Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Т.Я. Елизаренкова. Мир идей ариев Ригведы
от 19.10.09
  
Выразе



Ой ОвсЪнiц Ой Колендо

РВ II, 11. К Индре


Размер - виратсхана-триштубх, стих 21 - триштубх. Стихотворный размер трактуется автором весьма вольно, и десятисложные пады виратстхана легко переходят в одиннадцатисложные пады триштубха
1b Да будем мы (достойны), чтобы ты дал благо syama te davane vasunam! -букв. Да будем мы при твоем давании благ!
8d Они распространили свист - Они - Маруты
9d kanikradato vrsno asya vajrat - Формально не исключен также перевод: ваджрой этого ревущего быка
17 Трикадрука trikadruka - букв. три сосуда для сомы. Название первых трех дней в шестидневном празднике выжимания сомы (см. I, 32, 3)
19с Вишварупа - М.р. visvarupa - букв. имеющий все цвета, имеющий все облики) - nom. pr. треглавого сына Тваштара, которому Индра отсек все его головы. По другому варианту мифа это сделал Трита (см. X, 8, 7-9)

1 Услышь призыв, о Индра! Не пропусти!
Да будем мы (достойны), чтобы ты дал блага!
Ведь тебя подкрепляют эти питательные силы,
Жаждущие богатств, текущие, словно реки.

2 Ты выпустил, о Индра, великие (реки), которые сделал набухшими,
Многочисленные запруженные змеем, о герой.
Дасу, возомнившего себя даже бессмертным,
Ты изрубил, подкрепившись гимнами.

3 Под гимны, которые тебе нравятся, о герой,
И под восхваления, связанные с Рудрами, о Индра,
Для тебя ведь (текут) эти (струи сомы), которыми ты опьяняешься,
Как текут вперед сверкающие (струи) для Ваю.

4 Сверкающую твою ярость усиливая,
Сверкающую ваджру вкладывая в руки...
Сверкающий, ты усилен, о Индра, -
Одолей для нас племена дасов с помощью солнца!

5 В тайне находящегося, тайно затаенного в водах,
Скрытно живущего, колдовского змея,
Перекрывшего воды и небо,
Ты убил, о герой, (своею) героической силой.

6 Я хочу сейчас прославить, о Индра, твои прежние великие (деяния),
А также хотим мы прославить нынешние деяния.
Я хочу прославить ваджру в (твоих) руках, жаждущую (подвигов),
Я хочу прославить пару буланых коней - знаки солнца.

7 Вот пара твоих буланых коней, рвущихся к награде, о Индра,
Прогрохотала, и грохот струился жиром.
Ровно раскинулась земля,
Даже гора, пытавшаяся убежать, остановилась.

8 Уселась гора, не уклоняясь.
Он взревел, гремя в лад с матерями.
Усиливая звук далеко до самого предела,
Они распространили свист, поднятый Индрой.

9 Индра столкнул колдовского Вритру,
Лежавшего на великой реке.
Задрожали два мира, испуганные
Ревущей ваджрой этого быка.

10 Громко зарычала дубина этого быка (о том,)
Что, действуя в пользу человека, надо уничтожить нечеловеческого (врага).
Колдовские чары колдовского Данавы
Он разрушил, напившись выжатого сомы.

11 Так пей же, пей сому, о Индра-герой!
Да опьянят тебя пьянящие (соки) выжатого (сомы)!
Наполняя тебе обе стороны живота, да усилят они тебя!
Выжатый таким образом, наполняющий (сок сомы) всегда помогал Индре.

12 Мы, вдохновенные, заключены в тебе, о Индра.
Мы хотим использовать поэтический дар, служа (ему) по закону.
Ища помощи, мы хотим сложить прославление.
Пусть будем мы (достойны) того, чтобы ты сразу же дал (нам) богатства!

13 Мы хотели бы стать теми для тебя, о Индра, кто, ища помощи,
В твоей поддержке, увеличил бы (твою) питательную силу!
Дай нам самую неистовую (силу,) которой мы хотим,
О бог, (а также) богатство, состоящее из мужей!

14 Дай нам мирное житье, дай дружбу,
Дай нам, о Индра, силу, свойственную Марутам!
И те, кто опьяняется, единые духом (с тобой),
(Те) Ваю, пьют раньше (других) первое приношение (сомы).

15 Так пусть же войдут дружелюбно (те соки сомы), которыми ты опьяняешься!
Пей сому досыта, мощно, о Индра!
При(ходи) же прекрасно к нам в сражениях, о спаситель!
Ты усилил небо высокими (военными) песнями.

16 Конечно же, высоки те, о спаситель,
Кто или гимнами старается добыть (твое) расположение,
(Или) расстилая жертвенную солому хозяина дома.
Это с твоей помощью, о Индра, они пришли к награде.

17 Опьяняясь грозными (соками), о герой,
Пей сому, о Индра, на (праздниках) Трикадрука!
Стряхивая (сому) с усов, довольный,
Отправляйся (снова) на паре буланых коней на питье сомы!

18 Наберись силы, о герой, с помощью которой
Ты рассек Вритру, Дану, Аурнавабху!
Ты раскрыл светило для ария.
Дасью рухнул слева, о Индра.

19 Мы хотим получать выгоду, побеждая с твоей помощью
Вместе с арием всех врагов-дасью!
Это для нас тогда ты отдал во власть Вишварупу,
Сына Тваштара, во власть Триты из круга (наших) друзей.

20 Усилившись от этого выжатого пьянящего (сомы)
У Триты, он поверг долу Арбуду.
Он покатил (его), как солнце- (свое) колесо.
Индра с Ангирасами пробил пещеру.

21 Пусть сейчас это твое щедрое вознаграждение, о Индра,
Выдаивается для певца по (его) желанию!
Будь благосклонен к восхвалителям! Да не минует нас доля!
Мы хотим провозгласить жертвенную раздачу, (чтобы иметь) прекрасных мужей!

Ой Колендо Ой ОвсЪнiц

РВ I.32. К Индре


Размер - триштубх. Это гимн, в котором подробнее всего в РВ эпически повествуется о победе Индры над Вритрой (центральный космогонический миф, перепевы которого постоянно встречаются в РВ). Демон - змей Вритра (vrta n. препятствие; m. враг и nom. pr. дракона от vr - препятствовать, мешать, закрывать), преградивший течение рек, олицетворяет собой косное, хаотичное начало. Индра, убивший дракона, выступает как демиург, упорядочивающий вселенную.
3b…в трех сосудах trikadrukesu - Неясное слово. Из других мест РВ (например, V, 29, 7-8) известно, что перед убийством Вритры Индра выпил три озера сомы. Другой возможный вариант перевода: на (праздниках) трикадрука - название какого-то праздника, связанного с приготовлением сомы. Щедрый (maghavant) - постоянный эпитет Индры
4b…перехитрил хитрости хитрецов an mayinam aminah prota mayah - Звукопись на базе fig.et
4c…породил солнце, небо, утреннюю зарю…- Убийство Вритры трактуется как космогонический подвиг
5a…Вритру, самого (страшного) врага (vrtram vrtrataram)
7с Вол (vadhri) - Букв. кастрированный
9d Дану (danu) - Nom. pr. Матери Вритры. Данава (danava) - букв. происходящий от Дану, является метрономическим именем не только Вритры, но вообще целого класса демонов, враждебных Индре
11a Даса - Вритра…коровы (, спрятанные) Пани - Намек на миф Вала о похищении коров - см. I, 6
12b…по клыку (srke) - Перевод условен. По Саяне, это слово обозначает ваджру - дубину грома Индры
13a-b nasmai vidyun na tanuatuh sisedha / na yam miham akirad dhradunimca

1 Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:
Те первые, что совершил громовержец,
Он убил змея, он просверлил (русла) вод,
Он рассек недра гор.

2 Он убил, змея, покоившегося на горе.
Тваштар ему выточил шумную дубину.
Как мычащие коровы, устремившись (к телятам),
Прямо к морю сбегают воды.

3 Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому,
Он напился (сомы), выжатого в трех сосудах.
Щедрый схватил метательный снаряд - ваджру.
Он убил его, перворожденного из змеев.

4 Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
С тех пор ты уже в самом деле не находил противника.

5 Он убил Вритру, самого (страшного) врага, бесплечего,
Индра - дубиной, великим оружием.
Как ветви топором обрубленные,
Змей лежит, прильнув к земле.

6 Как плохой боец в пьяном угаре он вызвал
Великого героя, покоряющего силой, пьющего выжимки сомы.
Он не выдержал натиска его оружия:
Безликий от пролома, он раздавлен - тот, кому Индра враг.

7 Безногий, безрукий боролся он против Индры.
Тот ударил его дубиной по спине.
Вол, хотевший стать противником быка,
Вритра лежал, разбросанный по разным местам.

8 Через (него), безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,
Текут вздымаясь воды Ману.
(Те,) кого Вритра (некогда) с силой сковывал,
У их ног лежал теперь змей.

9 Поникла жизненная сила у той, чей сын - Вритра.
Индра сбросил на нее смертельное оружие.
Сверху - родительница, внизу был сын.
Дану лежит, как корова с теленком.

10 Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся
Водяных дорожек скрыто тело.
Воды текут через тайное место Вритры.
В долгий мрак погрузился тот, кому Индра враг.

11 Жены Дасы, охраняемые змеем, - воды
Стояли скованные, как коровы (, спрятанные) Пани.
Проход для вод, который был заткнут, -
Он открыл ему, убив Вритру.

12 В конский волос превратился ты, о Индра, в тот миг,
Когда он дал тебе по клыку. Единый бог,
Ты завоевал коров, ты завоевал сому, о герой!
Ты выпустил для бега семь потоков.

13 Не помогли ему ни молния, ни гром,
Ни тот туман, что он раскинул, ни град.
Когда Индра и змей сражались,
На (все) будущие времена победил щедрый.

14 Какого мстителя за змея увидел ты, о Индра,
Что в сердце к тебе, убийце, проник страх,
Когда девяносто и девять потоков
Ты пересекал, как испуганный орел - пространства?

15 Индра - царь движущегося (и) отдыхающего,
Безрогого и рогатого, громовержец.
Это он как царь правит народами.
Как обод - спицы (колеса), он охватил их (всех).

Самовосхваление под влиянием сомы

Выпивал-то Илья да всё ись цяши тут. -
Говорят ему калики перехожия,
Перехожи калики, переброжия:
Ты ведь слышишь ли в собе теперь каку силу? -
Отвечает Илья, да Илья Мурамець,
Илья Мурамець, да сын Ивановиць:
Я ведь слышу-ту силушку в собе великую:
Кабы было кольце в матушки в сырой-земли,
Я бы взял-то я сам бы единой рукой,
Поворотил бы всю матушку сыру-землю. -  
 
РВ X, 119. Самовосхваление под влиянием сомы

Автор, по анукрамани, - Лаба, сын Индры (Laba букв. перепел Aindra). Размер - гаятри. Этот гимн, несложный по языку, вызвал к жизни целую комментаторскую литературу, пытающуюся истолковать его содержание. По жанру это самовосхваление - см. примеч. к X, 48. Согласно индийской традиции, его произносит или перепел, сын Индры, или же сам Индра, принявший образ перепела. Известно, что из всех богов Индра был больше всего привержен к питью сомы, и многие европейские интерпретаторы также считают действующим лицом Индру. Однако, некоторые места в тексте гимна, скорее, подходят к Агни, чем к Индре, хотя особого пристрастия к соме у этого бога, по сравнению с другими, не было: он просто доставлял сому богам (ср. стих 13). Существует также точка зрения, что восхваляет себя поэт, напившийся сомы и ощущающий все последствия этого (например, Ольденберг). Автор гипотезы о Соме-мухоморе Р.Г. Уоссон использует этот гимн как аргумент в свою пользу. Наконец, одна из последних точек зрения возвращается к истокам комментаторской традиции. В статье Р. Штурмана вновь высказывается точка зрения, что самовосхваление произносит птица, но только не перепел, а чибис, крик которого напоминает первое слово рефрена - kuvit
13 a-b Отбываю (grho yamy akamkrto/ devebhyo havyavahanah)…- Здесь имеет место двойное сравнение. Субьект напившись сомы, подобен дому (на колесах), набитому едой, и богу Агни, отвозящему жертву богам

1 Так, вот так у меня на душе
Я хотел бы добыть быка (и) коня -
Не напился ли я сомы?

2 Как ветры буйные,
Понесли меня вверх выпитые (соки сомы) -
Не напился ли я сомы?

3 Понесли меня вверх выпитые (соки сомы)
Как быстрые кони - колесницу -
Не напился ли я сомы?

4 Ко мне приблизилась молитва,
Как мычащая корова - к любимому сыну -
Не напился ли я сомы?

5 Я, как плотник - кузов (повозки)
Поворачивая кругом молитву в (своем) сердце -
Не напился ли я сомы?

6 Недостойными даже взгляда
Показались мне пять народов -
Не напился ли я сомы?

7 Обе половины вселенной -
Ничто против одного моего крыла -
Не напился ли я сомы?

8 Ростом я превзошел небо,
Пре(взошел) эту великую землю -
Не напился ли я сомы?

9 Ну-ка, положу я эту
Землю там или тут -
Не напился ли я сомы?

10 Поколочу я быстренько
Землю там или тут -
Не напился ли я сомы?

11 На небе одно мое крыло,
Другое поволок я внизу -
Не напился ли я сомы?

12 Я великий-великий,
Я поднялся до туч -
Не напился ли я сомы?

13 Отбываю - хорошо оснащенный дом, -
Везя богам жертвоприношения -
Не напился ли я сомы?

X, 48. Самовосхваление Индры

Гимны самовосхваления встречаются только в мандале X. Они представляют собой монологическую речь прославляющего себя божества, которое, по анукрамани, считается автором гимна. Формальный признак этого жанра - местоимение 1 л. ед. ч. aham, которое начинает гимн и большинство его стихов (иногда это бывает какая-либо другая падежная форма этого местоимения). В мандале X таких гимнов немного: 48-49 (тема - Индра), 119 (бог, напившийся Сомы), 125 (богиня Речи - Вач), 159 (женщина, подчинившая себе своего мужа).
2b…коров из змея - Поскольку речь идет о Трите, Гельднер предполагает, что имеется в виду змей Вишварупа, сын Тваштара. В X, 8, 8 говорится, что посланный Индрой Трита убил трехглавого сына Тваштара и выпустил коров, а в X, 99, 6 покорение Вишварупы приписывается непосредственно Индре. Вишварупа проглотил коров, а Индра, убив змея, таким образом, породил коров.
Мифологические персонажи, чьи имена упоминаются в этом стихе, выступают здесь как первые жертвователи сомы.
7d Что же надо мной насмехаются (kim ma nindanti catravo nindrah) - Этот комплекс неполноценности действительно кое-где проскальзывает в РВ у самого грозного бога, главы пантеона Индры (ср., например, X, 27, 6, где та же лексика: anindra - adj. без Индры, nind - насмехаться).

1 Я был первым господином добра.
Я завоевываю богатство постоянно.
Меня призывают (роды людские), как дети - отца.
Я наделяю едой почитающего (меня).

2 Я, Индра, - (защитный) вал, грудь Атхарвана.
Для Триты я породил коров из змея.
Я забрал мужскую силу у дасью,
Желая подарить (их) стада Дадхьянчу, Матаришвану.

3 Мне Тваштар выковал железную дубину,
Ко мне боги обратили (свою) волю.
Мой вид ослепительней, чем у солнца.
Меня уважают за то, что сделано и что будет сделано.

4 Это богатство из коров и коней, скот,
Дающий изобилие, золотой (я захватил одним) выстрелом.
Много тысяч я повергаю ниц для почитающего (меня),
Когда меня опьянили соки сомы, сопровождаемые восхвалениями.

5 Я, Индра, никогда не проигрывал ставки,
(И) ни разу не попадался смерти.
Выжимая сому, просите меня о добре!
В дружбе со мной вы, Пуру, не потерпите вреда.

6 Я (разогнал) подвое этих сопящих,
Что заставили Индру (поднять) ваджру для битвы.
Вызывающих (на бой) я сразил одним ударом,
Говоря твердо, несгибаемый с согнувшимися.

7 Вот я один победитель против одного,
Против двоих. Что же трое (мне) сделают?
Я много смолочу, как снопы на гумне.
Что же надо мной насмехаются враги, не знающие Индры?

Знаменитое опьянение

3 Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому,
Он напился (сомы), выжатого в трех сосудах.
Щедрый схватил метательный снаряд - ваджру.
Он убил его, перворожденного из змеев.  

АВ II. 5. К Индре
 
Стихи 5-7=РВ I,32,1-3
2а-с...как достойный ликования navyo na...как с неба...diva na...как свет svar na
3b...убил...словно яти vrtram yo jaghana yatir na - Яти - название рода жрецов, упоминаемых в РВ обычно наряду с Бхригу и связанных с мифологическим циклом Индры
4d...со своими союзниками svayugbhir

1 Индра, радуйся, мчись вперед,
Приезжай, о герой, на двух буланых конях!
Напивайся здесь, о думающий о выжатом (соме),
Любящий сладость, довольный опьянением!

2 Индра, наполни живот - как достойный ликования -
Сладостью - как с неба -
На тебя нашло - как свет -
Знаменитое опьянение этим сомой.

3 Индра, покоритель сильных, друг,
(Тот), кто убил Вритру, словно Яти,
Он проломил Валу, словно Бхригу,
Он одолел врагов в опьянении сомой.

4 Пусть войдут в тебя выжатые (соки), о Индра!
Наполни живот! Действуй, о могучий! Приди к нам (в ответ) на молитву!
Услышь (мой) призыв! Наслаждайся моими песнями, о Индра!
Опьяняйся здесь со своими союзниками на великую радость!

5 Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить,
Те первые, что совершил громовержец.
Он убил змея, он просверлил (русла) вод,
Он рассек недра гор.

6 Он убил змея, покоившегося на горе.
Тваштар ему выточил шумную дубину.
Как мычащие коровы, устремившиеся (к телятам),
Прямо к морю сбегают воды.

7 Разъяренный как бык, он выбрал себе сому,
Он напился (сомы), выжатого в трех сосудах.
Щедрый схватил метательный снаряд-ваджру.
Он убил его, перворожденного из змеев.
 
Велимир Хлебников - Еще раз, еще раз

7 Вот я один победитель против одного,
Против двоих. Что же трое (мне) сделают?
Я много смолочу, как снопы на гумне.
Что же надо мной насмехаются враги, не знающие Индры?

Словосочетание еще раз входит в молитвенно-заговорные формулы русского духовного фольклора, например, еще раз, моя питомая, прикоснусь к тебе головушкой (из. сб. А.Н. Соболева - Обряд прощания с землей перед исповедью, заговоры и духовные стихи, Владимир, 1914), отмеченного в рабочих записях Хлебникова 1922)

Еще раз, еще раз!
Я для вас звезда!
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи и звезды:
Он разобьется о камни и подводные мели.
Горе и вам,
Взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни!
И камни будут надсмехаться
Над вами, как вы надсмехались
Надо мной.
1922

Русские десять лет
Меня побивали каменьями.
И все-таки я подымаюсь, встаю,
Как каменный хобот слона.
Я точно дерево дрожу под времени листьями
Я смотрю на вас глазами в упор,
И глаза мои струят одно только слово.
Из глаз моих на вас льется прямо звездный ужас.
Жестокий поединок.
И я встаю, как призрак из пены.
Я для вас звезда.
Даже когда вы украли мои штаны
Или платок,
И мне нечем сморкаться, - не надо смеяться.
Я жесток, как звезда
Века, столетий.
Двойку бури и кол подводного камня
Ставит она моряку за незнание,
За ошибку в задаче, за ленивую помощь
Найти верный угол
Бега по полю морей
И сверкнувшего сверху луча.
Блеснувшее выстрелом чело,
Я далек и велик и неподвижен.
Я буду жестоким, не умирая.
А умерев, буду качаться на волнах зарницей,
Пока не узнаете,
Что отвращая лик парусов
От укора слабого взгляда луча,
Вы, направя грудь парусов
На подводные камни,
Сами летите разбиться
Всем судном могучим.
Чем судно громаднее,
Тем тяжелее звезда.
1922
Велимир Хлебников. Собрание сочинений в 6т. Под общ. редакцией Р.В. Дуганова. Т.2., М., 2000. с.399

В системе взглядов ведийских ариев боги были противопоставлены людям, но при этом между двумя классами имелись многочисленные точки соприкосновения. Так, существовали боги-посредники между двумя мирами: Агни и Сома. Агни - бог огня во всех его проявлениях (от солнца на небе до огня жертвенного костра или домашнего очага) - рассматривался в одной из своих функций как божественный жрец - хотар (hotar - имя деятеля от глагола hu - совершать жертвенное возлияние). В него совершали жертвенное возлияние, и языками своего пламени, от которых поднимался дым на небо, он передавал жертву богам. Его называли знающим путь, вестником, просили поместить жертву среди богов и с помощью этой жертвы добыть людям награду.
Иной была посредническая функция Сомы. Реально это был сок галюциногенного действия, выжимание и приготовление которого - а из него готовили амриту - напиток бессмертия богов - составляло один из основных ритуалов в РВ. Боги РВ вообще мало антропоморфны (из трех основных богов: Индры, Агни, Сомы, антропоморфен собственно только Индра), Сома же представляет собой деифицированныи сок священного растения (его называют царем растений), и в большинстве контекстов бывает весьма трудно провести различие между соком и богом (наиболее очевидный контекст, где речь идет о боге, - это свадебный гимн X, 85, в котором Сома выступает как жених Сурьи, дочери Солнца - мифологический прообраз свадьбы).
В соответствии с представлениями ведийцев, Сома совершал кругооборот между землей и небом, поддерживая тем самым функционирование закона рита. Жрецы в тщательно разработанном ритуале (вокруг него сконцентрирована вся поэзия мандалы IX, связанная с Сомой Паваманой, т.е. Сомой очищающимся, выжимали сок, пропускали его через цедилку (центральный момент ритуала - очищение), смешивали с добавлением (водой, молоком и проч.) и приносили в жертву богам, т.е. выливали в костер, сами предварительно вкусив его. Агни передавал его на небо, где амриту вкушали боги, прежде всего Индра, который в опьянении Сомой совершал свои космогонические подвиги. Сома же с неба возвращался на землю в виде дождя. В РВ в ряде контекстов его называют дождем, или говорится, что он вызывает дождь, что его отец Парджанья - бог дождя, или что его посылают на землю Маруты - групповые боги бури и грозового дождя.
Его посредническая роль отражается и в том, что его называют опорным столбом неба (т.е. он изофункционален мировому древу), богом, у которого сиденье на земле и в воздухе. Из мифа о похищении растения сомы орлом известно, что орел унес его с высокой вершины, в других местах о нем говорится, что он рожден в вышине. С Сомой связаны мистические спекуляции о тайном его источнике на высшем небе. К Соме причастны и боги, и люди. Богам опьянение сомой дает энергию для победы над силами, представляющими Хаос. Людям, т.е. поэтам-жрецам, сома дает силу внутреннего видения, делающим для них доступным прорыв в мир богов, в мир блаженства и обостряет в них поэтический дар. К соме причастны также питары, умершие предки, которым совершается соответствующее поминальное жертвенное возлияние - Т.Я. Елизаренкова. Мир идей ариев Ригведы

А одеiмо од домы сва а тецехом до врзi абехом вЪдяшете iмо о руськ меча

В РВ существует около десятка слов, которые обозначают понятие Дом. Для одних это значение дается в словарях как основное, для других как периферийное. В последнем случае обычно комбинируются значения: дом и его обитатели, т.е. семья, род; или же место обитания и дом; или место отдыха и дом.
В качестве основного значения понятие дома передают следующие существительные dam, dama, grha, durona, durya-duria…
Существительные, для которых дом является основным значением, обладают в РВ некоторыми семантическими и формальными особенностями, объединяющими их в специфическую группу.
Эти существительные никогда не определяются качественными прилагательными. При этом известно, что для стиля PB характерны многочисленные эпитеты, определяющие существительные и образующие иногда длинные цепочки. Колесница, например определяется десятками эпитетов: aсu - быстрая, сitra - сверкающая, brhat- высокая и др. При названия же дома в PB встречается только один эпитет sva - свой, собственный, что не может не привлечь внимание…
Слово Dam, будучи корневым существительным, принадлежит к самому древнему слою имен (c.19-21)
Т.Я. Елизаренкова. Слова и вещи в Ригведе - 1.75 Мегабайт
http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=3&rowstart=210

Деды и Бабы

Восеньскiя Дзяды
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1165.htm
Волосыни
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_915.htm

Наиболее заметными явлениями недели станут: сближение Луны с Плеядами и максимум блеска переменной звезды R Гидры, видимой невооруженным глазом…4 ноября, ночь - Луна (Ф= 0,98) близ звездного скопления Плеяды
http://www.astronet.ru/db/msg/1236743

Ту чювеi потомiце Слва тая а држi средьце све о Русе яква iе а пшебенде наше Земе А тую iмемох бранiте от врзi а умрете за нь яко ден умiра без Суне Сура не по то iжь iе темень iа iмяiме вещерь А умiра вещерь а iе нощь В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва а в Зорiе седава до Врат Тамо ждехом све спЪва защате а Влеса слвiте од вЪк до век i Хрмiну iу яква блестще огнема многа а ства Ягнiце чста Дощ.8(2)
 
Древность соответствующего названия Плеяд в славянском, а, возможно, и в балтийском, подтверждается финно-волжским заимствованием, ср. мордовское название Плеяд - Веле - Плеяды, рой, деревня - наряду с Сисэм-дэшт - семь звезд; на Веле живет Нишке-пас в стеклянном дворце (Потанин, 1883, с.730) - с.52
…Расхождение между весенней датой славянского поминовения мертвых - (в начале весеннего цикла) и осенней балтийского (в конце осеннего цикла) объясняется, вероятно, так же, как и другие подобные различия: разные традиции отдают предпочтение одному из двух возможных сезонных праздников. Впрочем, и в восточнославянской традиции, и в западнославянской есть наряду с весенним обрядом поминовения мертвых (весенняя радуница или Пасха усопших) и осенний обряд - костромская Дедова неделя (ср. На Дедовской неделе родители отдохнут), осенняя Дмитриева суббота, пользовавшаяся особым почитанием по сравнению с другими родительскими днями, белорусские прикладины, когда могилы 6-го ноября укладывали дерном, Деды или Большие осенины в Белоруссии. В дни, примыкавшие к поминальному дню, иначе задушнему, близ кладбища ставились блюда с кушаньями и напитки, вызывались души для яства и питья, зажигались вино и лен: вызывают души покойников, зажигая вино и лен; по цвету пламени судят о явлении душ, призываемых следующими словами: Чего потребуешь, душечка, чтобы попасть в небо? Не хочешь яства и питья, оставь нас в покое (Гоголь, IX, с.426, см. там же, с.425, сравнение с литовским осенним родительским праздником). - с.69
Вячеслав Иванов, Владимир Топоров. Исследования в области славянских древностей. М., Наука, 1974
http://www.bookshunt.ru/books/issledovaniya_v_oblasti_slavyanskih_drevnostej

Вот из Дощ.8(2):
Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва
Вот сегодняшние астрономические наблюдения (в крупных городах России и не только):
Наиболее заметными явлениями недели станут: сближение Луны с Плеядами  
Вот сообщение Потанина:
Древность соответствующего названия Плеяд в славянском, а, возможно, и в балтийском, подтверждается финно-волжским заимствованием, ср. мордовское название Плеяд - Веле - Плеяды, рой, деревня - наряду с Сисэм-дэшт - семь звезд; на Веле живет Нишке-пас в стеклянном дворце (Потанин, 1883, с.730)

Велес чесався и волосья разбросал

Плеяды (скопление, не выделенное в отдельное созвездие) - Стожары, Решето, Улей, Лапоть, Курочка, Квочка, Гнездо, Волосыни, ВолосоЖары, ВласоЖелищи, Бабы, Семизвездочка, Семь Сестер
В эпоху, когда главным созвездием зодиака был Телец (к которому входит Волосожар; IV-II тыс. до н.э.), на Поднепровъе главным богом был небесный бык - Волос, или Тур (именно слово Волосожар означает небо Волоса). В известном древнегреческом мифе о похищении Европы Зевс под видом быка похитил дочку царя финикийца Атенора и перенес ее на остров Крит. Можно сделать вывод, что это было в IV-IIІ тыс. до н.э., когда главным божеством был небесный бык Телец (Волос)...Волос (Тур), а по-латински Taurus и скопление Плеяд (Стожары, Баба, Курица) - самые древние созвездия из известных первобытным народам. В астрономии Гесиода Плеяды (Квочка, Баба) разделяют год на две части: когда они впервые всходят утром - начало лета, а когда утром заходят - начало зимы (вот откуда название бабье лето)
О.П. Знойко. Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси
Как у нас уцелело предание о душах трех ведьм, которые горят на небе девичьими зорями ( = звездами), так у хорватов есть подобное же предание о созвездии Плеяд (Blasice, Волосожары, Бабье созвездие): там, говорят, обитают семь вил; давно, при начале света, ходили эти вилы по земле, пели и водили хороводы, а потом покинули зеленый мир и водворились на звездах плеяд, где доныне каждую ночь водят коло
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу Том 3. Души усопших
 
Деды, диды, дзяды (белорус, и польск.), в славянской мифологии духи предков. У восточных и западных славян особый обряд почитания Д. совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, по поверью, умершие родители отдыхали); в жертву покойникам приносилась пища. Души умерших приглашали на угощение в дом: Деду, иди до обеду! Д. посвящалась первая ложка или первый стакан: его могли выливать под стол или ставить за окно, через которое влетали меньшие Д., тогда как большие входили через дверь. Во время белорусского обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая магическое окуривание; эта часть ритуала совпадает с карпатским обычаем жечь деда, т.е. греть покойника. Пищу, как и в других связанных с именем Белеса и Велеса славянских и балтских обрядах поминовения и кормления мёртвых, первоначально относили также на кладбище. Д. могли изображать в виде антропоморфных болванов с лучиной. К помощи Д. обращались при обряде выбора места для жилища (ср. Домовой). В Белоруссии Д. называют Ставрусскими, связывая их с преданием о Ставре и Гавре, собаках древнего языческого князя Боя. Бой приказал воздавать почести этим собакам, как своим приближённым, а после их смерти ввёл особые дни почитания, когда к месту, где были зарыты собаки, приносили пищу и питьё; пиршества продолжались до ночи, причём собак называли по именам. По поверью, отсюда берут начало Ставрусские Д. Миф о двух собаках и некоторые детали обряда имеют широкие индоевропейские и типологические параллели и могут восходить к глубокой древности (ср. Иран. фравашей и др.). Во время майских обрядов в Польше Д. предвещали девушке близкое замужество. Упоминание в болгарских ритуальных играх персонажа со сходным названием позволяет считать наименование Д. общеславянским. Мифологический словарь. В.В. Иванов, В.Н. Топоров
 
АВ V. 24. К разным богам как к верховным владыкам

Заговор обращен к разным богам и к отцам - умершим предкам с просьбой помочь в осуществлении различных обрядов. Его стихи построены по одной схеме: сначала названо божество и его сфера действия (ее нет у отцов в трех последних стихах), затем следует длинный рефрен с перечислением всех ритуальных действий и благочестивых замыслов, для которых ожидается помощь.
12 - Отец Марутов - Таковым является грозный бог Рудра, имя которого здесь рассматривается как табу
14...отцов pitrnam - Отцы (pitarah- также в стихе 15) - умершие предки, которые живут на высшем небе, пируют вместе с Ямой и получают жертвоприношения от потомков
16 Отцы ближние tata avare...- Здесь, как и в стихе 17, отцы обозначены словом из детского языка tata-; ср. русское тятя. Не случайно, что так названы ближние отцы, которых видимо, еще помнят
17 Отцы, деды tatas tatamahas...- Общепринята эмендация текста на tatas

1 Савитар(-побудитель) - верховный владыка побуждений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

2 Агни - верховный владыка лесных деревьев. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

3 Небо-и-Земля - двое верховных владык-дарителей. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

4 Варуна - верховный владыка вод. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

5 Митра-и-Варуна - двое верховных владык-дождя. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

6 Маруты - верховные владыки гор. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

7 Сома - верховный владыка растений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

8 Ваю - верховный владыка воздушного пространства. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

9 Сурья - верховный владыка взглядов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

10 Луна - верховный владыка созвездий. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

11 Индра - верховный владыка неба. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

12 Отец Марутов - верховный владыка скота. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

13 Смерть - верховный владыка существ. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

14 Яма - верховный владыка отцов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

15 Отцы дальние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

16 Отцы ближние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

17 Отцы, деды - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

белорусские прикладины, когда могилы 6-го ноября укладывали дерном, Деды или Большие осенины в Белоруссии

Плеяды - Велiсазар, Валасажар, Волосозар, Волоцозар, Волосары, Волосузар, Цары-волосары, Валосны, Полосозар, Вiсы (а)жар, Вiсожары, Валоскi, Бабы, Сiцо, Сiтко, Сiтцо(а),Сiцца, Сiтцы, Сiцячко, Рашотка, Рэшата, Рашато, Рэшатнi, Гняздо, Кучкi, Стажар, Стажэрка, Курочка, Курачке, Сямiзвёздачка. Звёздное скопление Плеяды один из самых красивых объектов на звёздном небе. Его изображения можно найти на различных древних предметах быта, амулетах и настенных росписях по всему свету. Велiсазар (Валасажар, Волосузар и др.) - одно из многочисленных названий Плеяд у белорусов. Связано оно с языческим богом славян Велесом, который дарует богатство и является богом колдовства и хозяином подземного царства (в хрестианском смысле - ад). Вероятно, это название пошло от более раннего Власежелище (т.е. место, где жил Велес, сама преисподняя или вход в неё). Однако с приходом христианства название и смысл начали меняться, потомучто хрестиане, как известно, делали всё, чтобы уничтожить язычество и особенно всё то, что связано с Велесом, - его хрестианский аналог был близок к Дьяволу. Так, на протяжении долгого времени в название Власежилище-Власежарище-Власажар-Валасажар осталось только его имя (Велес), которое асацыировалось в народе с волосами - Велес чесався и волосья разбросал, а не с местом, где он жил, как это было изначально. Однако другие названия всё же сохранили связь с первоначальной.
Ещё одно название Плеяд - Вiсажар - видно происходит от старорусского слова вiсс (вiсса, вiссон, вiссос) - название растения, экстрактом которого окрашивали ткань: льняная ткань, окрашенная им; и вообще одежда с такой ткани считалась ценной, самой тонкой и мягкой. Вероятно, раньше связывали красоту Плеяд, которые воссходили на рассвете, с этой великолепнейшей тканью (скопление часто наблюдалось до насупления рассвета): Уставай малацiць, ужо скора дзень будзiць: Вiсыжар на небе сусiм зайшоy -. А вот - одна из песен, в которой говорится о Плеядах (ключы - Плеяды, пагубляла - исчезли в дневном свете):
А пара нам дамоy iсцi,
Пагубляла зара ключы
Каля постуцi iдучы.
- А хто ж мае ключы знойдзiць,
Той жа y восень замуж пойдзець,
А дзяyчынка йшла i ключыкi знайшла
I yвосень замуж пайшла.  
В метафорическом смысле это название могло соотноситься с одеждой Бога: Седяше же на престоле том господь мой Иисус Христос в висосе блещащимся в багряници, пущающе заря-.
Бабы. Бабой, кроме часто встречающихся значений этого слова (старая женщина, бабушка, жена), белорусы называют также колдунью или повитуху. Это же название скопления есть и в словаре древне-русского языка И. Срезневского. Возможно, оно связано с представлением о душах ведьм, которые отправились к Велесу. Скорее всего, молочные ведьмы, или коровницы, - одни из их вероятных прообразов, потому что своё колдовство осуществляли до восхода солнца и чаще всего на святого Юрия - праздник, который тесно связан с Плеядами. Кроме того, иногда они превращались в различных животных, среди которых была и курица, а Курочка или Курачке - также название Плеяд. У хорватов сохранилась легенда, буд-то бы на Плеядах живут семь вил: давно, при начале света, ходили эти вилы по земле, пели и водили хороводы, а потом покинули земной мир и водворились на звёздах Плеяд, где и доныне каждую ночь водят коло. Как мы видим, они отправились на тот свет, и непосредственно на Плеяды, т.е. в то место, где жил Велес (Власежилище), в его подземное царство. Возможно, с этим названием связаны предыдущие (Валоскi, Валосны), которые, вероятно, являются формой древнерусского названия Валасынi. Некоторые учёные считают, что эти ведьмы - жёны Велеса, и неудивительно, если учитывать, что Велес был и богом колдовства. Название это есть в следующей белорусской песни (гара - небо):
У нас маслены дзень,
На гары бабы сядзелi,
Кулаком зямлю пабiлi,
Аб нявестках судзiлi.  
Эта песня исполнялась во время Масленицы, древнего праздника славян, который справляли на 8-ой перед пасхальной неделе, и некоторые исследователи утверждают, что он был посвящён почитанию Велесу. Главная цель обрядов - проводы зимы, празднование приближения весны, обеспечение богатого уражая, а также почитание тех, кто оженился, и осуждение молодых людей, которые достигли брачного возраста, но не создали семьи. И вот что интересно: четверг праздничной недели, который выделялся особенным разгулам и уступал только запускам (последний день праздника), называли Валоскi (Волосся, Уласкi, Аyлассе) - так, как и звёздное скопление. Если вспомнить выше изложенную легенду про вил и учесть, что вилами называли души невест, умерших после обручения, можно допустить существование определённой связи между ними и праздником, ведь главными субъектами праздничных гуляний была замужняя женщина.
Также бабой (бабкой) называли укладку снопов на поле, поэтому это название можно отнести к названию Кучки.
Сiца, Рэшата  и др. Известно, что Плеяды - место, где - анёлы адсеiваюць праведныя душы ад грэшных -. И снова просматривается определённая связь между Власежелищем и данными названиями. Больше того, в Словакии есть гора Ситна, где находится вход в ад, а слова ситна и сита - одного корня.
Также эти названия были связаны с сельскохозяйственным праздником Дажынки. Вот одна из песен, которую поют во время него:
На гарэ святлела,
Казлова барада гарэла,
- Iдiтя хлопчыкi, гасiтя,
Рэшатамi ваду насiтя.  
Во-первых, бородкой, или Николиной бородкой, называли небольшой кустик жита, который оставляли по окончанию полевых работ. В песни поётся казлова бародка, с учётом того, что козёл был символом Велеса, можно предположить, что этот кустик оставляли специально для него. Во-вторых, в песни говорится на гарэ святлела, т.е. событие происходит на рассвете, как раз в то время, когда Плеяды начинают исчезать в свете зари. И последенее: в песни зазывают ребят, чтобы те решетами воду носили - вызывали дождь - подобны обряд совершается и на праздник весеннего Юрия, который тесно связан с Плеядами.
Кучкамi называют несколько (десять) снопов. Видно, раньше представляли, что на небе, там, где горят эти звёзды, находятся снопы, и сравнивали их с земными:
Часты густы зоры на небе -
Часцей, гусцей снапы y полi.
Як на небе высок месяц -
Так за iмi вышэй копы.  
Это название связано с другой - Стажар (Стажэрка). Так называли жердь для опоры, которая ставилась в середине стога.
Гняздо. Кроме птичьего жилья, гнездом называют внутреннюю часть рамочного улея, куда вставляют рамки (решётки): в нём пчёлы и зимуют. Например, русские названия скопления - Улей, Ось Гнездо. По всей видимости, это название также связано с Власежелищем (пчёлы как символ богатства и достатка принадлежали Велесу). Например, в сказке Бог i Адiявал (Дэман - Велес) говорится: Завёв Дэман сад сабе i завёв пчол, i yвознав Господзь i прiшов к Дэману: дай ты мне тры пчалы толькi!.. У пчёл и у человека, по представлениям белоруссов, один дух: На яе (пчалу) ня можна казаць, як на скацiну, - здохла, а трэба казаць умерла. Бо y яе i y галуба, i y чалавека адзiн дух (сказка Пчала i галуб). Как известно, восточные славяне считали, что души умерших на зиму отправляются на тот свет, а весной, когда вся природа просыпается, возвращаются на землю. Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.). Уже в XVIIст. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скатину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св.Юрия, с утра там же заходят. По восходу и заходу Плеяд определяли начало и окончание сельскохозяйственных работ.
Ты, пчолка ярая,
Ты вылець з-за мора,
Ты вынесi ключыкi,
Ключыкi залатыя,          
Таким образом, Гнездо с пчёлами сравнивали с подземным царством Велеса (Власежелище) и душами, которые зимой в нём живут, а весной возвращаются на землю.
Название Сямiзвёздачка, скорее всего просто связана с количеством звёзд в скоплении, которые можно увидить невооружённым глазом.
Кроме определения начала годовых праздников, по этому скоплению узнавали и астрономическое время: Даyней, як пралi чуць не да ранiцы, казалi: ужо Валасажар на поyднi - трэба спаць лажыцца-, Велiсазар ужо на поyднi - пара iсцi малацiць- или Звечара Сiтца падоймiцца, а пад ранiцу знiжаецца-.
Авилин Тимофей Вячеславович. Белорусские названия созвездий II: Плеяды
http://www.astronet.ru/db/msg/1199717/rindex.html

Осенняя родительская

Почти повсюду погребенье считалось как бы законным и должным сочетаньем человека с землею, его матерью и кормилицею. А поминовенье усопших полагалось в обязанность живущим. По верованью римлян, согласно с этрусским ученьем, тени являлись на земле троекратно в году - в конце августа, в начале октября и ноября. Дни этого таинственного сообщения мертвых с живы(ми) почитались священными и вместе черными. Тогда не предпринимали никаких важных дел. В это время римляне совершали таинственные обряды, мало нам известные. Это был род праздни(ка) всех душ, празднуемого католиками и совпадающего с русскою осеннею Родительскою, которая предпочтительно пред прочими Родительскими празднуется народом. Римляне творили заупокойные пиры как жертвы теням. Вино, мед, масло, яицы, плоды и цветы приносились на гробницы. Древние евреи иждивали хлебы свои при гробе праведных, преломляли в стенании хлеб на гробе родителей и вкушали чашу утешения. В Литве в одно время с нашей осенней Родительской празднуются Осенины, Большие осенины, Дедины. Праздник Деды или Праотцы (Dziady) ведет свое начало от языческих времен.
В Белоруссии около так называемого поминального дня (задушнего дня) простолюдины заказыва(ют) обедню, собираются всем семейством в церковь, раздают милостыню бедным и потом отправляются на кладбище, где с полчаса все громко рыдают над могилами своих родственников, наконец возвращаются домой и вечером начинают поминать усопших: тайком готовится пир в какой-нибудь часовне или в пустом доме близ кладбища; ставят блюда с кушаньем, напитки, овощи; вызывают души покойников, зажигая вино и лен; по цвету пламени судят о явлении душ, призываемых следующ(ими) словами: Чего потребуешь, душечка, чтоб попасть в небо? Не хочешь яства и питья, оставь нас в покое, а если не послушаешь просьбы, то во имя отца и сына и св. духа! видишь господский крест, акыш! - Простой народ уверен, что такое угощение и песни доставляют отраду душам, находящимся в чистилище, и что покойники внушают за это какую-нибудь добрую и полезную мысль или дают совет. Где поблизости нет кладбища, там пир учреждается в доме. По окончании этого стола хозяин берет утиральник и один конец его вывешивает за окно, а на другом ставит рюмку или стакан воды и кладет по частице от всех кушаньев, приготовленных для покойников. К утру говорят, будто все пропадает, что же и остается, то раздают нищим. Вместе с Дедами или Большими осенинами в Минской и в смежн(ых) губер(ниях) отправляют 6-го ноября прикладины, то есть обкладыванье могил дерном. Малые или меньшие осенины празднуются в госпожку.
В православной церкви считается семь вселенских панихид: 1-я в пяток вечера пред постом Филиповым, 2-я в субботу пред Рождеством Христовым, 3-я в мясопустную неделю, 4-я марта пятнадцатого числа, 5-я в субботу пред сошеств(ием) св. духа, 6-я в субботу пред Петровым днем и 7-я в субботу пред успеньем богородицы. Но главные поминки - чествуемые народом в Радуницу или Пасху усопших, в Троицкую субботу, в Дмитровскую субботу и в Покровскую субботу. В церковном уставе 1668 года предписывается 1 октября посылать на убогие домы архимандритов и прочее духовенство для совершения общей панихиды. Народ и на весеннюю Радуницу и на осеннюю Дмитровскую плачет слезно. В Нерехте доселе ведется поговорка о плачущем неутешно: Расплакался как усопшая радуница! - Дмитриевой слывет суббота от Дмитрия Солунского, празднуем(ого) 26 октября, или от великого князя Димитрия Донского в поминовение Куликовского побоища, или, вероятнее, от того и другого вместе. В Костром(ской) и в смежн(ных) губерн(иях) она называется Дедовою. Когда бывает там на эту родительскую оттепель на раннем зазимье, тогда обыкновенно говорится: На Дедовской неделе родители отдохнут. Сия суббота поминовенья учреждена в то самое время, когда уже существовали в северной России Скудельницы или убогие домы и общее на них поминовенье весною и осенью. Дмитриевская Родительская суббота больше уважается простым народом, чем другие Родительские; она сопровождается большею торжественностью, чем прочие, по удобству времени, по изобилию в эту пору продовольствия и по извечному обычаю. К этому дню, как будто к годовому празднику, поселяне пекут пироги, блины, а в Смоленской губер(нии) резни (тонкие из теста угловатые или клиноватые лепешки), готовят кутью или канун, кисель с сытою и молоком, брагу или пиво. После панихид оделяют священников и причетников блинами и пирогами, так что это обильное угощение вошло в народную пословицу: Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. Во время этих поминовений считается неприличным предпринимать какие-нибудь важные дела. Время между Казанскою и Дмитровым днем или осеннею Родительскою доселе считается (между простолюдьем) неблагоприятным для свадьб.
Осенняя родительская. Из заметок Н.В. Гоголя по этнографии и фольклору (1849)   
http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps9/ps9-425-.htm

Человек живет на - белом свете - с его предельной скоростью 300 000 километров и мечтает о - том свете - со скоростью большей скорости света. В. Хлебников. Наша основа. 1919 (Виктор Владимирович Хлебников родился в семье ученого-биолога 28 октября (9 ноября) 1885 года, в селе Малые Дербеты, бывшей Астраханской губернии. В 1903-1911 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета).
...Условимся обозначать скорость передачи сигналов символами V, а скорость света символом c. Согласно теории относительности никакое материальное тело и никакая волна не могут двигаться со скоростью больше скорости света c. Поэтому сверхсветовая связь, V > c, не может быть связана с переносом энергии на расстояние, т.е. она должна иметь совершенно иную природу. Допустим, тем не менее, что передача сигналов со сверхсветовой скоростью возможна, и рассмотрим, к каким последствиям приводит это допущение. Для простоты ограничимся случаем одномерного распространения сигналов, и тогда мы можем ввести в рассмотрение время t и координату x, вдоль которой этот сигнал распространяется. Пусть сигнал испущен из точки x = 0 в момент t = 0. Тогда в последующие моменты времени координата x будет равна x = Vt. При V > 0 сигнал распространяется вправо, а при V < 0 - влево. Зададимся вопросом, что увидит наблюдатель, движущийся со скоростью v? Для этого перейдем в систему координат этого наблюдателя и вместе с ним посмотрим на внешний мир...Б.Б. Кадомцев. Динамика и информация. 45. Сверхсветовая коммуникация (Борис Борисович Кадомцев родился 9 ноября, 1928, Пенза - физик. Директор Института ядерного синтеза Российского научного центра Курчатовский институт с 1973г. Академик АН СССР 1970. Труды по физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_986.htm

ПушанМълiхом Влеса Оiце наше Да потягне в небi комнощь Суражоув А да внiде на ны Сурi вЪшатi злотi Колове въртеще То бо Суньце наше iже святяi на домове наша i пред Онь лiк блiед есь лiк огнiщ домацен Сему БгуОгнiкуСьмурьглЪ рцемо показатiсе а восташетiсе небесi а се взетi ож до мудра свЪта...нарцемо Му iмеiе ОгнеБъже а iдемосе трудiтi ак i вск ден мъленiа утврша тЪлесы Ядымо а iдемо до поле нашi труддятiсе яко Бъзi велЪша вску мужу iже чiнен есъ трудiтсеся на хлЪб свуi ДажБове внуцi сте любiмiчi Бъжьскi А Бъзiско рорала вы тако деснiце дьржащi Воспоемо Слву Суражiу а такожде мыслiхом до вчерЪ а пентократо слвiхом Бзi ве дене Пiiмо бо сурiцу в знак благъстi а обцностще со Бзi кii бо суте во Сврзiе тако бо пюут за щасте нь...Воспоемо Славу Суражiу а те комонь злат Суражiщiев скакщет в небесi Дому iдяхом потрудьщеся тамо огiнь утворджiхом а ядяхом покоръм наш Рцемо якова есте ласкоще Божьска до ны а отыдемо к сну Ден оубо прiде а теме не ясть iе...Такоже дадехом десету ОцЪм нашiм а сенту на власве...А тако пребухомо Слвнi якоже Слвiм Бъзi наше а мълiхомся з телесы омовленi водоу щiстоу
Влескнига. Дощ.За
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm
Как известно, восточные славяне считали, что души умерших на зиму отправляются на тот свет, а весной, когда вся природа просыпается, возвращаются на землю. Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.). Уже в XVIIст. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скатину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св.Юрия, с утра там же заходят. По восходу и заходу Плеяд определяли начало и окончание сельскохозяйственных работ.
Авилин Тимофей Вячеславович. Белорусские названия созвездий II: Плеяды
http://www.astronet.ru/db/msg/1199717/rindex.html
Семиярило - так же, как Семислав, Семикраса, Семирозум. Семиярило - Сварожич, Солнце с зодиакальной характеристикой, показано семиэлементным символом. Это Солнце, которое проходит 7 зодиакальных созвездий за трудовую половину года (весенне-осеннее полугодие) в календарях первобытных народов
О.П. Знойко. Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_168.htm
Вторая половина слова Симаирьгла, Семаергла - ирьгла, ергла, - в ирьглЪ, или ерглЪ мы видим Ярила, Ярило...Можно думать, что Ярило потому носил название Семаергла, что он подобно Руевиту (Яровиту), богу войны балтийских славян, изображался с семью головами под одним черепом...Самый Ярило под именем Семаергла является каким то космическим богом, олицетворяющим в себе все силы природы, а потому Семаергла отмечает собою период самого высшего развития культа Ярила
Полный церковнославянский словарь (Григорий Дьяченко)
http://www.slavdict.narod.ru/_0598.htm
http://www.slavdict.narod.ru/index.htm
Рекл еси
Церковно-славянский словарь
http://www.zakonbozhiy.ru/Spravochnik/Slovar

А то соуте ТреГлвы обща

А ту бо о сва ОгнеБг Семьорегельi овщi а яро брзо роздено ощiстъСреди мотивов русской народной вышивки северные круги или, как их еще называют местные жители, месяцы, ни разу не привлекали к себе внимания исследователей. Между тем их содержание представляет большой интерес как для этнографов, так и для всех специалистов, исследующих народный быт. Настоящая публикация является первой попыткой прочитать каргопольские народные вышивки - месяцы - как земледельческий календарь данной местности, основанный на устном земледельческом месяцеслове.
Круги - месяцы в Каргополье можно встретить на концах старых полотенец, подзорах, называемых здесь подвесами, и передниках. Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи бурого (бордового) цвета чаще бумажными нитками, тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах по три - семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
Круг состоит из цветка - солнышка и описанного вокруг него незамкнутого кольца - месяца, от которого, надо полагать, узор и получил свое название. Лепестки в солнышке чередуются с веточками. На каждой из них вышито по четыре пары завитков - кудрей, и только на одной - нечетное число (три, чаще пять). В сердцевине солнышка - крест с загнутыми концами (заюшка) или, что значительно реже, лунница. Над верхним лепестком вышит круг (иногда неполный) с лучами, направленными внутрь, со спиралью или кружком в центре. Нижний же лепесток словно является стеблем цветка. В одних вышивках он опирается на три петельки, в других - на две спирали по-краям и петельку в центре...
Площадь самого незамкнутого кольца - месяца разделена поперечными полосками. На различных вышивках их можно насчитать от 57 до 73. С внешней стороны месяца словно вырастают многочисленные петельки, круги с вписанными в них крестами, спирали и сердцевидные значки, называемые местными жителями кривулинками...
На Иванов день солнце, по поверью, выезжает из своего чертога к  месяцу. Оно пляшет и рассылает по небу огненные лучи. Этот день считается днем брачного союза между солнцем и месяцем (А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.1. М., 1865, с.76,77).  Среди жителей Каргопольского района можно услышать и о несколько иной связи между солнцем и месяцем: их называют еще сестрой и братом (Сообщила А.В. Колпакова (86 лет), дер. Река).
На ряде подвесок-лунниц мы видим все ту же схему креста (солнца) и описанного вокруг него месяца (А.В. Успенская. Нагрудные и поясные привески - Очерки по истории русской деревни - Труды Государственного исторического музея, вып.43, М, 1967, с.100, рис.16(11,12)).
В языческих религиях солнце и месяц почитались покровителями брака (А.А. Потебня. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М. 1865, с.231), и, надо полагать, именно поэтому в доме, где празднуется свадьба, можно еще увидеть на кровати новобрачных подвес, шитый кругами (Сообщил И.А. Белкин (18 лет), дер. Река). Напомним, что в русской свадебной лирике жениха и невесту величают светлый месяц и красно солнышко (Н.П. Колпакова. Лирика русской свадьбы Л., 1973, 298).  князем и княгинею (В.И. Даль. Указ. раб., с.765). В народе так же называют солнце и луну (Там же, с. 922).
На пасху и Ильин день, связанные в народном сознании с празднествами в честь солнца, в Каргополье завивают кудри. Из пресного теста с большим содержанием яиц раскатывается круг - сочень. От краев к центру он надрезается и очень напоминает солнышко на наших вышивках. Сочень опускают в растопленное горячее масло, где он завивается в клубок янтарного цвета (Сообщила Е.В. Попова (65 лет), дер. Калахтино). Златокудрым, витым-кругловитым (Д.Н. Садовников. Указ. раб.,  1936) - называли в народе солнце.
Кудри были тесно связаны и со свадебной обрядностью. Так, на следующий день после свадьбы теща привозила зятю хлибины (угощения), и среди них обязательно должны были быть кудри. В с. Тихманьга на буженье после брачной ночи кудри подносили лишь одной молодухе. А в с. Хотенове роженице на кашу наряду с пирогами подавали все те же кудри (Сообщила М.В. Хвалынская).  
Представление о плодородии в народном сознании было тесно связано и с луной - месяцем. Крестьянин верил, что луна влияет на развитие растений (М. Забылин. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия
М., 1880, с.270). Земледелец обращался к молодому месяцу с мольбой об урожае (А.Н. Афанасьев. Указ. раб., с.190). К лунным периодам деревенские жители приурочивали полевые и домашние работы. - Добро сеять в полном месяце, - говорит крестьянин. Верили, что если посеешь в новолуние, хлеб будет скоро расти и зреть, но колос будет не богат зерном. В то же время хлеб, посеянный в полнолуние, хоть и растет медленно и стеблем короток, зато ядрен и обилен зерном (Вятские губернские ведомости, 1852, с.18). Чтобы уродился долгий и волокнистый лен, его сеют в те дни, когда в небе стоит молодой месяц. В каргопольской деревне даже косы девушкам подстригали, лишь когда месяц шел на прибыль. Существовало поверье, что если подстрижешь в другое время, волосы будут плохо расти, посекутся и полезут (Сообщила М.В. Хвалынская).
Изображение месяца вырезали и рисовали на швейках. В дер. Река хозяйки на святки пекли месяцы, и девушки загадывали на них о суженом (Сообщила А.В. Колпакова).
В Ошевенской и Нифонтовской волостях женщины носили также золотые платы с изображением месяца, луны и звезд (Сообщила М.Д. Попова (63 года), дер Река). В других же волостях на таких платах вышивали лишь отдельные солярные мотивы...
69. Конец полотенца69. Конец полотенца. Олонецкая губ., Каргопольский уезд. Начало XXв. Холст, кумач, шелковая лента, цветные льняные и бумажные нити. Вышивка: тамбур 37.5х43. В верхней части - женская фигура с двумя конями по сторонам. В нижней - три крупных стилизованных цветка с двумя птицами-павами над ними. Из коллекции И.П. Работновой (Публикации: Композиция северных русских вышивок. Сб. Трудов НИИХП: Вып.7. М., 1973. с.40) - Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. с.221, Каталожный раздел
месяцеслов вышитый на женском передникеКаргопольский сельскохозяйственный месяцеслов вышитый на женском переднике. Конец XIXв. (Г.П. Дурасов - Каргопольская глиняная игрушка. Ленинград. Художник РСФСР. 1986)
Г.П. Дурасов. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы. Советская этнография, 1978(3)
http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=22&download_id=1644
Г.П. Дурасов - Каргопольская глиняная игрушка. Ленинград. 1986
http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=23&download_id=1589
Г. Дурасов (составит.) - Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. 1990
http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=23&download_id=1343

Овсiена Влiка i Мала    

Мы тебя, Пятницу, Всю осень богату Ждали-дожидали Едва дождалисяВместе с Дедами или Большими осенинами в Минской и в смежн(ых) губер(ниях) отправляют 6-го ноября прикладины, то есть обкладыванье могил дерном. Малые или меньшие осенины празднуются в госпожку...
Осенняя родительская - извлечения Гоголя, также стилистически переработанные, из труда И.М. Снегирева (1793-1868) Русские народные праздники и суеверные обряды, ч.4, М., 1839: гл.8, Осенняя родительская, (с.106-117), 12 Мб
Литовцы в язычестве своем и даже при переходе от него к Христианству, ежегодно, в известную пору, особливо в Октябре, выходили на общественные кладбища и там, принося в жертву подземным богам сыченый мед, молоко и пиво, оканчивали тризну свою такими же пиршествами, какие бывают во время похорон. Сии поминки в Литве, совершаемые почти в одно время с осеннею Родительскою у Великороссиан, назывались Хавтурей, Дедины, или Осенины, большие Осенины, у Латышей Deewa deenos, Божий день, описанные в I выпуске этой книги. В Черной Руси, в Новогрудском и Пружанском уездах, частию в Минской Губернии, частию и в Белоруссии, главнейшим праздником почитаются Деды или Праотцы (Dziady) в честь усопших предков: он ведет свое начало от языческих времен.
По свидетельству Г. Мухлинского, это благоговейное и трогательное торжество прежде называлось в Литве и Белоруссии пиром козла, который был в уважении у некоторых Славянских племен. Здесь первенствовал, в качестве жреца и певца, гусляр (Guslar), у Чехов именуемый Kozlar, вещун, чародей, кудесник...
Вместе с Дедами, или большими Осенинами, в Минской и смежных с нею губерниях, обыкновенно отправляют, 6-го Ноября, Прикладины, т.е. обкладывание могил дерном. Малые, или меньшия Осенины празднуются в Госпожку.
http://www.infanata.org/2007/06/09/russkie_prostonarodnye_prazdniki_i_suevernye_obrjady_18371839.html
http://www.slav.olegern.net/downloads.php?cat_id=4&download_id=983

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001