Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Святы Юры - Божы пасол
от 06.05.10
  
Выразе


Святы Юры - Божы пасол, Божы пасол за мора пайшоy. Адтуль iдучы, узяy ключы, Узяy ключы залатыя, Адмыкнуy зямлю сырэнькую, Пусцiy расу цяпленькую

Жарбог! Жарбог!
Я в тебя грезитвой мечу,
Дола славный стаедей,
О, взметни ты мне навстречу
Стаю вольных жарирей.
Жарбог! Жарбог!
Волю видеть огнезарную
Стаю легких жарирей,
Дабы радугой стожарною
Вспыхнул морок наших дней.
Велимир Хлебников. 1908
К. Васильев. Вольга и Микула
Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич: - Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству? - Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мои крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют. Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном...Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Тёмная ночь идёт - пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестей пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать: Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!
Янка Купала. Из славы позабытых дней
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_46.htm
Законодатель новой России, ставя задачею аграрной реформы не только перераспределение земельного фонда, но действительную экономическую революцию и замену старого земельного режима новым, должен с совершенной ясностью представлять себе основы этого нового режима.
При чем эти основы должны мыслиться не только в виде аграрного строя, воплотившегося в жизнь и вполне сросшегося с ея народно-хозяйственными особенностями.
Разрабатывая этот строй аграрной реформы, реформатор должен принимать к учету два момента: во-первых - природу трудового крестьянского хозяйства, социальные отношения, складывающиеся в крестьянской среде на почве хозяйственной, и, наконец, стихийную эволюцию крестьянского земледелия, и во-вторых - социально-политические опоры, на которых мог бы держаться будущий земельный режим без особенного направления со стороны государственных и общественных сил (Тяжелый опыт социального строительства с несомненностью указывает нам, что устойчивостью и достаточной прочностью может обладать только режим, который мог бы держаться сам собою, почти автоматически, не требуя не от государства. не от общества особого напряжения для своего поддержания).
Только разрешив эти два условия, можем мы создать режим действительно прочный и устойчивый.
Кладя крестьянское хозяйство в основу будущего народно-хозяйственного строя России, мы должны учитывать, что оно по самой природе своей отлично от хозяйства капиталистически организованного, в рамках которого привыкли мы обычно разрешать экономические проблемы.
Хозяйство крестьянское есть прежде всего хозяйство семейное, весь строй которого определяется размером и составом хозяйствующей семьи, соотношением ея потребительских запросов и ея рабочих рук.
Благодаря этому самое понимание выгодности в трудовом хозяйстве отличается от понимания ея в хозяйстве капиталистическом. И если в последнем выгодность определяется путем арифметического из валового дохода всех издержек, то для хозяйства трудового такое определение невозможно.
Невозможно прежде всего уже по одному тому, что элементы трудового хозяйства выражаются не в одинаковых именованных числах. Если валовый доход и материальные издержки в нем так же, как и в капиталистическом хозяйстве, могут быть выражены в рублях, то труд будет выражаться уже не в рублях выплаченной заработной платы, а в собственных трудовых усилиях семьи.
А эти трудовые усилия не могут быть ни вычитаемы, ни слагаемы, а только сопоставляемы с рублями. При этом приравнение того или иного усилия к стоимости одного рубля будет семьею субьективно и различно в зависимости от степени удовлетворения ея потребностей, меры тягостности самого трудового усилия и ряда других причин.
Поскольку потребности семьи еще не погашены и субьективное значение их удовлетворения оценивается выше тягостности необходимых для этого трудовых усилий, трудовое хозяйство будет работать и при пониженной оплате труда, говоря иначе - в условиях, явно убыточных для капиталистического хозяйства.
А так как главной задачей трудового хозяйства является покрытие годового потребительского бюджета семьи, то в конце концов хозяйствующая семья заинтересована не оплатой единицы труда (рабочего дня), а оплатой всего рабочего года.
В силу изложенного крестьянское хозяйство в условиях земельного простора, так же как и капиталистическое, стремиться исключительно к наибольшей оплате единицы труда и нередко ведется более экстенсивно, чем частно-владельческое, получая сообразно этому с десятины меньший валовый доход.
Обратно, в условиях недостатка земли крестьянская семья, не имея возможности при нормальной степени интенсивности хозяйства использовать на своих полях всей рабочей силы и не покрывая своего годового бюджета годовым заработком работников, может увеличивать интенсивность своего хозяйства и ценою понижения оплаты единицы труда повысить годовой заработок работника.
В действительной жизни крестьянское хозяйство так и поступает, а равно по той же причине выплачивает голодные аренды, превышающие ренту, и покупает земли по ценам, значительно превышающим капитализируемую ренту, используя всеми этими способами свободный труд, не имкеющий себе в силу малоземелья никакого приложения.
Эта-то способность крестьянского хозяйства повышать свою интенсивность под давлением уплотнения населения выгодно его с народно-хозяйской точки зрения от хозяйства капиталистического, интенсифицирующегося только под давлением роста цен.
Таково наше понимание трудового хозяства...
А.В. Чаянов. Природа крестьянского хозяйства и земельный режим (Из доклада А.В. Чаянова на III сьезде Лиги Аграрных Реформ в ноябре 1917г. - Труды III Всероссийского Сьезда Лиги Аграрных Реформ. Вып.1. - Вестник Сельского Хозяйства, 1918)
ключы залатыя
Мълiхом Влеса Оiце наше Да потягне в небi комнощь Суражоув А да внiде на ны Сурi вЪшатi злотi Колове въртеще То бо Суньце наше iже святяi на домове наша i пред Онь лiк блiед есь лiк огнiщ домацен Сему БгуОгнiкуСьмурьглЪ рцемо показатiсе а восташетiсе небесi а се взетi ож до мудра свЪта...нарцемо Му iмеiе ОгнеБъже а iдемосе трудiтi ак i вск ден мъленiа утврша тЪлесы Ядымо а iдемо до поле нашi труддятiсе яко Бъзi велЪша вску мужу iже чiнен есъ трудiтсеся на хлЪб свуi ДажБове внуцi сте любiмiчi Бъжьскi А Бъзiско рорала вы тако деснiце дьржащi Воспоемо Слву Суражiу а такожде мыслiхом до вчерЪ а пентократо слвiхом Бзi ве дене Пiiмо бо сурiцу в знак благъстi а обцностще со Бзi кii бо суте во Сврзiе тако бо пюут за щасте нь...Воспоемо Славу Суражiу а те комонь злат Суражiщiев скакщет в небесi Дому iдяхом потрудьщеся тамо огiнь утворджiхом а ядяхом покоръм наш Рцемо якова есте ласкоще Божьска до ны а отыдемо к сну Ден оубо прiде а теме не ясть iе...Такоже дадехом десету ОцЪм нашiм а сенту на власве...А тако пребухомо Слвнi якоже Слвiм Бъзi наше а мълiхомся з телесы омовленi водоу щiстоу
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm
У звёздного скопления Плеяды много названий - Сiтко, Сiтцо, Сiтцы, Воласажар, Вiсожары, Стажары, Стажэрка, Ключы Пятровы, Валоскi, Валосны, Рашотка, Сямiзьвёздачка. Оно одно из самых красивых и интересных объектов на небе. Вот как написано про него у А. Сержпутовского: Сiтко, гэта тыя свечкi, якiя гараць на небе там, куды збiраюцца праведныя душы людзей. Тут анёлы адсеiваюць праведныя душы ад грэшных - Ситко, это те свечки, которые горят на небе там, куда собираются праведные души людей. Тут ангелы отсеивают праведные души от грешных -. Очень интересно название Ключы Пятровы. Происходит оно, видимо, из представления белорусов про ключи от рая, которые хранит св. Пётр и даёт св. Юрию, чтоб тот открыл небо к началу весны и отправил на землю дождь
Т.В. Авилин. Белорусские названия созвездий
http://www.astronet.ru/db/msg/1196688/rindex.html
Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.). Уже в XVII ст. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скатину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св.Юрия, с утра там же заходят. По восходу и заходу Плеяд определяли начало и окончание сельскохозяйственных работ
Т.В. Авилин. Белорусские названия созвездий II: Плеяды
http://www.astronet.ru/db/msg/1199717/rindex.html
Астрономическая неделя с 3 по 9 мая 2010 года
http://www.astronet.ru/db/msg/1244876
Языческие предания о Перуне в позднейшую эпоху были перенесены на Илью-пророка и Юрия Храброго. На вешний Юрьев день (23 апреля), когда бывает первый выгон скотины на пастбище, белорусы причитывают:
Святой Юрья, божий посол,
Да Бога пашов,
А узяв ключи золотые,
Атамкнув землю сырусенькую,
Пусьцив росу цяплюсенькую (теплую)
На Белую Русь и на увесь свет
Сейчас приведенная нами белорусская песня варьируется еще так:
А Юрью, мой Юрью!
Подай Петру ключи
Зямлю одокнуци,
Траву выпусцици,
Статок (скотину) накормици
В этот день служат на студенцах молебны, нивы окропляют св. водою, а домашних животных нарочно собранной росой. На Мораве встречают весну следующей песнею: Smrtna nedela! (четвертое воскресение великого поста - время изгнания Смерти=Зимы) куда ключи девала? - Я отдала их Вербному воскресенью. - Вербное воскресенье! куда ты ключи девало? - Я отдало их Зеленому четвергу (так называется чистый четверг). - Зеленый четверг! Куда ты ключи девал? - Я отдал их св. Юрию. Св. Юрий вставал и отмыкал землю, чтобы росла трава - трава зеленая. В других вариантах Смертная неделя отвечает, что отдала ключи св. Юрию (aby otevrel do nebe или do raje dveri). Юрьев день, следовательно, устанавливает весну, завершает то, к чему стремились предыдущие праздники
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Облачные скалы и Перунов цвет
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
Кто-то ласковые руки Проливает молоком
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1089.htm
Волосыни
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_915.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001