Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Дощка с молитвами 31
от 28.06.10
  
Iсходны словесы


Азъ бо утреня Слва Тi ренщена iмах

Фонд 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 16
***14-5-46 - Из второго  письма Ю. Миролюбова - А. Куру, написанного 13 ноября (текст с молитвами - 13 окт.) 1953г. (получено 19/XI-53)…
…Прилагаю, при этом еще текст Дощьки с молитвами…
Фонд 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 14
***13-1-118 - (вверху в левом углу от руки - Получено 19/XI-53 из Брюсселя, Белгия, от Ю. Миролюбова; в правом верхнем углу - Документу N2. Строки слитного текста (рукой А. Кура) пронумерованы: 1-10, 1-8, 1-2). В четвертой строке от руки исправление: вместо Ы - OI в словах - хщеши ты (во всем тексте буква Ы встречается только один раз) и вместо Ц - буква Щ (в слове - упрензвенцещи).
Дощка с молитвами
13-118-1(1)
пожещемотiбъжеякосенамодеяцешiсурупiтiсмьртнуанаврзiгрендешешиатоiа
бiяшешимещемтвоеммовленомзгоуасвЪнтеммрщишиощесоiаанъщнаненатенчаше
абоiсiанзнещентитооубопероунуатомовленхомсеняконьcнезбавiтихомсе
врзiгрябЪiдаiндетоiденякохщешитыазобоiхiмоупрензвенцещиагръмiтiнаноi
атобоiстесiлатвананьполiаоплоднящиагрьмидежделiящетисенаоньiтьмусемоi
блазiякоидехомповълiтвоеi...азъбоутренiаслватiренщенаимахатакорцемо
якоблгесьаподтащблагнаших...упръщенаiаоноiсутеiаковцiаутещашут...
даимешиноiвевсiднiадабудехомтiвiрнiидоконцеславоiтвоея..отщебонашесен
давождеадабендiщитаковосiднi..жьртвутiпрвiхомовщанебращноатакопоем
слвуавеликощатвоiа...
Разделить этих строк я не успел еще и предоставляю это Вам. Думаю, что это - молитва Перуну.
Дальнейший текст:
13-118-1(2)  
слвiхомдаьбо (вероятно, пропущено "же") абудетоiнашьпъкрвителазастоупищ
одколядоiдоколядоiаплодiнаполехадаяшеттрвоiнаскотiяаданамовосведнiе
гъвiадiаоумножитисеазьрнажитнiамножестьабоiхоммедъвiщiзатвржетiапещi
бгасвтаслвiтiсоуронжебостьодрещенодозiмоiатецiнальтотомубопоемославу
iакооцiвополЪх...
слвiхомогнебгасемьiрьгладрево гроiзущаасламуаогнекуделицерозвiяштiа
воутiевденавчерiатомубоiхомдiащiзасоутворенебрашноапiтiяякоесьедине
хранимвопопелiатоговздоiймоагорiтi...
Здесь, вероятно, моления Дажьбу и Огнебогу.
Текст: земенащеулежесяодсунадосунасвенрожiаавлкiсутетамобохоросiлуцi
а тамоведоiмоговiадоiапроплодитисеiмоволiудажьбуегожеславхом...
Как и в прежних переписках текстов, в данном случае я строго придерживался копии, сделанной в тридцать седьмом году у художника Изенбека, и ни слова не прибавил или не убавил, но, видя трудности чтения, оставил без изменения текст, дабы кто-либо, более удачливый, нежели Ваш слуга, смог бы разобрать и объяснить неясное, мне самому.
Впечатление мое таково: это одно из исчезнувших старорусских (славянских) наречий, разнящееся от известного нам древнеславянского текста. В архаизме наречия сомнений нет, а в подлинности такового тоже, ибо обороты речи указывают на известную закономерность. Что же касается подлинной старины Дощек, здесь я ничего сказать не могу, так как не являюсь специалистом.
Юрий Миролюбов. 13 октября пятьдесят третьего года. Брюссель. Бельгия
Письма Ю. Миролюбова - А. Кура
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_328.htm
Фонд 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 16
***14-5-140,141,142,143,144 (по 2 стр.) - машинопись. Полностью текст Дощ.28,29;26,8(27);23,25;30,31(здесь приводится фрагмент из второго письма (13 ноября 1953) Миролюбова Куру), 8(2),8(3) - внизу последних двух дощечек приписка П. Филипьева - Миролюбовская фальшивка - нагромождение без лада и складу выражений, взятых из Дощек Изенбека. Такие же Миролюбовские зказки нечто вроде сказа Захарихи -. Внизу Дощьки 28 - приписано рукой П. Филипьева - У Кура - бране руську соупротiве...вашем; У Мир - борбу руськоу соупротвiе...вашiем; Себ то - будто -. Текст каждой из дощечек, отдельно на одной странице, с разделением на слова, заглавными буквами, без любых знаков препинания, без нумерации. Вверху каждой страницы - слово Дощька (напечатано) и от руки проставлены номера. Каждая дощечка имеет свой характерный печатный вид (печаталась в разное время, на одной (?) или нескольких машинках (?, например, письмо Миролюбова). Даты не указаны. Скорей всего это фрагменты из 6 части книги Скрипника за 1973, где приводятся фотографии источников из архива Миролюбова
***14-5-143(2) Вверху напечатано ДОЩКА с молитвами. От руки проставлен номер 31 (Миролюбовым или Скрипником). Тоже самое, что и выше (док. 13-1-118), только без нумерации Кура, без исправлений в четвертой строке.
14-5-143(2)
***14-6-60,61 Павел Филипьев. Статья: Плюсы и минусы. Газета Русская Жизнь. Суббота. 10 марта 1973г.
...Причислю к плюсам вложение А. Куром напечатанных на машинке копий текстов в Архив Национальной Библиотеки в Вашингтоне. По правилам Архива, в течение 15 лет к ним не будет доступа. В одном экземпляре, он послал их еще какому-то своему приятелю кажется офицеру ген. штаба, теперь уже умершему.
Но не обошлось здесь и без минуса. Рукописная копия одной дощечки (прославление Перуна) начиналась словами: Пожещемо ти боже, то есть Благославляем тебя боже, а в копии напечатанной на машинке было Пожещете мати боже, то есть Благославенна Мать Божья. На попавшей ко мне копии второй дощечки было цветным карандашом зачеркнуто культовое выражение Питаре Диае (см. санскр. словарь) и карандашом же написано сбоку Сварог. На мой вопрос, что это значит? А. Кур мне ответил, что такого в текстах не может быть. Это что-то латинское, а втиснуто, вероятно, Миролюбовым. В третьей копии, как и в публикации в Ж.П., середина текста переброшена на конец. Я отосланных копий не видел, но полагаю, что эти кляксы там остались.
Павел Тимофеевич Филипьев. Плюсы и минусы
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_363.htm
Фонд 10143, опись 47 (Архив Ю.П. Миролюбова), рулон 10
***7-2-53…97 - М. Скрiпник. Влес книга. Лiтопис дохристияньской Русi-України. Частина V. На правах рукопису. ВИДАВНИЦТВО МЛИН. Лондон-Гага, 1972
***7-2-81,...96 (по две стр.) - Текст Дощечек Изенбека в транскрипции Миролюбова. Материалы из архива Миролюбова, еще не опубликованные (страницы пронумерованы от 1 до 30. В конце 30 стр. - Гага, 31 березня 1972г. М. Скрипник). Текст Дощ. 8(2), 8(3), 8(27), 14, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33.
Дощ.31 - стр. 26-27 - на стр. 26 текст: Дощ.31 з молитвами -. Текст слитный (строки 1 до 20). Далее на стр. 27 текст: Слiдуючi урiвки в релiгiйним змiстом взятi з листiв Ю. Мiролюбова -. Затем нумерация (21-42) продолжается и следуют текст уже разбитый на слова. Есть 26 строчка: тоi бо се есе iа всiак iасоii есте во дне бжьстем…(из Дощ.11б). Сличая номера строк здесь (21-25, 27-42) и номера строк в рукописном тексте Миролюбова (см. фото ниже, где в заголовках номера строк проставлены в скобках), можно с уверенностью сказать, что на фото (рукописного текста Миролюбова) номера строк подписаны Скрипником.
В строке 24 у Скрипника - есть - У Миролюбова (см. на фото ниже) - есь.
7-2-94(3)
7-2-94(4)
7-2-95(1)
7-2-95(2)  
Скрипник. Влес книга
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_330.htm
В книге С. Ляшевского. Русь доисторическая (1973г.). Нумерация текстов. стр. 218-223:
68 - нумерация Миролюбова-Кура - 31 - строк - 22 - Пожеще мети бже яко сенато деиащи
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_374.htm
Также и в архиве П. Филипьева. ГАРФ. Фонд 10143, опись 80:
***рулон 16, 14-5-150 таблица соответствий
под номером 31А у Мир. - у А. Кура - 31 - Пожещемо тi бъже
***рулон 16, 14-5-152 таблица соответствий
31А у Кура - у Мир. 31 - Пожещемо тi бъже
31Б у Кура - у Мир. 31 - Слвiхом Даьбо а буде...
31С у Кура - у Мир. 31 - Земе наше улежеся од суна до суна
36 у Кура - у Мир. - пропуск - АТ аж че бъ коii вiдяi тоiя
***рулон 13, 13-1-2,3,4 - древние тексты (переданные А. Куром в 1960-1961гг.?). Нумерация от 1 до 103.
Под номером 12 - Пожещемо тi бъже
Под номером 13 - Славiхом Дажбо
Под номером 14 - оск: Земе наше улеже сiа
Под номером 17/ - Ать, атче бъ коii, вiдiа
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_371.htm
на фото (рукописного текста Миролюбова их архива Миролюбова) номера строк подписаны (скорей всего) Скрипником. Слово Дощечка (по почерку) написано Миролюбовым. И номер 31 (по почерку ?) проставлен Миролюбовым. Отрывок - Ажчебъкыi вiдяi тоiя неiзесящ хвалу БозЪм - напечатан (в отличии от других отрывков). Номера строк (21-25 или 21-26) не проставлены Скрипником. Этот отрывок по смыслу, ритму и набору ключевых однотипных характерных слов (из дощ.31А - Бъже, буде, Тi Бъже - Ть Бъжъ, Тому, А то, есь, яко) - очень похоже является продолжением молитвы дощ.31А из второго письма Миролюбов Куру за 13 ноября 1953г.
Из архива Ю. Миролюбова. Текст дощечки 31 и 32

Кроме того, в издании Влес книга (в части 6-й Скрипника) воспроизведены фотокопии материалов из архива Ю.П. Миролюбова. В их числе еще два фрагмента дощечки 31. Один из них - машинописный текст молитвенного характера, но разделенный на слова (в отличие от основного текста дощечки) и озаглавленный, как можно думать, одновременно: Дощечка 31. Другой, написанный от руки, текст также озаглавлен: Дощечка 31 (27-42) и содержит несколько строк, которые по количеству знаков в два раза меньше, чем объем знаков в 16 строках стандартного текста дощечек. Он, в отличие от остального текста дощечки, содержит исторический текст: о движении русичей в травный край и о братьях Кие, Щеке и Хориве. Там же воспроизведены три фрагмента дощечки 32, каждый из которых имеет указания на строки: 1-13, 14-21 и 22-30. Что это значит, - неясно, так как рукописный текст содержит значительно большее количество строк.
О.В. Творогов. Влесова книга. 1990
http://russiancity.ru/books/b48.htm
*** Тексты из изданий Н. Скрипника. Из книги Г. Лозко. Велесова книга: Волховник. К., 2002
(1,2А,2Б,3А,3Б,4А,4Б,4В,4Г,5А,5Б,6А,6Б,6В,6Г,6Д,6Е,6Э,7А,7Б,7В,7Г,7Д,7Е,7Э,7Ж,7З,8,8(2),8(3),9А,9Б,10,11А,11Б,12,13,14,15А,15Б,16А,16Б(ур.),17А,17Б,17В,18А,18Б,19,20(ур.),21,22,23,24А,24Б,24В,24Г,25,26,27(ур.),8(27),28,29,30,31,32,33,33(ур.),34,35А,35Б,36А,36Б,37А,37Б,38А,38Б(ур.),38Б). Всі оригінальні тексти, окрім зазначених нижче, подано із згаданого видання М. Скрипника, в якому вміщені найточніші редакції. знайдені в архіві Ю. Миролюбова (т.7); уривки дошки 20 опубліковані в 6т., с.21; 31 дошка - т.5, с.26-27; 32 дошка - т.5, с.28-29; уривки 33 дошки - т.5, с.28-29; опубліковані вперше фрагменти дошки 38А - т.5, с.32; дошка 16Б - т.5, с.VI).
31
ПОЖЕЩЕМО ТІ БЪЖЕ ЯКО СЕ НАМО ДЕЯЦЕШІ СУРУ ПІТІ СМЬРТНУ А НА ВРЗІ ГРЕНДЕШЕШИ А ТОІА БІЯШЕШИ МЕЩЕМ ТВОЕМ МОВЛЕНОМ ЗГОУ А СВъНТЕМ МРЩИШИ ОЩЕСОІА А НЪЩ НА НЕ НАТЕНЧАШЕ АБОІ СІАН ЗНЕЩЕНТИ ТО ОУБО ПЕРОУНУ А ТО МОВЛЕНХОМ СЕН ЯКО НЬ СНЕ ЗБАВІТИХОМСЕ ВРЗІ ГРЯБъІ ДА ІНДЕ ТОІ ДЕН ЯКО ХЩЕШИ ТЫ А ЗОБОІХІМО УПРЕНЗВЕНЦЕЩИ А ГРЬМІ ТІ НА НОІ А ТО БО ІСТЕ СІЛА ТВА НА НЬ ПОЛІА ОПЛОДНЯЩИ А ГРЬМИ ДЕЖДЕ ЛІЯЩЕТИ СЕ НА ОНЫ ТЬМУ СЕ МОІ БЛАЗІ ЯКО ИДЕХОМ ПО ВЪЛІ ТВОЕІ...АЗЪ БО УТРЕНІА СЛВА ТІ РЕНЩЕНА ИМАХ А ТАКО РЦЕМО ЯКО БЛГ ЕСЬ А ПОДТАЩ БЛАГ НАШИХ...УПРЪЩЕНАІА ОНОІ СУТЕ ІАКОВ ЦІА УТЕЩАШУТ...ДА ИМЕШИ НОІ ВЕ ВСІДНІ А ДА БУДЕХОМ ТІ ВІРНІ И ДО КОНЦЕ СЛАВОІ ТВОЕЯ...ОТЩЕ БО НАШЕ СЕН ДА ВОЖДЕ А ДА БЕНДІЩИ ТАКО ВО СІ ДНІ...ЖЬРТВУ ТІ ПРВІХОМ ОВЩАНЕ БРАЩНО А ТАКО ПОЕМ СЛВУ А ВЕЛИКОЩА...ТВОІА СЛВІХОМ ДА(Ж)ЬБО А БУДЕ ТОІ НАШЬ ПЪКРВИТЕЛ А ЗАСТОУПИЩ ОД КОЛЯДОІ ДО КОЛЯДОІ А ПЛОДІ НА ПОЛЕХ А ДАЯШЕТ ТРВОІ НА СКОТІЯ А ДА НАМО ВО СВЕ ДНІЕ ГЪВІАДІА ОУМНОЖИТИ СЕ А ЗЬРНА ЖИТНІА МНОЖЕСТЬ АБОІХОМ МЕДЪ ВІЩІ ЗАТВРЖЕТІ А ПЕЩІ БГА СВТА СЛВІТІ СОУРОНЖЕ БОСТЬ ОДРЕЩЕНО ДО ЗІМОІА ТЕЦІ НА ЛЬТО ТОМУ БО ПОЕМО СЛАВУ ІАКО ОЦІ ВО ПОЛъХ...СЛВІХОМ ОГНЕБГА СЕМЫРЬГЛА ДРЕВО ГРОІЗУЩА А СЛАМУ А ОГНЕКУДЕЛИЦЕ РОЗВІЯШТІА ВОУТІЕ ВДЕН А ВЧЕРІА ТОМУ БОІХОМ ДІАЩІ ЗА СОУТВОРЕНЕ БРАШНО А ПІТІЯ ЯКО ЕСЬ ЕДИНЕ ХРАНИМ ВО ПОПЕЛІ А ТОГО ВЗДОІЙМО А ГОРІТІ...
...ЗЕМЕ НАШЕ УЛЕЖЕСЯ ОД СУНА ДО СУНА СВЕНРОЖІА А ВЛКІ СУТЕ ТАМО БО ХОРОСІ ЛУЦІ А ТАМО ВЕДОІМО ГОВІАДОІ А ПРОПЛОДИТИСЕ ІМО ВОЛІУ ДАЖЬБУ ЕГО ЖЕ СЛАВХОМ...
...АЖЧЕБЪ КОІІ ВІДІАІ ТОІІА НЕ ВЗЕСІАЩ ХВАЛУ БОЗъМ ТРІКЛІАТ БУДЕ СЛАВА ВПАРУНІ БГУ НАШІЕМУ ІЖЬ БО НОІ ХРАНІАЩ А ТАКЪ БЪЖЬ ЗДРАВІІУ ДАТЕЛЬ БЛАГІ ЗЬМНОІ ПОДАІУЩЬ ТОМУ БЪ ПАЛІМ ОГНЬ ВъЩЕНЬ В ГРАДІ НОВъ НА ВЛХОВІ А НА ГОРъ У ЛъСОВ А ТЬ ДУБРОВъ БОЖЬ БРЕЗОІ НЕБЪ ДУБІІА ПО НИВА ДАЖЬБГИ НАШ СОУТЬ В ТОМУ ЯКО ДАЖЕ ЕСТЬ ДАІАТІ ПРОСІА ЦІМ А ТО ТЬ БЪЖЬ ХВАЛІХОМ...
...ТОІ БО СЕ ЕСЕ ІА ВСІАК ІАСОІІ ЕСТЕ ВО ДНЕ БЖЬСТЕМ...
...ІДА ДОМІ СВА А І ДАМІ СУШТІ ДА СВАТІТАСІА ІМЕНО ГО ІНДРА АКБО ТОН ЕС НАС БГ А МЕШЕ БГІ А ВЕДІ ЗНАШТІ ТАК ОСПІЕМ БІАХОМ МОШТ ЕГО А ІМАМОІ СТАДІ СКОТІА ІЖ БРЕЖЕХОМ ОТ ЗЛА ГОБЗІАВІСІА ТА СТАДОІ УБРЖЕН БІАШЕТ А ТАК СЕМЕ ГО А ДЕЦКО ПРІДША ОД ЗЕМЕ АРСТІЙ ДО КРАІА ІНСЬКА А ТЛУЦЕМЕХОМ ДО ПРІДІАТІ ДА РАІ ТРВНІА СКОТОМ ЗЛАЩЕНІІА ТАМО ВСЕЛІЕ ВЛІКО НАС ОБОІАША ТАМО РъЩЕ ОТЩ ГЛС АРІУВ ТРІ СОІНОІ ДъЛІАТІ НА ТРІ РОДІ А ІДА ДО ПОЛУДНЕ А ТО ЗАПАДАНІУ СЛОНЦЕВъ А Т БІАСТЕ КІЙ ЩК А ХРІВ А ТАК ПОДъЛА СКТ ИДША ИНЬ ТРІ РЪДИА ТА СИДА ВСЬК ДО ГМТЬ СВУ А КІЙ БО РЩЕ СТАВА ГРДО А ТОМУ ІМЕ ДАНО ЕС КІЕВ ТАМО ЗІМУ ЖІВАХОМ А ТЕЦЕМ ОВСЬНЕ СІЦ ДО ПЛДНЕ А ТАМ СКТ ПСЕМО ОД ПРВА ЛъТА
***Г. Лозко. Велесова книга: Волховник. К., 2002, 368с.
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_368.htm
Дощ.31 Пожещемо Тi Бъже якосе намо деяцешi суру пiтi смьртну а на врзi грендешешi а тоя бiяшешi мещем Твоем мовленом Згоу а свЪнтем мрщiшi ощесы а анъщ на не натенчаше абы сiан знещентi то оубо Пероуну А то мовленхом сен яко нь c не збавiтiхомсе врзi грябЪ I да iнде тоi ден яко хщешi Ты а зобыхiмо упрензвенщещi а гръмiтi на ны А то бысте сiла Тва на нь поля оплоднящi а грьм i дежде лiящетiсе на онь I тьму семы блазi яко iдехом по вълi Твоеi...Азъ бо утреня Слва Тi ренщена iмах А тако рцемо яко блг есь а подтащ благ нашiх...упръщеная оны суте як овця утещашут...да iмешi ны ве всi днi А да будехом Тi вiрнi i до конце славы Твоея...Отще бо наш есен да Вожде А да бендiщi тако во сi днi...Жьртву Тi првiхом овщане бращно А тако поем слву а велiкоща Твоя...
Слвiхом ДаьБо А буде Ты нашь пъкрвiтел а застоупiщ од Коляды до Коляды А плодi на полех а даяшет трвы на скотiя А да намо во све днiе гъвядя оумножiтiсе а зьрна жiтня множесть абыхом медъвiщi затвржетi а пещi Бга Свта слвiтi Соуронже бость одрещен одо зiмы а тецi на льто Тому бо поемо славу яко Оцi во полЪх...
Слвiхом ОгнеБга Семьiрьгла древо грызуща а сламу а огнекуде лiце розвiяштя во утiе в ден а вчерi А Тому быхом дiащi за соутворене брашно а пiтiя яко есь едiне хранiм во попелi А Того вздыiмо а горiтi...
земе наше улежеся од Суна до Суна свенрожiа а влкi суте тамо бо хоросi луцi а тамо ведымо говяды а проплодiтiсе iмо волiу ДажьБу Его же славхом...
Аж че бъ кыi вiдяi тоiя не iзесящ хвалу БозЪм трiклят буде Слава вПарунi Бгу нашiему Iжь бо ны хранящъ А такъ Бъжъ здравiю датель благi зъмны подающь Тому бъ палiм огнь вЪщень в градi НовЪ на Влховi а на горЪ у лЪсов а ть дубровЪ божъ брезы небъ дубiя понiвадiжь Бгi наше соуть в тому яко ДаЖе есь даятi просяцiм а то Ть Бъжъ хвалiхом...
Iда домi сва а i да мi суштi Да сватiтася iмено Го Iндра Ак бо то нес нас Бга меше Бгi а Ведi знаштi Так оспiем бяхом моште Го А iмамы стадi скотiа iж брежехом от злаго бзiавiсiа та стады убржен бяшет А так семе Го Арецко прiдша од земе Арстii до края Iнська А тлуцемехом до прi дятi да раi трвня скотом злащенiя Тамо вселiе влiко нас обояша А тамо рЪще Отц глс Арiув трi сыны дЪлятi на трi родiа iда до полудне а то западаню слонцевЪ А т бясте Кii Щк а Хрiв А так пдЪлав кт iдша iнь трi ръдiа Та сiда вськ до гмть сву А Кii бо рще става грду а тому iме дано ес Кiев Тамо зiму жiвахом а тецем овсьне сiц до плдне А там скт псемь до првалЪта
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm
Из Музея Русской Культуры в Сан-Франциско. Фонд 10143 в ГА РФ
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_353.htm
Характер многих языческих празднеств, судя по этнографическим отголоскам, был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы), что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношений воде, различных игрищ межю селы - почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, красных горках, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах. Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, приде на холъмы, кде стояше Перун. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:…куда же древе погани жряху бесом на горах - туда же ныне цркви стоят златоверхия (ИОРЯС, XII, 1908, I, с.52)
Красные горки, красные холмы, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась красной горкой) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны. Такие сакральные красные горки отразились в фольклоре:
Ой, у конци села - высока гора,
А на той на горе горели огне,
Коле тых огнов - все сватые,
Увше сватые, мужи старые…
(Meszynski К. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934, cz. II, Zesz. 1, c.541)
Фольклор сохранил интересное и очень архаичное описание зимнего новогоднего обряда и вдали от поселка:
За горою крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
В тех лесах огни горят,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют
Ой, коляда, коляда!
Ты бываешь, коляда
Накануне рождества.
(П.В. Шейн. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. Великор. N1046, СПб., 1898, т.I, вып.1)
Коляда праздновалась не только под рождество, но и на Новый год (языческий): Аще кто в 1 день енуара на коляду идеть, яко же пьрвее погани творяху, а покаеться - яко от сотоны есть игра та (Кормч. XIII). К концу XIII в. празднование коляды было перенесено на церковный Новый год, начинавшийся с 1 марта: Коляды - наречаемая ошестъкы и в 1 день марта месяца совершаемое тържьство (И.М. Срезневский. Материалы…Новг. Кормчая 1280г.). Другая более ранняя запись подобной обрядовой песни раскрывает сущность ритуальной церемонии - принесение в жертву козла:
рис.29За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колнодушки (колядные).
В середине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий;
Возле котла козел стоит
Хотят козла зарезати…
(И. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838, вып.II, N4)
Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси. Гл.3. Святилища, идолы и игрища
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_593.htm
Урочище Перынь находится в 4 км южнее г. Новгорода...
Что касается костров, открытых во рву святилища, то имеются непосредственные указания письменных источников на огонь, как священную принадлежность богослужения Перуну. X. Махаль приводит слова из Московской хроники Hosius'a, где в описании Новгорода говорится об идоле Перуна, который некогда стоял на месте Перунова монастыря и в честь идола горел огонь.3
В.Н. Татищев передает слова Стрыковского, которые, по В.Н. Татищеву, взяты из древней летописи, не дошедшей до нас: Перун бог грома, ему же неугасимый огнь содержан от дров дубовых.4 Почти то же в поздней Густынской летописи.5 В Польше, отмечает И. Иванов, уже в исторические времена был запрещен народный обычай поддерживания вечного огня Перуну.6 У хорутан еще в прошлом столетии можно было наблюдать праздник освящения огня, который всегда устраивался в четверг, т.е. в день, посвященный Перуну.7 Обычай разложения огня в языческие праздники Коляды и Купалы дожил во многих местах Восточной Европы до нашего столетия. Крупнейшие исследователи славянской мифологии А. Афанасьев и Потебня считают, что праздник Коляды был посвящен богу грома Перуну.8
Были ли костры, открытые во рву, действительно неугасимые? Сравнительно небольшое количество угля и золы, обнаруженное в ячейках рва, скорее указывает на то, что костры во рву горели не постоянно, а зажигались лишь в особо торжественные праздники. Что же касается восточного костра, северная часть которого вошла в раскоп 1948 г. и содержала очень большое количество угля, то он мог быть и постоянным...
3 Hanus Machal. Nakres slovanskeho bajeslovi. Praha, 1891, стр. 22.
4 В.Н. Татищев. История Российская с самых древнейших времен, кн. I, М., 1768, стр. 16-17.
5 ПСРЛ, т. 2, стр. 207.
6 И. Иванов, ук. соч., стр. 149.
7 И. Срезневский. Исследования о языческом богослужении древних славян. СПб., 1848, стр. 26.
В.В. Седов. Древнерусское языческое святилище в Перыни
http://www.russiancity.ru/hbooks/h011.htm
Змей ГорынычИдол Перуна был поставлен Добрыней в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654г. - Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. т.е. богом огня, ибо русские огонь называют перун. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью (Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М., 1870, с.80-81. Далее следует рассказ о дубине, брошенной Перуном и о ежегодном празднике Перуна. О языческом культе деревьев см.с. 60-61).
Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси. Гл.6. Язычество северных окраин
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_593.htm
Слвiхом ОгнеБга Семьiрьгла древо грызуща а сламу а огнекуде лiце розвiяштя во утiе в ден а вчерi А Тому быхом дiащi за соутворене брашно а пiтiя яко есь едiне хранiм во попелi А Того вздыiмо а горiтi...
Даждьбожьи внуки
Фонд ГАРФ 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 16
***14-5-46 - Из второго  письма Ю. Миролюбова - А. Куру, написанного 13 ноября (текст с молитвами - 13 окт.) 1953г. (получено 19/XI-53)…
…Прилагаю, при этом еще текст Дощьки с молитвами…
Фонд  ГАРФ 10143, опись 80 (Архив П.Т. Филипьева), рулон 14
***13-1-118 - (вверху в левом углу от руки - Получено 19/XI-53 из Брюсселя, Белгия, от Ю. Миролюбова; в правом верхнем углу - Документу N2. Строки слитного текста (рукой А. Кура) пронумерованы: 1-10, 1-8, 1-2). В четвертой строке от руки исправление: вместо Ы - OI в словах - хщеши ты (во всем тексте буква Ы встречается только один раз) и вместо Ц - буква Щ (в слове - упрензвенцещи).
Дощка с молитвами

пожещемотiбъжеякосенамодеяцешiсурупiтiсмьртнуанаврзiгрендешешиатоiа
бiяшешимещемтвоеммовленомзгоуасвЪнтеммрщишиощесоiаанъщнаненатенчаше
абоiсiанзнещентитооубопероунуатомовленхомсеняконьcнезбавiтихомсе
врзiгрябЪiдаiндетоiденякохщешитыазобоiхiмоупрензвенцещиагръмiтiнаноi
атобоiстесiлатвананьполiаоплоднящиагрьмидежделiящетисенаоньiтьмусемоi
блазiякоидехомповълiтвоеi...азъбоутренiаслватiренщенаимахатакорцемо
якоблгесьаподтащблагнаших...упръщенаiаоноiсутеiаковцiаутещашут...
даимешиноiвевсiднiадабудехомтiвiрнiидоконцеславоiтвоея..отщебонашесен
давождеадабендiщитаковосiднi..жьртвутiпрвiхомовщанебращноатакопоем
слвуавеликощатвоiа...
Разделить этих строк я не успел еще и предоставляю это Вам. Думаю, что это - молитва Перуну.
Дальнейший текст:

слвiхомдаьбо (вероятно, пропущено "же") абудетоiнашьпъкрвителазастоупищ
одколядоiдоколядоiаплодiнаполехадаяшеттрвоiнаскотiяаданамовосведнiе
гъвiадiаоумножитисеазьрнажитнiамножестьабоiхоммедъвiщiзатвржетiапещi
бгасвтаслвiтiсоуронжебостьодрещенодозiмоiатецiнальтотомубопоемославу
iакооцiвополЪх...
слвiхомогнебгасемьiрьгладрево гроiзущаасламуаогнекуделицерозвiяштiа
воутiевденавчерiатомубоiхомдiащiзасоутворенебрашноапiтiяякоесьедине
хранимвопопелiатоговздоiймоагорiтi...
Здесь, вероятно, моления Дажьбу и Огнебогу.
Текст: земенащеулежесяодсунадосунасвенрожiаавлкiсутетамобохоросiлуцi
а тамоведоiмоговiадоiапроплодитисеiмоволiудажьбуегожеславхом...
Как и в прежних переписках текстов, в данном случае я строго придерживался копии, сделанной в тридцать седьмом году у художника Изенбека, и ни слова не прибавил или не убавил, но, видя трудности чтения, оставил без изменения текст, дабы кто-либо, более удачливый, нежели Ваш слуга, смог бы разобрать и объяснить неясное, мне самому.
Впечатление мое таково: это одно из исчезнувших старорусских (славянских) наречий, разнящееся от известного нам древнеславянского текста. В архаизме наречия сомнений нет, а в подлинности такового тоже, ибо обороты речи указывают на известную закономерность. Что же касается подлинной старины Дощек, здесь я ничего сказать не могу, так как не являюсь специалистом.
Юрий Миролюбов. 13 октября пятьдесят третьего года. Брюссель. Бельгия
Письма Ю. Миролюбова - А. Кура
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_328.htm
Из Музея Русской Культуры в Сан-Франциско. Фонд 10143 в ГА РФ
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_353.htm
Дощечки Изенбека. Из фонда 10143 в ГА РФ
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_362.htm
Пожещемо Тi Бъже
якосе намо деяцешi
суру пiтi смьртну
а на врзi грендешешi
а тоя бiяшешi
мещем Твоем мовленом
Згоу а свЪнтем мрщiшi ощесы
а анъщ на не натенчаше
абы сiан знещентi
то оубо Пероуну
А то мовленхом сен
яко нь c не збавiтiхомсе
врзi грябЪ
I да iнде тоi ден
яко хщешi Ты
а зобыхiмо упрензвенщещi
а гръмiтi на ны
А то бысте сiла Тва
на нь поля оплоднящi
а грьм i дежде лiящетiсе на онь
I тьму семы блазi
яко iдехом
по вълi Твоеi
...Азъ бо утреня Слва Тi
ренщена iмах
А тако рцемо
яко блг есь
а подтащ благ нашiх
...упръщеная оны суте
як овця утещашут
...да iмешi ны ве всi днi
А да будехом Тi вiрнi
i до конце славы Твоея
...Отще бо наш
есен да Вожде
А да бендiщi тако
во сi днi
...Жьртву Тi првiхом
овщане бращно
А тако поем слву
а велiкоща Твоя
Слвiхом ДаьБо
А буде Ты
нашь пъкрвiтел
а застоупiщ
од Коляды до Коляды
А плодi на полех
а даяшет трвы на скотiя
А да намо
во све днiе
гъвядя оумножiтiсе
а зьрна
жiтня множесть
абыхом
медъвiщi затвржетi а пещi
Бга Свта слвiтi
Соуронже бость
одрещен
одо зiмы
а тецi на льто
Тому бо
поемо Cлаву
яко
Оцi во полЪх...
Слвiхом ОгнеБга Семьiрьгла
древо грызуща а сламу
а огнекуде лiце
розвiяштя во утiе в ден а вчерi
А Тому быхом дiащi
за соутворене брашно а пiтiя
яко есь едiне
хранiм во попелi
А Того вздыiмо а горiтi...
земе наше
улежеся од Суна до Суна свенрожiа
а влкi суте тамо бо хоросi луцi
а тамо ведымо говяды
а проплодiтiсе iмо волiу ДажьБу
Его же славхом...
...Аж че бъ кыi вiдяi тоiя
не iзесящ хвалу БозЪм
трiклят буде
Слава вПарунi
Бгу нашiему
Iжь бо ны хранящъ
А такъ Бъжъ
здравiю датель
благi зъмны подающь
Тому бъ палiм огнь вЪщень
в градi НовЪ на Влховi
а на горЪ у лЪсов
а ть дубровЪ
божъ брезы
небъ дубiя
понiвадiжь
Бгi наше соуть в тому
яко ДаЖе есь
даятi просяцiм
а то Ть Бъжъ хвалiхом...
Влескнига. Дощечка 31а,б Дощки с молитвами
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_386.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_145.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001