Магура  Самоорганизация | Исследования | Труды | Сосен перезвон | Стожары | Троянская война 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Млещень Стезь
от 28.12.11
  
Корни


В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену А iде до Чертозе Сва а в Зорiе седава до Врат Тамо ждехом све спЪва защате а Влеса слвiте од вЪк до век i Хрмiну iу яква блестще огнема многа а ства Ягнiце чста То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте а злаке сЪяте а жняте вЪна вЪнъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнiща а цтеть Го яко Оце Божска Оцем нашем а Матерем Слва якове нас оущаще до Бозе наше а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ Тако iдехом сте а не будехом ста енва хлЪбожравце нiже славуне Русе якове Бзем славу спЪващут а тако суть Славуне о то

Тут Иван на небо въехал  
Да по небу и поехал ,
Избоченясь, будто Князь,
Шапку на бок, подбодрясь
Признаём царя Ивана!
...кто знает, что елка, которую мы украшаем на Новый год, есть не что иное, как отголосок тех древних культов, когда Млечный Путь представлялся нашим предкам осью Вселенной, Мировым Древом, на невидимых ветвях которого зреют плоды звезд. Именно на Новый год Млечный Путь стоит вертикально, словно поднимающийся из-за горизонта ствол. Вот почему в подражание древу небесному, вечно плодоносящему, в начале нового годового цикла наряжали дерево земное. Верили, что это давало надежду на будущий урожай и благосклонность богов
Дмитрий Гулютин. На берегах молочной. Вокруг света, Май 2005 (2776)
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/774
Млечный Путь - Гусiна дорога, Гусеча дорога, Диким гусям дорога, Птушыны шлях, Птушыная дарога, Дорога в Иерусалим, Большой столб, Чумацка дорога, Стан, Дорога, Госьцинэц, Малочна дарога, Малочны Шлях, Святая Дарога.
...
Чумацка Дарога Как известно, чумаками называли работников, которые занимались извозом. Скорее всего, наши предки представляли себе небесного чумака, который перевозит по этой звёздной дороге души усопших в мир мёртвых. Поэтому и называли Млечный Путь - Чумацкой дорогой. Основанием этому служит, во-первых, выражение: По чумацкой дорозi птаство iдзе, где птицы - души людские. А во-вторых, можно сравнить похожие названия у разных народов. Например, немцы называют Млечный Путь Helweg (путь Геллы), т.е. путь в загробное царство Геллы, или Woutanes weg (путь Одина) - путь в царство Одина. В Ригведе - путь Ямы: Иди, возглашалось усопшему, по тому пути, каким прежде шествовали наши предки; ты должен узреть высоких властителей Яму и Варуну, а на санскрите gopatha (путь коровы), или путь, по которому усопшие шли за небесной коровой
...
Чумаки ездили в Крым летом и зимой (потому что весной и осенью дороги не были пригодны для поездок), в направлении на юг или юго-восток. Именно зимой Млечный Путь тянется с северо-запада на юго-восток и можно использовать эту звёздную дорогу для определения направления
...
Название Большой столб, возникло, по всей видимости, из сравнения Млечного Пути, который проходит через всё небо, с вертикально поставленным столбом. В следующей песне можно найти как название Млечного Пути (Стоyп), так и некоторых созвездий (Воз, Рэшата):
Прыехала Каляда y вазочку
Да на сiвенькiм канёчку.
Прыехала Каляда yвечары,
Прывезла дудак рэшата.
Паставiла дудкi на стаyпе,
А сама села на куце  
Т.В. Авилин. Белорусские названия созвездий III: Млечный Путь
http://www.astronet.ru/db/msg/1202795/mlecznyszljach.rus.html
Поведай же каков он этот Скамбха?
Да услышат меня Земля и Небо
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_315.htm
Болгары дают Млечному Пути название Влакнен (волокнистый) мост и думают, что по нем проходят души усопших
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. (см. дополнения к главе Души усопших)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_419.htm

Млещень Стезь (зимою в навечерие - как Древо, в середине ночи - как Рог коровы, а под утро - как Ра дуга) (на широте Москвы. Посмотрите широко-шагаючи красивые меняющиеся формы на экваторе. Сравните с полюсами)

По статистике более половины городских жителей в цивилизованных странах ни разу в жизни не видели Млечного пути.
...
StarCalc - это быстрая астрономическая программа-планетарий для Windows 9x/ME/NT/2000/XP, которая позволяет получать изображения звездного неба для любого момента времени и любой точки земного шара как для всей небесной полусферы целиком, так и для её увеличенной части (Александр Завалишин из Воронежа. Для изображения Млечного пути установите дополнительно плагин)
http://homes.relex.ru/~zalex/files_rus.htm
21 декабря 2011г., 17ч. 27м. (U.T. + 3.0ч.).  Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва
Се пшелетла до ны iа сЪдлеся на древо а спЪва Птьцiя I вшяко перо е iне а сяще цвЪта рузна Ста i в ноще яко в ден А спЪва пЪсне до борiя а до пре
22 декабря 2011г., 2ч. 57м. (U.T. + 3.0ч.).  Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва
Ту бо то Крава Земунь iде до Поля Сынiя iа пощена ядсте траву ту а Млеко дава I теце то Млеко до ХлябЪх а свЪте в ноще згвЪнздама над ны А ту Млеко вiдеiмо сящете намо
22 декабря 2011г., 9ч. 2м. (U.T. + 3.0ч.).  Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва
В ноще Влес iде ве СврзЪ по Млеку Небествену

Дед Дуб Сноп

То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте а злаке сЪяте а жняте вЪна вЪнъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнiща а цтеть Го яко Оце Божска
22 дек. 1500 до н.э. 7ч.55м18с Шир/Долг: 43.23/76.88 - на широте АлмаАты
22 дек. 1500 до н.э. 7ч.55м18с Шир/Долг: 43.23/76.88 - на широте АлмаАты
22 дек. 2011 н.э. 7ч.55м18с Шир/Долг: 43.23/76.88 - на широте АлмаАты
22 дек. 2011 н.э. 7ч.55м18с Шир/Долг: 43.23/76.88 - на широте АлмаАты

Есть при всем том некоторая часть гимнов РВ, ритуальный характер которых не вызывает сомнений, из них надо прежде всего назвать небольшую группу гимнов-апри (apri букв. умилостивление). Содержание их банально: оно сводится к просьбам к определенным божествам и приглашением их на жертвоприношение. Они неинтересны также в художественном отношении. Смысл их заключается в ином. Формально они примыкают к гимнам Агни, к которому обращены первые три стиха. Апри - название определенного типа литургических гимнов - приглашений ряда божеств на жертвоприношение. Гимны-апри связаны с древним обрядом жертвоприношения животных, который может составлять самостоятельный ритуал или начинать обряд жертвоприношения сомы. В РВ встречается 10 гимнов-апри, причем некоторые стихи и строки переходят из одного гимна в другой. Все эти гимны построены по одной модели. Для каждого стиха задано ключевое слово, набор которых является для данного жанра постоянным. Допустимы лишь очень незначительные варианты ключевого слова в каждом стихе. По этим вариантам, согласно туземной традиции, можно судить о различиях в ритуале у отдельных родов ведийских певцов. Так, в первых трех стихах гимна-апри обращаются к богу огня Агни, который во втором стихе должен быть назван одним из двух священных имен: Нарашанса (naracatsa букв. хвала людей) или Танунапат (tanunapat - сын себя самого). В первом случае в туземном оглавлении гимн называется apram, во втором - apriyah. Лишь изредка могут быть названы оба имени Агни одновременно. По числу ключевых слов гимны-апри могут состоять из 11-ти или 12-ти стихов - Т.Я. Елизаренкова. Ригведа - великое начало индийской литературы и культуры

I, 13. Гимн-апри

Группа гимнов I, 12-23 певца Медхатитхи из рода Канвов (Medhatithi Kanva).
Размер - гаятри.
1-4 Набор ключевых слов: 1. Прекраснозажженый (susamiddha); 2. Танунапат; 3. Нарашанса; 4. Призванный (ilita)
4 Ману или Манус (manu, manus) - имя родоначальника людей
5…жертвенную солому (barhis) - ключевое слово…Жирноспинную…- Жирноспинная она потому, что ее окропляют жиром
5c Где возникает мир бессмертных! - По ведийским представлениям боги (= мир бессмертных) спускаются на жертвенную солому
6-8 Ключевые слова: 6. Врата (dvaro); 7. Ночь и Ушас (naktosasa); 8. Два хотара (hotara)
8…приглашаю Двух божественных хотаров - По предположению Гельднера, здесь имеются в виду божественный хотар Агни и реальный жрец-хотар
9…богини - ключевое слово. Ида (ila). Nom. pr. Богини, персонифицирующей жертвенное возлияние и молитву. Сарасвати (sarasvati) - Nom. pr. богини молитвы; первоначально персонификация священной реки Ариев РВ. Махи (mahi букв. великая). Имя этой богини встречается наряду с именами Иды и Сарасвати в гимнах апри. Функции ее весьма неотчетливы. Иногда вместо имени Махи в этих гимнах встречается Бхарати
10 Ключевые слова: 10. Тваштар (tvastar); 11. дерево (vanaspati) - подразумевается жертвенный столб; 12. Свага! (svaga) - возглас, приглашающий богов явиться на жертвоприношение

1 Прекраснозажженный привези нам
Богов, о Агни, к жертвователю
И принеси жертву, о чистый хотар!

2 (Сделай) сладкой, о Танунапат,
Нашу жертву у богов, о мудрый!
Сделай, чтоб сегодня (ею) насладились!

3 Нарашансу приятного сюда,
На эту жертву, я приглашаю,
Приготовителя жертвы, с медовым языком.

4 О Агни, на быстроходнейшей колеснице,
Призванный, привези богов.
Ты - хотар, поставленный Манусом.

5 Расстелите в правильном порядке жертвенную солому,
Жирноспинную, о умелые,
Где возникает мир бессмертных!

6 Пусть раскроются умножающие космический закон
Божественные врата, неиссякающие, -
Ныне и впредь - для жертвоприношения!

7 Ночь и Ушас, прекрасно убранных,
Я приглашаю на это жертвоприношение,
Чтоб они сели на нашу жертвенную солому.

8 Их, Прекрасноязычных, я приглашаю -
Двух божественных хотаров, поэтов.
Пусть принесут эту жертву для нас!

9 Ида, Сарасвати, Махи -
Три богини, приносящие радость,
Пусть сядут на жертвенную солому, не ошибающиеся!

10 Тваштара, имеющего все формы,
Я приглашаю сюда первым.
Пусть будет он только наш!

11 О божественное дерево,
Отпусти к богам жертвенное возлияние!
Пусть вид дарителя бросится в глаза!

12 (С возгласом) Свага!совершите жертвоприношение
Для Индры в доме у жертвователя.
Туда я приглашаю богов

I.142.5 С поднятым ковшом расстилая
Жертвенную солому при жертвоприношении во время прекрасного обряда,
Я переворачиваю (ее, чтоб она дала) больше места богам,
(Чтобы стала) широкой защитой для Индры

I.188.4 С силой они разостлали обращенную к востоку
Жертвенную солому, достаточную для тысячи мужей,
Где вы, о Адитьи, царите

II.3.4 О божественная жертвенная солома, возрастающая, дающая богатство из мужей,
Разостланная для богатства на этом алтаре, несущая прекрасное бремя, -
О Васу, сядьте на нее, умащенную жиром,
О Все-Боги, Адитьи, достойные жертв!

III.4.4 Пусть для вас двоих во время обряда сделан он направленным вверх.
Языки пламени, продвигающиеся через пространства, вверх.
Или же на пупе земли уселся хотар.
Мы раскладываем жертвенную солому, образующую место для богов

V.5.4 Мягкая, как шерсть, растелись!
Напевы зазвучали в лад.
Будь на пользу, о нарядная (жертвенная солома)!

VII.4.4 Оказывая уважение, принося (дары), коленопреклоненно,
Они раскладывают с поклонением жертвенную солому вокруг огня.
Поливая жирноспинную (жертвенную солому), крапчатую (от жира),
Адхварью, натирайте (ее) возлиянием!

IX.5.4 Мощно расстилая обращенную к востоку
Жертвенную солому, золотистый Павамана,
Бог движется среди богов

X.70.4 Пусть распространится поперек радующая богов (жертвенная солома)!
Длинная в длину, пусть она будет благоухающей для нас!
С нераздраженным духом, о божественная жертвенная солома,
Почти жаждущих богов с Индрой во главе

X.110.4 На восток в направлении земли перекладывается
Жертвенная солома в это самое утро в начале дней.
Она распространяется все дальше, все шире,
Как мягкое (ложе) для богов, для Адити

РигВеда. Инвариантность. Гимн-апри
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_881.htm

Ночь и Ушас

Ту Зорiя Красна iде до нь яко жена благва а млека даяшеть ны в сiлоу нашю а кренпосць двужiла Та бо Зарыне Суне вЪстща
22 декабря, 09 часов 32 минуты - Зимнее солнцестояние - Северный полюс
22 декабря, 09 часов 32 минуты - Зимнее солнцестояние - Северный полюс
21 июня, 21 час 15 минут - Летнее солнцестояние - Северный полюс
21 июня, 21 час 15 минут - Летнее солнцестояние - Северный полюс

I.13.7 Ночь и Ушас, прекрасно убранных,
Я приглашаю на это жертвоприношение,
Чтоб они сели на нашу жертвенную солому

I.142.7 Радостно прославляемые, близкие (друг другу)
Ночь и Ушас, прекрасно убранные,
Самые юные (дочери) закона, матери (его)
Пусть усядутся вместе на жертвенную солому!

I.188.6 С прекрасными золотыми ожерельями, прекрасно убранные
(Эти) две царствуют благодаря (своей) красоте.
Пусть Ушас и (Ночь) усядутся здесь!

II.3.6 Ушас и Ночь, возросшие от века, (творят) для нас
(Свои) благие деяния: словно две радостные ткачихи
Ткут они вместе натянутую нить,
Украшение жертвы, (они,) две дойные коровы, полные молока

III.4.6 Восхваляемые Ушас (и Ночь), тесно связанные, (друг с другом,) при(ходят)
И улыбаются (нам обе,) несхожие телом,
Чтобы Митра, Варуна у нас радовались,
А также Индра с Марутами - их величию

V.5.6 К двум прекрасноликим, увеличивающим жизненную силу
Юным (дочерям и) матерям закона -
К Ночи и Ушас мы идем с просьбой

VII.4.6 И две юные божественные жены, две великие (богини)
Ушас и Ночь, подобные хорошо доящейся корове,
Сидящие на жертвенной соломе, многопризываемые, щедрые,
Достойные жертв, - пусть они приникнут к нам для (нашей) удачи!

IX.5.6 Павамана страстно желает
Двух нарядных, высоких, великих -
Ночь-и-Ушас, словно двух прекрасных (женщин)

X.70.6 Пусть две божественные дочери неба, хорошо украшенные
Ушас и Ночь, усядутся на излюбленном месте (Агни)!
Пусть жаждующие боги, о вы, две жаждующие,
Усядутся на вашем широком лоне, о вы, приносящие счастье

X.110.6 Пусть плодородные, достойные жертв, тесно связанные (друг с другом)
Ушас-и-Ночь усядутся на свое лоно!
Две божественные юные жены, высокие, с чудесными золотистыми украшениями,
Облачающиеся в красоту сверкающих драгоценностей!

По общему признанию и обычаю у нас, у индийцев и других, сутки - это отрезок времени, в течение которого Солнце начинает свой путь от одной половины большого круга и после оборота всего мироздания возвращается к ней же. При простом наблюдении сутки делятся на день, то есть отрезок времени, в течение которого Солнце бывает видимым для жителей какого-либо определенного места на земле, и ночь, то есть отрезок времени, в течение которого Солнце бывает скрытым от них. Видимое и скрытое состояние Солнца зависит только от горизонта. Известно, что горизонт экватора, который индийцы называют - областью, не имеющей широты, делит круги, параллельные небесному экватору, на две половины. И поэтому там день и ночь всегда одинаковы. Что горизонты, которые пересекают параллельные круги, не проходя одновременно через их полюс, делят малые круги на две неравные части. Вследствие этого в различных частях, день и ночь бывают разными, за исключением времени двух равноденствий, которые распространяются на всю землю, кроме Меру и Вадавамукхи, когда день и ночь бывают равны. Таким образом, в это время различные пункты разделяют особенность пунктов на экваторе, но, за исключением времени двух равноденствий, они отличаются от последних.
Начало дня - это восход солнца на горизонте, и начало ночи - это заход солнца на горизонте. День индийцы считают предшествующей ночи частью суток, а ночь - следующей за днем. Поэтому сутки они называют савана - то есть сутки, связанные с восходом, а также называют их манушьяхоратра, то есть - человеческие сутки, ибо массы индийского народа не знают какого-либо иного суток. Поскольку теперь эти сутки известны, мы берем их за основу других видов суток и мерилом прочих суток и продолжаем.
За человеческими сутками следует питринам ахоратра, то есть сутки праотцев, духи которых, согласных поверью индийцев, пребывают в сфере Луны. День и ночь этих суток образуются благодаря свету и тьме, без появления и скрытия, которые зависят от различных горизонтов. Дело в том, что когда луна светит им наиболее интенсивно, это и есть день для них, а когда луна светит менее интенсивно, это ночь для них. Вполне очевидно, что полдень у них бывает во время полнолуния, а полночь - во время новолуния. Следовательно, индийские сутки праотцев - это целый лунный месяц, в который день начинается, когда светит половина прибывающей луны, и ночь начинается, когда светит половина убывающей луны. Это с необходимостью вытекает из определения полудня и полуночи и понятно из такого сравнения: момент, в который светит половина луны, можно уподобить появлению на горизонте половины диска солнца при восходе и скрытию половины диска солнца за горизонтом при заходе. Следовательно, день суток праотцев длится от последней четверти месяца до первой четверти следующего месяца, а ночь этих суток длится от первой четверти до второй четверти одного и того же месяца. Сумма этих двух составит полные сутки праотцев...
За сутками праотцев следует дивьяхоратра, то есть сутки ангелов. Известно, что горизонтом самой большой широты, то есть широты в девяносто градусов, где полюс находится в зените над головой, является небесный экватор, но лишь приблизительно, потому что он немного ниже видимого горизонта того места на земле, которое занимает гора Меру; что касается ее вершины и склонов, то для них горизонтом может быть непосредственно сам небесный экватор, хотя видимый горизонт и находился бы немножко ниже его. Совершенно ясно, что пояс зодиака делится пополам при пересечении с линией небесного экватора и одна половина приходится над горизонтом, а другая половина - под ним. Пока солнце проходит через знаки зодиака северного склонения, оно вращается жерновообразным движением, ибо описываемые им дневные круги параллельны горизонту, как и сводчатые солнечные часы. А для тех, кто живет под северным полюсом, солнце появляется над горизонтом, и потому там бывает день; тогда как для тех, кто живет под южным полюсом, солнце остается скрытым под горизонтом, и потому там бывает ночь. Но когда солнце переходит к южным знакам зодиака, оно жерновообразно вращается под горизонтом; поэтому тогда бывает ночь для живущих под северным полюсом и день для живущих под южным полюсом.
Под обоими полюсами находятся обиталища деваков, то есть духов. Поэтому еще один вид суток назван по ним. Арьябхата из Кусумапуры говорит, что девы видят одну половину солнечного года, а данавы видят другую его половину; и что питары видят одну половину лунного месяца, а люди видят другую половину. Таким образом, один оборот Солнца в знаке зодиака обьединяет в себе день и ночь как для девов, так и для данавов, а их совокупность составляет год.
Следовательно, наш год равен суткам девов. День и ночь этих суток неодинаковы по той причине, что Солнце двигается медленно в половине северного склонения около своего апогея и день по своей долготе бывает больше. Однако это разница не равна разнице между видимым горизонтом и истинным горизонтом, ибо последняя незаметна в отношении Солнца…(5 января 2012г., 07 часов 00 минут - Земля в перигелии (0,9833 а.е.))
Абу Рейхан Бируни. Индия (Тахкик ма ли-л-Хинд - Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых. Время написания 1030г.). Глава XXXIII - О различных видах суток и о дне и ночи
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_581.htm

Рождение Ушас

Ту бо Красна Зорiя iде а каменiя нiжеть на убранствы сва А Тую вЪтящехом одо средьцiя яко Русiце нiхе Грьцi якове не вЪстнуть о Бзех нашiех а рекощуть злая невЪгласта

VII, 75. К Ушас

1 (Вот) в соответствии с (божественным) порядком зажглась Ушас, рожденная на небе.
Она пришла, являя (свое) величие.
Она раскрыла злых духов (и) безрадостный мрак.
Лучшая из Ангирасов, она пробудила пути.

2 Будь нам сегодня на великую удачу!
О Ушас одари (нас) на великое благо!
Дай нам блестящее почетное богатство,
Создающее славу среди смертных, о человеческая богиня!

3 Вот пришли эти яркие бессмертные лучи
Ушас, на которые приятно смотреть.
Порождая божественные обеты,
Они рассеялись, заполняя воздушные пространства.

4 Та, что запрягла (коней) вдалеке,
Обьезжает пять (людских) поселений за один день,
Озирая приметы людей,
Дочь неба, госпожа вселенной.

5 Несущая награду возлюбленная Сурьи,
С блестящими дарами, она повелевает богатством, благами.
Восхваленная мудрецами, пробуждающая, щедрая
Ушас зажигается, воспеваемая ведущими (речь).

6 Показались алые кони, яркие,
Везущие сверкающую Ушас.
Едет прекрасная на разукрашенной колеснице,
Она наделяет сокровищами почитающего (ее) человека.

7 Истинная с истинными, великая с великими,
Богиня с богами, достойная жертв с достойными жертв -
Пусть она проломит твердыни (и) подарит коров!
Мычат коровы навстречу Ушас.

8 Надели нас сокровищами из коров, мужей,
Коней, (сокровищем), о Ушас, богатым наслаждениями!
Не дай хулить среди людей нашу жертвенную солому!
Защищайте вы нас всегда (своими) милостями!

РигВеда. Мандала VII
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_870.htm

Грамота царя Алексея Михайловича Шуйскому воеводе Змееву о Коляде, Усени и народных играх, 1649 год От царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея Русии въ Шую воеводЪ нашему Семену Ильичу Змееву.- Въ нынЪшнемъ въ 157 году, декабря въ 22 день, въ Галицую четь, къ диаку нашему къ Семену Софонову въ памяти изъ Стрълецкаго приказу, за приписью диака нашего Дмитрия Жеребилова, написано: въ нынЪшнемъ въ 157 году, декабря въ 19-й день, вЪдомо намъ учинилося, что на Москвъ, напередъ сего въ КремлЪ и въ КитаЪ, и въ БЪломъ, и въ Земляномъ городахъ, и за городомъ, и по переулкамъ, и въ черныхъ и въ ямскихъ слободахъ по улицамъ и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а въ навечери Богоявления Господня кликали Плугу; да въ МосквЪ жъ чинится безчинство: многие люди поютъ бЪсовския, сквернословныя пъсни, и противъ воскресныхъ дней въ субботу ввечеру, и въ воскресные дни, и въ Господские и Богородичные праздники топятъ бани и платья моютъ; и многие жъ люди бранятся межъ себя матерны и всякою неподобною лаею, и жены и дЪвицы бранять позорными словесы.
- Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища сборища бЪсовския, да пьяныя же ходятъ на МосквЪ попы и иноки, и всякихъ чиновъ православныхъ христианъ и безчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричать и вопять, и безъ памяти упиваются; и многие люди, ереси послЪдующе, бороды брЪютъ, и въ воскресные дни сидятъ въ харчевняхъ и по улицамъ до обедни продаютъ всякой харчь; и въ воскресные жъ дни и въ Господские праздники и въ Богородничные, и въ среду, и въ пятки, и посты игрецы бЪсовские - скоморохи съ домрами, и съ дудами, и съ медвЪди ходятъ, и дару Божию, хлЪбу, поругаются, всяко животно скотское, и звьрино и птичье пекутъ.
И мы указали о томъ учинить на МосквЪ, и въ городЪх, и въ уЪздахъ заказъ крепкой, чтобъ нынЪ и впредь никакие люди по улицамъ и по переулкамъ, и на дворЪхъ, въ навечери Рождества Христова и Богоявленья, Коледъ и Плугъ и Усеней не кликали, и пЪсней бЪсовскихъ не пЪли, матерны и всякою неподобною лаею не бранилися, и въ воскресные дни и праздники, и противъ воскресныхъ дней въ субботу ввечеру бань не топили, и въ воскресные жъ дни и въ Господские праздники платья не мыли, и никакого безчинства, что сопротивно христианскому закону, ни отъ какихъ людей не было. И по нашему указу диаку нашему Семену Сафонову велЪно послати нашя грамоты въ городы, которые городы вЪдомы въ Галицкой чети, и велЪно въ тЪхъ городЪхъ по улицамъ и по торжкамъ, и по крестцамъ, и по переулкамъ, прокликати бирючемъ по многие дни, чтобъ всякихъ чиновъ люди нынЪ и впредь въ навечери Рождества Христова Коледы и Усени и въ навечери Богоявления Господня Плуги не кликали, и бЪсовскихъ, сквернословныхъ пЪсней не пЪли, въ субботу ввечеру противъ воскресныхъ дней и въ праздники бань не топили, и въ воскресные жъ дни и по Господскимъ праздникамъ платья не мыли, и пьяные бъ люди всякаго чину не ходили, и бородъ не брили, и на качеляхъ не качалися, и до обЪдни въ харчевняхъ не сидЪли, и по улицамъ не разносили, на игрища не сходились.
А которые люди нынЪ и впредь учнутъ кликать Коледу и Плуги, и Усени, и пЪть скверныя пЪсни, или кто учнетъ кого бранить матерны и всякою лаею,- и тЪм людямъ за такия супротивныя христианскому закону за неистовства, быти отъ насъ въ великой опалЪ и въ жестокомъ наказаньЪ. И велЪно тотъ нашъ указъ сказывать всякимъ людемъ всЪмъ вслухъ, и бирючемъ велЪно кликати по многие дни, чтобъ тотъ нашъ указъ всякихъ чиновъ людемъ былъ вЪдомъ, чтобъ нынЪ и впредь такого неистовства не было.
А которые люди учнутъ такия неистовства чинить и тЪх велЪно имать, и за тЪ ихъ вины наказанье имъ чинить по нашему указу. А какъ къ тебъ ся наша грамата придетъ, и ты бъ въ ШуЪ по улицамъ и по торжкамъ, и по крестцамъ, и по переулкамъ, и въ Шуйскомъ уЪздъ велЪлъ кликати бирючемъ по многие дни, чтобъ всякихъ чиновъ люди нынЪ и впредь въ навечери Рождества Христова Коледы и Усени и въ навечери Богоявления Господня Плуги не кликали, и бЪсовскихъ сквернословныхъ пЪсенъ николи не пЪли, и въ субботу въ вечеръ противъ воскресныхъ и въ праздники бань не топили, и въ воскресные же дни и по Господскимъ праздникамъ платья не мыли и матерны не бранилися, и пьяные бъ люди всякаго чину не ходили и бородъ не брили, и на качеляхъ не качалися, и до обЪдни въ харчевнях не сидЪли, и по улицамъ не разносили, и на игрища не сходилися.
А которые люди нынЪ и впредь учнутъ кликать Коледы и Плуги и Усени, пЪсни скверныя пЪти, или кто учнетъ кого бранити матерны и всякою лаею,- и тЪмъ людемъ, за такия супротивныя христианскому закону за неистовства, быть отъ насъ въ великой опалЪ и въ жестокомъ наказаньЪ; и велЪлъ бы еси тотъ нашъ указъ сказывать всякимъ людемъ всЪмъ вслухъ, и бирючемъ велЪлъ кликать по многие дни, чтобъ тотъ нашъ указъ всякихъ чиновъ людемъ былъ вЪдомъ, чтобъ нынЪ и впредь ни отъ кого такого неистовства не было, а которые люди учнутъ какия неистовства чинить, и тЪхъ велЪлъ бы еси имать и за тЪ ихъ вины наказанье имъ чинить по нашему указу. Писано на МосквЪ лЪта 7157, декабря в 24 день.
Взята из Москвитянина 1842 года, N1, с. 237
Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым
http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/245.htm

Поскольку год есть один полный оборот в сфере зодиака, то он делится так же, как делится и она. Сфера зодиака делится на две половины в двух точках солнцестояний. Соответственно, год также делится на две части, каждая из которых называется аяна.
Когда солнце покидает точку зимнего солнцестояния, оно начинает двигаться по направлению к северному полюсу. Поэтому эта часть года, составляющая приблизительно его половину, связывается с севером и называется уттараяна…принадлежащая девам ангелам…
Когда же солнце покидает точку летнего солнцестояния, оно начинает двигаться по направлению к южному полюсу. Поэтому, другая половина года связывается с югом и называется дакшинаяна…принадлежащая питарам отцам…
Простой народ употребляет только эти две половины, так как для него ясно из непосредственного наблюдения, как обстоит дело с двумя солнцестояниями Абу Рейхан Бируни. Индия. Глава XXXII. О частях месяца и года

Атхарваведа. XVII.1 К Солнцу, Индре и Вишну

Эта единственная книга в АВ, которая состоит из одного гимна

1 Всепобеждающего, победного,
Победившего, самого победоносного,
Победного, завоевавшего победу,
Завоевавшего небо, завоевавшего коров, завоевавшего добычу,
К кому надо взывать - Индру я зову по имени,
Да буду я долголетним!

2 Всепобеждающего, победного,
Победившего, самого победоносного,
Победного, завоевавшего победу,
Завоевавшего небо, завоевавшего коров, завоевавшего добычу,
К кому надо взывать - Индру я зову по имени,
Да буду я приятным богам!

3 Всепобеждающего, победного,
Победившего, самого победоносного,
Победного, завоевавшего победу,
Завоевавшего небо, завоевавшего коров, завоевавшего добычу,
К кому надо взывать - Индру я зову по имени,
Да буду я приятным потомкам!

4 Всепобеждающего, победного,
Победившего, самого победоносного,
Победного, завоевавшего победу,
Завоевавшего небо, завоевавшего коров, завоевавшего добычу,
К кому надо взывать - Индру я зову по имени,
Да буду я приятным домашним животным!

5 Всепобеждающего, победного,
Победившего, самого победоносного,
Победного, завоевавшего победу,
Завоевавшего небо, завоевавшего коров, завоевавшего добычу,
К кому надо взывать - Индру я зову по имени,
Да буду я приятным (мне) подобным!

6 Взойди, взойди, о Солнце!
Взойди мне навстречу с блеском!
И пусть ненавистник будет в моей власти,
А не я во власти ненавистника!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

7 Взойди, взойди, о Солнце!
Взойди мне навстречу с блеском!
Кого я вижу и кого нет,
Создай мне благожелательность среди них!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

8 Да не повредят тебя в волнах, в водах,
Те, что приближаются туда с петлями!
Оставив проклятие, ты поднялся на это небо,
Пожалей нас! Да будем мы у тебя в милости!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

9 Ты нас, о Индра, на великое счастье
Защити повсюду невредимыми лучами!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

10 Будь к нам, о Индра, со (своими) благами
Поддержками самым милостивым,
Поднимаясь на третье небо неба,
Воспеваемый на питье сомы,
Любящий место (жертвоприношения) - на благо!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

11 Ты (ведь) Индра, всепобеждающий, всезнающий.
Тебя много призывают, о Индра.
Ты, о Индра, прими это удачное восхваление!
Пожалей нас! Да будем мы в милости у тебя!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

12 Невредимый на небе, таков же ты на земле.
Они не достигли твоего величия в воздушном пространстве.
Крепнущий от невредимого брАхмана,
Находясь на небе, даруй нам защиту!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

13 Какое у тебя, Индра, тело в водах, какое на земле,
Какое внутри огня, какое у тебя, Индра, в очищающемся, захватывающем небо,
Каким, Индра, телом ты прошел сквозь воздушное пространство,
Этим телом, Индра, даруй нам защиту!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

14 Усиливая тебя, Индра, молитвой,
Просящие о помощи риши уселись для праздника сомы.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

15 Ты идешь вокруг трита (?), ты - вокруг источника
С тысячей потомков, места жертвенных раздач, овладевающего небом.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

16 Ты защищаешь четыре стороны света.
(Своим) пламенем ты ярко пылаешь сквозь Небо и Землю,
Ты сопровождаешь все эти существа.
Знающий, ты следуешь путем закона.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

17 Обращенный вверх, ты опаляешь пятью (лучами).
Обращенный к нам, ты идешь,
Оттесняя ненависть в ясный день.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

18 Ты - Индра, ты - великий Индра,
Ты - (весь) мир, ты - Праджапати,
К тебе притягивается жертва.
Тебе жертвуют совершаемое возлияние.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

19 На несуществующем основано существующее.
На существующем основано то, что было.
А то, что было, вложено в то, что будет.
То, что будет, основано на том, что было.
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

20 Ты - блистающий, ты - сверкающий.
Подобно тому как ты блистаешь блистающим,
Я хочу блистать блистающим!

21 Ты - свет, ты светящийся,
Подобно тому как ты светишь светом,
Я хочу светить благодаря домашним животным и великолепию брахмана!

22 Восходящему поклон, поднимающемуся
Поклон, взошедшему поклон.
Правящему поклон, самостоятельно правящему
Поклон, правящему всем поклон!

23 Заходящему поклон, собирающемуся зайти
Поклон, зашедшему поклон.
Правящему поклон, самостоятельно правящему
Поклон, правящему всем поклон!

24 Поднялся этот Адитья
Вместе со всем (своим) жаром,
Отдавая мне во власть соперников,
Да не попаду я во власть к ненавистнику!
Ведь у тебя, о Вишну, много героических сил,
Ты нас щедро одари разными домашними животными!
Помести меня в благополучие на высшем небе!

25 О Адитья, ты поднялся на ладью
С сотней весел - на счастье.
Ты меня переправил через день -
Переправь (меня) также через ночь!

26 О Сурья, ты поднялся на ладью
С сотней весел - на счастье.
Ты меня переправил через ночь -
Переправь меня также через день!

27 Я окружен молитвой Праджапати как щитом
И светом и великолепием Кашьяпы.
Достигший старости, сохранивший мужество, могучий,
Пусть брожу я вокруг с тысячей жизней, творя добро!

28 Я окружен молитвой Праджапати, как щитом
Ит светом и великолепием Кашьяпы.
Пусть не достигнут меня божественные стрелы,
(А также те), которые выпущены людьми, чтобы убить!

29 (Я) защищен космическим законом и всеми временами года,
Я защищен тем, что есть и что будет.
Пусть ни зло, ни смерть меня не достигнут!
От них я ограждаюсь морем речи.

30 Агни, охраняющий меня, пусть охранит со всех сторон!
Восходящее солнце пусть оттолкнет петли смерти!
Зажигающиеся зори, крепкие горы -
Да останется у меня тысячи дыханий!

Атхарваведа (Шаунака). Т.3: кн. XIII-XIX. Перевод с ведийского языка, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. - Восточная литература. РАН. Москва. 2010
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_605.htm

Грамота царя Алексея Михайловича Шуйскому воеводе Змееву о Коляде, Усени и народных играх, 1649 год От царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея Русии въ Шую воеводЪ нашему Семену Ильичу Змееву.- Въ нынЪшнемъ въ 157 году, декабря въ 22 день, въ Галицую четь, къ диаку нашему къ Семену Софонову въ памяти изъ СтрЪлецкаго приказу, за приписью диака нашего Дмитрия Жеребилова, написано: въ нынЪшнемъ въ 157 году, декабря въ 19-й день, вЪдомо намъ учинилося, что на МосквЪ, напередъ сего въ Кремль и въ КитаЪ, и въ БЪломъ, и въ Земляномъ городахъ, и за городомъ, и по переулкамъ, и въ черныхъ и въ ямскихъ слободахъ по улицамъ и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень
22 декабря 1649г., 09 часов 12 минут - на Москве
22 декабря 1649г., 09 часов 12 минут - на Москве
22 декабря 2011г., 09 часов 12 минут - на Москве
22 декабря 2011г., 09 часов 12 минут - на Москве

IV, 51. К Ушас

Размер - триштубх. Гимн посвящен утренним зорям. Слово Ушас встречается только во мн. числе. Идея такова, что вереница зорь сейчас такая же, что и была в далеком прошлом, когда богини Ушас щедро одаривали своих поклонников, - так пусть сегодняшние зори будут не менее щедрыми
1a-b лучший из многих purutamam
2c-d Она раскрыла врата загона, мрака vy u vrajasya tamaso dvara…avran
3с…скупцы pani
4d…семиротому saptasya
8с…с сиденья закона rtasya…sadasah - Т.е. с места жертвоприношения

1 Вот этот свет, лучший из многих, восстал
На востоке из мрака, делая (все) различимым.
Пусть сейчас дочери неба, ярко сверкая,
Создадут путь для людей!

2 Стоят на востоке яркие зори,
Словно столбы, воздвигнутые на жертвоприношениях.
Они раскрыли врата загона, мрака,
Зажигающиеся, светлые, чистые.

3 Зажигаясь сегодня, щедрые зори
Пусть заметят покровителей жертвы, чтоб даровать (им) милость.
Да проспят скупцы в бессветном (пространстве),
Беспробудно, посреди мрака!

4 Не будет ли, о божественные зори, сегодня
Старого ли, нового ли путешествия у вас,
Благодаря которому вы (некогда), о богатые, воссветили богатство
Навагве, Ангире, Дашагве семиротому?

5 Вы, о богини, на конях, запряженных законом,
За один день объезжаете вокруг (всех) существ,
Пробуждая, о зори, спящего,
(То,) что двуногое, что четвероногое - (все) живое, чтобы (оно) двигалось!

6 Где (и) которая из них (та) древняя,
Благодаря кому они установили установления для Рибху?
Так как блистательные зори шествуют с блеском,
Они не различаются, одинаково выглядящие, нестареющие.

7 Те же самые приносящие счастье зори были раньше
С блеском превосходящим (все), истинно рожденные законом,
(Зори,) у которых тот, кто жертвует, трудится под (исполнение) гимнов,
Восхваляет, произносит (прославление), сразу получал богатство.

8 Они (и сейчас) приближаются так же с востока,
Из того же места, так же распространяясь.
Пробуждаясь с сиденья закона, богини
Ушас, бодры, словно выпущенное стадо коров.

9 Те же самые зори так же
Движутся, (они,) неизменного цвета,
Прячущие черную бесформенность (своими) светлыми
Телами, сверкающие, блистательные.

10 О дочери неба, ярко сияя, даруйте
Нам богатство, состоящее из потомства, о богини!
Пробуждаемые вашим (светом) с мягкого (ложа),
Да будем мы обладателями прекрасных сыновей!

11 Об этом я прошу вас, когда вы сверкаете
О дочери неба, о Ушас, (я,) чье знамя - жертва.
Да будем мы прославившимися среди людей!
Пусть даруют нам это небо и богиня земля!

Ригведа. Мандалы I-IV (перевод Т.Я. Елизаренковой) 19.6Мб
Ригведа. Мандалы V-VIII (перевод Т.Я. Елизаренковой) 8.7Мб
Ригведа. Мандалы IX-X (перевод Т.Я. Елизаренковой) 13.4Мб
Атхарваведа. Избранное (Перевод, комментарии и вступ. статья Т.Я. Елизаренковой) 5.7Мб

http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o285

Три богини

22 декабря 2011г., 9ч. 32м. Зимнее солнцестояние. Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва, Солнце на Млечном пути (в россохах)
22 декабря 2011г., 9ч. 32м. Зимнее солнцестояние. Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва, Солнце на Млечном пути (в россохах). 24 декабря, 22 часа 06 минут - Новолуние

21 июня 2011г., 21ч. 15м. Летнее солнцестояние. Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва, Солнце на Млечном пути
21 июня 2011г., 21ч. 15м. Летнее солнцестояние. Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва, Солнце на Млечном пути

богини - ключевое слово. Ида (ila). Nom. pr. Богини, персонифицирующей жертвенное возлияние и молитву. Сарасвати (sarasvati) - Nom. pr. богини молитвы; первоначально персонификация священной реки Ариев РВ. Махи (mahi букв. великая). Имя этой богини встречается наряду с именами Иды и Сарасвати в гимнах апри. Функции ее весьма неотчетливы. Иногда вместо имени Махи в этих гимнах встречается Бхарати

I.13.9 Ида, Сарасвати, Махи -
Три богини, приносящие радость,
Пусть сядут на жертвенную солому, не ошибающиеся!

I.142.9 Чистая, помещенная среди богов
Хотра, среди Марутов - Бхарати,
Ида, Сарасвати, Махи (- богини)
Пусть сядут на жертвенную солому, достойные жертв!

I.188.8 О Бхарати, Ида, Сарасвати,
Вы все (те богини,) к кому я обращаюсь,
Поощрите нас к красоте!

II.3.8 Сарасвати, приводящая к успеху нашу поэтическую мысль,
Богиня Ида, Бхарати, все преодолевающая, -
Три богини, усевшись по своему желанию на эту жертвенную солому,
Пусть охраняют нас надежною защитой!

III.4.8 Пусть Бхарати вместе с женами, происходящими от Бхараты,
Ида вместе с богами, Агни вместе с людьми,
Сарасвати с потомками Сарасвата,
Три богини усядутся здесь на эту жертвенную солому!

V.5.8 Ида, Сарасвати, Махи -
Три богини, приносящие радость,
Садитесь на жертвенную солому, безошибочные!

VII.4.8 Пусть Бхарати вместе с женами, происходящими от Бхараты,
Ида вместе с богами, Агни вместе с людьми,
Сарасвати с потомками Сарасвата,
Три богини усядутся здесь на эту жертвенную солому!

IX.5.8 Бхарати, Сарасвати,
Ида великая пусть придут
На это наше жертвоприношение Паваманы,
Три богини, прекрасно украшенные

X.70.8 О три богини, на эту жертвенную солому
Сядьте пошире! Мы сделаем вам (ее) мягкой.
Пусть радуются они - (среди них) Ида - богиня со следами, пропитанных жиром, -
Жертве, как у Мануса, (и) хорошо предложенным возлиянием!

X.110.8 Пусть быстро придет на наше жертвоприношение Бхарати,
(А также) Ида, проявляющая себя здесь, как при Манусе!
Три богини, - (среди них) Сарасвати - пусть усядутся здесь
На этой удобной жертвенной соломе, (они,) искусные!

Гимн Васиштхам

Конек-горбунок
Мълiхом Влеса Отце наше Да потягне в небi комнощь Суражоув А да внiде на ны Сурi вЪшатi злотi Колове въртеще То бо Суньце наше iже святiаi на домове наша i пред Онь лiк блiед есь лiк огнiщ домацен
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm

Русское поверье связывает поезды солнца с двумя главными пунктами годового его обращения - с летним и зимним поворотами. 12 декабря, при повороте своем на лето, Солнце, как уверяют крестьяне, наряжается по-праздничному - в сарафан и кокошник, садится в телегу и едет в теплые страны. В одной записанной мною колядке поется:
Ехала Коляда
В малеваном возочку,
На вороном конёчку!
Заехала к Василю на двор.
Василь, Василь! подари Коляду
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. X. Баснословные сказания о зверях

А в нашего господаренька,
Бог ему дав!
Господаренка, на имья Василья,
Та не завидуйте, милии братья,
По двору ему калиновы мосты:
Мостами ходит сам Божий Господь:
В правой рученце свеченьку носит,
Токмить волики на три плуженьки,
А на рок буде чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить коровы на три оборы,
А яловничок чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить коники на три стаенки,
А жеребчики чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить овечки та на три струнки,
А ярчатоньки чом на чотыре.
А в нашего господаренька, и пр.
Токмить пчолоньки та в три рядоньки,
А пароики чом у чотыре
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

Царская грамота в Белгород об исправлении нравов и уничтожении суеверий (1648г.) От Царя и Великаго князя Алексея Михайловича всея Руси в Белгород, воеводе Нашему Тимофею Федоровичу Бутурлину.
Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездах мирские всяких чинов люди и жены их, и дети в воскресенье и в господские дни, и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинные их прельщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерзких и скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцов, и на кулачных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужсково и женсково полу в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование, и от правоверия православных крестьян отучают. Да в городех же и в уездах от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике громнение на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакние и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут - коляду и таусен, и плугу, и многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в по(г)лаз, и в птичей грай, загадки загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскми игры: и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказние отцом своим духовным приходным, попом и учителным людем наругание и укоризны, и безсчестье, и налогу делают.
И мы, великий государь, жалея о православных крестьянах велел о тех богомерских делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся Наша грамота придет, и выб в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и из приказным, и всяким служилым, жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сю Нашу грамоту веле им прочитать не поодножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе и в слободах. И в уезде мирские всяких чнов люди и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божия стояли смирно, меж себя в церкве Божия в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковное пение со страхом и со всяким благочестием внимателно, и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з момрами (домрами) и з гусли, и с волыками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцам в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в гром на водах не купались, и с серебра по домам не умывались, и слова и воску не лили, и зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночем на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж собой не делали, и на качелях никаких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себе не накладывали, и кобылок бесовских на свадьбах безчинства и сквернословия не делали. А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такого богомерскаго дела держатися, и по нашему указу тем людем велено делать наказнье: где такое безчинье объявится, или кто на кого такое безчинье скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украинные городы да опалу. Одно ли чтоб есте нашу грамоту всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и чародейных играх всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чнов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по Торжком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем. А как в Белгороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делах заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и ты б о том к Нам отписал. А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас в великой опале.
А писан на Москве, лета 7157 года, декабря в 5 день.
Таковы государевы грамоты в Украинные и в Замосковные городы посланы.
П.И. Иванов. Описание государственного архива старых дел. М., 1850. с.296-299
http://historybel.narod.ru/gramota.htm

Автор текста одной фрагментарной дощечки (N 159) пишет: поделяшеся на роди - а тако Русь есь едина..., в другом же тексте (N72/71) автор его восклицает: Та бо Русь единамо ащет бытии, а не десенте (это может прочесть и А. Кырпыч с Н. Скрыпником), а при этом, конечно, никакая ея Украина не должна писаться с большой буквы, стремиться к тому, чтобы обязательно оставаться чьей либо Украиной или быть самостоятельной Украиной (Окраиной) неизвестно чего. Но для этого нужно стремиться быть внутренне ближе к древнерусскому пастырю и учителю Васичке - Велесу и Апполону. Не каждому дано быть Влесовым внуком, но каждому дано к нему притулятыся. Еще следовало бы нам всем стремиться к осознанию того, что мы, русичи, являемся православными не только со времен принятия христианства, но были и назывались таковыми (может быть А. Кырпыч хоть это правильно перевел и понял из текстов дощечек) еще в древнейшие времена нашей истории - со времен Святого Агастии - Дажба. При этом не мешало бы помнить, что придя на границу Европейской Руси (Русь была там и раньше) дали отцы-предки украинцев обет оставаться православными, что и исполнялось до наших дней. Дажбовы внуки хоть и забыли самого Дажба, но Дажбовыми внуками оставались
Павел Тимофеевич Филипьев. Исследования. Из архива П.Т. Филипьева. ГАРФ. Фонд 10143, опись 80, 5-2-175
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_371.htm

А да внiде на ны Сурi вЪшатi злотi Колове въртеще

За рекою, за быстрою, ой колюдка!
Леса стоят дремучие,
В тех лесах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовыя,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колюдушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит.
Хотят козла зарезати.
Ты, братец Иванушко,
Ты выди, ты выпрыгни!
- Я рад бы выпрыгнуть,
Горючь камень
К котлу тянет,
Желты пески
Сердце высосали.
Ой колюдка! ой колюдка!

И.М. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, М., 1837-1839, Выпуск 1-4. Песни свадебные Осташковские
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_269.htm

Конек-горбунок. Третья часть Доселева Макар огороды копал, А нынече Макар в воеводы попал
...
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на Окиян;
Горбунок летит как ветер,
И еще на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал,
И нигде не отдыхал.
Подъезжая к Окияну,
Говорит конек Ивану:
Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну -
Прямо к морю-Окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит;
Десять лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить:
Он учнет тебя просить,
Чтоб ты в солнцевом селенье -
Попросил ему прощенье;
Ты исполнить обещай,
Да, смотри ж не забывай! -
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-Окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов
Ищут девушки грибов
...
Тут Иван на небо въехал  
Да по небу и поехал,
Избоченясь, будто Князь,
Шапку на бок, подбодрясь
...
На другой день утром рано
Разбудил конек Ивана:
Эй, хозяин! полно спать!
Уж пора тебе вставать. -
Тут Ванюша почесался,
Потянулся и - поднялся,
Помолился на забор
И пошел к Царю во двор,
Там котлы уже кипели;
Подле них рядком сидели
Кучера и повара
И служители двора;
Дров порою прибавляли,
Об Иване толковали
Втихомолку меж собой
И смеялися порой.
Вот и двери отворили;
Царь с Царицей выходили,
Чтоб с высокого крыльца
Посмотреть на удальца.
- Ну, Ванюша, раздевайся
И в котлах, брат, покупайся! -
Царь Ивану закричал.
Тут Иван одёжу снял,
Ничего не отвечая.
А Царица молодая,
Чтоб не видеть наготу,
Завернулася в фату.
Повара и поварёнки
Отошли, смеясь, к сторонке.
- Что же ты, Ванюша, стал? -
Царь Ивану закричал. -
Исполняй-ка, брат, что должно! -
Говорит Иван: Не можно ль,
Ваша милость, приказать
Горбунка ко мне позвать?
Я впоследни б с ним простился. -
Царь, не медля, согласился
И изволил приказать
Горбунка тотчас позвать.
Тут слуга конька приводит
И к сторонке сам отходит.
Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул...
На конька Иван взглянул
В молоко сперва нырнул,
Тут в котёл с водой варёной,
А оттудова в студёной, -
И такой стал молодец,
Что хоть тут же под венец!
Вот он в платье нарядился,
Царь-Девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь,
С важным видом, будто Князь...
Петр Павлович Ершов. Конек-горбунок. 1834, Первое издание. PDF-версия (1.6 Мбайт)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_366.htm

Зодиакальные созвездия Для лучшей ориентации в безграничном звездном океане астрономы разделили небо на 88 отдельных площадок - созвездий. По 12 созвездиям, которые называются зодиакальными (от греческого слова зоон - животное, так как древние люди дали им преимущественно имена животных), и проходит Солнце на протяжении года. Продолжительность пребывания Солнца в каждом из зодиакальных созвездий в современную эпоху по григорианскому календарю указана в табл.
Движение Солнца по зодиакальным созвездиям
Название созвездия Продолжительность пребывания Солнца в созвездии
Стрелец 18 декабря - 19 января
Козерог 19 января - 16 февраля
Водолей 16 февраля - 12 марта
Рыбы 12 марта - 18 апреля
Овен 18 апреля - 14 мая
Телец 14 мая - 21 июня
Близнецы 21 июня - 20 июля
Рак 20 июля - 11 августа
Лев 11 августа - 17 сентября
Дева 17 сентября - 31 октября
Весы 31 октября - 22 ноября
Скорпион 22 ноября - 30 ноября
Примечание. С 30 ноября по 18 декабря Солнце находится в созвездии Змееносца, которое в число зодиакальных не включено.

Знаки Зодиака В прошлом, лет 2000 назад, да и в средневековье для удобства в отсчете положения Солнца на эклиптике, она была разделена на 12 равных частей по 30° в каждой. Каждую дугу в 30° было принято обозначать знаком того зодиакального созвездия, через которое в том или другом месяце проходило Солнце. Так на небе появились знаки Зодиака. За начало отсчета была принята точка весеннего равноденствия, находившаяся в начале н.э. в созвездии Овна. Отсчитанная от нее дуга длиной 30° обозначалась знаком - бараньи рога. Дальше Солнце проходило через созвездие Тельца, поэтому дуга эклиптики от 30 до 60° обозначалась - знаком Тельца и т.д. Расчеты положения Солнца, Луны и планет в знаках Зодиака, т.е. фактически на определенных угловых расстояниях от точки весеннего равноденствия, проводились на протяжении многих столетий для составления гороскопов.
К нашему времени из-за прецессии произошло смещение точки весеннего равноденствия из созвездия Овна в созвездие Рыб (перемещение точки на 1° за каждые 72 года за 2000 лет дает почти 30°, т.е. величину дуги, приписываемой одному знаку Зодиака!). Но, отдавая дань традиции, кое-где и теперь еще говорят, что Солнце с 22 марта по 20 апреля находится в знаке Овна, с 21 апреля по 21 мая - в знаке Тельца и т.д. На самом же деле оно в это время проходит соответственно через созвездия Рыб и Овна.
Сказанное может быть лишним доказательством абсурдности расчета гороскопов в наше время.
Иван Антонович Климишин. Календарь и хронология. М., Наука, 2-е издание, 1985г., с.25-26
http://files.mail.ru/0SLNZU 9Мб

Примерно, лет 2000 назад, точка зимнего солнцестояния была в созвездии Козерога. А еще ранее точка зимнего солнцестояния была в созвездии Водолея (это Ганимед, сын царя Троя, которого похитил Зевс)

То бо жречiе о ВЪдЪ сен гобзяншетi рЪкоста а тую украде одо не а не iмахом нынi Колбо не iмахом бранды наша а боянi так бЪхом сте невЪглаcie до конце i окуду сме

Ирий

Ирий
В северном полушарии Млечный Путь пересекает созвездия Орла, Стрелы, Лисички, Лебедя, Цефея, Кассиопеи, Персея, Возничего, Тельца и Близнецов; в южном - Единорога, Кормы, Парусов, Южного Креста, Циркуля, Южного Треугольника, Скорпиона и Стрельца. В Стрельце находится галактический центр

(Есть) семь сторон света с разными солнцами,
Семь жрецов-хотаров,
Боги Адитьи, которых семеро, -
(Всеми) ими, о сома, защити нас!
Для Индры, о капля, растекайся вокруг!
РигВеда. К Сарасвати и Сарасвату
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_912.htm

А кит-рыба - всем рыбам мати.
Почему та кит-рыба всем рыбам мати?
Потому та кит-рыба всем рыбам мати, -
На семи китах земля основана
...
Кит-рыба всем рыбам мать.
- Пачаму кит-рыба всем рыбам мать?
- Што на кити-рыбы основался весь белый свет,
Твержина, мать-сыра земля,
Мать-сыра земля, вся всиленная
...
Кит-рыба всем рыбам мати.
Почему же кит-рыба всем рыбам мати?
На трех рыбах земля основана.
Стоит кит-рыба - не сворохнется;
Когда ж кит-рыба поворотится,
Тогда мать-земля восколыбнется,
Тогда белый свет наш докончится, -
Потому кит-рыба всем рыбам мати
...
Голубиная книга
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_813.htm

Конек-горбунок. Вторая часть Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается

Вот полночною порой
Свет разлился над горой,
Будто полдень наступает:
Жары-птицы налетают;
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
Наш Иван, от них закрытой,
Смотрит птиц из-под корыта
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их - дряней, привалило!
Чай, их тут с десятков с пять.
Кабы всех переимать, -
То-тоб знатная пожива!
Неча молвить: страх красивы!

Дощ.11а,б Се бо ящете первiе ТрiГлву покланяшете Се яхом a Тому влiкоу Слву пъящехом Хвалiхом а Сварга Дiда Бжiа якожде Тено есе Родоу Божьску Нщельнiко а всенску рдоу студiц вещен яково тецЪ во лЪтЪ од крыне Сва а взме нiколеже не взмрзе А тоя воде жiвенце пiуще жiвiхомся доконе не преiдехом якожде све ко Нему убендехом до луце Гоех Раiстiех А Бгу Перуневi ГромВрзецу а Бгу Пре а Боренiа ОрцЪхом Жiвнта Явлноя не прставате Колiе врщате а Коii ны венде стезеоу правоу до бранiе а до Трiзнене Влiка о всiа павщiа якове же iдоут ве жiвенте вЪщнiе по пълку Перуноiу А Бгу СвендоВiдiу Слву рцЪхом Се бо ста Бг Првiе a Явiе А Тому пьiема песынема яко Свт есе А чрезь Оне вiдяхом Свiет Зрящете а Яве быте А Тоi нас о Навiе убрежешет а Тому хвлу пъiемо Пъехом плясаще Тему а взывахом Бгу нашiему якожде Тоi Земе Суне нашiу а Звiздiа Дрезац а Свт КрiепцЪ Творяцете Слву СвендоВiдiе влку Слва Бгу нашiему То бо скрыбецете сердiе нашiе а се смехом одркохом сен одо злыа дЪяна нашiа а добру тецехомсте Се бо отрце пущенiемо обыiмесе А рЪщете Се Утворяще Се бо Нь вiедете оуме ръзтргнещешi А по цо iсте Се бо те умiемо Се бо таiна влiка есе якожде Сврг Перуно есе а СвендоВiнд Тые Два есьва одържены о Сврзi а обаiа БiалБг а ЦрнъБг сен перуте Се Тоiе i Сврг держещете абые она Свенду не быте пъврзещену По тоiе обасва Хърс Вльс Стрыбе держтесе По за нь Вышень Леле Лiетiц Радогщ Колендо а Крышень А се о два Удрзец Соiвоii Яр а ДажБо Се бо iны суте БiелоЯре Ладо Коупало СЪнiц Жiтнец ВЪнiц Зрнiц ОвсЪнiц Просiц Студец Ледiц а Лютец А по та Птiцец Зверенц Мiлiц Доздец Плдец Ягондец Пщелiц Iръстiц Кленчiц Езеренц Вiетрiц Сломiц Грiбiц Ловiщ Бiесiдц Снiезiц Странiц Свендiц Радiц Свiетiц Крвiц Красiц Травiц Стеблiц а за се соуте Родiц Маслiенц Жiвiц Вiедiц Лiствiц Квiецiц Водiщ ЗвЪздiц Громiч СЪмiщ Лiпец Рыбiц Брезiч Зелiнц Горiц Страдiц Спасiц Лiствеврiц Мыслiц Гостiц Ратiц Странiц Чурц Ръдiц А ту бо о сва ОгнБг Семарегел овщi а яро брзо роздено а щiстъ А то соуте ТрiГлвы обцi А се сва Оне iоде А тужде отроще одевЪрзещешi врата онiа а веiдешi в онь То бо есе красiен Iрii А тамо Ра рiека тенце якова одЪлящешеть Сврегу одо Яве А ЧенслоБг ученсте дне нашiя рещеть Бъговi ченсла сва Быте дне Сврзенiу нiже быте ноще а оусенуте Тоi бо се есе Явскi а Сыi есте во дне Бжьстiем А в носще нiкii есь iножде Бг ДiдДубСноп наш Слва Бгу Перуну ОгнКудру iже стрЪлiе на врзi вьрзе а верна предведе во стьзЪ поневжде есе Тоiе въiньм щест а соуд а яко ЗлтРоун Млств ВсПрвдьн ест

ПроВоды КитоВрата Дневное светило движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога

22 декабря 2011г., 9ч. 2м. (U.T. + 3.0ч.).  Шир/Долг 57.77/37.67 - Москва
Тихо море-Окиян.
На песке сидит Иван,
Ждёт кита из синя моря,
И мурлыкает от горя;
Повалившись на песок,
Дремлет верный горбунок.
Время к вечеру клонилось;
Вот уж солнышко спустилось;
Тихим пламенем горя,
Развернулася заря.
А кита не тут-то было.
- Чтоб те, вора, задавило!
Вишь, какой морской шайтан! -
Говорит себе Иван. -
Обещался до зарницы
Вынесть перстень Царь-Девицы,
А доселе не сыскал,
Окаянный зубоскал:
А уж солнышко-то село,
И...Тут море закипело:
Появился чудо-кит
И к Ивану говорит:
За твое благодеянье,
Я исполнил обещанье. -
С этим словом сундучок
Брякнул плотно на песок,
Только берег закачался.
- Ну, теперь я расквитался.
Если ж нужен буду я,
Позови опять меня;
Твоего благодеянья
Не забыть мне...До свиданья!
Тут Кит-чудо замолчал
И, всплеснув, на дно упал.

Горбунок-конёк проснулся,
Встал на ножки, отряхнулся,
На Иванушку взглянул
И четырежды прыгнул.
Ай да Кит Китович! Славно!
Дело выполнил исправно...
Ну, спасибо, Рыба-кит! -
Горбунок-конёк кричит. -
Что ж, хозяин? торопися,
С сундучком скорей садися;
Три денька ведь уж прошло:
Завтра срочное число.
Чай, старик уж умирает. -
Тут Ванюша отвечает:
Рад бы радостью поднять;
Да ведь силы не занять!
Сундучишко больно плотен,
Чай, чертей в него пять сотен
Кит проклятый насажал.
Я уж трижды поднимал:
Тяжесть страшная такая! -
Тут конёк, не отвечая,
Поднял красной сундучек,
Будто легкий камешек,
И взмахнул к себе на шею.
Ну, Иван, садись скорее!
Завтра рано по утру
Мы приедем ко Двору

Слвiхом ДаьБо А буде Ты нашь пъкрвiтел а застоупiщ од Коляды до Коляды А плодi на полех а даяшет трвы на скотiя А да намо во све днiе гъвядя оумножiтiсе а зьрна жiтня множесть абыхом медъвiщi затвржетi а пещi Бга Свта слвiтi Соуронже бость одрещен одо зiмы а тецi на льто Тому бо поемо славу яко Оцi во полЪх

  

  
СТАТИСТИКА
  

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001