Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Обрядные песни в окрестностях Збруча
от 21.10.08
  
Выразе



Приближаясь к церкви поют:

94 Ой кони, кони воронии,
Цы чуетеся в силе?
Цы вытягнете нас под гору,
Подь тую крутую,
Подь тую церковь святую?
А в той церкве святий Спас;
Ой попе, попе! батьку наш,
Отвори церковь против нас,
И звенчай, звенчай двое детей з межи нас!

Пришедши к церкви, молодые отдают свои хлебы, как принос венчальной. После венчания, отправляясь назад, свахи и прочия поют:

95 Дякуймо попенькови,
Як родному батенькови,
Що нам шлюб дал,
И не много от нас взял. -
Повтора золотого,
От нашого молодого!

Дорогою поют:

96 Сияла зоронька, сияла:
С кем ты Мариню слюб брала?

Дружки с молодежью отвечают:

С тобою, Иваню, с тобою,
Як с ясною зорою!

Свахи повторяют:

По чем ти мя, Марисенько, познала,
Щось мене зорою назвала?

Девушки поют:

По мове, Иваню, по мове,
Червона шапочка на тобе,
Червона шапочка як огень,
Чернии огенька як терень.

Все весельные:

97 Впаду я ластовкою,
Перед своём матенкою:
Ой матенко моя,
Вже ж бо я не твоя, -
Ой вже ж бо я того пана,
Що я сь ним присягала!

98 Радуйся, матенонько!
Взяло шлюб дитятонька,
Як едно, так другое,
Вже ж то твои обое.
- Тогды емь ся радовала,
Як емь тя годувала;
Теперь ся величаю,
Бо двое детей маю.

99 Выйди, матенко, звитайся,
Своего дитятка спытайся,
Где твое дитятко бывало -
Под царским венцем стояло,
С хорошим Иванём шлюб брало!

Все весельные идут в дом молодой, на дворе ея поют:

100 Ой о Святом Дусе,
Выйди матенко в кожусе!
Який кожух мохнатый,
Такий твой зять богатый.

Мать выступает на порог, одетая в кожух, вывороченный шерстью вверх, и подает зятю в чарке воду, как будто горелку, а свахи поют:

101 Не пий, зятуня, першои полноньки,
Першая полнонька - велика зрадонька!

И зять не пьет, но выливает ее назад себя; мать тоже повторяет, а свахи опять поют:

Не пий, зятуня, другой полноньки,
Другая полнонька - лихая доленька!

Зять и ее выливает за себя. Тогда мать наливает в чарку горелки, пьет сама. Наливает еще и подносит зятю, а свахи поют:

Ой пий, зятуня, третую полноньку,
Третая полнонька - добрая доленька!

Молодой пьет, обращаясь к молодой, молодая к дружке и т.д. так, что все весельные пьют по рюмке перед порогом, потом поблагословятся и вступают в хату, где приветствуют друг друга. Несколько спустя молодой отправляется к себе на обед, а молодая обедает у себя со своими. Вечером молодой идет к молодой с короваем, который покрывают рантухом так, чтобы розка с яблоками видна была, потом отдают его дружбе на плечи, молодой берет фляшку с горелкой в карман, а сваха калачиков-гусочок в кобели, и идя поют:

102 Ой ты, Иваню, отважный Козаче!
Где ся выбераешь в дорогу по ночи!
Ой где ж ты будешь ноченьку ночувати?
Ой где ж ты будешь вечерю вечеряти?
- Ой маю ж бо я надееньку на Бозе,
Ой маю ж бо я тестенька при дорозе:
Ой там я буду ноченьку ночувати,
Ой там я буду вечерю вечеряти,
Ой там я буду розмову розмовляти!

Тоже самое поют, применительно к теще, и т.д. во во всю дорогу. Со стороны молодой поджидает молодого молодежь, которая перехватывает ему дорогу, поставляя на ней настольный стол с хлебом и солью: при молодежи находятся и старосты. Молодой останавливается и подчует всех водкою, а свахи подносят гусочки для закуски, и поют:

103 Ой гребля, гребля велика,
Ой туга, туга глубока,
Ой пускай, пускай до хаты,
Не дай нам стояти!
Бо наш короваец великий,
Не може дружба втримати.

Столик после того принимается прочь, староста молодого берет благословенье от старост молодой, и продолжают путь. Пришедши к молодой, находят ее за столом, окруженную девушками: с одной стороны сидит брат-дружба, а с другой дружки. При приближении молодого к порогу, девушки поют:

104 Ой стукнули ковани кони на дворе:
Ой сховай мене, мой батеньку, в коморе!
- Не поможе, мое дитятко, комора,
Бо обступили ковани кони довкола.

Когда весельные молодого войдут в хату, девушки поют:

105 Ой братчику-реместнику!
Седай собе на столику,
СечиЮ рубай, сестры не дай,
Не дай ее за грошь, за два;
Бо она в тебе сестра ладна;
Не дай ее за чотыри,
Бо Будуть ся с тебе книли.

Когда отец и мать скажут, что прятанье в комору ни к чему не поведет, брат-дружка заступается за сестру и старается ее защитить, при чем саблею махает через стол, не допуская молодого подступиться поближе; свахи же молодого поют:

106 Будь братчику, ласкав!
Лишаем ти застав,
Коника вороного,
Иваня молодого.

Девушки перебивают:

107 Ой чого-сь прийшол? - По девку.
- А маешь же горелку?
Маешь же музыки грайнии?
Маешь же светоньки спевнии?
Маешь же старосты мовнии?
Маешь же дружбоньку скакуна?
Щобы ся не набрал сорома?

Свахи отвечают: Мы прийшли по девку, и проч.

Теперь начинается спор дружбы-брата с молодым и его дружбами. Дружба-брат, имея  у себя фляшку, наполненную красным буряковым квасом, показывает, что он, при вине, не нуждается в горелке молодого, не нуждается также в беседе со старостою, имея у себя книги и т.п. Молодый старается убедить его, и все больше и больше втыкает грошей в гусочки; препирание длится до тех пор, пока одна сторона не одолеет своею веселою беседою. Впрочем, требуется, чтобы молодой склонил брата-дружку своими предложениями, который, согласясь взять тарелку с гусочками и деньгами, выпивает рюмку горелки из рук молодого, подчует его свои буряковым квасом, бросается от молодой через стол в хату, за ним бегут тоже девушки из за стола, и таким образом оставляют молодую с дружками. Тогда дружбы берут молодого, провожают его три раза по лавкам вокруг стола, после чего молодой становится возле молодой, которая, как бы в отчаянии, хватается за стол, а он отрывает ее от него, целует и садится близ нея. За тех свахи с прочими весельными молодого садятся за стол. В продолжении этого обряда девушки поют:

108 Татарин, брат, Татарин
Продал сестру за таляр, -
ПугачИ надлетели,
Галоньки розогнали,
Сами си поседали.

Свахи отвечают:

109 Любая наша згода,
Що ся не стала пригода,
Разом сьмо поседали,
Любезно ся звитали.

110 Заходят нас вести,
Що нам дадут ести:
Пшеничнии колачи,
Поставлено на столе.

В самом деле, подают закуску, после которой свахи поют:

111 Выйди, дружбонько, на подворенько,
Подивися на соненько,
Цы час дары роздавати,
Короваём обделяти?

Девушки с родными молодой отвечают:

112 Запрягали сьмо телицю,
Орали на пшеницю,
По горе, по долине,
Щобы було всей родине,
Щобы весь род обделити,
И никого не гневити.

113 Ой нас роду много,
Не стане для каждого:
Е в нас кому братии,
Не мае що давати.

Свахи молодого отвечают:

114 Дайте нам меры,
Коли не даете веры:
Як будем мерити,
То будем верити.

Со стороны молодой отвечают:

Послали сьмо вчора
По меру до Львова -
Токаря не застали,
И меры не достали.

Тогда дружба, взявши позволение со благословением от старосты, начинает резать коровай, которого куски подают не только присутствующим, но и для отсутствующих оставляют, а свахи поют:

115 Наш когут чорнокрылый,
Наш дружбонька чорнобривий,
Не жаль ему дати
Колача вкраяти.

Со стороны молодой отвечают:

116 Ваша дружба коровай крае,
Семеро детей мае,
Збеглися дети с торбами,
Весь коровай забрали.

117 Попекли свахи гуски
За греченой луски -
Роду не обделили
Сами ся поживили.

Свахи отвечают:

118 Выбачай, родоньку, ласково,
Що нам гусок не стало:
Гуси воды захтели,
На Дунай полетели.

Когда молодежь, нагулявшись довольно, станет расходиться по домам, сторона молодого садится с молодою за стол: по одной руке все дружки, а по другой свахи, а прочие вокруг стола. Дружки снимают с нея венок и весь девичий строй, при чем поют:

119 Выбывай, мать, клинци,
Где висели перстенци,
Выбивай и колочки,
Где висели биндочки!

Это - последняя услуга со стороны дружок, в память и в благодарность молодая привязывает по ленте им на голове, а свахи поют:

120 До дому, дружечки, до дому,
Парити свинём голову.

Дружки отвечают:

А мы вже попарили,
И свахам зоставили.

121 Варила дружечка перОжки,
Защепувала их в три рОжки:
Не з самого сыра, з пшона,
Приступися, дружбонько, до стола!
Жаль бы ми бувь, дружбонька, на тебе,
Щобь я не мала даруночку от тебе.

Дружба приближается к столу, втыкает несколько грошей в гусочку и подает их для памяти на тарелке дружке, а подружка - подружке. Тут дружба пьет до дружки, дружка до поддружбы, а поддружба до подружка, и за тем дружки скачут через стол и поют:

122 Скочили дружечки з за стола -
Бувай нам, Мариню, здорова!
На тобе хусточка и чепец,
А для нас биндочки под венец.

123 Свахи подхватывают:

Дай, матенько, покрытенько
На свое детятенько!

Мать вынимает рантух, подает его дружбам, а те, взявшись за его концы, ходят с ним несколько по хате, и потом набрасывают на молодую, которую свахи закручивают в него и поют:

124 Тоне веночек, тоне
Плыне веночек, плыне -
Веночек на Дунаю
А рубочок близько краю.

После того надевают на голову шапку молодого, встают из за стола и поют:

125 Злапал си, Иванё, пташечку,
Любу, милу, красную -
С ручоньками, с ноженьками,
С чорными оченьками.
До дому дружечки, до дому, и проч.

Дружки отвечают:

Не сама ж я ту прийшла,
Не сама отсы пойду:
Возьмет скрипки, цымбалы,
Заведет мя до мамы,
Дайте мя мати не била!

Все идут с музыкой за ворота, где, попрощавшись, как следует, дружки отправляются домой, а прочие назад в хату, в которой молодая встречает отца и мать на ослоне, прощаются с ними и отправляется тогда уже со всеми в дом молодого. Свахи поют:

126 Остатне кланянейко,
На веки мешканенько.

Родине молодой поют:

127 Панятуй, Иваненьку -
Даем ти Мариненьку:
Щобь не були окном двери,
Щобь не легка без вечери,
А як будет зимна роса,
Щобь не ходила боса!

Свахи молодого поют:

128 Загортай, мати, жарь:
За доньков великий жаль;
Закидай сыри дрова;
Бувай, мати, здорова!

129 Седай, Мариню, с нами
На малевани сани:
У нас горы золотыи
У нас реки медяныи,
У нас вербы грушки родят,
У нас девки в злоте ходят.

Дорогою поют:

130 Отвори, мати, лиску -
Ведемо ти невестку:
Отвори, мати, скрыню -
Ведемо ти господиню,
До коморы ключницю,
До муки розфейницю,
Отворай, мати, хату -
Ведемо ти пелехату,
Она в пецу не розпалить,
Бо си брови осмалит;
Бо ей з носа сомпель висит;
Она коровы не выдоит,
Бос я фоста боить;
Она не пойде в поле,
Бо там в ноги коле;
Она хаты не замете,
Бо ей горко ся зогнути, и т.п.
Хоть о святом дусе, и проч.

Мать встречает невестку на пороге, надевши на себя вывороченный кожух, а свахи поют:

Яка волна мохната,
Така невестка богата

Мать подносит воду пить, и делает все прочее так, как после венчания молодому (см. 101); Потом подают угощение, а по угощении провожают молодых в стодолу, на ложе, которое дружбы стараются сделать как можно хуже: свахи, провожая, поют:

131 Идет Мариня до ложа -
За нею мати Божа,
Дае ей коруночку,
На ея головочку.

Вступая в стодолу, дружба благословится у старосты, а вошедши в нее, оба говорят молодой, чтобы она разула молодого. Молодой в обоих сапогах имеет деньги за труд снимавшей, в противном случае она имеет право голенищами оттрепать по ногам его. Затем притворяют крепко двери стодолы и удаляются в хату к прочим. Спустя известное время, приводят молодых в хату, которую приказывают молодой подмести, что она и исполняет, а гости жартуют (шутят) и переносят сор из одного угла в другой. Потом надевают на нее оченок (род чепца), отправляют с подарками (короваем и курицей) к священнику, а от него и к другим, кому следует отдать честь, при чем дорогою поют:

132 С подарунками идемо,
Подарунки несемо,
Житнии, цы пшеничнии,
Щобы були величнии.

В заключении молодой отправляется к родным молодой, сопровождаемый дружбами, неся с собою подарки им, т.е. жареную курицу и две гусочки-колачики на тарелке. Курица убрана барвенком и калиною, а голову держит, словно живая, которую иногда и позолочивают. По приходе с этим подарком, родные молодой поют:

133 Добрая годиночка настала,
Що Марисенька по батеньке послала,
Чотыре кони, пятый воз,
Шестого возничого, щоб привез.

Тут молодой просит родных жены своей к себе. Мать взявши курицу, режет ее на кусочки и подает всей родне, которая кушает с гусочками-колачиками, припевая:

134 Принес нам зять курку,
Посадивши на бандурку:
Посадил он е мудрее -
Куприком на полудне.

После того все едут к молодому с преданами (приданным), т.е. скрынею (сундуком), которую поставляют на воз, сверху ея коровай и поручают отвезти ее дружбе девочему: не другой же воз садятся отец и мать кое с кем, и поют дорогою:

135 Следом, матенко, следом -
А со пшеничным хлебом,
Куда наша перепелонька,
Що с нами ела, пила,
Що с нами говорила,
До света полетела.
Будемо по голосочку
Познавати Маринечку.
Кобы Мариня знала,
Що ей батенько еде,Ставила бы мосты
С золотои трости -
Батенька перевести,
Матеньку перенести.

Узнав о приближении с преданами, подружка наряжается тотчас молодою, выходит на двор здороваться с родными и упавши в ноги, хватает за них и старается повалить, что производит смех между смотрящими, а родные молодой поют:

136 Ой не наша то дело,
Що до нас тут прибегло;
Покажет нам наше -
Наше золоте пташе,
Що с нами ело, пило,
До света полетело.

Когда смех утихнет, является молодая в оченке, здоровается с родными, которые, поздоровавшись с родными молодого, входят в хату, садятся за стол; мать молодой, вынув фляшку с вином, убранную барвенком и калиной, подчует всех, а те с нею опять целуются. Затем подают перекуску (закуску), по которой раздают коровай  родным молодого, точно так, как это было вечером в воскресенье у молодой (см. 111-118); за раздачей коровая следует ужин.
Во вторник же утром прощаются с дружбами и светилками, которым молодая дарит по ленте, и весельные отправляются по своим домам.
Буде из молодых кто вдовец, или вдова, то церемонии такому никакой не бувает, а лишь тому, кто еще в первый раз вступает в брак. Вдовцу и вдове совсем никаких церемоний не делается.
Если из молодых кто сирота, то представителем отца и матери такого бывает ближайший из его родных. По тому и песни приспособляются к этому обстоятельству, на пример:

Кому ж тис я, Марисенько, кланяешь,
Коли свого батенька (матеньки)  не маешь?
Зацвила в лузе калина
Е у меня батенько (матенько) чужина:
Поклонюся чужому,
Буде ми ся здавати, що свому.

Вместо песни под н. 65 поют:

Знати Галоньку
По леталоньку -
Знати Мариню, що сиротенька -
Бо батенька не мае,
Пошлю я ворону,
В чужую сторону,
По свою родиноньку
А соколонька
По свого батенька,
В сыру земленьку.
Ворона летит,
Вестоньку несе -
Еде родина, еде,
А сокол летит,
Вестоньку несе,
Не буде батенько, не буде.
Рад бы я витати,
Та й привод дати,
Своему дитяточку -
Сыра земленька,
Заступила оченька.
Прилягла ми ручку.

Отправляясь к венцу:

Отворется, ворота, -
Еде до шлюбу сирота!
Еи серденько здрыгае,
Що свого батенька не мае,
Кликнули янголи в небе,
Збудили батенька в гробе:
Ой встану, батеньку до суду -
Твое дитятко еде до шлюбу!
Обрядные песни в окрестностях Збруча, в селах Дубковцах, Роштовцах и Сороке, собранные Игн. Гальком. Русское веселье

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001