Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
16 января, вечер - Луна (Ф= 0,88) близ Плеяд
от 13.01.11
  
Iсходны словесы


В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва а в Зорiе седава до Врат Тамо ждехом све спЪва защате а Влеса слвiте од вЪк до век i Хрмiну iу яква блестще огнема многа а ства Ягнiце чста То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте а злаке сЪяте а жняте вЪна вЪнъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнiща а цтеть Го яко Оце Божска Оцем нашем а Матерем Слва якове нас оущаще до Бозе наше а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ Тако iдехом сте а не будехом ста енва хлЪбожравце нiже славуне Русе якове Бзем славу спЪващут а тако суть Славуне о то


Чий же то плужок найраньше выйшов?
Ой, дай Боже!
Васильив плужок найранше выйшов,
Сам милый Господь волики гонить,
Пречиста Дева естоньки носит,
А святый Петро за плугом ходит,
Естоньки носит, все Бога просит:
Ой роди, Боже, жито, пшеницю,
Жито, пшеницю, всяку пашницю! -
Буде пшеничка Богу на хвалу,
Богу на хвалу, людём на дару,
Будут женчики все молодчики,
Будут волоньки як повозоньки,
Будут кононьки, яко звездоньки,
Будут снопоньки, як дробен дожджик,
Будут возити, в стоги стожити,
А в ширь ширити, а в вись висити;
А на вершечку сив сокол сидит,
Сив сокол сидит, в море ся дивит
В море ся дивит, рыбоньку ловит,
Рыбоньку ловит господареви,
Господареви на вечероньку,
Господареви й господиноньце,
Господиноньце й всей челядонце
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm
88737
Издревле наиболее почитаемым занятием на Руси было сельское хозяйство. Без скотоводства  и земледелия наш предок не мыслил жизни ни для себя, ни для своих богов и героев, которыми фантазия древних заселила звёздное небо. Да и само звёздное небо, думали когда-то, появилось потому, что бог неба Сварог распахал небосвод плугом и засеял его звёздами.
Любопытно, что до наших дней сохранились новогодние колядки, в которых звучит вопрос: Чей же это плужок раньше всех вышел? или описание того, как в поле, в поле, в чистом поле там же мне пашет золотой плужок. Ещё, пожалуй, любопытнее, что этот золотой плужок действительно можно увидеть. Зимним вечером он выплывает из-за горизонта на востоке и в течение ночи прокладывает борозду через весь небосвод. Плугом называлась в Древней Руси главная часть созвездия Тельца. Потом чаще стали звучать сходные по смыслу названия - Соха, Чепигы (рукоятки плуга и сохи).
Пашет зимнее небо золотой Плуг, а рядом с ним, в созвездии Тельца, выделяется очень компактная и хорошо заметная звёздная группа Плеяды. Это звёздное скопление занимает на небе очень маленькую площадь, примерно равную видимому диску Солнца и Луны. Тем не менее, в этой точке на небе древние наблюдатели различали семь звёзд. При помощи телескопа можно обнаружить в Плеядах около трёхсот звёзд. Одно из древнерусских названий Плеяд - Седьм Звёзд. Эта звёздная группа была известна повсеместно. Для неё в русском языке найдено 37 названий. Наиболее распространённые - Стожары, Волосины и Влашичи. Это дети Волоса, или Велеса, - очень почитаемого древними славянами бога изобилия. А поскольку изобилие зависело от успешного производства и продажи сельскохозяйственных продуктов, то Волос и бог земледельцев, дающий нивам плодородие, и бог торговли, и бог пастухов, да и сам пастух. Влахами, волохами или велесами называли пастухов. Конечно, Велес пасёт свои стада на небе. Он сын всемогущего Сварога, Месяц Сварожич...
Зимой после захода Солнца Плуг и Влашичи восходят в восточной стороне. Весной сразу после захода Солнца Влашичи сходят на землю в западной стороне неба и там же вонзается в землю звёздный клин Плуга. Небесные пахари начинают обрабатывать Землю - это сигнал к началу полевых работ на земле
Александр Владимирович Напалков (Костино, Петушинский район Владимировской области). Звездные картины Древней Руси. 22.03.2008
http://muzeum-potehi.ucoz.ru/publ/1-1-0-9
От 1649г. декабря 13, в памяти Верхотурского воеводы рафа Всеволожского приказщику Ирбитской слободы Григорью Барыбину упоминается о каком-то Плуте: а о Рожестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужского и женского полу многие люди в бесовское сонмище, по дьявольской прелесте, во многое бесовское действо, играют во всякие бесовские игры; а в навечерие Рожества Христова, и Васильева дни, и Богоявления Господня, клички бесовские кличут, Коляду и Таусень и Плуту (Акты истор. т.IV, 125)...
От 1628г. 24 декабря мы имеем грамоту царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета: Великий Государь Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всея Руси указал: кликать бирючю по рядом, и по улицам, и по слободам, и в сотнях, чтобы с кобылками не ходили и на игрища б мирские люди не сходилися, тем бы смуты православным крестьяном не было, и Коледы б и Овсеня и Плуга не кликали (Акты историческ. Т. III, N 92, с.96). В другой грамоте царя Алексея Михайловича от 1649г. мы читаем: Ведомо нам учинилось, что на Москве, наперед сего в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в земляном городех, и за городом, и по переулкам...в навечернии Рождества Христова кликали многие люди Коляду и Усень (Овсень), а в навечернии Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве же чинится безчинство: многие люди поют бесовские скверные песни. Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дня собираются на игрища бесовские...и игрецы бесовские - скоморохи с домрами, и с дудами, и с медведи ходят (Москвитянин. 1843г. N1, 237-240; Православн. Собеседн. 1865г. ч.II, 285; Странник. 1877г. т.IV, 55)
М. Соколов. Старо-русские солнечные боги и богини, 1887, с.38,51-52
http://www.twirpx.com/file/229016/
Любя привлекать и природу к участию в своих делах, в своих забавах, весельи и в печали, сербский народ в своей песне вспоминает часто и влашичей. Между прочим одна подгородицкая песня устраивает из них целое коло:
Сунце игра преко ведра неба.
А влашичи преко Влашке земле.
У влашича чудно коло игра:
У то коло деветь стрвица.
Свака ишра своiием дьевером;
ЛЪна Яня покрай коло сама, и т.д.
Павел Аполлонович Ровинский. Мировоззрение черногорского народа (Чтение в отделении Этнографии 31 января 1881)
...По мнению Квашнина-Самарина (Беседа, 1872, т.IV, От. сл. м.), пастырем небесных стад (=звезд и пр.) представлялся и Месяц (двурогий), который потому и отожествлялся в мифе с Волосом. В качестве скотьего бога Волос первоначально заведовал небесными мифическими стадами (Аф. I, XIII), был их владыкою и пастырем, - потом, с утратою народом сознательного отношения к своим старинным представлениям ему приписано было охранение обыкновенных земных стад...От культа Волосу до нашего времени остался также обряд опахивания села во время коровьей смерти. В этом обряде видно действенное значение Волоса - как скотьего бога и вместе с тем как покровителя земледелия. Ночное шествие (см. пред. с.31, об отношении Волоса к ночному светилу месяцу) открывается образом св. Власия (Власий=Волос), которого имя постоянно слышится в песнях обряда. Главное действие при этом есть, опахивание села, обведя его чародейным кругом посредством сохи (соха=плуг, оружие бога-громовика, которым он, по древнейшему представлению, бороздит облачное небо (Аф. I, 562=4))
М.Б. Никифоровский. Русское язычество. Опыт популярного изложения исторических сведений о язычестве. СПб., 1875, c.31-32
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_359.htm
Брат солнца - месяц. Так он именуется во многих песнях. Но здесь место упомянуть о другом мифе, который у литовцев сохранился и по ныне, а в старину был и у славян и, сколько можно судить, предшествовал тому, который мы сейчас разбирали. По этому мифу солнце - женщина, а месяц - мужчина (Аф. т.1, с.73). Они вступили в брак в начале времен, но месяц влюбился в денницу и покинул свою жену, которая до сих пор гоняется за ним, по свету, но безуспешно. Обрывки этого предания можно встретить во многих славянских песнях и повериях, но, кажется, но, кажется, это не более чем остаток глубочайшей старины, относящийся к тому времени, когда славяне и литовцы составляли еще один народ. Вообще же славянская мифология считает солнце богом, а не богинею.
Теперь следует решить вопрос, как звали месяц славяне. Наше мнение, общее впрочем и некоторым другим, то, что месяц есть Велес или Волос, скотий бог. Возражения, которые иные делали против этого, слабы. Прежде всего месяц должен иметь мифическое имя, а кроме Велеса с кем из богов можно его отождествить хотя с некоторым правдоподобием? Во-вторых, Велес и месяц имеют много точек соприкосновения. Рогатый месяц прямо просился в боги скота: загадки даже называют его лысым волом (там же, стр. 162). Пастухи, кочующие в поле, к кому должны были обращаться с молитвой о своих стадах, если не к месяцу? Сравнение месяца с пастырем, а звезд с овцами, самое естественное и действительно употребляется в народе (там же, с.192). Пастуху всегда придавалась свирель, да и по занятиям своим он более, чем кто-нибудь другой, имеет удобства заниматься музыкой и песням, - и вот свирель дали и Велесу месяцу, и певцов (например Бояна) зовут Велесовыми внуками (сравните пастыря Апполона, он же и бог поэзии).
Н. Квашнин-Самарин. Беседы 1872, т.IV, с.219-268. Очерк Славянской Мифологии. с.256-57
Изображение Солнца на рушнике
Изображение Солнца на рушнике
Изображение Луны на рушнике
Изображение Луны на рушнике
Изображение звезды на рушнике
Изображение звезды на рушнике
Изображение Святой Дороги (Млечный Путь) на рушнике
Изображение Святой Дороги (Млечный Путь) на рушнике
Прыехала Каляда y вазочку
Да на сiвенькiм канёчку.
Прыехала Каляда yвечары,
Прывезла дудак рэшата.
Паставiла дудкi на стаyпе,
А сама села на куце
Тимофей Вячеславович Авилин. Белорусская народная астрономия. Историко-астрономические исследования, Выпуск 31, Москва, 2006, с.314-332, 658 Кb
http://www.drevnosti.org
Тимофей Вячеславович Авилин. Беларуская народная астранімія
http://aviti.livejournal.com
Тимофей Вячеславович Авилин. Белорусские названия созвездий II: Плеяды
http://www.astronet.ru/db/msg/1199717/rindex.html
Пушан
Сначала давние народы рассматривали зодиак не только как путь Солнца, но и как путь Луны, потому что Луну быстрее проходит свой небесный путь, чем Солнце. Месяц осматривает весь зодиак за 27 суток 8 часов. Отсюда - древние названия Солнца и Луны: Око.
В давние времена народы делили зодиак на 28 созвездий (обиталищ Луны). Так было у арабов, иранцев, индейцев, коптел, китайцев. Первым созвездием месячного зодиака у арабов были Рога - (созвездие Телец), вторым - Брюхо Овна (созвездие Овен). Лишь халдеи всегда делили зодиак на 12 знаков (12 южных и 12 северных). В дохристианской Византии, кроме храмов Солнцу, Луне и Зоре-Венере, существовали также 12 идолов созвездия зодиака.
В эпоху, когда главным созвездием зодиака был Телец (к которому входит Волосожар; IV-II тыс. до н.э.), на Поднепровъе главным богом был небесный бык - Волос, или Тур (именно слово Волосожар означает небо Волоса). В известном древнегреческом мифе о похищении Европы Зевс под видом быка похитил дочку царя финикийца Атенора и перенес ее на остров Крит. Можно сделать вывод, что это было в IV-IIІ тыс. до н.э., когда главным божеством был небесный бык Телец (Волос)...Волос (Тур), а по-латински Taurus и скопление Плеяд (Стожары, Баба, Курица) - самые древние созвездия из известных первобытным народам. В астрономии Гесиода Плеяды (Квочка, Баба) разделяют год на две части: когда они впервые всходят утром - начало лета, а когда утром заходят - начало зимы (вот откуда название бабье лето)
О.П. Знойко. Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_168.htm
Волосыни, у русских мифологизированный образ созвездия Плеяд. В. упоминаются уже у Афанасия Никитина (15в.): на Великий же день Волосыни да Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток (Кола - Б. Медведица, представляемая в виде повозки, а Лось - архаическое название Полярной звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами (см. мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно, связываются с Родом, подобно тому, как В. в конечном счёте связаны с другой (территориальной) формой объединения людей - волостью. Название Плеяд В. соотносимо с культом Волоса-Велеса, который на севере Руси и в Поволжье соединился с культом медведя (волосатого, в табуистическом обозначении): сияние В. предвещает удачу в охоте на медведя. В день св. Власия (сменившего Велеса - христианского покровителя животных) в Тульской губернии совершался ритуал окликания звезды; когда на небе появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить огнём негасимым белояровых овец, умножить их приплод (чтоб овец было больше, чем звёзд на небе). Позднее название В. переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов - Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-русск. Власожелищи, Власожелы, власожельский. Бабы и т.п. (ср. сербско-хорв. Влашичи, Плеяды, болг. власците, Орион, Плеяды, власите Орион и т.п.). В ряде этих названий очевидно присутствует мотив женщин (ср. Бабы, Плеяды); образ волос неизменно связывается с этим мотивом, ср. укр. Волосом свiтити-быть девицей, Волосом засвiтила (о замужней женщине) и т.п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; непетый волос (о девице), петый волос (о замужней женщине) и т.п. В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть, для этого же зорнили пряжу, т.е. выносили ее на три зори). Все эти мотивы - звёзды, зори, наказание женщины, пряжа (волос), скот и т.п.- отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестёр) - в созвездие как результат спасения их от преследователя или в наказание за вину. В этом контексте В. - небесное созвездие - могло бы пониматься и как образ небесного стада (напр., коров, ср. власьевна, как обозначение коровы, или обозначение в загадках звезд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае В. могут толковаться как жёны Волоса: Волос - Волосыни (или Волосыня), подобно Перун - Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью того же суффикса - ыня. Аналогичным образом построено имя жены ведийского Варуны (родственного Велесу) - Варунани. Образ В. связан, таким образом с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе); это подтверждается наличием других женских персонажей с корнем Vel-/Vol-, ср. в русской традиции елёсиха (мужской образ ёлс), македонскую самовилу Велу, литовского Виелону, латышскую Велю мате, мать усопших (см. Веле). Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ В., хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для В. может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ. Реальность этой реконструкции подтверждается как греческим образом загробного царства - Елисейских полей (тот же корень vel-), так и языковыми данными - и -е. vel-: vol- в значении смерть, умерший и т.п.
В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Мифологический словарь, М., Советская энциклопедия, 1990
http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s08/a000853.shtml
Индийцы пользуются лунными станциями точно также, как пользуются знаками зодиака…3 Лунная станция - Криттика (число звезд 6 - Плеяды, Долгота - знак зодиака 1, градус 7, минуты 28. Широта - части 5, минуты 0. Северная широта)…3 лунная стоянка - Криттика, соотносится с месяцем Карттика (оказывает людям добро и управляет ими. Согласно необщепринятым сообщениям соответствует Пушану, по Адитья-пуране - Бхага, по Вишну-дхарме - Дхатри (Примечание. В более древнюю эпоху первой по порядку стоянкой считалась Криттика, поэтому с нее начинается перечисление))
Абу Рейхан Бируни. Индия. 1030г. О лунных станциях. О названии светил
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_581.htm
в XVIIIв. зародилась идея о том, что Млечный Путь является единой звездной системой, которая, подобно солнечной, управляется притяжением центрального солнца. Существование такого колоссального центрального тела допускал еще в 1847г. астроном Медлер (он принимал самую яркую звезду в Плеядах - Альциону - за центральное солнц), но его доводы были признаны несостоятельными и идея центрального солнца вскоре была окончательно оставлена. Стало ясно, что звездная система по своему строению вовсе не похожа на планетную, и именно поэтому все попытки найти центральное солнце окончились неудачей
Г.А. Гурев. Системы Мира от древнейших времён до наших дней. XXIX. Эволюция идей о строении вселенной
http://vzgljadnamir.narod.ru/biblioteka/GurevHTML/Gurev29.htm
Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней
Велимир Хлебников
Волосыни

http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_915.htm
За рекою, за быстрою
Огни горят великие

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001