Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Книжка Иоанна мниха Вишенского от святой Афонской горы.
В напоминание всЪх православных християн, братствам и всЪм благочестивым,
в Малой Росии в коронЪ Полской жителствующим иноческого чина общежителям,
архимандритам, и священноинокам, и честным монахам, и инокиням всЪм,
сестрам нашим, и прочиим тщателям церковным,
благодать Господа нашего Исуса Христа и любы Бога Отца
и причастие Святого Духа буди со всЪми вами.
Аминь
от 24.01.08
  
Будиславль


В грЪшницех от всЪх первЪйший, Во злобЪ от всЪх прелукавЪйший, В страстех от всЪх безчестнЪйший, В злонравии от всЪх богатший, В вЪрЪ же от всЪх неменший, И в покаянии не послЪднЪший. Спасения вашего вам истинный желатель, Иоанн инок з ВишнЪ от святой Афонской горы рукою власною писал


КНИЖКА ИОАННА МНИХА ВИШЕНСКОГО ОТ СВЯТЫЯ АФОНСКИА ГОРЫ В НАПОМИНАНИЕ ВСъХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, БРАТСТВАМ И ВСъМ БЛАГОЧЕСТИВЫМ, В МАЛОЙ РОССИИ В КОРОНъ ПОЛСКОЙ ЖИТЕЛСТВУЮЩИМ, ИНОЧЕСКАГО ЧИНА ОБЩЕЖИТЕЛЕМ, АРХИМАНДРИТОМ, И СВЯЩЕННОИНОКОМ, И ЧЕСТНЫМ МОНАХОМ, И ИНОКИНЯМ ВСъМ, СЕСТРАМ НАШИМ, И ПРОЧИИМ ТЩАТЕЛЕМ ЦЕРКОВНЫМ. БЛАГОДАТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА И ЛЮБЫ БОГА ОТЦА И ПРИЧАСТИЕ СВЯТОГО ДУХА БУДИ СО ВСъМИ ВАМИ. АМИНЬ
Посылаю вам термину о лжи, которая над истиною у вашей земли царствует, и бог от всЪх сторон и частий християнства хулится, духи ж лукавии поднебеснии (к ним же нам брань, по Павлу) в християнствЪ нашем владЪют, отнюду же за невЪрие и бесплодие наше попущени есмо в запустЪние з нашею православною вЪрою. И если ся не почуете и не справите, знаючи да знаете, яко и в конец благочестие наше запустЪет, оставшии ж в безвЪрии вси погибнут. Уготован бо сосуд гнЪва божия на вашу землю пролитися, чому забЪгайте покаянием и исправлением вашим яже ко богу скоро. Понеж нЪсть незбожнЪйшее, хулнЪйшее, и несправедлившее, и нечистшее землЪ ни в поганьствЪ, як же ваша земля. Прото, молю вас, спасайтеся образом Лота, избЪгша из Содомы во Сигор, - Сигор же ест покаянне и очищение от грЪха - сицевым образом, яко ту послЪди о очищений церкви реклося, найдете. А егда сие исправите, чаю на милость божию, яко призрит на нас паки милосердным оком и благочестие наше воздвигнет, и всЪх, в нем благочестно живущих, спасет, и царства небесного наслЪдниками быти сподобит, еже нам всЪм получити, господи, дажд. Аминь.

Сию же термину, начисто преведши, и иншим всЪм знати о том дайте, понеж не о лычко или о ременец идет, але о цЪлую кожу, се ест о спасение душ наших и да не погибнем и дочасне и вЪчне от бога жива.
В грЪшницех от всЪх первЪйший,
Во злобЪ от всЪх прелукавЪйший,
В страстех от всЪх безчестнЪйший,
В злонравии от всЪх богатший,
В вЪрЪ же от всЪх неменший,
И в покаянии не послЪднЪший.
Спасения вашего вам истинный желатель, Иоанн инок з ВишнЪ от святой Афонской горы рукою власною писал
И.П. Ерёмин. Иван Вишенский. Сочинения, Литературные памятники. Изд-во Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1955, с.372
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VISHENSKIY_Ivan/_Vishenskiy_I..html 5.2Мб
Оглавление писанного в книжце сей, краткословие
1. Обличение диявола-миродержца и прелестный лов его вЪка сего настоящого (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_212.htm
2. Писание до князя Василия и всЪх православних християн, ознаймуючи, як восточнои вЪры вЪрнии на опоцЪ или на камени вЪры Петровы неподвижно и непрелестно стоят, и врата адова их одолЪти никако же не могут, прочии ж вси отпали в прелест, заблудили и в ад адовыми враты затворени суть; в нем же и погреб невЪрию папы римского и ему послЪдующих (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_213.htm
3. Порада, како да ся очистит церков Христова, заплюглавленная лживыми пастырями и нечистым житием оных и всЪх им послЪдующих, и которий смрад поганский возлонравствися в християнах; зде и о поруганию иноческого чина от свЪтских и мирского жития человЪк и что ест тайнство иноческого образа, лЪпоутвария и прочая (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_214.htm
4. Писание до всЪх обще, в Лядской земли живущих, да ся покают к богу, показуючи, каковы плоды Лядской земли жителей (1588)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_215.htm
5. Писание к утекшим от православнои вЪры епископам о имени згоды в книжках от них выданое, показуючи, яко тая згода не таковыми, яко ж они, безплодными в вЪрЪ и житии, чинена и еднана быти мает, но святыми и духовного разума достигшими, и на прочая хулы, лож и клевету, от них на благочестие и ему послЪдующих рыгненую, отповЪд и обличение, откуду сию мудрость и разум постигли, которым так безбожне мудрствовати ся отрули (1598)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_216.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_217.htm
6. ИзвЪщение краткое о латинской прелести, заблуждении от пути истинного, лжи и хоробЪ смертоносного и погибелию вЪчною смердящого мудрования, еже о вЪрЪ, о церкви, о началствЪ, о ложном чистцу и прочая (1588-1589)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_228.htm
7. О еретиках, что есть имя ересь и что благочестие (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_218.htm
8. Загадка философам латинским (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_219.htm
9. СлЪд краткий, приводящий к постыжению и изучению художества, приводящего ко царствующей безсмертной и вЪчной правдЪ (1599-1600)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_220.htm
10. Новина, или ВЪсть, о обрЪтении тЪла Варлаама, архиепископа Охридского града, в градЪ Велис убитого и в рЪку Вардар въвръженного
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_221.htm
О чину прочитання сего писання Первое убо да будет прочитател искусен, в чтении бЪглый и быстрый в зраку, не повторяючи и заикаючися на одной рЪчи два крот или три, але в мЪру ровно словом по пути речений изображенных да ступает, на запятых мало застановляется, а на точках, прошедше двЪ-три или колко может вмЪстити точок, паче же где бы ся речение розумЪния кончило, там духови да отпочивает, отдыхает и постоювает, ато для того, абы и простым безкнижным слухачам розум реченых явлен и вмЪстен был.
Второе, соборно созвавши братию православных в школу рано по проспании нощном, доколя еще молва мирская смущение и попечение на мысль бодрую и здравую не взыйдет и не оболЪет промыслом земным и доколя еще чрево не наладовано гноем снЪдных, тогда да ся читает.
Третие, не обременяти слухи немощных многочтением, но власт тридесят или больше листков прочитати, та же кончати и, закладку заложивши, на другий поранок слухачов на таковый же пир и честь духовную просити, и так, поранок поранками проходячи, дондеже совершит пир книжного речення, собрание умолити, яко да наченши и совершат слуханием здравое и трезвое мысли, что же приобрящут отсюду, мню, сами искусом увЪдят, если добре выслухают.
ТобЪ же, прочитателю, трудолюбия ради от владыки Христа будет мзда болшая стократ, нежели твой труд. И тобЪ, священиче, за собрание собора вторая равно постигнет. Аще ли же сам поревнуеши и первую восхитити, сам собою потрудитися, се ест и прочитати и братию собирати, не зазрим ти сего приобрЪтения талантоплодного. Господь до тебе поспЪшит и поможет. Аминь.
Се же вездЪ по соборах братских тако же да ся исправляет, идЪже сие писание доидет, яко да познают християне, что ест наша простая восточных вЪра и что других отщепенцов хитрое безвЪрие
Ко прочитателю наединъ сего писаня Напред тебе от тое прелести остерегаю, любимый прочитателю, да не ищеши зде хитростей слогов сплетенорЪчных наказания еллинского, але слЪд существа правды, в ней же живот вЪчный затворен есть, да щупаеши, да знаеши. Не минай скорогонцем, яко пустое коло вЪтрное, очима пробЪгаючи, от мЪста на мЪсто вперед писаного, але застановляйся на ступенях, о лжи и истинЪ рЪченых, судом мысльным и, увидЪвши, яко истина от лжи попирается погибелными сынами, жалуй, проплач и богу ся помоли, яко да даст всЪм заблуждшим на путь спасеный возвратитися и во розум истинный прийти. А о собЪ аз и сам свЪдителство вам даю, яко грамматичкого дробязку не изучих, риторичной игрушки не видах, философского высокомечтателного ни слыхах. Мой есть даскал простак, але от всЪх мудрЪйший, который безкнижных упремудряет; мой даскал простак, который рыболовци в человЪколовци претворяет; мой даскал, которий простотою философы посмЪвает; мой даскал, которий смирением гордость потлумляет. ТЪмже, если хочеш на путь збавенный улучити, послухай и, если хощеши царство небесное обрЪсти, моцне дуфай. А если тя дух тщеславия наказания латинского преборет и сей простотЪ моей не увЪруеши, вЪдаючи, запевне вЪдай, яко живота вЪчного не наслЪдуеш
Іван Вишенський
http://litopys.org.ua/old14_16/old14_19.htm
ОтвЪт СкарзЪ на зазрость греков (1601)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_222.htm
Послание к старице Домникии (1605)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_223.htm
Зачапка мудраго латынника с глупым русином (1608-1609)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_224.htm
Послание львовскому братству (1610)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_225.htm
Послание Иову Княгиницкому (1610)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_226.htm
Позорище мысленное (1615-1616)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_227.htm
Послышался сильный обличительный голос с Афона, от тамошнего русского инока Иоанна Вишенского: Тебе, в земле Польской живущему всякого возраста и чина народу русскому, литовскому и польскому, в разных сектах и верах пребывающему, сей глас в слух да достигнет. Извещаю вас, что земля, по которой ногами вашими ходите, на вас перед господом богом плачет и вопиет, прося творца, да пошлет серп смертный, как некогда на содомлян, желая лучше пустою в чистоте стоять, нежели вашим безбожием населенною и беззаконными делами оскверненною быть. Ибо где теперь в Польской земле вера, где надежда, где любовь? Где правда и справедливость суда? Где покорность, где евангельские заповеди? Где апостольская проповедь, где светские законы? Где хранение заповедей божиих? Где непорочное священство? Где крестоносное житие иноческое? Где благоговейное и благочестивое христианство? Зачем именем христианским называть себя бесстыдно дерзаете, когда силы этого имени не храните? О, окаянная утроба, которая таких сынов на погибель вечную породила! Ныне в Польской земле священники все, как некогда Иезавелины жрецы, чревом, а не духом службу совершают, паны над подручными своими сделались богами, высшими бога, вознеслись судом беззаконным над творцом, образом своим, равно всех почтившим, бессловесных естество высшею ценою оценили. Вместо евангельской проповеди, апостольской науки и святого закона, ныне поганские учители, Аристотели, Платоны и другие им подобные мошкарники и комедийники во дворах Христа бога владеют. Вместо веры, надежды и любви, безверие, отчаяние, ненависть, зависть и мерзость обладают. Покайтесь все, покайтесь, да не погибнете двоякою погибелию! Турки некрещеные честнее пред богом в суде и правде, нежели крещеные ляхи; а вы, православные христиане, не скорбите: господь с вами и я с вами; имейте веру и надежду на бога жива; на панов же ваших русского рода, на сынов человеческих нс надейтесь - в них нет спасения: они от живого бога и от веры в него отступили. Да будут прокляты владыки, архимандриты, игумены, которые монастыри запустошили и фольварки себе из мест святых поделали, сами с слугами своими и приятелями в них телесную и скотскую жизнь провождают; на местах святых лежа, гроши сбирают с доходов, данных богомольцам Христовым, дочерям своим приданое готовят, сыновей одевают, жен украшают, слуг умножают, кареты делают, лошадей сытых и одношерстных запрягают; а в монастыре иноческого чина нет, вместо бдения, песнопения и молитвы, псы воют. Владыки безбожные, вместо правила, книжного чтения и поучения в законе господни, день и ночь над статутом сидят, и во лжи весь век свой упражняются -. Тот же Иоанн писал к Рагозе, Потею и Терлецкому по поводу унии: Спросил бы я вас, что такое труд очищения? Но вам и не снилось об этом; не только вы этого не знаете, но и ваши папы иисусоругатели, так называемые иезуиты, о том не пекутся и ответа дать не могут. Покажите мне, соединение церквей сплетающие! Который из вас прошел первую ступень подвижничества? Не ваша ли милость веру делами злыми наперед еще разорили? Не ваша ли милость воспитали в себе похоть лихоимства и мирского стяжания? Насытиться никак не можете, а все большею алчбою и жаждою мирских вещей болеете. Покажите мне, соединение церквей зиждущие! Который из вас, в мирской жизни будучи, шесть заповедей Христовых сам собою исполнил? Не ваша ли милость эти шесть заповедей не только в мирском чину разорили, но и теперь в духовном беспрестанно разоряете? Сами как идолы на одном месте сидите, а если и случится этот труп объидолотворенный на другое место перенести, то на колеснице бесскорбно переносите, а бедные подданные день и ночь на вас трудятся и мучатся. Где вы больным послужили? Не ваша ли милость больных из здоровых делаете, бьете, мучите, убиваете? Постучись в лысую голову, бискуп луцкий! Сколько ты во время своего священства человеческих душ к богу послал? Его милость, каштелян Потей, хотя и каштеляном был, но только по четыре слуги за собою волочил, а теперь, когда бискупом стал, то больше десяти начтешь; также и его милость митрополит, когда простою рагозиною был, то не знаю, мог ли держать и двоих слуг, а теперь больше десяти держит -.
В послании к князю Острожскому и ко всем православным христианам Иоанн Вишенский пишет: Потому дьявол против славянского языка борьбу такую ведет, что язык этот плодоноснейший из всех языков и богу любимейший, потому что без поганских хитростей и руководств, каковы грамматика, риторика, диалектика и прочие коварства тщеславные дьявольские, простым прилежным читанном, безо всякого ухищрения к богу приводит, простоту и смирение зиждет и духа святого подъемлет, в злоковарну же душу не внидет премудрость. Латинская злоковарная душа, ослепленная и насыщенная поганскими тщеславными и гордыми догматами, божия премудрости, разума духовного, смирения, простоты и беззлобия вместить никак не может. Охраняйте, православные, детей своих от этой отравы; теперь вы явно пострадали, когда на латинскую и мирскую мудрость разлакомились. Разве не лучше тебе изучить Часословец, Псалтырь, Октоих, Апостол и Евангелие с другими церковными книгами, быть простым богоугодником и жизнь вечную получить, нежели постигнуть Аристотеля, Платона, философом мудрым в жизни сей называться и в геенну отойти. На священническую степень по правилу святых отец да восходят, а не по своему желанию, не ради имения и панства сан восхищают; не принимайте того, кто сам наскакивает, королем назначается без вашего избрания; изгоняйте и проклинайте такого, потому что вы не в папу крестились и не в королевскую власть, чтоб вам король давал волков и злодеев, ибо лучше вам без владык и без попов, от дьявола поставленных, в церковь ходить и православие хранить, нежели с владыками и попами, не от бога званными, в церкви быть, ей ругаться и православие попирать. Вы пастыря себе так избирайте: прежде назначьте несколько особ, от жития и разума свидетельствованных, потом определите день и пост, сотворите бдение в церкви и молитесь богу, да даст вам и откроет пастыря, которого жребием искушаете; бог милостивый моления вашего не презрит, вам пастыря даст и объявит; после этого уже обращайтесь к светской власти, к королю, чтоб подтвердил вам владыку, если же не захочет подтвердить, то увидите, как оглохнет и пропадет, потому что поставлен суд правый судить, а не прелестям своей веры потворствовать; только обратитесь к богу истинно, все вам чудотворно устроит. Праздничные ярмарки, что вы зовете соборами, очистите, как в Жидичине и в горах св. Спаса; коляды уничтожьте, потому что не хочет Христос, чтоб при его рождестве дьявольские коляды совершались; щедрый вечер из городов и сел в болота загоните, пусть там с дьяволом сидит. Волочельное по воскресении из городов и сел выволокши, утопите; уничтожьте на Юрьев день дьявольский праздник, когда выходят в поле плясками и скаканием дьяволу жертву приносить; пироги и яйца надгробные отмените; купала на Иванов день утопите и огненное скакание отсеките; Петр и Павел молят вас, да потребите качели, на день их устрояемые на Волыне и Подоле -. Возражая епископам униатам, жаловавшимся, что патриарх Иеремия в братствах простых людей над епископами поставил. Вишенский пишет: Как вы духовными, и не только духовными, но и верными называться можете, когда брата своего, в единой купели крещения верою и от единой матери благодати наравне с вами породившегося, подлейшим себя считаете? Пусть будет холоп, сыромятник, седельник, портной, но вспомните, что брат вам ровный во всем, ибо во едино триепостасное божество крестился.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 10
http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv10p1.htm
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm
А.Н. Пыпин - История славянских литератур, СПБ, 1882
Архив Юго-Западной России, Киев, 1887, т. 7, с. 19-48
Игнатий Житецкий Литературная деятельность Иоанна Вишенского, Киев, 1890, с.42-50
Иван Франко - Iван Вишенський i його твори, Львов, 1895
Игорь Петрович Ерёмин. Иван Вишенский и его публицистическая деятельность. Тезисы на степень доктора филологических наук, Ленинград, 1937
И.П. Ерёмин. Иван Вишенский. Сочинения, Литературные памятники. Изд-во Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1955
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VISHENSKIY_Ivan/_Vishenskiy_I..html
http://www.bochenin.com/text/1/20.html



Свободное Слово Карпатской Руси, 1966, 11-12.  Малароссы или украинцы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm


  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001