Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Потягнем, уже нам нельзя камо ся дети
от 05.04.13
  
Выразе


А старе щасе суте наше благо Достанехом од она тврдосте i крпсте абы вразем сме отвЪдалi яко iстеть

Хисчник престола Всеслав полоцкий (семимесячное княжение в Киеве 1068-1069, княжение в Полоцке 57 лет)
Посем Святославу сущу в Чернигове, а половцем пришедшим воююще около Чернигова. Святослав же, собрав дружины несколько, изыде на нь к Сновенску. И сретоша половцы идущия, вои пристроишася противу. И видев Святослав множество их, и рече дружине своей: Потягнем, уже нам нельзя камо ся дети. И удариша копии, и одоле Святослав в 3000, а половцев 12 000; и так друзии биени бывша, инии потонуша в Снови, а князя их яша руками в 1 ноября. И возвратишася Святослав с победою в свой град Чернигов. Всеслав же седе в Киеве. Се же бог яви силу крестную, иж Изяслав целова крест Всеславу и яша и, тем же и наведе бог поганыи; се же яве избави бог и крест честный, в день бо Воздвижения избавися Всеслав от поруба, а Изяслав изгнан бысть (с.155)
Василий Никитич Татищев (19 апреля, ст.ст. 1686г. рож., Псковский уезд). Собрание сочинений. В 8т. М.-Л., Наука. 1962-1979 (переиздание: М., Ладомир 1994). Том 4. Первая редакция части 2 Истории Российской. 1964. 556с. (писать тем порядком и наречием, каковы в древних находятся - Первая редакция Истории Российской, написанная древним наречием, была впервые издана только в 1964)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_403.htm
Лаврентьевская летопись
Святославу сущю Чернигове, и половцем воюющим около Чернигова, Святослав же, собравъ дружины неколико, изиде на нь ко Сновьску. И узреша половци идущь полкъ пристроишася противу. И видевъ Святославъ множьство ихъ и рече дружине своей: Потягнемъ, уже нам не лзе камо ся дети -. Удариша в коне, и одоле Святославъ в трех тысячахъ, а половець бе 12 тысяче; и тако бьеми, а друзии потопоша въ Сньви, а князя ихъ яша рукама въ 1 день ноября. И възвратишася с победою в градъ свой Святославъ. Всеслав же седе Кыеве. Се же Богъ яви силу крестную: понеже Изяславъ целовавъ крестъ и я и, темже наведе Богъ поганы я, сего же яве избави крестъ честный. В день бо Въздвиженья Всеславъ вздохнувъ, рече: О кресте честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего
Святослав находился в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав кое-какую дружину, вышел на половцев к Сновску. И увидели половцы идущий полк и изготовились к бою. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: Вперед, нам некуда уже укрыться -. И они припустили коней, и одолел Святослав со своими тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; часть их тут же и перебили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли живым, 1 ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав. В Киеве в это время сидел Всеслав. Это Бог явил тут силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом захватил его: потому и навел Бог поганых, Всеслава же явно освободил крест честной. Ибо в день Воздвижения Всеслав, вздохнув, сказал: О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой ямы
Лаврентьевская летопись. 1377г. - древнейшая дошедшая до наших дней датированная русская летопись, то есть имеющая на своих листах зафиксированную самим писцом дату создания - от 14 января до 20 марта 1377г. Хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге (шифр: F.п.IV.2)
http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php?list=121&n=162
потаг (potac') - веретено с пряжей - потягне? (c.197)
правек - первобытне время
правица - правая рука
правидлар - рулевой, штурвальный
правобудлер - коренной житель
празвук - исконный (первоначальный) звук
прастарший - прародители
прастарый - древний, древнейший, старинный
прасвет - первобытный мир
писанки - письменный; писчий, писанка потреба - канцелярские принадлежности
писарь, писарка - переписчик
писарник, писарня - канцелярист, канцелярия
писмавучен - ученый муж
писмик - буква, писмиковый - буквенный, писмиковач - разбирать по буквам
письмо - шритф, почерк, рукопись, документ
пискар - свистун, флейтист
питный - питьевой, пие лунки - пить маленькими глотками
пьянок - пьяница
пятк - пятница, пятковый - пятничный, пятка святк - изо дня в день, без передышки
пятка - пять, пяты - пятый, пятина - пятая часть
пятнатк - пятнадцать (единица счета)
пядж - пядь - старинная мера длины - конецформыначалоформырасстояние между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного
пече - жаркое, печенье - жаренье, печенка - жаркое, сушеный фрукт
пекар - пекарь, хлебопек
пекарня, пекарство - пекарное ремесло
пенези - деньги
персь - земля, пахотный слой земли
плат - полотно, холст, ткань
плачт - простыня, плачтак - парусное судно
платно - сукно
плодник - завязь, плодница - зародыш, плоднота - плодородие
плонина - равнина
плух - плуг, плужный - плуговой
плетва - плетение
початный - первоначальный
подстава - основа, база, фундамент
подтвар - основание, фундамент
подтыкач - костыль, клюка
подвой - двойной, спаренный
подземио - царство умерших
показанка - образец, проба
поклад - клад, богатство; покладница - кассирша, покладопытар - кладоискатель
покора - смирение, покорность
покрок - прогресс; покроковый - прогрессивный, покроковац - продвигаться вперед
покрута - буханка
покута - покаяние, раскаяние, наказание, штраф; покутница - кающаяся грешница
полколо - полукруг; полковач - делить пополам
полан/ка - житель/ница равнины; лан - земельный надел
саморядование - самоуправление
самозвук - гласный звук
самотный - одинокий, уединенный - а внуко Траяннен бя самотен со друзi меногая - Дощ.3б
самота - одиночество, уединение
слонцо - солнце, заврот - солнцеворот
Словян - славянин
словник - словарь
словогра - игра слов
словоламны - вероломный
словосклад - запас слов
словослед - порядок слов
словотвор - словообразование
спочаток - начало
спочатник/ца - зачинатель, начинающая
спод - низ
сподни, сподничка - нижняя юбка
сподница - нижняя доска телеги
сподоба - удовольствие
староба - возраст - высока староба - преклонный возраст
старобливый - заботливый, внимательный
староста - сельский староста
старостливый - заботливый
старожитник - исследователь древностей
старожитный - старинный, древний, архаичный
старчи - родители
старши - старший братр
стопа, ступа - след ноги, стопава - ходуля, ступ - шаг, поступь, ступадло - ступенька, педаль, стремя
студня, студзень - колодец, студнир - колодезник, студнич - стынуть
створба - творение, созидание, природа
створить - создать, образовать
створжение - творение
суд - бочка, судк - бочонок
судар - бондарь, бочар
сударня - бондарня
сударство - бондарное прои-во, судовня - склад бочек
светак - светлый человек
светловня - маяк, светловник - смотритель маяка
светлечко - огонек в огне
светличко - море огней
светлина - ясность
светник - мирянин
светничко - вселенная, космос, светничков лёт - космический полет, светничков лодзь - космический корабль
светокула - земной шар
свит - свет, сияние
свитание - рассвет, утренняя заря
свитать - рассветать, осенять (перен.)
святк - праздник, святки - троица, троицын день
святница - святилище
святочный - праздничный, торжественный
святочина - венец, ореол, нимб
свой - свой - любовац свою вотчину - любить свою отчизну
свойба - семья, свойбный - семейный, родной
свойбник - родственник
свойбниство - родство
дарованка - дар, подарок
даритель - жертвователь
дарливый, дарнивый - щедрый
дармо - даром, бесплатно
делан - житель низин (долин)
делека - внизу, дельний - нижний, дельнилужицк - нижнелужицкий
длонь - ладонь
днивница - календарь
доба - время, период, эпоха
добыток - доход, прибыль
доцела - полностью, целиком
додатный - добавочный, дополнительный
домизна - отчизна, родина, отечество
домовина - родина
домизнический - отечественный, родной
домизноведа - краеведение
домородный - туземный, местный
домовник - дворник
домовобора - ополчение
домпуть - обратный путь, дорога домой
домышленный - догадливый, сообразительный
допоминать - вспоминать
допоследка - до конца
дозаду - назад
дратина - мучение, издевательство, изнурительный труд
драста - одежда, драста народна - национальный костюм, драстарня - швейная фабрика
дрипа - щель, трещина
дробный - мелкий - дробный скот - мелкий скот, дробный чесак - густой гребешок, дробные пенези - мелочь, дробный деждик дзе - моросит дождь
дрога - дорога
дудак - волынщик - дуда - белорусский народный инструмент, разновидность волынки - дух. инстр. из воловьей шкуры, дидловать - играть на волынке
дундак - скиталец, бродяга
гра - играть, граер - игрок, грайка - игрушка, грайный, граятый - игривый, граярня - игровая комната, грайничко - плошадка для игр
гриб - гриб, грибар - грибник, грибарка - грибница, грибузберание - сбор грибов
грим - греметь, гримот - гром, грохот, гримотание - грохотание, гримота - бурные аплодисменты
грива - грива, гриватый - гривастый
гривнач - зоол. витютень, вяхирь
Верхнелужицко-русский словарь. 36 000 слов. Москва. Русский язык - Домовина. Бауцен, 1974г., 584с.
http://luzicane.narod.ru/Semirjaga_Luzicane_1955.djvu 4.5 Мб
Лужицкий язык, что в высшей степени замечательно, и в нынешней форме своей несравненно более Польского и Чешского в XII веке сохранил признаков древне-славянских. Явление это, с первого взгляда поражающее мнимою странностию, легко обьясняется: 1) совершенным отсутствием литературного развития; 2) упругостью народного слова, раздражаемою и укрепляемою вековым противодействием. Известно, что книжный язык есть самое шаткое мерило речи народной, потому что слово народа несравненно старее его письменности, и гораздо точнее сохраняется в устах говорящих, нежели под пером пишущих. Литература есть верное мерило народного образования, но никогда не щадит неприкосновенности слова народного. Народ же, как масса, дорожит своей собственностью, и первая, единственно неотьемлемая у него собственность, есть язык. В создании языка участвовала, раз навсегда, вся сила народного духа, вся совокупность его умственных сил, все творчество его мыслящей деятельности. Он чувствует, что пересоздать его не может: это было бы духовным самоубийством, посягательством на цельность народного духа, завещанного отцами в сокровищнице слова. Язык по тому уже ограничен от насилия, что в известную эпоху рождения образовался так, а не иначе: стало быть, пришелся по сердцу и по мысли народа. Таков Лужицкий язык, сохранивший всю цельность первобытного состава. Но Польский и Чешский, при необыкновенно богатом развитии письменности, может быть, по тому самому, утратили девственность и богатство грамматических форм. Развиваясь, они следовали закону развития, обмену с чужими, враждебному влиянию чужого. Лужицкая же речь искони жила и живет только в песни и слове народном.
Е.П. Новиков. О важнейших особенностях лужицких наречий, Разсуждение, писанное на степень магистра, М., 1849
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_280.htm
***
Да потягне в неби комнощь Суражию


Некоторые ученые считают славян пранародом Европы, т.к. многие названия селений, гор, рек и пр. по всему европейскому континенту только в славянском языке открывают свое значение. Многие европейские народы поросли и плотью, и землями, и культурой славян, в особенности их соседи - от Балтики до Средиземного моря.
Когда немцы, одетые в звериные шкуры, со звериными рогами на головах (для устрашения своих жертв), занимавшиеся звероловством и грабежом, встретились с западными славянами, то у славян были уже серп, плуг, ткацкий станок. Славяне в то же время уже занимались хлебопашеством, скотоводством и торговлей, знали почти все домашние ремесла, плавили металлы и обладали возвышенной религией, которая запрещала насилие, убийство и грабеж - были уже культурным народом. Мирные и трудолюбивые, они делались легкой добычей немецких банд (графов, баронов, князей и епископов) по причине вечных споров и несогласия между собою. Покорённые немцами, они или совершенно истреблялись или мало-помалу денационализировались и исчезали. Когда же славяне забывали о спорах и единились, они ураганом проходили немецкие земли, мстя за обиды, и в одно время вырезали всё немецкое духовенство, при помощи которого немецкие разбойные рыцари под видом насаждения среди них христианства (притворяясь носителями креста - крестоносцами), губили их огнём и мечом. Но славяне постоянно ссорились и призывали немцев друг против друга точно так же, как на Руси в удельный период князья призывали друг против друга диких кочевников.
Немцы охотно помогали славянам истреблять друг друга, а потом брали за чуб и победителя, и побеждённого. Чтобы скорее покончить со славянами, немцы в одно время пригласили (маркграф Герон в 940г.) к себе в гости под предлогом заключения вечного мира тридцать шесть славянских князей и тут же, на пиру, всех их закололи и сейчас же отправились грабить их земли. А остроготский король Винитар, захватив в плен князя славянского племени антов Боже с детьми и 70 боярами, всех их распял. ( Анты - древние предки племён хорватов, тиверцев и уличей, т.е. нынешних русских в восточной Галичине. Ант - древне-немецкое слово и значит - великан. Древние греки называли антов - Великая Скуфь).
Приглашенные в 1308г. польским королем для защиты славянского города Гданска (Данцинга) против маркграфа Бранденбургского немецкие рыцари-меченосцы, пользуясь доверием города, вместо защиты его коварно и злодейски вырезали ночью спящий польский гарнизон и почти всё беззащитное славянское его население. Вместо славян в готовые дома и хозяйства поселили немецкую голь. Так бесследно исчезли в Прибалтике стодаряне, гломачи, мильчане, гипревяне (жившие на том месте, где ныне Берлин), багры, бодричи, радары, оботриды, лютичи (основатели Ганзы) и другие высококультурные славянские племена, жившие на славянских реках Одре и Лабе у Балтийского моря, а их земли стали добычей немецких разбойных князей. На этих землях, на готовых хозяйствах только что вырезанных славян поселялись тянувшиеся всегда за разбойными тевтонскими бандами (со всем своим скарбом на тележках, запряженных собаками) немецкие семейства - голь и нищета, которые сразу становились богатыми хозяевами и, конечно, данниками завоевавшего область немецкого графа, барона, князя или епископа.
Громадная часть нынешней Германии достроена на землях и костях зверски убиенных немцами славян. История ничему не научила славян. И ныне происходит точь-в-точь то же самое, что и тысяча лет тому назад происходило у балтийских славян между их городами Винетой, Ретрой, Арконой и др., спорившими из-за славы и первенства. Давным-давно и след простыл славян и по Винете, и по Ретре, и по Арконе, и о существовании в прошлом этих больших и богатых славянских городов ныне из славян мало кто знает. И след простыл от некогда населявших эти города и земли вокруг них славянских племён. Всех их немцы перебили поголовно. О существовании этих славянских племён, ныне знают только учёные-историки. И если сумасшествие славян будет продолжаться, то скоро не будет ни Киева, ни Москвы, ни Загреба, ни Белграда, а будет вместо них Кнехтсгеим, Москенбург, опять Аграм, Вейсбург и т.п., как уже существуют: Бранденбург из Бранибора, Мерзенбург из Межибора, Кёнигсберг из Крулевца, Позен из Познани, Данцинг из Гданска, Терглав из Триглава, Бейтен из Будзишина, Бамберг из Яромира, Вустрен из Острова, Шкейтбар из Святобора, Кольберг из Колобрега и т.п.
И. Тёрох. Славяне и немцы (Статья написана во время Второй мировой войны)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_734.htm

Сербский люд вопреки бурям
Сербский люд вопреки бурям Славянский народ лужичане (лужицкие сербы) живет в долине Шпрее, реки на которой стоит Берлин. Это самый маленький из славянских народов - он насчитывает не более 100 тысяч человек. С точки зрения строгого историка войн и переселений племен, существование лужичан напоминает о далеком времени, когда на славянских языках говорили и на всем или почти всем южном побережье Балтийского моря и на землях между Одером и Эльбой. Те страницы прошлого запечатлены в названиях городов занимающих виднейшее место в истории Германии. Дрезден был когда-то Дрезной, Бауцен - Будишиным, Лейпциг - Липском.
В пору Великого переселения народов, в VI-VII веках, славяне пришли сюда, как пришли они в ту же пору и на Балканы, смешались с местными жителями, передали им свой язык; между Эльбой и Одером - Лабой и Одром по-славянски - возникли славянские княжества. Их жителей знали славянами полабскими. С IХ века началось и все усиливалось давление германских феодалов на полабские племена. A во второй половине XII века на долгие столетия судьбу этого народа решили победы немецких рыцарей, возглавляемых двумя деятелями с весьма выразительными хищными кличками - саксонским герцогом Генрихом Львом и бранденбургским маркграфом Альбрехтом Медведем. Были рассеяны войска бодричей и лютичей, разграблены селения, свободные или полусвободные земледельцы-общинники закрепощены - причем помещиками здесь, как правило, становились немцы. Век шел за веком - и через пять столетий после походов Льва и Медведя почти все полабские славяне,  как и славяне Балтийского Поморья, расстались с родными наречиями, перешли на немецкий язык. И только в Лужицкой марке, небольшом феодальном владении оказавшемся в самом центре Германии, продолжала звучать славянская речь лужичан - лужицких сербов.
В родных городах лужичанам запрещалось даже вступать в ремесленные цехи, им оставлялись лишь самые презренные профессии - золотарей, живодеров, гробовщиков; язык был бесправным в самом прямом смысле этого слова - его не разрешалось употреблять в суде, на нем нельзя было составлять официальные документы. A в 1815 году народ был еще и разорван надвое - половина его земель была включена по решению Венского конгресса, наводившего порядок в после наполеоновской Европе, в состав Пруссии, другая же отдана Саксонии. Но в том же XIX веке у лужичан появилась своя интеллигенция; национальное самосознание не только сберегало фольклор, но и создало собственную литературу.
Своего рода признанием, что даже фашистское государство оказалось не в силах справиться с маленьким народом, лишить его собственного языка, собственной культуры, собственной души,  стал проект выселения лужичан на территорию оккупированной тогда фашистами Польши.
Но тут рухнул сам рейх. А в ГДР лужичане получили полную возможность свободного культурного развития.
И этот рассказ о маленьком народе, уцелевшем там, где исчезли, растворились, рассыпались несколько других, родных ему, можно закончить словами крупнейшего лужицкого писателя Яна Брезана о родной ему речке Саткуле, речке, - берущей начало в самом центре мира. Ни океан, ни море ведать не ведают об этой речке. Но море было бы другим, не вбери оно в себя и Саткулу -.
Человечество было бы другим без лужичан - как было бы иным без телугу или без эвенков, без оджибвеев или луо...
Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество - это народы. М.: Мысль, 1990
http://luzicane.narod.ru/Semirjaga_Luzicane_1955.djvu 3.7Мб


Небесный диск из Небры - бронзовый диск диаметром 30 см, покрытый патиной цвета аквамарина, с вставками из золота, изображающими Солнце, Луну и 32 звезды, в том числе скопление Плеяд...продавцы диска показали, что он был в 1999 году обнаружен ими с помощью металлоискателя в местечке Небра (60 км к западу от Лейпцига - ранее славянское поселение Липск).
Небра
Небра
Из того же захоронения они извлекли два бронзовых меча, два топорика, долото, а также фрагменты спиралевидных браслетов...
Если принять гипотезу о том, что диск использовался для измерения угла между точками восхода и захода солнца во время солнцестояний, его следует признать древнейшим переносным устройством для такого рода измерений. На астрономическую функцию диска указывает добавление с правого и левого края дугообразных пластин, изготовленных из золота иного происхождения, нежели знаки Солнца, Луны и звёзд. Дуги описывают угол в 82 градуса, что соответствует углу между положением солнца во время летнего и зимнего солнцестояния на широте Небры. При наложении этих пластин две звезды оказались скрытыми под ними, а одну звезду пришлось перенести в сторону. В настоящее время левая пластина утрачена.
Некоторое время спустя к нижней части диска была прикреплена ещё одна дугообразная золотая вставка, относительно значения которой нет ясности. Это изображение истолковывается как солнечная лодка (с многочисленными поперечными царапинами, символизирующими вёсла), Млечный путь либо радуга. Кроме того, к моменту захоронения диска по его окружности было просверлено 39-40 отверстий диаметром около 3 мм каждое. См. Небесный диск из Небры
Царь-Девица и 30 кораблей
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_421.htm
Небра
Небра
Небра
http://www.megaliths.net/nebraskydisk.pdf
http://www.lda-lsa.de/landesmuseum_fuer_vorgeschichte/dauerausstellung/
На важные вопросы при определении подлинности диска, в том числе о его возрасте, должен был ответить химический анализ. При этом следовало еще выяснить происхождение не совсем обычного малахитового цвета поверхности диска, а также состава самого металла. Исследование, проведенное профессором Перникой, установило, что бронза диска, несомненно, старше 100 лет. Дальнейшим основанием для оптимизма служил характер коррозии. Кроме того, химический анализ, в частности рентгенофлюоресцентный, показал, что сплав меди с оловом имеет сравнительно высокое содержание (0,7 %) мышьяка. Оно характерно для изделий эпохи ранней бронзы, но довольно трудно воспроизводимо сейчас. Эти и другие исследования подтвердили подлинность небесного диска из Небры.
Диск сделан из меди с добавкой олова. Откуда поставлялся этот сравнительно редкий металл? Древнейшие разработки олова известны примерно с 2500 года до новой эры. Но они находятся в Узбекистане и Таджикистане. Мог ли этот компонент попасть оттуда, проделав путь в несколько тысяч километров?
http://slav-drevnosti.livejournal.com/21771.html
http://earth-chronicles.ru/news/2011-08-22-5962











http://www.lda-lsa.de/landesmuseum_fuer_vorgeschichte/dauerausstellung/


Рис.51. Карта Лужицкой культуры: а - кошубский вариант лужицкой культуры, б - поселения, в - курганы, г-могильники, д - клады; 1 - Ремершанц, 2 - Эберсвальд. 3 - Седдин, 4 - Баальсхеббель, 5 - Веташков (Феттерсфельд), 6 - Вымословский, 7 - Жадково, 8 - Бискупин
Около 1300г. до н.э. в Центральной Европе распространилась культура, получившая название по месту ее открытия в Лужицкой земле. Она возникла на почве смешения в предлужицкое время культуры шнуровой керамики с другими культурами. В бассейне Одера и Нижней Вислы на культуру шнуровой керамики наслоилась унетицкая культура, пришедшая из Чехии и Силезии. Отсюда - предлужицкая культура. На Средней и Верхней Висле, в бассейне Буга и Нарева от смешения культуры шнуровой керамики с дожившей до середины II тысячелетия до н.э. культурой линейно-ленточной керамики возникла тшинецкая культура. От скрещения предлужицкой и тшинецкой культур, по-видимому, пошла лужицкая культура. Ее средоточием был Бранденбург; к северу она достигла побережья Балтики, от устьев Одера почти до Немана; ею занято было все течение Вислы. Почти вся территория ГДР, вся Польша, северо-восток Чехословакии - вот ареал этой культуры (рис.51)

Нередко в соседстве с селищем или городищем в нескольких стах метров находится грунтовой могильник. Обыкновенно он вмещает до 200 - 300 погребений. Но есть случаи, когда могил в нем гораздо больше. Так, например, Ласковский могильник в Польше заключал в себе около 1800 могильных ям. Погребения совершались путем сожжения. Сожженные на стороне останки с обломками вещей и украшений ссыпались в урну, ставившуюся в неглубокую яму, нередко круглую. В раннюю латенскую эпоху в дне урны часто проделывали отверстие для души покойного. Сверху урну нередко прикрывали миской. Урной служили сосуды в виде кувшина без ручки с высоким горлом. Иногда урну укрепляли камнями или яму обставляли деревом. Над могилой делали кое-где выкладку из неровных камней. Кроме урны в могилу ставили еще несколько сосудов, иногда до 20 - 30 штук. Клали также отдельные орудия и оружие в целом, необгоревшем виде. В ранний период - это бронзовые изделия, позднее - железные; то серп, то копье, то стрелы, то каменная зернотерка и т.п.

Своеобразный характер имеет погребальный ритуал многочисленных могильников кошубского, или поморского, варианта лужицкой культуры. Здесь одиночные могилы стали сменяться семейными захоронениями. В них каждая индивидуальная урна часто стояла в особом каменном ящичке, к которому примыкало еще несколько таких же ящичков. Пепел усопших погребали в особых урнах, на шейке которых иногда лепкой, иногда резьбой изображали грубые черты человеческого лица. В уши вдевали подвески, в латенское время иногда из стеклянных и пастовых бус. Ниже шейки резьбой делали поясок орнамента в виде двойных или тройных зигзагов, нередко имитировавший гривны, украшавшие покойника при жизни. На эту же урну схематически резьбой наносили ожерелья, булавки, оружие. Крышки урн представляли собой изображения шапок (рис.57).

Рис.64. Гривна (1) и фибула (2) Лужицкой культуры
Гривны бывают массивные или проволочные, иногда витые. Концы их мягко заострены или оформлены в виде завитков. Гривны сделаны из бронзы, железа, золота (рис.64).

Рис.58. Золотая чаша из Эберсвальда
в Берлинском музее в 20-30-х годах нашего столетия кладов лужицкой эпохи было значительно более 100. Одним из самых интересных можно считать клад золотых вещей из Эберсвальда. В нем свыше 30 мотков золотой проволоки разной величины и формы. Рубчатые золотая и бронзовая гривны, половина золотой очковой фибулы, несколько непонятных сломанных вещиц, брусков золота и, наконец, 8 золотых полусферических чеканных чаш. Из них 6 покрыты зонами выпуклых кружков и точек, а на 2 чашах - 8-лучевые звезды, пространство между лучами которых сплошь покрыто выпуклыми точками (рис.58).
Б.Н. Граков. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.: МГУ. 1977. с.79-96
http://www.archeologia.ru/Library/Book/5162c76230a2/page79

Эберсвальдский клад - крупнейшее собрание золотых изделий бронзового века, когда-либо обнаруженное на территории Германии. Включает в себя 81 предмет (золотые чаши, браслеты, наплечья, ожерелья) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку - 10-9 вв. до н.э.

Копия эберсвальдского клада на выставке в одном из немецких музеев
Клад золотых изделий, которым приблизительно 3000 лет, был найден 16 мая 1913 года на глубине одного метра при строительных работах на территории фабрики в Обербарниме. В 1914 году была опубликована работа Der Goldfund vom Messingwerk bei Eberswalde, посвящённая этой находке.
До 1945 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.
Клад был плотно упакован в луковичнообразный глиняный сосуд с крышкой и содержал восемь золотых чаш, в которых находились еще 73 золотых предмета. Чаши были тонкостенные с обильным чеканным золотым орнаментальным декором. В них были помещены шейные гривны, браслеты, пряжки и 60 проволочных спиралей. 55 двойных спиралей были связаны в пучки. Кроме того в чашах находились золотые слитки, кусок металла в форме тигля и мелкие кусочки золота, вероятно, представлявшие собой сырье для производства.
Клад датируется X-IX вв. до н.э. и относится к местной культуре позднего бронзового века.
В 1945 году клад пропал из Эберсвальдского музея. Тогда же из Берлинского музея исчезли сокровища Приама. То, что оба клада были вывезены в СССР, долгое время отрицалось советской стороной. В начале 2000-х годов Б. Ельцин признал наличие клада Приама в числе вывезенных в годы войны сокровищ и не стал отрицать существование эберсвальского клада в Пушкинском музее. В 2004г. в запасниках Пушкинского музея побывал журналист Шпигеля, но клада так и не увидел. До настоящего времени клад не входит в постоянную экспозицию и находится в тайном хранилище музея. Точные копии клада выставлены в нескольких музеях Германии.
http://nadezhdmorozova.livejournal.com/22474.html
***
Пушкинский музей пока не показывает это сокровище публике. Хотя первые подвижки уже есть

Одинарная, витая, закрученная в правильном направлении, памятная гривна. Золото. Число витков - числу прожитых на этом свете лет. На лужицком языке - гривнач - зоол. витютень, вяхирь - вид птиц рода голубей
http://streetart-ekb.livejournal.com/376729.html
***
Солнечные колесницы западных праславян


РигВеда I, 118. К Ашвинам

Тема - Ашвины. Размер - триштубх.
1a...влекомая летящими орлами - Орлы здесь выступают как тягловая сила колесницы Ашвинов
1d Трехместная - trivandhurа...- Вообще трехчастное строение колесницы Ашвинов отражает ведийское представление о трехчастной структуре вселенной
2с-d Сделайте наших коров набухшими...- К Ашвинам здесь обращаются как к божествам плодородия
2d...мужское население - virаm - Слово употреблено в собирательном значении
За...чей путь отлог - pravаdyаman - Эпитет, говорящий о том, что колесница мчится с большой скоростью
ЗЬ...стук давильного камня - slokam аdreh - т.е. стук камня, выжимающего сок сомы, вкусить который и приглашаются Ашвины
4с...пересекая воды - apturah - Подразумеваются небесные воды
5a-b...на...колесницу взошла юница - Подразумевается дочь Савитара Сурья

1 Ваша колесница, о Ашвины, влекомая летящими орлами,
Столь милосердная, богатая помощью, пусть приедет сюда,
(Та,) что стремительнее, чем мысль смертного,
Трехместная, быстрая, как ветер, о два быка!

2 На трехместной, трехчастной колеснице,
Трехколесной, быстроходной приезжайте сюда!
Сделайте наших коров набухшими (от молока), скакунов - резвыми!
Увеличьте мужское население среди нас!

3 (Мчась) на быстроходной колеснице, чей путь отлог,
Услышьте, о удивительные, этот стук давильного камня!
Не вас ли, о Ашвины, назвали прежде рожденные мудрецы
Скорее всех приходящими (на помощь) в беде?

4 Да привезут вас, о Ашвины, орлы,
Запряженные в колесницу быстрые птицы,
Которые, пересекая воды, словно небесные коршуны,
Привозят вас, о Насатьи, к жертвенной пище!

5 Вот на вашу колесницу взошла юница,
Радостно - дочь солнца, о два мужа.
Ваши великолепные летающие кони -
Красноватые птицы да повезут вас кругом в решающую минуту!

Дольная Лужица
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Раддуш
Музей в крепости Раддуш. Лужицкая культура
http://nap1000.livejournal.com/27381.html

Крепость Раддуш
Крепость Раддуш
http://valhalla.ulver.com/f383/t18397.html

Раннеславянские племена в бассейне Вислы и Одера В отличие от юго-восточной группы славянских племен, испытавшей на себе в I тысячелетии до н.э. значительное влияние скифского мира, среднеевропейские раннеславянские племена, жившие в отдалении от Древнего Причерноморья, долгое время сохраняли старые формы жизни и культуры. Несмотря на значительные преобразования в области экономики, вызванные распространением железных орудий и другими явлениями в области производства, свойственными I тысячелетию до н.э., они сохранили многие характерные особенности быта, сложившегося в конце II тысячелетия до н.э. у племен лужицкой группы. К ним относятся формы домостроительства, характер глиняной посуды, типы украшений, обряд погребения умерших и другие. Люди обитали на старых местах и погребали останки своих мертвых на тех же, что и раньше, полях погребений. Здесь наблюдалась значительная преемственность в области быта и культуры. Вследствие этого племена I тысячелетия до н.э. в бассейне Вислы и Одера, как и их непосредственные предки, называются в археологии лужицкими племенами...
Чехословацкий археолог Я. Филип в работе Начала славянского населения в Чехословакии (J. Filip. Pocatky slovanskeho osidleni v Ceskoslovensku. Praha, 1946) и в обобщающем труде по археологии Чехословакии, ставит знак равенства между лужицкими племенами и древнейшими славянами. Он приводит 38 доказательств справедливости своей точки зрения, указывая на то, что лужицкие племена обитали на той территории, где позднее выступают славяне, что многие славянские городища располагались на тех же местах, где и более древние лужицкие городища, что в погребальном обряде и материальной культуре лужицких племен и славян имеются общие черты и т.д. Я. Филипп считает, что в Европе в I тысячелетии до н.э. в основном сформировались все современные европейские этнические группы и полагает, что славяне не составляли в этом отношении какого-либо исключения. Мнение Я. Филипа разделяется многими чехословацкими и польскими археологами...
В I тысячелетии до н.э., как и в предыдущий период, лужицким раннеславянским племенам принадлежал бассейн двух больших среднеевропейских рек - Одера и Вислы. На севере они владели побережьем Балтийского моря от устья Вислы до устья Одера. На западе их поселения простирались до верхнего течения Эльбы, где проходила граница с областью племен иного характера, в которых усматривают предков германцев и кельтов. На юге область распространения лужицких племен захватывала верховья левых притоков Среднего Дуная - Моравы, Вага и Грона, а может быть, в некоторых местах доходила и до Дуная, где начинались поселения гальштатских, иначе иллирийских, племен. Наконец, на востоке их граница проходила по водоразделу Вислы и Немана, отделяя лужицкие племена от племен лето-литовской группы, а южнее достигала верховьев Припяти и Днестра. Здесь лужицкие племена граничили с высоцкими и другими близкими им протославянскими племенами междуречья Днестра и Среднего Днепра.
Археологическими памятниками лужицких племен являются остатки многочисленных поселений, среди которых в I тысячелетии до н.э. имелось не мало укрепленных, обнесенных валами и рвами и расположенных на высоких труднодоступных местах или, значительно реже, на островках среди озер и болот. Поселения сопровождались могильниками, состоящими из остатков трупосожжений, помещенных в глиняные сосуды - урны. Последних бывает, как правило, по нескольку штук в одной могиле. В отдельных случаях над лужицкими могилами насыпались невысокие курганы; обычно же никаких внешних признаков, сохранившихся до настоящего времени, они не имеют. Такой погребальный обряд является одной из наиболее характерных особенностей лужицких племен, нередко называемых вследствие этого племенами полей погребальных урн. Этот погребальный обряд пережил на территории Средней и Восточной Европы многие столетия и впоследствии явился одной из характерных этно-графических особенностей раннесредневековой славянской культуры.
Лужицкие племена имели развитое земледельческо-скотоводческое хозяйство. При исследовании их поселений, среди которых большую известность приобрело торфяниковое поселение на Бискупинском озере в Польше, относящееся к VI-V вв. до н.э. или к несколько более раннему времени, были найдены многочисленные остатки культурных растений - пшеницы, ячменя, проса, чечевицы, бобов, гороха, мака, репы. Найдено несколько роговых мотыг, серпы из бронзы и железа и каменные зернотерки. Интереснейшей находкой, сделанной в Бискупинском поселении, являются остатки примитивного пашенного орудия типа рала, сделанного из дерева и возможно имевшего металлический наральник. Там были найдены также части массивных деревянных колесниц, свидетельствующие о том, что у лужицких племен имелся упряжной скот, применявшийся, несомненно, и в земледелии.
Из огромного количества костей животных, найденных в Бискупинском поселении, 98,8% принадлежали домашним животным - свиньям, коровам, лошадям, овцам и козам и только 1,2% - диким животным и рыбам. Бискупинские собаки напоминали современных овчарок. Найдены глиняные мисы с отверстиями на дне, служившие для изготовления сыра.
Лужицким племенам были хорошо знакомы кузнечное и меднолитейное дело, о чем говорят находки орудий этих производств и многочисленные металлические изделия, прядение и ткачество, обработка кости и рога. Они изготовляли разнообразную глиняную посуду, как более грубую, кухонную, так и нарядную, орнаментированную, нередко покрытую по поверхности лощением.
р.14
Рис.14. Глиняная посуда и деревянное блюдо из торфяника на Бискупинском озере в Польше
Глиняная посуда, отличающаяся большим разнообразием форм и совершенством выделки, является одной из наиболее характерных черт материальной культуры лужицких племен (рис.14).
Кроме поселений и погребений, от лужицких племен сохранились многочисленные клады, говорящие об экономических связях как в местной среде, так и с отдаленными областями. В большинстве случаев эти клады бронзовых изделий, предназначенных для продажи, или так называемые клады литейщиков, состоящие из сломанных или дефектных предметов, предназначенных к переплавке. Об экономических связях с отдаленными областями свидетельствуют находки в лужицких землях предметов восточного-скифского и южного - гальштатского и италийского происхождения...
р.16
Рис.16. Реконструкция лужицкого поселения на Бискупинском озере в Польше. Реконструкция ворот того же поселения
Замечательное лужицкое поселение в торфянике на Бискупинском озере, расположенное некогда на острове и окруженное мощной деревянной оградой, состояло из нескольких длинных бревенчатых домов, разделенных на однотипные секции - квадратные помещения с сенями. Находки, сделанные в этих домах, свидетельствуют об отсутствии сколько-нибудь заметной имущественной дифференциации их обитателей. Бискупинское поселение - это типичное первобытное гнездо, родовое или общинное, объединяющее внутри своих стен несколько больших патриархальных семей (рис.16)
Такой же вывод следует сделать и из рассмотрения лужицких могильных памятников, отличающихся значительным однообразием и совсем непохожих, например, на курганные кладбища Скифии или иллирийские могильники, где наблюдается резкая имущественная дифференциация погребенных и наряду с могилами бедноты и рядовых членов общества известны богатейшие погребения знати. Лишь в позднелужицкое время в некоторых погребальных памятниках, преимущественно в южных областях, начинают появляться признаки имущественного неравенства.
Нельзя также полностью согласиться с господствующим в чехословацкой и польской литературе мнением, что появление укрепленных поселений у лужицких племен было вызвано прежде всего потребностью защищать страну от внешнего врага, например от кельтов или скифов, совершавших набеги на лужицкие земли. Укрепленные поселения, подобные лужицким городищам, в конце эпохи бронзы и в начале железного века, судя по археологическим и этнографическим данным, имелись повсеместно. Их возникновение, относящееся к тому периоду в истории общества, когда война становится постоянным промыслом, было вполне закономерным и неизбежным явлением в истории поселений. Валы, рвы и деревянные ограды укреплений были призваны защищать жителей, а также обитателей окрестных открытых поселков, принадлежащих к тому же роду или общине, не только от далекого врага, но и прежде всего от набегов соседних родов или племен. Они должны были оберегать скот, урожай хлебов, ограждать обитателей от кровной мести и т.д. Укрепленные поселения были необходимы в условиях внутренней политической неустойчивости, характерной для данного этапа в развитии первобытно-общинного строя.
Большой интерес представляет изучение локальных групп лужицкого населения. По характеру погребального обряда и формам глиняной посуды польские и чехословацкие археологи различают не менее десяти таких групп, обычно связанных с бассейнами рек или другими естественно очерченными местностями. Так, на побережье Балтийского моря между низовьями Вислы и Одера выделяется поморско-кошубская группа, в низовьях Одера - горицкая группа, в верховьях этой реки - силезско-малопольская и моравская группы. На Висле известны холмская, средневисленская и жаркобрежская группы лужицкого населения и т.д. Разные авторы дают несколько отличающиеся друг от друга карты локальных групп лужицкого населения, потому что данных для окончательного решения вопроса еще недостаточно. Область каждой группы имела приблизительно от 100 до 200 км в поперечнике. Очень возможно, что эти группы представляли собой не что иное, как отдельные лужицкие племена. Если это предположение окажется правильным, то перед археологической наукой откроется широкая возможность изучения внутренней жизни отдельных раннеславянских племен Средней Европы.
П.Н. Третьяков. Восточнославянские племена, изд.2, М., 1953, с.67-82
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_729.htm
http://shard1.narod.ru/biblio1.htm (с илл.) 4,6 Mb
урна из Тлукома
Памятная урна из Тлукома (бассейн Нижней Вислы). Середина VIII в. до.н.э. - конец V в. до н.э.
Как показали исследования, крупные родовые посёлки создателей лужицкой культуры располагались довольно близко, иногда на расстоянии 10-15 км одно от другого. Некоторые из них были открытыми селищами, некоторые - укреплёнными поселениями. Часто эти поселения устраивали на берегах рек и озёр таким образом, чтобы как можно выгоднее использовать естественные условия защиты. Жилища внутри поселений располагались иногда по кругу, вдоль вала, иногда разбросанно по всей площадке без всякого порядка. При раскопках на поселениях находят многочисленные обломки посуды, мотыги, железные серпы, топоры, каменные зернотёрки, зерно различных злаков; особенно многочисленны кости домашних животных, мелкие орудия труда, в том числе глиняные пряслица от веретён.
Наиболее хорошо исследован родовой посёлок на Бискупинском озере близ Познани. Бискупинское поселение, расположенное на мысу, выдававшемся в озеро, существовало в период между 700 и 400г. до н.э. Весь посёлок был огорожен оборонительной стеной, выстроенной из трёх рядов деревянных срубов, заполненных плотно утрамбованной глиной и землёй. Редкая сохранность остатков домов позволяет заключить, что посёлок состоял из длинных зданий, расположенных вдоль восьми параллельных улиц. Дома здесь строили на каркасах из вертикальных сосновых столбов. Стены были сложены из крупных горизонтальных плах или брёвен с затёсанными концами, вставленными в продольные пазы столбов. Крыши, как полагают археологи, были двускатные. Каждый дом делился на изолированные секции площадью в 70-80 кв. м. План почти всех секций, вскрытых при раскопках, был одинаков: отдельный вход, обязательно с южной стороны дома, вёл в небольшие сени, за которыми располагалась большая комната с очагом. Очаги были, круглыми или прямоугольными, сложенными из камней, иногда обмазанными глиной. Среди находок на поселении следует прежде всего указать на большое количество обугленных зёрен пшеницы, ржи, ячменя, гороха, льна, а также многочисленные кости рогатого скота и свиней, при значительно меньшем числе костей диких животных и птиц.
Из орудий производства упомянем деревянную соху, роговую мотыгу на деревянной ручке, разнообразные роговые и костяные наконечники стрел, проколки, шилья и т.д. Не менее разнообразны изделия из бронзы и железа-шилья, крючки, ножи, серпы, кольца и т.п. Глиняная посуда жителей Бискупинского поселения покрыта чёрной графитовой краской. Орнамент здесь такой же, как и на всей керамике лужицкой культуры: геометрические узоры (например, заштрихованные треугольники), стилизованные изображения людей и животных. Гораздо живее выглядят глиняные фигурки птиц, которые были найдены среди детских игрушек в Бискупине. Некоторые из найденных предметов свидетельствуют о торговых сношениях жителей этого поселения с причерноморскими племенами - Олег Всеволодович Кудрявцев. 1955
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st025.shtml
http://www.history-at-russia.ru/do-ne/slavyanskie-plemena.html

Эберсвальдский клад
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_176.htm
Алатырь - бел-горюч камень - всем камням отец
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_263.htm
Что за кони в Лешуконье?
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_175.htm
Да потягне в неби комнощь Суражию
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_378.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001