Магура  Самоорганизация | Исследования | Труды | Сосен перезвон | Стожары | Троянская война 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Сергей Лесной. Слово о полку Игореве с точки зрения натуралиста
от 17.03.11
  
Корни


А то Зоря свЪте до нь а Утро iде до нь а тако iмемо вЪстнека скакававсе Сврзе А рщехом хвалу а слву Бзем

Данная статья была помещена в газете Русские Новости (Париж, 1945, N 30); ввиду некоторого интереса, представляемого ею и в настоящее время, помещаем ее здесь с исправлением крупных опечаток, допущенных в газете
Вып. 4. с.486-489
Сергей Лесной. Слово о полку Игореве с точки зрения натуралиста (к 150-летию со дня находки Слова) Сто пятьдесят лет тому назад в одном из монастырей был обнаружен рукописный сборник, содержащий в себе восемь памятников древней письменности, и среди них - Слово о полку Игореве, исключительное по своей художественности произведение, относящееся к концу XII века.
Как это ни странно, но Слово за почти 760 лет своего существования не тускнеет, а, наоборот, привлекает все более и более внимание исследователей.
Вначале это внимание был обращено, главным образом, на художественную сторону. В Слове видели - ироическую песнь, воспевающую подвиги Новгород-Северского князя Игоря и его поход на половцев в 1185 году.
И, действительно, художественное описание битвы, бегства Игоря, плача Ярославны, воспоминание битвы на берегах Немиги, переданы в такой волнующей, изумительной форме, что оттесняют на второй план основную, движущую мысль всего произведения - необходимость единения всех русских сил для защиты родной земли от врагов, наседавших с востока.
Эта основная мысль передана в златом слове Святослава и в отступлениях автора Слова, который сумел вплести в живую канву описываемых событий политическую оценку, сумел показать не только потрясающую картину разгрома русских войск, но и причины, приведшие к этому результату. Эту целеустремленность Слова стали подчеркивать сравнительно недавно.
Художественное обаяние Слова еще более увеличивается таинственностью, его окутывающей, загадками и темными местами, в нем скрытыми.
Уже самая судьба его трагична: Слово было напечатано в 1800 году, но многие места его не были разобраны и верно прочитаны, - отсюда ряд загадок. Можно было надеяться, что со временем удастся прочесть хотя бы часть непрочтенного, но рукопись-оригинал сгорела в 1812 году во время нашествия французов, и эта возможность утеряна навеки.
3начение Слова было верно понято с момента его открытия. Совершенство языка и стиля было так поразительно, что уже в ту эпоху высказывалось сомнение - действительно ли Слово является памятником Xll века. Предполагали (и эта гипотеза и до сих поддерживается некоторыми), что Слово написано значительно позже, что это своего рода подделка под дух XII века.
Но кто же был автором этой изумительной, гениальной подделки? Когда Слово написано? - Ответа не дано и не может быть дано - потому что Слово о полку Игореве подлинно.
Не место, конечно, здесь приводить весьма многочисленные и солидные доказательства подлинности Слова, выдвинутые, как в самом начале, так и в самое последнее время. Скажем только, что гипотеза подделки Слова - это гипотеза людей, упавших духом после бесплодных попыток расшифровать его, признание собственного бессилия.
Ниже мы приводим пример того, что и Слово всесторонне еще не изучено, а если это так, то до конца разгадки еще далеко, и работы предстоит еще очень много.
Все удивляются живым образам, сравнениям в Слове, в которых элементы природы, в особенности животные, играют
большую роль. Но кто всерьез рассмотрел Слово с этой точки зрения?
Единственный автор, писавший в этом направлении (Шарлемань, на украинском языке), увлекся стремлением доказать, что сам князь Игорь был автором Слова, и не сделал тех выводов, которые напрашивались сами собой.
После тщательного анализа Слова с точки зрения натуралиста, который произведен нами, мы пришли к следующим выводам (за недостатком места приводимым в самой краткой и сжатой форме):
1) автор Слова был замечательным знатоком природы, к тому же глубоко ее чувствующим; упоминая 21 животное, он ни разу не допустил в характеристике их или их образа жизни ни малейшей ошибки;
2) автор Слова упоминает животных обычно вовсе не встречающихся в художественных сравнениях (напр. дятел, гоголь, чернядь); он совершенно оригинален, приводя их;
3) употребляя животные образы, часто встречаемые в поэзии, он раскрывает их, напр. сокола (коли сокол в мытех бывает) в совершенно новых, нигде не встречаемых аспектах. А именно, он называет сокола не только, как синоним силы, быстроты, ловкости, смелости, но и указывает на то, что перелинявший, т.е. ставший вполне взрослым сокол (в мытех), приобретает полную силу - такой сокол отгоняет от гнезда с редкой настойчивостью всех птиц, не исключая и орлов (не даст гнезда своего в обиду). Эту черту жизни сокола может знать только соколятник или натуралист; зная это, фразу Святослава о том, что - а чи диво ся, братие, стару помолодити? - приходится понимать совершенно иначе: это он, Святослав, старый сокол, в мытех, призывая других князей на защиту родной земли, указывает, что и он не даст своего гнезда в обиду, т.е. Игоря и Всеволода, главарей несчастного похода, которых он, упрекая, все же называет: О, моя, сыновчя!
4) все животные, растения, реки, неодушевленные предметы, явления природы (затмение, роса, буря, дождь) упоминаются в Слове не как сравнения, а как реальные детали. Автор обещает петь - по былинам сего времени, а не по измышлениям Бояна, - и слово держит.
Эти подробности взятые и их совокупности, заставляют видеть события в Слове иными и понимать иначе внутреннюю логику вещей. И другие подробности: исторические, географические и т.д. - должны быть восприняты нами, как совершенно конкретные и существовавшие.
Такое понимание Слова, как исторически верного, подчас почти протокольного памятника, а не художественного вымысла вокруг некоей исторической канвы, открывает перед нами совершенно новые возможности при раскрытии загадок Слова.
Приведем несколько примеров. Четыре раза в Слове упоминается Троян (тропа Трояна, века Трояна, земля Трояна). Одни видят в этом намек на римского императора Траяна, другие ищут какой то связи с Троей. Вглядимся в текст: Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дЪвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синЪмъ море у Дону плещучи -. Вывод один: земля Трояна где-то у моря, вблизи Дона. Неудивительно, что, раскрыв атлас, мы находим в Ногайских степях, недалеко от моря, селение Трояны. Вероятно, Трояны будут ближе к решению загадки, чем Траян и Троя.
Почему Овлур, убегая с Игорем, тряс - собою студеную росу? А потому, что он, как проводник, знавший дорогу, после того, как кони были загнаны, принимал на себя всю oновную массу росы; роса эта была влагой, осевшей от сморцев, что шли с моря мглами.
Тот, кто бывал в приазовских степях, знает эти влажные туманы, идущие с моря полосами. Понятно теперь, почему бегство Игоря начинается упоминанием разбушевавшегося моря, туманов и почему Бог Игореви путь кажет, - именно в такую ночь под покровом туманов, с знающим дорогу человеком, можно было убежать с наибольшей надеждой на успех. Так внутренней логикой крепко связаны морские туманы и роса на Овлуре.
Характерно, что до сих пор, к нашему позору, не установлено точно где же была быстрая река Каяла, на берегах которой разыгралась битва, - вернее, под каким именем существует она теперь. Вместо того, чтобы приложить усилие и найти утерянное название, исследователи отмахиваются от решения, считая, что автор Слова так называет реку образно, и производят ее название от глагола каять.
Эти исследователи не замечают своей непоследовательности: ведь в летописях, писанных не поэтами, река называется также Каялой. Следовательно, не следует летать шизыми орлами под облакы, а лучше взять старинные источники и искать, искать...
В этом решение вопроса. Только при таком подходе к делу мы правильно поймем загадки Слова о полку Игореве и, быть может, сможем установить - когда, где и кем оно было написано. Только при этом условии мы верно оценим это великое произведение русского духа, перед которым мы спустя 150 лет со дня его открытия стоим в немом изумлении и восторге.
Теперь, когда перевернута одна из важнейших страниц русской истории, страница борьбы с вековечным врагом всего славянства на Западе, - весьма поучительно знать, правильно понимать и не забывать другой ее важной страницы - борьбы с многовековым врагом славянства на Востоке. Слово о полку Игореве и является одним из самых ярких и красочных ее эпизодов.
Сергей Лесной. Слово о Полку Игореве: Исследование. Вып.4, с.486-489
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_381.htm

  

  
СТАТИСТИКА
  

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001