Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Святы из Усвята - Александр Васильевич Чаянов
от 22.04.10
  
Выразе


Как пришел к нам Ягорий обмочившися Ой, лёй, лё-лё-лё, обмочившися. Обмочившися, обросившися Ой, лёй, лё-лё-лё, обросившися. А святэй ты Ягорий, где ты был-пробывал? - Где я был-пробывал, я и тама не гулял Я и тама не гулял - скот у поле выгонял Скот у поле выгонял на зялёную траву На зялёную траву й на ключовую воду Я й святой рукой коровушек поглаживыл Я й коровушек поглаживыл, чтоб коровки были гладеньки Чтоб коровки были гладеньки и телятки были сытеньки Чтоб коровушки позыкивали и телятушки побрыкивали

Александр Васильевич Чаянов

По нашему глубочайшему убеждению, идеальным аппаратом сельскохозяйственного производства является не крупная латифундия и не индивидуальное крестьянское хозяйство, а новый тип хозяйственной организации, в котором организационный план расщеплен на ряд звеньев, каждое из которых организовано в тех размерах, которые являются оптимальными для него
А. Чаянов. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1924

концепция Чаянова заключается в следующем. Он берет то, что называется трудовым планом сельского хозяйства, и разбивает его на определенные звенья. При этом он выясняет, что есть ряд звеньев, вроде тех, которые он упоминает, которые могут быть с успехом кооперированы. После этого, в результате большого количества частных исследований, собирания громадного количества фактов, он строит так называемую теорию дифференциальных оптимумов. Это означает, что для каждого звена производства, например, сбивания молока или получения кредитов, он выясняет, сколько хозяйств нужно объединить вместе в этой деятельности, чтобы она была наиболее эффективна. При малом их числе она еще недостаточно эффективна, при большом она становится слишком громоздкой и т.д. И он выясняет, что разброс здесь колоссальный, поэтому эффективность кооперации может быть достигнута только за счет того, что деревня покрыта сетью кооперативов и каждый крестьянин состоит во множестве кооперативов. Это он называет горизонтальной кооперацией. Если же некоторые группы крестьян объединят всю свою деятельность во всех областях, то в каждом отдельном звене этот оптимум, как правило, будет нарушен и система перестанет быть эффективной. Яркий пример этого дает колхоз. Концепция эта была разработана еще до революции
И.Р. Шафаревич. Духовные основы Российского кризиса XX века
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_446.htm
Во время Великой французской революции, когда отечество было в опасности, когда государственный аппарат колебался под ударами врагов - народные вожди не раз выбрасывали лозунг Lever les masses! - Поднимайте массы - и бросали в борьбу стихию народных масс, своей мощью спасавшую положение...В грозный час, когда окажутся бессильными все методы предпринимательства, когда экономический кризис и удары организованного противника будут сметать наши сложные предприятия, для нас возможен единственный верный путь спасения, неизвестный и закрытый капиталистическим организациям, - путь этот: переложить тяжесть удара на плечи того Атланта, которым держится вся наша работа - да, в сущности, и все народное хозяйство нашей Родины - на плечи русского крестьянского хозяйства. Эти плечи смогут выдержать всякую тяжесть, если...если только захотят подставить себя.
А для того, чтобы они не уклонились от тяжести, нужно, чтобы они чувствовали, знали, сжились с тем, что дело крестьянской кооперации - их крестьянское дело, чтобы дело это тоже было действительно мощным социальным движением, а не предприятием только! Нужна кооперативная общественная жизнь, кооперативное общественное мнение, массовый захват крестьянских масс в нашу работу...
Крестьянское хозяйство противостоит во всей своей ничтожности и слабости ожесточенному напору мощных капиталистических организаций, получающих свои прибыли за счет недоплаты за продукты крестьянского труда и переплаты за покупаемые крестьянами товары...Поэтому для хозяйств приобретает исключительное значение единственный надежный выход из положения - возможность путем кооперирования многих тысяч хозяйств создавать свои крестьянские специальные могущественные организации, организующие денежный бюджет крестьянства при помощи создания своих - крестьянство обслуживающих и крестьянством управляемых крупнейших торговых аппаратов
А.В. Чаянов. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации
Может ли наше бедное, бегающее по промыслам, работающее на фабриках и служащее по городам крестьянство стать действительно крестьянством, к земле прилагающим труд свой, от земли живущим и на земле благоденствующим?
Много для этого нужно еще перестроить в нашей деревне. Нужны долгие годы упорной работы, работы каждого крестьянина, каждого кооператора и агронома, чтобы нашу бедную деревню превратить в страну богатой и просвещенной трудовой земледельческой культуры.
Первое дело, которое должны мы будем сделать, - это вернуть назад ее население, бежавшее на отхожие промыслы, и труд его приложить на улучшение родного земледелия…
Само собой понятно, что это дело нельзя сделать приказом от начальства или изданием какого-нибудь декрета. Нужно сделать так, чтобы крестьянину незачем было бежать из деревни, чтобы в деревне мог он безбедно жить и найти такие прибыльные занятия своему труду, чтобы ему некогда было бегать на отхожие промыслы. Трудная это задача…Но все-таки разрешимая
А.В. Чаянов. Организация северного крестьянского хозяйства: Изд. Ярославского союза кооператоров, 1918
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_124.htm
Я не буду перечислять бесконечный ряды тех кооперативов, которые существуют и могут существовать. Смотря на жизнь и зная принципы кооперации, вы сами можете увидеть, что можно кооперировать. Сторон жизни, куда может проникнуть кооперация, бесконечное множество. В настоящее время мы видим, что наши крестьянские хозяйства идут по пути прогресса. Мы видим, что урожаи начинают повышаться и что крестьянство начинает сознавать, что ему нужно делать.
Но мало сознать, что нужно делать, нужно, чтобы была возможность это сделать.
Весь сельско-хозяйственный прогресс, все, что сулит наука и практика, требует не только сознания, но и денег, чтобы можно было иметь машины, завести хороший скот.
Эти деньги даст русскому крестьянину кооперация кредитная. Ценные машины, хороший скот можно использовать, если их использовать в специальных кооперативах. Для того, чтобы выгодно продать и избегать скупщиков, опять нужно идти в кооперативы. Словом, для того, чтобы воспользоваться всем тем, что дает наука нашему сельскому хозяйству, отдельные хозяйства почти беспомощны, а соединившись в союзы со своими соседями, они представляют собою мощную силу.
Опираясь на союзное начало крестьянское хозяйство может использовать все открытия агрономической науки и на том месте, где теперь растет один колос вырастит два колоса, может сбросить со своих плеч бремя ростовщиков и скупщиков и твердыми шагами пойти в лучшее сельско-хозяйственное будущее.
Дождевые капли стекаясь вместе дают мощные реки, которым не страшны никакие преграды. Подобно им крестьянские хозяйства соединяясь в кооперативы приобретают огромную силу нужную нам для экономического возрождения русской деревни.
А.В. Чаянов. Краткий курс кооперации (Лекции, читанные на Старообрядческих сельско-хозяйственных курсах в Москве при Рогожском кладбище в 1913г.)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_117.htm
Что представляет собою сельское хозяйство? В своей основе - это использование человеком солнечной энергии, падающей на поверхность земли.
Человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну. Он может улавливать их зеленым хлорофиллом своих посевов только на всем пространстве их падения. В самой своей сущности сельское хозяйство неотъемлемо связано с пространством, и чем крупнее технически сельскохозяйственное предприятие, тем большую площадь оно должно занимать. Никакой концентрации в пространстве здесь нельзя провести.
Приведу небольшой пример. Фабрикант, имеющий двигатель в 100 лошадиных сил и желающий в 10 раз увеличить свое производство, может установить двигатель в 1000 лошадиных сил и тем значительно удешевит себестоимость работы.
Сельский хозяин, обрабатывая свою запашку одной лошадью, желает увеличить свои посевы в 10 раз. Он не может, конечно, завести себе лошадь, в десять раз более крупную по своим размерам, но принужден заводить 10 лошадей, таких же по качеству, как и первая. Некоторое удешевление работы будет достигнуто при переходе с лошадиной тяги на тракторную. Но хозяин, уже имеющий один трактор, при 10-кратном увеличении посева не может увеличить мощность трактора, он должен заводить десять таких же машин, работающих одновременно в разных пространствах, благодаря чему себестоимость работы уменьшится значительно. То же самое можно сказать относительно другого инвентаря: семян, удобрения, скота и прочего.
Сельский хозяин, увеличивая свое производство, в большинстве случаев должен умножать число предметов, а не увеличивать их размеры. Благодаря этому количественное выражение выгодности укрупнения не может быть особенно значительным.
Помимо этого приходится отметить, что сама природа земледельческого производства ставит естественный предел укрупнению сельскохозяйственного предприятия.
Раз сельское хозяйство неизбежно разбросано в пространстве, то сельский хозяин должен по этому пространству передвигать огромное количество предметов. Должны передвигаться люди и животные, должны перевозиться машины, удобрения и полученные продукты.
Чем больше хозяйство, тем больше его обрабатываемая площадь, тем, следовательно, большее количество продуктов и на большее расстояние будет перевозиться и все более и более будет возрастать стоимость внутрихозяйственных перевозок как в расчете на все хозяйство в целом, так равно и на единицу получаемого продукта.
Чем интенсивнее будет хозяйство, тем глубже и тщательнее будет обрабатываться пашня, чем больше будет удобрения, тем чаще будут происходить выезды на поля из усадьбы и тем дороже лягут эти переезды на себестоимость продукта.
При экстенсивной зерновой системе хозяйства в наших Оренбургской или Самарской губерниях хозяин может ограничиться двумя выездами - на посев и на уборку. Но как только он начал производить осеннюю вспашку под яровые, вывозить на поля навоз, число выездов возрастет во много раз, что мы можем наблюдать в наших центральных земледельческих губерниях. Дальнейшая интенсификация - переход к пропашной обработке, замена злаковых растений свеклой, турнепсом, картофелем - настолько увеличивает массу передвижения, что каждая лишняя сажень отдаления полей от усадьбы становится чувствительной.
Вся выгода, получаемая от укрупнения производства, поглощается удорожанием внутрихозяйственного транспорта, и чем интенсивнее хозяйство, тем скорее наступает это поглощение
А.В. Чаянов. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. 1919-1927гг.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_113.htm
Одним из глубоких и важнейших явлений переживаемой нами эпохи в истории России, является мощное, полное юной энергии возрождение русской деревни.
Еще не так давно на необьятной русской равнине протекала серая, тусклая жизнь. Разоренное, голодающее крестьянство, растерявшее в крепостную эпоху остатки духовной культуры древней Руси, влачило безпросветное, ничтожное существование.
Все живые силы народа, все, кто хоть немного возвышался над общим серым уровнем, бежали в города и фабричные центры.
Там наблюдалось общественное оживление, там зарождались великие идеи, возникали, рушились и вновь возникали философские и социальные системы, и общественно-культурная жизнь била ключом.
Но в глубине России, в занесенных снегом деревушках царили безпросветные серые будни, и только кое-где вспыхивали маленькие отрадные факты, светились чуть заметные, единичные прогрессивные течения, служившие предметом любовного коллекционирования со стороны народолюбивых энтузиастов.
Семена, посеянные на народной ниве эпохой 60-х годов, начали теперь давать свои первые плоды, и русская земля, растерявшая в петербургский период нашей истории духовное богатство русской античности, былую культуру Великого Новгорода и ранней Москвы, начинает пробуждаться к новой, светлой и радостной жизни.
Еще многие десятилетия нужны русскому крестьянину для того, чтобы прочно усвоить основные устои современной культуры, но для тех, кто своими глазами видит упорную каждодневную педагогическую работу, которую ведут культурные силы России в глубине ея деревень, - нет никакого сомнения в успешных результатах их труда.
Тысячи земских агрономов, деятелей внешкольного образования и кооперативных инструкторов посвящают свои силы этой широкой работе.
Тысячи бесед и лекций, сотни крестьянских курсов, народные дома, библиотеки, собрания кооператоров и, наконец, - движение, создающее русский деревенский театр, указывают нам на огромное педагогическое значение переживаемого нами периода истории русского крестьянства, и можно уверенно сказать, что никогда раньше наша деревня не испытывала такого мощного просветительного воздействия, какое испытывает теперь.
Несомненно, что успех этой исторической работы в значительной степени будет зависит от того, насколько ея деятели окажутся подготовленными к своей педагогической работе.
Работники сегодняшнего дня - агрономы, юристы, естественники, экономисты и филологи по образованию - в большинстве случаев совершенно лишены теоретической подготовки в этой области, и потому они, взяв на свои плечи дело широкой массовой педагогической работы, принуждены с огромным трудом, ощупью находить ея методы
А.В. Чаянов. Методы изложения предметов. М., 1916
В 1900 году в 50 губерниях Европейской России лишнее трудоспособное население составляло 23 миллиона человек. Пахотная земля в 1861 году была оценена значительно выше своей действительной стоимости, а потому прямые и косвенные платежи, возложенные на крестьян, оказались для них непосильными. Экономически ослабленному населению приходилось нести на своих плечах государственный бюджет, выросший с 1860 по 1904 год в пять раз.
Деревню разрушало ростовщичество. Каждую осень после сбора урожая по дорогам выстраивались бесконечные ленты возов крестьянского хлеба. Железные дороги не могли перевезти весь выбрасываемый на рынок хлеб. Затоваривание приводило к резкому осеннему падению цен, а оно отражалось на всем внутреннем рынке. С развитием производства товаров сельского хозяйства, предназначенных на продажу, то есть с превращением крестьянского хозяйства из натурального в товарное, деревню наводнили тучи посредников. Крестьянский продукт, прежде чем достичь потребителя, проходил через 5-10 лишних рук, доходы же перекупщиков оплачивали земледельцы.
Крестьянство, вынужденное искать, каким путем сохранить свое самостоятельное мелкое хозяйство, обратилось к кооперации. Здесь важно то, что выработка кооперативных форм в начале XX века исходила из крестьянской среды, пытавшейся найти такое средство, которое бы позволило крестьянину пользоваться выгодами крупного предприятия и одновременно не утерять особенности мелкого сельскохозяйственного производства. Именно таким средством стала кооперация.
По числу кооперативов и членов в них Россия в начале XX века занимает первое место в мире. Столь стремительного роста не знала ни одна страна. В канун 1917 года количество кооперативов всех типов приближалось к 50 000 (около 25 000 потребительских обществ, 16 500 кредитных кооперативов, 6000 сельскохозяйственных обществ, 2400 сельскохозяйственных товариществ, 3000 маслодельных артелей, 1500-2000 артелей производящих и кустарно-хозяйственных). В них состояло около 14 миллионов человек.
Кооперативное движение в России - на 80% крестьянское - приобрело небывалый размах после событий 1905-1907 годов. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза.
За время с 1906 по 1914 год состоялись Первый и Второй Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся Московский народный банк - независимый от правительства банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. На местах стали создаваться кооперативные союзы. Наиболее густая сеть потребкооперации тянулась через Петербургскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую губернии. В центрально-промышленном районе выделялись Московская и Владимирская губернии. На юге - Киевская, Подольская и Полтавская. Что касается кредитной кооперации, то ссудосберегательные товарищества были распространены на западе России.
Над всем этим стояли центральные организации - МОСПО (Центросоюз), Всероссийский совет рабочей кооперации, Московский народный банк и Центральные товарищества: льноводов, плодоводов и огородников, коноплеводов, по сбыту яиц, по закупке сельскохозяйственных машин и удобрений, Союз кооперативов по переработке и сбыту картофеля, Всероссийский союз кооперативных товариществ по производству и сбыту кустарных и артельных товаров, Общество для содействия артельному делу в России, Центральные кооперативные книжные склады и другие.
Кооперативные союзы владели собственными типографиями, пароходами, выпускали более ста кооперативных газет и журналов (среди них журналы Кооперативная жизнь, Вестник кооперативных съездов, Известия Совета В.К.С.). Совет всероссийских кооперативных съездов (В.К.С.) имел большое издательство и Кооперативный институт. Культурно-просветительская работа была очень разнообразной: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством...Как писал видный кооператор Н.П. Макаров, организационно кооперация - это целостная система всех кооперативных ступеней, взятых в их необходимом сочетании; и нельзя сказать, какая из частей важнее, какая играет большую роль.
Феноменальный взлет российской кооперации позволяет задать вопрос: может быть, таким образом происходил поиск русским народом наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы, в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, социокультурным ценностям российского крестьянства?
О. Елютин. Кооперация в России - невостребованный опыт. Наука и Жизнь, 2003(5)
http://www.nkj.ru/archive/articles/2887
A. Никонов. Предмет исследований - труд земледельца (научное наследие А.В. Чаянова и современность). Наука и Жизнь, 1988(5)
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''/_''Nauka_i_jizn'''_1988_.html
Виктор Данилов. Из истории перестройки: переживания шестидесятника-крестьяноведа
http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=754
Первое, что надо сделать в нашей деревне, - это произвести правильное землеустройство; то есть размежевать земли отдельных деревень, покончить с чересполосицей и длинноземелием. Всем это понятно без всяких обьяснений.
Вторым делом устроения нашего хозяйства является обеспечение его кормами. Лугов у нас мало. Какие есть, сплошь и рядом заболочены. С выгонами дело обстоит еще хуже.
Кормов еле хватает для рабочего скота и навоза, и если мы думаем завести молочное хозяйство и свиноводство, то нам крепко придется подумать о кормах.
Без кормов нет дальнейшего развития нашему хозяйству. Нужно и луга улучшить, и клевер не забыть, и пора подумать и о кормовой свекле и турнепсе.
В - третьих, надо завести выгодные денежные посевы и доходное скотоводство. Хозяйство наше только тогда сможет подняться и окрепнуть, когда оно будет стараться улучшить или, как теперь говорят, специализироваться на производстве для продажи двух или трех особо важных рыночных продуктов.
Только получая от своего земледельческого хозяйства большие денежные доходы, земледелец может отказаться от кустарных и отхожих промыслов и сосредоточить свои силы всецело на сельском хозяйстве, от него получать прокорм своей семье и средства на хозяйственное обзаведение.
Иногда источником денежных доходов, как, например, в западных губерниях, должен явиться лен. Иногда, например, на песчаных почвах лучше разводить картофель. Кое-где поблизости городов и промышленных фабричных поселений будет очень выгодно огородничество и производство свежего молока. В волостях, сумевших обеспечить себя кормами, следует всячески работать над развитием молочного хозяйства в виде маслоделия и сыроварения, кое-где возможно и свиноводство, и птицы, и другие отрасли сельского хозяйства.
Денежный расчет прибыли и убытков должен решить, в каком хозяйстве что заводить. Но для всякого крестьянина должно стать ясно, что на посевах ржи и овса теперь далеко не уедешь. Спасение и выход к светлому будущему лежат в разведении специальных денежных промышленных растений и в животноводстве.
Наконец, в-четвертых, сея клевер и вику, занимаясь льном и картофелем, пробуя посевы кормовой свеклы, нельзя уже сохранить старое трехполье. Необходимо переходить и на многополье и посократить пары и раньше поднимать их.
Для того чтобы правильно уместить в севооборот все новые посевы и согласовать их, нужно перейти от трехполья к четырех-, к шести- или восьмиполью. Нужно при этом приурочить этот переход к землеустроительным работам, чтобы зря два раза межи не ломать.
Кроме этого, очень важно для хозяйства ввести в свой обиход все новейшие усовершенствования и улучшения, которым мы научились за границей и до которых мы сами додумались на наших опытных полях и в агрономических учреждениях.
С каждым годом улучшаются и становятся дешевле сельскохозяйственные машины; агрономы за границей и у нас выводят новые, лучшие сорта хлебов и других растений, и семена их, размножая, пускают в широкий оборот.
Постепенно научаемся мы пользоваться минеральными удобрениями, улучшаются постройки, способы кормления скота. Словом, сельскохозяйственная наука не стоит на месте, а движется вперед, улучшая и удешевляя земледельческое хозяйство. Мы будем крайне плохими хозяевами, если, организуя наше хозяйство по-новому, забудем про все эти улучшения.
Если ко всему этому прибавить, что организуя хозяйство, мы должны пустить в ход в наших деревнях и таким машины и разные заведения, которые одному хозяйству не под силу и требуют совместного общего использования на кооперативных началах, то все главнейшие задачи нашего северного хозяйства нами будут обозначены.
А.В. Чаянов. Как организовать крестьянское хозяйство в нечерноземной полосе. 1925
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_112.htm
Обоснование некапиталистической природы семейного крестьянского хозяйства, не имеющего категории заработной платы и преследующего специфические социально-экономические цели - удовлетворение потребностей семьи, равномерное распределение работ в течение года. Чаянов убедительно доказывает, что семейно-трудовое хозяйство обладает большей устойчивостью, выживаемостью, чем хозяйство, основанное на наемном труде, поскольку способно мириться с временным понижением продажных цен, а также склонно выплачивать более высокие арендные платы, чем капиталистические предприниматели. Важно подчеркнуть, что теория самоуправляемого некапиталистического предприятия, разработанная Чаяновым на примере крестьянской семьи, имеет непреходящее значение для анализа и других коллективных форм организации производства - кооперативных, арендных, акционерных и проч...Взгляд на крестьянское хозяйство как на целостный хозяйственный организм, имеющий свои собственные закономерности, отличающие его от капиталистического предприятия. Главные особенности крестьянского хозяйства заключаются, по Чаянову, в том, что оно нацелено на удовлетворение потребностей своих членов, а не на получение прибыли, и основано на их личном труде, а не на наемной рабочей силе. Участники такого хозяйства совмещают в своем лице хозяина и работника...
Мы начнем наше изучение с подробного рассмотрения самой биологически развивающейся семьи как кооперации рабочих и потребительских единиц и того влияния, которое свойства семьи как производящего аппарата могут оказать на ее хозяйственную деятельность. Особое внимание будет нами обращено на характер мотивации работы членов семьи и на те производственные и иные условия, которые определяют собой степень самоэксплуатацин ее рабочих сил. Разобравшись в этих вопросах, мы с особой тщательностью разберем взаимоотношения и влияние на организацию хозяйства трех основных слагающих: земли, капитала и труда, а вместе с тем и механизм установления хозяйственного равновесия между этими факторами. Установив таким образом основные организационные устои крестьянского хозяйства, мы весьма детально, звено за звеном, пройдем и разберем все элементы организационного плана крестьянского земледельческого предприятия и постараемся на ряде конкретных примеров показать приложение наших принципов к практической организационной работе. Закончив таким образом организационный обзор крестьянского хозяйства, мы, остановимся на одном исключительно важной и еще малоразработанном вопросе о формах оборота и восстановления капитала в условиях семейного хозяйства и закончим наше исследование указанием на некоторые народнохозяйственные следствия, вытекающие из организационной природы крестьянского хозяйства, не претендуя в то же время на установление народнохозяйственной концепции крестьянского хозяйства, взятого в его исторической конкретности
А.В. Чаянов. Организация крестьянского хозяйства. 1912-1924
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_111.htm
http://a-v-chayanov.narod.ru
Деревня - колыбель Русской цивилизации Русская цивилизация сложилась в определенных природных и климатических условиях. Колыбелью русской цивилизации, ее матрицей (матрица - мать, матица - главная балка в доме, опора конструкции), которая на протяжении веков постоянно воспроизводит русский национальный тип характера - является именно деревня.
Деревня как зерно русской цивилизации необычайно гармонично встроена в мироздание. Она демонстрирует необычайную устойчивость, несмотря на все природные и социальные катаклизмы. Фактически, деревенский уклад жизни, его основные материальные элементы не менялись на протяжении столетий. Консерватизм деревни, приверженность традиционным ценностям всегда раздражала революционеров и реформаторов, но обеспечивало выживание народу.
Жизнь на земле проста и понятна, она напрямую связана с результатами труда. Человек постоянно находится в общении с Богом, природой, живет в естественном дневном и годовом ритме. Культура твориться человеком, как ритуал общения с Творцом. (Культура - культ Ра, бога солнца. В христианские времена - культ Бога Отца. Без культа Бога культура рождает чудовищ, чему мы все сегодня свидетели). Русский мир -крестьянский мир. Крестьянин - христианин. Через культуру человек от рождения до гробовой доски взаимодействует с природой. Все в деревенской культуре, каждый ее элемент имеет сакральный смысл общения с Творцом, обеспечивает гармоничное существование именно на данной земле, в данной природной зоне. Поэтому культуры всех народов столь разнообразны.
Высокоурбанизированные (живущие преимущественно в городах) народы быстро теряют свою самобытность и попадают в зависимость от совершенно мифических ценностей: виртуальных электронных денег, сочиненной под воздействием человеческих страстей и пороков культуры. Их жизненный ритм сбивается. Ночь превращается в день и наоборот. Быстротечные переносы во времени и пространстве на современных средствах транспорта дают иллюзию свободы…
- Нация сочиняется на земле, а в городах она сожигается. Крупные города русскому человеку противопоказаны…Только земля, воля и изба посреди своего польца служит опорой нации, крепит род его, память, культуру жизни во всем многообразии (В. Личутин).
Пока жива деревня - жив русский дух, Россия непобедима. Капитализм, а вслед за ним и социализм, заложил утилитарное, чисто потребительское отношение к деревне, как к сфере производства сельхозпродукта и только. Как вторичного, ущербного по отношению к городу жизненному пространству.
Но деревня - это не только населенный пункт. Это прежде всего образ жизни русского человека, определенный уклад всех культурных, общественных и экономических отношений. Известный экономист 20-х годов Чаянов очень точно уловил отличие деревенской русской цивилизации от прагматической и протестантской по своему духу городской: В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под выгодностью подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью.
Выгодность крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянской религией, с крестьянским искусством, с крестьянской этикой, а не только полученным урожаем -.
Вот оно ключевое понятие, которое до сих пор не могут усвоить выросшие на политэкономике социализма руководители! Не производство сельхозпродукта должно являться главной точкой приложения сил для возрождения деревни, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Именно уклад является первичной ценностью. А вот когда он восстановится, тогда и о производстве можно будет забыть. Возрожденная духовно деревня сделает все сама.
Речь не о лаптях и квасе, хотя и о них тоже. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идет о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком.
В мирное время, без войны, русские отступают сегодня со своей деревенской прародины в развращенные цивилизацией города. Прямо на глазах деревенская Атлантида погружается где-то быстрее, где-то медленнее в небытие. Есть в этом процессе много трагичного, но много и справедливого. Справедливого по законам духовного возмездия. В Православии - закона воздаяния. За грехи предков отвечают потомки. Но, чтобы грех не умножился и прервался, потомки должны приложить все силы и зажить чистой жизнью.
Земля устала носить на себе это нерадивое племя, терзающее ее пьяными плугами и бездумной мелиорацией, вырубающее леса и поганящее отбросами своей деятельности реки и озера. Земля сбрасывает его со своего тела, Господь не дает продолжение рода. Пустующие пашни и сенокосы зарастают ольхой - зеленым врачующим пластырем. Земля ждет настоящего хозяина, чтобы возродиться к новой жизни.
Сегодня в деревне происходит два процесса, двигающихся на встречу друг другу. К логическому концу, через вымирание, подошел жизненный цикл деревенского люмпена. В страшных пьяных муках, не оставляя годного к воспроизводству потомства, уходят в небытие наследники тех, кто нарушив все человеческие и высшие законы позарился восемьдесят лет назад на чужое добро, поднял руку на брата своего, поругал святыни. Ему навстречу идет процесс возрождения традиционного деревенского уклада через людей покаявшихся в содеянных своими предками грехах, через тех, кто каждый день словом и делом связывает разорванную нить времен, возрождает традиции.
Мы, русские люди, кто-то раньше, кто-то позже, вышли из деревни. Кто-то, прельстившись городским благополучием, кто-то, чтобы избежать репрессий, кто-то чтобы дать детям образование. А значит и ответственность за возрождение деревни, лежит на всех нас. Кто чем может, в ком жив русский и христианский дух, должен, обязан, остановить сатанинское колесо деревенской разрухи, уничтожающее русское пространство, пожирающее у нации будущее.
Возрождение деревни - и есть возрождение России. Православие и деревня - передовые рубежи обороны за русскую самобытность. Возродим деревню - возродим корень, питающий дух и тело нации.
Суровый крестьянский дед с окладистой бородой смотрит на меня с фотографии - мой прадед Михаил. Его дети тоже оставили землю когда-то в поисках лучшей доли…Время возвращаться на круги своя.
Тверское региональное отделение СРН, Бывший глава города Удомля, Дмитрий Подушков
http://www.srn.su/vdoc.asp/2009/06/29/10
Принцип эффективности Из чего складывается многократное увеличение активов? За счет синергетики, за счет превращения разрозненных и беспомощных одиночек в самоорганизующуюся систему. Общество представляет набор векторов. Если часть их удалось сложить в один, то этот вектор сильнее и больше чем арифметическая сумма тех векторов, из которых он сложен.
Глеб Тюрин: Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что еще. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны, и ничего у них не может получиться. У нас есть наработанные технологии, которые позволяют порой довольно быстро воодушевить людей, помочь им по иному посмотреть на себя, на свою ситуацию.
Поморцы начинают думать, и оказывается, что у них много чего есть: лес, земля, недвижимость, другие ресурсы. Многие из которых бесхозны и гибнут. Например, закрытую школу или детсад немедленно разворовывают. Кто? Да само же местное население. Потому что каждый сам за себя и норовит хоть что-то лично для себя урвать. Но они разрушают ценный актив, который можно сохранить и сделать основой выживания данной территории. Мы пытались объяснить на крестьянских сходах: сохранять территорию можно только сообща.
Мы находили внутри этой разуверившейся сельской общины группу людей, заряженных на позитив. Создавали из них некое креатив-бюро, учили их работать с идеями и проектами...
Возрождение Русской Деревни (вводный ролик)
http://ioms.ucoz.ru/blog/vozrozhdenie_russkoj_derevni_gleb_tjurin/2010-01-26-80
Вот фрагмент выступления Сумкиной Нины Петровны: Думаю, нужны овчарник, курятник, цыплята, nopoсята. Также необходимо построить разрушенный скотный двор.
Овчарник, считаю, самый доходный. Овы доходны. Шерсть можно продавать государству. И мясо.
...Словом, атмосфера в зале была хорошей. И группы тоже работали активно. Вот какие шаги они наметили для Ёркино:
В производственной сфере:
восстановить пилораму (чтобы продавать лес не кругляком, а пиломатериалы);
производить готовые стройматериалы (можно продавать доску, плаху и др.);
организовать столярный цех (производить мебель, табуретки, диванчики и пр.);
создать свой кирпичный завод.
2. В сфере бытовых услуг:
найти помещение и организовать в деревне швейную мастерскую, парикмахерскую, телемастерскую, ремонт бытовой и видеотехники. Ведь в деревне не удовлетворен спрос на эти услуги. Наоборот, пока это проблема.
3. В сельском хозяйстве:
создать свой конезавод (будут свои лошади - можно будет пахать);
заниматься овощеводством на продажу (райпо принимает овощи, тоже доход);
заняться овцеводством (производить мясопродукты и шерсть, шерсть перерабатывать и продавать пряжу);
восстановить ферму;
заниматься обработкой частных полей за плату.
Дальнейшее обсуждение и критика выдвинутых идей, их приземление расставили приоритеты следующим образом.
В производственной сфере:
1. Начать с развития овощеводства (доводы: есть спрос на овощи в районе и в областном центре. В деревне хорошая земля именно для овощеводства. Это реально. Это обеспечит занятость людей, принесет доходы. Можно занять этим и школьников)
2. Создать кирпичный заводик (в деревне есть хорошая глина. Для ее замешивания можно использовать лошадей. Это тоже занятость, доходы населения,
материал для строительства самои деревни, есть спрос и в районе).
3. Потом заняться заготовкой леса, восстановлением пилорамы, столяркой и прочим. Конезавод - тоже на перспективу.
В социальной сфере:
1. Создание мастерских - это реально. Помещение для швейной мастерской и парикмахерской можно использовать старые здания библиотеки или конторы.
2. Также важно сохранить детский сад, школу, ФАП, почту, магазин, клуб, АТС
День пролетел незаметно, оставив массу эмоций и ворох исписанных планами листов ватмана, а также наглядно продемонстрировав, что в нашей глухой деревне вполне реально иметь дело с проектами и технологиями. Люди работали в группах, как будто это действие происходило не в дальней деревне, а в офисе крупной фирмы
Глеб Тюрин. Опыт возрождения русских деревень. 2007. c.45-48
http://www.perunica.ru/2010/01/09/gleb-tyurin-vozrozhdenie-russkoj-derevni.html
За последние десять лет русская деревня пережила глубокий и коренной переворот.
Русский крестьянин сотни лет пахал землю такой же сохой, какой пахали его предки при Иване Грозном, сотни лет делил землю на три поля и гонял по тощему пару свою скотину. Все теснее и теснее становилось жить на земле, труднее жилось крестьянству, но оно упорно сохраняло старые обычаи, завещанные ему далекими предками, и только за последние годы, как вешний снег, распались старые хозяйственные устои, и на месте былой нужды стали пробиваться ростки новой жизни, новой сельскохозяйственной культуры. Ростки эти крепли с каждым днем, становились ярче и ярче, и верилось, что пройдет еще одно-два десятилетия, и русская деревня ярко зацветет народным благополучием.
Русское земство, возникшее пятьдесят лет тому назад, сыграло в этом возрождении народного хозяйства очень крупную роль. Заботясь с первого дня своего возникновения о главнейших нуждах народных, народном здравии и народном просвещении, русское земство очень скоро поняло, что воздвигаемые им школы и больницы не уничтожит нужды и темноты народной, пока на крестьянских полосах будут чахнуть редкие овсы, перемешанные сорными травами, пока крестьянские тощие коровы будут жевать зимою распаренную ржаную солому и крестьяне, не имея возможности прожить на своей земле, будут уходить из деревни на заработки.
Земство поняло, что новая грамотная и здоровая деревня может быть построена только на фундаменте хотя бы небольшого хозяйственного достатка, и поняв это, пригласило к себе на службу сведущих в сельском хозяйстве агрономов и поручило им ознакомиться с местным крестьянским хозяйством, выяснить его нужды и указать крестьянам новые, более выгодные способы ведения хозяйства.
Агрономы, разьезжая по деревням, разьясняли крестьянам выгоды плуга перед сохой, молотилки и веялки перед цепом и лопатой, советовали в деревнях, издавна бедствующих кормами, заводить четырех- или шестиполье с посевом клевера, устраивали маслодельные артели, кредитные товарищества и другие кооперативы.
Государственный банк и земство поддержали советы агрономов тем. Что давали значительные денежные ссуды кредитным товариществам крестьян, нуждавшихся в средствах для подьема своего хозяйства.
Вначале усилия земских агрономов не имели особенного успеха, так как деревенское население всегда недоверчиво относится к чужому ему человеку.
Но польза, о которой говорили агрономы, была так очевидна, выгодность произведенных отдельными хозяевами улучшений так наглядна, что очень скоро рухнуло вековое недоверие ко всякой новизне.
Соха очень быстро сменилась плугом, молотилка, веялка и льномялка, приобретенные в устроенных земством сельскохозяйственных складах, застучали на крестьянских дворах.
Бойко начали работать земские и кооперативные зерноочистительные пункты.
На крестьянской пашне все чаще и чаще замелькали поля клевера; тощие коровки, жующие солому и дающие навоз, начали понемногу вытесняться правильно поставленным молочным хозяйством.
Лен, подсолнух, свекла и другие промышленные культуры открыли крестьянству новые источники денежного дохода.
Тысячи кредитных товариществ и сельских потребительских обществ, сотни крестьянских маслодельных артелей, артели овощные, смолокуренные, картофелетерочные, густою сетью охватили русское крестьянство, нашедшее в них свою силу и свою опору.
Словом, наша родина переживает сейчас такое же возрождение села, какое несколько десятилетий назад пережили датские, итальянские, бельгийские и другие европейские крестьяне. Конечно, возрождение это идет не всегда так гладко, как хотелось бы: бывают успехи, бывают и неудачи.
Многое сделано, еще больше остается сделать. Но несомненно одно: крестьянская Россия сдвинулась с мертвой точки векового застоя, голодовок и  темноты народной и делает первые шаги к общенародному благополучию.
И вот в разгар этой упорной работы за лучшее будущее на русскую деревню налетела военная буря. Миллионы земледельцев призваны под знамена, сотни тысяч рабочих лошадей взяты в армию, закрыты границы, и невольно возникает вопрос: как отразится война на нашем крестьянском хозяйстве, не погубит ли она еще слабые ростки лучшего будущего нашей деревни?
…И как раз в эти минуты общего замешательства началась усиленная кооперативная работа.
Утопающий хватается за соломинку, говорит русская пословица, и, действительно, в минуту общей опасности и растерянности крестьянство невольно обратило внимание на тех, кто не растерялся, кто уверенно и твердо выполнял свою работу.
Кооперативы, над которыми часто смеялись, которым не верили, оказались единственными действительно мощными и непоколебимыми местными учреждениями.
Не мудрено поэтому, что народное отношение к кооперативам резко и решительно изменялось. Была сломана последняя стена недоверия народного, и вместе с верой в кооператив вспыхнула величайшая из вер - вера в свои собственные народные силы, в свою крестьянскую самодеятельность. Пассивный, забитый и часто горько пьющий крестьянин воспрянул, встал на ноги и отдал свою силу и свою веру кооперативной работе...
А.В. Чаянов. Война и крестьянское хозяйство. 1914
Основные условия успеха кооперативного сбыта продуктов сельского хозяйства Когда сельский хозяин рыхлит плугом черную землю, бросает в нее семена и ждет грядущего урожая, то для нас ясно, что этот урожай будет тем выше, чем совершеннее приспособлена обработка почвы и общее ведение хозяйства к местным климатическим и прочим природным условиям.
Агрономическая наука, позволяющая учесть эти условия и приспособить к ним хозяйственные приемы, не раз позволяла учетверить получаемые урожаи и тем во много раз увеличить силу человеческого труда.
Однако, давая сельскому хозяину такую исключительную мощь, наука требовал от него постоянного умственного напряжения, ибо все ея выводы и методы приложения носят исключительно местный характер.
Приемы обработки, совершенные на бельгийских полях, оказываются никуда не годными в Самарской губернии, клеверный севооборот, дающий огромное богатство в Волоколамском уезде, совершенно не применим в уезде Кишеневском.
Наука дает земледельцу не умение пахать и сеять, а умение разбираться в окружающих условиях и наилучшим образом приспособлять к ним свое хозяйство.
Научные законы не заменят ум земледельца рецептом и трафаретом, но вооружают его и заставляют напряженно работать, так как только при этой работы ума научно построенное земледелие даст ожидаемые обильные плоды...
Заключение Заканчивая наши заметки об организации кооперативного сбыта, хочется взглянуть на описываемое явление несколько со стороны, схватить его общие контуры и посмотреть его значение на фоне общей народно-хозяйственной истории.
Мы придаем крестьянской кооперации исключительное народно-хозяйственное значение и склонны признавать ея появление и развитие наступлением новой хозяйственной эры. Двести лет тому назад в промышленности началось развитие капитализма. Мелкие формы производства - ремесло и кустарничество - не могли устоять перед напором крупной организующей воли капитала. Крупные организационные системы, выходящие за пределы семейного и полусемейного хозяйства, постепенно оттеснили мелкого производителя и властью капитала создали современные колоссы фабрично-заводской промышленности, чем и открыли новую эру хозяйственной истории.
Чрезвычайно характерно, что пионерская роль в этом перевороте выпала на долю торгового капитала, идя от рынка, организовалось производство.
Несмотря на живучесть мелкого производства, победное шествие капитализма было безпрепятственно и перед его пятой падали одна за другой цитадели семейного производства. В конце XIX века даже казалось, что капитализация всего народного хозяйства есть только вопрос времени. Всем известен, например, взгляд марксизма на эволюцию аграрных отношений.
Однако история последних десятилетий наглядно показала, что преимущества капиталистической формы производства имеют в разных областях народного хозяйства различную степень количественного выражения.
В то время как в одних, например, прядении и металлургии, степень превосходства капиталистического производства над мелким семейным исключает всякую возможность существования этого последнего - в других областях количественное выражение преимущества ничтожно и сравнительная выживаемость мелкого семейного хозяйства настолько велика, что позволяет ему не только удерживать, но и расширять свои позиции.
К этой области народно-хозяйственной жизни принадлежит целиком все сельское хозяйство.
И если теперь говорят, что мы живем в условиях капиталистического хозяйства, то это следует понимать ограничительно, т.к. большая половина народно-хозяйственного дохода в мировом хозяйстве и до сего время создается в условиях семейного хозяйства.
Таким образом, капитализм, в силу целого ряда причин, о которых распространяться здесь не место, - оказался безсильным организовать сельское хозяйство от семейного производства на более высокие формы хозяйственной организации.
Семейное трудовое хозяйство в земледелии оказалось непоколебленным и только за последние десятилетия оно начало, сохраняя свою индивидуальность, перестраиваться на более высшие формы, выделяя из своего организационного плана некоторые отрасли хозяйства, в которых крупная форма производства имеет несомненные преимущества перед мелкой, и организуя их на кооперативных началах на степень этого крупного производства.
Процесс этот, начавшийся, так же как и развитие капитализма, от рынка к производству, принимает с каждым годом все более массовый характер и постепенно выкристаллизирует новую форму народно-хозяйственной организации - кооперированное трудовое хозяйство, которое в области сельского хозяйства образует столь же мощную и устойчивую народно-хозяйственную систему, каковой является система капитализма в обрабатывающей промышленности.
Эта система народно-хозяйственной организации мыслится крайне прочной и незыблемой буде она окажется цементированной сознательным участием в ней каждого крестьянского хозяйства, защищающего свои классовые интересы.
Просматривая переживаемые нами успехи кооперативного движения, мы хотели бы верить, что русское крестьянское движение уже вступило в этот период, но холодный анализы фактов переводит верование в пожелание.
Мы должны признать, как это, может быть, ни больно дли нас, что русская крестьянская кооперация еще не представляет собой массовой и сознательной перестройки крестьянского хозяйства. Ибо во всем своем целом это еще не массовое осознанное классовое движение крестьянства, а скорее предприятие десятков тысяч идейных работников, стоящих во главе движения. Их идейной вдохновенности, их коммерческому умению и организаторскому таланту обязана кооперация наша своими триумфами. Но работа их протекает только при благожелательном абсентеизме широких масс, насколько сильнее и ярче были бы они при осознанном активном участии всего крестьянского класса!
И нам кажется, что задача вождей крестьянской кооперации, стоящая на очереди, заключается не только в организации кооперативных центров завоевывающих свои позиции на мировом рынке, но и в организации крестьянских масс. Эта организационная работа еще почти не начиналась, но от ея успеха зависит все. Что представляет из себя разобщенный, разбросанный по хуторам и деревенькам крестьянин? Ничего, не более как социальную и политическую пыль.
Но то же самое трудовое крестьянство, осознавшее свои классовые интересы, организованное политически и кооперативно от последнего крестьянского двора до национальных центров, представить собою такую хозяйственную, социальную и политическую силу, которая не встретить себе равных.
А.В. Чаянов. Организация кооперативного сбыта. 1918
Поет Ольга Федосеевна Сергеева
http://www.soundkey.ru/track/92822

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001