Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
С.Е. Никитина. О заговорах в культуре духоборцев и
молокан (на материале полевых исследований)
от 07.12.07
  
Iсходны словесы


РАН. Институт славяноведения. Заговорный текст: Генезис и структура. Из-во Индрик. 2005

Господи, благослови во имя Отцу и Сыну, Святому Духу. Господи, помилуй рабу божию Серафиму ото всех недух, от напраслинной смерти, от опуху, от зарази, от холери, от бышихи, от рожи, ото всех напускных, Господи, помилуй рабу божию Серафиму, аминь, аминь, аминь.
Господи, помилуй рабу божию Серафиму от огню. За речкой, за рекой горить огонь горючий, возьми с рабы божьей Серафимы (зевает) огонь лятучий, огняной, ветряной, наносный, наперекрёстный. Господи, помилуй рабу божью (зевает) Серафиму (от огню), втиши Господи, вмали, Господи, все скорби-болезни летучии, болючии, горючии, ломучии, чтоб ломота не ломила, прострелы не стреляли, кровь не горела, мясо не болело, кости не ломили, жилы не щамили. Господи, помилуй рабу божию Серафиму от огню, от прострелищ, ото всех недух, аминь, аминь, аминь.
Господи, благослови, Господи, помилуй рабу Серафиму, от грызи - грызь тельная, грызь жильная, грызь костяв/ая, грызь мозговая, шшука в море, крылья медные, зубы железные, крыльм/и размахн/ёть, зубьм/и загрызёть, Господи, помилуй Серафиму от грызи, аминь, аминь, аминь,
Господи, прости рабу божию Серафиму. Шел Исус Христос, навстречу яму грыжа. - Грыжа, куды ты идешь? - В народ. - Иди в синее море, грызи там каменья, во имя Отцу и Сыну, Святому Духу. Господи, помилуй рабу Божию Серафиму от грызи, аминь, аминь, аминь.
Господи, благослови во имя Отцу и Сыну, Святому Духу. Как месяц ходит, так в реках вода уходя, у рабе божей Серафими грыжу уносит за черное море, за крутые горы, за тёмные леса; как берег с берегом не сходится, так у рабе божей Серафими грыжа утихае, заживае, (умолкае), (сохрани), Господи, помилуй рабу божию Серафиму от грызи, аминь, аминь, аминь.
- Я опять ету же буду читать, - говорила лекарка и, почти уткнувшись головой в мой больной сустав, повторяет все снова, прибавив еще несколько слов (они взяты в скобки в представленном выше тексте), и на тех же местах зевает (если заговаривающий зевает, значит, силы уходят на дело, и молитва становится более действенной). Когда кончает, ее дочь замечает: Бабушка Самариду ты не читала -, и Агафья Михайловна, охнув: забыла уж я -, тут же добавляет небольшой текст: Бабушка Самарида (Соломония или Соломонида. - С.Н.) Христа повивала, распрязала (sic!) у костях, у мозгах, у плоде, в желудке, в животе рабе Божий Серафиме. Господи, помилуй рабу Божию Серафиму -.
Агафья Михайловна Гончарова - девяностотрехлетняя духоборка, прожившая более 80 лет в деревне Гореловка в Грузии, а теперь живущая в Тульской области (днем я тут, а ночью в Горелом, - говорит она), - лучший на сегодня знаток самых разнообразных духоборских текстов, будь то псалмы, предания о духоборских вождях, рассказы на библейские сюжеты или заговоры. Наговоренная мне летом 2004 г. молитва (малитва - так обычно называются заговоры у духоборцев и молокан) - контаминация шести заговорных текстов, из которых первые два - ото всех болезней, остальные - от грыжи. В этих заговорах участвуют типичные для общерусских заговоров персонажи, загрызающие грыжу, - щука и бабушка Соломонида, ср. (Майков: 122, 128), присутствует типичный для лечебных заговоров эпизод встречи с болезнью Христа или святых.
Эти тексты вводят нас в обширный мир заговорной культуры духоборцев, или духоборов, как они сами себя обычно называют, и одновременно в мир русских заговоров, бытующих в среде православного населения.
***
Ложилась, молилась, вставала, благословлялась, утренней росой умывалась, Божьей пеленой утиралась
Спокойной ночи, прекрасныя мысли, радостныя вЪсти. Дай Бог сну, счастья, талану; испущу свой дух во святыя руки
Друзья, братья духовные, вы бЪжите за тЪ лЪса темные, хоронитесь за тЪ колоды дубовые, перенесите холоду и голоду, вы тЪмъ не умрете, во вЪк живы будете
Духоборцы иносказательно называют себя плакун травой. А плакун-трава, - это те народы, - объясняют духоборцы, - когда Господь сеял семена и упали на удобную землю и выросла трава и та трава могла плыть напротив воды. Эта вода - учреждения человеченския, которыя протекают к затмению народа; а чады, - которые нарождены от Господа, - плачут о вечной жизни и идут напротив власти
1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.
2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.
3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.
4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.
5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.
6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.
7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.
8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.
9. Главная основа существования человека - энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.
10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому
Богу нашему слава.
Петр Васильевич Веригин. 1895
Животная книга духоборцев. Санкт-Петербург, 1909
http://dukhobors.narod.ru/living_book.htm
Духоборцы Джавахетии (1993) Напишите во сердцах, возвестите во устах
http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-251-1

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001