Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Коляда
от 22.12.10
  
Iсходны словесы


Слвiхом ДаьБо А буде Ты нашь Пъкрвiтел а Застоупiщ од Коляды до Коляды А плодi на полеха даяшет трвы на скотiя А Да намо во све днiе гъвядя оумножiтiсе а зьрна жiтня множесть абыхом медъвiщi затвржетi а пещi Бга Свта Слвiтi Соуронже бость одрещен одо зiмы а тецi на льто Тому бо поемо Славу яко Оцi во полЪх...

Ряженые Рожи. Святки в деревне. Коляда. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П.Е. Коверзнева. 1880
Коляда
В каждом селе есть люди, одаренные или поэтическим настроением, или счастливою памятью, есть свои певцы и певицы (спеваки и спевачки на все село); они-то сохраняют, поддерживают и распространяют народную песенность. В зимние вечера, при сельских сходках, вечерницах и досветках, в летнюю пору при работе, дома при хозяйстве, или в дальней полонине за овцами, везде у горца готовая песня в устах. В руках у него или за поясом, свирелочка, готовая разжалобить его душу, заставить думать, а там и спеть песню, думку или коломыйку. Женщины при работе не молчат: в холодочку, под ветвистым явором, прядут кудели, вечно у них в уме известная песня, сообразная настроению души, и грустный напев размывается раскатными струями среди шума горных притоков и гремящих водопадов по скалистым горам, дремучим лесам и цветущим надречным лугам. Самая песня, как вдохновение, или впечатление, мгновение, выливается в лирической форме коломыйки и складывается в двух, четырех или шести стихах.
Обыкновенно картина из окружающей природы, соответствующий настроению духа образ души - чувство радости и удовольствия, отголосок жалю и грусти, ожидание милого, воспоминание о счастье любви с милым, нарекание на неверность его - таковы обычные предметы песен. Нередко картина с природы подобрана к ощущению души так метко, что чувствуется меж ними какое-то подобие, или символ подобия, так, как, бы рифма мыслей соответствует рифме языковой формы. В гостинице, на свадьбах и общественных забавах слышатся также песни, сопровождаемые веселой пляской. Горные страны богаче других песнями этого рода.
Но первые и главные между песнями, это обрядные песни, которые поются в урочное время, при известных по преданию установленных, обрядностях и праздниках, общественных и семейных играх и увеселениях. Коляды, гальки, ладканья и др. песни, это сокровищница народной поэзии, общий народный клад, неизчерпаемый источник преданий, из которого народные певцы и певицы берут мотивы для своих творений, разнообразясь в частностях, но, однако же, не отклоняясь от своего средоточия. В них находятся отголоски доисторического, даже мифического периода, покрытые наслоениями поэтических отливов разных времен: в них обломки старинной жизни, сохранившееся в живописных картинах прежнего, более привольного быта. Нередко новые события облекаются в обновленную поэтическую форму, удерживая в главных чертах колорит. По образцам песни, думки и всякого рода спеванки, также плясовые песни - коломыйки, шумки, чабарашки и пр., придерживаются первообразов старинных песен. Все дышит заветной стариной, своеобразным бытом и чисто народным духом.

Ой из за горы, за зеленои,
Ой дай, Боже!
Выходит же нам чорна хмаронька,
Але не е то чорна хмаронька,
Але не е то напередовец,
Напередовец, красный молодец:
Заперезався чорнов ожинов,
За тов ожинов на три трубоньки:
Перша трубонька та роговая,
Другая трубонька та золотая,
Третя трубонька та журбовая.
Та як затрубит та в роговую,
То врадуеся вся зверь в поли;
Та як затрубит та в золотую,
То врадуеся вся рыба в море;
Та як затрубит та в жубровую,
То врадуеся весь мир на земли

Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Часть III.2. Чтения в Императорском Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 24 дек. 1880

с.27
Ой в чистом поле близко дороги,
Ой дай, Боже!
Стоит ми, стоит, церковця нова,
Церковця нова, побудована,
Побудована с трёма вершечки,
С трёма вершечки, с двома оконцы;
На тых вершечках три голубоньки;
По под церковцю лежит стежечка;
Надошли ж нею два мысливчики,
Та й высмотрели три голубчики,
Та й взяли они, гей, померяти,
А голубчики т ним промовляют:
Меряй, померяй, а в нас не стреляй!
Ой бо жь мы не е три голубоньки,
Але жь бо мы е три Ангелоньки,
Три Ангелоньки з небес зосланы.
Чому жь так не е, як було давно
Як було давно, а в преждевеку:
А в преждевеку, з перводеянья?
Святам Николам пива не варят,
Святам Рождеством службы не служат,
Святам Водорщам свечи не сучат;
Бо уже давно, як правды нема,
Уже ся Цари повоёвали,
Бо Царь на Царя войско сбирае,
А брат на брата мечем рубае,
Сестра сестрици чары готуе,
Ой бо сын вотця до права тягае,
Донька на матерь гнев поднимае,
Ой бо кум кума зводит з розума,
Сусед суседа збавляе хлеба.

1. Запевы колядок

Подходя под окна хижины или дома проводник колядных певцов, называемых в Стрыйковском и Станиславском округе - вайда, или береза, в Коломыйском - ватаг, приговаривает, припевая:

1 От сему дому, от веселому,
Ци повелите коледовати,
Коледовати, дом звеселити,
Дом звеселити,
Дети збудити?
Кому хорошо в дому.

2 Ой, пОмогай Бог, пан господарю,
До тебе!
Вот тебе кличе на порАдочку
До себе!
Идут до тебе лЮбыи гости,
ЛЮбыи гости, все коляднички,
Все коляднички, все молодчики.
Вечер добрый, пан господарю!
Чи е ты дома?
Чи нема? Дай ся чути!
Чи позволите колядовати,
Колядовати, дом звеселите?

Хозяин отзывается: Колядуйте! Просимо!

3 В Саноцком же округе, у Лемков, так начинают:
Эй, пОдеме мы по колядонце,
ПОдеме,
По месяченьку, на всю ноченьку.
Эй, дома сь пане, господарь милый!
Бог в тебе!
Отворь окОнко, покаж личенько,
До себе!
Мы тя любимее, не обходимее,
Бог в тебе!
Покаж личенько, наше серденько,
До себе!

Хозяин (газда) выглядывая в окошко, говорит из комнаты: Весельтеся, весельте!
После того вайда становится в средине пред передними окнами, за ним все колядники полукругом и, обнимаясь руками, поют, слегка покачиваясь по сторонам, прежде хозяину дома, потом хозяйке, детям (если есть), т.е. парням и мальчикам, наконец девушкам, взрослым и малым, даже грудным младенцам, называя всякое лицо по имени, с припевом к каждому стиху…

2. Благожелания или послепения колядок хозяевам и хозяйкам

После всякой коляды обыкновенно прибавляют благожелания, т.е. пожелания лицу, которому колядовали, счастия и благополучия. И так припевают хозяевам:

1 Та нехай буде Богу на хвалу,
Богу на хвалу, людём на славу!

2 Бувай же здоров, пан господарю,
Не сам с собою, с своею женою,
С своею женою, зо всем челядков!

3 Бувай же здоров, пан господарейку,
У своем дому с своев женою!
Счастье на двОр, а здоровлье в той дом,
Счастье на двор на худобойку,
А здоровлье в той дом на челядойку!

4 Бувай же здоров, господареньку,
Господареньку, на имя Иване!
Хозяйке: Бувай здорова, господиненька
Господиненька, на имя Мария!
Дай же ти, Боже, в дому здоровлье,
В дому здоровлье межи челядку,
На подворенько меж имененько!
Виншуёмо ти счастьём, здоровльём,
Счастьём, здоровльём та й тов колядов.

5 А за сим словом бувай же здоров,
Бувай же здоров, господареньку,
Господареньку на имя Иване,
Хозяйке: Бувай же здорова господиненька,
Господиненька на имя Мария!
Дай же ти, Боже, в дому здоровлье,
В дому здоровлье на челядочку,
На челядочку на домовую,
Та й на худобку на роговую!
Поздравляем тя святыми святы,
Святыми святы все роковыми,
Все роковыми, все Роздвяными.

6 Бувай же здоров, пан господарю!
З своев милою господинкою,
Зо всею посполь челядочкою!
Дай же ти, Боже, а в серед Святых,
А в серед Святых запровадити,
Запровадити в счастью, в здоровлью,
В счастью, в здоровлю, в лепшей радости,
В лепшей радости, а без жалости!

3. Благожелания или послепения колядок паробкам и хлопцам

1 Бувай ми здоров, кречный молодче,
Кречный молодче, чом Василеньку,
Не сам собою, с вотцем, с маткою,
С вотцем, с маткою, с всём челядкою!

2 Бувай здоровый, прекрасный молодче,
Прекрасный молодче, чом Василеньку!
Рости тонко, высоко,
Свому отцеви на услужейку,
Свому братове на утешейку,
А людским деткам на завидойку!

3 Бувай же здоров, белый молодче,
Белый молодче, на имя Васильку!
Дай же ти, Боже, счастье, здоровлье,
Счастье, здоровлье, добрую долю!
Виншуемо тя счастьём, здоровльём,
Счастьём, здоровльём, та й тов колядов.

4 А за сим словом бувай же здоров!
Бувай же здоров, белый молодче,
Белый молодче, на имя Василю,
Не сам с собою, с отцом, с маткою,
Дай же ти, Боже, в городе зелье,
В городу зелье, в дому веселье,
Поздравляем тя Святыми Святы,
Святыми Святы, все роковыми,
Все роковыми, все РОздвяными.

5 А за сим словом бувай же здоров,
Бувай же здоров, белый молодче,
Белый молодче, на имя Василю,
Не сам с собою, с отцем, маткою,
С отцем, с маткою и с челядкою,
И с братчиками, та й с сестричками,
Та й с усеем родом, с красным обходом!
Дай же ти, Боже, в городе зелье,
В городе зелье, в доме веселье,
В дому веселье борзо весельне,
Борзо весельне, на славу втешне!
Рости же великий, будь долговечный,
Будь долговечный и Богу вдячный,
Будь Богу вдячный, людем величный,
Отцу та й матце на утехочку,
А людем добрым на порядочку!
Поздравляем тя счастьём, здоровльём,
Счастьём, здоровльём, зеленым венком,
Зеленым венком, краснов паненков,
Краснов паненков, добров долечков.

6 Бувай здоровый, красный панычу!
И с своим милым а и с батеньков,
С своей милой и с матенкою,
С своей посполу и челядкою!

4 Благожелания или послепения девкам или девчатам

1 Бувай же здорова, кречная панно!
Ой дай, Боже!
Кречная панно, чом Анниченько!
Не сама с собов, с вотцем, с маткою,
С вотцем, с маткою, с всёв челядкою,
Ой дай, Боже!

2 Бувай здорова, прекрасная панно!
Прекрасная панно, чом Ганнусенько,
Рости тонко, высоко,
Своему отцовы на услужейку,
Своему братове на утешейку,
А людским деткам на завидойку!

3 Бувай же здорова, красна панноччко!
Красна панночко, на имя Анничко,
Дай же ти, Боже, счастье, здоровлье,
Счастье, здоровлье, добрую долю,
Виншуемо тя счастям, здоровлям,
Счастям, здоровлям, та й тов колядов!

4 А за сим словом бувай здорова,
Бувай здорова, красная панно,
Красная панно, на имя Анничко,
Не сама с собов, с отцем и с матков!
Дай же ти, Боже, в городе зелье,
В городе зелье, в доме веселье,
Поздравляем тя Святыми Святы,
Святыми Святы, все роковыми,
Все роковыми, все Роздвяными!

5 А за сим словом бувай здорова,
Бувай здорова, красна панно,
Красна панно, на имя Анница,
Не сама с собою, с отцем, с маткою,
С отцем, с маткою и с челядкою,
И с братчиками, та й с сестричками,
Та й с усем родом, с красным обходом!
Дай же ти, Боже, в городе зелье,
В городе зелье, в дому веселье,
В дому веселье барз весельне,
Барз весельне, на славу втешне!
Рости жь велика, будь долговечна,
Будь долговечна, и Богу вдячна,
Будь Богу вдячна, людем велична,
Отцу та й матце на утехочку,
А людем добрым на порадочку!
Поздравляем тя счастём, здоровлём,
Счастём, здоровлём, красным молодцем,
Красным молодцем и добров долов.

6 Бувай здорова, красная панно,
И с своим милым а и с батеньком,
С своей милою и с матёнкою,
С своей посполу и челядкою!

7 А за сим словом бувай здорова,
Ой дай, Боже!
Бувай здорова, красная панно!
Виншуемо ти счастём, здоровлём,
Счастём, здоровлём, та й веком довгим,
Та й веком довгим, розумом добрым,
Не сама с собою, с всев челядкою,
Та й с усем домом, с Святым Богом!
Рости велика до черевика,
Вод черевика до чоловека,
Ой дай, Боже!

Благожелания Хозяину и хозяйке

1 Дай же ти, Боже, а в хате сытно,
А в хате сытно, в двОре прибытно,
На хате зелье, в хате веселье!
Даруем бчолы с пароечками,
С пароечками, с улиечками!
Гой, идь нам, и подякуй нам,
Ой шо ми тобе коледовали,
Колядовали, дом звеселили,
Як вывожечка при тузе в лузе,
Як перепелица в ерой пшенице,
Як ластовочка в новом побое,
Колько тут крышечок,
Только в загороде коровочок,
А в кошере овечок,
А в коннику коней;
По тому счастья и здоровья,
Абы сей рок в мирности и радости опроводити,
Другого дочекати,
Гой, дай Боже!

2 Ой устань, идь нам, та й подякуй нам,
Гой, дай Боже!
Та й що мы тобе сколядовали,
Сколядовали с колядниками,
Як крижулечка при тузе в лузе,
Перепеличка в ярой пшеничце,
Як ластовочка в новом побою!
Дай же ти, Боже, у поле буйно,
У поле буйно, а в саду силно,
А в саду силно, а в дому сытно!
Виншукаемо вас счастьем, здоровьем,
Гой, дай, Боже!

Отколядовав, получив от хозяина или хозяйки, коляду, т.е. дар, состоящий из денег, зернового хлеба (кукурузы), или печеного, колачей пшеничных, или сырных, иногда колбасы, куска солонины, и пр., которые дары собирает мехоноша в бесаги или мешки. Получив дар, возглашает Береза: Панове колядники! Отвечают: Чуемо! - Здойметь шапочки! Отвечают: Так чинимо (и все снимают шапки). - Даруе нас пан газда колядов. Колядники в один голос: А мы его счастьем та здоровьем. Колько в сей коляде крошечок, даруй, Боже, в загороде столько коровок, а в коннику коней, а в кошаре овечок, а в пасечце бджолок, а до того счастье та здоровье, абы Бог помог сеси Свята мирно опровадити, а на пришли роки дочекати, чого жичимо. Даруй, Господи!
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким (три части в четырёх томах). Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1878г.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm
http://www.onlinedisk.ru/file/566407 59.9 Мб
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2185203 61.7 Мб
читано 22-го декабря, 1845 года
О. Бодянский. Об одном прологе библиотеки Московской Духовной типографии и тождестве славянских божеств Хорса и Даждьбога (читано 22-го декабря, 1845 года)
читано 22-го декабря, 1845 года
Давно уже мне хотелось познакомится с разными сокровищами письменности нашей, хранящихся в библиотеках Москвы. Доступ ко многим из них, как известно, несколько лет тому, открыт, по распоряжению Высшего начальства, каждому Члену нашего Общества. Удосужась от должностных занятий, я решился, нынешним летом, приступить к постепенному обозрению Московских библиотек, принадлежащих Духовному ведомству. Начало сделано, в конце прошлого августа, с библиотеки Духовной типографии, о коей знал по слухам, что, она. Хотя не слишком обьемиста, однако же заслуживает особенное внимание разными своими рукописями и, чуть ли, не полнейшим собранием печатных книг духовного содержания, выпущенных их ея станков. Кроме того, меня влекло в нее и то обстоятельство, что в ней-то хранятся разные книги из библиотек известных наших архипастырей и других духовного звания лиц конца XVII и начала XVIII стол. Молва людская не обманула. Я действительно был награжден богато за свое любопытство. Решаясь познакомить других с драгоценностями и, просто, замечательностями, представившимися мне в ето посещение упомянутого книгохранилища, избираю, на первый раз один Пролог из число 22х, особенно привлекший мое внимание своим содержанием. Етот Пролог записан по старой росписи книгам и рукописям под N 1146, а по новой под 11 Славянским (Церковнославянским) письменным рукописям на пергамине, в поллиста. Он, судя по надписи на обертке, внутри, принадлежал Середкину монастырю, а в приписке из после
читано 22-го декабря, 1845 года
читано 22-го декабря, 1845 года
читано 22-го декабря, 1845 года
Перуна Хроса ДажьБа Мокошь (1 столб. 6-7 строка сверху)
читано 22-го декабря, 1845 года
Называю ето драгоценной находкой, не по тому, что Слово о Святом князе Владимире действительно было неизвестно доселе...
Но потому список слова етого драгоценен, что в нем встречаем известие об языческих божествах предков наших...
О. Бодянский. Об одном прологе библиотеки Московской Духовной типографии и тождестве славянских божеств Хорса и Даждьбога, Москва, 1846, с.1-10
Упоминаемая в Предании колядка в Галичине в общем употреблении:
Ой в саду, садойку
Там павойки ходят,
Там повойки ходят
И перойки ронят. И т.д.
В иных местностях поют: садочку или садоньку, павочки или павоньки, перячка или перонька.
Илья Иванович Тёрох. Отрывок из соч. Сварог. Предание
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_354.htm
Колядовати по хорутански - приносить жертву
Колядавц - жрец
Самый короткий день считался на Николу

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001