Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Т.Я. Елизаренкова. Индоарийские языки древнего и среднего периодов
от 02.12.07
  
Iсходны словесы


Ведийский язык целесообразно рассматривать отдельно от санскрита, потому что эти два языка различаются не только хронологически или по степени нормированности, но также и по своей диалектной базе.

Татьяна Яковлевна ЕлизаренковаВведение Данный том энциклопедического издания Языки Мира посвящен описанию древнеиндийских и среднеиндийских языков, т.е. вымерших языков индоарийской группы, по типологическим схемам, положенных в основу этого многотомного издания.
Работа над статьями по индоарийским языкам началась еще в 1980-е гг. (о состоянии изучения этих языков в тот период см. Елизаренкова 1981). Статьи по древнему и среднему периодам были написаны Т.Я. Елизаренковой. В дальнейшем текст их был пересмотрен автором: были внесены дополнения, отражающие новые материалы, проблемы и трактовки, возникшие в индоарийском языкознании за последние двадцать лет. Статьи по новым индоарийским языкам были в свое время написаны Г.А. Зографом, виднейшим специалистом в этой области (Зограф 1990). После его ухода из жизни было решено разделить статьи по индоарийским языкам на два тома. Такое решение оправдано и чисто научными причинами: новые индоарийские языки принадлежат к иному типу, чем древнеиндийский, - путь исторического развития этой группы языков шел от флективного строя древнего периода к аналитическому и далее в ряде случаев к агглютинативному строю новых индоарийских языков (Bloch 1934; 1965; Зограф 1976). Для древних индоарийских языков большое значение имеет проблема сохранения в них общеиндоевропейских архаизмов (Mayrhofer 1986-2001), для живых новых индоарийских языков - проблема контактов с языками других генетических семей (дравидийских, австроазиатских) и выработка ряда черт, общих для языков ареала Южной Азии (Masica 1991).
Название - индоарийские -, или - индийские -, языки может употребляться в двух смыслах. Во-первых, оно может обозначать всю данную группу языков в ее историческом развитии: древние (ведийский и санскрит), средние (пали, пракриты, апабхранша) и новые индоарийские языки (хинди, маратхи, гуджарати, панджаби, синдхи, непали, бенгали, ассами, ория, сингальский и др.). Во-вторых, иногда его неправильно используют только для обозначения новых индоарийских языков в противоположность другим генетическим семьям языков на территории Индии, например дравидийским. Здесь имеется в виду более широкое понимание термина.
Индоарийские языки стали распространяться на п-ове Индостан с приходом в Северо-Западную Индию племен ведийских Ариев приблизительно в середине II тыс. до н.э. (Гамкрелидзе, Иванов 1984, II, 914 и сл.). Согласно новейшим исследованиям, прослеживается генетическая связь индоиранцев с андроновской культурой центрально-евразийской зоны (Кузьмина 1994). Предполагается, что индоарийцы отделились от иранцев уже в Северном Причерноморье. Первыми отправились на юг индоарийцы, оставляя на своем пути многочисленные лексические следы, более поздней была иранская экспансия (Трубачев 1999).
Ведийские племена продвигались вглубь п-ова Индостан в общем направлении с северо-запада на юго-восток, одерживая победы над аборигенами (носителями австроазиатских и дравидийских языков) благодаря военному преимуществу - аборигены не знали боевых колесниц, запряженных конями, - смешиваясь с автохтонным населением и усваивая новый хозяйственно-культурный комплекс. В настоящее время северная и центральная части п-ова Индостан заняты, в основном, индоарийскими языками, южная - дравидийскими. На северо-западе индоарийские языки граничат с иранскими и дардскими языками, на северо-востоке и востоке - с сино-тибетскими, на востоке - с австроазиатскими языками, которые сохранились также и в других местах в виде отдельных вкраплений в основную массу индоарийских языков. За пределами основного ареала распространения находятся языки мигрантов из Индии: современный сингальский язык на о. Шри-Ланка и близкородственный ему мальдивский язык на Мальдивских о-вах, различные диалекты цыганского языка в разных частях света, язык парья в Таджикистане. Из древних языков к этой группе относится - митаннийский арийский - в Малой Азии (XIV в. до н.э.), представленный отдельными собственными именами богов и царей, а также коневодческими терминами в текстах на митаннийском языке. Слова - митаннийского арийского - характеризуются особыми фонетическими чертами. Учитывая, что в состав индоарийских входят и древние языки, даже ориентировочное число языков указать невозможно.
Индоарийские языки относятся к арийской ветви группы satэm (см. статью Санскрит в наст. издании) индоевропейской семьи языков. - Арья - является самоназванием древних индийцев и иранцев (скр. arya-, авест. airiia). Кроме индийских и иранских языков (которые достаточно отчетливо противопоставлены друг другу начиная с самых ранних текстов) к этой ветви принадлежат также дардские языки, засвидетельствованные значительно позднее. В настоящее время нет сомнений в том, что эти языки, отличающиеся и от индийских, и от иранских, следует трактовать как самостоятельную группу в составе арийской ветви (Эдельман 1999). Ранее иногда дардские языки рассматривались недифференцированно, вместе с новыми индоарийскими языками (Bloch 1965, Turner 1966).
Попытки трактовать - митаннийский арийский - как язык самостоятельного типа, отличающийся от всех других известных групп языков арийской ветви, вряд ли следует признать обоснованными. Характерные для него фонетические особенности вполне убедительно обьясняются несовершенной передачей этих слов клинописным письмом (Hauschild 1962).
Вполне вероятно, что в глубокой древности арийская ветвь языков включала в себя еще одну группу, представленную условно называемым - андроновским арийским - языком, о котором можно судить по ряду заимствований в финно-угорских языках, граничивших с территорией андроновской культуры. Сам же - андроновский арийский - исчез еще в I тыс. до н.э. (Хелимский 1998).
Индоарийские языки являются языками великой культуры, развивающейся на протяжении приблизительно четырех тысяч лет. Тексты на этих языках представляют различные религии (ведизм, индуизм, буддизм, джайнизм), самые разнообразные литературные жанры (религиозные гимны, эпос, лирическую поэзию, повествовательные и драматургические произведения), научные и философские трактаты, а также многочисленные комментарии на них, эпиграфические надписи и проч. Принадлежность к этой традиции и обусловила ту специфическую ситуацию, в которой развивались индоарийские языки.
Для мертвых индоарийских языков проблему составляет хронологическое деление на древнеиндийский и среднеиндийский этапы, поскольку хронологически они в значительной степени совмещаются и с определенного момента сосуществуют на протяжении многих веков, употребляясь в разных сферах (в зависимости от жанра произведения или от принадлежности его к той или иной религии). Поэтому во многих случаях дифференциальными являются не столько хронологические различия, сколько структурные.
Наиболее отчетливо эти различия выражены в фонетике: в средний индоарийский период происходит ассимиляция групп согласных древнего индоарийского и отпадение конечных согласных; отсутствуют слоговые сонанты r, l и дифтонги ai, au; количественная характеристика гласных регулируется законом двух мор и т.д. Все эти фонетические изменения в свою очередь вызвали изменения в области морфологии и синтаксиса: унификация типов склонения и спряжения за счет ликвидации согласных основ, развитие полуаналитических конструкций и т.п.
Проблема осложняется еще и тем, что весьма непросто бывает решить на материале мертвых языков соотношение языка и диалекта. Первые дошедшие до нас тексты на индоарийских языках - это ведийские поэтические собрания и ритуальные пояснения к ним. Культовая поэтическая речь, адресованная богам, по своему назначению и стилю не могла иметь много общего с разговорным языком того времени, о котором практически нет оснований судить. Однако уже в самом раннем ведийском собрании Ригведе (веде гимнов) - встречаются отдельные пракритизмы, что вызвало оживленную дискуссию ученых. Наконец, в пракритах, первоначально основанных на местных разговорных диалектах, есть изоглоссы, обьединяющие их с ведийским, но не с более поздним и нормированном санскритом. Относительно же санскрита, имеющего иную диалектную базу, чем ведийский, так и не решен окончательно вопрос, был ли это рафинированный, искусственный язык (samskrta - составленный, сохраненный / prakrta - естественный, природный) высших слоев общества, их науки и культуры, или он был достаточно распространенным разговорным языком определенной области.
В древнеиндийской традиции язык был прочно закреплен за определенным классом текстов или же литературным жанром. Так, в научной и комментаторской литературе заметно преобладает именной строй, не используется в достаточной мере богатство личных глагольных форм, широко употребляются существительные с абстрактными суффиксами; начиная с периода сутр (приблизительно 600-400 гг. до н.э.) становятся все более употребительные длинные сложные слова вместо двучленных, более характерных для предшествующего периода брахман; в классической драме явно преобладает пассивный строй и т.п. В результате можно сказать, что по своим морфологическим и синтаксическим характеристикам язык разных классов текстов на санскрите принадлежит к разным лингвистическим типам. Именно поэтому вполне оправдано мнение, что лингвистическая эволюция в древней Индии определяется в большей мере жанром текстов, чем временем и местом (Renou 1956, 236).
Есть еще одно важное обстоятельство, оказавшее решающее воздействие на развитие индоарийских языков. В древней Индии очень рано возникла и достигла очень высокого уровня развития наука языкознание. Потребность в ней диктовалась необходимостью сохранять в неприкосновенности древние священные тексты, в то время как язык продолжал изменяться. Высшим достижением древнеиндийского языкознания была грамматика Панини (приблизительно V в. до н.э.), в которой дается системное изложение правил, моделирующих санскрит (называемый bhasa < bhas- говорить). Считается, что Панини описывал язык, близкий к периоду брахман, на котором говорила элита. Самое важное, что с момента создания грамматики Панини описанный им санскрит стал рассматриваться как вечный язык, образец для подражания. Употреблять следовало только - правильные - панинийские формы, а тот путь развития, которому следовал в дальнейшем реальный язык, рассматривался как отход от нормы.
Согласно этим теоретическим воззрениям, развитие санскрита - прекратилось -. В действительности же на много веков утвердилось одновременное употребление санскрита и пракритов ( а затем и апабхранша), получивших к тому времени литературный статус в разных классах текстов. Бывали случаи, когда санскрит мог постепенно вытеснять среднеиндийские языки из первоначально закрепленной за ними сферы (ср., например, буддийские тексты в хронологической последовательности: пракритские надписи Ашоки, Южный буддийский Канон на языке пали, Северный буддийский Канон на санскрите и контаминация пракритской и санскритской моделей вплоть до почти полной санскритизации в текстах Северного буддизма на буддийском гибридном санскрите). Возможной оказалась и такая парадоксальная ситуация, что расцвет санскрита классической литературы приходится на IVв. н.э., в то время как пракритские надписи Ашоки датируются IIIв. до н.э. До Xв. н.э. сосуществуют различные жанры санскритской и пракритской литературы, начиная же с X в. с ними конкурируют в качестве литературного языка и апабхранша как язык лирической поэзии, джайнской литературы, поздних буддийских гимнов.
За почти четырехтысячный путь развития индоарийские языки, естественно, сменили свой строй, так что их краткую характеристику следует давать в диахроническом плане, обозначив основные направления изменений в системе.
Наиболее устойчивыми оказались некоторые фонетические особенности этих языков, существовавшие уже в ведийском и представленные (иногда в несколько трансформированном виде) в большинстве новых индоарийских языков. Прежде всего это характерное для консонантизма наличие классов шубных церебральных и придыхательных фонем. Церебральные фонемы, отсутствующие в общеиндоевропейском, засвидетельствованы начиная с первого памятника древнеиндийского языка Ригведа, но здесь на их дистрибуцию наложены немалые ограничения (Елизаренкова 1974, 69-80). Дальнейшее расширение дистрибутивных возможностей этих фонем в индоарийских языках связано, по-видимому, с дравидийским влиянием - наличие билингвизма при усвоении санскрита носителями носителями этих языков (Deshpande 1993, VIII).
Наличие класса шумных придыхательных фонем является в древнеиндийском сохранением общеиндоевропейского наследия. Этот класс фонем представлен и во многих новых индоарийских языках, но в целом на протяжении истории развития он претерпел немалые изменения (Елизаренкова 1974, 1966-183). Звонкие придыхательные подверглись наибольшим изменениям, переходя в одних новых индоарийских языках в сочетание согласного с гортанной смычкой, в других давая музыкальный тон соседнему гласному.
Кроме того, в новоиндийский период эта оппозиция расширяла свой обьем, став релевантной во многих языках не только для шумных согласных, но и для сонантов (m/mh, n/nh, _n/_nh, l/lh, r/rh, v/vh). Которые, однако, гораздо менее употребительны, чем шумные придыхательные.
Класс шумных спирантов в индоарийских языках всегда был представлен слабо: одной-тремя фонемами, что составляет одно из отличий по сравнению с иранскими языками.
Характерна тенденция к назализации гласных в соседстве с новыми согласными в определенных фонетических условиях, что в разные периоды трактовалось сначала как позиционный вариант согласной носовой фонемы, затем как позиционный вариант гласной неносовой фонемы и, наконец, как особая носовая гласная фонема (Елизаренкова 1974, 184-201).
Для морфологического строя древнеиндийских языков (ведийский, санскрит) характерна разветвленная система флексии имени и глагола. Всё формо- и словообразование регулируется правилами морфонологических чередований гласных в корне и в суффиксе. Морфонология всегда занимает высший уровень в иерархии. Ведийский язык богаче флексией, но грамматически менее нормирован - в нем больше отклонений. Санскрит следует предписаниям грамматики Панини, но в ряде жанров, как уже говорилось, преобладает именной строй, и, таким образом, личные глагольные формы оказываются невостребованными.
Фонетические изменения среднеиндийского периода нанесли сокрушительный удар по глагольной и именной флексии, которая оказалась сильно редуцированной (конечные согласные не допускались). Монофтонгизация дифтонгов и закон двух мор, регулирующий структуру слога, нарушили систему морфонологических чередований. Ассимиляция групп согласных сделала непрозрачной морфологическую структуру основы. В позднем среднеиндийском - апабхранша - эти явления продолжали нарастать, различительная сила флексии еще более снизилась, что вызвало необходимость употребления полувспомогательных и вспомогательных слов, а также устойчивых синтаксических сочетаний, передающих, например, в глаголе оппозиции залога, вида, способа действия и проч. В новоиндийский период они стали регулярными аналитическими конструкциями.
Система глагольных времен в среднеиндийский период сильно редуцируется, и причастие прошедшего времени прочно входит в состав глагольной парадигмы. А это в свою очередь кардинально меняет характер синтаксиса. Если древнеиндийский был языком типа (S)OV, где V - личная форма глагола, которая соответствовала лицу субьекта действия, то в среднеиндийском в прошедшем времени получает широкое распространение пассивная по форме конструкция: имя деятеля стоит в инструментальном или родительном падеже, имя прямого обьекта - в именительном падеже, и с ним согласуется сказуемое-причастие (Я увидел девушку - выражается как - Мною (у меня) увидена девушка). В новоиндийский период в ряде языков это привело к возникновению эргативной или эргативообразной конструкции. Другие языки (прежде всего восточного ареала) выработали новый агглютинативный тип личной глагольной флексии.
Карты, представленные на форзацах книги, созданы Ю.Б. Коряковым.
При работе над ними помимо текста статей использовались отечественные исторические карты и карты из следующих исследований: Bloch 1961, Bubenik 1996, Glass 2000 и Witzel 1989.
Литература
Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984, т. I-II
http://kladina.narod.ru/gamkrelidze/gamkrelidze.htm
Т.Я. Елизаренкова. Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков. М., 1974
Т.Я. Елизаренкова. Индоарийские языки - Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Современное состояние и проблемы. М., 1981  
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_633.htm
Г.А. Зограф. Морфологический строй новых индоарийских языков (Опыт структурно-типологического анализа. М., 1976
Г.А. Зограф. Языки Южной Азии. М., 1990
Е.Е. Кузьмина. Откуда пришли индоарии. М., 1994
О.Н. Трубачев. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999
Е.А. Хелимский. Южные соседи финно-угров: иранцы или исчезнувшая ветвь Ариев (арии-андроновцы)? - К 70-летию В.Н. Топорова, М., 1998
Д.И. Эдельман. Дардские языки - Языки мира: Дардские и нуристанские языки. М., 1999
...
Древнеиндийские языки
1. Под названием Древнеиндийские Языки (Д.я.), или древние индоарийские языки, подразумеваются ведийский язык и санскрит (см. статьи Ведийский Язык и Санскрит в наст. издании) вместе взятые, или иначе - санскрит в широком понимании этого термина, охватывающего все разновидности Д.я. При всех хронологических, диалектных и стилистических различиях, существующих между ведийским языком и санскритом, система языка в своих основных чертах одна и та же, что дает основания отнести ведийский язык и санскрит к одному этапу развития - древнеиндийскому, противостоящему среднеиндийскому этапу.
2. Д.я. были распространены в Северо-Западной, Северной и Центральной Индии начиная с середины II тыс. до н.э. С самого начала ведийский язык функционировал как язык культа ведийских ариев, племена которых вторглись в Индию, а затем пришедший ему на смену санскрит стал употребляться также как язык литературы, философии и науки высших классов древнеиндийского общества. Был ли он когда-либо разговорным языком, неизвестно. В этой же функции, но в гораздо более ограниченном объеме, он сохранился до наших дней. На протяжении тысячелетий санскрит существовал бок о бок сначала со среднеиндийскими, затем с новоиндийскими языками.
3. Вопрос о числе говорящих в связи с Д.я. не ставится.
4. Д.я. по происхождению представляют индийское ответвление индоиранской, или арийской, ветви группы satэm (см. статью Санскрит в наст. издании) индоевропейской семьи языков. Наиболее близок к древним иранским языкам (в течение определенного периода общей миграции существовала индоиранская общность языка, мифологии, культуры). Древнейший памятник Д.я. - Ригведа, по своей морфологии и лексике близок к древнейшему памятнику иранских языков Авесте (см. статью Авесты Язык в книге Языки мира: Иранские языки. III). Ряд изоглосс объединяет Д.я. в пределах группы satэm с древнегреческим и армянским языками.
5. Хронология Д.я. весьма условна: легче обозначить ее начало, чем конец. Начало относится приблизительно к середине II тыс. до н.э. (ведийский язык). О конце судить трудно, так как Д.я. в форме санскрита употреблялся на протяжении многих веков наряду со среднеиндийскими языками и диалектами (так, расцвет санскритской драмы приходится на IV в. н.э., а первые среднеиндийские надписи на пракритах относятся к IIIв. до н.э.). В настоящее время санскрит является языком религии, культуры, науки, литературы (ограниченно) и, по Конституции Индии, считается одним из государственных языков.
Диалектные черты прослеживаются в Д.я. начиная с первого памятника - Ригведа. Диалектная база ведийского языка (Северо-Запад Индии совр. штат Пенджаб и прилегающие районы Афганистана) иная, чем у санскрита (центральная часть Северной Индии совр. штат Уттар-Прадеш). Некоторые изоглоссы объединяют ведийский язык с пракритами, минуя санскрит. Поскольку и ведийский язык, и санскрит представляют собой литературное койне, удается реконструировать только отдельные диалектные отклонения от нормы (см. работы М. Витцеля).
...
Ведийский язык
1. Название Ведийский происходит от слова veda - (священное) знание (ср. рус. ведать, ведун), обозначающее древнейшие собрания культовых текстов в древней Индии, которые заключали в себе все знания о космосе и человеке, о богах, ритуале и устройстве социального мира ариев носителей древней индоевропейской культуры, племена которых вторглись в Индию предположительно в середине II тыс. до н.э.
Иногда ведийский язык (В.я.) называют также санскритом (см. статью Санскрит в наст. издании) в широком понимании этого термина как обозначения всех разновидностей древнеиндийского языка, в том числе архаичного ведийского, не подчиняющегося нормам, установленным в более поздний период грамматиками для литературного языка. Употребляется также название Ведийский Санскрит.
В.я. целесообразно рассматривать отдельно от санскрита, потому что эти два языка различаются не только хронологически или по степени нормированности, но также и по своей диалектной базе. Поскольку основной объем парадигматики у них общий и наиболее серьезные различия касаются отдельных граммем (прежде всего в глаголе) и вариантов граммем, В.я. удобно описывать, сравнивая его с санскритом (см. статью Санскрит в наст. издании). Синтагматические различия между двумя языками достаточно велики, и фрагменты общей для двух языков части парадигматики могут функционировать по-разному в каждой из этих языковых систем.
2. Первоначально В.я. был распространен в Северо-Западной Индии и Пакистане (бассейн р. Инд и ее притоков, Пенджаб), а наиболее древний его памятник, Ригведа, связан также с прилегающими районами современного Афганистана.
По мере продвижения племен ариев на юго-восток В.я. распространялся на территории центральной части Северной Индии (бассейн рр. Ганг и Ямуна, т.е. в Мадхьядеша совр. штаты Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш и далее в Видеха-Магадха совр. штат Бихар). В работах различных ведийских школ прослеживаются отдельные диалектные черты, отражающие разговорное употребление того времени.
Время существования В.я.: с середины II тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э., когда его сменил санскрит.
Наиболее архаичным считается язык ведийской поэзии, представленный в ведийских собраниях - самхитах. Ведийская проза менее древняя по языку, и прозаические поздневедийские памятники свидетельствуют постепенный переход к санскриту.
3. В.я. принадлежит к индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи.
4. Памятники В.я. относятся к культовой, религиозно-философской литературе. Самый древний ее пласт четыре веды-самхиты: Ригведа, или веда гимнов; Самаведа, или веда мелодий; Яджурведа, или веда жертвенных формул; Атхарваведа, или веда заклинаний. Из них Ригведа наиболее архаичная (как собрание формировалась ориентировочно с середины II тыс. до рубежа II-I тыс. до н.э.). Она представляет собой целиком метрический текст. Стихи из нее заимствуются всеми остальными ведами. За ведами следуют прозаические жанры (проза составляет около одной шестой Атхарваведы и значительную часть Яджурведы): брахманы-пояснения к отдельным самхитам в области ритуала и мифологии (ок. IX-VIIвв. до н.э.) с эзотерическими ритуально-философскими лесными трактатами - араньяками. Ведийский период завершается сокровенными учениями - упанишадами, мистическими религиозно-философскими спекуляциями, исходящими из ведийской мифологии, но представляющими собой уже новую систему монистического толка (наиболее древние из них датируются концом первой половины I тыс. до н.э.). Язык упанишад является образцом именного стиля (см. статью Санскрит в наст. издании), где не используется значительная часть богатства флективных личных форм глагола, характерных для языка ведийской поэзии.
Ведийская литература принадлежала к устной традиции. Существовали ведийские школы, в которых ведийские тексты хранились и передавались путем устного обучения из поколения в поколение (М. Витцель). Письменная фиксация памятников отделена тысячелетиями от времени их создания, например, одно из первых упоминаний о записи Ригведы встречается в XIв., ранние рукописи Атхарваведы относятся к XVI-XVIIвв. В индийских изданиях ведийские тексты исполнены обычно письмом деванагари, в европейских научных изданиях они, кроме того, могут передаваться в латинской транслитерации.
5. Лингвистическая характеристика.
5.1. В отношении фонем В.я. совпадает почти целиком с санскритом по парадигматической оси (см. статью Санскрит в наст. издании) и различается в ряде отношений по синтагматической (варианты фонем, дистрибуция, употребительность).
В наиболее архаичном В.я. jh не является фонемой: этот звук встречается единично в звукоподражаниях. В древней части Ригведы из двух сонорных фонем r и l практически существует только r, как в древнем иранском. Слова с l в этом памятнике редки и принадлежат к иному диалекту или к заимствованиям.
...
Санскрит
1.1.0. Название санскрит (С.) впервые встречается в эпосе Рамаяна (ок. IIIвв. до н.э.) Слово samskrta - сделанный; совершенный; украшенный - противостоит обозначающему среднеиндийские диалекты слову prakrta - естественный; обычный; грубый. У древнеиндийских грамматиков, начиная с Панини (Vв. до н.э.), С. называется - bhasa - речь (от bhas говорить) в противоположность chandas - метрика, соотносимому c языком ведийской поэзии.
В современном языкознании термин санскрит употребляется в двух смыслах. В узком смысле он обозначает нормативный язык, соответствующий правилам грамматиков, в широком смысле - весь древнеиндийский язык, включая более древний, доклассический ведийский язык (ок. середины II тыс. до н.э. - ок. середины Iтыс. до н.э.), во многом не соответствующий предписаниям грамматик и имеющий иную диалектную базу, чем язык классического периода.
1.1.1. Вариантов названия нет; англ. Sanskrit, нем. Sanskrit, фр. Sanskrit/sanscrit.
1.1.2. С. принадлежит к индоарийской ветви индоевропейских языков. Становление и развитие сравнительно-исторической грамматики этих языков связано с открытием С. европейскими учеными в конце XVIIIв. На первом этапе развития компаративистики с С. почти отождествляли праязык. В пределах индоевропейских языков С. относится к группе satэm (классификация, основанная на рефлексах индоевропейского k в слове сто, с сохранением его в виде смычного, как в лат. centum, или с отражением его в виде сибилянта, как в авест. satэm) вместе с иранским, балтийским, славянским, армянским, албанским и др. языками. Из группы centum наиболее тесные связи С. имеет с греческим (прежде всего в области глагола). В группе satэm С. образует вместе с иранским, митаннийским арийским и дардским одну ветвь арийскую, или индоарийскую. Есть точка зрения, что дардские языки, близкородственные индоиранским, тем не менее не входят в эту общность, а составляют отдельную подгруппу (см. том Языки мира: Дардские и нуристанские языки). Тесное сходство в области лексики, словообразования, фонетики, морфологии, синтаксиса прослеживается при сопоставлении языков древнейшего индийского памятника Ригведа и древнейшего иранского памятника Авеста, что предполагает существование определенного периода индоиранской общности. Многочисленные изоглоссы объединяют индоиранский с балто-славянским.
1.1.3. С. был распространен в Северной и Центральной Индии начиная примерно с Vв. до н.э., когда он сменил ведийский язык (см. статью Ведийский язык в наст. издании). К середине I тыс. до н.э. С. употреблялся на территории от Гималаев на севере до гор Виндхья на юге, отделяющих Декан от Северной и Центральной Индии. Центр санскритской культуры к этому времени постепенно переместился из бассейна р. Инд в бассейн Ганга - Ямуны (совр. Джамна). С этих пор и до настоящего времени С. продолжает существовать в Индии как язык культуры, литературы, религии и философии.
1.2.0. Лингвогеографические сведения.
1.2.1. Диалектной базой С. был предположительно диалект центральной части Северной Индии (Мадхьядеша совр. штаты Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш). О наличии диалектных черт в самом С., существовавшем на протяжении многих веков на обширной территории, судить трудно. Согласно традиционной индийской идеологии, С. считался вечным, божественным языком; его правила были раз и навсегда зафиксированы в грамматике Панини (ок. Vв. до н.э.). При этом у Панини есть упоминания о разных местностях и школах, также у последующих грамматиков Катьяяны (ок. IIIв. до н.э.) и Патанджали (ок. II-Iвв. до н.э.). Не-панинийские формы нередко встречаются в языке эпоса, что свидетельствует о развитии языка. Однако авторитет грамматики Паники был таков, что восстановить это развитие сколько-нибудь полно и описать диалекты не представляется возможным.
...
Среднеиндийские языки
Пали
Пракриты
Апабхранша
Буддийский гибридный санскрит
Ю.Б. Коряков. Индийские письменности древнего и среднего периодов
...
Т.Я. Елизаренкова, А.А. Кибрик, Л.И. Куликов. Языки мира: Индоарийские языки древнего и среднего периодов. - М., Российская Академия Наук. Институт Языкознания, 2004

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001