Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
С.В. Жарникова. Крест Года
от 25.12.09
  
Выразе


Во время неурожаев, засухи и сильных дождей, вредных для посевов, а равно по случаю скотского падежа и появления червей - были празднуемы обетные пятницы. Константинопольский патриарх окружною грамотою 1589 года к литовско-русским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем (А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу) В старину перекрестки на дорогах назывались пятницами. Здесь были выстроены часовни на столбиках. Здесь невесты вымаливали себе женихов. Здесь бывали встречи и проводы родных...Обетные пятницы образовались с незапамятных времен, когда наши простодушные предки, в страхе и отчаянии от падежа скота или неурожая, обещались не работать, а праздновать по пятницам. В уверение сего обета писались заповедные записи. Одна из таковых записей находится в собрании И.Н. Царского (Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым)



Образцы орнаментов. Вологодская губ.Образцы орнаментов. Вологодская губ.В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический Крест Года. Это подтверждает Велесова книга, в которой говорится о 4-х главных годовых праздниках: Коляде, Яро, Красной горке и Овсени.
Коляда - это Зимние Святки с обрядовыми песнями колядками и исполняющими их ряжеными колядниками, колядовщиками. Сам термин Коляда (от коло - солнце) связан с завершением круга божественных суток, когда на смену Ночи Богов, кончающейся в ночь с 21 на 22 декабря, приходит новый День Богов - с 22 декабря по 22 июня. Весь период Зимних святок (19 декабря - 19 января) посвящён поклонению Божественному Свету - Творцу всего проявленного во Вселенной, которого наши предки называли Законом Непреложным. В течении этого месяца в мир людей возвращались светки или святьё, то есть те, кто уже полностью выполнил свой земной долг и обрёл световое тело. В русской Традиции считалось, что время движения Солнца на юг - это темная половина года. Человек, умерший в это время, подлежит обязательному возврату в наш мир. Полугодовое движение же Солнца к северу (от зимнего до летнего солнцестояния) считалось светлой половиной года, умерший в которую в наш мир мог и не возвращаться. Именно этим, обретшим световое тело, был посвящён праздник Святки, который считался (и считается) у русских самым любимым праздником года.
Образцы орнаментов. Вологодская губ.Образцы орнаментов. Вологодская губ.У всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года отмечено проведением карнавалов с ряженными в масках. Учёные предполагают, что само происхождение слова маска означает душа умершего. Так итальянский этнолог Паоло Роски считает, что карнавал, как главный праздник года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ мира предков (или Того Света русской традиции). На время Святок, длившихся с Николина дня (19-20 декабря по новому стилю) до Крещения (18-19 января), то есть целый месяц, святье - предки, те, кто уже живет в световом теле, приходят из своего мира Света на короткое время в наш бренный мир. В течение месяца умершие прародители должны помочь своим потомкам: виновных наказать, достойных одарить, предсказать судьбы живых и подготовить приход нового годового цикла, то есть выполнить функции Космического Закона - Рода. Но поскольку святье уже не может иметь привычного людям земного образа, то они заимствуют на время Святок тела некоторых своих потомков - ряженых. Души же ряженых, как считалось, на это время, наоборот, уходят погостить в мир предков - в обитель Света. На Святки люди специально жгли костры с целью согреть пришедших к ним предков.
Главные святочные персонажи - это старцы, нищие и высокие старухи. Заметим, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским nistyas, что значит чужой, нездешний и, в целом, аналогично понятию ряженый. На Святки для ряжения люди использовали вывороченные мехом наружу шубы, изорванную одежду, мазались сажей, старались выглядеть пострашнее. Среди зооморфных персонажей в этот период года обычны: бык, корова, конь, гусак, козел, волки, медведи - ритуально значимые животные. Медведь - символ Зимы; корова и бык связаны с культом Луны; конь - символ Солнца и связующее звено между миром живых и миром предков; гусь - знак души, познавшей истину; козел и коза - символы плодородия; волки (как и собаки) со времен индоевропейской древности - ритуальные спутники человека на пути в мир иной.
По окончании Святок ряженые специально купались в проруби для возвращения душ предков, которым они одалживали своё тело на время Святок, вновь в мир Света. Окунаться в воду считалось строго обязательным, так как уже в древнейших ведических текстах утверждается, что кратчайший путь души на небо - это погружение в воды.
Большую роль в святочной обрядности на Русском Севере играли хлеб, зерно и солома. Солома была связана со многими ритуалами. На жертвенную солому приглашали Богов. На соломе принимали роды. Каждый умирающий должен был окончить жизнь обязательно на соломе. Через соломенную криту процеживали ритуальный напиток. На Святки солому стелили на полу, соломой застилали стол, а потом закрывали её браной скатертью - столешником. И только после этого на стол ставили праздничные кушанья...
С.В. Жарникова. Крест Года
http://www.yperboreia.org/yagrawin.asp
Мы сегодня имеем довольно цельное представление о такой форме древнейшего ритуала, как Игра (по-древнеславянски ЯгРА), даже несмотря на то, что многие стороны культурной, обрядовой и т.д. жизни древней высокоразвитой Гипербореи остаются всё ещё загадкой. Во многом это объясняется довольно хорошей сохранностью ритуально-обрядовых компонентов на территории исторической Гипербореи - Русского Севера вплоть до начала ХХв., а некоторых - и до наших дней.
Термином ЯгРА обозначались наиболее важные календарные обряды, соотнесенные с такими значимыми датами, как летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие (Купальские игры, Святочные игры, Масленичные игры, Спасские игры - Три спаса).
Сам термин Игра, или ЯгРА, восходит к глубочайшей древности, когда предки всех будущих индоевропейских народов проживали на своей прародине - в Приполярных широтах Восточной Европы (Гиперборее древних греков). Изначально этот термин означал культовое действие и соотносился с жертвоприношением, танцами и песнями, очищением души и тела, огнем, культовыми возлияниями. Лингвисты сравнивают такие понятия, как: др. греч. ikpia помост - алтарь, лат. niger - черный, нечистый от ne + iger (т.е. неочищенный, не принимавший участие в культовом действии - игре).
В тот же ряд входят такие термины, как: лат. ludus - игра, нем. loden пылать, русск. луда - ослепительный блеск, лудить - чистить, а так же лат. laudare - возносить хвалу, и русск. люди (т.е. те, кто очистился в ЯгРЕ). Архангельское ЯгРА, сохраненное в северорусских диалектах, состоит из двух компонентов: Яг - санскр. жертва, жертвоприношение и Ра - Божественный Закон, Вселенский Порядок. Отсюда и санскр. rayе - изобилие, богатство. Русское слово радость первоначально имело ритуальный смысл и значило буквально достижение Ра, приобщение к Божественному Закону. В древнеарийском эпосе Махабхарата Ра - Нараяна, который творит всю Вселенную - проявленную и непроявленную, созидает Брахму (или точнее Брахмо), названного подлинным светом, чудесным, непредставимым вездесущим, который есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Там же Брахма назван первым из элементов - эфиром, который в свою очередь порождает ветер (движение) и свет (образ).
В древнеарийской традиции вся Вселенная является проявлением Абсолюта, причем Творец, жертвуя собой, сам себе себя принося в жертву, творит мир проявленный и не проявленный. Человек, как одна из форм этой эманации эфира или сверхсветлого света (так его называли на Руси еще в ХVв., поклоняясь ему в первый день недели), также является жертвоприношением.
В этой мировоззренческой системе жертвоприношение отдельного человека - собственная его жизнь, в зависимости от выполнения им его вселенского долга и, следовательно, приближения или удаления от постижения Космического Закона, Вселенского Порядка, Правды. Но для коллектива людей эти индивидуальные жертвоприношения объединялись в некое единое жертвоприношение, получившее название Яг-РА (Игра).
Как форма жертвоприношения в гиперборейской - Северной Традиции выступают: песни, пляски, игры на музыкальных инструментах, различные соревнования и, прежде всего, бег, а также ритуальные возлияния медом и пивом.
ЯгРА летнего солнцестояния (Купалов день) является коллективным жертвоприношением во имя общего подъема энергетического уровня всех его участников, приобщения к сверхсветлому свету - Космическому Порядку, и, наконец, во имя реинкарнации душ, не до конца выполнивших свой земной долг и не обретших световое тело, и поэтому обязанных вернуться в проявленный мир новорожденными детьми.
В русской народной традиции главными годовыми календарными датами были дни, отмечающие Крест Года: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Причем обрядовый комплекс и Зимних Святок (19 декабря - 19 января), и Масленицы (21 февраля - 21 марта), и Троицко-Купальского цикла (конец мая - начало июня - 21 июня), и осенних Трех Спасов (в древности отмечавшихся с 24 августа по 21 сентября) - длился один лунный месяц или 28-29 дней. Все обрядовые действия этих календарных циклов в русской народной традиции носили одно название ИГРЫ. Это и святочные игры, и масленичные игры, и троицкие, и купальские игры, и т.д.
Обращаясь к этимологии слова игра, мы встречаемся со старорусским термином ЯГРА. Но ЯГ на языке древних арьев - санскрите - значит жертва. Вспомним нашу Бабу-Ягу, которой постоянно надо было кого-то испечь, поджарить и т.д. Что же касается РА, то учёные-лингвисты отмечают, что древнее РА связано с понятиями Бог, давать, приносить жертву. С этим же понятиями связаны и производные слова: рад, радость, радостный. Первоначально древнейшее слово РА имело своим главным ритуальный смысл - радость приобщения к божеству, радость принесения жертвы, религиозный экстаз. Отсюда и такое понятие, как РАДА, буквально означающее: дающая Закон, дающая Порядок. Таким образом, термин Игра, а точнее, ЯгРА означает буквально почитание Вселенского Закона
С.В. Жарникова. ЯгРА. Историко-культурологическая справка
http://www.missspb.ru/2005/pr2005-1.asp
http://www.yperboreia.org/yagrainf2.asp
Согласно описанию этнолога Светланы Васильевны Жарниковой классическому Деду Морозу свойственны следующие черты.
Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего физиологического смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных младших братьев. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.
Шапка - красная расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).
Обувь - сапоги серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от подделки. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).
Посох - хрустальный или серебрённый под хрусталь. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
Снегурочка - это уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить правильный костюм
Классический облик Деда Мороза
http://www.ded-moros.ru/snegur.htm
Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности.
С.В. Жарникова. Так ли прост русский Дед Мороз?
http://yperboreia.org/jarn36.asp

Игра в кузнеца Это более сложная игра, напоминающая деревенскую комедию. В избу, нанятую для беседы, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой - кузнец. Из одежды на нем только портки, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у кузнеца - большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли, пологом, под которым прячется человек пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все, что угодно: замки, ножи, топоры, ухваты и, сверх того, умеет старых на молодых переделывать. - Не хочешь ли я тебя на молодую переделаю? - обращается он к какой-нибудь девице не первой молодости. Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: Ну-ка ты, старый черт, полезай под наковальню, я тебя перекую. - Старик прячется под пологом, а кузнец бьет молотом по скамейке и из-под полога выскакивает подросток. Интерес игры состоит в том, чтобы при каждом ударе у кузнеца сваливались портки и он оставался совершенно обнаженным. Когда всех стариков перекуют на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать? - И каждая девица должна что-нибудь заказать, а затем, выкупая приготовленный заказ, поцеловать кузнеца, который старается при этом как можно больше вымазать ей физиономию сажей.
Сергей Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. Святочные игры

Слава Богу на небЪ, Слава!
Государю нашему на сей землЪ! Слава!
Чтобы нашему Государю не стариться, Слава!
Его цвЪтному платью не изнашиваться, Слава!
Его добрымъ конямъ не изъЪзживаться, Слава!
Его вЪрным слугамъ не измЪниваться. Слава!
Чтобы правда была на Руси, Слава!
Краше солнца свЪтла; Слава!
Чтобы Царева золота казна, Слава!
Была вЪкъ полнымъ полна; Слава!
Чтобы большимъ-то рЪкамъ, Слава!
Слава неслась до моря; Слава!
Малым рЪчкамъ до мельницы, Слава!
А эту пЪсню мы хлЪбу поемъ, Слава!
ХлЪбу поемъ, хлЪбу честь воздаемъ, Слава!
Старым людямъ на потЪшенiе, Слава!
Добрымъ людямъ на услышанiе, Слава!

Катилось зерно по бархату, Слава!
Еще ли то зерно бурмитское, Слава!
Прикатилося зерно ко яхонту, Слава!
Крупен жемчугъ со яхонтомъ, Слава!
Хорошъ женихъ со невЪстою. Слава!

Идетъ кузнецъ изъ кузницы, Слава!
Шубенка на немъ худехонька; Слава!
Одна пола во сто рублей, Слава!
Другая пола въ тысячу, Слава!
А всей-то шубенкЪ цЪны нЪтъ. Слава!
ЦЪна ей у Царя въ казнЪ, Слава!
У царя въ казнЪ, въ золотомъ ларцЪ. Слава!

Еще ходитъ Иванъ по погребу, Слава!
Еще ищетъ Иванъ неполнаго, Слава!
Еще хочетъ Иванъ дополнити, Слава!
Свою братину зеленымъ виномъ, Слава!
Что неполнаго, и покрытаго. Слава!
Русскiй народъ, его обычаи, обряды, преданiя, суевЪрiя и поэзiя. М., 1880, собр. М. Забылинымъ. ПЪсни святочныя, с.582-584 (Благословите, братцы, старину сказать, съ обычаевъ повЪрьевъ, предразсудковъ, снявъ маску старины, на правду указать)

I тако i рiещехомь Славу Бземь яковiе соуте Оце наше i iсьме сыны iех I достоехомь бендете о щiстоте тiелiеснеа i душiе нашiе яква нiколе не умiраiеть i не заоумiраiеть за щасе смрте тiелес нашiех I падещему о полiе пре Пероунiця дае водоу жiвоу опыте I опыщеть iу iде до Сврзе на Комонiе Бiлiе I тамо Перунько iе встрiещеть i венде до благе све щертозыцiу I тамо пребендеть о щас оне i достащеть тiелесо ново i тако жiвiете iмае о радоще те Се прiснiе i до вiекы вiек про ны молбе тврiаце Дощ.26

Святки в деревне
Ряженые Рожи. Святки в деревне. Коляда. Гравюра А.И. Зубчанинова по рисунку П.Е. Коверзнева. 1880-е годы

Ни одни деревенские святки не проходят без того, чтобы парни не устроили себе потешных развлечений с переодеванием. Еще загодя они подготавливают самодельные маски, бороды из льна и шутовкие костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу полушубков и пр. В сумерки желающие рядиться собираются к кому-либо в хату и одеваются - кто цыганом, кто старым дедом, кто уродом-горбачом. При этом почти всегда устраивают кобылу, т.е. вяжут из соломы чучело, немного похожее на лошадь, которую затем должны нести четыре парня. Когда все оделись, отправляются по деревне с песнями и криком. Впереди всех едет верхом на кобыле горбатый старичок с предлинной бородой (для этого наряжают мальчика подростка). За ним ведут медведя на веревке цыган и солдат, а затем уже следует целая толпа ряженых парней и подростков. Шумной, веселой ватагой врываются ряженые в дома, пляшут, поют, предлагают гадать и выпрашивают табаку и денег. Обойдя все дома более богатых соседей, вся эта толпа вваливается в святочную избу и, если денег насбирала довольно, то начинает бражничать
Сергей Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила

Ци дома, дома наш пан господар?
Ой дай Боже!
Ой ми то знаєм, що ґазда дома.
Сидит він собі по конец стола.
Ой сидит, сидит, книжку читає,
Книжку читає, пісню співає.
Прийшли до него від Бога гості,
Від Бога гості та й колєднички;
Прийшли го знати, єго витати,
Єго витати, пісню співати,
Пісню співати, колєдувати.
Надворі мороз, співати не мож,
Ой ґаздо ладний, просимо встати
І нас до хати зараз впускати!  
Розказував мені один старий гуцул: Із первовіку аж до половини минувшого століття у нас в горах ніхто не переслідував колядників за їх колєди. Старовіцькі колєди передавали предіди своїм превнукам. Первовічві колєди переходили з покоління в покоління. Тоти старовіцькі колєди люди найліпше любили, тай до сегодне їх любют. Старовіцькі колєди - це були первовічні Божі слова. Ними споконвіку наші предки, та й ми, славили Бога - Сонце та й величєли ними Боже Різдво...
З колядою ходять від Різдва до Василія - до старого Нового року - 14 січня
Марія Влад. Верем'є
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_47.htm

13 (Из Жолковского округа) Ой ворле, ворле
Сивый соколе!
(Припев) Щедрый, святый,
Вечер Божий!
Высоко седишь,
Далеко видишь,
Седай ты собе
На сивом море,
На сивом море,
Корабель на воде;
В том кораблейку
Трое воротцы:
В перших воротейках
Месячок светит;
В других воротейках
Соненько сходит
В третьих воротейках
Сам Господь ходит
Сам Господь ходит,
Ключи тримае
Ключи тримае
Рай вотмикае
Рай вотмикае.
Души впускае
Ено еднои
Не допускае
Що вотця, матерь
Не за щь не мае
Старшого брата
Познаважала
Старшу сестройку
Споличковала
Бувай же здоров
Пан Василейку!
Не сам с собою,
С всёв челядкою;
Щастянька на дворе
На худобоньку
Здоровля в том доме
На челядойку!
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким.
Щедровки

http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_250.htm

З колядою ходять від Різдва до Василія - до старого Нового року - 14 січня.
Отак - поколядували, набулися в гостях, наплясалися (пляшуть босі, аби бджоли роїлися, маржина велася), наданцувалися на колопні, скільки кому хотілося. І вже по Різдву. Але час іде, він ніколи не стає, не ділиться, то люди його ділять та переділюють по-новому.
Від Різдва до Видорщів не можна нічого їсти на подвірю, бо усяка галиця витак їст і воюєт городину. І взагалі не їсться понадвірю першого тижня по Різдвяних святах, бо звірак ручіт між маржинов і бєт маржину та їст її полонинами.
Від Різдва рахують тижні у року і кажуть, у котрім тижні що припадає. Стрічаються зима з літом. Девятого тижня - Обрітеніє, гуцули кажуть се свєто, коли птаха обертається із теплих країв - обрітає свій рідних край, зачинаєт паруватиси; та й погода літа обрітаєтси подлудь зимної. Десятого тижня - Одокія; можна сіяти розсаду. Одинадцятого - Сорок святих. Дванадцятого - Теплого Олекси. Тринадцятого - Благовіщення. Чотирнадцятий і пятнадцятий тижні порожні, здавна зауважили: в цей час недобре нічого сіяти, ні садити у землю, бо нічого не вродиться. Наші предки казали: чотирнадцятого тижня від Різдва - варка (небезпечна) весна; шістнадцятого тижня уже бізівна (годна, певна) весна; сімнадцятого - мірна весна; вісімнадцятого - пізна весна; девятнадцятого тижня - ізкінчена весна.
На Василія - старий Новий рік (але ще старіший був таки на Різдво) - їдять скоромну вечерю з мясом, маслом, яйцями.
Того вечора ходять маланки. Діти мають з них велику радість і страх одночасно. Бо люди в масках бігають за дітьми - добре, як то лиш коза, а не чорт. По вечері дівки годують котів пирогами (варениками). Котрий пиріг кіт лиш потягне - то дівка зведеться; котрий пиріг кіт лиш попахає - ту дівку мут сватати, але весіллє розібєтци; а котрий пиріг кіт ізїсть - ту дівку віддадуть заміж.
Перед печі, коло опецка, палять скіпкою кужелі на то, аби знати - любляться чи ні чоловік із жінкою, леґінь із дівкою, любас із любаскою. По кужелеві, котрий горить, видко, хто кого дужче любить, хто за ким більше угонєєт.
Одна бабка з Хороцева і таке уповіла: На Василєний Свєтий вечір дуже добре годуют маржину, бо то Свєтий вечір худобинки. Вопівночи того вечора маржина говорит між собов так, єк люди, і розказуєт, ци ґазди її добре ци зле держут. Ту бесіду між маржннов можна чюти, але шо з того, коли хто її чує, то не смієт другому розказати. Хто би розказав другому ту бесіду, шо говорила маржина, відразу умер би.
Бачите, декотрі вірять, що на Василія, на Новий рік по опівночі отворєєтци небо. Хто би уздріу, єк отворєєтци небо і знау у трьох словах запросити, що хочєт - то би мау. Був би дуже щєсливий чоловік.
Досвіта на Василія ідуть сокотити гроші, аби видіти, де горять опришківські скарби, закопані в землі.
Багато ворожок-вірувань з цим святом звязані.
Третій Святий вечір припадає на Водохрестя - 18 січня. Він також сухий - усі говіють, постять, аж доки не винесуть водицю із церкви. Цілий день божкують і лагодяться до вечері, як на перший Святвечір, лиш уже із вечерею не ждуть сходу вечірньої зірниці, а їдять, коли напються свяченої води. Зрання кожна ґаздиня робить із воску маленькі хрестики, несуть їх у коновочці з водицею святити - від церкви кожен спішить до хати. По восковому хрестику ґаздиня наліплює на всіх стінах хати, на усіх одвірках, на входах до хліву, колешень, стаєнь. Так само баранам, коровам, бикам - до рогів. На ці хрестики не маєт моци і путері ударити ні відьма, ні упир, ані єка инчя нечіста сила.
Марія Влад. Стрітеннє. Книжка гуцульських звичаїв і вірувань. Спервовіку. Верем'є
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_47.htm

Око
Скульптурное изображение всевидящего ока на фронтоне лицейской церкви в г. Пушкине

31 декабря, 21 час 54 минуты - Начало частного лунного затмения
31 декабря, 22 часа 13 минут - Полнолуние
01 января, 23 часа 35 минут - Луна (Ф= 0,98) в перигее. R= 56,237
03 января, 05 часов 00 минут - Земля в перигелии
http://www.astronet.ru/db/msg/1237596

У света есть и другие замечательные свойства, о которых мы пока не говорили. Сделаем такой опыт (фиг.9,а). В стеклянный сосуд нальем слегка взмученную (например, каплей молока) воду и пустим в нее прямой солнечный луч. В такой взмученной воде след пучка света будет ясно виден вследствие рассеивания света частичками. На первый взгляд кажется само собой разумеющимся, что во все стороны свет должен рассеиваться одинаково, будем ли мы смотреть сверху на след пучка или сбоку. В случае прямого (обыкновенного) пучка солнечного света это действительно так.
Теперь сделаем второй опыт. Пустим прямой луч предварительно на стекло под углом примерно 54° (луч перпендикулярен плоскости чертежа), а потом в сосуд с взмученной водой (фиг.9,б).
Фиг. 9. Поляризация света npи отражении
Внимательно осмотрев со всех сторон след светового пучка в сосуде, мы заметим поразительное явление: если смотреть сбоку, рассеяние света очень большое (сравнительно яркая светлая полоса), сверху же нет почти никакого рассеяния, следа пучка в воде не видно. Свет, отраженный от зеркала, получил новое, очень странное свойство: вверх и вниз он не действует, а действует только в стороны. В поперечном сечении пучка появляются преимущественные направления действия, возникает полярность.
Подобно тому как в палочном магните максимум действия идет по линии, соединяющей полюсы магнита, а в направлении, отвесном к этой линии действия почти нет, так и здесь наибольшее действие света сосредоточивается в горизонтальном направлении. Описываемое свойство света (но в более сложном случае так называемого двойного лучепреломления исландского шпата) было впервые названо Ньютоном, по аналогии с магнитом, поляризацией света. В обыкновенном пучке света присутствует смесь лучей, поляризованных во всевозможных направлениях; поэтому поляризация и не обнаруживается. При отражении от стекла преимущественно отражаются лучи с определенной поляризацией, поэтому последняя становится заметной. Свойством поляризации обладают не только видимые лучи, но вообще все лучи, которые мы называем световыми, начиная от радиолучей и до лучей гамма.
Глаз у большинства людей не отличает поляризованного света от неполяризованного. Но примерно 25-30% людей обладают этим свойством, хотя почти никогда об этом и не подозревают. При наблюдении поверхности, излучающей поляризованный свет, такие люди могут заметить в середине поля зрения полоску слабого желто-лимонного цвета, имеющую вид слегка изогнутого снопа колосьев. Если плоскость поляризации света поворачивается, то одновременно поворачивается и указанная полоска в глазу. При некоторых положениях Солнца свечение неба, возникающее вследствие рассеяния солнечных лучей в атмосфере, оказывается сильно поляризованным, и тогда человек, обладающий названной способностью, видит на фоне неба слабую желтую снопообразную полоску.
Примером тонкой наблюдательности великого художника могут служить строки из Юности Л.Н. Толстого, в которых он, по-видимому, совершенно не подозревая физического смысла явления, в 1855г., в то время, когда и в науке оно было известно немногим (оно впервые описано в 1846г. Гайдингером), с полной ясностью описал желтое поляризационное пятнышко на фоне неба
В XXXII главе Юности можно прочесть такие строки: я невольно оставляю книгу и вглядываюсь в растворенную дверь балкона, в кудрявые висячие ветви высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное, желтоватое пятнышко и снова исчезает..
Очень рекомендуем читателю проверить свои глаза и постараться заметить желтую поляризационную полоску на небе. Таким образом можно убедиться, по крайней мере некоторым из читателей, что их глаза обладают свойством, о котором они ранее не знали. Наблюдение лучше производить в свете, отраженном от стекла, задняя поверхность которого зачернена. Под некоторым углом падения и отражения такая пластинка довольно значительно поляризует свет...

Мы задержались довольно долго на теории зрительных лучей, для того чтобы показать, что это не была грубая ошибка древних оптиков, а своего рода наименьшее из зол. В течение многих веков, из поколения в поколение, учили, что Солнце и глаз - братья, проявления единого материального огня, то буйного, то кроткого, что светиться - значит видеть, видеть - светиться. Земля считалась центром мира, а человек - центром этого центра. Черта раздела между поэтической фантазией и наукой во многих случаях была неотчетливой, стиралась или просто отсутствовала. Поэтический домысел переносили в науку, пытаясь создать неустойчивое единство поэзии и науки.
Но случалось и обратное: в область мифов и религий проникали сознание и начатки объективной науки. Религией Древнего Египта было поклонение Солнцу. Несоизмеримость Солнца и Земли, света и глаза выразилась здесь как отношения бога и человека. Этого бога воображали то соколом, то человеком с соколиной головой и солнечным диском, плавающим в ладье по небесному океану:
Амон-Ра, божественный сокол,
Сверкающий перьями,
Взмахом крыльев совершающий свой круг по небу, -
вот образ Солнца в древнем фиванском гимне.
Солнце
Египетское изображение Солнца как бога в ладье

Неисчерпаемость содержания реальной материи в различных ее проявлениях, вещества и света, раскрывается все больше по мере углубления научного исследования. Противопоставляя свет веществу, несмотря на многие сходные свойства у того и другого (свойства волн и частиц, квантовые закономерности), мы до сих пор считали свет и вещество по существу разнородными, отличающимися друг от друга примерно так же, как отличается звук скрипки от самой скрипки и радиоволны от радиопередатчика. Но около сорока пяти лет назад было сделано еще одно поразительное открытие в области учения о свете.
На основании своей формальной математической теории света, о которой мы только что упоминали, Дирак пришел к теоретическому выводу, что при некоторых условиях свет должен превращаться в вещество и обратно. В сильном электрическом поле атомного ядра световые кванты с длиной волны не более примерно 0,001 mm, по Дираку, могут распадаться на две противоположно заряженные частицы - электрон и позитрон. Это весьма удивительное теоретическое предсказание все же полностью подтвердилось на опыте. Превращение света в вещество было экспериментально доказано. На фиг. 14 мы видим фотографию этого поразительного процесса. Возможность такого рода фотографий основана на том, что быстрые заряженные частицы, проходя в воздухе, пересыщенном водяными парами, оставляют следы из осевших капелек воды. Противоположно заряженные частицы, электрон и позитрон, пролетают в сильном магнитном поле, вследствие чего загибаются в противоположные стороны.
Световое тело
Фиг.14. Образование пары электрон-позитрон из светового гамма-кванта.
В магнитном поле налево (наверху) отклонен позитрон, направо - электрон (Фотография Л.В. Грошева и И.М. Франка)
Перед нашими глазами, как это видно на фотографии, разыгрывается изумительное зрелище преобразования светового гамма-луча в пару легких частиц вещества. Происходит нечто, действительно, до известной степени напоминающее сказочное превращение мелодии в скрипку!
Для объяснения этого явления наука до сих пор не имеет ничего, кроме формальной и в этом смысле явно нас не удовлетворяющей теории Дирака. Во всяком случае с несомненностью обнаруживается глубочайшая связь света и вещества, о которой ранее не подозревали. Человек овладел природой еще с одной стороны
С.И. Вавилов. Глаз и Солнце (перв. изд. 1927)
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/VAVILOV/VAV01.HTM

Глаз и Солнце

14 Дуализм волна –частица Любой учебник по квантовой механике начинается с описания дуализма волна-частица: волновые свойства частицы описываются уравнением Шрёдингера, а корпускулярные свойства проявляются при измерениях. Например, если картину волновой интерференции электронов регистрировать с помощью фотопластинки, то потребуется накопить очень много пятнышек на пластинке, чтобы эта картина проявилась достаточно четко. Только с помощью очень многих событий можно подтвердить знаменитое соотношение: вероятность равна квадрату модуля волновой функции пси...
20 Микромир и макромир Открытие квантовой механики сразу поставило много вопросов, ответы на которые до сих пор нельзя считать вполне удовлетворительными. Впрочем, это не мешает пользоваться мощным теоретическим аппаратом квантовой теории в применении к обширному кругу физических явлений. И нигде еще квантовая механика не потерпела фиаско, обьясняя практически все, что было обнаружено экспериментально (мы имеем в виду прежде всего нерелятивистскую теорию). Тем не менее остается вопрос, почему теория предсказывает только вероятности случайных процессов микромира, да и почему эти процессы являются случайными. А самое главное – трудно понять, где лежит граница между квантовой и классической физикой.
То, что классические макроскопические тела не имеют никаких видимых волновых свойств, очевидно каждому из нас. А с другой стороны, все микрочастицы ведут себя в точности так, как предсказывает квантовая механика, свидетельствуя об универсальности волновой сущности микромира. Итак, где же лежит промежуточная область, и если она есть, то каким теоретическим аппаратом ее можно описать?

Очами видно

В этом разделе мы обсудим этот вопрос чисто качественно, чтобы было яснее, в каком направлении будут строиться дальнейшее изложение. Главное, что характерно для предметов нашего окружения, это их постоянная информационная связь. Вся природа купается в лучах солнечного света, переливаясь всеми красками, и этого уже достаточно, чтобы живые существа вели постоянное наблюдение за своим окружением. Аналогичная связь через свет может существовать и между обьектами неживой природы. С точки зрения квантовой механики это означает, что положение макротел постоянно измеряется окружающими их живыми и неживыми телами. Поэтому пси-волны макротел подвержены постоянному разрушению когерентности и непрерывно продолжающегося ее разрушения. Попробуем оценить, где пролегает естественная граница между микромиром и макромиром. Для этого мы воспользуемся соотношением (91) для ширины неравновесного волнового пакета.
Пусть имеется макротело с плотностью p = 1 г см^(-3), имеющее поперечный размер L. Масса этого тела m = pL^(3). На тело прямо или косвенно поступает поток информации, превращаемый затем в энтропию, который можно оценить как S’=L^(2)*S’(0), где S’(0) ~ 10^(19)см^(-2)*c^(-1) – поток, создаваемый на Земле Солнцем.
Рассмотрим теперь тело, у которого ширина локализации (91) имеет масштаб его собственных размеров. Такое тело, очевидно (очями видно), и находится где-то на границе между макро и микромиром. Подставляя величины, получаем оценку
L ~ (h/p*S’(0))^(1/7) ~~ 10^(-5) см.
Разумеется, это слишком грубая оценка, но уже она показывает, что к макромиру принадлежат все тела, видимые глазом, в том числе с помощью микроскопа. Напомним, что длина волны видимого света составляет величину l ~ 10^(-4) см, так что минимальные размеры макротела ~ 0.1 мкм заведомо не превышают l.
Итак, все предметы нашего макроскопического окружения схлопнули свои волновые пакеты до размеров, значительно меньших их поперечных размеров, и представляются нам четко очерченными и допускающими описание в классических терминах твердых, жидких или газообразных тел. Для этого достаточно внести соответствующие классические переменные и действовать в духе классической теоретической механики. Другими словами, мы приходим к обычной динамике.
У микрочастиц, напротив, преобладает волновое поведение. И если мы захотим что-то узнать о поведении микрочастицы, нам придется привести ее во взаимодействие с макроскопическим прибором, поставленным между частицей и наблюдателем. Этот прибор, включая его составные части, все время находится в состоянии информационного обмена с окружением. Благодаря ему волновая функция прибора живет в режиме неустранимого разрушения ее когерентности. Именно разрушение когерентности волновой функции прибора и происходит чисто случайно за счет многих связей с классическими обьектами окружения.
Сам прибор устроен таким образом, что разным состояниям микрочастицы соответствуют разные состояния стрелки прибора. Выбор внешним миром одного из показаний стрелки автоматически разрушает когерентность волновой функции микрообьекта. Все это выглядит как чисто случайный процесс, но при его многократном повторении проглядываются черты статистической закономерности, которые описываются на языке превращения чистого ансамбля в смешанный. При этом квадрат модуля пси-вункции играет роль плотности вероятности. Прибор лишь указывает, в какой части из приготовленного прибором полного набора состояний оказалась сама частица при данном измерении.
Б.Б. Кадомцев. Динамика и информация
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_930.htm

1-й автор. И еще вот что Мы должны предупредить читателей, что даже более узкая тема - волны, непосредственно видимые глазами, тоже необъятно широка. В скромных рамках нашей книги нам удастся описать только важнейшие волновые явления. Я думаю, что мы должны ограничиться лишь описанием приливов, морских волн от землетрясений, ветровых волн и их разрушения у берегов, волн, вызываемых движением кораблей.
2-й автор. Я бы этот список немного расширил. Не менее интересны волны, которые мы наблюдаем на песке или на снегу. Или, скажем, волны в потоке автомобилей, в живых организмах и даже в целых галактиках. Тем более, насколько я знаю, систематизированное объяснение этих волн в популярных книгах еще не появлялось.
1-й автор. Ладно, согласен, это действительно интересно. Но пусть это будет все. А если читатели встретят за установленными нами пределами другие интересные видимые явления и не смогут их объяснить, то, я думаю, мы будем готовы им помочь...
Б.Б. Кадомцев, В.И. Рыдник. Волны вокруг нас. Знание, 1981
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_344.htm

...есть в современной науке нечто, очень существенное для синтеза. Это нечто еще не происходит в больших масштабах. Это - изменение всего научного мировоззрения  и  мотивировки  ученого, от позиции контроля и доминирования над Природой, до позиции сотрудничества с ней. Я думаю, это очень важно.
Доктор Фритьоф Капра
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_346.htm
Капра Фритьоф. Дао физики
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_261.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_262.htm
Капра Фритьоф. Поворотный пункт
http://biospace.nw.ru/books/capra.html

О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным (Федор Достоевский. Братья Карамазовы. Из бесед и поучений старца Зосимы)
 
Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал, и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание. Запомни еще: на каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя! Господи, помилуй всех днесь пред тобою представших. Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред господом, - и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет. И вот, может быть с другого конца земли вознесется ко господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты и не знал его вовсе, а он тебя. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо и его любящее. Да и бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет он, бесконечно более милосердый и любовный чем ты. И простит его тебя ради.
Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя, - увы, почти всяк из нас! - Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца. А меня отец Анфим учил деток любить: он милый и молчащий в странствиях наших, на подаянные грошики им пряничков и леденцу бывало купит и раздаст; проходить не мог мимо деток без сотрясения душевного: таков человек.
Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: взять ли силой, али смиренною любовью? Всегда решай: возьму смиренною любовью. Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный со скверным словом, с гневливою душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно пожалуй, а все потому, что ты не уберегся пред дитятей, потому что любви осмотрительной, деятельной не воспитал в себе. Братья, любовь учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит. Юноша брат мой у птичек прощения просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается. Пусть безумие у птичек прощения просить, но ведь и птичкам было бы легче и ребенку и всякому животному около тебя, если бы ты сам был благолепнее, чем ты есть теперь, хоть на одну каплю да было бы. Все, как океан, говорю вам. Тогда и птичкам стал бы молиться, всецелою любовию мучимый, как бы в восторге каком, и молить, чтобы и они грех твой отпустили тебе. Восторгом же сим дорожи, как бы ни казался он людям бессмысленным.
Други мои, просите у бога веселья. Будьте веселы как дети, как птички небесные. И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что затрет он дело ваше и не даст ему совершиться, не говорите: силен грех, сильно нечестие, сильна среда скверная, а мы одиноки и бессильны, затрет нас скверная среда и не даст совершиться благому деланию. Бегите, дети, сего уныния! Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на бога возропщешь. О гордости же сатанинской мыслю так: трудно нам на земле ее и постичь, а потому сколь легко впасть в ошибку и приобщиться ей, да еще полагая, что нечто великое и прекрасное делаем. Да и многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле не можем постичь, не соблазняйся и сим и не думай, что сие в чем-либо может тебе служить оправданием, ибо спросит с тебя судия вечный то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог, сам убедишься в том, ибо тогда все узришь правильно и спорить уже не станешь. На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так

Зрi Русек Оуме якож Оум вьлiк Божьск

Весь в мир в целом можно считать информационно открытой системой (такой подход представляется гораздо более правильным, чем считать ее замкнутой системой). Поэтому полная квантовая теория должна включать в себя два круга явлений. Со стороны микромира – это привычный мир квантовых явлений, подчиняющихся уравнению Шрёдингера. Со стороны макромира – это столь же привычный классический мир, возникший и поддерживаемый вследствии того, что все макрообьекты имеют сколлапсированные и не прекращающие коллапсировать волновые функции из-за взаимодействия с внешним окружением. А на границе между ними находится мезомир…
Промежуточный между классическим и квантовым мирами мезомир оказывается гораздо сложнее и гораздо богаче с точки зрения протекающих в нем физических явлений. Тела промежуточного мира обнаруживают как классические, так и квантовые свойства. Мезомир – это мир множества чередующихся коллапсов волновых функций и вероятностей, это мир рождающихся и умирающих когерентностей…
Теперь нетрудно понять, что представляет собой классический мир. А именно, у макроскопических тел большого размера с большой массой даже редкие измерения достаточны для того, чтобы локализация их волновых пакетов была ничтожна мала по сравнению с размерами тела. Такие тела навечно приобретают характеристики классических обьектов с точно заданными координатами. Классический мир – это мир крупных размеров и больших масс. Соответственно, любые измерения, которые затем воспринимаются классическими обьектами, сопровождаются коллапсом волновых функций в соответствии с рецептами квантовой механики. Для редукции волновых пакетов классических тел нашего окружения вполне достаточны те обьективно происходящие измерения, которые осуществляются неравновесным излучением Солнца…
Итак, с точки зрения волновых функций, макромир – это мир окаменелостей: все прошлые измерения, проведенные над макротелами в предыдущие эпохи, привели к тому, что эти макротела потеряли свои былые волновые свойства и стали классическими обьектами с четко определенными координатами. При соприкосновении с микро и мезомирами они могут лишь вспоминать свою волновую сущность в виде совместного коллапса волновой функции микромира и случайного выбора координаты классического обьекта
Б.Б. Кадомцев. Динамика и информация
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_930.htm

Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом А по Нь яко пря же сiа теце Яве i Та соутворi жiвото нашо А То колi одiде сьмртье есь Явь есь текоуща а творено о Правi Навен бо есте по Тыя До Те есте Нава а по Те есте Нава А в Правi же есте Явъ Дощ.1

Слвiхом ДаьБо А буде Ты нашь Пъкрвiтел а Застоупiщ од Коляды до Коляды А плодi на полеха даяшет трвы на скотiя А Да намо во све днiе гъвядя оумножiтiсе а зьрна жiтня множесть абыхом медъвiщi затвржетi а пещi Бга Свта Слвiтi Соуронже бость одрещен одо зiмы а тецi на льто Тому бо поемо Славу яко Оцi во полЪх Дощ.31

Рождество Индры
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_302.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001