Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Да услышат меня Земля и Небо
от 20.03.10
  
Выразе


20 марта, 20 часов 31 минута - Весеннее равноденствие. В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе

Золотая вышивка СевероДвинского кокошника. 19в. Вологодск. губ.X.7. Гимн Скамбхе

1 В каком его члене находится (космический) жар?
В каком его члене помещен (космический) закон?
Где обет, где вера в нем находится?
В каком его члене заключена правда?

2 Из какого его члена Агни воспламеняется?
Из какого его члена веет Матаришван?
Из какого члена отмеривает себя луна.
Меряя (этот) член великого Скамбхи?

3 В каком его члене находится земля?
В каком члене находится воздушное пространство?
В каком члене находится помещенное (туда) небо?
В каком члене находится то, что выше неба?

4 Где воспламеняется Агни, стремясь ввысь?
Где веет стремящийся к цели Матаришван?
Куда направляются повороты, стремящиеся (к цели), -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

5 Куда - полумесяцы, куда идут месяцы,
Пребывающие в согласии с годом?
Куда идут времена года, куда - части года?
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

6 Куда бегут в согласии две юницы
Разного вида: день и ночь, стремящиеся к цели?
Куда направляются воды, стремящиеся к цели?
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

7 На кого опираясь, Праджапати
Поддержал все миры -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

8 Что высшее, низшее и что среднее
Создал Праджапати, многообразное -
Насколько Скамбха вошел туда?
(А) вочто не вошел, сколько этого было?

9 Насколько Скамбха вошел в прошлое?
Сколь велико то от него, что совпадает с будущим?
Какой один член он создал на тысячу ладов?
Насколько Скамбха вошел туда?

10 Где люди знают и миры,
И вместилища, вОды, брАхмана,
Где внутри и не сущее и сущее -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

11 Где (космический) жар, выступая,
Держит высочайший обет,
Где (космический) закон и вера,
Воды, брАхман пребывают вместе -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

12 В ком земля, воздушное пространство,
Небо в ком помещено,
Где Агни, луна, солнце,
Ветер пребывают закрепленные -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

13 В чьем (едином) члене тридцать три бога
Все сосредоточены -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

14 Где риши перворожденные,
Гимны, напев, жертвенная формула, великая (земля),
В ком закреплен единственный риши -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

15 Где бессмертие и смерть
В Пуруше сосредоточены,
У кого океан-вены
В Пуруше сосредоточены -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

16 У кого четыре стороны света
Являют собой набухшие вены,
Где жертва продвинулась вперед -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

17 Те, кто знает брАхмана в Пуруше,
Знают Парамештхина.
Кто знает Парамештхина
И кто знает Праджапати,
Кто знает главного брАхмана, -
Они тем самым знают Скамбху.

18 У кого головой (был) Вайшванара,
Глазами были Ангирасы,
У кого члены (тела) - магические обряды -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

19 У кого брАхманом называют рот,
А язык - медовой плетью,
Чье вымя называю Вирадж -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

20 Из кого выстругивали гимны,
Жервенную формулу выскребали из кого,
У кого напевы - волоски на теле,
Ахарваны-Ангирасы - рот -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

21 Выступающую ветвь не-сущего
Люди знают как высшее.
А низшими считаются те,
Которые почитаю (другую) ветвь твою - сущее.

22 Где Адитьи, и Рудры,
И Васу сосредоточены,
Где и прошлое, и будущее,
Где воздвигнуты все миры -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

23 Чье сокровище стерегут вечно
Тридцать три бога -
То, сокровище, что вы, боги, стережете,
Кто нынче знает?

24 Где боги, знающие брАхмана,
Почитают главного брАхмана,
Кто, действительно, знает их воочию,
Тот может быть брахмАном, знатоком.

25 Высоки по имени те боги,
Которые родились из не-сущего.
Тот один член Скамбхи
Люди называю не-сущим, (находящимся) по ту сторону.

26 Где Скамбха, порождая,
Раскручивая древнее,
Тот один член Скамбхи
Знают соответственно как древнее.

27 В чьем теле тридцать три бога
Расчленили (свои собственные) конечности,
Этих самых тридцати трех богов
Знают только знатоки брАхмана.

28 Золотой зародыш люди знают
Как высший, непревзойденный.
Скамбха вначале излил
Это золото внутрь мира.

29 В Скамбхе - миры, в Скамбхе - космический жар,
В Скамбхе помещен космический закон.
О Скамбха, я знаю тебя воочию.
В Индре помещено все вместе.

30 В Индре - миры, в Индре - космический жар,
В Индре помещен космический закон.
О Индра, я знаю тебя воочию.
В Скамбхе все установлено.

31 Имя за именем он громко провозглашает
До восхода солнца, до утренней зари.
Когда не-рожденный возник впервые,
Он тут же получил доступ к тому своему владычеству,
За пределами которого нет другого существования.

32 У кого земля - основа,
А воздушное пространство - чрево,
Кто сделал небоголовою,
Поклон этому главному брАхману!

33 У кого солнце - глаз
И месяц, неизменно (становящийся) новым,
Кто Агни сделал ртом,
Поклон этому главному брАхману!

34 У кого ветер - вдох и выдох,
Глазом стали Ангирасы,
Кто сделал себе стороны света сознанием,
Поклон этому главному брАхману!

35 Скамбха поддерживает небо и землю - их обоих,
Скамбха поддерживает широкое воздушное пространство.
Скамбха поддерживает стороны света - шесть широких.
Скамбха проник во все это мироздание.

36 Кто рожден из труда, из космического жара,
Полностью достиг всех миров,
Кто сделал сому только для себя,
Поклон этому главному брАхману!

37 Как (это) ветер не останавливается?
Как (это) не успокаивается мысль?
Почему воды, желая достигнуть истины,
Никогда не останавливаются?

38 Великое чудо посреди мироздания
От космического жара выступило на спине океана.
О него опираются боги, какие только есть,
Как ветви, разошедшиеся вокруг ствола дерева.

39 Кому руками, ногами,
Речью, слухом, зрением,
Кому боги всегда приносят
Дань, неограниченную в ограниченном (пространстве), -
Поведай про этого Скамбху: каков же он?

40 Мрак оттеснен от него,
Он отделен от зла.
В нем все светила:
(Те) три, которые в Праджапати.

41 Кто золотой прут,
Стоящий в воде знает,
Тот, поистине, тайный Праджапати.

42 Некие две юницы разного вида ткут
Основу (ткани) на шести колышках, посвятив себя (этому).
Одна протягивает нити, другая (их) принимает.
Они не сворачивают (с пути), (но и) не доходят до конца.

43 Из них, как из двух, танцующих по кругу,
Я не различаю, которая дальше.
Муж ткет это, наматывает (нити),
Муж разнес это по небосводу.

44 Эти колышки укрепили небо.
Напевы они сделали челноками, чтобы ткать.
Атхарваведа (Шаунака). Т.2: кн. VIII-XII. Перевод с ведийского языка Т.Я. Елизаренковой
http://www.vostlit.ru/KartNotSerial/kart208.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_605.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_622.htm
ПроЯВЬление
Вот вплетаюсь Я
В КОЛО Времени
Процветаю в мир
Да Ярилушки
Ручьки-пальчики
Ощущают свет
И расёт Душа
Разноцветием
Всё здесь есть
Сварга светлая
Велес Батюшка
Род земной
Птицы вещие
Пробуждаючись во Яви миру
Приношу свет, да сварожичем
Осветив миры Лелей Вышнего
Тем творю я путь
Путь дороженьку
Восхищаюся всем здесь созданным
В Теле Вышнего
В Боге - имени
Помогают мне
Дочьки Макоши
Нить судьбы плетут
Да с согласием
Расцветай Душа
Перезвоном Лель
Ходит по миру
В КОЛО Времени
http://www.perunica.ru/vedi/1614-artsvargo...lenie-2010.html
http://blog.slava-bo.com/?p=993#more-993

Млечень СтезьX.7. Гимн Скамбхе

1 В его которой части жар вселенский?
В его которой же закон вселенский?
И где же в нем обет и в чем же вера?
В которой части утвердилась правда?
  
2 Из которой части Агни' восходит?
Из которой Матари'шван веет?
Из которой же луна отмеряясь
измеряет часть великого Ска'мбхи?
  
3 В его которой части земь утвердилась?
В его которой части поднебесье?
В его которой части свод небесный?
В его которой же он выше неба?  

4 Куда Агни восходит воспылавший?
Куда восходит Матари'шван вея?
Куда стремясь стремления стремятся?
Поведай же каков он этот Скамбха?  

5 Куда пол-месяцы и месяцы восходят?
Куда согласные с годом стремятся?
И полугодия куда и части года?
Поведай же каков он этот Скамбха?  

6 Куда же день и ночь куда юницы
две непохожие бегут согласно?
Куда же вод стремятся стремнины?
Поведай же каков он этот Скамбха?  

7 В котором же упрочил Праджапа'ти
все миры которым был опорой
поведай же каков он этот Скамбха?  

8 Высшим что и низшим что и средним
создал Праджапати во всех обличьях?
И которой это стало частью Скамбхи?
Велико ли было что в нем осталось?
 
9 Которой частью Скамбхи былое стало?
Велика ли часть в грядущем осталась?
Одно он создал в тысяче обличий
и которой это стало частью Скамбхи?  

10 В коем люди познают мирозданья
и вместилища и во'ды и Бра'хман
и не-сущее и сущее в коем.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

11 В коем жар вселенский проступая
воздымает высоко обетованье
там и вера и закон вселенский
где и воды пребывают и Брахман.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

12 В коем же земля и поднебесье
в коем же и небо уместилось
где Агни и где луна и солнце
и где ветер пребывает вечно.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

13 У которого в единой части
тридцати и трех богов средоточье.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

14 В коем первородные гимнотворцы
гимны в коем гласы и жертвословье
и земля где один гимнотворец.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

15 В коем Пу'руша в коем смерти
и бессмертия средоточье
в коем море и Пуруша в коем
кровеносных вен средоточье.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

16 У кого четыре страны света
словно вены набухшие кровью
в коем жертва вперед подвиглась.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

17 Кто же в Пуруше Бра'хмана знает
те же знают вышнего бога.
Кто же знает вышнего бога
кто же знает и Праджапа'ти
кто верховного Брахмана знает
значит знают они и Скамбху.  

18 Головой которого Вайшвана'ра
и Ангира'сы были оком
и частями тела были духи.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

19 Уста которого зовутся Брахман
язык которого бичом медовым
и вымя коего Вира'дж зовется.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

20 Из кого они выстругивали гимны
из кого же выскребали жертвословье
волосы которого это гласы
Атхарваны-Ангира'сы это губы.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

21 Ветвь не-сущего торчащую зная
наивысшим почитают люди.
Кто же сущего ветвь почитает
их же низшими почитают.  

22 В котором же Ади'тьев и Ру'дрий
и Ва'су вместе место средоточья
и где же прошлое и будущее вместе
и в коем все воздвиглись мирозданья.
Поведай же каков он этот Скамбха?  

23 Коего сокровища от века
тридцать три оберегают бога
и кто же ныне сокровище знает
кои вы оберегаете боги?  

24 Где же знающие Бра'хмана боги
верховным Бра'хманом почитают
там же знающий их воочию
сам всезнающий брахманом станет.  

25 Высоки имена тех бессмертных
из не-сущего которые родились.
Часть тела Скамбхи эту называют
не-сущим смертные потусторонним.  

26 И в которой порожденное Скамбхой
самодревнее осуществлялось
часть тела Скамбхи эту познавая
они же самодревнее познают.  

27 И в которой части тридцать три бессмертных
разделили плоть свою на части
их же тридцатью тремя богами
почитают только те кто Брахмана знает.  

28 Золотой зародыш почитают
наивысшим люди несказанным.
Это Скамбха излил вначале
это золото в лоно мира.  

29 В Скамбхе мирозданья в Скамбхе жар вселенский
и закон вселенский пребывает в Скамбхе.
Тебя же Скамбха я воочию знаю
ибо И'ндра всему средоточье.  

30 В Индре мирозданья в Индре жар вселенский
и закон вселенский пребывает в Индре.
Тебя же Индра я воочию знаю
ибо Индра всему вершина.  

31 Имя с именем он громко возглашает
до зари до утренней до восхода.
Когда же первым возник нерожденный
он погрузился в свое своевластье
вне коего иных не существует.  

32 У коего земля его основа
и поднебесие у коего чрево
и кто содеял головою небо
Брахману верховному поклонение.  

33 У коего же солнце его око
и месяц нарождающийся вечно
и кто Агни' содеял устами
Брахману верховному поклоненье.  

34 У коего ветер его дыханье
и Ангира'сы у коего око
кто страны света содеял познаньем
Брахману верховному поклоненье.  

35 Чету земли и неба держит Скамбха.
И поднебесия просторы держит Скамбха.
И света шесть сторон широких держит Скамбха.
Он мироздание все проницает Скамбха.  

36 Кто рожден работой вселенским жаром
кто объял собою все мирозданья
кто себе единому сделал сому
Брахману верховному поклоненье.  

37 Отчего непрестанен ветер?
Отчего же мысль неуемна?
Отчего же взыскуя правды
непрестанны вовеки воды?  

38 Середь мирозданья великое чудо
жаром движимо по спине океана.
Оно же сущим всем богам опора
как ствол древесный опора для веток.  

39 Кому руками и кому стопами
кому же речью и зреньем и слухом
кому же дань приносят боги вечно
бесконечную в не-бесконечном?
Поведай же каков он этот Скамбха?  

40 Он же тьму оттеснил собою.
Он же зло от себя отринул.
Три светила в нем пребывают
все пресущие в Праджапа'ти.  

41 Кто же шест золотой постигнул
что стоит среди океана
тот воистину Праджапати тайный.  

42 Две юницы снуют основу
на шесть колышков две снующих
одна другой протягивает пряжу
и не рвут ее не прерывают.  

43 Как из двух танцующих по кругу
я не могу понять какая дальше.
Что же соткано и связано мужем
это муж разнес по небосводу.  

44 Вот колышки они основа небу.
Стали гласы для тканья челноками.  

Скамбха (букв. опора, столб, колонное божество, вселенская опора, рама, лючено мироздание и которая выступает в этом гимне нет ни сюжета, ни логической последовательности рассуждений. В пределах общей темы Скамбхи можно выделить несколько мотивов. Стихи
1-3 -отождествление членов Скамбхи и элементов мироздания;
4-6- Скамбха изображается как цель, к которой все стремятся; 7-14, а также 22 и  39- Скамбха как всеобъемлющая мировая рама; 15-20 (кроме 17) и 32-34 - Скамбха как космический гигант, из частей тела которого сотворено мироздание; 17, 21-30 (кроме 22), 41 -познание Скамбхи через ряды отождествлений. После стиха 30 структура становится более рыхлой: идут вперемежку стихи, выражающие разные мотивы. Стихи 31, 35, 36, 38, 40-Скамбха как изначальная космогоническая сила. Стих 37 - космогоническая загадка - брахмодья; 42-44 - загадка о дне и ночи.
1. В его которой части.- Слово часть в оригинале означает и часть, и член тела. Скамбха здесь предстает как нечто антропоморфное, напоминая космического гиганта Пурушу.
В этом стихе перечислены абстрактные понятия и силы, центральные для ведийской модели мира: жар вселенский, рассматриваемый как космогоническая сила; закон вселенский, в соответствии с которым ориентирован ритуал; обет - амбивалентное понятие, обозначающее одновременно волю богов в отношении людей и служение людей этой воле; вера - сила, объединяющая богов, жрецов и заказчиков жертвы; правда - абстрактный принцип, на котором покоится порядок во вселенной.
2. Здесь Агни противопоставлен Матаришвану - ветру, хотя обычно Матаришван является одним из имен Агни.
5. Части года.- Подразумеваются отрезки года, объединяющие по два сезона, которых в индийском календаре насчитывается шесть.
8-9. Здесь затрагивается тема остатка от" целого (будь то остаток мироздания, не охваченный Скамбхой, или, в ритуальном плане, остаток жертвоприношения), характерная для поздневедийского философского мышления.
10. Вместилища - вместилища миров.
Не-сущее и сущее.- Начиная с РВ, X, 129 имеет мест противопоставление этих понятий в космогоническом контексте, притом что второе ведет свое происхождение от первого.
Воды - одна из первоначальных  космогонических субстанций.
13. Тридцать три бога составляют общее число богов, весь ведийский пантеон (в других ведийских концепциях число богов всегда бывает кратным цифре 3).
14. Гимны...гласи и жертвословье.- Подразумеваются основные элементы, составляющие три веды: Ригведу, Самаведу и Яджурведу.
15-16. Отождествление Скамбхи с космическим гигантом Пурушей, причем упоминание о венах придает здесь Скамбхе антропоморфные черты.
17. Здесь даются важные ряды отождествлений Скамбхи: с Брахманом - абсолютом поздневедийской философии, с Праджапати - демиургом космоса в той же философии и с его двойником - вышним богом.
Эти представления созвучны идеям упанишад.
18. Духи.- Это слово в оригинале обозначает одновременно колдунов, демонов и магические обряды (яту).
20.  Атхарваны-Ангирасы.- Здесь  подразумевается четвертая веда - АВ.
21. Скамбха изображается здесь в виде мирового дерева.
22. Здесь перечислены три класса богов, составляющие ведийский пантеон.
24. Здесь противопоставлены молитва как абстрактное понятие - Брахман и его носитель брахман. - жрец.
25. Снова возникает тема остатка от целого (см. коммент. к 8-9), причем этот остаток, часть, находящаяся за пределами, трактуется как высшая.
26. Самодревнее.- Как некий изначальный принцип встречается, с одной стороны, в РВ, с другой, в упанишадах,
27. строка 2. Намек на расчленение жертвы при жертвоприношении (см. гимн Пуруше РВ,Х, 90).
28. Золотой зародыш.- В РВ это одна из изначальных космогонических субстанций, из которых развилась вселенная.
29-30. Исследователями отмечалось, что подобное отождествление Индры и Скамбхи стало возможно только в тот период, когда уже поблекли мифы о военных подвигах Индры, т. е. в период после РВ.
31. Нерожденный-окна из космогонических сил, встречающихся также в РВ (ср. I, 164, 6).
32. Трехчленная вселенная здесь соотносится с тре мя частями тела Скамбхи, отождествляемого с Брахманом.
38. Чудо - одно из отождествлений Скамбхи.
Строка 4. Образ мирового дерева - Скамбхи.
40. Три светила.- Согласно традиционному комментарию, это огонь, солнце, луна.
41. Шест золотой - одно из отождествлений Скамбхи - космического столба. Видимо, оно навеяно образом золотого зародыша.
42. Космическая загадка о дне и ночи.
43. Муж.- Согласно традиционному  комментарию, это изначальный человек, тождественный Праджапати.
43, строки 3-4 и 44. Смысл в том, что нити жертвоприношения распространились по небу и достигли богов.
Владимир Тихомиров. Да услышат меня Земля и Небо
http://tihomir-vg.narod.ru/RigAtveda/myrvall.htm
Млещень Стезь
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_417.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001