Магура  Самоорганизация | Исследования | Труды | Сосен перезвон | Стожары | Троянская война 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Я.Ф. Головацкий. О памятниках русской старины в Галичине и Буковине
от 03.07.08
  
Сказ о Святославе


Ту бо то дяехомо во спомiнь гуре Карпенсте

Художник Владимир Бутков http://vk.com/vladimir_butkov 
Мне хотелось бы напомнить о моей родной земле, незабвенной для меня Галичине, чтобы на русском археологическом сьезде не осталась забытою Галицкая или Подкарпатская Русь. Я желал бы развернуть картину всей Подкарпатской полосы и нагорной страны, заселенной и до сих пор сплошными массами Русского народа, страны, бывшей с древних времен славянскою и русскою и разыгрывающей во все времена не последнюю роль в истории.
Нет сомнения, что с древнейших времен разные племена в передвижении своем с Востока на Запад, останавливались у северного подножия Карпат, а разбитые в междоусобных бранях остатки народов спасались и находили удобный приют в Карпатских ущельях. Соляные источники, столь изобильно бьющие на северном склоне наших гор, в нынешней Галичине, и без труда доставляющие соль, вероятно еще с древних времен привлекали к себе жителей, которые, поселившись здесь, дорожили этим даром природы, равно необходимым и для полудикого кочевника, и для более образованного земледельца и торговца. Без всякого сомнения, в этой стране перебывали в давнее время и чудские, и кельтские и германские племена и все они оставили после себя следы своего прежнего быта. До сих пор возвышается по всей Подкарпатской стране многочисленные курганы и насыпи, скрывая внутри себя еще неизвестные памятники первобытной старины, и ожидают научного, систематического разследования археологов. Еще в 20-х годах Зорьян Ходаковский находил и разследовал здесь курганы и городища и, составляя свою статью о Дохристианской Славянщине - тут же в Сеняве над Сяном - уверял, что русская земля гораздо более сохранила преданий древности, чем Польша, и его обучила многому, а ученый немец Клемм, в предисловии своего сочинения Deutsche Alterhumer, по собственным соображениям утверждал, что на северной покатости Карпат должны преимущественно сохраняться многие памятники самой отдаленной древности. И в самом деле, в этой стране были находимы вещи, принадлежащие каменному, медному и бронзовому периодам: молоты, цельты, оружие, убранства и пр., многие из них хранятся в публичных музеях и часных собраниях в Галичине, а современем, вероятно, найдется еще больше памятников древности. Почему бы не могли быть здесь открыты и следы свайных строений, какие находимы были в Швейцарии, Германии, Прусском поморье и др. местах (в 20-х и 30-х годах, между селом Туря и местечком Соколовка, Золочевского уезда, при спущении пруда, находимы были на дне многочисленные дубовые сваи, неизвестно когда и с какой целью вколоченные в землю. Не были ли это свайные строения, на которые только в новейшее время обращено внимание?).
…Наконец, надо заметить, что здесь же, в Галичине, найденный в 1848г. возле с. Городницы, в русле р. Збруча, большой каменный истукан Световида (или, по изьяснению А. Петрушевича, собственно Даждь-бога-Хорса), совершенно похожий на идола Свантовита прибалтийских Славян. Этот истукан перевезен Поляками из нашей земли, где ему подобало оставаться, на польскую территорию в Краков. Т. Жебровский, посланный археологическим отделением Краковского ученого общества для изследования этого места, находил здесь следы каменных фундаментов, где, по его предложению, стояло капище Святовида.
Вероятно это не последние находки в стране, в которой попадались и другие подобные идолы. Так например, в с. Каменке, возле Коломы, находился какой-то каменный болван, называемый Каменная баба, которую суеверный народ во время засухи и бездождия перевертывал на другой бок, предполагая, что от того соберутся тучи и дождь оросит землю. Во Львове показывают на лестнице музея Оссолинских найденный будто бы на прилежащей горе каменный идол загадочного Леля-Полеля. Припомним здесь другие находки, относящиеся к доисторическим временам; между ними замечательны кремневые клинья и топоры, весьма гладко обделанные, найденные и добытые из каменного гроба в селе Беремянах Чортковского уезда, при впадении притока Стрыпы в Днестр. Там, в одном кургане найдены небольшие остатки трех великанских скелетов и при каждом их них - гладкий кремневый клин или топор. При раскопке этого кургана, под которым оказался довольно глубоко в земле каменный гроб, выбрано около ста возов камня. Два таких же, еще неразрытых кургана находятся в небольшом отсюда разстоянии. Подобные кремневые топоры и долота найдены в селах: Остров, Рожисках, Мокрове, Дорошове и др. При впадении р. Сяня в Вислу выкопана урна, хорошо сохранившаяся, с остатками подгоревших костей. В с. Сущине Тернопольского уезда также найдена урна особенной формы. Глиняные слезные урны выкопаны в с. Звенигороде на Днестре. В с. Жабинцах Чортковского уезда отрыты разные орудия и сосуды языческих времен. Бронзовые мечи, жертвенные ножи, дротики и др. орудия из доисторической эпохи выкопаны в с. Баличах Стрыйского уезда и м. Залозцах Золочевского уезда. Серебряные нашейники найдены в м. Олеске того же уезда. Серебряные браслеты выкопаны в с. Сидорове Чортковского уезда. Два золотых перстня выкопаны в с. Звенигороде, прежней столицы княжества, около Львова; также старинные серьги и перстни вырыты в г. Теребовле Тернопольского уезда. Эти вещи находятся в библиотеке Оссолинского музея во Львове.
...Вся Подкарпатская страна и Карпатское нагорье заселены были с доисторических времен племенами славянскими, отсюда вероятно вышли Сербы и Хорваты, а может быть и Чехи, и заселили ныне занимаемые ими земли; здесь полагал еще Нестор Хорватов, а в соседстве с ними другие славянские племена: Бужан, Дулебов, Древлян, Тиверцев, Угличей. С самого основания Русского государства владели всею этой землей русские князья Рюрикова племени; они завели здесь русское управление и русский гражданский быт. В то время, когда в Москве, составляющий ныне первый город в России, насквозь русский, насквозь славянский, князь Юрий Владимирович (1147г.) давал пир на весь мир и водворял русских жителей, а кругом на всем пространстве жили еще инородцы, среди которых только-что водворялась русская жизнь, как теперь, если позволительно сравнить, на Амуре, - в это время в нашем Перемышле и Ярославле, в нашей Теребовли, в наших городах: Галиче, Бельзе, Бужске, Звенигороде и др. давно уже кипела русская жизнь, процветала русская гражданственность и развивалась русская культура.
Здесь, по сказаниям летописей, прославились имена знаменитых в истории: Володаря, Владимирка и Василька; здесь было главное поприще деятельности Романа, Даниила, Льва. Здесь, в Галичском замке, высоко сидел Ярослав Осмомысль на своем златокованом столе, подперши своими железными полками горы Угорские (до сих пор виднеющиеся в синих облаках из развалин Галичской крепости); отсюда затворил он врата Дунаю, суды рядил до Дуная и стреляя с отня злата стола салтаны за землями. Здесь Роман Мстиславович принимал греческого императора и с гордою осанкой указывал папским послам на свой меч при бедре, которым он побеждал своих врагов. Отсюда, наконец, выплыло вдоль по Днестру, на тысяча лодьях, русское воинство, столь храбро сражавшееся вместе со своим юным князем Даниилом в несчастной битве при Калке. Словом, здесь была вполне разцветная русская жизнь могущественного русского государства. Вся Подкарпатская страна - столь же русская, как и смежный с нею юго-западный край, тот же самый народ тут и там, те же русские князья владели землей и упрочили в ней русский элемент, не погибший и до сих пор.
Но спросите, мм. гг., что осталось от этого блистательного периода древне-русской Галичины? Ответ: решительно ничего!..Нет ни одного монументального памятника, ни одного здания, ни одной церкви, ни одного монастыря, вполне уцелевших, ни одной церковной утвари, ни одного куска древнего оружия или убранства; нет и следа золотого престола Ярослава, или меча Романова, или дорогого прибора Даниилова, которому удивлялись Немцы; не осталось ни одного слитка, ни одной гривны могучих галических князей, владевших землей около 500 лет! Все лежит в развалинах; все достояние князей наших расхищено, растеряно, попрано, погублено - и ныне, стоя на жалких развалинах древних русских городов, можно выразить всю суть долголетней истории страны, повторить с певцом Игоря: тут кровавого вина недостало, тут пир докончали храбрые русины, сватов своих попоили и сами полегли за землю Русскую!
…До сих пор остались древние галичско-русские города и местечки, и большая часть местностей и рек, упоминаемых в летописях, сохранила, по преданию верного своей народности люда, старо-русские названия. Но многие города, как напр., Плесниско, совсем опустели; остались только громадные валы и поросшие лесом курганы. Звенигород, лишенный своего значения, превратился в деревню; другие же обращены в жалкие жидовские местечки: Боберка, Бельзь, Бужск, Вишня, Галич, городок Збараж, Зудечев, Любачев, Теребовль, Щирец и пр., иные еще и до сих пор сохранили значение городов, но, заселенные иноземцами, приняли совсем новый вид, как напр., Броды, Коломыя, Львов, Перемышль, Самбор, Санок, Ярославль; даже село Синеводско, где останавливался кн. Даниил Романович в Богородичном монастыре, существует до сих пор.
В нынешнем Высшем Синеводске находится на горе, среди зеленых валов, приходская Богородичная церковь, не в далеке от нея - урочище Колодки, это горное ущелье, в котором могли князья Галицкие препятствовать переходу через Карпатский перевал из Угорщины (Венгрии) - затворять королеви путь. Выше этой местности, возле горного местечка Сколье, есть урочище Святославье, о котором живет предание, что здесь убит князь Святославчик (т.е. по приказу Святополка убили бежавшего в Угры Святослава, о чем упоминает и Лавр. Лет. под 1015).
…Русских монастырей было много в Галичине. Автор статьи Погляд на монастыри и русское монашество (см. Шематизм чина св. Василия В. в Галиции, Львов, 1867г.) насчитал в Львовской епархии 130, в Перемышльской 106 мужских, в обеих епархиях 36 женских бывших монастырей (в Угорской Руси их всего 24), в Буковине 23 православных монастыря, итого 295 монастырей. Из этого числа осталось ныне во всей Галичине 14 мужских монастырей, 2 женских, в Угорщине 7, а в Буковине только 3 православных монастыря. Известно, что в монастырях хранились иконы, церковная утварь, древней работы, старинные рукописи и проч. древности; после упразднения их эти вещи были продаваемы и доставались окрестным церквам. По этой причине надлежало бы разспрашивать о них по близким приходским церквам, и должно надеяться, что в них многое сбережено из прежних монастырей.
В девяностых годах прошлого столетия австрийское правительство приказало отобрать у церквей всю золотую и серебряную церковную утварь на государственные потребности тогдашнего военного времени, вознаграждая церкви за золото и серебро бумагами - процентными облигациями; и немецкие чиновники, увлеченные австрийским патриотизмом, брали без разбора церковные сосуды древней работы, безпощадно их ломали на сплав и отдавали в казну. Итак ни Татары, ни Ляхи, ни Немцы не щадили русских древностей; что сохранилось от хищничества Татар, алчности Поляков и фанатизма католиков, то загробила и уничтожила австрийская администрация!..
Тогда как в центре прежнего Галичского княжества истреблены почти все древние и даже старинные памятники. Надлежит подробно обозреть соседнюю Буковину. Которая хотя не однажды разоряема была Турками, Татарами и Ляхами, но не испытала тяжкого ига польско-католического, и сохранила, пользуясь большою самостоятельностью, свой древний быт, свой русский язык и православие. Плодородная Буковина, по своему местоположению на восточной покатости живописных Карпат, с древних времен привлекала к себе русских князей, стремившихся к Дунаю и Черному морю. Галичские князья владели этой землей и всей Молдавской до Дуная (Ярослав Осмомысль затворял Дунаю ворота, суды рядил до Дуная). По прекращении династии Романовичей и завладения Галича Поляками, эта юговосточная область Галицкого княжества примкнула к Румынам, и, в союзе с ними и с помощью их, установилось с половины XIV века Русско-Румынское государство, похожее на русско-литовские княжества Годиминовичей. И эта страна - древнее достояние святой Руси…
Я.Ф. Головацкий. О памятниках русской старины в Галичине и Буковине (из трудов 1-го Археологического сьезда 1869г., Т. 1, Москва)
Чому ж так нема, як було давно,
Ой дай Боже!
Святам Николам пива не варят,
Святам Рождествам службы не служат,
Святым Водорщам свечи не сучат,
Ой бо вже давно, як правды нема,
Бо вже ся цари повоёвали,
А царь на царя войско збирае,
А брат на брата мечом махае,
Ой бо сын вотця до правы тягне,
Донька на матерь гнев поднимае,
Ой бо кум кума зводит з розума,
Сусед соседа збавляе хлеба.
Коляда. А. Обрядныя песни. Господину и хозяину - Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким (три части в четырёх томах). Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1878г.
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

  

  
СТАТИСТИКА
  

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001