Магура  Самоорганизация | Исследования | Труды | Сосен перезвон | Стожары | Троянская война 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса
от 17.02.11
  
Живая Вода


Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом

Оцем нашем а Матерем Слва якове нас оущаще до Бозе наше а водяща по ренце до стезЪ ПравЪ
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса
II. Объем понятия закона. 4. Идея естественного закона Если поздний античный мир на закате своем разочаровался во всех формах государства, то он все же никогда не потерял веру в принцип Закона. Только на место положительного Закона (национального Полиса) как высшей ценности стал естественный закон, naturae, как высший принцип добродетели, как идеал мудреца, имеющий универсальное, сверхнациональное, всеобщеобязательное значение.
Стоическая философия делает закон универсальным космическим принципом: это порядок мира, порядок природы, божественный закон, который есть вместе с тем закон нашего разума и сообразование с которым есть добродетель. Естественный закон есть выражение божественного порядка (ordo) и Провидения, управляющего миром. Значимость положительных законов для стоиков определяется тем, насколько в них выражен естественный закон. На этой же точке зрения стояли философствующие римские юристы. Рим не имел своей философии, он питался отчасти Стоей, отчасти эпикурейством. Но он имел свое право и свой юридический гений, которым, в свою очередь, питались и еще питаются народы. Стоическое обожествление закона и справедливости было всего ближе сердцу римских юристов и вообще сердцу римского народа.
Учение о естественном праве, о lex naturae, о неписаном законе или о законе, написанном в сердцах,- расширило сферу действия принципа закона, объем понятия закона до последних пределов и вознесло ценность такого божественного закона до предельной высоты. Естественный закон стоит над законом еврейским, римским и греческим и объемлет их, как свои более или менее совершенные выражения. Возникает соблазн признать естественный закон имеющим значение для всех времен и народов и понять всякую этику и всякую добродетель как соблюдение естественного закона совести, закона, написанного в сердцах...
III. Трагедия закона. 2. Бессилие закона Трагедия закона заключается в том, что он достигает прямо противоположного тому, к чему он стремится: обещает оправдание, а дает осуждение (нет праведного ни одного); ищет мира, а дает гнев; требует соблюдения, а вызывает нарушение (Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Рим. 2:22); наконец - обещает славу, а дает бесчестье (хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Рим. 2:23).
Ошибаются те, кто думает, что справедливое устроение человечества (оправдание) разрешается системой справедливых законов, идеальным государством - монархией, или республикой, или коммунизмом, как думал античный мир и как думает современное внехристианское человечество; ошибаются и те, которые хотят устроить человеческую душу и сделать еe праведной, связав своеволие страстей сетью моральных императивов (приказов) и запретов. Ни усовершенствование законов, ни организации властей, ни постоянное моральное суждение и осуждение (любимое занятие толпы) не устраняют и даже не уменьшают количества зла и преступления на протяжении исторического пути. По-прежнему мир весь во зле лежит, и порою кажется, что он становится еще злее. Трагедия закона в том, что он хочет и не может, требует и не выполняет, обещает и не дает...
IV. Сопротивление подсознания и сублимация. 3. Эрос и сублимация В чем же заключается средство к овладению таинственными подсознательными силами души? Современная психология подсознания с ее теорией психоанализа и внушения указывает нам путь, подлинность которого подтверждается величайшими философскими и религиозными учениями. В свете этих учений вместе с тем отбрасывается все модное, суетное и нездоровое, что есть в доктрине подсознательного, и остается все исконное, древнее и вечное, намеченное Платоном и ап. Павлом.
Неудача императивной (приказной) нормы и ее столкновение с законом иррационального противоборства указывает нам путь. Подсознание не подчиняется прямому велению. Закон обращается к разумной воле и действует в средней рассудочной сфере, в сфере, освещенной сознанием. Подсознание остается для него закрытым. Нужно уметь проникать в подсознание, угадывать, что в нем происходит, и влиять на него. Прямым путем это невозможно и возможно лишь обходным путем психоанализа. Здесь лежит заслуга Фрейда и его открытие эротической природы подсознания. Однако гениальным предвосхищением и вместе с тем существеннейшей поправкой Фрейда является Платоново учение об Эросе (в диалоге Пир). Эрос бесконечно большее объемлет, нежели libido sexualis, нежели даже эротическая влюбленность. Это его корни и цветы, но не его всеобъемлющее древо жизни.
Необходимость расширения понятия libido за пределы сексуальной сферы сознают все значительные мыслители, вышедшие из Фрейда. Так, Юнг понимает libido как основную психическую энергию, соответствующую в области психического бытия тому, что называется энергией в физике. Бодуэн предлагает для этой основной душевной потенции термин potentiel affectif (аффективный (эмоциональный) потенциал (фр.)). Для Адлера эта движущая пружина души есть жажда власти и господства. Эрос Платона объемлет все это: он означает существенную и несводимую функцию души, функцию стремления, уходящую в бесконечность и многообразную по содержанию, но всегда направленную на возрастание бытия, на его валоризацию (от фр. valoriser - устанавливать (повышать) цену. Валоризация в экономике означает искуственное повышение цен. Здесь - повышение, сублимация). Эрос есть влюбленность в жизнь, аффект бытия (Фихте), жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни (все это сказал еще Платон); а в конце концов Эрос есть жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, этого подлинного рождения в красоте, жажда обожения и вера, что красота спасет мир (Неточная цитата из романа Ф.М. Достоевского - Идиот (ч.3, V) - Мир спасет красота)
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. Париж, 1931г.
http://www.twirpx.com/file/1053601/ 7.77Мб
Б.П. Вышеславцев. Вечное в русской философии
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_303.htm
О вечности души
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_746.htm

  

  
СТАТИСТИКА
  

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001