Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Дощечка 37
от 19.08.10
  
Iсходны словесы


I по тоу Дону рiецiе iесе Калка Влiка iе кромь мезжде ны i пренщая племы

Ах ты, Маныч, наша Маныч, - речка быстрая,
Протекала ты, речка Маныч, сверху донизу,
Из соляных озер до речки Дона тихого...
Старинная казачья песня
***
Дощечка Д3. О границе с готами. Публикуется впервые. На аверсе 15, на реверсе 12 строк. Содержит довольно точные данные о границе, отделявшей руссов от готов. Реверс кончается 12-й строчкой, на ней только несколько слов, показывающих, что мы имеем дело с концом изложения. Это показывает, что дощечки имели свою индивидуальность, представляя собой как бы отдельные главы, написанные к тому же разными авторами.
Аверс
1. СЕ БIЕТЬ КРОIДЛЕМА МАТР СВА ПТОIЦIА IАКОЖДЕ БРМАНОВIЕ IДIАШУТЬ НА НЕ I ГЕ РОЗ
2. ЕДЕ ЩЕЛЬ ДАIАШУТ I ТАКОВЕ ТЕЦОУТЩЕ НЕЛIЕЗОУТЬ НА НЕ А СЕ ТЕЩЕ ТУГА ВЛКА О  KPAIE  
3. НАШIЕ IАКО ДОIМОВЕ СТУПНIЕ ПОВЖДЕНI АХУТЕСЕ ДО СВРЗЕ ТАКОЖДЕ ЖАЛЕ ПЛАЩЕТЬСЕ  
4. О НОI I КЛIЩЕТЬ МАТР СВА ДО ВШНIЕГО IАКОВЬЕ ДАIА ЛЕСЕ ОГНЬ ДО ОГНIЦОI НАШIЕ  I ТЕI  
5. ПРЕБЕНДЕТЬ О ПОМОЩЕ I СЕМ ОЦЕ ВРЖЕЩЕТЬ НА ВРЗIЕ I СЕ ГЕМАТЬРЕХ  УСТУПIСЕ А ГОДЕ  
6. УСIЕДЕЩЕ НА КАЛIЦIУ МАЛОУ I ТЕЩЕ ДО БРЕЗI МРШТI I ТАКВЕ ЗЕМЕ ОДЕРЖЕШАТЬ ДО ДО
7. НЕ I ПО ТОУ ДОНУ РIЕЦЕ IЕ СЕ КАЛКА ВЛIКА ИЕ КРОМЬ МЕЖДЕ НОI I ПРЕВЩАIА ПЛIЕМОI I ТА
8. МО ГОДЕ СЕ БIЕ ЧТВАРОI СЕНТ ЛIАТОI О СВЕ ВРЗЕМ I ТОМУ IАХОМЬ СЕ МОI ЗЕМЕ НАШIУ I  РАВ
9. АХОМЬ КЛОУДНЕ ЗЕМЕ IЕЛАНШТЕМ А ТРЗЕХОМЬ ОМЕНОI СКУТЕ СКЕРI I ТУЩЕ О  СРБРЕНОI I  
10. ЗЛАТВЕНОI КОЛОI I ПIВТОI IАДЕВЕ СКЕРА I ЖIВОТЬБА НАШIА БЕНДЕТЕ О ТЕ ПОРIЕ КЛУД
11. НА I МIРНIА I СЕ ГОДЕ НАЛIЕЗЕ НА НОI ЕЩЕЖЬЕ I БIАСТЕ ПРIА ДЕСЕНТЕ ЛIАТОI I СЕ  УДРЖ
12. IЕХОМЬ ЗЕМЕ НАШIЕ ТАКОЖЬДЕ IМIАХОМЬ БРАНТЕСЕ ОД ВРЗЕХ IАК IДIАШУТЬ ОТРЕКОНЧ
13. Е СВIАТОI ОКУДЕ СВIАТОI IДОУТЬ ДО НОI I ТОI СВIАТО ПЕРВЕНО КОЛIАДЬ I ДРУЗЕ IАРЬ  
14. I КРАСНIА ГУРЕ I ОВСIЕНА ВЛIКА I МАЛА I IДIАШУТЬ ТIЕ СВIАТОI IАКОЖЬДЕ МУЖЬ IДIА
15. ШЕТЬ О ГРАДОУ ДО СЕЛОI ОГНЕЩЕНСЬТI I КIЕМ ЗЕМЕМ IРЕ ГРЕНДЕТЬ ОД НОI ДО IНIАI I ОД IНIА ДО  НОI
Реверс
1. ТЕЦЕТЕ БРАТIЕ НАШIЕ ПЛЕМЕНО О ПЛЕМЕНО РОДI О РОДI I БОIIЕТЕСЕ О СЕБIЕ НА ЗЕМIЕ Н
2. АШIЕ IАКВА НАЛЕЖДЕ НОI I НIКОЛIЖДЕ IНАМО СЕ БО СЬМЕ РУСIЩЕ СЛАВЦЕ БЗЕ НАШIА СПI
3. ЕВОI НАШIЕ I ПЛЕНСОI IГРАЩА А ПОЗОРIIШТIА О СЛАВОУ IЕХ СЕ БО СЕХОМЬ НА ЗЕМIЕ I IАХ
4. ОМЬ ПРСТЕ ДО РАНЕ СВОА А ТЛЦЕМ ДО НЬЕ АБОIХОМЬ ПО СМРТЕ СЕМЬ СТАХ ПРЕДОI  MAPMOPI
5. А I РIЕКЛА БIАХ НЕ IМАМЬ ВЕНЕТЕ ТОЕГУ IАКОI ЕСЕ ПЛНIЕН ЗЕМIЕ I НЕ МОГОЩУ IЕГО ОДI
6. ЕЛЕТЕ ОД ЕНIЕ I БЗЕ БIАЩI ТАМО ДОРIЕЩУТЬ ОТЕСОI ЕСЕ РУСIШТЬ А ПРЕБОУДЕШI ТОЕМЬ  
7. IАКО IАЛЕ СЕ ЗЕМIЕ ДО РАНЕ СВА I НЕСЕЩЕШЕ IУ ДО НАВIА О ТЕ ЩАСЕ ПОКОI А КНIЕЗЕ IЗБР
8. IАШУТЩЕ МНОГIА ВУТЦЕ I КНЕЗIА О СЕБIА I ВСЬАКОIЕ IАКОВЕ ТОIЕ ПОКНЕЗЖДЕНIЕ УВЕ
9. ЩЕ РЕЩЕНI ПРОСТI МУЖI I ТАКО СТАIАЩЕ ЗЕМЕ РАIАШУТЕ I СЕБЬ ТО КНЕЗIЕ БЕНДЕТЕ О  РЩ
10. ЕНОI ДБАТЕ ЛIУДЬЕ А ХЛIАБI I IАДЬ I ВСЕНКУ ПОЖIТЕ ОДО ЛIУДЕ СВА ДНЕСЕ IМ
11. IАХОМЬ IНIАI КНЕЗIЕ ПОЛIУДЕ БРIАЩУТЬ I О СОIНI ВЛАДЬБУ ДIАШУТЬ ОД ОЦЕ ДО СОIНЕ  
12. А АЖЬ ДЕДО ПРАВНУЧА (конец)
С. Лесной. Влесова книга - языческая летопись доолеговской Руси (история находки, текст и комментарии). Виннипег, 1966
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_354.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_355.htm
Фонд 10143, опись 47 (Архив Ю.П. Миролюбова), рулон 10
***7-2-98...171 - М. Скрiпник. Влес книга: Лiтопис дохристияньской Русi-України. Частина I-IV. На правах рукопису. ВИДАВНИЦТВО МЛИН. Лондон-Гага, 1969 (99,100 - Скрипник. Влес Книга, Передмова до другово видания; 101…142 переводы (Частина I и III); 143…171 тексты (Частина II и IV).
***7-2-144...151 (по две стр.) - Текст Дощечек Изенбека в транскрипции Миролюбова (Згiдно з публикацiею С. Лесного - Влесова Книга). Страницы пронумерованы от 1 до 15. На 15 стр. в конце - Гага - Серпень 1969. М. Скрипник
***7-2-145,146 Текст дощечки 37а и 37б (Д3 (аверс и реверс) - по С. Лесному или 3а и 3б - по М. Скрипнику. Разбивка по строкам отлична от разбивки С. Лесного)
7-2-145(4)
7-2-146(1)
7-2-146(2)
Н.Ф. Скрипник. Влес книга
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_330.htm
В книге С. Ляшевского. Русь доисторическая (1973г.). Нумерация текстов. стр. 218-223:
76 нумерация Кура 14 аверс, 17 строк - И се биет кроидлема матр сва птоициа
77 нумерация Кура 14 реверс 13 строк - Тецете братие нашие племено роди
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_374.htm
в архиве П. Филипьева. ГАРФ. Фонд 10143, опись 80:
***рулон 16, 14-5-152 таблица соответствий
У Кура 26А - Мир Iа -Со бь те преiде i зве
У Кура 26Б - Мир Iб - ...сео убо собьство нашiе
...- Мир. 2б - Се бо Оре отец iде пренд ны
...- Мир. 3а - Се бiеть кроiдлема Матрсва
...- Мир. 3б - тецете братiе наше племено
рулон 13, 13-1-2,3,4 - древние тексты (переданные А. Куром в 1960-1961гг.?). Нумерация от 1 до 103.
Под номером 31/32 - Се бiеть кроiдлема
Под номером 32/31 - Тещете, братiе нашiе
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_371.htm
Дощечка 37а - Опубликована только Лесным под N 3 аверс. Из различий с М отметим лишь пропуск слова еiе у Лесного.
Дощечка 37б - Опубликована только С. Лесным под N 3 реверс. В публикации сравнительно с М пропущено слово одржете после слова хлябi. Еще раз подчеркнем, что во всех случаях деление на абзацы в М и деление на строки у Лесного не совпадают.
О.В. Творогов. Влесова книга. 1990г.
http://russiancity.ru/books/b48.htm
Тексты, которые мы постарались истолковать, были сфотокопированы со страниц проф. Парамонова под названием Влесова Книга, изданной в 1966 году под псевдонимом Сергей Лесной
с.12
с.13
с.14
с.15
Борис Александрович Ребиндер. Влесова книга. Первая часть. Второе исправленное издание восьми Дощечек, Руая, Франция, окт. 1985
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_365.htm
*** Тексты из изданий Н. Скрипника. Из книги Г. Лозко. Велесова книга: Волховник. К., 2002
подано із згаданого видання М. Скрипника, в якому вміщені найточніші редакції. знайдені в архіві Ю. Миролюбова (т.7);
37а
СЕ БІЕТЬ КРЫДЛЕМА МАТРСВА ПТЫЦІА ЯКОЖДЕ ВРМАНОВІЕ ІДЯШУТЬ НА НЕ І ТЕ РОЗЕ ДЕ ЩЕЛЬ ДАЯШУТЬ ІТАКВЕ ТЕЦОУТЩЕ НЕЛІЕЗОУТЬ НА НЕ А СЕ ТЕЩЕ ТУГА ВЛКА О КРАІЕ НАШІЕ ЯКО ДЫМОВЕ СТУПНІЕ ПОВЖДЕНЯХУТЕСЕ ДО СВРЗЕ ТАКОЖДЕ ЖАЛЕ ПЛАЩЕТЬСЕ ОНЫ І КЛІЩЕТЬ МАТР СВА ДО ВШНІЕГО ІАКВЬЕ ДАЯЛ ЕСЕ ЕІЕ ОГЕНЬ ДО ОГНИЦОІ НАШІЕ І ТЕІ ПРЕБЕНДЕТЬ О ПОМОЩЕ І  СЕ МОЦЕ ВРЖЕЩЕТЬ НА ВРЗІЕ І СЕ ГЕМАТЬРЕХ УСТУПІСЕ А ГОДЕ СЕН УСІЕДЕЩЕ НА КАЛІЦІУ МАЛОУ І ТЕЩЕ ДО БРЕЗІ МРШТІ І ТАКЬВЕ ЗЕМЕ ОДЕРЖЕШАТЬ ДО ДОНЕ І ПО ТОУ ДОНУ РІЕЦІЕ ІЕСЕ КАЛКА ВЛІКА ІЕ КРОМЬ МЕЗЖДЕ НОІ І ПРЕНЩАЯ ПЛЕМЫ І ТАМО ГОДЕ СЕ БІЕ ЧЕТВАРОІ СЕНТ ЛІАТОІ О СВЕ ВРЗЕХ І ТОМУ ІАХОМЬ СЕ МОІ ЗЕМЕ НАШІУ И РАЯХОМЬ КЛОУДНЕ ЗЕМЕ І ЕЛАНШТЕМА ТРЗЕХОМЬ О МЕНОІ СКУТЕ СКЕРІ І ТУЩЕ О СРБРЕНОІ І ЗЛАТВЕНОІ КОЛЫ І ПИВТО І ЯДЕВЕ СКЕРА І ЖЫВОДЬБА НАШІА БЕНДЕТЕ ОТЕ ПОРІЕ КЛУДНА І МІРНІА І СЕ ГОДЕ НАЛІЕЗЕ НА НОІ ЕЩЕЖЬЕ І БЯСТЕ ПРІА ДЕСЕНТЕ ЛІЕТОІ І СЕ УДРЖІЕХОМЬ ЗЕМЕ НАШІЕ ТАКОЖЬДЕ ІМЯХОМЬ БРАНТЕСЕ ОД ВРЗЕХ ІАКЬ ІДЯШУТЬ О ТРЕ КОНЧЕ СВІАТОІ ОКУДЕ СВІАТОІ ІДОУТЬ ДО НЫ І ТОІ СВІАТО ПЕРВЕНО КОЛЯДЬ І ДРУЗЕ ЯРЬ І КРАСНІА ГУРЕ І ОВСІЕНА ВЛІКА І МАЛА ІДІАШУТЬ ТІЕ СВІАТОІ ЯКОЖЬДЕ МУЖЬ ІДІАШЕТЬ О ГРАДОУ ДО СЕЛОІ ОГНЕЩЕНСЬТІ І КІЕМ ЗЕМЕ МІРЕ ГРЕНДЕТЬ ОД НОІ ДО ІНІА І ОД ІНІА ДО НОІ
37б
ТЕЦЕТЕ БРАТІЕ НАШІЕ ПЛЕМЕНО О ПЛЕМЕНО РОДІ О РОДІ І БЫІЕТЕСЕ О СЕБІЕ НА ЗЕМІЕ НАШІЕ ЯКВА НАЛЕЖДЕ НЫ І НІКОЛІЖДЕ ІНАМО СЕ БО СЬМЕ РУСИЩЕ СЛАВЕЦЕ БЗЕ НАШІА СПІЕВЫ НАШІЕ І ПЛЕНСОІ І ІГРАЩА А ПОЗОРИШТІА О СЛАВОУ ІЕХ СЕ БО СЕХОМЬ НА ЗЕМІЕ І ЯХОМЬ ПРСТЕ ДО РАНЕ СВОА А ТЛЦЕМ ДОНЬЕ АБЫХОМЬ ПО СМРТЕ СЕ МЬ СТАХ ПРЕДОІ МАР МОРІА І РІЕКЛА БЯХ НЕ ІМАМЬ ВЕНЕТЕ ТОЕГУ ЯКО ІЕСЕ ПЛНІЕН ЗЕМІЕ І НЕ МОГОЩУ ІЕГО ОДІЕЛЕТЕ ОДЕ НІЕ І БЗЕ БЯЩІ ТАМО ДА РІЕЩУТЬ О ТЕ СЫ ЕСЕ РУСИШТЬ А ПРЕБОУДЕШІ ТОЕМЬ ЯКО ЯЛ ЕСЕ ЗЕМІЕ ДО РАНЕ СВА І НЕСЕЩЕШЕ ІУ ДО НАВІА ОТЕ ЩАСЕ ПО КЫА КНІЕЗЕ ІЗБРЯЩУТЩЕ МНОГІА ВУТЦЕ І КНЕЗІА ОСЕБІЕ І ВСЬАКО ІЕ ЯКОВЕ ТЫЕ ПО КНЕЗЖДЕНІЕ У ВЕЩЕ РЕЩЕНІ ПРОСТІ МУЖІ І ТАКО СТАІАЩЕ ЗЕМЕ РАЯШУТЕ І СЕБЬТО КНЕЗІЕ БЕНДЕТЕ...ОРЩЕНЫ ДБАТЕ ЛЮДЬЕ А ХЛЯБІ ОДРЖЕТЕ І ЯДЬ І ВСЕНКУ ПОЖИТЕ ОДО ЛЮДЕ СВА ДНЕСЕІМЯХОМЬ ІНІА І КНЕЗІЕ ПОЛЮДЕ БРЯЩУТЬ І О СЫНІ ВЛАДЬБУ ДЯЩУТЬ ОД ОЦЕ ДО СЫНЕ А АЖЬДЕ ДО ПРАВНУЧА
***Г. Лозко. Велесова книга: Волховник. К., 2002, 368с.
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_368.htm
Дощ.37а,б Се бiеть крыдлема МатрСва Птыця якожде Брма новiе iдяшуть на не I те розедещель да яшуть I такове тецоутще налiезоуть на не А се теще туга влка о краiе нашiе яко дымове ступнiе повжденяхутесе до Сврзе Такожде Жале плащетьсе о ны i клiщеть МатрСва до Вшнiего яковье даял есе еiе огень до огнiцы нашiе I Теi пребендеть о помоще i се моце вржещеть на врзiе I се Гематьрех уступiсе а Годе сен усiедеще на Калiцю Малоу i теще до брезi мрштi I такъве земе одержашать до Доне I по тоу Дону рiецiе iесе Калка Влiка iе кромь мезжде ны i пренщая племы I тамо Годе се бiе чтвары сент ляты о све врзем I тому яхомь се мы земе нашю i раяхомь клоудне земе i Еланштема трзехомь о мены скуте скерi i туще о србрены i златвены колы i пiвты яде вескера I жiводьба нашя бендете о те порiе клудна i мiрня I се Годе налiезе на ны ещежье I бясте пря десенте лiеты I се удржiехомь земе нашiе Такожьде iмяхомь брантесе од врзех Якъ iдяшуть отре конче Святы окуде Святы iдоуть до ны I тоi Святы первено Колядь i друзе Ярь i Красня Гуре i Овсiена Влiка i Мала Iдяшуть тiе Святы якожьде мужь iдяшеть о градоу до селы огнещенсьтi i кiем земе мiре Грендеть од ны до iня i од iня до ны Тецете братiе нашiе племено о племено Родi о Родi i быiетесе о себiе на земiе нашiе яква належде ны i нiколiжде iнамо Се бо сьме Русiще Славце Бзе нашя Спiевы нашiе i пленсы i iграща а позорiштя о Славоу Iех Се бо сехомь на земiе i яхомь прсте до ране своа а тлцем до нье абыхомь по смрте семь стах преды МарМоря I рiекла Бях не iмамь венете тоегу яко iесе плнiен земiе i не могощу iего одiелете оде нiе I Бзе бящi тамо да рiещуть о те Соi есе Русiшть А пребоудешi тоемь яко ял есе земiе до ране сва i несещеше iу до Навiа О те щасе покоя кнiезе iзбрящутще многiа вутце i кнезя о себiе I всьяко iе якове тоiе покнезжденiе у Веще рещенi простi мужi I тако стаяще Земе раяшуте I се бь то кнезiе бендете орщены дбате людье а хлябi одржете i ядь i всенку пожiте одо люде сва Днесе iмяхомь iня I кнезiе полюде брящуть i о сынi владьбу дящуть од оце до сыне а ажьде до правнуча
Начало см. Дощ. 14. И очень похоже, что Дощ.14 и 37 едины, и судя по Оттону и яссам, наиболее позднии Дощечки
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_342.htm
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm
Из Музея Русской Культуры в Сан-Франциско. Фонд 10143 в ГА РФ
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_353.htm
Не лежит ли в этих готских красных девах, так нечаянно появляющихся, не у балтйского, как бы следовало ожидать, а у вод Азовского моря, туманное указание на доисторическое, долговременное пребывание Готов между Доном и Волгою и упрочившийся там-же скандинавской миф о Одине и его Асах (Азовское море?) вообще, а о Валькириях в особенности? Мы отсылаем читателя с этим интересным вопросом к Шафарику (Slaw. Staroz. I 191-207).
В.Д. Залозецкий. Обида. Газета: Прикарпатская Русь, Львов, 1911 (N609-610 от 17-18/X 1911)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_491.htm
…До сих пор большая часть иностранных писателей полагает, что Немецкие народы, Готы, Гепиды, Бургунды, Вандалы, и др., добровольно оставили свои жилища на Балтийском поморье, и в окрестностях Одры, и что Славяне пришли туда в позднейшее время, и заняли брошенные, впусте лежавшие места, без всякого сопротивления. Но, разсмотрев надлежащим образом этот предмет, я ни как не могу согласиться с ними, утверждая, что как Немцы не могли добровольно оставить земель Виндских, так и Славяне притти мирным образом в пределы Немцев - с.207
П.И. Шафарик. Славянские древности. Том 1. Книга 1. М.: Университетская типография. 1847. 464с.
http://www.twirpx.com/file/917854/ 11.3Мб
I се Гематьрех уступiсе а Годе сен усiедеще на Калiцю Малоу i теще до брезi мрштi I такъве земе одержашать до Доне I по тоу Дону рiецiе iесе Калка Влiка iе кромь мезжде ны i пренщая племы I тамо Годе се бiе чтвары сент ляты о све врзем I тому яхомь се мы земе нашю i раяхомь клоудне земе i Еланштема трзехомь о мены скуте скерi i туще о србрены i златвены колы i пiвты яде вескера I жiводьба нашя бендете о те порiе клудна i мiрня I се Годе налiезе на ны ещежье I бясте пря десенте лiеты I се удржiехомь земе нашiе Такожьде iмяхомь брантесе од врзех (Дощ.37а)
И вот ГематеРех отступился, и Готы уселись (поселились) на Калке Малой (совр. р. Кальмиус) и растеклись до берегов морских (до совр. Мариуполя). И так земли одержали (овладели) до Дона. И после той Дону-реки есть Калка Великая (совр. Маныч), (которая) является кромью-границей между нами и прочими племенами. И там Готы вот бились четыреста лет со своими врагами. И потому взяли мы землю нашу и пахали мы спокойно землю, и с Эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебрянные и золотые кружочки (деньги), и питье, яства всякие. И жизнь наша была в ту пору спокойна и мирна. И вот Готы налезли на нас еще же. И была война десять лет. И вот удержали мы землю нашу. Также мы должны (имеем мы и теперь, и в будущем) обороняться от врагов
Родословие царей готов
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_493.htm
Дума Иван-Озеро: О Ванах и Асах
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_417.htm
Такожде Жале плащетьсе о ны i клiщеть МатрСва до Вшнiего яковье даял есе еiе огень до огнiцы нашiе I Теi пребендеть о помоще i се моце вржещеть на врзiе (Дощ.37а)
Также и Жаля плачется о нас и кличет МатерьВсех к Вышнему, Который дал ей огонь для очагов наших. И Тот пребывает (да пребудет с нами навсегда!) о помощи и с мощью повергает врагов
***
Глава вторая. Характеристика и хронология памятников кочевого населения Нижнего Дона эпохи раннего железного века Основную часть населения Нижнего Подонья в эпоху раннего железного века составляли кочевники. Археологические памятники этого периода представлены многочисленными подкурганными погребальными комплексами и отдельными находками на местах кочевий и стоянок (Под стоянками подразумеваются кратковременные и сезонные остановки кочевников во время кочевий или в местах, близких к пунктам торгового обмена между греками и туземным населением).
Стоянки являются наименее изученным видом археологических памятников кочевого населения. Одной из причин этого является то, что данные памятники менее выразительны, чем памятники оседлого населения - городища и поселения. Отсутствие значительных культурных напластований на стоянках зачастую не позволяет найти и исследовать их в достаточной мере. Иногда обнаруженные памятники, думается, без достаточных оснований приписывают оседлому населению. Подобная картина наблюдается при рассмотрении некоторых археологических объектов в районе Нижнего Подонья, относящихся к изучаемому периоду. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, поскольку он был рассмотрен (Максименко В.Е. О стоянках кочевого населения Нижнего Дона в скифское время. - Изв. СКНЦ ВШ. Обществ, науки, 1976(3), с.101-104.), укажем лишь основные районы, где зафиксированы следы стоянок кочевников. Это Миусский п-ов, острова дельты Дона и территории, прилегающие к ней. Возможно, что местами стоянок могли служить и низовья Маныча, где культурные остатки античного времени зафиксированы вне курганов (Каменецкий И.С., Смирнов Ю.А., Узянов А.А. и др. Отчет Донской экспедиции ИА АН СССР за 1975 год. - Архив ИА АН СССР, р-1, д. 6031). Такое положение вполне соответствует замечанию Страбона о том, что кочевники Северного Причерноморья выбирают богатые травой места - зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах (Страбон, VII, 3, 17).
Изучение материалов стоянок раннего железного века из-за их скудности не позволяет сделать определенных выводов относительно их принадлежности к какой-либо группе кочевого населения (скифам, савроматам, сарматам). Найденная лепная кочевническая керамика, как правило, всегда фрагментарна и невыразительна, а греческая керамика позволяет определить лишь дату. Правда, именно благодаря определению даты стоянок можно частично установить периоды наибольшей посещаемости и заселенности района кочевниками. Они совпадают со временем существования оседлых поселений IV - III вв. до н.э. в районе дельты Дона, в частности Елизаветовского городища.
Большинство исследователей отмечают сходство памятников V-III вв. до н.э. и их одновременное исчезновение в конце III - начале II в. до н.э., когда на смену им приходят памятники, принадлежащие новому населению, резко отличающемуся по культуре от прежнего. Такое явление характерно и для стоянок IV-III вв. до н.э. Как правило, на стоянках IV-III вв. до н.э. материалов более позднего периода - II-I вв. до н.э. - не находят. Исключение составляет лишь левобережный район дельты Дона...
В.Е. Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Издательство Ростовского университета, 1983, с.224
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_157.htm

Калка Влiка - Маныч - Гудило - Гуды - по литовски - Готы
Постплиоценовая трансгрессия Каспийского моря в конце ледникового периода
Постплиоценовая трансгрессия Каспийского моря в конце ледникового периода
...Высыхание не ограничивается Азией. Имеются многочисленные свидетельства того, что огромные пространства Европейской России, когда-то занятые озерами и болотами, сейчас совершенно высохли. Так, известно, что монголы, вторгшиеся на территорию России в 1238г., не могли достичь Новгорода на своих лошадях, потому что эта северная республика была окружена непроходимыми болотами, которые можно было пройти только зимой. Подъем территории, составивший за восемь веков, прошедших с монгольского нашествия, не менее 16 футов, и улучшение стока, вызванное естественным углублением речных русел, в значительной степени осушили болота озерного Новгородского края. То же самое произошло во всей Северной России. Все исторические свидетельства указывают на то, что семь-восемь веков назад Северная и Средняя Россия была покрыта гораздо большим числом озер и болот, чем в настоящее время.
Высыхание болот, озер и рек в центре и особенно на юго-востоке Европейской России - явление, также повсеместно отмечаемое в течение XVII, ХVIII и XIX вв. Этот факт объясняют, конечно, уничтожением лесов. Не отрицая того, что оно оказывает определенное влияние на уменьшение количества осадков и особенно на сокращение количества влаги, удерживаемой почвой после таяния снега, мы не можем не согласиться с выводами Богуславского относительно Волги. Своими плювиометрическими измерениями он доказал, что даже то огромное уничтожение лесов, которое имело место в России за последние два века, совершенно не может объяснить значительного сокращения годового стока Волги, которое наблюдалось в течение XIX в.
П.А. Кропоткин. Высыхание Евразии
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_377.htm
Из книги В.Г. Моложавенко - Гремучий Маныч. М.: Мысль, 1977
В.Г. Моложавенко - Гремучий Маныч
Название Маныч - от тюркского слова манач, что значит горький.
...По С.А. Ковалевскому, еще при Геродоте (в V веке до нашей эры) существовал хотя и обмелевший, но сквозной водный путь от Каспия до Понта.
...Древнейшее географическое описание Московского государства - Книга Большему Чертежу утверждает следующее: А ниже реки Юрюк-сала 30 верст пала в Дон против Роздоров Донецких, река Манача; протоку Маначи реки 520 (420) верст. А река Манача вытекла от Хвалинскаго (Хвалимскаго) моря, от озера Ясыбаш за 70 верст, из горы Ташмурана, из солонцов.
А гора Ташмуран (Ташмур) от Астарахани 210 (15) верст.
А с верху реки Манача, с левыя стороны, озеро, а в том озере емлют соль, Азовцы и Черкасы Пятигорския и Казыеева улусу Татаровя.
А сверху реки Манача, на низ 150 верст, с правой стороны от горы от Улки, пала к Маначю река Купчаклы.
А с другие стороны пала в Маначю река Кулауз (Калауз), протоку Кулауза реки 350 (308) верст.
А в реку Кулауз пала, с левыя стороны, река Алмалы, а против ее пала с правой стороны речка Алалы.
А ниже Алалы пала в Калауз истока и колодезь (исток из кладязя) Какуйгыр (Какунгыр).
А по правой стороне по тому стоку (истоку) люди каменные болваны, против той соли, что емлют Азовцы.
А ниже Кулауза (Калауза) реки пала в реку Маначю Егерлик Большой; течет от реки от Кубы (ныне Кубань), протоку 100 верст.
(А ниже Большого Егерлика пала в Маначю река Егерлик Сасык, по нашему Гнилой, протоку 100 верст
...А от реки Кубы, от гор к Черному морю и к Азовскому морю, и до верх реки Маначи от тех гор все кочевье Малых Нагаев Казыива улусу)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_665.htm
http://matteuccia.narod.ru/rasnoe/bigdraft/002.html
Не установлено точно, когда именно было составлено это географическое описание.
...На Мажарской соляной заставе служил в прошлом (19в.) веке смотрителем обрусевший немец Бергштрассер. Любитель путешествий, он снарядил лодку дорожными припасами и решил проехать по Манычу от места его впадения в Дон до истоков. Три месяца продолжалась эта одиссея. Бергштрассер написал впоследствии отчет о своем плавании, рассказав, что сумел подняться до общего для двоих Манычей истока, а затем спуститься на лодке до самого Каспия. Свой отчет он представил Гидрографическому управлению РАН и доказывал в нем возможность сообщения между двумя морями - Черным и Каспийский - по Манычам.
Только об одном умолчал Бергштрассер в своем отчете. Как потом выяснилось, лодку-то его перетаскивали на верблюдах от Западного Маныча к Восточному.  До Каспия он все-таки добрался, хотя последний участок пути (причем довольно солидный) тоже пришлось ему переплыть на подводе, запряженной волами.
...Знаменитый русский географ К.М. Бэр внес в 1856 году ясность в гидрографию Маныча. Он доказал, что никакой возвышенности в истоках Маныча нет, как нет и общего участка до разделения ее на два протока. Есть две самостоятельные реки - Западный Маныч и Восточный Маныч, и текут они со своего водораздела в противоположные стороны. А до Каспия Восточный Маныч вовсе и не доходит - теряется в песках у Состинских озер.
К.М. Бэр добросовестно исходил и изьездил всю Прикаспийскую пустыню и начисто опроверг все, о чем писал в своем отчете Бергштрассер. - Берега Маныча, - записал он в дневнике, - окрест сплошь пустынны и не имеют пресной воды. Старые колодцы давно высохли и засыпаны песком. Мною не обнаружено ни единого ручья, каковой впадал бы в мертвое болото, именуемое Восточным Манычем. Сие обстоятельство отнюдь не способствует плаванию...Вода же обладает чрезвычайной соленостью и плотностью, почему удары волн при жестоких восточных ветрах, дующих с завидным упорством, зело сокрушительнее, чем на море -.
...Отправляясь в путешествие по Манычу, я внимательно перечитал и отчеты Бергштрассера и дневники Бэра. Они повергли меня в уныние. Так ли уж безотрадны места, где предстоит мне побывать? Из новейших географических справок я уже знал, что длина Западного Маныча (если считать от устья реки Калаус) - 375 километров, а Восточного - 230 километров (с.7-12).
...Не такой простой вопрос, что же считать истоками Манычей. Можно считать, что Западный Маныч - это продолжение Большого Егорлыка, а Восточный Маныч - это продолжение Калауса (с.121)
В.Г. Моложавенко. Гремучий Маныч. М.: Мысль, 1977
Река Маныч - По древней русской географии р. Маныч называлась Манача. По Книге глаголемой Большой Чертеж, составленной в ХVІ в. сказано: А река Манача вытекла от Хвалимского (вернее, Хвалисского - Каспийского) моря...протоку Маначи реки 520 верст -. Рассматривая в настоящее время эту своеобразную и удивительную в своем роде реку, ученые исследователи приходят к заключению, что это когда-то был пролив между морями Каспийским и Азовским. Горько соленость всех озер и лиманов и засоленность всей почвы долины этой реки говорят о недавнем исчезновении этого пролива, т.е. во времена исторические, около 30-ти столетий тому назад; судоходность же его, как уже реки, сохранялась до времен персидско-арабского владычества в Передней Азии. Об этом говорит арабская летопись, составленная по персидским преданиям, найденная в крепости Дербенте в конце ХVІІІ в., при занятии ее русскими.
Все товары востока: Индии, Персии, Туркестана и даже Китая, говорит эта летопись, этим водным путем из Каспийского моря шли в р. Дон, на народное торжище города Танаиса, а оттуда далее на запад уже морским путем.
Летопись, кроме того, свидетельствует, что р. Кума сливалась с Восточной Манычю и вместе с нею несла свои воды в Каспий; что какой-то геологический переворот разъединил эти реки и поднял местность выше уровня моря на несколько саженей. И действительно, Большой Лиман или озеро Гудило, имеющее больше 100 верст в длину и от 1 до 12 верст в ширину, в настоящее время находится на 18 саженей или 126 фут., выше уровня Каспийского моря и выше Азовского на 86 фут. Следовательно, море это или опустилось, или, вернее, в течение последних 2-3 тысячелетий высохло. Когда-то оно составляло часть Северного океана, соединяясь с ним по западно-сибирской низменности, на что указывает, помимо геологических данных, присутствие в нем тюленей, хотя и особой породы от северных, но все-таки тюленей, а в прежнее время и китов. В Тифлисском городском музее хранится целый остов кита, выброшенный этим морем. Океан вследствие геологических переворотов отошел на север, и море осталось изолированным. Убыль воды от испарений раньше пополнялась могучими водными потоками - Волгой, Уралом и кавказскими реками, но с течением времени эти реки стали иссякать, и уровень моря понизился. Это очень ясно заметно по прежним морским берегам, очень высоким на западной стороне его, от которых море теперь отодвинулось на много верст.
Река Маныч впадает в Дон у ст. Манычской. Долина этой реки или берега бывшего морского пролива еще и теперь довольно ясно заметны; местами они обрывисты и достигают до 20-30 саженей высоты, в особенности северные.
Ширина долины и западной части, от займища ст. Багаевской до ст. Ольгинской, около 40 в., восточная же оконечность ее, выше г. Ставрополя, до 150 в.
Северный берег начинался от займища ст. Багаевской и шел на восток; против озера Гудилы он проходил от нее в 25 в., а потом направлялся на северо-восток и сливался с возвышенностью Ергени, идущей по над р. Сарпой. Южный берег шел от Дона и Ольгинской станицы на юго-восток, проходил севернее Ставрополя верст на 70 и затем спускался на юг и сливался с предгориями Кавказских гор.
Из озера Гудилы и теперь еще заметно течение воды на запад, в Дон, хотя выше впадения в Маныч южного ее притока Среднего или Вонючего Егорлыка она почти всегда летом пересыхает. Выше Гудилы и цепи небольших соленых озер, за бугром Манцан-хош, течение появляется уже на восток; оно поддерживается южным притоком Калаусом, берущим начало на Ставропольской возвышенности. Это течение с цепью озер, идущих до самого Каспийского моря, называется Восточной Манычю.
До появления в устьях Дона греков из г. Милета, господами морей были финикияне, торговый и предприимчивый народ. Есть отзвуки в греческих сказаниях, что эти отважные мореходцы заходили судами в Черное и Азовское моря. Так же есть данные, что они проходили Манычским проливом в Каспийское море и имели дело с Западной и Средней Азией. В индусской священной книге Риг-Веде (склад знаний) есть темный намек на то, что древние арийцы, жившие в Средней Азии, в Семиречье, в нынешнем Туркестане, по своей главной водяной артерии Ардви-Сура-Анаите, впадавшей в Каспийское море, плавали по этому морю, проходили какой то пролив и доходили по западным морям до древней Эллады (Греции). Эта поездка была не с торговой целью, а ознакомление с гидротехническими сооружениями Греции, т.к. этой отраслью знания они крайне интересовались и она у них была поставлена на должную высоту. В 1840г. по рассказам старожилов, заслуживающим доверия, в берегах озера Гудилы были вымыты водой остатки финикийского корабля - доски из кедрового дерева с медными гвоздями (Хотя в это время и было известно железо, но у финикян было убеждение, что на дне Черного моря залегала какая-то магнитная сила, притягавшая все железные предметы, вот почему они и строили корабли с медными гвоздями или вбивали гвозди с медными шляпками)).
Наши деды рассказывали, что еще в конце ХVІІІ и начале прошлого века рыболовы весной, после снежных зим, ходили каюками по р. Манычи на рыбную ловлю в Каспийское море и привозили оттуда вяленую рыбу.
Обводнить и опреснить эту цепь соленых озер возможно и сравнительно с малыми затратами. Приток Манычи Вонючий Егорлык, протяжением около 400 в., текущий в глубоких и крутых берегах, с вонючей и соленой водой, берет свое начало недалеко от изгиба р. Кубани, где она поворачивает с северного направления на запад. Приток Егорлыка, речка Земзюлька подходит к Кубани версты на 4-5. Кубань летом, при таянии снегов в Кавказских горах, бурлит и клокочет. Избыток воды никому не нужен и даже вреден, т.к. сотни тысяч десятин земли гибнут под гнилыми и вредными для здоровья плавнями. Стоит тольки из Кубани прорыть канаву в Земзюльку (грунт - обыкновенный лесс, глина), а там уже сама вода сделает свое дело.
Кавказский хребет неизтощим водой. Егорлык будет пресноводная река. Многие многолюдные, расположенные по нем села, изнуренные безводьем, расцветут, Маныч опреснеет. Если же поставить шлюзы ниже устья Егорлыка, то озеро Гудило будет полно воды - это будет гиганский запасный, пресноводный резервуар. Дотоле пустынная и безводная степь превратится в плодородную равнину. Вторые шлюзы в начале Восточной Манычи распределят воду до самого Каспийского моря. Там, где избыток воды, закипит жизнь и вызовет судоходство. Канал готовый. Две трети ненужной для Кубани воды можно использовать для этой цели. Плавни ее исчезнут и дадут сотни тысяч плодородной земли.
В целях наибольшего обводнения степи можно воды Кубани усилить левыми притоками Терека, стоит только взорвать в некоторых местах скалы водоразделов и пустить воды их в правые притоки Кубани. Успех этого предприятия несомненен. Выгоды неисчислимы. Нужна лишь смелость и предприимчивость. Об этом говорил лет 30-ть тому назад ученый муж Прикавказья Г.Н. Прозрителев, но, видимо, глас его до сих пор остается вопиющим в пустыне. Время пришло откликнуться на него.
Историограф донского казачества Евграф Петрович Савельев. Археологические очерки Дона (Лекции по краеведению). Выпуск І-й. Курганы и шляхи р. Маныч. Издание Новочеркасской Деткомиссии. В пользу беспризорного ребенка. Новочеркасск. 1930
http://www.passion-don.org/archeology/archeology_1.html
Нужно заметить, что уровень Каспийского моря в то отдаленное время был гораздо выше современного. Волга, Урал и Дон были полны в берегах, ограничивающих их долины, а Азовское море доходило до устья р. Манычи, а в ранний период - до устья Северного Донца, т.е. до нынешней Кочетовской станицы. С течением веков дельта Дона постепенно заносилась песком и илом многоводной реки, и море шаг за шагом отступало на запад. К VІІ веку до нашей эры Азовское море доходило до места, лежащего немного выше нынешней Елизаветовской станицы
Е.П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона. Издание Новочеркасской Деткомиссии. В пользу беспризорного ребенка. Новочеркасск. 1930
http://passion-don.org/archeology/archeology_2.html
Руссы на Каспии (644 г.) Арабский писатель Ат-Табари писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны. - Это свидетельство в корне подсекает теорию, что руссы были скандинавами. Первое историческое упоминание о нападении викингов на Англию относится к 787 году. Это дата их первого появления на страницах истории в роли грабителей чужих стран, в первую очередь - своих ближайших соседей, конечно. А свидетельство Шахриара относится к 644 году, т.е. за 143 года до появления викингов в Европе. И относится к Каспийскому, а не к Северному морю. В связи с тем, что уже было сказано о руссах на Черном море в начале VII века, ясно, что Шахриар говорил о руссах-славянах. Уже в 644 году они благодаря своим набегам на Каспий считались врагами всему миру, а в особенности арабам. Чтобы создать о себе такую славу, нужно множество нападений и, естественно, десятки лет истории. Интересно, что Шахриар призывает арабов вооружаться и не дать руссам выйти из их страны. Это свидетельствует, что руссы были совсем недалеко от Дербента. И о побережье Балтийского моря не может быть и речи. Упоминание о дани, платящейся руссам, устанавливает, что дело идет не о каких-то скандинавских руссах, а о местных. Представление, что руссы-скандинавы еще в начале VII века имели собственное государство в районе Черного и Каспийского морей, является одним из самых нелепых у современных историков. Как скандинавы могли проникнуть на Черное море, когда их первое выступление в Европе отмечено более чем на 100 лет позже? Типично для метода норманистов отношение их к известию Табари: они совершенно отрицают его достоверность в силу следующего. Оно дано в персидской редакции Балами, относящейся ко 2-й половине Х века. У Табари же сказано только, что Шахриар имеет дело с упорным врагом и разными народами, и дальше названы аланы и турки. Такое объяснение чисто формально в отношении Табари. Скептицизм необоснован. Надо смотреть на вещи глубже. Во-первых, рукопись Табари есть не оригинал, а копия. И мы совершенно не знаем, какой копией пользовался Балами. Возможно, что она просто была полнее, чем та, которой пользовался Дорн. Нельзя рассматривать каждого продолжателя непременно как фальсификатора. Добавление или исправление не является фальсификацией. Во-вторых, у Табари упоминаются аланы и турки, а у Балами - хазары и руссы. Речь же идет об одном и том же. Балами фактов не изменил, а названия городов: вместо старых, вышедших из употребления, он вставил те, которые бытовали в его время; но сути это не меняет. В-третьих, Балами во второй половине Х века имел возможность пользоваться и другими источниками. И, беря Табари за основу, дополнить его имеющимися у него данными. Наконец, если бы даже было доказано, что у Табари решительно ничего нет, что есть у Балами, то это не значит, что он сказал неправду. Нас интересует не то, кто сказал, а верно ли то, что сказано Балами. А мы видим, что он подтверждает то, что известно нам из тифлисской рукописи, что руссы еще за 18 лет до этого уже нападали на Царьград. А главное - нужно вникать в смысл: ни хазары, ни турки мореходами не были. Мы знаем это совершенно точно. Мореходами были только руссы, грабившие побережье Черного и Каспийского морей, т.е. вредившие и арабам. Поэтому Шахриар, признавая верховенство арабов и заключая с ними договор, говорит, что вместо уплаты дани арабам он берет на себя защиту их от нападений руссов. Все логично и ясно
Сергей Лесной. Откуда ты, Русь? Глава 6. Известия о руссах до IX века. (Виннипег, 1964, переиздано: Ростов н/Д, 1995)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_396.htm
Это сообщение Ат-Табари можно было вычитать еще в 1870г. из работы А.Я. Гаргави...Все, сказанное о руссах древними мусульманскими писателями, относится к Руси-славянам и должно быть включено в официальный курс русской истории
Сергей Лесной. История руссов в неизвращенном виде, вып.6, 1957г. Древне-арабское сообщение о руссах VII века. (с.547-550)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_392.htm
Из книги История царей Абу-Джафара Мухаммеда ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари (написано около 914г. (В 1980-2000-е годы 40-томное издание Истории вышло в США))...Отрывки из него об истории Хазаров изданы и переведены на немецкий язык нашим академиком Дорном (Memoires de l'Acad. des sciences. VI serie, Т. VI, статья Дорна: Nachrichten uber die Chasaren, персид. текст, с.500-501):
В Баб-аль-Абвабе (Дербенде) находился тогда (В 22 (644) году, когда арабский полководец Абдуррахман воевал с Хазарами) царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары, а другой - Русы (В турецком переводе Табари (в Румянцевском Музее), по свидетельству Дорна, вместо Русы написано Татар), которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали -. Абдуррахман ответил: надо-мною есть высший повелитель, я его извещу, и он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: извещу об этом Омара -. Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах (дербенды - горные проходы), что они не платят ни подати, ни дани, для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман (с.74)
***
Се о Волынь iде опредех i бе врзе яко xopoбря есе I та Волынье первыще родо есе
***
Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р.X.)
2. Славяне разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Ильгуза.
В их стране много рек, текущих с севера. Ни одно из озер их не солено, потому что страна их далека от солнца а вода их сладка; вода же близкая к солнцу, бывает солена. Страна, которая далее за ними к северу, необитаема по причине холода и множества воды. Большая часть их племен суть язычники, которые сожигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске...
7. Сказал Масуди: некоторые люди ошиблись и думали, что море Хазарское (Каспийское море) соединено с морем Маиотас (Азовское море); но я не видал между купцами, отправляющимися в страну Хазар и путешествующими по морю Маиотас и Найтас (Черное море) в страну Рус и Бургар, ни одного, который бы думал, что с Хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть из их вод, или один из их рукавов, кроме Хазарской реки (Волги). Мы еще припомним это при описании нашем горы Кабк (Кавказских гор), города Баб-аль-Абваба и государства хазарского, и при описании, как Русы вошли на кораблях в Хазарское море - это же было после 300 (года гиджры = 912-3)...
11. В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас, которое есть Русское море; никто кроме них (Русов) не плавает по нем и они живут на одном из его берегов. Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю, ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира (Банджгир или Панджгир - город близь Балха), в земле Хорасана (перс. Xorasan - откуда приходит солнце - облать в Восточном Иране).
12. Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (Волынь), которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус (Испания), Румию (Рим (Италия)), Кустантинию и Хазар. После 300 года гиджры (912-13-го года по Р.X.) случилось, что около 500 кораблей, из коих на каждом было сто человек (из Русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с Хазарскою рекою. Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса Хазарского моря соединяется с морем Найтас. Это делается потому, что Туркские кочевники - Гуззы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же замерзает вода, соединяющая реку Хазарскую с рукавом Найтаса, и Гуззы переправляются по ней со своими конями, - ибо вода эта велика и не ломается под ними по причине сильного замерзания - и переходят в страну Хазар. Иногда выступает им на встречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком слабы, чтоб удержать Гуззов препятствовать им в переправе по замерзшей воде и удалять их от его государства. Что же касается лета, то Турки не имеют тогда дороги для переправы по ней.
После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в Хазарское море - которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули - под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подниматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная. И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль (Гилан), Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджан до этого моря расстояние около трех дней пути. И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов. Русы же воевали с Джилем, Дайлемом и с военачальником у Ибн-абис-Саджа и достигли до Нефтяного берега в области Ширвана, известного под названием Баку. При возвращении своем из прибрежных стран Русы поворотили на острова, близкие к Нафте, на расстояние нескольких миль от нее. Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам. И жители вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились к этим островам; но русы устремились на них и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы Русы оставались на этом море в таком положении; никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами. После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов и его люди не привычны к ним; в противном случае, мусульмане были-бы в великой опасности с его стороны. Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей -. Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидели они друг друга (буквально: когда упал глаз на глаз), Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15,000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5,000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар и те убили их. Сосчитанных (буквально: тех, на которых пало исчисление) мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30,000. С того года Русы не возобновили более того, что мы описали.
Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с морем Маиотас и с рукавом Кустантинии посредством моря Маиотас и Найтас. Если б это было так, то Русы непременно выступили бы по этому (последнему) морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули. Тому же, что мы описали, не противоречит никто из народов, соседних с этим морем, (а именно), что море персидских народов (Каспийское море) не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен: это было после 300 (гиджры), только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминавшие, что Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под Хазарским морем разумели море Маиотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает как оно есть (с.125-134)
А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб, 308с. 1870г. PDF+DOC 12Мб
http://review3d.ru/a-ya-garkavi-skazaniya-musulmanskix-pisatelej-o-slavyanax-i-russkix-skazaniya-musulmanskix-pisatelej-o-slavyanax-i-russkix
http://idrisi.narod.ru/masudi_sch.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_566.htm

Первая реконструкция Баренцово-Карского ледникового покрова (1977) (с.92)
М.Г. Гросвальд. Полвека в поиске отзвуков великих оледенений (2004) 61.4 Mb
П.А. Кропоткин. Исследования о ледниковом периоде

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_387.htm
A satellite image of Lake Manych-Gudilo
A satellite image of Lake Manych-Gudilo. 2010-04-03, NASA
фрагмент космокарты
Центральный участок Манычской ложбины от Ергеней до оз. Маныч-Гудило (с секущими параллейными грядами и ложбинами). А - фрагмент космокарты, составленный на базе снимков Ландсат; Б - схема ложбин, представленных на космокарте (с.43-44)
спиллвеи Евразии стали обьектом специальных космо-геоморфологическихъ исследований в Аризонском университете США, занимающем ведущее место в изучении проблем континентальной палеогидрологии. В ходе этих работ было сделано открытие, которое заставило по-новому взглянуть на природу Евразии в плейстоцене и начать поиск в принципиально новом направлении. На дне и бортах Манычского спиллвея - гигантской ложбины, соединяющей впадины Каспийского и Черного морей, был обнаружен комлекс специфических эрозионных форм
...Получается, что Манычская грядово-долинная система соединяет Азовское море с районом, лежащим восточнее Ергеней, т.е. протягивается на 450-500 км.
М.Г. Гросвальд. Евразийские гидросферные катастрофы и оледенение Арктики (1999). Глава 4. Манычский скебленд и связанные с ним грядово-ложбинные комплексы (с.41-65). 15.1 Mb
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GROSVAL'D_Mihail_Grigor'evich/_Grosval'd_M.G..html#01
Согласно исследованиям известного палеогеографа Г.Ф. Мирчинка, реки Волги в современном ее виде перед максимальным Днепровским оледенением не было. Самой большой рекой в Европейской России был древний Дон. Он включал в себя бассейны Верхней и Средней Волги и частично Оки, присоединившиеся к нему через мощные реки Нерль и Унжу. Эти древние потоки, следы которых сохранились и сейчас, носят название Пранерль и Праунжа. Бассейн Дона граничил с бассейном Камы, непосредственно впадавшей в Каспийское море. Доно-Камский водораздел располагался в районе Казани. С отступлением ледника Дон, Волга, Кама и Ока приняли современное очертание и направление течения. Но и после ледникового периода под влиянием климатических и антропогенных факторов исток Дона мигрировал...Г.Ф. Мирчинк. Эпейрогенетические колебания Европейской части СССР в течение четвертичного периода. Тр. Межд.конф. АИЧПЕ, вып.2, 1933
Где начинался в древности и начинается сейчас Дон - Воронежский государственный вестник, 2000г.
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2000/01/mishon2.pdf  88кб
Геолог Георгий Федорович Мирчинк родился 13 (25) апреля 1889 г. в Москве (Отец был родом из лужичан, маленькой славянской народности, населявшей Германию (около г. Дрезден)). Выпускник Московского университета (1912), ученик А.П. Павлова. С 1918 - профессор Московского университета (диссертация Послетретичные отложения Черниговской губернии...), Межевого института и Московской горной академии, в 1925-1930 - декан физико-математического факультета МГУ. С 1930 - профессор МГРИ, в 1931 возглавил кафедру исторической геологии. Один из основоположников четвертичной (антропогеновой по определению А.П. Павлова) геологии в СССР. Составил первый в мире курс лекций по четвертичной геологии, разработал комплекс методов изучения геологии четвертичного периода, методику изучения закономерностей образования россыпных месторождений в неогеновых и четвертичных отложениях. Он сопоставил четвертичные отложения северной и средней части России, Белоруссии и Украины; установил три горизонта моренных отложений, отвечающие трем ледниковым эпохам, максимальной из которых была средняя, но допускал и еще одно более раннее оледенение. Опубликовал книгу Геология четвертичных отложений (1934).
В 1928-1933гг. он консультировал работы, связанные с водоснабжением Минска и Донбасса, осушением Колхиды и орошением Куринской низменности; работы (в качестве эксперта при Госплане СССР крупных гидротехнических сооружений) по проектам реконструкции Куйбышевского гидроузла и строительства каналов: Кумо-Манычского и Москва-Волга. Также консультировал работы при постройке Московского метрополитена. 23 июня 1941г. был арестован в своем рабочем кабинете в ГИН АН СССР по обвинению в участии в антисоветской монархической организации (Репрессированные геологи. с.219-220). Скончался 10 апреля 1942 г. в больнице Саратовской тюрьмы, не дождавшись конца следствия, т.е. не будучи осужденным.
В 1923г. при активном участии Г.Ф. Мирчинка была составлена первая карта четвертичных отложений европейской части РСФСР

Карта четвертичных отложений СССР. 1983. Масштаб 1 : 16000000. Сборник Географический атлас для учителей средней школы. Четвёртое издание
http://www.twirpx.com/file/487271 2.424Мб
1696
...В начале весны Петр вывел из Воронежа 2 военных корабля, 23 галеры, 2 галеаса и 4 брандера (о построении сего флота Петр писал к Апраксину в Архангельск) (когда?): По причине невзятия Азова, в консилии гг. генералов указано мне к будущей весне делать корабли (Голиков).
...
Наконец Азов принужден был сдаться на следующих условиях:
Гарнизону выйти с женами, детьми и с имением, сколько кто на себе унести может, прочее оставить в крепости.
Изменника Янсена выдать.
Турки на 18 стругах отправлены при двух наших галерах до реки Кагальника. Начальник азовский стал на колена перед Шейным и, поцеловав полу его кафтана, благодарил за верное исполнение договора. 19 июля русское войско заняло Азов - в нем найдено 96 пушек. Вслед за Азовом сдалась крепость Лютик (в оной было до 40 пушек).
Петр, во все время принимавший деятельнейшее участие в сражениях и в работах, повелел исправить укрепления и с австрийскими инженерами приступил к устроению гавани. Государь, уведомив патриарха о взятии Азова, повелевал принести господу богу торжественное благодарение.
Между тем по царскому повелению генерал-майор фон Менгден вымерил и описал землю, а капитан артиллерии Яков Вилимович Брюс (впоследствии генерал-фельдмаршал) сочинил по той описи карту, от Москвы к югу до берегов Малой Азии, и Крымскую Татарию (достать из Главного штаба); сочинена другая карта - землям между Доном и Днепром. Петр положил соединить Волгу и Дон и велел начать уж работы, положив таким образом начало соединению Черного моря с Каспийским и Балтийским...
А.С. Пушкин. История Петра I (из рукописей, обнаруженных в 1917г. в Лопасне Натальей Ивановной Гончаровой, племянницей Н.Н. Гончаровой-Пушкиной. Ящик оказался в раскрытом виде, тетради попорчены мышами, часть их утрачена. Всего осталось 22 тетради. Начало первой тетради датировано 16 янв. 1835г. XXII тетрадь - в начале значится: 14 дек. 1835, в конце стоит: 15-го декабря)
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/09petr/1182.htm
http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l16/lit-467-.htm
карта Земли Войска Донского 1833г.
Подробная карта Земли Войска Донского, составленная под начальством Генерального Штаба Генерал Майора Богдановича, масштаб - в англ. дюйме 24 версты, 1833г.
http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/maps/zvd1833.jpg 3.6Мб
Карта из Атласа 1745г.
Карта из Атласа 1745г. Положение мест между Черным и Каспийским морями
http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/maps/kart1745.jpg 1.7 Мб
Карта из Атласа 1792г.
http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/maps/kavkaz.jpg 4.2 Мб
Песнь славы мужеству сердец (с.15-21) В наших летописях повествуется о походе в 1185г. русских князей под главенством новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. Поход этот закончился неудачно. Враги сумели оттеснить русские полки в безводную ловушку.
...Что же произошло в действительности более восьмисот лет назад? Игорь со своей дружиной выступил из Новгорода-Северского 13 апреля. В пути к нему присоединились союзные войска. Местом окончательного сбора было намечено устье Оскола, где предполагалось встретить Пасху, приходившуюся на 21 апреля.
...Но вовсе не на половцев устремились доблестные Ольговичи. Они собирались, прорвав половецкие заслоны, на копье взять город Тмутаракань. Тмутаракань лежала на таманском полуострове на месте современной станицы Тамань. Город этот отвоевал у хазар в 969г. Святослав Игоревич. Последними русскими князьями, владевшими Тмутараканью, были дед Игоря и Всеволода Олег Святославич и брат Олега Ярослав. Ольговичи могли претендовать на наследие дедичей, но в Тмутаракани вот уже несколько десятилетий хозяйничали византийцы. Русским полкам предстояло отбить древнее русское владение у могущественной империи.
Единственный раз за всю историю войн с половцами русы ходили в степи за нижний Дон. Это сделала в 1112г. коалиция 10 князей во главе с великим киевским князем Святополком Изяславичем. Тогда кочевники были разбиты на берегах реки Сал. Несравненно меньшая армия Игоря углубилась далее своих предшественников и встала на вражеских костях в междуречье Сала и Маныча. Уже этого успеха хватило бы, чтобы слава о подвиге витязей пошла по всей земле Русской.
После побоища нужен был отдых коням и людям, путь вперед преграждали манычские болота, а разбитые степняки уже скакали от кочевья к кочевью, поднимая на войну великую степь. Летописец сообщает, что русы провели на захваченных вежах три дня, в зависимости от того, включал ли он в эти три дня день битвы или нет. На отдых и наведение переправы через болота ушло двое или трое суток.
Перебравшись через Маныч, войска, ведомые непреклонным Игорем, двинулись к Тмутаракани...
Киммерийский центр. Выпуск 9. Виктор Владимирович Грицков. Рождение Руси. Москва. Издательский центр Русского исторического общества. 1993. 29с
Из 1-го Жизнеописания Субэдэя (цзюань 121):
[В год] гуй-вэй (с 2.02.1223г. по 21.01.1224г.) Субэтай представил доклад трону и просил [разрешения] покарать кыпчаков. Согласие на это [было дано]. Поэтому [Субэтай] повел войска кругом Каспийского моря, окольными путями дошел до перевала Тайхэ, пробивал камень, открывая дорогу, и вышел там, где его не ожидали. Дошли и встретились с их [кыпчаков] главарями Юрием и Татауром, которые как раз собрались вместе у реки Буцзу. [Субэтай] пустил воинов в решительную атаку, рассеял и разогнал их людей. Был поражен стрелой сын Юрия, который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. Также дошли до реки Калки, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами, племени русских, которые сдались. Усмирили земли племени алан и вернулись
Юань ши, Пекин 1976, изд. Чжунхуа шуцзюй чубань
http://www.osh.ru/pedia/war/arms/rus/kalka.shtml#18
...И не допусти, господи, того, что за много лет прежде сего было, когда страшная битва была у русских князей на Калке с погаными половцами, с агарянами; и теперь избавь, господи, от подобной беды, и спаси, и помилуй!
...Поганый же Мамай тогда побежал с побоища, и достиг города Кафы, и, утаив свое имя, вернулся в свою землю, но не мог стерпеть, видя себя побежденным, посрамленным и поруганным. И снова гневался, сильно ярясь, и еще зло замышляя на Русскую землю, словно лев рыкая и будто неутолимая ехидна. И собрав оставшиеся силы свои, снова хотел изгоном идти на Русскую землю. И когда он так замыслил, внезапно пришла к нему весть, что царь по имени Тохтамыш с востока, из самой Синей Орды, идет на него. И Мамай, который изготовил войско для похода на Русскую землю, с тем войском пошел против царя Тохтамыша. И встретились на Калке, и был между ними бой большой. И царь Тохтамыш, победив царя Мамая, прогнал его, Мамаевы же князья, и союзники, и есаулы, и бояре били челом Тохтамышу, и принял тот их, и захватил Орду, и сел на царстве. Мамай же убежал снова в Кафу один; утаив свое имя, скрывался здесь, и опознан был каким-то купцом, и тут убит он был фрягами; и так зло потерял жизнь свою. Об этом же кончим здесь
Сказание о Мамаевом побоище (Калица Мала - Калка (ныне Кальчик), приток р. Кальмиус)
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Mamaj/text.phtml?id=895
I се Гематьрех уступiсе а Годе сен усiедеще на Калiцю Малоу i теще до брезi мрштi I такъве земе одержашать до Доне I по тоу Дону рiецiе iесе Калка Влiка iе кромь мезжде ны i пренщая племы I тамо Годе се бiе чтвары сент ляты о све врзем I тому яхомь се мы земе нашю i раяхомь клоудне земе i Еланштема трзехомь о мены скуте скерi i туще о србрены i златвены колы i пiвты яде вескера I жiводьба нашя бендете о те порiе клудна i мiрня I се Годе налiезе на ны ещежье I бясте пря десенте лiеты I се удржiехомь земе нашiе Такожьде iмяхомь брантесе од врзех
Дощ.37а...И вот ГематеРех отступился, и Готы уселись (поселились) на Калке Малой (совр. р. Кальмиус) и растеклись до берегов морских (до совр. Мариуполя). И так земли одержали (овладели) до Дона. И после той Дону-реки есть Калка Великая (совр. Маныч), (которая) является кромью-границей между нами и прочими племенами. И там Готы вот бились четыреста лет со своими врагами. И потому взяли мы землю нашу и пахали мы спокойно землю, и с Эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебрянные и золотые кружочки (деньги), и питье, яства всякие. И жизнь наша была в ту пору спокойна и мирна. И вот Готы налезли на нас еще же. И была война десять лет. И вот удержали мы землю нашу. Также мы должны (имеем мы и теперь, и в будущем) обороняться от врагов
Наследники Склавен
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_482.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_483.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_484.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001