Магура  Самоорганизация | Исследования | Труды | Сосен перезвон | Стожары | Троянская война 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Ай на горе мы пиво варили, Ладо мое, ладо, пиво варили!
от 19.12.07
  
Корни


Ай на горе мы пиво варили, Ладо мое, ладо, пиво варили! Мы с этого пива все вокруг соберемся, Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся! Мы с этого пива все разойдемся, Ладо мое, ладо, все разойдемся! Мы с этого пива все присядем, Ладо мое, ладо, все присядем! Мы с этого пива спать ляжем, Ладо мое, ладо, спать ляжем! Мы с этого пива опять встанем, Ладо мое, ладо, опять встанем! Мы с этого пива в ладоши ударим, Ладо мое, ладо, в ладоши ударим! Мы с этого пива все перепьемся, Ладо мое, ладо, все перепьемся! Теперь с этого пива все передеремся, Ладо мое, ладо, все передеремся!

О глубоких традициях приготовления пива в России говорят многочисленные речения, присловия, прибаутки, поверья, загадки об этом напитке. Можно привести более 220 пословиц и поговорок. А сколько праздников отмечали наши предки непременно с пивом! Его готовили:
на Масленицу,
Пасху,
к Николе вешнему (9 мая),
на Вознесение (40-й день после Пасхи),
Троицу (50-й день),
Петров день (29 июня),
Ильин день (20 июля),
к Семиной неделе (1-8 сентября),
Богородицын день (20 сентября),
к Казанской (22 октября),
на Дмитриевскую субботу (между 18-26 октября),
Михайлов день (8 ноября),
Николин день (6 декабря),
Рождество Христово (25 декабря),
в Васильевский вечер (в канун Нового года) и к другим праздникам, включая местные и заветные праздники. Такое пиво называли особым пивцом.
Поминки на Радуницу всегда сопровождались большим потреблением хмельных напитков: Выпили пиво об Маслянице, а с похмелья ломало после Радуницы.
Собирали урожай - начиналась Семина неделя. Девушки устраивали веселое хороводное гуляние: переплетались руками и проходили под поднятыми вверх руками других, и пели:
Как за Волгою яр хмель,
Под кусточком вьется;
Перевился яр хмель,
На нашу сторонку.
Как ли на нашей сторонке,
Житье пребогато.
Житье пребогато -.
- Серебряны листы, венки золотые.
Нащиплюся я хмелю, хмелю ярова;
Наварю я пива, пива молодова.
Позову я гостя, гостя дорогова,
Ай ли гостя дорогова, батюшку роднова;
Мой-то батюшка пьет, пьет,
Пьян не напьется, домой доберется -.
Приготовив пиво к бабьему лету, молодые женщины выходили с брагой к воротам и угощали селян, а затем девушки начинали водить хоровод под названием Пиво варить. Они ходили по кругу, изображая движения пьяного мужика, живущего разгульной жизнью, и при этом пели:
Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!
Об этом же сложена поговорка: Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать -, то есть собираться замуж. Обилие осенних праздников отразилось в пословицах и прибаутках: Апрель водою, октябрь пивом, В осень и у воробья пиво, Осенью нелюбого гостя молоком потчуют, а любого пивом.
С особым нетерпением ожидал народ праздник Николая Чудотворца, или Николы Зимнего, который приходился на 6 декабря. Пиво, приготовленное к этому дню, называли Никольским. В Николин день во всяком доме пиво, Красна Никольщина пивом да пирогами, Идет на Никольщину с поглядкой, а наваляются под лавкой, Никольское пиво пьют, а за никольское похмелье бьют.
Пиво варили по случаю освещения храмов. Приготовления пива брала на себя сама церковь. С незапамятных времен пиво использовалось при проведении похоронных и поминальных обрядов. Позже появился другой обычай: в сороковой день, провожая душу в мир иной, ставили за вынесенным на улицу столе чашку с пивом, угощая покойного. Напиток подносился каждому, кто приходил на погост: Было бы пиво на погосте, а у пива будут гости.
Тех, кто не варил пиво к заветным праздникам, которые устраивались в память о больших неурожаях, голоде, эпидемиях и других бедствиях, могли сурово наказать
Традиции и пиво в России
http://www.skazka.com.ru/solod/m3_11.shtml
Стучит пест в ступе по избам, стучит еще пуще на толчеях, шуршат жернова в бабьем куту за перегородкой в избе и особенно громко разговаривают на водяных и ветряных мельницах. Разговаривают и промеж себя (как уверяет поговорка). Жернова говорят: Вчуже лучше, а ступа говорит: То тут, то там (и на звуки этих инструментов этот разговор отчасти похож). Из хлебных зерен, пущенных в мокроте и тепле в рост, или проросших так, что началось брожение и мучной крахмал превратился в сахар, - из хлебных зерен (овса и преимущественно ячменя) приготовляют солод. Рощеное зерно сушат и крупно на домашних ручных жерновах мелют таким порядком. Ячменное (яшное) семя мочат в воде до того, что оно станет мягким на ощупь. Смоченное и разбухшее семя складывается в кучи, просыхает, нагревается и прорастает, то есть пускает корешки (ростки). Если не разворочать, кучи зерна могут перегореть, если вынуть и высушить - рост остановится; из крупносмолотого зерна делается солод. Если истолочь и мешать с водой часа полтора-два, крахмал исчезает, сменяясь сахаром. Жижа становится сладкой и называется суслом. Ячменное сусло превращается в брагу и пиво; смесь разных солодов от разных хлебов употребляется для приготовления тонких квасов. Сусло, поставленное в печь, пригорает к стенкам горшка и корчаги сладким наваром, который заменяет для крестьянских детей тонкого вкуса конфеты. Самое сусло подливают для вкуса к постным кушаньям. Слитое в чан и добавленное дрожжами, сусло бродит вновь, доходит до браги, а с примесью хмеля - до горького и крепкого пива. Из ржаного сусла гонится водка. В деревнях варят сусло перед новым квасом, и всегда и обязательно перед известными праздниками, особенно большими: Рождеством, Николиным днем, Пасхой. Это сусло - на брагу и пиво. Торговцы пекут на сусле дешевые пряники - сусленики - на неприхотливый вкус крестьянских детей, в виде сосулек или палочек. Яшная брага на одних дрожжах варится в брагу простую, похожую больше на горький квас. Но густая и с хмелем брага доходит до такого крепкого напитка, который называется уже пивцом и полпивом (иногда в брагу прибавляют меду и ягоду малину). Впрочем, крестьянское пиво-та же брага с хмелем, не выше, и называется корчажным, потому что его варят в корчагах, то есть больших глиняных горшках. В осень, говорит поговорка, и у воробья пиво. Пьет мужик и квас, а где видит пиво, не пройдет мимо. Когда варят пиво, то соблюдают очередь, а наваривши, ездят друг к другу, родные по родным сначала, друзья по приятелям потом, и наконец все по знакомым. К слову - молвится, к пиву - едется очень охотно, когда зима принесла досуг, поля лежат мертвыми под глубоким снегом, около дома ничего толкового не придумаешь. К великому празднику Рождества Христова возвращаются домой и те работники семьи, которые уходят на чужую сторону промышлять деньги на домашнюю помощь (обыкновенно называемые питерщиками). Как их не угостить, не почествовать, и чем же, как не пивцом, не домашней бражкой? Свои люди - дорогие: пусть на домашнем угощении и ласках размягчатся сердцем, задичавши и отвыкнув от дому на чужой стороне. Никольское пиво является, таким образом, первым и самым приметным последствием уборки хлеба: деревни и села очень оживляются этими праздничными обрядными пирами. Замечено, что в Николин день во всяком доме пиво, да и давно выговорено нашим православным народом: Красна Никольщина пивом да пирогами, На Никольщину и друга зови, и недруга зови, Едут на Никольщину с поглядкой, а наваляются под лавкой. Вообще к этому дню все деревенские хозяева с хлебными запасами не только зерном, но и мукой. Конечно, в запасах хорошего хозяина всякой муки довольно. Однако как же жить русскому человеку при хлебе без каши? Без каши и обед не в обед, а побольше воды прибавить, так станет еще сверх того горячее - суп, кашица: и щей не надо. Впрочем, до той и другой ходить недалеко: то же хлебное зерно нам ответит и послужит. Не молот хлеб, так и не мука, не толчено зерно, так и не пшено, не крупа. Для крупы зерно возят на такие мельницы, которые называются круподерками, или кладут в такие машины, которые прозваны крупорушками. Чтобы сделать крупу, надо либо крупно смолоть, либо только ободрать зерно, то есть очистить его от шелухи или лузги. Из пшеничных зерен приготовляется белая крупа, называемая манною: вот и манная каша - детское кушанье. Из ржаных зерен крупа черная, из неспелой ржи - зеленая, из ячменя - яшная и перловая крупа, из полбы - полбяная, из овса - овсяная, из гречи - гречневая и смоленская, толченая из проса - пшенная. Столько и каш, столько и пирогов, а как пирог с крупой, так и всяк с рукой. С избытками сырого зерна, ободранных круп, смолотой муки, с остатками от домашней надобности и потребления можно теперь и на базар поехать поторговать, кости, слежалые на печи в избе, промять, порассеяться и повеселиться. Итак, в путь-дорогу, на базар. Куль муки - на воз, в сани. Зимой в особенности сильны, часты и крикливы базары, именно после того, как уберутся на полях крестьяне и в руках у них ходовой товар - хлеб. Базары по зимам собираются каждую неделю в какой-нибудь день, чаще по четвергам и воскресеньям, то есть в начале и середине недели
С. Максимов. Куль хлеба и его похождения. Глава VII  Хлеб убран
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1128.htm

  

  
СТАТИСТИКА
  

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001