Влес Кнiга  Iсходны словесы | Выразе | Азбуковник | О памянте | Будиславль 
  на первую страницу Весте | Оуказiцы   
Ту бо то дяехомо воспомiнь гуре Карпенсте
от 06.03.07
  
Выразе


Мы же смехом польна жретва даяте, а одо труды наше просо, млека а туц. То бо покрпiшем о Колядi ягнчем, а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура

Слва Бзем нашем. Iмемо iсту вiру, якова не потребуе чловененска жертва. А тая се дъе о ворязi, кii убо въжды жрялi iу, iменоваше Перуна Паркуна, а тому жряша. Мы же смехом польна жретва даяте, а одо труды наше просо, млека а туц. То бо покрпiшем о Колядi ягнчем, а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура. Ту бо то дяехомо воспомiнь гуре Карпенсте. А тон щас се iменова род наше Карпене. Якоже стахом сме бяще во лъсъх, то iмъмо назов Древiще, а на полi сме бяшехом, iмено iмахом Полены. Тако вшяко, еже есе Грьце ущекашетi на не, iже сме чловенкожравцове, а то лужева рънщь есь, яко нъсте бо, тако во iста, а iмеяхом iна повыкен. А тоть, кiже хощашеть увранжiдете iна, реще злая. А тому глоупен не се боре, а тако есь а iна ръкоста такожде. Долзе се правiхом родьмы, а СтарОцове венска рода, iдша соудятi родiце о Перунь Древы. А такожде iмяi тон ден iгрiштiя пренд очесы старще а сiлу юну указенше юнаще, ходяi борзе, спъваяi i плясаваi о То. I тон ден огнiщаны iдяшете о мiслеву а прiдшеща дiщену строцем, кii дiеляще тую о пренче люды. I волсвi жрятву дъяi Бозем хваленiце а Слву ръкста. О щасе же Годе а о явене ворiягу, iзбрящете сен кнезе вутцове. А тыi юнаще веденша до съще зуре. То бо Ромiе ны поглендаще а замыстлящете злая на нь. I пршедша со возе све а желзвъна броне а утце на ны. А тому бранiхомсе долзе о нех а отрщахом сметая од земе наше. А Ромiе венде, яко дрзi сме о жiвоте нашем, а понехъша ны на то. Тако Грьцiе хотяi одеренете ны о Хорсуне а прящехомсе зуре протi борства нашiего. А бя боря а пря велка тр(i)десенте ляты, а та понехъшiя сен о ны. Тем бо Грьцiе iдша о тржiща наше а рекоста намо омънете краве наше на масть а србло, то бо потребуще на жены а дете. А тако сме мънехомсе скоро д(о) одне снеды. Послед еще Грьцiе iскащете да ослабi ны, а то(i) iскащаше одерень взенте. А тому не ослабiхомсе а не дахом сме земле наше, яко зме Трояню сме не дахом сен Ромiема. А да не встане обiденосще ДажБовем внуцем, кiе же воарузех вразi дбаша. А тако днесь не по хуле семо, такожде Оце неаше...Се бо у сiне море стятша до берзе Годь тую, а одержаща на нь побъдену. Пiсне хвалы а Матыря спъваще. Тоя красна Птыцiя, яква несе ПраЩурем нашем огнь до домь iя. А такожде, ягнiце прездремо до Тодь, або ло сте на ны одержеща сылу, а iмахом врязi ростятешете, а гоньбу псiну iма нехате. То глендь народе мое, яков есе обезпещена нар(о)дев. А того не ошiбещесе од раны твоая. А не вржещесе до рядь, або сте сме вразема погонеле, а бiду сен позбавяце. А жiтне iнако iмате. Бо сме бяшехом ста грда, а не оделегла од е. А тягчае поразе бенде по ны. А сме по тем тысенщ пенте сет ляты, яко сме сехом многая борiя а пря iмяхом, а такожде сме жiве, дiеке жретве юнащея а в(о)евонце
...Що ж то за свято - Розигри? Це свято лісних дівчат. Воно з минулого, як Гагілки, Русалії, Красна гірка? Уже не водять хороводів дівчата на Гагілки, не розпускають кіс на світанні білополі русалки коло ставів та озер, давно забули нащадки полян, що свято Красної гірки приурочене відходу частини русинів з Карпат до Дніпра-Непри...
Марія Влад. Стрітеннє. Книжка гуцульських звичаїв і вірувань. Спервовіку. 1992
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_37.htm
http://romanbook.ru/book/download/4043666/
Слва Бозем нашем Iмемо iсту вiру якова не потребуе человеченска жертва А тая се дЪе о ворязе кii убо въжды жрялi iу iменоваше Перуна Перкуна а тому жряша Мы же смехом польна жретва даяте а одо труды наше просо млека туцi То бо покрпiшем о Колядi ягнчем а о Русалiех в день Яров такожде а Красна Гура Ту бо то дяехомо во спомiнь гуре Карпенсте А тон щас се iменова род наше Карпене



Предисловие
Издавая Волынско-Галицкую Летопись, для недоступности древнейшего списка ея, хранящегося в библиотеце Императорской Академии Наук под Ч.6 в Петрограде, пользовался я правильно напечатанным текстом сей летописи в Полном Собрании Русских Летописей, изданным по высочайшему повелению Археографическою Коммиссею. Том II. С. Петербург в типографии Эдварда Праца 1843. с.155-227. В упомянутом II Томе Полного Собрания Русских Летописей напечатала Археографическая Коммиссия так званную Ипатьевскую Летопись (название Ипатьевской Летописи произошло от Ипатьевского (Ипатского) монастыря, находящегося близ губер. города Костромы, которому, по записце скорописью XVII
века, помещенной на внутренней стороне переплетной доски, некогда принадлежала упомянутая Летопись), по списку из конца XIV или начала XV века, писанную в листе 306 л., на бомбицине, разделяющуюся в составе своем на две части: Первая (с.1-155) содержит в себе Временник Нестора до 6618 (1110) года, с продолжением, под которым разумеется Летопись о Киeвских и других Юго-восточных русских княжествах до 1200 года. Для обьяснения текста Ипатьевской Летописи вариантами употребила Археографическая Коммиссия, два новейшие списки т.е. Хлебниковский сберегающийся в Петроградской публичной библиотеке Ч.40, в листе 386 л., писан на лощенной бумазе в XVI веце, и Ермолаевский, находящийся в упомянутой библиотеце, который, писан в начале XVIII века, есть близкою копиею Хлебниковского списка. Употребленные нами варианты из последних двух списков для поясненья текста Волынско-Галицкой Летописи отмечаем начальними буквами: X. и Е.
…Из вышесказанного явствует, что Волынско-Галицкая Летопись была составлена с концем XIII века на Волыни, хотя напротив тому Н.И. Костомаров (Ислед. Лекции а зам.) полагает, что первая половина ея до 1220г. писана в Галиче, а вторая на Волыни, с чем однако согласитися трудно, як справедливо заключает, К. Бестужев-Рюмин, следующее место, в самом начале летописи, писано едва ли не на Волыни : княгиня же Романовая вземше дЪтятЪ свои и бЪжа въ Володимерь, и еще же хотящю Володимеру искорениши племя Романово, поспЪвающимъ же безбожнымъ Галичаномъ." В доказательство сего прибавим еще под 1208 годом приведенное, где говорится, что Романовая „умоливше его (Данила) остати на Галичи, а сама иде въ БЪлзЬ, оставивши й у невЪрныхъ Галичанъ.
Не полная-ли дошла до нас Волынская Летопись, или быти может, не совершенная ли произошла она из рук сочинителя ея, решительно ныне сказати не можем...
А.С. Петрушевич. Волынско-Галицкая летопись с 1205 по 1292. Львов. 1871
http://books.google.com.ua/books?id=fOfTAAAAMAAJ
Летопись начинается 1205 годом, годом смерти кн. Романа Мстиславовича, и доведена до 1292 года. Летописец высоко превозносит храбрость и мужество кн. Романа Мстиславовича, погибшего в бою с поляками, с восторгом прославляет ум и государственный смысл кн. Даниила Романовича.
Утвердившись окончательно на Галицком престоле (1235), Даниил стал постепенно присоединять к своему княжеству и другие русские земли (Подолье, Киев) и покорять себе другие народы (ятвягов, половцев на Пруте и Серете) и создал великую русскую державу. Но опасность второго татарского нашествия тревожила его, так что он согласился за обещанную папой Иннокентием IV королевскую корону и помощь против татар принять унию с Римом. Он и короновался в г. Дрогичине в 1255г. королем Руси. Но папа обещанной помощи не послал, так что Даниил после нескольких поражений должен был с горечью подчиниться татарской орде
Литература: А.С. Петрушкевич. Волынско-Галицкая летопись XIII века, Львов, 1871
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности. Лувен, 1973
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm
ОдолЪвша всимъ поганьскымъ языком ума мудростью, ходяша по заповЪдемь божимъ: устремил бо ся бяше на поганыя, яко и левъ, сердитъ же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и коркодилъ; и прехожаше землю ихъ, яко и орелъ, храборъ бо бЪ, яко и туръ. Ревноваше бо дЪду своему Мономаху, погубившему поганыя измаилтяны, рекомыя половци, изгнавшю Отрока во обезы, за ЖелЪзныя врата
Из Галицко-Волынской летописи
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_671.htm
Галичкы ОсмоМыслЪ ЯроСлаве!
Высоко сЪдиши на своемъ златокованнЪмъ столЪ.
Подперъ горы Угорскыи своими желЪзными плъки,
заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота,
меча бремены чрезъ облакы,
суды рядя до Дуная.
Грозы твоя по землямъ текуть,
отворяеши Кiеву врата,
стрЪляеши съ отня злата стола салтани за землями.
СтрЪляй, господине, Кончака, поганого Кощея,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего СвятъСлавлича!

  

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001