Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Образ и его восприятие
от 03.07.07
  
Выразе


А наше Бзiе соуте выразе


Н.К. Рерих. Голубиная книга. (1922г.)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_813.htm

Образ и его восприятие Стремление запечатлеть окружающий мир - одно из наиболее характерных проявлений разума: мы знаем животных, которые пользуются орудиями, но никто, кроме человека, никогда не создал даже самого простейшего рисунка. Нам, современным людям, живопись служит средством для удовлетворения эстетических потребностей и кажется чем-то не имеющим непосредственного практического приложения. Однако наши далекие предки, которые жили в эпоху, близкую к открытию способа регистрации образов, относились к своему изобретению гораздо серьезнее: они придавали рисункам магический смысл, отождествляя их с изображаемыми объектами. И, как это часто бывает, первооткрыватели, у которых острота первого восприятия еще не была стерта обыденностью, оказались, по-видимому, ближе к истине, чем их потомки. Сейчас, в связи с открытием голографии, мы снова ощутили, что искусство регистрации образов было одним из величайших научных достижений человека. ЖивоПись - искусство представления окружающего мира в виде образов - по существу явилась первым методом описания, а отчасти и познания окружающего нас мира. Разумеется, этот метод не так точен, как, скажем, современная математика. Однако по своей близости к нашему мышлению он в определенном отношении стоит вне всякой конкуренции. На самом деле, за сотни миллионов лет эволюции человеческий мозг достиг величайшего совершенства в искусстве распознавания предметов и их изображений, и можно считать, что даже самый отсталый обитатель джунглей Южной Америки обладает сверхсовременным счетным аппаратом, который какими-то непостижимыми для нас путями с невероятной тонкостью оперирует образами внешнего мира. С этой точки зрения, образы - не что иное, как своеобразное оптическое устройство памяти, которое позволяет запечатлеть на долгое время и опознать ту или иную ситуацию
Ю.Н. Денисюк. Образы внешнего мира. Природа, 1971(2), с.2-14
Ю.Н. Денисюк. Голография - что мы знаем о ней сегодня. Природа, 1981(8), c.10-19
Ю.Н. Денисюк, В.Л. Гуриков. Развитие голографии, как нового научного направления. Природа, 1984(5), 54-61

http://journal-club.ru/?q=image/tid/195

Золотой светясь оправой
С синим морем наравне,
Дремлет город белоглавый,
Отраженный в глубине.

Он сложился из скопленья
Белой облачной гряды
Там, где солнце на мгновенье
Полыхает из воды.

Я отправлюсь в путь-дорогу,
В эти дальние края,
К белоглавому чертогу
Отыщу дорогу я.

Я открою все ворота
Этих облачных высот,
Заходящим оком кто-то
Луч зеленый мне метнет.

Луч, подобный изумруду,
Золотого счастья ключ -
Я его еще добуду,
Мой зеленый слабый луч.

Но бледнеют бастионы,
Башни падают вдали,
Угасает луч зеленый,
Отдаленный от земли.

Только тот, кто духом молод,
Телом жаден и могуч,
В белоглавый прянет город
И зеленый схватит луч!

Николай Заболоцкий. Зеленый луч. 1958
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_128.htm
 
Мечты Еще в школьные годы я мечтал уже работать в области теоретической физики, т.е. квантовой механики и теории относительности, которой в то время увлекалось много молодых людей. Однако действительность оказалась далекой от моих планов. После окончания Ленинградского института точной механики и оптики в 1954г. и поступления на работу в Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова (Ленинград) получилось так, что мне пришлось заниматься очень скучной работой по разработке обычных оптических устройств, состоящих из линз и призм.
Одним из главных увлечений в те годы было чтение научно-фантастических рассказов. В числе таких рассказов я натолкнулся на рассказ известного советского писателя Ю. Ефремова - Звездные корабли. На меня произвел большое впечатление один из эпизодов этого рассказа: современные археологи, раскапывая место, где инопланетяне охотились на динозавров много миллионов лет тому назад, случайно находят странную пластинку. - Оба профессора невольно содрогнулись, когда удалили пыль с поверхности пластинки. Из глубокого совершенно прозрачного слоя, увеличенное неведомым оптическим ухищрением до своих естественных размеров, на них взглянуло странное лицо. Изображение было сделано трехмерным, а главное, невероятно живым, особенно это относилось к глазам.
Планы и идеи У меня возникла дерзкая мысль: нельзя ли создать такую фотографию средствами современной оптики? Или, если быть более точным, нельзя ли создать фотографии, воспроизводящие полную иллюзию реальности зарегистрированных на них сцен?
Первые шаги в решении этой задачи были доста точно просты. Было очевидно, что полностью обмануть зрительный аппарат человека и создать у него иллюзию того, что он наблюдает истинный предмет, можно, если бы удалось воспроизвести волновое поле света, рассеянного этим объектом. Было так же понятно, что задача воспроизведения волнового поля могла бы быть решена, если бы удалось найти метод регистрации и воспроизведения распределения фаз этого поля.
Работа Д. Габора, в которой он излагал принципы голографии, была мне не известна, и в 1958г. я начал самостоятельно решать эту проблему...
Схема записи (верхний рисунок) и восстановления (нижний рисунок) трехмерной голограммы.
Схема записи и реконструкции трехмерной голограммы Если бы меня спросили, какое самое краткое описание результатов моих мыслей я хотел бы оставить на память моим потомкам, я бы ответил без раздумий. Конечно, рисунок схемы записи и реконструкции трехмерной голограммы понятен любому разумному существу.
На рис.а приведена схема записи трехмерной голограммы. Монохроматический свет источника S падает на произвольный объект О. Свет, рассеянный объектом (волна W0) интерферирует с падающим светом (волна WS), в результате чего возникает стоячая волна.
По верхности пучностей этой стоячей волны (места, в которых интенсивность света максимальна) обозначены d1, d2, d3. В поле стоячей волны помещен некоторый объем V', заполненный прозрачным светочувствительным материалом. После экспозиции и последующей химической обработки в объеме V' возникает материальная модель стоячей волны, при этом каждая зарегистрированная голограммой поверхность пучностей превращается в своеобразное кривое зеркало.
Процесс реконструкции трехмерной голограммы показан на рис.б. Сферическая волна от обычного источника белого света S' падает на голограмму V'. Каждое образовавшееся на месте поверхности пучностей сферическое зеркало, отражая эту волну, трансформирует ее в объектную волну W0' . Что же касается всей системы следующих друг за другом зеркальных по верхностей, то их роль сводится к воспроизведению спектрального состава света, зарегистрированного на голограмме. Это означает, что трехмерная голограмма выбирает из сплошного спектра и отражает назад только те монохроматические компоненты, которые были на ней зарегистрированы.
В результате всех этих процессов наблюдатель h, воспринимающий волны излучения, реконструированного голограммой, видит единственное цветное трехмерное изображение объекта, которое не возможно отличить от реального. В отличие от голограммы Габора, в этом случае отсутствуют искажения и ложное изображение и кроме того, нет ограничений размеров объекта.
Трехмерная голограмма: это метод или явление? Когда стали открыты волшебные свойства трехмерной голограммы, возник следующий вопрос: является ли трехмерная голограмма новым методом изображения или новым явлением природы, т.е. новой научной истиной? Несмотря на то, что моей первоначальной целью являлось создание нового метода получения изображений, мне стало ясно, что в данном случае самым важным было новое, интересное физическое явление.
Различие между терминами - метод и явление - является далеко не формальным. В то время как метод предоставляет только возможности, обеспечиваемые его изобретателем, явление существует в соответствии со своими собственными законами и иногда может оказаться значительно более широким, чем считалось первоначально.
Решив, что я имею дело с явлением, я дал ему довольно сложное название: явление отображения оптических свойств объекта в волновом поле рассеянного им излучения. Идею, лежащую в основе этого названия, можно изложить следующим образом. Можно сравнивать только те предметы, которые одинаковы и существуют в действительности. И материальный объект, и его материальная голограмма действительно существуют. Голограмма, когда ее помещают рядом с объектом, становится его оптическим эквивалентом (относительно излучения, с помощью которого она была записана). Эти два объекта связаны одним и тем же волновым полем; следовательно, оптические свойства объекта каким-то образом отражены в волновом поле излучения
Ю.Н. Денисюк. Мой путь в голографии. 1992
http://wmw-magazine.ru/uploads/volumes/08/WMW8(4)Denisuk.pdf
Основной результат: Главный результат работы заключается в том, что обнаружено, обьяснено теоретически и подтверждено экспериментально неизвестное ранее явление.
Существо этого явления можно кратко сформулировать следующим образом: Явление, заключающееся в том, что при релеевском рассеянии излучения на обьекте интенсивность волнового поля в окружающем обьект пространстве с достаточной степенью точности моделирует - оптический оператор рассеяния - этого обьекта; в частности это свойство излучения дает возможность, зафиксировав названое поле в материальной среде, получить пространственную структуру, оптические свойства которой совпадают с оптическими свойствами обьекта
Ю.Н. Денисюк. Об отображении оптических свойств объекта в волновом поле рассеянного им излучения. дисс.к.ф.-м.н.1962г.
http://3d-holography.ru/yu.n.denisyuk_i_fizika

Сын СвЪтен Iнтр
уводе тьме
а iмахом Вынего
допоменце нашего
А старе щасе
суте наше благо
Достанехом од она
тврдосте i крпсте
абы вразем
сме отвЪдалi
яко iстеть

***

(Словно) певцы, обращенные направо, в нужное время
Подымая голос, издают звуки вещие птицы.
Обе речи ведет она, словно исполнитель самана:
Она владеет и (речью) размером гаятри и (речью) размером триштубх
РигВеда II, 43.1 К вещей птице

Голография - что мы знаем о ней сегодня...В первые годы своего развития голография казалась многим одним из рядовых ухищрений оптики, аналогичных, например, фазово-контрастному микроскопу. Однако постепенно стали выясняться весьма глубокие закономерности, свойственные процессам, связанным с записью и воспроизведением голограмм. В частности, в ходе дальнейших исследований было установлено, что еще более широким спектром отображающих свойств обладает фотография объемной картины интерференции: в этом случае кроме амплитуды и фазы воспроизводится также и спектральный состав объектной волны, так что наблюдатель будет видеть цветное изображение объекта.
Записывая голограмму в средах со специальными свойствами, стало возможным воспроизводить также состояние поляризации объектной световой волны и даже ее изменение во времени. Была открыта способность голограмм генерировать идущую вспять, так называемую обращенную волну. Ассоциативные свойства голограмм оказались чрезвычайно сходными с некоторыми сторонами процесса мышления...
ЛЪтЪ в СврзЪ Перуныцья а несе роуг Слве наож iспыiмо го до кута
Общая схема фундаментального явления голографии. На объект О, движущийся с произвольной скоростью, падает волна излучения источника S, заданная системой лучевых векторов Is. В результате интерференции этой волны с волнами, рассеянными объектом, вокруг него возникает бегущие волны интенсивности, характеризующиеся поверхностями (слоями) пучностей d1, d2, d3, ... и узлов q1, q2, q3, … Оказывается, что если картину этих волн материализовать в некотором объеме V (например, в нелинейной среде), то такая модель приобретет свойство преобразовывать волну источника S в объектную волну, т.е. лучевой вектор Is, в лучевой вектор Io. При этом воспроизводится также и соответствующий скорости объекта доплеровский сдвиг частот. Если восстановить голограмму не с помощью сферически расходящегося излучению источника S, а излучением сферической волны, сходящейся в точку, где расположен источник (такой волне соответствует лучевой вектор I*s, то образуется волна, обращенная по отношению к объектной (ей соответствует лучевой вектор I*o).
Отображающие свойства волн интенсивности сохраняются и в том случае, когда эти волны регистрируются не в объеме, а на двумерной поверхности F.
Волны интенсивности обладают также способностью воспроизводить состояние поляризации, если поляризация интерферирующих волн m и r различна. Для этого необходимо записать голограмму в среде F, которая под действием поляризованного излучения становится анизотропной. В этом случае слои пучностей и узлов образуют две периодические структуры, поляризующие волну источника S во взаимно ортогональных направлениях (состояние поляризации интерференционной картины показано стрелками и овалами).
Общая схема фундаментального явления голографии С позиций современной науки фундаментальное оптическое явление голографии в целом можно представить себе следующим образом. Движущийся с неограниченной произвольной скоростью объект (например, показанная на рисунке птица) рассеивает излучение точечного когерентного источника S. Рассеянное излучение, сдвинутое по частоте вследствие эффекта Доплера, складывается в окружающем объект пространстве с излучением источника S, в результате чего образуется система бегущих волн интенсивности последовательности поверхностей пучностей (слоев пространства с максимальной плотностью энергии светового поля), чередующихся с поверхностями узлов (слоями, где плотность энергии минимальна).
Предположим, что некоторая часть пространства, окружающего объект, заполнена нелинейной средой, т.е. таким веществом, которое изменяет свои свойства под влиянием света непосредственно в момент его воздействия. В качестве одного из примеров можно привести среду, способную к вынужденному комбинационному рассеянию с частотой собственных колебаний молекул, близкой к разности частот интерферирующих волн.
Если нелинейность среды такова, что ее диэлектрическая проницаемость меняется пропорционально интенсивности электромагнитного поля, то в объеме, заполненном такой средой, возникнет система бегущих зеркальных поверхностей. Оказывается, что форма этих зеркал, повторяющая конфигурацию поверхностей узлов и пучностей, такова, что волна источника S, отражаясь от каждого из них, преобразуется в объектную волну. Расстояние между этими зеркалами обеспечивает такое сложение отраженных волн, что при этом усиливается излучение только той длины волны, которая экспонировала голограмму. Таким образом, голограмма записывает и воспроизводит спектральный состав образовавшего ее излучения. Наконец, скорость движения зеркал оказывается именно такой, что падающая на голограмму референтная волна претерпевает доплеровский сдвиг, точно преобразующий ее по частоте в волну объекта
Ю.Н. Денисюк. Голография - что мы знаем о ней сегодня. Природа, 1981(8), c.10-19
http://journal-club.ru/?q=image/tid/195
http://bsfp.media-security.ru/school6/1.htm

Вещена од МатерСва словесы
якожде будоущая нашiа
iе Слвна
i тецехом до смрте
яко до празднованiа

***

Сердце поэзии - в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущения и мировоззрения. Будучи художником, поэт обязан снимать с вещей и явлений их привычные, обыденные маски, показывать девственность мира, его значение, полное тайн. Привычные сочетания слов, механические формулы поэзии, риторика и менторство оказывают плохую услугу поэзии. Тот, кто видит вещи и явления в их живом образе, найдет живые, необыденные сочетания слов. Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Слово получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания? Это прежде всего - сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образ. Сочетаниями образов управляет поэтическая мысль. Подобно тому как в микроскопическом тельце хромосомы предначертан характер будущего организма, первичные сочетания смыслов определяют собой вид и смысл художественного произведения. Каким же путем идет поэт - от частного к общему или от общего к частному? Думаю, что ни один из этих путей не годится, ибо голая рассудочность неспособна на поэтические подвиги. Ни аналитический, ни синтетический пути в отдельности для поэта непригодны. Поэт работает всем своим существом, бессознательно сочетая в себе оба этих метода. Но смысл слова - еще не все слово. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возникает также лишь в сочетаниях слов. Сочетания труднопроизносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, - мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать друг другу свидания и дуэли. Не знаю, можно ли научиться такому сочетанию слов. Обычно у поэта они получаются сами собою, и часто поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано. Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами. Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю музыкальную мощь. Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт
Н. Заболоцкий, 1957.
Николай Заболоцкий. Мысль - Образ - Музыка
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_129.htm

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Николай Заболоцкий. Завещание. 1947
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_127.htm

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001