Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Русское Слово
от 19.10.08
  
Будиславль


Кому из нас, русские люди, на сердце лежить наша отчина, святая Русь, нехай пробудится из сна и заложить всех сил и труда, щобы выполнить то, о чем нас газета Русское Слово поучае. Первая речь: каждый нехай читае нашу хлопскую газету Русское Слово. Каждый нехай держится того, що в той газете написано, бо Русское Слово так нас поучае и боронить, як любящая мать своих детей

храмiе КарпенстеДесятый год служит наша газета русскому народу вообще, а галицко-русским селянам и мещанам в особенности. Як Русское Слово исполняе свою задачу: просвещати и ободряти галицко-русский народ и боронить его пред чужими напастями, судят то наилучше сами читатели…И будем идти тою дорогою неустрашимо, безпрестанно, мимо всех препон, якии нам встретяться, мимо всех напастей и ласк, якими нас угостят наши честныи противники, не устрашимся нияких жертв, нияких трудов, не пожалеем последних сил, бо знаем, що лишь так можно служити русскому народу, бо разумеем дуже добре, що лишь таким способом подвигнем его из нужды и освободим русский народ от тех пиявок, от тех непрошенных опекунов и фальшивых пророков, которые обсели его и дусят и нищат его всеми силами (Русское Слово, 26, с.1)
Наша громада - великий человек! Станьмо яко один муж под един прапор! До дела, родимец, до дела! взывает он. Нехай наш голос не останется голосом вопиющего в пустыни, а противно: и кажем и мы уже раз свету, що мы уже дозрелыи и що мы умеем уже сами за себя деяти и освободитися от той нужды, в которую нас наши недруги ввергнули так немилосердно. Разом руки себе подаймо и поспешим разом яко один муж к нашей общей мете!
(Русское Слово, 1899, 30, с.3)
В горах и долинах Закарпатья
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_315.htm
Соловей Будимирович
С-под того камня, камня белого,
С-под того кустушка ракитова,
Пала-выпадала мать Ребра река,
Усьем пала в морё Черное.
По этой реки выбегает тридцать кораблей,
Тридцать без единого,
Один-то кораб высоко летит,
Далечё летит,
Хорош кораб изукрашен быв,
Баще того изнаряжен быв:
Нус, корма по звериному,
Бока сведены по змеиному,
Серед этого коробля-муравля
Построено было три терема,
И вси со верьхами совивались.
Под берёг подбегали,
Сходни на берёг выкидывали,
По первыим сходенькам лужоныим,
Шла Соловьёва родна матушка,
По другим сходенкам серебряным
Шла Соловьёва дружынушка,
По третьим сходенкам красна золота
Сам шов блад Соловей Будимирович:
Ай же вы, верныи ключьники,
Берите золоты ключи,
Отмыкайте кованы ларьци.
Берите вы камки по надобью,
Которая камка не подгибаетця.
Сходите-ко на конну на гороцьку,
Просите-ко мистецька немношецько.
Построите три терема,
Три терема златы верьхи. -
Сходили на конну гороцьку,
Спросили мистецька немношецько,
Построили три терема.
В первоем во терему,
Соловьева родна матушка
Господу богу молиласи,
А во втором терему,
Дружынушка его спасалась,
А во третьем терему,
Сам блад Соловей Будимировиц
(Фольклорные записи А.А. Шахматова в Прионежье, Петрозаводск, 1948)
***
Видишь-ли Ты, Чудотворный,
Кто здесь бьет поклоны?
Знаешь-ли Ты, чьи днесь слышны
Мольбы да и стоны?
И чия свеча икону
Твою озаряет,
Кто молитву от души недр
К Тебе посылает?..
Знаешь-ли Ты?..Прикарпатских
Я пределов житель;
Скорбь меня в Твою святую
Пригнала обитель.
Скорбь пригнала и надежда
В Твоих чудес силу,
Что не дашь нас, живых, класти
В сырую могилу...
Защити нас!..Вот сын предков
Пред Тобою в прахе,
Тех, что кровь несли за веру,
Головы на плахи;
Тех, что мощную рукою
Врагов покоряли,
И для Руси славы, чести,
Воли добывали,
Клали злато на престол Твой,
Жемчуги, саиты,
И умели буйны чубы
Пред Тобой корити...
Я, сын предков тех могучих,
Голодный и голый!..
У меня нет сребра, злата
На Твои престолы:
Не замету буйным чубом
Праха пред Тобою:
Злато...взято - чуб...оборван
Вражею рукою,
На челе-же - вместо венка,
Древней предков воли -
Начертано рабство знамя,
Горя и недоли...
Но Ты моей не стыдися
Рубахи дырявой!
Ведь не я ее замарал
Рабскою неславой...
Ведь в моей-же груди томной
Тот-же огнь пылает,
Пред которым враг всесильный
Трусит, убегает;
Ведь в моем-же сиром сердце
Та-же предков вера,
Насажденная рукою
Князя Владимира;
Ведь в моем-же слезном взоре
Та-же гордость тлеет,
Пред которой палач даже
Трепещет, немеет...
Не стыдися, Чудотворный!
Я ведь сын народа,
Что сберег свой прапор русский
От рода до рода,
И днесь взор свой с упованьем
К Тебе обращает,
Солнце доли в окно хаты
Своей ожидает.
И молится, уповая
В Твоих чудес силу,
Что не дали нас, живых, класти
В сырую могилу...
О.А. Мончаловский. Родина. Сборник избранных русских стихотворений. У Межигорского Спаса (монастырь под Киевом, бывшая приходская церковь запорожских козаков), В.Ф. Луцыка (Бодака Музуки)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_689.htm
Дорогие Братья и Сестры!
Що за сила собрала нас тут так численне? Що за власть казала згромадитися (собратися) сынам Руси из найдальшых сторон? То дух русский закликал на каждого из нас: Едь в сей день на Собрание членов Общества им. Качковского, а не маешь за що, пожичь (одолжи), но будь там, где тобе конечно належится раз в рок (год) быти! А хотя ты уже себе познал через светло нашого общества, потреба (нужно), щобы ты познал еще своих братей, виднейших патриотов. Так, дорогие Братья и Сестры! Если бы мы не познали сами себе, если бы мы не прийшли до самосведомости, нас бы певно тут не было и ниякая сила того бы не доказала. А чия ж в том заслуга, як не нашого дорогого Общества? Та уже наша русская пословица говорит: Познай себе, буде з тебе. - и по правде найважнейшое дело - познати себе самого. Кто я? Кто мои предки? Якая то земля, що на ней жию? Як она зовется? До кого она от веков належала? Що на ней деялось, или якая еи история? А познаешь то все, то ты познал самого себе, та ты уже не слепый, но видящий, не панщинятый раб, но свободный горожанин, и уже не потребуешь боятися своей тени та шапковати (снимать шапку) перед яким-небудь сурдутовцем (сюртучником), не будешь стыдатися своего серака и опанчи (плаща), цуратися своего русского слова, бо у тебе есть самопознанье, бо у тебе в голове ясно.
Я уже 10 лет належу до Общества им. Мих. Качковского и читаю пильно (усердно, прилежно) все книжочки его, та признаюсь, що ниякая другая книжочка, ниякая школа была бы мене того не научила, чого я научился из книжок нашого Общества. Я не могу назвати себе ученым, та до того мне и далеко, но я выучил историю моего русского народа, я знаю, як тяженько ему жилось, знаю, що я сын великого русского народа и я горжусь тем. Та мне, селянину, больше и не потреба.
Не думайте себе, дороги Братья и Сестры, що то так легко познати самого себе. Вот у нас есть люди, гейбы (как будто) ученыи, та они и берутся хлопу провод (наставление, руководство) давати, но те проводники сами блудят, они не познали еще себе, и до сегодня пытают и чужиж и себе самых: хто мы е? - И що року иначе себе называют и напевно (наверное) много еще воды уплыне, закем они прийдут до самопознания. Члены Общества им. Качковского не пытают, кто они, бо они знают, подобно як я знаю, кто я, як и вы, дорогие Братья и Сестры, знаете, кто вы. Чи правда?!
А то мы завдячуем (обязаны) Обществу им. М. Качковского; оно есть нашим щирым (искренним) и розумным проводником, оно нас николи не здрадит (изменит), не продаст, бо не отречеся правды, бо не стане ничиим рабом, бо его члены познали себе и не гнут карков (шей) хотя бы и в золотое ярмо, бо любят правду, свободу, а над все (больше всего) Русь святую.
Как только есть самосведомым (сознательным) членом нашого народного Братства, до того не мают приступа Юды (Иуды) и те все, которыи пойшли на службу наших ворогов. Нехай (пусть) на них буде не то сурдут, но навет (даже) и фрак или польско-козацкий кунтуш, нехай они не знати яко солодко навет родною беседою до мене говорят, таки кажу вам, що по кольких (нескольких) словах познаю их, якая в них душа, кому они служат и куда им дорога.
Шкода (жаль) вашого труда, мои паничи, говорю я им: вы зле трафили (попали), бо я не отрекусь своего переконанья (убеждения) ни за що, я не променяю св. Руси за якую-там Украину, я таки не дам собе взятии и так малозначной буквы як иор (ъ), я не позволю собе выдерти любви до св. греческого обряда, та не полечу на польских отпустах, где столько науки, що о москалях и шизматиках. Я не стану разом с вами клеветати на своего священника, а хотя бы вы мене сто раз в день называли кацапом, таки волю я позостати (остаться) без истории, без азбуки, та определяти свою народность именем гайдамака. Вы мене не переробите, бо я самосведомый русский человек, а тому, що вы хотели бы мене вщенити (привить), противится душа моя, тем мерзится мое сердце, бо я знаю и знаю напевно, где мои вороги, чем они воюют, где обман, а где правда, и кто мне друг. Я то все знаю из изданий  Общества им. М. Качковского, от которого ниякая ворожая сила мене не не оторве.
Мы, члены Общества им. М. Качковского, не пытаемся: кто мы, бо мы то знаем. Наш народный катехизм короткий и ясный: Один Бог, одна Русь! А як то великое слово Бог не перестанут николи людскии уста вымовляти, так не зачине и то солодкое и нам дорогое слово Русь, которое означае нашу великую отчину. Та нас не баламутит (смущает) то, чи то есть Русь Галицкая, Буковинская, Угорская, Червонная, Белая, Малая и Великая, бо то не есть що иного, як лишь одна Русь. Нашою есть вся та Русь, що розселась широко и далеко аж по Урал, а в ней живее народ християнский, которий говорит по-русски, спевае по-русски и называет себе народом русским. Того всего научили мене русская история, а ту историю приказало читать Общество им. Качковского, и я ему то завдячую (благодарю), подобно як и вы, дорогие Братья и Сестры, що мы позналы, як любити свое, що мы стали твердыми як скала Русинами, так що на нас поломили бы собе зубы и Поляки и Украинце. Кто не познал еще себе, то раб темноты и пороков, що продае свою честь, право и власть за горелку и колбасу, та еще целуе руку своего кривдителя (обидчика), помогае ему ругати своего честного и розумного брата, и не може понятии, для чого там тот (другой) так не робит, як он. Темный несознательный человек не дает на книжку и одного гелера, не присяде бодай (хотя-бы) на хвильку (минутку) послухати розумного слова, бо ему то равнодушно, кто он и як он зовеся, до него не говори и не зови его Русином, бо у него один закон, кобы черево (брюхо) полное, та горелка (водка), а на присмак (для придачи вкуса) еще панска ласка, - то он уже найсчастливейший человек в свете.
Наше Общество им. Качковского осведомляе русский народ, оно будит его из дремоты и показуе душевным очам все, що есть красное, доброе и честное: оно крепит наши слабыи силы и кличе до всех, як добрая мати: Горнется, русские дети, до мене, бо я добра вашего желаю и добре буде вам при мне!
Вижу тут якогось почтенного члена нашого Общества, которий держит прапор (знамя) его. Звернись-же Русе вся, под сей прапор, обними его своими мозолистыми руками и приляжи целым сердцем к Обществу, щобы оно не 8, а 80 тысяч членов числило, що бы стало великаном, щобы его наука зайшла под каждую сельскую стреху! А тогда поднесеся Русь в сераках и в кожухах, та в полной самосведомости скаже противникам свое могущое слово! (Лекция, выголошенная (произнесенная) Илиею Г. Батицким из Болестрашич коло Перемышля 3(16) 1902г. в тепер. Собранию членов Общества им. Мих. Качковского в Самборе)
Головна цель, головне стремленье, головне бажанье ворогов русского народа и их похвостачей есть только одно задурьованье, замучованье и поляченье нашого темного русского народа и нашой недосведченой русской молодежи и перетягованье их от родного русского языка до чужого языка а при том и до чужой веры!
Шо се так, то доказали безчисленни случаи: дуже многи из нас, котри приступили до ворогов русского народа, отреклися мало-по-малу от своего родного русского языка, от своей родной русской православной веры и от своего родного русского народа, и сталися, наконец, еще горьшими ворогами его, як чужи, нерусски его вороги. Се похвостачи наших ворогов и называют нас сегодня Москалями и грозят нам шибеницею и се похвостачи наших ворогов, допекают нам сегодня еще больше, як найгорьши чужи наши вороги, а то тому, бо се похвостачи хотят показаться перед нашими ворогами а своими благодетелями, шо они не задармо достают от них всяки почести, ласки, местца и дарунки…
Дороги русски братья, просим, молим и благаем вас, стережется сих русских зрадцев и изменников, як найгорьших ваших ворогов, бо они дуже небезпечни и шкодливы, через то, шо умеют представлятися вам вашими найлепшими приятелями, шо умеют перекидатися из лютых волков в смирных овечок и шо умеют, вас дуже легко туманити, дурити, баламутити и сводити с доброй дороги. Не слухайте их солодних слов, бо их солодки слова то смертна трутизна для вас. Не берете в руки их книжок и газет, бо ними вы заразитеся страшною хоробою. Не уважайте на их жалобы и плачи, бо их жалобы и плачи фальшивы, змеины слезы, выраховании на то, абы вас сдурити та обманути!
Слухайте вы, дороги русски братья, лишь правдивых русских людей, тих, котри выдают для вас добри, розумны и пожиточни книжки и газеты, як книжки Обществ: Галицко-русская Матица, Ставропигийский институт, львовска Русская Рада, общество имени Михаила Качковского, институт Народный Дом в Львове, Академический Кружок в Львове, Буковина в Ведни, Буковина в Черновцах, и газеты Червонная Русь, Беседа, Страхопуд и Русская Библиотека в Львове, Русская Рада в Коломыи, Листок в Унгваре, Наука и Русская Правда в Ведни, читайте се книжки и газеты и поступайте так, як они вам радят, и безпечно не будете жаловати, шо послухали нашой рады.
Читайте, милы братья, се наши слова с увагою и с доверием, бо то все шо тут написано, есть чиста свята правда. Читайте се, мили братья, и другим русским людим, котри не умеют читати, абы и они знали, хто они, як их призначенье и як они повинны поступати, абы их вороги не свели с дороги.
Поки у нашого русского народа есть своя властна вера, свой властный язык, свое властне письмо, доти он числится самостоятельным народом, доти други народы его поважают и боятся и доти он мает право, требовати того, шо ему по Божову и по чоловеческому закону яко великому, самостоятельному народу належится.
Держемся отже, мили русски братья, крепко своей веры, своего языка и своего письма, просвещаймося, соединяймося и крепемся в нашой вере, в нашем языце и в нашом письме и маймо в Бозе тверду веру и надею, шо колись наша доля полепшится и що за якийсь час станем мы панами на нашой властной земли (Хто мы, памятне книжечка для русского народа, написал и издал Григорий Купчанко, редактор-издатель Русской Правды в Ведни, Ведень, 1888)
40 русскихъ студентoвъ напечатали въ н-рЪ 6 Слова за 1862 г. адресъ Преподобному Отцу Ивану Наумовичу, приходнику Коростна и Перемышлянъ, въ которомъ заявили:
Честь Вамъ и слава, Батьку! А oтъ русскихъ академикoвъ щирое спаси-Богъ, за тіи труды, що ихъ поносите около очищенья нашой батькoвской гр.к. вЪры oтъ чужихъ, русскому духу противныхъ, а розвитію русской народности (якъ то изъ исторіи добре знаемъ) шкодливыхъ вплывoвъ, - сумныхъ памятокъ нашой духоввой недоли. Батьку! Мы члены одного тЪла, сыны единой русской неньки; болЪе одинъ членъ, цЪлое тЪло съ нимъ болЪе. То-жь радуйся, Батьку! Ты бо загрЪлъ наши сердця новымъ жаромъ любви до нашого (каждому Русину уже oтъ дитинства) дорогого обряда, а жаръ той загальный, якъ въ нашой громадЪ, такъ и по-за ту, и самая святость дЪла, велятъ намъ въ лучшую для него вЪрити будущность -.
Ответное Слово до русской академической Громады во ЛьвовЪ Ив. Наумовича гласитъ (Слово, н-ръ 7, 1862): Богъ дай здоровья, Панове Громада, не за то, що вы менЪ отдали честь передъ свЪтомъ та сосЪдами, а за то, що вы возрадовали всю нашу святую Русь, що вы, будущіи свЪтила и начальники нашого сердечного народа, показали всему русскому роду, що въ васъ бье еще чистая, старорусская кровь, що вы отдали поклонъ старой рoдной Матери нашой, Церкви, и уставамъ святыхъ нашихъ Отцeвъ. За то честь вамъ, и слава, и поклонъ oтъ мене и всЪхъ нашихъ, що одной со мною мысли и одного духа! Кто теперь посмЪе сказати, що то не Русь домагаеся своихъ питомыхъ обрядoвъ? Мовлялъ той, що то я - Иванъ Наумовичъ - не Русь; нехай буде, що я - не Русь, но со мною Русь, самая твердая, щирая, сердечная, надежная; а противъ той Руси ни то, ни се, звычайно вЪтеръ въ полЪ, ти газетчики польскіи. Та не въ ладъ имъ то дЪло, то, бачите, найтвердЪйшій орЪхъ для нашихъ цивилизаторoвъ, а они, бачу, начинаютъ роздумовати надъ послЪдствиями oтъ того, якъ Русь стане на своихъ питомыхъ ногахъ, та и простый нашъ крестьянинъ познае, що oнъ за одинъ, та oтки oнъ взялся на свЪтъ, що то оживитъ масу народа любовью имени русского и русскихъ старыхъ обычаевъ. Но що мы винны, що имъ то не въ ладъ, коли теперь такiй часъ настигъ, та уже такій нынЪшній воздухъ, такое нынЪшнее свЪтло соненька святого, що уже иная въ людяхъ природа, що не хотятъ нагинати карку въ старое та твердое ярмо чужины! Такъ мовлялъ небощикъ нашъ Яковъ Геровскій: Богъ батько, а руская мати велика! Слава Богу, воскресившому нашу великую русскую Матерь, а ГромадЪ вашей честь за сердечную любовь къ той родной великой Мери!
О.А. Мончаловский. Житье и деятельность Ивана Наумовича
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_685.htm
Познай себе, буде съ тебе - говоритъ наша народная пословиця. Народный розумъ означиль сими немногими словами дуже удачно одну изъ первыхъ задачъ человЪка - познатя себе. ТЪмъ больше народы повинны познати себе, понеже самопознаніе составляе первое условіе, щобы порозумЪти задачи сущестованія, щобы не впасти въ блуды и мановцы, вредныи для народовъ, a тЪмъ самымъ самопознаніе есть основанье розвитія народовъ.
Мы, жители Галицкой или Червоной Руси, русскіи Галичане, a также Буковинцы, больше чЪмъ другіи народы, повинны познати себе, именно-же, якого мы роду и племени, чіи мы дЪти и якими дорогами ишли наши предки и якъ намъ належитъ поступати, щобы не погибнути межи другими народами, не дати себе выкоренити изъ нашей старорусской батьковщины, а кромЪ того, щобы розвиватись численно, науково и въ добромъ бытЪ и стати сильнымъ народомъ. Мы повинны добре и правдиво себе познати еще и для того, понеже на насъ найбольше напосЪлись противники русского народа, щобы насъ обаламутити, баламутствомъ ослабити и межи собою посварити, a потомъ надъ слабыми и безсильными запановати. Въ той цЪли дЪйствуютъ противники русского народа не только сами, но они подсылаютъ намъ еще непрошенныхъ учителей, которыи, будучи уже сами обаламученными или и подкупленными, стараются потягнути за собою и другихъ русскихъ Галичанъ и Буковинцевъ.
O.А. Мончаловский. Святая Русь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_679.htm
Евгений Елачич. Происхождение лошадей, их предки и родичи
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_292.htm
Поток
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_293.htm
От славного города Леденца
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_294.htm
Василий Игнатьев
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_295.htm
Дунай
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_296.htm
Тоска по Арджуне
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_297.htm
Гимн Васиштхам
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_298.htm
Свадебный обряд в Угорской Руси. Омовение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_714.htm
Запалю я крайню хату на все штыри куты
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_276.htm
Угрорусские заговоры и заклинания начала XVIIIв.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_264.htm
Ю. Жаткович. Замітки етнографічні з Угорської Руси. Весїлє
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_193.htm
Угрорусский говор
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_151.htm
Песни Гуцульские (В Яворове, округа Коломийского)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_257.htm
Песни Угорской Руси, собраныя Талапковичем, бывшим священником в Белках
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_254.htm
Песни, собранныя Александром Духновичем в Пряшеве
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_256.htm
Песни, собранныя в Стрыйском округе Иваном Гушалевичем
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_258.htm
Песни русскаго Маковицкаго люда в Угрии, собранныя Александром Павловичем, приходским священником в селе Беловеже, Пряшевской Епархии
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_262.htm
Песни Русинов-Лемков в Галиции, собранныя Алексеем Ивановичем Торонским
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_261.htm
Коломыйки и шумки, собранныя найболее в Подгорье Счастным Саламоном
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_277.htm
Платон Лукашевич. Малороссийские и червонорусские народные думы и песни
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_169.htm
Н. Костомаров. Об историческом значении русской народной поэзии
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_180.htm
Антоний Стефанович Петрушевич. Корочун-Крак
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_263.htm
Вийшли молодци
Рано з церковци,
Та радят раду
Старосвитскую:
Не купуймо, братья
На дивки винки;
Але купуймо, братья,
Золоти човни,
Золоти човни,
Срибли веселца.
Та пустим се ми
Краем Дунаем;
Краем Дунаем
Я в чужую землю.
Чуемо ми там
Доброго пана;
Даруе дари,
Дай по коникови
Дай по коникови
Дай по вороному,
По угорский стрильци,
По хороший дивци!
Сборник песен Буковинского народа
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_259.htm
Карпатская Русь
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_266.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_268.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_240.htm
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_248.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_260.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_250.htm
Когда угрорус по возможности запасся к празднику Рождества Христова и водкой и по своему вкусу разного рода лакомствами, нетерпеливо ожидает он святого вечера (сочельника). Этот день проводят в посте. Вечером, перед святой вечерей приносят в дом соломы и устилают ею пол, по этому, соломой устланному полу каждый член семейства покатается несколько раз, чтобы боль поперека (поясницы) вошла на весь год в солому. После этого домохозяин торжественно вносит в дом красною лентой опоясанный сноп овса и ставит его на стол, при этом желает семейству, чтобы в будущем году Бог дал им столько ягнят, телят, коров и волов и скирдов, сколько овсяных зерен находится в этом снопе. Около этого снопа кладут сена и столько цибуль (лукович), сколько членов числится в семействе. Во время вечери (ужина), на этого царя-снопа каждый член семейства выливает несколько капель водки. Когда обряд постановления снопа на стол окончился, приводят в хату одного ягненка или теленка  - это полазник, чтобы с ним влезло в семейство плодородие. После этого идет хозяин в хлев и лает лизать соли всей худобе (скоту). В ту пору, так думают, что скот раскажет внятными словами, как обходился с ним хозяин во весь год. Многие люди подслухали, как жаловался скот, но об этом молчат, ибо иначе сейчас онемели бы. В сочельник хохяйка непременно должна украсть несколько зерен овса из под подка мельницы; этот овес дает она из рукава своей гуни курицам, чтобы они обильно неслися, а чтобы наседки хорошо сидели, хозяйка непременно должна усеться на пол. Во время святого вечера выходит еще хозяин с женою, переодетою в мужское платье, в сад постращать плодовые деревья. Муж ударяет несколько раз секирой деревья, а жена просит его, от имени их, чтобы не трогали их; после этого они будут уже хорошо вести себя и принесут обильные плоды.
…После св. вечера, когда наступила уже ночь, хозяйка снимает с себя все одежды и нагая обходит около дома, чтобы дом во весь год был сохранен от огня, воды и града. После наряжается в праздничную одежду и медовой водой омывает дочь свою, чтобы привадить к ней жениха:  наконец, если у домохозяина есть пчельная пасека, хозяйка столько раз дует в каждый улей, сколько раев желает иметь от него. Около полуночи все черпают воду, ибо это золотая вода, и после отправляются в церковь. Когда выходят из церкви, угроруская девушка не оглядывается обратно, но прямо идет домой и вносит в дом из древотни дрова; если она внесла дров парное число, тогда в этом году непременно выйдет замуж. От Рождества Христова до Богоявления не прядут, ибо иначе овцы одуреют и будут вертеться веретеном.
...Сошествие св. Духа на Угорской Руси в простонародье называется русальем. Русалки - это русские нимфы с богатыми зелеными волосами, которые качаются на ветвях деревьев, купаются в прудах и реках и расчесывают свои богатые волосы на зеленых лучах. На Угорской Руси русальная пятница как-то особенно чествуется: в этот день втыкают зеленые ветви в стрехи домов, девушки варят коноплю и моют ею волосы, чтобы росли богато.
...Угрорус любит мир и спокойствие и потому преимущественно занимается такими работами, которые не принуждают его покидать свойственное ему спокойствие. Он трудится, но не ищет себе занятий где-нибудь далеко от своего дома, на чужбине; он сильно прилепляется к своей хижине и к своей родной деревне - даже в соседней деревне чувствует он себя как-то неловко. Соответственно этой отличительной черте, угрорус занимается главным образом земледелием. Он привязан ко груде (почве) и почти невозможно отдалить его от этой груды. По причине любви к мирным занятиям, по причине этой привязанности к родному очагу и нет между угрорусами торговцев и купцов; нет даже ремесленников; все члены семейства неохотно разлучаются с отцовским домом, все желали бы там отжить век свой, где проводили беззаботное детство. Эта любовь к домашнему очагу, к прадедовской груде, к земледелию и сделала угрорусов такими бедняками, такими убогими, каковы они в настоящую пору. Почва на Угорской Руси по большей части не плодородна - отцовские и прадедовские земли разделены между сыновьями и внуками, семейство которых в свою очередь множатся, имущество все остается одно и тоже, разделенное между множеством хозяев. Как же может бедный угрорус нажить какое-либо состояние, когда плохая и недостаточная земля не родит и того, чтобы кое как, нищенски прокормить ему свое семейство? А он однако ждет от этой недоброкачественной и крошечной землици всего, и не занимается, кроме земледелия, никаким иным трудом.
По причине этой унаследованной привязанности к груде, нет у угроруса и предприимчивости. Если оказывается нужным ввести какую либо перемену в обыденной жизни, то угрорус принимается за это очень медленно. Часто проходят целые годы, а он все раздумывает - как бы взяться за дело. Так, например, нередко бывает нужно обновить дом и сделать в нем какую нибудь поправку - угрорус целые годы не борется за дело, все только думает и начинает перестройку, только тогда, когда дом уже развалился и, стало быть, негде больше жить.
Правда, угрорус довольствуется очень немногим. Мода не имеет для него никакой заманчивости. Он видит, что другие строют хорошие дома, наряжаются роскошно, готовят новомодные, легкие повозки и хозяйственные орудия - ко всему этому присматривается угрорус равнодушно, с каким-то врожденным безучастием. У него своя прадедовская одежда, свои давнии обычаи; его не пленяет новая мода, он не гонится за новшествами. Впрочем, все это происходит не от того, что угрорус был ленив и не заботился о себе, но от того, что он прилепляется к своим прадедовским обычаям, ибо он крепко убежден, что прежде было жить лучше, и что, стало быть, прежние прадедовские вещи: дома, одежды, возы, плуги и проч. самые лучшие. Новые земледельческие годятся - говорит угрорус - для равнин, а не для наших гор.
Любя мир и покой, он лучше претерпит обиду или ущерб, чем займется тяжбой и судбищем. Если его не трогают, то ему. Конечно не придет в голову трогать другого; но это происходит может быть и оттого, что в тяжбах угрорусу очень редко выпадает счастье. Тяжбы начинаются по большей части евреями, из-за того, что бедный мужик не платит долга - евреи, разумеется и авигрывают их. Поэтому по всей Угорской Руси установилось убеждение, что паны судят только в пользу жидов - и бедный мужик скорее претерпит от еврея обиду, а пускаться с ним в тяжбу не посмеет.
Миролюбие. Медленность в работе и крепкая привязанность к своей родной земле и обычаям - суть причина того, что бедный угрорус никак не может совладать с окружающими его обстоятельствами. Ни мадьяр, словак, ни немец, ни тем более еврей, не попустят ему ни в чем. Они сейчас готовы вступиться за свои выгоды, готовы отстаивать свое, если не удастся угрозами, то тяжбою, даже кулаками. Разумеется, по природе миролюбивый и непредприимчивый угрорус не может выдержать с ним состязания, и поэтому выгоды его всегда страдают.
...Замечательно отношение угрорусов к евреям. Угрорус очень хорошо знает, что его наибольший враг - это еврей: угрорус знает, что жид на каждом шагу, во всех сделках, непременно обманет его, и, несмотря на это, он находится с жидом в постоянной связи: ведет с ним торговлю, берет от него на выкорм скот, дает ему в пользование свои земли, берет от него взаем деньги, работает ему за соль, за лапти, за водку и проч., даже в своих затруднительных делах идет к нему за советом. Жид охотно пускается в сделки с глупым гоем; ведь он знает, что для него готовый барыш. Жид приохотчивает к себе мужика водкой, и хотя мужик знает, что эта водка для него яд, однако покупает и пьет ее. Жид и не боится причинить мужику какую-нибудь обиду; он знает, что водкой легко умиротворить гоя. Но хотя угрорус и находится с жидом в постоянных сношениях, хотя должен ему, хотя нуждается в жидовских деньгах, однако ничуть не чествует и не уважает его, даже и тогда, если жид богач и приобрел влияние во всей окрестности. Мужик всегда говорит жиду ты, обругает его, а корчмарю даже наплюет в глаза. И странно, жид с своей стороны никогда не чувствует себя обиженным оскорбительными выходками мужика.
К мадьярским властям, именно к разного рода чиновникам, относится угрорус более с боязнию, чем с почтением. Угрорус убежден, что все паны для того и существуют, чтобы обдирать бедного мужика и чтобы наполнять свои карманы мужицким достоянием. Угрорусский мужик живет в том убеждении, что все суды, тяжбы, секвестры, экзекуции придуманы для того, чтобы под прикрытием всех этих разнообразных сделок и махинаций, кровавым потом приобретенныя деньжонки мужика переходили в карманы панов. Убедить мужика, что он ошибается, думая таким образом о панах, нет ни какой возможности. Он выслушает обьяснения терпеливо, не будет возражать ничего, а про себя думает: говори здоров, и ты пан, тебе так и следует говорить в панскую пользу.
…Кроме того, что угрорусы - трудолюбивый, мирный, любящий свою сторону и свои предания народ - это народ и глубоко набожный. О религиозных чувствах угрорусского народа свидетельствуют те прекрасные каменные Божии Храмы, которые, несмотря на убожество угрорусского народа, красуются по всей Угорской Руси. Угрорусы жертвуют всем во славу Божию: они по большей части создали уже и созидают поднесь прекрасные каменные церкви, прекрасные приходские дома и училища, украшают свои церкви и ходят прилежно в церковь. В воскресенье и праздничные дни церкви везде переполнены молящимся народом; пред праздником Успения и Рождества Пресвятой Богородицы дороги усеяны богомольцами, идущими с крестами и хоругвями в монастырь Мукачевский, Мария-Повчанский и Мстичевский. Пред Сошествием Святого Духа богомольцы стекаются в монастыри Краснобродский и Мало-Березницкий, а пред Воздвижением Честного и Животворящего Креста в монастыри: Хуст-Боронявский и Буковецкий. Кроме этих общественных богомолений угрорусы и отдельно любят заказывать литургии, панихиды, парастасы, молебны и проч. Есть приходы, где приходские священники ежедневно отправляют божественную литургию и поминки по усопшим. Парастасы служатся обыкновенно осенью. В задушные (родительские) субботы народ с приношениями идет в церковь; есть приходы, в которых, в эти дни, церковь переполнена калачами, пшеницей, яйцами и всякого рода плодами…
Церкви строятся на Угорской Руси по православному. Богослужение православное, посты и праздники соблюдаются православные, духовенство женатое, молятся по нашему, обряд соблюдают Греко-восточный, таинства принимают по уставу Святой Восточной Православной Церкви. Возможно-ли такой народ назвать не православным? Или он в том виноват, что несколько иереев, всего около 60, два столетия тому назад приняли унию, но и те не вследствие убеждения в правоте учения римских католиков, а из чисто мирских побуждений (чтобы не угнетали их и чтобы ставили их наравне с римскокатолическим духовенством)? или он  в том виноват, что после того правительство стало враждебно относится к православным, и православных епископов заместило униатскими? Народ в этом вполне не виноват и он совершенно непричастен вине недобросовестных своих правителей. Угрорусы считают себя православными, а на римских католиков, которых зовут папищами, смотрят как на людей чуждого им вероисповедания.
...Главная отличительная черта угрорусского духовенства состоит в том, что оно непрестанно силится выпутаться из своего бедственного положения и старается выбиться не собственными силами, а посредством государственных пособий. Угрорусское духовенство, кажется уже столетия тому назад, имело лишь одну цель, чтобы сделаться равным с римско-католическими плебанами, чтобы попанеть. Кажется, и теми 60-ю священниками, которые в Унгваре (Ужгороде) в 1649 году согласились принять унию, руководило это желание. Иезуиты и римско-католические прелаты, разумеется, сумели воспользоваться этим задушевным желанием угрорусского духовенства: они обежали им, что сделают их равными плебанам, что они будут паны, только-бы приняли унию. Как только нашлись такие, что подписали условия унии, римским католикам уже было за что зацепиться - они сумели прочих насилием привести к унии. Угрорусов стали посылать в римско-католические семинарии; здесь набрались они панского духа, а возратясь на родину, стали подражать плебанам. Невольно приходит на мысль басня о лопнувшей лягушке и воле. Усиливаясь сделаться панами, угрорусское духовенство обнищало, обеднело, - лягушка лопнула, и теперь каждый священник только и думает о том, чтобы высвободиться из бедственного своего положения. Всему этому бедственному положению причина та, что прежний простой образ жизни этого духовенства изменился, что оно стало подражать панам, жить выше своего состояния, что смиренные отцы сделались панами. Римские католики знали, что делают, они вкоренили в простые души кичливый дух, заставили простых церковнослужителей одеваться, пить, есть по-папски, но не дали для этого никаких средств, так что новоявленному пану не на что было переменить на сапоги свои прежние лапти. Эта-та спесь и желание поблестеть и составляет ныне отличительную черту угрорусского духовенства. (Угорская Русь, Спб, 1896)
Ярославнынъ гласъ слышитъся,
Зегзицею, незнаемЪ, рано кичеть:
Полечю, рече, зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ КаялЪ рЪцЪ,
оутру князю кровавыя его раны
на жестоцЪмъ его тЪлЪ
А.С. Петрушевич. Слово о полку Игореве
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_234.htm
Заклинанания Ярославны ГалическОй
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_666.htm
Так же точно в украинской истории затушевывается и умаляется или даже скрывается такой важный факт, как поочередное передвижение главных центров Руси и прямая и беспрерывная преемственность государственности. Правда, в ней упоминается, что после падения Киева поднялись на юго-западе Галич и на северо-востоке Суздаль и затем Москва, но связи между ними нет никакой. Ни словечком в ней не упоминается о такой великой исторической личности, как Петр Ратенский, уроженец Галичины и бывший игумен монастыря на реке Рать (в Жолковском уезде), который был впоследствии первым митрополитом Московским, советчиком и сотрудником великого князя Московского Ивана Данииловича Калиты в его великом деле собирания русских земель вокруг Москвы, и который за свои громадные заслуги также для Русской Православной Церкви причислен к лику святых (С.Ю. Бендасюк)
Петр Ратенский
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_677.htm
Да Подольская земля обилна всем. Русская земля да будет богом хранима; боже, сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не справедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней
Русин Афонасий. Хожение за три моря
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_652.htm
Сказую бо вам тайну великую: як диявол толикую зависть имает на словенский язык, же ледве жив от гнЪва; рад бы его до щеты погубил и всю борбу свою на тое двигнул, да его обмерзит и во огиду и ненавист приведет. И што нЪкоторие наши на словенский язык хулят и не любят, да знаеши запевно, як того майстра дЪйством и рыганем духа его поднявши творят. Ато для того диявол на словенский язык борбу тую мает, зане ж ест плодоноснЪйший от всЪх языков и богу любимший: понеж без поганских хитростей и руководств, се ж ест граматик, рыторык, диалектик и прочих коварств тщеславных, диявола вомЪстных, простым прилежным читанием, без всякого ухищрения, к богу приводит, простоту и смиренне будует и духа святого подемлет
Иван Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_211.htm
Лишенное в течение веков обширной самостоятельной деятельности, русское общество не привыкло брать на себя инициативу в каком-нибудь деле, в котором затрагиваются интересы держав, находящихся почему либо в лучших отношениях с нашим правительством. Оно будто забыло, что есть другие русские, живущие в другом государстве, не великороссы, правда, но все же принадлежащие к одному русскому отделу славянского племени. Мы не говорим, чтобы русский народ должен был желать объединения их с ним в одном государстве, при тех же политических условиях, в которых он сам очутился. На это, узнавши лучше условия жизни, едва ли согласится русский народ Австро-Венгрии, о котором мы говорим. Едва ли променяют те условия жизни, в которых им преподают на родном наречии, при которых он имеет возможность писать на нем, имеет право высказывать свои желания и добиваться их удовлетворения. Но это не может помешать родному чувству, которое он должен чувствовать к русскому народу. Политические границы, отрезавшие от русского народа часть его, не должны, да и не могут окончательно разорвать их, заставить забыть свое кровное родство. Они не могут заглушить в нас то чувство обиды, которое чувствуется при известиях и фактах об оскорблении нашей национальности за пределами нашего государства презрительным к ней отношением; они не могут заглушить негодования, в нас являющегося, при известиях о систематическом стеснении, угнетении и, наконец, совершенной смерти русского народа, отдаленной, но все же родной его части. Кто действительно русский, тот не может заставить заглушить в себе чувства ужаса, вызываемого в нем новейшими событиями в Угорской Руси. Неужели мы дадим погибнуть в бессильной борьбе русскому народу в Венгрии, неужели все равно для русского общества гибель 500-600 тысяч своих родичей и обращение их в заклятых врагов не России, а русского народа - мадьяр. Но, может быть, наше общество не знало об этом, может быть. Не обращалось его внимание на это крайнее положение части русского народа? Это не будет верно: чуть не каждый год известие за известием летит к нам из Угорской Руси о крайнем ее положении. И, наконец, в этом году эти известия закончились последним известием - воззванием к русскому обществу
В.И. Вернадский. Угорская Русь с 1848 г.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_16.htm
Голос из Угорской Руси
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_725.htm
Еще до Карпатскихъ горъ услышишь русскую молвь, и за горами еще, кое-гдЪ
отзовется какъ будто родное слово
Н.В. Гоголь
Карпаты являются общеславянской прародиной, откуда въ VII вЪкЪ славянскiя племена разселились въ разныя стороны. Находясь на рубежЪ между Русью и Польшей, Галичина постоянно служила предметомъ спора между этими двумя государствами. Въ 981 году русскiй князь Владимiръ Великiй завоевалъ у Польши Червонную Русь или Червенскiе города. Однако, междоусобица, начавшаяся послЪ смерти Владимiра, привела къ тому, что польскiй король Болеславъ Храбрый въ 1018 году присоединилъ эти города вновъ къ ПольшЪ. ПослЪ смерти Болеслава Храбраго, русскiй князь Ярославъ Мудрый въ 1031 году снова отвоевалъ у Польши Червонную Русь. ПослЪ смерти Ярослава Мудраго (1054г.) Русъ была раздЪлена на удЪлы, причемъ на западЪ русскаго государства образовалось четыре княжества: Владимiро-Волынское, Перемышльское, Звенигородское и Теребовльское.
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
моя душа бунтовалась против беззастенчивого затирания следов Руси на нашей земле. Я задумал составить пособие, в котором решил вывести на свет отвергнутых и отстаивать Русь. Мне хотелось осведомить молодое поколение и указать будущему исследователю на то, что галицко-русская письменность является органической частью обще-русской литературы, хотя она развивалась в особых, исключительно тяжелых условиях польского и австрийского ига
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm
В то время, когда славяно-русский табор считал своим священным долгом беречь и отстаивать историческое имя своих предков, имя Руси, озаряющее на протяжении долгих столетий хижины многомиллионного русского народа, лагерь германофильского направления, к большому удивлению самих врагов Славянства, с легким сердцем отказался от своего исторического русского имени, забросал его насмешками и грязью, заменил его областным в Прикарпатье чуждым понятием Украина и вместе с немцами принялся всех и все, что носило печать Руси, преследовать и уничтожать
В.Р. Ваврик. Галицкая Русь в 1914
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_709.htm
Русины, однако, жили не только в низовье Эльбы и близких областях, но и дальше на юг и восток. Одной из стариннейших и коренных областей их является Прикарпатская Русь. В настоящее время это, повидимому, самая чистая, если так можно выразиться, ветвь древней Руси. Именно здесь кровно и мовно наиболее удержалась древняя Русь. Киевская Русь, Московская Русь, - это уже ушедшие далеко в сторону и изменившиеся ветви когда-то весьма древнего корня. Есть данные, говорящие в пользу того, что русины появились в Прикарпатье за 650 лет до Р.Х.
Сергей Лесной. Карпаторус или украинец?
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_662.htm
Таким образом, на правобережье Днестра раннеславянская культура эпоха полей погребений в VI-IXвв. Постепенно переходит в древнерусскую культуру. Древнерусские племена на территории Молдавии - не случайные поздние пришельцы в Среднем и Нижнем Поднестровье, а коренное исконное поселение, органически связанное с предшествующим населением
Г.Б. Федоров. Тиверцы
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_280.htm
Итак, по письменным источникам и археологическим данным, основным населением Поднестровья в VI-VIIвв. были Славяне. Его северную часть населяли склавины, а южную - родственные склавинам анты, имевшие определенные контакты с кочевниками южных степей
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Древнерусское Поднестровье
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_241.htm
Н.А. Чаплыгина. Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I - начале III в. н.э.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_274.htm
Л.В. Вакуленко, О.М. Приходнюк. Место и соотношение Славянских древностей I тыс. н.э.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_275.htm
Славянорусское население в северновосточной Угорщине столь же древне, как галицко-русское. Мадьяре, пришедши в эту страну, нашли уже на южном скате Карпатских гор не только многочисленный народ, но и города: Ужгород (Ungvar) на реке Уж или Уг, Мукачево (Munkacs) на реке Латорице и др. И по сю пору русский люд населяет всю южную полость Карпат от реки Попрад (у подошвы Татров) до верховьев реки Тисы (под Чорногорой); он живет в столицах или жупанах Спижской, Шаришской, Земненской (Zemplen) (где он сильно смешан со Словаками), в Ужгородской, Бережско-Угочской (Beregh-Ugocsa) и Мараморошской сплошными массами. Так называемая Верховина или Верховинский уезд заселен чистоРусским народонаселением. В первых столицах Русский народ в своем наречии, народном быте и костюме, многим похож на Словаков, в последних же сохранил чище русский тип (Я.Ф. Головацкий, О народной одежде и убранстве русинов или русских в Галичине и Северо-восточной Венгрии, СПб, 1877)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_151.htm
В 1842г. Надеждин высказал мысль, что на Карпатах - между прочим в нынешней Угорской Руси и следует искать начало нашей исторической жизни.
- До сих пор, говорит Надеждин, все изследования наших историков, этнографов и археологов обращались преимущественно, даже можно сказать исключительно на Русь, заключающуюся в обширных пределах Российского государства. И здесь еще, особенно, впрочем весьма естественное предпочтение, оказывалось Руси Северо-Восточной, основательнице настоящей славы и величия имени русского. Русь Юго-Западная, коей чистейшая и самообразнейшая часть Юго-Западной часть уходит из пределов Российской Империи, простирается за Карпат до Дуная, во всю длину его течения по древней Паннонии - эта Русь едва удостаивалась мимоходного упоминания в предисловиях к Русским историям. Доходило даже жо того, что сознание нашего кровного родства и единства с Юго-Западными нашими соименинниками - сознание столь ясное и живое, как нпр. во времена Герберштейна, который всех Руссов признавал и называл равно Руссами - затмевалось совершенно в новейших бытописателях и изследователях, впрочем достойных всякого уважения своею ученостью и добросовестностью. Причина тому, очевидно, заключалась в ложном предубеждении, распространенном Венгерцами, а в след за ними и другими европейскими историками, как, с нелепых слов безыменного нотария короля Белы, повторяли в один голос, что Руссы Венгерские увлечены за Карпат из нашей Украины Мадьярами, которые потом бросили их, как безполезную тягость, при пороге своего распространения в Паннонии. За тем еще позднейшее переселение Федора Кориантовича из Подолия в Мункач - считалось второю эпохою, с которой за-Карпатье наполнилось Руссами. При таких предположениях понятно, что пребывание нынешних Русняков признавалось недостойным занимать место в древней истории и археологии народа Русского. Я был точно того же мнения, пока не познакомился лично с Венгерскими Русняками, с местностью их настоящих жилищ и окружных стран, с преданиями, искони существовавшими у Карпато-Руссов, равно как и преданиями самих Венгерцев и других окрестных народов, в их полноте и чистоте, из самих источников. Напротив того, я теперь убедился вполне, неопровержимыми доказательствами, что русская стихия простиралась на юго-запад, по обе стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторжения Мадьяров в Паннонию; что Мадьяры не привели сюда с собой руссов, а нашли их здесь, осилили, расположились жить и господствовать меж них, и таким образом разорвали то непосредственное соседство, в котором Руссы, по свидетельству и наших отечественных и чужих преданий, находились некогда с Сербами, Хорватами и Славяно-Чехами. Доказательства, на коих основалось мое переубеждение суть: исторические, этнографические, топографические и даже лингвистические. На сей раз упомяну об одном у нас едва-ли известном факте, но которого важность чрезвычайна: в Трансильвании, в сокровеннейших ущельях Карпата, при истоке Ольты, между Румынами, Мадьяро-Секлерами и Саксами, находятся деревни, которые по сие время называются Русскими, жители которых, на памяти живущего поколения, говорили еще между собою по-русски, т.е. Карпато-Русинским языком (Н. Надеждин, Записки о путешествии по южным странам, 1842)...Укажу еще одно обстоятельство, имеющее, на мой взгляд, прямое отношение к связи Карпатской территории с Киевом. Имею в виду известное обращение Олега к киевским князьям Оскольду и Диру: яко гость есмь подугорский, идем в Греки от Олега князя и Игоря княжича да придете к нам, к родом своим (Воск. Соф. Ник. Тв., в Новг. - творящася подугорьскыми гостьми). Выражение - гость подугорский - казалось очень безсмысленным Шлецеру (wie lacherlich) и его последователю Н. Ламбину (нелепое чтение)…Смысл Олеговой хитрости обьясняется существующим и ноныне названием части Карпатской территории - Подгорье, которое в древности, быть может, звучало как Подугорье. (И.П. Филевич. Угорская Русь и связанные с нею вопросы и задачи русской исторической науки, Варшава, 1894)
До настоящего времени вся северо-восточная часть Угорского королевства почти сплошь заселена русским племенем. Вместе с Галицкою Русью и прилегающею Буковиною она представляет остаток древнейшего сплошного славяно-русского населения на этой территории. Население это занимало склоны русских гор (Карпат) и отсюда спускалось к дунайской долине в юго-западном и юго-восточном направлении. И теперь еще на этом пространстве в названиях рек, живых урочищ и некоторых поселений сохраняются явные доказательства того, какое племя было первоначальным хозяином этой территории. По указаниям местных изследователей в глухих и гористых местах встречаются остатки русского говора не только на левом берегу средней Тисы, но даже и далее к западу (между прочим у села Кобелярова, родины славного Шафарика). Показания нашего летописца о древнейшем местожительстве русского племени на месте нынейшней Угорской и Болгарской, его же свидетельство о пограничности владений Владимира Святого не только с Польшей и Угрией, но и с Чехией, весьма позднее выступление на историческое поприще Румын и тесные связи их с Русью, непринадлежность древнейшей русской территории левой полости Днепра и значительной части озерной области, представляющих уже сравнительно позднейшее приобретение в связи с вышеуказанными следами русских славян не только на Карпатах, но и за Карпатами, следами не затертыми никакими усилиями до настоящего времени - все это с полною убедительностью заставляет считать Карпаты - русскими горами. И теперь еще на них сохранилась русская жизнь, тлеет русский дух. Некогда он развивался здесь вполне свободно и утвердился здесь так крепко, что никакте усилия не могли его вытравить отсюда (И.П. Филевич. Польша и польский вопрос. Москва, 1894)
Писала Краина
З Хуста до Будина,
Што бы нам заслали
Червеного вина.
Бо червено вино
Во погаре скаче,
Не една повгарка
За повгарём плаче.
Не плачьте, повгарьки,
До раз вернемеся,
Пойдеме до Ведня,
Муштру навчимеся.
Песни Угорской Руси
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_254.htm
Письмо от мещан из г. Хуста к эмигрантам в Америке (Город Хуст, январь 7, 1913) С нами Бог! Извещаем Вас, любимые братья, что мы еще жием, тай православная вера у нас жие, но дуже велике у нас гонение. Михайла Палканинца уже три месяца як узяли у темницу за то, що он первый проповедовал православную веру в Хусте, тай за то, що у него - як Вы знаете - отец Алексей служил службу Божу. Коли люде из всего города заявили, що переходят на православие, забрали многих из них разом с Михайлом у темницу. Из наших домов забрали русские книжки и образы. Православная вера расширилася уже аж до Галицкой границы. Народ дуже ея розгневан, що забирают русские книжки и не хотят ходити до униатской церкви. Униатские попы май (слово румынское, прилагаемое для усиления) много виноваты, бо то они нарадили (посоветовали) мадьярам так с нами поступати. Попы заслужили ласку у правительства, а нас называют российскими шпионами. У Хусте и других селах униатские церкви порожны. За православие нас мучат и говорят, се се не мы вас мучим, а мучит вас ваша схиматицка московска вера. Просиме молиться за нас и орудуйте (старайтесь), щобы нам не дали погибнути. Передайте отцу Алексею, що мы остаемся верными чадами православной церкви; нас не разлучит ни огень, ни меч. Будьте здоровы усе хустянски наши братья. Ваш брат
Преследования за православную веру в Угорской Руси (c приложением и снимками подлинных писем), Издание Галицко-русского благотворительного общества,  под редакцией Д.Н. Вергуна, СПб, 1913
Из речи доктора Д.Н. Вергуна, Публичное Собрание (Война на Балканах) в большом зале Дворянского Собрания, под председательством А.А. Столыпина, 22 октября 1912г. (Издание Общества Славянской Взаимности, СПб, 1912)
К Дунаю, Славяне, к Дунаю,
К исконно-славянскому краю
Все помыслы ваши несите!
В заветном бою
За долю свою
Вы с помощью к братьям спешите.
Дунай - колыбель нашей Славы,
Гнездо он Славянской Державы.
При Сам-Царе прадеды наши,
Там бились с врагом,
Хранили свой дом
И пили медовые чаши.
Царь Сам трех имел сыновей,
Надежду славянских людей.
И звали их - Чех, Лях и Рус.
При смерти, отец
Тому дал венец:
Кто вражьих не вынесет уз!
И братья пустилися в мире…
Свобода их вечный кумир,
И бьются, с тех пор без конца,
За имя, за волю,
За лучшую долю,
За гордый завет их отца!
Два брата упали в борьбе,
А младший, покорный судьбе,
Устроил огромное царство…
Да правду внести и братьев спасти
Мешает соседей коварство
Забыли сыны о Дунае…
Иные нагрянули стаи
И заняли прадедов нивы.
Но с давних времен
МанИт нас трезвон
Туда, где Дуная разливы.
Там грянет последний наш бой,
Давно предрешенный судьбой,
Найдется и доля родная.
И там уж стоит,
И братьям трубит,
Славянская стража Дуная
Общество Славянской Взаимности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_723.htm
К северу от границ огромной Римской империи на территории Средне-Дунайской низменности находилась древняя Паннония, населенная тогда в основном вендами, т.е. славянами, относившимися к западной славянской ветви. В Паннонии на берегу Дуная стояла крепость Виндебож или Виндебон, как ее называли римляне. Под защитой толстых каменных стен этой крепости были сооружены древние храмы с идолами, которым поклонялись славяне этой области. Виндебож (впоследствии Вена) занимал господствующее положение на Дунае. Кто владел этой твердыней, тот и мог пользоваться бассейном Дуная для торговых и другого рода сношений. Римляне всячески старались завладеть этой крепостью и в 167-180 гг. н.э. вели упорные бои за Паннонию и ее главную цитадель. Командовал римской армией сам император Марк Аврелий. Ему удалось сдержать натиск северных варваров, но овладеть Виндебожем он не смог и в 180 году умер под его стенами
Крепость Виндебож
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_577.htm
М.С. Дринов. Заселение Балканского полуострова Славянами
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_271.htm
Н.С. Державин. Происхождение молдавского народа
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_310.htm
Юлиан Кулаковский. Карта Европейской Сарматии по Птолемею
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_267.htm
Юлиан Кулаковский.  Аланы по сведениям классических и византийских писателей
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_270.htm
А.М. Ременников. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III веке
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_278.htm
Пускаючи сию перву книжку сборника Наша Родина в свет Божий, остается лишь пожелать ей счастливой дороги: щобы ею радо приняли и сердечно привитали в каждой русской родине, як в соломенной хате, так и в красной палате
Наша Родина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_724.htm
А между тем Русины остаются чем были в своем мирном быту, со своими земледельческими привычками, обрабатывают склоны гор и долины под нивы, сенокосы, сады и огороды, пасут скот на вершинах гор, выделывают сыры, добывают соль, приготовляют лесные сплавы, тешат себя охотой за волками, лисицами, медведями в своих чащах, ведут свои промыслы без помощи фабрик и мануфактур и с стариною быта и обычаев сохраняют и старину нравов, поверий, преданий и воспоминаний
И.И. Срезневский. Русь Угорская
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_299.htm
Наши Обереги Понежде се iде врг на не оберехом сме меще а одерзехом Вещена од МатерСва словесы якожде будоущая нашя iе Слвна i тецехом до смрте яко до празднованя Рщена намо о щасы старе кодыже яхомь храмiе сва Карпенсте i тамо яхомь госте старе верманое арабове i iнi Се бо те гсте Радгоще цтены i тако ящехомь одо ден овех гостiцы сраще честе ны iхва бо чеще Бозе i намо повелеща i цщтемо оны Се бо то iяхом оуказiцу на щасе нашiе абыхомь не хыбе дiеяхомь а Оцем пощесте оуложiхомь

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001