Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Анты и Киевская Русь
от 27.08.08
  
Iсходны словесы


Нiже не опоменемо яко Годь соеднесеше со Егунште на ны а Галареке се верзе од полнще а Егунште о полдне А ту плакала Русколане Боруся елiце же Егунште оброящеша Годь Ту Русь се венздвегла сва сыла а Егунштiе оразiша утворяi крае Онтов а Скуфь Кыеву

Антi
Дощ.7э А то бедехшемо Кравенце а Скуфе Антiве Русы Борусень а Суренжецы
Дощ.32 I се бясте поврждена Рузколане одо Годе Iерменреху А тоi хте жену од роде наше i ту повренжде Се вуцеве наше тещашуте на не Iерменрех розбiеше iе i поврждете Русе Боже Бусе i седел десент iне крыженщ iе I ту смута влiка бясте на Русех
Дощ.7вТенсеце ляте смехом бiлi од Роме i Годе а Сурянта якова бенде со ны Нiже не опоменемо яко Годь соеднесеше со Егунште на ны а Галареке се верзе од полнще а Егунште о полдне А ту плакала Русколане Боруся елiце же Егунште оброящеша Годь Ту Русь се венздвегла сва сыла а Егунштiе оразiша утворяi крае Онтов а Скуфь Кыеву
Дощ.8(27) Тако бо Русколанье падьма до нiць од ГодЪ а Iегуншта звЪжства А тодЪ Кiiска Русе творящесе а Онтува А ГодЪ се устращащеся iде о та вон до Сверензе
Дощ.32 I се по Iегунштех налезе на нь влiка бiда Се б то Обре яко пiсек морстеi якове рщеще дате одерене Русе целоу I темо Обремо ставiхомьсе а ста перехомь А не бысте ладу во Русе i се то Обрi одержесте сiлоу вiтезентства на ны I се вуце Дусе премоущенi бя од Обре дате вое све а гредещете на Грце I сiа вехомь а не iмяхомь iна а тако о Веще удеiехомь подiе вуце i воiе iдяху до Донаю а дале i отудь ся не поврте О тоi щас Волiня рЪкщя о едноще нашiе i рд од рду догоднесе i одержехомь сылу влiку воедень дiан А стеiень щас Оце наше годiщася на она I бе по Обрех
Дощ.36б Се iмяхомь соуще те а не за щас Антевь I тоi Антырiе одерезещь мещем многа лежедь погебещь домь твеi якождь домове в цуждiе не строящуть iнi
Дощ.24а,б Се бо многiа сленжеще косте своiа оболонiе якожде за щасе МезенМiру Тако Антi есьме Iмяхомь ущту i Славу поюще Бозем I такьвы Славiе рщенiе нiколiжде просяще нiжiе Слвоу рцiехомь Се бо те молынь твряще омыiехомьсе тiелесы нашiа i рцiехомь Слву Такожьде пiiмо суре пытвоу о Славоу ту пентекраты дено i огнiцы узгнехомь о доубы I тако Снопа влецiемо а рацiемо хвлу о Не I сьме ДажьБовы внуще i не смiехомь нехатiе Слвы наше А за вiецы се бо Антiе бяхомь по Русколaнi i дрiевле бяхом Русе пребендiехомь оны...Се о Волынь iде опредех i бе врзе яко xopoбря есе I та Волынье первыще родо есе I се осереньцесе овы а i Антiе МезенМiру одержещеть побiеды о Годiе i рострщешеть на обы...
Дощ.24г Iдях оде Тiверсе i до Сынiе море а Суренже до вы i рекохь вамо якоже вiедiехомь само ото i зе старiа земе нашiа споленства Антiева I такоже iесте за многоя крве лiте а по нiе Руса будешеть яко руду лiахомь а тако вжыженью до конце i будеть Ото земе нашiа Славены племены i роды Се бо славiхомь Бозе нiколiже просяще леже славiща сылоу Iех
БоруСлавь
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_196.htm
В исторической науке, никакая, сколько-нибудь обоснованная, историческая конструкция, касающаяся более или менее широкого вопроса, не может явиться совершенно неожиданной. Она неизменно бывает в известной степени подготовлена работами отдельных исследователей, которые, хотя бы и не в отношении всего данного вопроса, а какой-либо его детали, уже провидели возможность нового научного построения или же начинали прокладывать к нему новые пyти. И чем многочисленнее подобные предшественники, тем больше гарантии того, что в новой исторической конструкции заключается какая-то несомненная доля истины
...Антский военный союз и был той первой государственной формой, с которой познакомилась и в условиях которой сравнительно долго находилась значительная часть восточного славянства за несколько веков до появления в ея среде скандинавов.
Д.М. Одинец. Антский военный союз. Из книги - Возникновение государственного строя у восточных Славян. Париж, Издание: Современные записки, 1935, 184с.  
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_246.htm
http://www.mediafire.com/?m9xoy2ax8j3841e 3.3Мб
Гунно-антский период (370-558 гг. н.э.)
Аваро-антский период (558-650 гг.)  
Г.В. Вернадский. Древняя Русь. (1943г.)
http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv1.htm
…Общественный строй антов представляет для нас особый интерес, так как позволяет определить тот фундамент, на котором возникло Киевское государство.
Еще с XVIIIв. существуют два способа изображать древних славян - один из них дает нам тихих, мирных людей вроде тех славянских гусляров, которых, по описанию Феофана, император Маврикий встретил в Даонии. Три славянина больше года шли от берегов океана к императору; единственным их оружием были гусли. Иного они будто бы и не знали. Легендарность этого сообщения так же очевидна, как и упоминания Феофана (двумя строками выше) о рождении ребенка с рыбьим хвостом (Летопись византийца Феофана, перевод Оболенского и Терновского, М., 1890).
Славяне, изображенные по второму способу, выглядят кровожадными чудовищами, поджигающими и грабящими культурные византийские города.
Сделаем попытку подойти к источникам не с точки зрения выборки из них желаемых мест, подкрепляющих определенную тенденциозную мысль, а с точки зрения синтеза всех сведений.
Целый ряд византийских свидетельств говорит нам о родовом строе у славян и антов в VIв.
- Эти народы, Славяне и Анты, не подчиняются  одному человеку, но исстари живут в демократии: поэтому обо всем, что для них полезно или вредно, они рассуждают сообща (Прокопий).
- Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить (Маврикий)
- У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом (Маврикий).
Перед нами - картина отдельных, враждующих между собой родов и племен, не спаянных еще никакой единой властью. Родовое жилище нам уже знакомо, это городище с комплексом землянок, соединенных внутренними переходами в одно целое. Обьем племени по археологическим материалам еще не удалось установить; по данным Феофана, столица одного племенного князька от границы владений другого князька отстояла на 30 фарсангов, т.е. приблизительный диаметр племенной территории равнялся 300км (принимая, что столица князя Мусокия лежала в центре его земли и от нее в каждую сторону было по 300 фарсангов).
В событиях IVв. мы видим рядом с антским князем 70 старейшин. Множественность племен, меняющих свои названия, отмечено Иорданом. Несколько раз упоминается общий совет, племенное вече антов. Но это вече далеко не всегда приходит к определенным решениям, частые споры препятствуют этому.
Антский род VIв. знает правовую месть. О мести за гостя говорит Маврикий:
Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина или по его нерадивости, - тот кто ему доверил гостя, поднимет против него войну и считает своей священной обязанностью отомстить за гостя.
Кровавая месть за сородича-анта явилась, по всей вероятности, причиной войны между антами и склавинами, после убийства Хилвуда.
Род был, вероятно уже патриархальным, так как счет родства велся по отцовской линии (Межамир сын Идаричев). У антов были уже свои дружины. Судя по одному месту из Стратегикона Маврикия, можно думать, что часть антских дружин составлялась по древнему возрастному принципу: военную дружину составляли юноши, молодые люди.
Система религиозных представлений антов обрисована Прокопием так: Одного Бога-Громовержца признают они владыкой всего мира и в жертву ему приносят быков и всякого рода священных животных. Судьбы они совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей…Поклоняются также рекам и нимфам и другим божествам и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают.
В этом неполном, беглом очерке мы узнаем анимистические представления, характерные и для более позднего времени. Поклонение источникам и кладезям в дальнейшем явится обьектом наиболее частых нападок церкви.
Громовержец - это разумеется Перун. Археология может добавить родовые кладбища, веру в загробную жизнь (погребение с вещами).
Искусство родового общества антов нам почти совершенно неизвестно. Можно только предполагать, что оно было теснее связано с культом, чем в позднейшее время.
Открытие изумительной преемственности культовых изображений между скифо-сарматским миром и позднейшим славянским, позволяет предполагать, что анты были неизбежным промежуточным звеном, воспринявшим часть скифо-сарматских религиозных представлений и передавшим их Киевской Руси, а через нее и далее (В.А. Городцов, дако-сарматские элементы в русском народном творчестве, Труды Гос. Ист. Музея, 1926. Там же, Л.А. Динцес, Русская глиняная игрушка, М.-Л., 1936).
Глиняные изображения матери-Земли, вышивки на полотенцах с изображением этой же богини и всадников около нее (убрусцы почти всегда сопровождают культ источников и деревьев) - все это скифское наследие теоретически надо предполагать у антов.
Выше был рассмотрен родовой строй у антов в его еще не нарушенном виде, но VI столетие, когда византийцы вплотную столкнулись с нахлынувшими на них волнами антов и славян, тем и интересно, что наряду с классическими чертами родового общества намечается целый ряд новых явлений, разрушающих незыблемость первобытно-общинных отношений.
Именно в это время появляются новые городища, укрепления которых свидетельствуют об усилении межродовых столкновений, о связанном с этим росте дружин. В VIв. антские племена составляют союз, иногда противопоставляемый склавинскому союзу. Во время военной опасности мы видим уже во главе антского союза не 70 старейшин с военным вождем Божем, а одного влиятельного и родовитого человека, который своею властью мог разрушить завоевательные планы аваров. По свидетельству Менандра, около 558г., когда авары воевали с антами, в ханскую ставку был послан ант Межамир Идарич, брат Келагаста, для выкупа пленных. Межамир держал себя с хаканом дерзко и надменно. Один кутургур уговаривал Хана: Этот человек имеет большую власть и антов и может сильно повредить своим врагам. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на их землю -. Убийство Межамира действительно принесло аварам временную победу. Межамир Идарич мог быть князем целого племенного союза антов, так как иначе он не был бы так страшен для аваров. Указание на его отца и брата, говорит о его родовитости, а, может быть, и о том, что власть такого князя превращалась в наследственную.
Спустя двадцать лет после этих событий Менандр рисует еще одну картину славяно-аварских отношений. На этот раз действие происходит на Нижнем Дунае, где поселения антов и славян соприкасались.
- Аварский хакан (Баян) отправил посольство к Лаврите (вариант: Дабрите) и к важнейшим князьям славянского народа, требуя чтоб они покорились аварам и обязались платить дань. Лаврита и славянские князья отвечали: Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи -.
Князь, подобный Лаврите, стоял во главе важнейших князей народа, привык к завоевательным походам и возлагает большие надежды на мечи своей дружины. Неудивительно, что византийские политики прилагали все усилия к тому, чтобы разьединить славянские и антские племена и не дать им обьединиться под общей единой властью (Маврикий). Одним из приемов византийцев было приглашение антских и славянских князей на византийскую военную службу.
Уже в 469г. начальником фракийских войск был Анангаст, ант или славянин по происхождению. В 530-е годы ант Хвилибуд (Хилвудий) начальствует над греческим гарнизоном по Дунаю (его, анта, направили не против сородичей-антов, а против склавинов).
В середине VIв. на высоком посту начальника византийской черноморской эскадры видим анта Доброгаста. В это же время в числе военачальников упоминается ант Всегорд.
Но эти меры, применявшиеся еще Римом, по отношению к германским вождям, не могли предотвратить катастрофы. Рим был завоеван германскими дружинами в Vв.. Византия была завоевана антско-славянскими дружинами в VIв. Однородность этого процесса и на западе и на востоке, к сожалению, мало привлекала внимание историков.
…С того времени, как Юстиниан принял господство над Ромеями (527г.), гунны, славяне и анты, почти ежегодно опустошая Империю и всю Фракию, приносили жителям этих стран непоправимые бедствия. При каждом вторжении убитых и взятых в плен ромеев было больше, чем по 20 мириад. Вся земля становилась какой-то скифской пустыней (Прокопий).
Отдельные набеги антских дружин начались еще раньше, около 519г., а затем следует целая цепь печальных повествований византийских и готских историков о том: как теперь за грехи наши они повсюду свирепствуют (Иордан).
О времени императора Тиверия (578-582гг.) историк Иоанн Эфесский пишет, что славяне, занимаясь грабежом, убийствами и поджогами, разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих ромеев. А между тем, это были простые люди, которые не смели выходить из своих лесов и не умели пользоваться оружием.
Начиная с VI века история антской земли очень напоминает историю Киевской Руси в эпоху Святослава: основное население живет на своих старых местах, а дружина: чюжея земли ищет и блюдет, а своея ся охабив.
История антов раздваивается, часть их попрежнему занимает Приднепровье, часть же захватывает Балканский полуостров и остается там, теряя свое специфическое имя антов и растворяясь в общей массе Славян.
Но так же, как Святослав, в конце концов, вернулся в Киев, так и князья VIв. очень часто ограничивались только набегом на Византию и возвращались домой на берега Днестра, Днепра, Десны, Сейма и Воркслы.
- Анты, ворвавшись в страны фракийские, ограбили и захватили в плен множество тамошних ромеев, которых увели в свое отечество (Прокопий).
Менялась ли коренная антская земля, их отечество, от этих походов? Достаточно взглянуть на археологическую карту, чтобы убедиться в существенных изменениях. Вдоль всей лесостепной полосы идет цепь кладов дорогих византийских вещей из золота и серебра с клеймами константинопольских мастерских, с подписями  епископов окраинных византийских городов. Из наиболее известных назову клады Суджанский, Обоянский, Перещепинский. Обилие кладов напоминает слова Маврикия: они закапывают в землю в потайных местах, скрывая от глаз, все, что приобретают.
Веши, находимые в кладах, датируются не ранее IV-Vвв., следовательно, V-VIвв. являются наиболее вероятной эпохой их зарытия новыми владельцами, т.е. как раз то время, когда анты ежегодно нападают на Византию.
Плохая традиция археологической науки стремилась распределить эти клады между любыми народами, так или иначе упоминавшимися в связи с Восточной Европой, но ни разу не назвала антов. Эти клады приписывали готам, хотя все они были зарыты спустя сотни лет после ухода готов из степей, приписывали их аварам, хотя авары в южнорусских степях были всего лишь десяток лет. Настоящими хозяевами этих сокровищ надо считать антов, грабивших в VIв. византийские города и возвращавшихся с добычей на родину. Некоторые клады накапливались, очевидно несколькими поколениями. Клады содержат в себе кубки, кувшины, блюда, фалады, браслеты, аграфы, мечи, пряжки и т.д.
Вес золота в некоторых кладах превышает 20 кг. (В составе перещипинского клада (возле Полтавы), к которому относится эта цифра, были: блюда и вазы, тарелки, кувшины, вызолоченная амфора с греческой надписью, 10 стаканчиков, и золотых кубков со специальным приспособлением для звона, ритон, гривна, браслеты, два меча, пара стремян, многочисленные нашивные бляшки, подвески, накладки на седло и византийские монеты VIIв. На одном блюде имеется подпись: Из ветхости возобновлено Патерном, почтенным епископом нашим. Аминь. - Среди вещей имеются обломки епископского посоха. Патерн был епископом Скифии в 520-х годах. Его резиденция, город Томи, неоднократно подвергалась нападению варварских отрядов. В 544г. епископам городов Томи и Одессы было предписано продавать церковное имущество для выкупа пленных. Возможно, что именно тогда какой-то приднепровский князь и получил это блюдо. Впоследствие имущество его все время пополнялось и сокровище было зарыто его потомком во второй половине VIIвв.). Совершенно естественно, что владельцы подобных сокровищ были неизмеримо богаче своих сородичей, появилось имущественное неравенство, возраставшее с каждым удачным походом.
…Под 375г. упоминаются анты, как население Приднепровья. После смерти Германариха остготский король Винитар, стремясь показать свою храбрость, пошел войною на антов. Напав на них, он в первой битве был разбит, но потом победил и распял их царя Божа с его сыновьями и 70 старейшинами в качестве страшного примера, чтобы висевшие трупы внушали большой страх подданным (Иордан).
Вскоре Винитар был убит гуннским ханом Баламиром, и готы были покорены, а вскоре и совершенно очистили Причерноморские степи.
В Vв. нет никаких упоминаний об антах. Известно, что в это время в гуннских и византийских войсках служили славяне. К концу Vв. славянские дружины начинают появляться у северной границы Византии, в VIв. началось чуть ли не ежегодное проникновение славян и антов за рубежи империи. Фракийская граница была ослаблена восстанием Виталиана 514-515гг., и вот уже около 519г. анты, перешедшие большим войском Дунай, вторглись в земли ромеев. Временно их удалось удержать стратегу Герману; на несколько лет наступает затишье.
Но с 527г., когда воцарился Юстиниан, анты и славяне грабят Византию, уводя пленных. Около этого времени в Приднепровье появляются клады, составленные из захваченных во время походов вещей. Вполне возможно, что, кроме, юго-западного направления походов, в это время (а может быть и несколько раньше) существовало и южное направление на Причерноморские города, так как на это указывает состав кладов. На VIв. падают  все те изменения в социальном строе антов, которые были указаны выше. Внутреннее изменения порождали грабительские походы, а эти походы, в свою очередь, усиливали внутренние изменения, приводящие к распаду первоначальных родовых отношений.
В VIв. часть приднепровских дружин вступает на путь широких вторжений в Восточно-римскую империю. С этого времени антов можно встретить и на Дунае, и в Италии, и далеко в глубине Балканского полуострова, и в районе Азовского моря, а возможно, что и малая Азия и арабский халифат, и Кахетия видели у себя рослых и сильных антских воинов, известных им под собирательным именем Славян.
Анты наряду со Славянами становятся грозой для Восточной Римской Империи.
Юстиниан строит для защиты от них 80 крепостей от Дуная до Белгорода на Черном море. Всего в Европейской части империи построено около 600 крепостей.
В VIIв. византийские историки перестают интересоваться антами. У них много дела с аварами и с теми славянами, которые уже хозяйничали внутри империи. Болгарская орда Аспаруха окончательно отрезала антов от Византии в 675г.
В VIIв. завоевание Византии проводится особенно интенсивно, славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до древней Спарты, где разместились славянские племена Езерцев и Милян. После того как авары собирались - в конец истребить  - дунайских антов, возможно, что им и удалось изолировать их от Византии, тем более, что аварам в начале VIIв. стали подчинены и болгары. Любопытно отметить, что вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов-однодревок в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, На Эпир, Ахайю. В 610г. с моря и с суши осаждают Солунь, в 623г. славянский флот нападает на Крит, в 642г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию. Очень соблазнительно поставить в связь эти морские походы с событиями на Дунае: авары оттеснили антов, издавна владевших морским побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринять морские походы. Отмечу, что пополнение антских сокровищ византийскими вещами в VIIв. не прекратилось.
В Восточной Европе в это время формировалось и укреплялось Хазарское государство, постепенно втянувшее в свою орбиту и ряд антских племен (позднейшие поляне, северяне, радимичи, вятичи).
В VIIв. у западных славян возникает в борьбе с аварами мощный племенной союз чехов, мораван, хорутанцев и сербов с Само во главе (627-662гг.).
В VIII складываются племенные союзы у полабских славян. Вероятно, в это же время на территории антов формируются те племена, которые известны нам по летописи.
Материальная культура древнерусских племен IX-XIвв. сохранила много общих черт с материальной культурой антов. Непосредственная преемственность чувствуется во многом. Височные кольца, подвески, бусы и т.д. сближают антские клады с курганами Киевской Руси.
Антские мечи (послужившие, вероятно материалом для известной легенды о полянской дани хазарам) имеют ряд аналогий в мечах Xв. (не франского типа).
…Войны Святослава с Цимисхием переносят нас далеко назад, когда вокруг того же Доростола шла борьба между антами и византийцами.
Возможно, что отзвуком древних антских походов к границам Византии является комментарий автора Повести Временных Лет и рассказ о Кие, Щеке и Хориве.
Анты - не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры. Предшественниками Олега и Игоря были Межамир Идарич, Хвилибуд и неизвестные нам по именам владельцы приднепровских кладов. Начало в IXв. грабительских набегов норманнов, привлеченных богатством Киева и его окружения, норманнов, только что вступивших в эту стадию развития, которую приднепровские славяне уже изживали, никакой эпохи не составило и не могло составить.
Варяги не могли создать никакой новой культуры, не могли повлиять на способ производства, на социальные отношения: горсточка искателей приключений попала в старую, устойчивую приднепровскую культурную среду и очень быстро совершенно растворилась в ней. - Варяжская закваска - это недоброкачественный миф, созданный норманистами и поддерживаемый современными фашистами.
Предпосылки для создания государства Ярослава Мудрого начали накапливаться не в IXв., а за триста лет до варягов, в силу чего и историю Киевской Руси надо начинать не с Рюрика и Олега, а с Божа и Межемира, с первых походов на Византию в VI столетии.
Б.А. Рыбаков. Анты и Киевская Русь, Вестник древней истории, 1939, 1, с.319-337
http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vdi.htm#1939-1
Прокопий донес до нас и уникальные сведения о древних славянах - склавинах и антах.
...племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав (смерти), жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение. Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют (на себе) ни хитона, ни (грубого) плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни (их) грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, - впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте (своей) они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали спорами, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра (Ргосор. VII. 22-30: 11. Р. 357. 9-358. 26; цит. по: Свод. 1991. Т.I. c.183-185)
***
Четвертая глава XI книги Стратегикона Маврикия (539-602) специально посвящена славянам (склавам) и антам:
Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы. Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве. Живут они среди лесов, рек, болот и труднопреодолимых озер, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; все ценное из своих вещей они зарывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки...Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не желают...Они вообще вероломны и ненадежны в соглашениях, уступая скорее страху, нежели дарам. Так как господствуют у них различные мнения, они либо не приходят к соглашению, либо, даже если и соглашаются, то решенное тотчас же нарушают другие, поскольку все думают противоположное друг другу и ни один не желает уступить другому...Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к границам, а на других нападать, дабы враждебность ко всем не привела бы к (их) объединению или монархии (Maur. XI. 4; цит. по: Свод. 1991. Т.I. c.369-375)
***
Се бо славiхомь Бозе нiколiже просяще леже славiща сылоу Iех

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001