в самом широком смысле. Противоположность Р. - анрита (anrta-), неупорядоченность как лишённость Р. Всеобщий характер Р. проявляется в том, что она управляет и вселенной, и ритуалом; она определяет и физический, и нравственный аспект жизни. Р. была установлена адитьями, которые и охраняют её. Более всех богов связан с Р. Варуна (и Митра), именно он контролирует соответствие между Р. и поступками людей. Р. не видима смертными: закон сокрыт законом (PB V 62, 1), т.е. Р. определяется не извне, а из самой себя; иначе говоря, она определяет всё, включая и самоё себя. Даже деяния богов - не более чем частные проявления Р. Посредством Р. регулируются движение солнца, дождь, жизнь растений, животных, людей, действия богов
Владимир Николаевич Топоров. Индоевропейские языки
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_631.htm



То Влес ущаше
ПраОце наше
земе раяте
а злаке сЪяте
а жняте
вЪна вЪнъща
о полех стрднех
а ставете
Снопа
до огнiща
а цтеть Го
яко
Оце Божска
Оцем нашем
а Матерем
Слва
якове нас
оущаще
до Бозе наше
а водяща
по ренце
до стезЪ ПравЪ
Тако iдехом сте
а не будехом ста
енва хлЪбожравце
нiже славуне Русе
якове
Бзем славу
спЪващут
а тако
суть
Славуне
о то

***

К Богам-Сварожичам

Восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на дек. 2013 (с 27 по 28 еще на волосок света больше)
дата Нав. Грж. Восход Заход Грж. Ночь Дол.дня
27 08:08 09:04 09:59 17:01 17:57 18:52 07:01
28 08:08 09:04 09:59 17:02 17:58 18:53 07:02

***

Космогония в РигВеде, как ее интерпретирует Кёйпер, предполагает две стадии. Первая из них представляет собой стадию недиференцированного единства (ади - единица). На этой стадии существовали изначальные космические воды, несшие в себе зародыш жизни. Со дна космических вод поднялся ком земли и, постепенно разрастаясь, превратился в гору, плаваюшую по поверхности вод и не имевшую твердой опоры

***
 
Предание о мировом дереве, славяне, по преимуществу, относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. В колядке карпатских руссов (галиц. песни, 1864г.) поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море, - среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создалась земля, небо и небесные светила
Колись-то было з'початку света -
Втоды не было неба, ни земли,
Неба, ни земли, нем (только) сине море,
А серед моря та два дубойки.
Сели-впали два голубойци,
Два голубойци на два дубойки,
Почали собе раду радити (советоваться),
Раду радити и гуркотати:
Як мы маеме свет основати?
Спустиме мы ся на дно до моря,
Вынесеме си дрибного писку,
Дрибного писку, синёго (вар. золотого) каменьце.
Дрибной писочек посееме мы,
Синий каминец подунеме мы:
З' дрибного писку - черна землиця,
Студена водиця, зелена травиця;
З' синёго каменьця - синее небо,
Синее небо, светле сонейко,
Светле сонейко, ясен месячок,
Ясен месячок и все звездойки
Подуй же, подуй, Господи, и з' Духом Святым по земле
 
***

Богами изначального нерасчлененного мира были Асуры. С созданием дуального космоса на сцену пришли Дэвы, их младшие братья, и между ними началась борьба. В организованный космос были включены только некоторые главные Асуры, как, например, Варуна. В древних частях РВ отражено различие: Асуры, ставшие Дэвами, - Асуры, не являющиеся Дэвами. Ста(в) Дэвой, Асура тем не менее сохранил некоторые неблагоприятные черты. Двусмысленность, таким образом, коренится в его природе. Асуры оказались изгнанными, но не уничтоженными. Их следует трактовать в ведийской религии как потенциальных богов, а не как падших ангелов. Сражение между Асурами и Дэвами возобновляется в начале каждого нового года. В этот период кризиса Варуна вновь становится противником Индры, вступая в соглашение с Асурами и становясь поэтому особенно опасным. Ведийские риши видели борьбу Асуров и Дэвов как некоторое равновесие между силами хаоса и космоса или в других терминах - между небытием (asat) и бытием (sat)

РигВеда X, 72. К Богам

Тема - боги (по анукрамани, devah). Размер - ануштубх. Темой данного гимна является, собственно, космогония. В РВ немного космогонических гимнов. Они принадлежат к наиболее позднему слою этого памятника - мандале X. Наиболее распространенная точка зрения на этот гимн состоит в том, что это - конгломерат противоречивых взглядов на космогонию без какой-либо попытки соотнесения их друг с другом (Ольденберг, Гельднер, Рену, Донигер ОФлаэрти). Тиме считает этот гимн отражением своего рода философского спора между участниками, придерживающимися разных взглядов. Новую оригинальную трактовку этого гимна дает Х. Фальк 1994г. В этом гимне Фальк видит единство и формы, и содержания. Формально гимн построен так, что в каждом последующем стихе подхватывается и разрабатывается слово или выражение из предыдущего, а самый последний стих перекликается с первым. Теогония, по Фальку, предстает здесь как единая система взглядов: бытие sat возникает из небытия asat. В конце процесса творения создается солнце, от которого происходят многие поколения богов и людей. Адити порождает нечто безжизненное - Мартанду, боги же приводят его в действие с тем, чтобы он жил и умирал
3d…от (существа) с ногами, простертыми кверху tad uttanapadas pari. Фальк отождествляет его с Пурушей - космическим гигантом X, 90 или/и с космическим перевернутым деревом с корнями кверху (I, 24, 7) и видит в стихе 3 парадокс: от sat рождаются стороны света, от сторон света - sat
4c-d…От Адити…от Дакши…Ср. тот же тип отношений между Пурушей и Вирадж в X, 90, 5
7а…как Яти (yatayo yatha)…- Слово yati - не имеет точно установленной этимологии: его связывают с корнем yat - выстраивать в правильном порядке, и с корнем yam - удерживать, править. Отсюда проблематичность его значения во многих контекстах. Бесспорным является значение nom. pr. - название некоего мифического племени, связанного с Бхригу. Большинство западных интерпретаторов переводят yati - в этом месте как - волшебники
8а Восьмеро сыновей у Адити...Число Адитьи (Единицы) в ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II Ригведы (27, 1) их шесть: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша...Адитьи призываются при восходе солнца, VII 66, 12; более близкая связь отдельных Адитьи с солнцем, напр. Митры); ср. эпитеты Адитьи - золотой, блестящий, далековидящий, многоглазый, бессонный и т.п. Космологические функции Адитьи - удерживание трёх земель и трёх небес (РВ II 27, 8-9; V 29, 1 и др.); всего, что покоится и движется (II 27, 3-4); Адитьи видят всё насквозь; они хранители вселенной (VII 51, 2). Адитьи наполняют воздушное пространство (X 66, 1-2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.); они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. Адитьи - хранители риты (РВ VI 51, 3) и враги лжи (II 27, 2, 9; VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию Адитьи (VII 66, 12), на их молодость (юные всевладыки), асурские качества (см. Асуры)
8d…Мартанда - martanda. По словарю Бетлинга, это значит птица, птица на небе. Майрхофер дает значение последний сын Адити. Фальк настаивает на том, что это плацента. В данном контексте (стихи 8-9) это имя обозначает солнце на небе, которое восходит и заходит, т.е. возрождается и умирает

1 Сейчас мы хотим провозгласить
С воодушевлением рождения богов
В виде произносимых гимнов -
Чтобы увидели (это) в будущем поколении.

2 Брахманаспати их
Выплавил, как кузнец.
В первом поколении богов
Из небытия бытие родилось.

3 В первом поколении богов
Из небытия бытие родилось.
Следом за ним стороны света родились.
Это (бытие родилось) от (существа) с ногами, простертыми кверху.

4 Земля родилась от (существа) с ногами, простертыми кверху.
От земли родились стороны света.
От Адити родился Дакша,
От Дакши же Адити.

5 Ведь (это) Адити родилась,
О Дакша, которая дочь твоя.
Вслед за ней родились боги,
Счастливые, бессмертию сродни.



6 Когда, о боги, там в воде
Вы стояли, крепко держась друг за другу,
То от вас, как от танцующих,
Исходила густая пыль.

7 Когда, о боги, как Яти,
Вы сделали набухшими (все) миры,
То спрятанное в море
Солнце вы извлекли наружу.

8 Восьмеро сыновей у Адити,
Которые рождены из (ее) тела.
С семерыми она присоединилась к богам,
Мартанду отбросила прочь.

9 С семерыми сыновьями Адити
Присоединилась к первому поколению.
К потомству, как и к смерти,
Она снова привела Мартанду.

РигВеда. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. 1869
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
Куда же спряталась самая свободная алгебра?
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_179.htm
Освобождение Индрой коров из пещеры Вала
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_976.htm
Принцип двойственности Хлебникова
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_420.htm
Куда же спряталась самая свободная геометрия?
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_303.htm

***

К СваРогу-Славе

Восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на дек. 2013 (с 28 по 29 еще на волосок света больше)
дата Нав. Грж. Восход Заход Грж. Ночь Дол.дня
28 08:08 09:04 09:59 17:02 17:58 18:53 07:02
29 08:08 09:04 09:59 17:03 17:58 18:54 07:03

***

Адити (от др.-инд. аditi - несвязанность, безграничность), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в Ригведе упоминается около 80 раз (обычно с Адитьями).
Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате.
Она связана со светом (РВ I 136, 3; IV 25, 3; VII 82, 10),
Ушас - ее отражение (I 113, 19),
у неё широкий путь (IX 74, 3);
она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2),
поддерживает небо и землю (Яджурведа),
отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3-4; 66, 3-4 и др.).
Физические черты в описании Адити почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10: Адити - небо, Адити - воздушное царство, Адити - мать, она же - отец и сын..., Адити - рождённое, Адити - имеющее родиться... ср. AB VII 6, 7).
Адити - дочь Дакши и она же мать его; однажды (Атхарваведа) Адити выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В Атхарваведе (VI 4,1) упоминаются и её братья, Адити (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты. Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят Адити в молитвах. Нередко использование Адити в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях с землёй (РВ I 72,9; AB XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй (dyava prthivi - Небо-Отец и Земля-Мать); а в ритуале - с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком Адити в Ригведе (IX 96, 15).

РигВеда I, 136. К Митре-Варуне

3 Светоносную Адити, содержащую (людские) поселения,
Состоящую из солнца, они двое сопровождают день за днем,
(Рано) пробудившись - день за днем.
Они достигли светоносной власти,
Двое Адитьев, повелителей дара.
Митра из них двоих, Варуна объединяет людей,
Арьяман объединяет людей.

АтхарваВеда VII. 6-7. Адити

1b она - отец, она - сын - sa pita sa putrah - в оригинале sa мужского рода, т.е. имеет место или неразличение рода в отношении Адити, или атракция рода

1 Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
Адити - мать, она - отец, она - сын.
Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (человеческих) - Адити,
Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться.

2 Мы мощно призываем на помощь великую мать
(Людей) с прекрасным обетом, супругу (космического) закона,
С сильной властью, нестареющую, далеко простирающуюся,
Адити, дающую прекрасное прибежище, прекрасно ведущую вперед!

1 (Мы призываем) Землю, хорошо охраняющую, Небо беспорочное,
Адити, дающую прекрасное прибежище, прекрасно ведущую вперед!
Пусть взойдем мы на божественную ладью с прекрасными веслами,
Не дающую течи, (мы) безгрешные - на счастье!

2 Сейчас под влиянием награды мы хотим возвеличить
Речью великую мать по имени Адити,
Чье лоно - широкое воздушное пространство.
Пусть она нам дарует укрытие, трижды охраняющее!

I, 153. К Митре-Варуне

3 Дойная корова-Адити набухла (молоком) для благочестивого
Человека, приносящего жертвы, о Митра-Варуна,
Когда он, почитая вас, торопит (вас) на жертвоприношение,
Посвятив (вам) жертву, словно человеческий хотар.

***

В имени Славяне и заключается понятие не славных, а славящих Бога отцов, как Арийцы вовсе не значит почтенные, а почитатели, равнозначущее - благочестивый. Нынешние же люди не назовут себя чтущими и славящими, потому что ничего не имеют святого. И презирая самих себя, будут тем не менее говорить о своем достоинстве - Т.IV, с.122
Н.Ф. Фёдоров (1828 или 1829, Ключи, Тамбовская губерния - 28 декабря 1903, Москва). Собрание сочинений: в 4-х тт. 1995-2004
http://nffedorov.ru/

***

Среди карпатского населения есть много легенд о сотворении Карпат. Согласно печатанной ниже легенде, или скорее - преданию, слышанному автором в с. Рожанка Выжняя (Скольского округа), создание гор Карпат и славян произошло много лет спустя после сотворения Богом мира, земли, людей, зверей, птицы и т.д. Бог, недовольный созданными Им в начале мира людьми, сотворит Карпаты и на них по Своему Имени русский народ для своей славы, который стали называть славянами, так как они, живя по Божьему, разглашали Божью славу по всему миру. И Господь, как всевед, предвидя грехопадение и грядущие с ним бедствия на земле, тут же, в раю, научил славян возделывать землю, скотоводству и всяким рукоделиям - Мирному Труду, чтобы Они могли переживать все беды и, славя Бога, существовали бы вовеки, учили бы других добру и подавали бы им помощную руку
Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941

Перечень упоминаемых в предании мифологических имен
СваРог-Слава (Дед-Баба, Род-Рожаница), двуполое божество, единый Бог Творец и Вседержитель, в которого верили русские славяне. Прочие славяне называли его, как было указано выше, разными другими именами. Именем Сварога и Славы названы многие местности по славянским землям. В великорусских колядских игорных песнях встречается припев Слава!
В Галичине на Коляду (и в Щедрый Вечер) ставят в правом против двери углу избы - на покутьи (куть - угол) сноп пшеницы, ржи или овса, который называют Дедом и расстилают по полу избы вязанку мягкой соломы, которою называют Бабой. Ни первого, ни последнюю нельзя назвать кумиром или идолом, так как им не поклоняются и не молятся (см. ниже - Коляда). На Новый Год мальчики-сеятели, ходя по домам и сея зерно, выносят Деда из каждой избы во двор, где его молотят, после чего хозяева и Деда и Бабу обязательно сжигают, или перевязывают ими деревья.
Молитва-песня Славе в легенде основана на сохранившейся у сербо-хорватов песне в честь богини Лады:
Лепи Иве трга роже
Теби, Ладо, свети Боже.
Ладо, слушай нас, Ладо!
Песме, Ладо, певамо ти,
Срца наша кланьамо ти.
Ладо, слушай нас Ладо!

Сварог и Слава

I

В бесконечной пустоте,
В непроглядной темноте
Реял Белый Луч чудесный,
Дух Господень безтелесный,
Светоносный, огневой,
Животворный, громовой.

С радостью неизреченной
Слился Божий Дух с Вселенной
Во едино существо,
Во едино божество:
Во единого Всебога,
Всемогущего Сварога,
Бога - всех богов Отца,
Неба и Земли Творца.

Молвил Дед Сварог Вселенной,
Бабе преблагословенной:
Славо, хотенька моя!
Мы едино: ты и я,
В существе и нераздельном,
И безкрайнем, безпредельном.
Я с тобою - мир миров,
Сила сил и ум умов.

Сам себя и народивший,
Сам себя и возрастивший.
Я причина всех причин
И во всем я сам Один.
Я единый Бог предвечный,
Я и сущий, я и вечный,
Сам супруга и супруг -
Безконечный Божий круг,
Из себя и выходящий,
И в себя опять входящий:

Я начало и конец,
Сам и матерь, и отец.
Я Всесвет неизмеримый,
Я Всебог непостижимый.
Безначальный Светозар,
Солнечный Вселенной царь


1. Небо, престол Божий.
2. Небеса: Небесно-Голубой или Лазурный Свет.
3. Светозар - светило Лазурного Света.
4. Небесная твердь с раем - твердь Лазурного Света.
5. Даж-Бог - светило Белого Света.
6. Мокошь.
7. Перун (Черная Туча).
8. Белый свет.
9. Земля - твердь Белого Света.
10. Великий Поток.
11. Могилицы или Ямы - твердь Серого Света.
12. Серый свет.
13. Морок (мрак) или Морило - светило Серого Света.
14. Срубы - твердь Черного Света.
15. Черный Свет.
16. Черная Потьма - светило Черного Света.
17. Пек или Пекло.
18. Зубы Черной Потьмы - ворота в Черный Свет.

II

И носячися в темряве,
Молвил Рожанице Славе
Прабог, Прадед, Род Сварог,
Истинный единый Бог:

Я с тобою двуединый
И вовеки триединый
С сыном нашим дорогим -
Вечным Разумом Благим,
Богоносным, правоправым,
Богомудрым, нелукавым,
Я и в Троице един:
Я отец, и мать, и сын.

Сам я и обсеменяюсь,
Сам рожу и нарождаюсь,
Я - Владимир великан,
Всеобьемлющий Троян!

Говорила Слава Богу,
Триединому Сварогу:

Я жена и дочь твоя,
И твоя же матерь я.
Ты мой муж и сын любимый,
И отец ты мой родимый.
Луч в тепле, тепло в огне,
Я в тебе, а сын во мне.
Вечный Разум в Духе Боге,
Вся Вселенная в Свароге,
А Сварог всесильный в ней,
В Прабабе, Душе своей:
Неразлучны, неделимы,
И родные, и родимы.
Ты Владимир, Прадед Бог,
Ты Господь, я твой чертог,
Сын - огонь святой меж нами,
Огревающий лучами
Неустанно сам себя
И чертог твой, и тебя!

III

Безконечна, величава,
Молвила Сварогу Слава:
Ладо милая моя!
Огненная мощь твоя!
Сотвори святое царство,
Солнечное господарство,
Прогони сю темноту
И заполни пустоту.
Небо сотвори святое,
Синевою голубое,
А под небом Белый Свет,
Пышный как лилейный цвет.
Свету Белому в подругу,
Сотвори жену-супругу,
Вечную родилицу -
Землю мать кормилицу
С чудным райским огородом
И обвей их небосводом,
Чтоб синели всем в привет
Словно незабудки цвет.
В радость матушке землице,
Вековечной роженице,
Сотвори дедьков, людей,
Птиц и рыб, комах, зверей,
Дерева, отавы-травы,
В них цветы для большей славы.
И другую всяку тварь
Принеси ей, Боже, в дар,
Дай ей много благодати,
Чтоб могла все прозябати
На стократный урожай
И творити тварям рай.

IV

Тут Сварог, Господь Создатель,
Бог Творец, миров ваятель,
Дивный в дивах-чудесах,
На Вселенной ложеснах
Стал творити Божье царство,
Солнечное господарство,
Стал гоняти темноту,
Заполняти пустоту.

Силой сил, со страстным стоном,
Встряс Сварог Вселенной лоном
И пробил его лучом.
Взвившись молнией-мечом
С грозным громовым ударом,
Вмиг разсек потьмы пожаром,
Солнцами запламенел
И громами загремел
В огненные Божьи трубы:
Потьмо, прочь туда на срубы,
Где грешит Грех Горесей
И вернутись не посмей!

Здесь со силой дерзновенной
Страстно закрутил Вселенной,
Дунул и вперед, и взад,
И миров посыпал град.
И Вселенная вскипела,
Завертелась, загудела
С преисподних до небес
И замлела от чудес.

В роскоши, в любви сердечной,
В Божьей ласке безконечной
Крикнула: О Боже мой!
Дивен ты в душе живой.
Дивен ты на Белом Свете
В солнечной своей примете,
Дивен, славен в чудесах
На земле и в небесах!

И Вселенна стала ясной,
Полной солнцей и прекрасной
Как и сам Светильник Бог
Ясность вечная - Сварог

P.S. От сотрудницы (су-пруги) автора...до меня дошло, что довольно многие чиновные ученые, представители книжной науки, открыто высказывают мнение, что сведения Ильи Тероха подлежат сомнению в их подлинности, и как довод указывают на отсутствие ссылок на то, когда, где и от кого слышал автор то или иное предание, то или иное поверие.
Этих неблагосклонных судей я прошу обратится к книге Сварог, где помещена биография моего мужа. В ней они найдут прямое указание по интересующему их вопросу. Там указаны деревни, где жил и учился Илья Иванович. Там разсказано, что с малых лет он от 90-летнего деда и бабушки, которая была знатоком забобонов, наслышался подлинных повествований из глубины веков, и, запомнив, cохранил завещанную ему стариками сокровищницу древних преданий, поверий, обрядов и обычаев.
Какие еще ссылки на источники сведений нужны в этом случае?.. Время, терпеливый свидетель, постоит за трилогию Ильи Тероха
Илья Иванович Тёрох. Карпаты и Славяне
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_353.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001