Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Древнерусское Поднестровье
от 05.08.08
  
Iсходны словесы


Географ Баварский (40-70-е гг. IXв.) упоминает ряд земель и народов, которые могут быть сопоставлены с восточнославянскими: бужане (Busani) имеют 231 город; северяне? (Sebbirozi) имеют 90 городов; уличи (Unlizi) - многочисленный народ, 418 городов; тиверцы? (Attorozi) имеют 148 городов, народ наиболее необузданный; волыняне? (Uelunzani) - 70 городов; русь (Ruzzi); древляне? (Forsderen Liudi - лесные люди), поляне? (Opolini) - 20 городов

Древние Славяне Поднестровья Поднестровье является одной из древнейших территорий славянской цивилизации. Именно с Днестром связываются первые письменные упоминания о Славянах под их собственным именем - склавины. Готский историк VI в. Иордан отметил, что Днестр (Данастр) течет по славянской земле и разделяет славян на две большие группы: склавинов и антов. Днестр фигурирует и в тех источниках, где идет речь о расселении восточных славян VIII-IX вв. Древнерусский летописец Нестор в недатированной части Повести Временных Лет писал, что в Поднестровье жили восточные Славяне уличи и тиверцы: уличи и тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. По сведениям этого же автора, Славяне Поднестровья принимали активное участие в политической жизни Киевской Руси. Еще больше ценных данных о социально-экономической, политической и культурной жизни славяно-русского населения Поднестровья XII-XIII вв. имеется в Галицко-Волынской и других древних русских летописях, а также иностранных хрониках. Письменные документы убедительно говорят о древнем заселении Поднестровья Славянами, о принадлежности этих земель Древней Руси. Лишь степенная часть Поднестровья, примыкающая к Черному морю, на протяжении многих столетий являлась местом кочевья тюрских, болгарских и других племен.
Но и здесь находились славянские поселения (например, Белгород). Письменные источники о славяно-русском населении Поднестровья VI-XIV вв. довольно ценны. Все же они недостаточны для всестороннего освещения его истории. Поднестровье являлось юго-западной окраиной Руси и часто оставалось вне поля зрения древнерусских летописцев. Слабо, например, освещена на страницах летописей история Поднестровья, когда оно входило в состав Киевской Руси (X-XI вв.).
Пробелы в письменных источниках в значительной степени восполняется археологическими данными. Славяно-русские древности Поднестровья в послевоенные годы изучаются многими экспедициями в широких масштабах. В нижнем Поднестровье, на территории Молдавской ССР и Одесской области УССР они успешно исследуются экспедициями Институтов Археологии АН СССР и АН УССР, Института Истории АН МССР, Одесского археологического музея. Славяно-русские археологические памятники среднего Поднестровья, в Хмельницкой, Тернопольской и Винницкой областях постоянно изучаются экспедициями Институтов Археологии АН СССР и АН УССР, Черновицкого государственного Университета, Черновицкого краеведческого музея, Каменец-Подольского педагогического института имени В.П. Затонского. В Верхнем Поднестровье, в Ивано-Франковской и Львовской областях такие же исследования ведутся экспедициями Института Общественных Наук АН УССР, а также других научных учреждений страны. Этими экспедициями открыто несколько сотен славяно-русских археологических памятников, а на многих из них, наиболее важных, проведены широкие раскопки.
Археологические материалы не только подтверждают свидетельства письменных источников о славяно-русском населении Поднестровья, но и позволяют проследить этапы становления и развития древнерусских городов, феодальных замков и княжеских крепостей и на этом основании глубже и более детально раскрыть процесс развития феодализма и становления государственности на землях Поднестровья. Благодаря археологическим исследованиям многие стороны жизни славяно-русского общества того времени становятся известными и понятными...
Склавины и Анты Крупнейшим достижением Славянской археологии последних лет явилось открытие архитектурных памятников Славян времен первых письменных упоминаний о них под их собственным именем склавины (VIв.). Эти памятники на территории Восточной Европы исследуются с конца XIXв., но их этническая принадлежность получила научное обоснование лишь в послевоенные годы в результате комплексного изучения этих древностей археологами Чехии, Польши, ГДР, Румынии и СССР. Славяне, как отдельная этническая группа, под именем склавины (греческая форма этнонима Славян) впервые упоминаются в произведениях византийских писателей VIв. Готский историограф Иордан и византийский историк Прокопий дают ценные сведения о расселении склавинов в VIв. По свидетельству Иордана, склавины жили по Днестру и Дунаю и далее на север в бассейне Вислы. В свою очередь, Прокопий утверждает, что склавины имели свои поселения и на левом берегу нижнего Дуная. Именно на этой территории, очерченной древними авторами, распространены поселения и могильники VI-VIIвв., которые по своим основным признакам оказались однотипными. Для них характерны одинаковая лепная посуда, похожие жилища, один и тот же образ погребений, и, таким образом, они принадлежат к одной и той же археологической культуре, оставленной одним и тем же славянским населением.
Впервые славянская принадлежность археологических памятников VI-VIIвв. была доказана на основании их исследования в окрестностях Праги, и поэтому они получили условное название памятников культуры пражского типа. На территории Восточной Европы эти памятники получили названия типа Корчак, по названию села Житомирской области, в окрестностях которого они впервые были раскопаны.
Территория расселения склавинов, по данным письменных источников, и территория распространения памятников культуры пражского типа, включая и памятники типа Корчак, в основном совпадают. Это убедительное доказательство того, что археологические памятники пражского типа оставлены Славянами, которые древними авторами названы склавинами. Славянская принадлежность памятников пражского типа подтвержается и тем, что их материальная культура в основном имеет генетическую связь с материальной культурой достоверно славянских племен более позднего времени.
Картографирование археологических памятников культуры пражского типа показало, что они распространены на огромных пространствах Европы: от Днепра на востоке (памятники этого типа обнаружены в окрестностях Киева и в самом городе на Старокиевской горе) до среднего течения Эльбы и Зале на западе, от побережья Балтийского моря и Припяти на севере, до среднего и нижнего Дуная на юге. Территория распространения памятников культуры пражского типа охватывает Верхнее и частично Среднее Поднестровье. В бассейнах Днестра и верхнего Прута обнаружено и изучено несколько десятков славянских поселений у села Рашкова Хотинского района и поселения Кодын у села Острицы Глубокского районов Черновицкой области, у сел Бовшева и Демьянова Галичского района Ивано-Франковской области, вблизи села Зеленый Гай Залещицкого района Тернопольской областей и др.
Славяне, оставившие культуру пражского типа, жили небольшими поселениями, в каждом из которых насчитывалось около десятка домов. В них жили небольшие семьи, которые вели общее для всех жителей хозяйство. Об этом свидетельствуют раскопанные хозяйственные постройки (сараи, хранилища, погреба) общего пользования. Они, как правило, сконцентрированы в стороне от жилищ, образуя отдельные хозяйственные комплексы.
Основным занятием Славян было земледелие, о чем свидетельствуют найденные при раскопках обгорелые зерна пшеницы, проса, ржи и других культур, каменные жернова для размола зерна, железные серпы. Земледелие в VI-VIIвв. было еще подсечным, то есть, выжигался участок леса и затем зерно сеяли прямо в золу. Подсека требовала не только смены участков, но иногда и передвижения самих поселков. Этим и обьясняется то, что поселки Славян этого времени в большинстве  случаев были небольшими. Очищенный от леса участок истощался после первых 3-4 лет обработки, и земледельцы были вынуждены вырубать новые участки леса и оставлять старые. Брошенная подсека не обрабатывалась лет 15. Удобрений тогда еще не было, не применялось и стойловое зимние содержание скота.
Подсека представляла собой устойчивую систему обработки земель Славян VI-VIIвв. Она не требовала пахотных орудий с железными наконечниками и последних действительно не находят при раскопках.
Наряду с земледелием у Славян развивалось и скотоводство. О его развитии можно судить по остаткам костей животных. На первом месте по количеству костных остатков стоит крупный рогатый скот, затем свиньи, лошади и в большом количестве находятся кости диких животных. Развитие скотоводства способствовало наличию обширных пойменных лугов, обычно располагавшихся рядом с поселениями.
У Славян также было развито производство глиняной посуды, обработка дерева и шкур, ткачество,изготовление одежды и обуви. Жилища Славян были несколько углублены в землю - на полметра - метр. От них остались почти квадратные, заплывшие котлованы. В углах и посередине материковых стен которых находятся ямки от столбов. В пазах последних крепились горизонтально уложенные бревна стен. Крыши домов были двускатными и опирались на стены и столбы, стоящие посередине стен. В углу такого дома, получившем в научной литературе название полуземлянка, обычно напротив входа, складывалась печь из камней, иногда грубо оттесанных в виде плит. Камни были сложены без связующего раствора, и когда горел огонь, дым выходил между камней. Такие дома в большом количестве раскопаны в Поднестровье. Они известны по всей территории распространения культуры пражского типа, кроме северных районов Польши и ГДР, где из-за климатических условий и глубокого промерзания строили не полуземлянки, а наземные жилища.
Вблизи населения находился могильник. Умерших сжигали на костре, а остатки кремации хоронили в неглубоких ямках, или же пережженные кости собирали в глиняный горшок-урну, которую ставили в неглубокую ямку под дерном. Погребения в большинстве случаев безынвентарны, а могильники - небольшие. В них насчитывается, как правило. 10-20 погребений.
На поселениях культуры пражского типа металлических украшений обнаружено мало, их берегли и уносили с собой на новое место жительства. К тому же железо тогда было дорогостоящим и из него изготовляли лишь крайне необходимые орудия труда и предметы обихода. У Славян металлические украшения были распространены меньше, чем у других народов. Но на поселениях найдено много глиняной посуды: горшков, мисок, сковородок, жаровен и миниатюрных сосудов. Ее делали вручную, без гончарного круга, и, вероятно, в каждом доме. При этом посуде, как всегда и везде, придавали традиционную форму, которая сохранялась веками и лишь постепенно и последовательно видоизменялась. Для славянской культуры пражского типа характерны высокие стройные горшки, расширяющиеся в верхней части. Имеющие округлые плечики и короткое прямое горло.
Археологи много потрудились над проблемой датирования памятников Пражской культуры. Оказалось, что самые ранние находки этой культуры (они относятся ко второй половине V - первой половине VIв.) обнаружены в верхнем и частично среднем течении Днестра, на Волыни, в Верхнем Попрутье, по правым притокам Припяти и на землях Южной Польши.
Достоверные данные о том, что культура пражского типа развивалась начиная с Vв., впервые получены во время раскопок поселения Кодын на Пруте. Здесь в одном из жилищ, на полу вместе с архаичной посудой пражского типа находилась железная фибула, которая датируется не позднее Vв. На поселении найдена еще одна фибула такого же типа. Эти находки одверждают, что наиболее ранние памятники славянской культуры пражского типа датируются не позднее середины Vв. В VIв. керамика пражского типа распространяется в Нижнем Поднестровье и севернее нижнего Дуная - на землях современной Румынии. Расселившись на новых землях, Славяне приносили туда особенности своей культуры: жилища полуземлянки с печами каменками, керамику пражского типа, погребения остатков кремации в ямках с урнами и без них. Но при этом Славяне в какой-то степени смешивались с местным населением и в их культуре появились новые черты.
К районам где открыты археологические памятники VI-VIIвв. смешанного населения, среди которого были и Славяне, принадлежит Нижнее и частично Среднее Поднестровье. Эти памятники в научной литературе получили условное название Пеньковских (от села Пеньковка Кировоградской области, где впервые исследовались памятники такого типа). Но так как они очень схожи с памятниками культуры пражского типа, то их иногда именуют пражско-пеньковскими.
На территории Восточной Европы памятники пражской культуры расположены в лесостепной полосе на границе со степью - от Северного Приазовья на востоке до Нижнего Поднестровья и дельты Дуная на западе. Поселения этой культуры мало чем отличается от поселений культуры пражского типа. Основным типом их жилищ также была полуземлянка с печью каменкой. Но иногда на этих поселениях встречаются постройки неславянских типов. На некоторых из них раскопаны жилища, которые по конструкции сходны с юртами кочевых племен. Это округлые, слегка углубленные в землю постройки с очагами. Они свидетельствуют об определенных контактах Славян с кочевниками южных степей, что подтверждает анализ других элементов материальной культуры.
Керамика пеньковской культуры, как и прежней, состоит из горшков, мисок, сковородок, жаровен и миниатюрных сосудов. Это один из показателей единства славянской культуры по всей территории ее распространения. Основу керамических комплексов пеньковского типа составляют горшки округлой или овальной формы. Они наиболее расширены в своей средней части. Такого типа горшки встречаются и в керамических комплексах пражского типа, но они не являются здесь ведущей формой. Кроме того, в керамических комплексах Пеньковского типа есть формы, которых почти нет в керамике культуры пражского типа. Это, например, биконические горшки с резким или округленным ребром посередине сосуда. Такие горшки свойственны лишь Пеньковскому типу. Они не встречаются в более поздних славянских древностях. Наличие такой керамики в культуре Пеньковского типа свидетельствует о взаимосвязи славянского населения с другим этносом, обитавшим на той же территории.
О контактах Славян с кочевниками свидетельствуют находки на поселениях культуры пеньковских керамических фигурок лошадей - культовых предметов, характерных для кочевников. Элементы быта кочевников прослеживаются при исследовании могильников пеньковской культуры, где преобладают для Славян этого времени трупосожение. Кремацию умерших совершали на стороне. Ее остатки хоронили в неглубоких ямках, а иногда в урнах, поставленных в такие же ямки. Вместе с тем на могильниках пеньковской культуры встречаются и трупоположения, которые в VI-VIIвв. были характерны в основном для кочевников.
Картографирование памятников пеньковской культуры показывает, что территория их распространения совпадает в общих чертах с территорией расселения Антов, о которых писали Иордан и Прокопий. По Прокопию, антские поселения начинались прямо за Доном, на его правом берегу, на север от одного из гуннских племен - утигуров. Степную часть этого пространства занимали чуждые кочевые племена, а далее на север, в лесостепи жили Анты. По Иордану, Анты занимали пространство от Данастра (Днестра) до Данапра (Днепра). Однако другие авторы свидетельствуют, что Анты распространялись не только на восток от Днестра, но и на запад от этой реки, где они смыкались со склавинами, проникли в область их расселения, смешиваясь с ними. Так, Прокопий пишет: гунны, склавины и анты…имеют свои жилища и по ту сторону реки Истра (Дуная). В другом месте он называет антов ближайшими соседями склавинов.
Важным является сообщения Прокопия о том, что анты и склавины пользовались одним языком, имели одинаковый быт, общие обычаи и верования и некогда даже имя у склавинов и антов было одно и тоже. Это неопровержимое доказательство того, что анты - это одна из крупных племенных группировок Славян.
Свое имя Анты, по-видимому, получили от соседей-кочевников. Лингвисты единодушны в том, что слово анты не славянского происхождения, а заимствовано от прежних или же тюркских племен, кочевавших в степях Северного Причерноморья.
Анализ письменных и археологических источников позволяет согласиться с теми учеными, которые пришли к выводу, что Анты - это группа Славян, расселившаяся в междуречье Днестра и Дона среди ираноязычного населения. Анты не были ни восточными, ни южными Славянами. Согласно лингвистическим данным, период VI-VIIвв. (время письменных упоминаний об антах) соответствует последнему этапу существования общеславянского языка, когда в нем уже выделяются отдельные диалекты, однако во всем существенном еще сохраняется его единство.
Обращает на себя внимание и то, что в материалах памятников пеньковской культуры находят подтверждение многие письменные свидетельства о жизни антов. Так, Иордан отметил, что среди славянских племен наиболее сильными были Анты. Это находит подтверждение и в археологических материалах. Сравнительный анализ памятников пеньковского (анты) и  пражского (склавины) типов, например, показывает, что уровень экономического развития племен пеньковской культуры был несколько выше.
Важным показателем уровня развития Славянских племен VI-VIIвв. являются экономические центры - ремесленные поселения (так называют те поселения, на территории которых концентрировались ремесленники). Они пока неизвестны в ареале пражской культуры, а на территории расположения пеньковской культуры исследовались в нескольких местах. К ремесленным поселениям пеньковской культуры относится поселение Селиште, расположенное в бассейне реки Реута - правобережнего притока нижнего Днестра (Молдавская ССР). Оно со всех сторон, как показали раскопки было ограждено деревянными стенами. На его территории исследованы стационарные полуземляные жилища с печами-каменками и ремесленные мастерские. Найденное на поселение оружие (железные наконечники стрел) и конское снаряжение (железные удила) позволяют утверждать, что здесь сосредоточивалась родо-племенная знать.
Интересный центр ремесленников-металлургов пеньковской культуры открыт на одном из островов Южного Буга, возле города Гайворона. Здесь раскопаны 21 железоплавильная печь и 4 англомерационные - для предварительного обжига болотной железной руды.
При изучении славянской культуры VI-VIIвв. обращает на себя внимание и то, что на территории пеньковской культуры найдено много украшений - пальчатых фибул, височных колец так называемого пастырского типа и т.п. Этих предметов значительно меньше на территории распространения пражской культуры.
Итак, по письменным источникам и археологическим данным, основным населением Поднестровья в VI-VIIвв. были Славяне. Его северную часть населяли склавины, а южную - родственные склавинам анты, имевшие определенные контакты с кочевниками южных степей.
Тиверцы, уличи и хорваты В 1946г. в селе Райках возле Бердичева Житомирской области во время экспедиции Института Археологии АН УССР, которая изучала известное Райковецкое городище XII-XIIIвв. было открыто славянское поселение, культура которого еще не была известна. По названию урочища, где располагалось это поселение - Лука, памятники такого типа получили условное название культуры Луки-Райковецкой. Они обратили на себя особое внимание, и началось интенсивное их изучение.
Теперь известна основная территория распространения культуры Луки-Райковецкой, установлена ее хронология, изучены основные компоненты этой культуры. Кардинальным вопросом в изучении любой археологической культуры является, прежде всего, вопрос о границах ее распространения. Эти границы устанавливаются на основе картографирования археологических памятников, принадлежащих к той или иной культуре. Культурная их принадлежность определяется, как известно, путем изучения таких основных элементов материальной культуры, как керамика, жилище и образ погребения. Из них первостепенное значение имеет лепная керамика, сделанная в домашних условиях.
На поселениях культуры Луки-Райковецкой преобладает лепная керамика. Она представляется такими же формами, как и предшествующая ей керамика пражской культуры. Ведущей формой керамического комплекса культуры Луки-Райковецкой являются горшки, которые по форме и пропорциям близки горшкам пражкой культуры. Их отличает только большая степень профилированности. У горшков VIII-IXвв. венчик более отогнут и часто украшен ямочным орнаментом. Другие формы лепных горшков, например, выпуклобокие,  обнаруженные в керамическом комплексе Славян VI-VIIвв. встречаются в керамике культуры Луки-Райковецкой. Близки по форме к лепным горшки, изготовленные на ручном гончарном круге и украшенные линейно-волнистым орнаментом. Все это свидетельствует о генетических связях культуры Луки-Райковецкой с пражской культурой.
Элементы славянской культуры VI-VIIвв. Прослеживается и в материалах домостроительства культуры Луки-Райковецкой. Основным типом жилища на всем протяжении второй половины I тысячелетия н.э. была полуземлянка с печью-каменкой. Отличия между славянскими жилищами VI-VIIвв. и VIII-IXвв. прослеживается в отдельных деталях. Так например, на поселениях культуры Луки-Райковецкой появились углубленные жилища со стенами срубной конструкции. Все же следует отметить, что срубные постройки в VIII-IXвв. не стали массовыми. Они открыты главным образом на городищах. Основным же типом жилищ VIII-IXвв. оставалась полуземлянка со стенами столбовой конструкции.
Преемственность славянской культуры пражского и Луки-Райковецкого типов прослеживается и в материалах могильников. Носители обеих культур сжигали покойников на стороне. Остатки кремации ссыпали в неглубокую ямку, а иногда помещали в глиняную урну, которую также закапывали в неглубокую ямку. Часто в могилах встречаются фрагменты глиняных сосудов, специально разбитых во время похорон. Многие погребения были вообще без какого-либо инвентаря.
Более ранние славянские погребения обычно ничем не отмечены на поверхности. Эта так называемые грунтовые погребения. Позднее, возможно, с VIIв. появляется обычай на месте погребения насыпать невысокие курганы. Славянские могильники обеих типов, которые датируются VIII-Xвв. исследовались, например, в Житомирской области: курганный у села Мирополя на реке Случи, а грунтовый - у села Шумска на реке Глинопяти. В последние годы могильники обеих типов обнаружены на вернем Пруте - в Черновицкой области.
Так курганный могильник IX-Xвв. исследован у села Черновки. Он расположен на окраине одновременного с ним поселения. Здесь во всех десяти раскопанных курганах прослежен один и тот же обряд: на древнем горизонте находились ритуальные кострищи и неглубокие ямки, в которых были помещены остатки кремации. Кострище и ямки с остатками кремации во всех случаях окружены ритуальными ровиками, наполненные углистой землей, а иногда и обломками специально разбитых глиняных горшков.
Бескурганный могильник в Черновицкой области исследовался у села Ревно. Он расположен на краю селища - спутника городища Xв. На нем раскопано 37 неглубоких ямок с остатками кремации. В северной части могильника раскопана яма (глубиной 0.35м), в которой сжигали умерших, а рядом находилось культовое место - углубление, в центре которого обнаружена столбовая яма (возможно в ней стоял деревянный идол). Здесь найдено много обломков керамики, кальцинированные человеческие кости, кости животных.
Итак, анализ основных археологических особенностей носителей культуры Луки-Райковецкой свидетельствует о ее генетических связях с пражской культурой. Эта культура является типично славянской. Она принадлежит к тому времени, когда Славяне разделились на восточных, западных и южных.
Археология культуры Луки-Райковецкой оставлена восточными славянами. Эта культура охватывает огромную территорию. Ее восточной границей является средний Днепр, на левом берегу которого известны памятники другой восточнославянской культуры - роменской, а на правом - раскопаны поселения культуры Луки-Райковецкой (Киев, Канев и другие).
На севере памятники Луки-Райковецкой культуры распространяются до Припяти. Румынская исследовательница Мария Комша, изучив археологические памятники VIII-IXвв. на территории Восточной Европы и Румынии, пришла к выводу, что эта культура распространена на западе до Карпат. Памятники этого типа известны в Молдавской ССР и Румынской Молдове (на территории Румынии они получили название памятников типа Хлинча I, от раскопанного поселения в окрестностях города Ясс).
Труднее определить южную границу Луки-Райковецкой культуры. Известно, что в VIII-IXв. в степи от Волги до Дуная кочевали болгаро-аланские племена, оставившие культуру, получившую название салтово-маяцкая. В то же время в полосе лесостепи между Днепром и нижним Дунаем, которая непосредственно примыкает к степи. Находятся памятники так называемого смешанного типа, культурную принадлежность которых не всегда можно с достоверностью определить. Их относят то к славянской, то к салтово-маяцкой культуре. По-видимому здесь жили вместе славяне и полукочевые племена. Таким образом, на юге славянские памятники культуры Луки-Райковецкой доходили до границы лесостепи со степью.
Культурное единство юго-западной группы восточных славян, сложившиеся на огромной территории и зафиксированное памятниками культуры Луки-Райковецкой, можно обьяснить тем, что здесь проживало этнически родственное население, имевшее единое происхождение. Это несомненно сыграло определенную роль в образовании единой культуры. Как свидетельствует Повесть Временных Лет, на территории распространения Луки-Райковецкой культуры жили разные этнографические группы восточных славян: поляне, древляне, дулебы, тиверцы, уличи, хорваты.
Следует иметь в виду, что несмотря на прямые генетические связи памятников культуры Луки-Райковецкой (VIII-IXвв.) с памятниками пражской культуры (VI-VIIвв.), этнографическая классификация славянских группировок Восточной Европы VIII-IXвв. (поляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) не соответствует классификации славянских группировок VI-VIIвв. (склавины, анты). Наименование склавины-славяне, которое со временем распространилось на всех славян, в VIII-IXвв. на территории Восточной Европы закрепилось лишь за новгородскими словенами. Эта группа Славян расселилась среди иноязычных племен и поэтому сохранила древнее этническое название, чтобы выделиться среди них. Другие группы восточных славян получили свои наименования от местностей, в которых они жили: поляне - в степи, древляне - в лесах, дреговичи - в болотах и т.п.
В VIII-IЧвв. та или иная группа восточных славян считала, что она принадлежит не просто к Славянам, как это было в VI-VIIвв., а к полянам, или хорватам, или вятичам и т.п. Это уже были новые этнические группировки Славян. Их нельзя относить к племенам первобытного общества. Но в это время еще не сложились народности.
...В начале XIIв. монах Киево-Печерской лавры летописец и историк Нестор в недатированной части Повести Временных Лет писал: уличи и тиверци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бо множество их; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне. Из этого отрывка явствует, что та часть Поднестровья, которая примкнула к Подунавью, была заселена уличами и тиверцами. Учитывая то, что уличи жили на юг от Киева, между Днепром и Днестром, территория тиверцев находилась на правом берегу Днестра и в Нижнем Подунавье, где также обнаружены памятники культуры Луки-Райковецкой.
Попытки уловить специфические особенности материальной культуры VIII-IXвв. В Пруто-Днестровском междуречье и на этом основании установить территорию, занятую в это время тиверцами, пока не увенчалась успехом. Археологическая культура этого региона не отличается от других областей распространения культуры Луки-Райковецкой. Но исследователи, занимавшиеся тиверцами, обратили внимание на некоторые специфические черты славянской материальной культуры Пруто-Днестровского междуречья Xв. К ним относится, например, наличие в керамическом комплексе гончарных горшков, изготовленных из глины с примесью песка и слюды. Зерна слюды своим золотистым блеском придают посуде своеобразие и красоту. Оказалось, что гончарные горшки с примесью слюды характерны для той же территории, где в Xв. сооружали небольшие или овальные городища - для Пруто-Днестровского междуречия. По всей вероятности, это и есть этнографические черты материальной культуры тиверцев.
На основании картографирования мест обнаружения круглых городищ и керамики с примесью слюды можно утверждать, что северная граница тиверцев в Поднестровье доходила до Хотинской возвышенности в Черновицкой области. Южная граница расселения тиверцев не была постоянной. Если в VIII-IXвв. их поселения доходили до берегов Черного моря и нижнего Дуная, то с конца IXв. южная, степная часть Поднестровья была занята кочевниками.
Восточными соседями тиверцев были уличи, с которыми тиверцы находились в тесных связях. Ведь не случайно древнерусский летописец, говоря о расселении восточных славян, тиверцев и уличей упоминает их вместе. К тому же материальная культура Поднестрвья, где жили тиверцы, тождественна с материальной культурой верховьев Южного Буга, где, как полагают, обитали уличи.
Изучение археологических памятников верховьев Днестра и сопоставление их с данными летописей позволяют утверждать, что основным населением этой территории (Украинского Прикарпатья) было восточнославянское, известное по Повести Временных Лет, как хорваты. Это древняя этнографическая группа Славян, жившая где-то в области северных Карпат. Со временем, в результате расселения, хорваты разделились на восточных (русских), западных (белых), живших на территории Чехословакии и Польши, и южных, которые с VIIв. до сих пор живут в западной части Балканского полуострова.
Восточные (русские) хорваты упоминаются только в Повести Временных Лет. Впервые они названы в недатированной части этого произведения: И живяху в мире поляне, и деревляне, и севере и радимичи, вятичи и хорвате. Здесь, как уже указывалось, по-видимому идет речь о племенных княжениях. К сожалению, летописец не говорит о територии, на которой жили русские хорваты. Но анализ летописных сведений о расселении восточных славян в VIII-IXвв. убеждает в том, что русские хорваты занимали западные районы Восточной Европы. Киевский князь Владимир Святославович совершил поход с целью их полного подчинения своей власти в 992г. то есть после того, как в 981г. к Руси были присоединены Червенские грады (Западная Волынь). Таким образом, восточные хорваты могли жить на юг от Червенских градов - в Верхнем Поднестровье и Верхнем Попрутье. Далее на юг от них, в южной части Поднестровья, жили тиверцы. На территории расселения русских хорватов открыто много археологических памятников VIII-IXвв. Они принадлежат к восточнославянской культуре Луки-Райковецкой. Попытки уловить специфические особенности материальной культуры русских хорватов VIII-IXвв., как и тиверцев, пока не увенчались успехом. Лишь в материальной культуре Верхнего Поднестровья и Верхнего Попрутья Xв. выделяются некоторые особенности, позволяющие славянские древности этого региона отделить в отдельный локальный вариант славянской культуры Луки-Райковецкой. К ним, например, принадлежат городища, огражденные земельными валами, в конструкцию которых входят каменные стены-крепиды из сухой кладки. Валы такого типа исследовались в Нижнем Струтине и Галиче (городище Золотой Ток) Ивано-Франковской области, в Ревно и Червонной Диброве Черновицкой области.
Хорваты, как известно, были включены в состав Киевской Руси в 992г. Вместе с тем летописцы указывают на то, что хорваты и раньше принимали участие в политической жизни Руси. Они, например, принимали участие в походе киевского князя Олега на Византию в 907г. Несомненно, что и в IXв. Хорваты принадлежали к конфедерации юго-западной группы восточных славян - Руси. Кроме археологических имеются и некоторые письменные данные, позволяющие утверждать, что тиверцы также входили в состав Руси в ее догосударственный период. Так, греческий патриарх Фотий, говоря о походе Руси на Константинополь в 866г., писал, что этот народ решился поднять оружие на Римскую державу после того, как он покорил окрестные народы, то есть народы, жившие у границ Византии. Здесь несомненно может идти речь о тиверцах, поселения которых, по свидетельству Повести Временных Лет, доходили до нижнего Дуная.
Юго-западная конфедерация восточных славян - Русь - была крупным, но непрочным политическим обьединением. От него могло отходить то одно, то другое племенное княжение. По-видимому, именно это имеет в виду летописец, когда пишет, что поляне быша обидимы древлями и иными окольными, то есть их притесняли древляне и другие окрестные племена. По мере развития феодальных отношений усиливалась местная знать, стремившаяся к сепаратизму. Для борьбы с этим сепаратизмом нужна была более высокая форма политического обьединения…
Общинные центры восточных славян упоминаются и на страницах зарубежных источников, написанных на латинском языке. Они названы Civitas, что означает укрепление. Баварский географ IXв., например, сообщает, что у тиверцев было таких укреплений - 148, а у уличей - 418...( (24) Унлицы (Unlizi, уличи ?) – многочисленный народ, 418 городов. (25) Неруяне (Neriuani) имеют 78 городов. (26) Атторочи (Attorozi) имеют 148 городов, народ наиболее необузданный.
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/text.phtml?id=61 )
В Поднестровье открыто и исследовано несколько сот памятников Луки-Райковецкой культуры. Их материалы раскрывают разные стороны жизни хорватов, уличей и тиверцев. Прежде всего они свидетельствуют о том, что с рубежа VII-VIIIвв. у восточных славян наступает новый высший этап их социально экономической жизни. Так сплошное обследование отдельных славянских территорий показывает, что начиная с VIIIв. происходит резкое увеличение населения. На территории Молдавской ССР, например обнаружили 30 славянских поселений VI-VIIвв. и свыше 80 VIII-IXвв. На территории Северной Буковины поселения VI-VIIвв. обнаружены в 40 пунктах, а поселения VIII-IXвв. более  чем в 150 пунктах. К тому же селища VIII-IXвв. по площади в несколько раз превышают селища VI-VIIвв...
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Древнерусское Поднестровье.  Историко-краеведческие очерки. Ужгород, Из-во Карпати, 1981
Схема распространение памятников культуры Карпатских курганов.
Приложение. О Культовых местах и святилищах, из книги И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Языческие святилища древних славян. М., 1993, 2 изд. М., Ладога-100, 2007, Ирина Петровна Русанова (22.04.1929 Москва - 22.10.1998 Москва), Борис Анисимович Тимощук (7.05.1919 с. Лука под Житомиром - 26.02.2003 Черновцы)
Ту бо то дяехом о воспомiнь гуре Карпенсте
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_942.htm
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Роль огня, хлеба и хлебных печей
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_242.htm
И.П. Русанова. Священные колодцы
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_196.htm
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Кодын - славянские поселения V-VIII вв. на р. Прут. М., 1984
И.П. Русанова. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром. В кн Культура древней Руси. М., 1966
И.П. Русанова. Славянские  древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом, М., 1973
Б.А. Тимощук. Древнерусские города Северной Буковины
http://www.russiancity.ru/dbooks/d11.htm
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Славянские  святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута. Сов. археология, 1983, 4
И.П. Русанова, Б.А. Тимощук. Збручское святилище. Сов. археология, 1986, 4
http://www.russiancity.ru/hbooks/h036.htm
И.П. Русанова. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Черновцы. Издательство Прут. 2002
http://www.drevnosti.org/archeologia/62-books

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001