Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
РигВеда. К Сарасвати и Сарасвату
от 05.05.04
  
архив77



(Есть) семь сторон света с разными солнцами,
Семь жрецов-хотаров,
Боги Адитьи, которых семеро, -
(Всеми) ими, о сома, защити нас!
Для Индры, о капля, растекайся вокруг!

IX, 114.3. К Соме


http://astrogalaxy.ru/151.html
Издалека, долго течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течет моя Волга, а мне семнадцать лет.

Сказала мать: Бывает всё, сынок,
Быть может ты устанешь от дорог,
Когда придешь домой в конце пути -
Свои ладони в Волгу опусти.

Издалека, долго течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течет моя Волга, а мне уж тридцать лет.

Твой первый взгляд, твой первый плеск весла,
Все было, только речка унесла.
Я не грущу о той весне былой,
Взамен ее твоя любовь со мной.

Издалека, долго течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Гляжу в тебя, Волга, седьмой десяток лет.

Здесь мой причал, и здесь мои друзья,
Все без чего на свете жить нельзя,
С далеких плесов в звездной тишине
Другой мальчишка подпевает мне.

Издалека, долго течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течет моя Волга, а мне семнадцать лет.
А мне семнадцать лет.

Панорамное изображение Млечного Пути, охватывающего 360 градусов обзора
Млечный путь
Сарасвати (sarasvati - букв. богатая водой - 1. священная река Ариев РВ; 2. богиня, персонифицирующая эту реку; 3. богиня молитвы

Период вращения Земли вокруг оси, измеренный относительно звезд и поэтому получивший название звездные (или сидерические) сутки, примерно на 4 мин. короче средних солнечных суток - периода вращения Земли вокруг своей оси, измеренного относительно Солнца. Это отличие обусловлено движением Земли вокруг Солнца. Так как время, по которому мы живем, т.е. обычное гражданское время, связано со средними солнечными сутками, моменты восхода и захода звезд, измеренные по этому времени, сдвигаются каждый день на 4 мин. Вперед по сравнению с предыдущими сутками: звезды как бы медленно перемещаются по ночному небу в западном направлении. Временами они подходят так близко к Солнцу, что становятся невидимыми - наступает вынужденный сезонный перерыв в наблюдении этих обьектов. Известно, что звезды действительно совершают собственные движения в пространстве, меняя свое положение относительно друг друга. Однако звезды расположены столь далеко от нас, что любые изменения в их положении становятся заметными невооруженному глазу через столетия. Благодаря этому обстоятельству мы можем говорить о движении Солнца, Луны, планет и других небесных тел относительно неподвижных звезд. Большой круг небесной сферы, по которому Солнце совершает свой путь среди звезд в течении года, называется эклиптикой. Плоскость эклиптики наклонена под углом 23,5 градусов к земному и небесному экваторам; это обьясняется тем, что наклон оси вращения Земли к эклиптике составляет 66,5 градусов. Именно по этой причине высота Солнца над горизонтом меняется в течение года и происходит смена времен года. Пути Луны и больших планет Солнечной системы проходит в пределах области небесной сферы шириной 8 градусов, лежащей по обе стороны от эклиптики. Древние наблюдатели выделили в полосе шириной около 16 градусов, тянущейся вдоль эклиптики 12 зодиакальных созвездий, которым астрологи придавали особое значение. По прошествию многих веков вследствие прецессии положение основных точек эклиптики среди окружающих звезд изменилось
С. Данлоп. АзБука звездного неба
В тридесятом царстве, за огнеенною рекою живет Баба-Яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает...Пошел Иван Царевич - стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человеческой голове, топько один не занятый
Марья Моревна. Русская народная сказка

По черному пути золотистые птицы,
Рядясь в воды, взлетают на небо.
Они вернулись из сиденья закона,
И вот земля окропляется жиром.
Косяков двенадцать, колесо одно,
Три ступицы - кто же это постигнет?
В нем укреплены вместе колышки,
Словно триста шестьдесят подвижных и (одновременно) неподвижных.
Та грудь твоя, неисчерпаемая, подкрепляющая,
Чем ты даешь в изобилии все лучшие блага,
Та, приносящая сокровища, находящая добро, прекраснодающая -
О Сарасвати, позволь здесь прильнуть к ней!
Жертву жертве пожертвовали боги.
Таковы были первые обычаи.
Эти могущества последовали на небо,
Где находятся прежние боги - садхья.
Эта одна и таже вода
Движется вверх и вниз с течением дней.
Землю дожди оживляют.
Небо оживляют огни.
Небесного орла, птицу большую,
Отпрыска вод, приятного на вид, (отпрыска) растений,
Насыщающего дождем вдосталь -
Сарасвата я призываю на помощь

I, 164.47-52. Гимн-загадка
Ту бо то Крава Земунь iде до Поля Сынiяi,
а пощена ядсте траву ту, а Млеко дава.
I теце то Млеко до Хлябъх,
а свъте в ноще згвънздама над ны.
А ту Млеко вiдеймо сящете намо.
Та бо...Путень права,
а iнах не iмяхом iмате.
Ту чiувей потомiце Слва тая.
А држi средьце све о Русе,
яква iе а пшебенде наше земе.
А тую iмемох бранiте от врзi.
А умрете за нь,
яко ден умiра без Суне Сура.
Не потыжь iе теменьi,
А iмя iме вещерь.
А умiра вещерь,
А iе нощь.
В ноще Влес iде ве Сврзъ
по Млеку Небествену.
А iде до Чертозе Сва.
А в Зорiе седава до Врат.
Тамо ждехом све спъва защате,
а Влеса Слвiте од вък до век.
I Хрмiну iу, яква блестще огнема многа,
а ства Ягнiце чста

Дощечка 8 (2)


Снимок Млечного Пути по направлению к центру Галактики
http://azbuka.h12.ru/index.htm

По болгарскому поверью, ведьмы доят луну и из добытого молока приготовляют целебное масло. В силу той же метафоры получила название и матовая полоса Млечного Пути (пол. droga mleczna, нем. milchstrasse, лат. vialactea). Народ думает, что Млечный Путь есть молоко, на всосанное одним дитятею и разлитое по небу (Рус. в св. посл., IV, 44): предание, принадлежащее отдаленной старине, ибо оно встречается еще у греков. По их сказаниям, Гера оторвала от своей груди сосавшего Гермеса или Геракла и отбросила ненавистного ей ребенка; капли молока брызнули из груди и образовали Млечный Путь
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Том 2. Древо жизни и лесные духи
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
Ту Зорiя Красна iде до нь, яко жена благва, а млека даяшеть ны в сiлоу нашю а кренпосць двужiл(а). А та бо Зарыне Суне Въстща, а такожде сленхшемо сен хом Вiъстеце комоньска скакщете до закату Суне, або сте управенсте бящ Го члн злат ко нощi. А бящь бъх воуз со влоема смiрнам(а), а влекуцеша по ступе сыне, а тамо бо легнь Суне спате во нощь. А тож, колiбва ден пшiшед ста до вещежъ, а друге скакащець у яве пршедь вещере. А тако рце Суне, же воуз а влы есь тамо, а жде Го на Млещене стезъ, аще Зорiя пролiща в ступьъ позвана Мате, абы сва поспьъшендла
Дощечка 7ж  
Инфракрасное изображение центральной области Млечного Пути

Сарасвати зовут (люди,) стремящиеся к богам,
Сарасвати, когда тянется обряд.
Сарасвати позвали свершители благих деяний,
Сарасвати пусть даст почитателю избранный дар!
О Сарасвати, (ты,) которая приехала на одной колеснице
По собственной склонности, о богиня, радуясь вместе с отцами,
Радуйся, сев на эту жертвенную солому!
Надели нас жертвенными усладами, дающими здоровье!
Сарасвати, которую призывают отцы,
Приближаясь к жертве справа,
(Дай) тут долю в жертвенной усладе ценой в тысячу,
Дай жертвователям процветание богатства!
Воды-матери пусть сделают нас чистыми!
Пусть очистят нас жиром (эти) очищающие жиром!
Ведь все грязное увозят богини,
И выхожу я из них очищенный и чистый!

X, 17. К  разным богам
О самая материнская, самая лучшая река,
Самая лучшая богиня Сарасвати!
Мы как бы не прославлены -
Создай, о мать, нам прославление!
В тебе, богине, о Сарасвати,
Покоятся все сроки жизни.
Опьянись у потомков Шунахотры!
Даруй нам потомство, о богиня!
Наслаждайся этими молитвами,
О Сарасвати, несущая награду,
(Теми) поэтическими мыслями, которые потомки Гритсамады,
Приятные богам, приносят тебе в жертву, о благочестивая!

II, 41. К разным богам
Дочь молнии с яркой жизненной силой,
Сарасвати, жена героев, пусть даст (нам) вдохновение!
Единодушная с божественными женами, пусть дарует щит
Без прорех, непреодолимую защиту певцу!

VI, 49. Ко Всем-Богам
С высокого неба, с горы пусть придет к нам
На жертвоприношение Сарасвати, достойная жертв!
Богиня, наслаждающаяся (нашим) зовом, окруженная жиром,
Пусть услышит благосклонно нашу могучую речь!

V, 43. Ко Всем-Богам
Когда при(ближаются) вместе блистательные (реки,) полные желаний, -
Сарасвати, чья мать Синдху, седьмая -
(Те,) что хорошо плодоносят, хорошо доятся, хорошо текут,
Набухая от своего молока…

VII, 36. Ко всем богам
Река Сарасвати с притоком Сира и Ямуна, впадавшая в Каспийское море, была источником жизни Арийского государства и питалась она не дождями, чрезвычайно редкими в тех местах, но таянием снегов на вершинах горных хребтов в летнее время
Стефан Ляшевский. Потомки Иафета на востоке. Арийское ведическое царство
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_522.htm

Сарасвати, приводящая к успеху нашу поэтическую мысль,
Богиня Ида, Бхарати, все преодолевающая, -
Три богини, усевшись по своему желанию на эту жертвенную солому,
Пусть охраняют нас надежною защитой!

II, 3.8. Гимн-апри
РигВеда. Инвариантность. Гимн-апри
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_881.htm


X, 30. К водам

Размер - триштубх. Гимн сопровождает ритуал принесения воды, нужной для приготовления амриты из выжатого сока Сомы
1a Пусть направляется pra devatra brahmane gatur etu - Букв. Пусть направляется к богам (удачный) путь в отношении (нашего) священного слова
1b…словно по побуждению мысли manaso na prayukti
1с…подкрепление dhasim - Одно из слов в РВ с не вполне ясным значением: возможно ручеек, источник
1d…широкошагающего prthujrayase - Sc. Индры
2c…рыжий орел arunah suparnas - Sc. Солнце
2d…ту волну…- Волною вод на языке гимнов называется их эссенция, суть - та часть, которая используется в ритуале
5d…очистить их растениями - Гельднер поясняет, что в позднем ритуале адхварью с этой целью бросает в сосуд с водой стебелек травы
6c-d…Дхишана и божественные воды - Смысл этих строк в том, что Дхишана персонифицирует изобилие и подкрепление, а значит воды принесут их своим адептам - недаром воды называются богатыми
7a-b…для вас, замкнутых - Намек на миф об убийстве Вритры
9c…приготовленную из ушаны aucanam - Ушана usana - название некоего растения, служившего в более позднем ритуале одним из заместителей Сомы
9d…с тройнойнитью tritantum - Техническое выражение, определяющее жертву (иногда эпитет ее - с семеричной нитью)
10b…к запряганию (упряжек-даров) niyavam - Здесь содержится намек на то, что воды принесут адептам большие награды
11a…почитанием богов devayajya
11с Расслабьте (свое) вымя rtasya yoge vi syadhvam udhah - Т.е. принесите в жертву воду при исполнении обряда, как корова дает молоко
12d Сарасвати - Она выступает здесь как нечто среднее между названием реки и именем абстрактной богини
13 Так как показались - Анаколуф; придаточное предложение без главного
14b…усаживайте (их)…- Т.е. ставьте сосуды с водой на жертвенную солому


1 Пусть направляется к богам ход (нашего) священного слова,
К водам, словно по побуждению мысли!
Я отдал в распоряжение широкошагающего прекрасный гимн -
Великое подкрепление Митры и Варуны.

2 О адхварью, будьте же наготове с возлиянием!
Согласные, идите к согласным водам,
На которые рыжий орел смотрит вниз!
Ловите сегодня ту волну, о вы, прекраснорукие!

3 О адхварью, идите к водам, к морю!
Почтите возлиянием Апам Напата!
Пусть он даст вам сегодня хорошо очищенную волну!
Выжимайте для него сому, богатого медом!

4 Кто, незажженный, сверкает из глубины вод,
Кого вдохновенные призывают на обрядах,
Апам Напат пусть даст воды, богатые медом,
Благодаря которым Индра возрос для героической силы!

5 С кем сома забавляется и возбуждается,
Словно юный муж с прекрасными девицами,
Отправляйся к эти водам, адхварью!
Когда ты нальешь (их), очисть их растениями!

6 Вот так девицы покоряются юноше,
Когда, жаждя их, он идет (к ним,) жаждущим.
Они едины мыслью, едины намерением,
О адхварью, Дхишана и божественные воды.

7 Кто для вас, замкнутых, создал простор,
Кто избавил вас от великого бесчестья,
Для этого Индры пригоните волну,
О воды, богатую медом, опьяняющую богов!

8 Пригоните ему волну, богатую медом,
Которая зародыш ваш, о реки, источник меда,
Жирноспинную (волну), которую надо призывать на обрядах!
О воды богатые, слушайте мой зов!

9 Пригоните, о реки, ту пьянящую волну,
Служащую Индре для питья, что приводит в движение оба (мира),
Вызывающую опьянение, приготовленную из ушаны, рожденную из тучи,
Источник с тройной нитью, движущийся кругами!

10 (Эти воды,) мощно вращающиеся в два потока,
Движущиеся, словно борцы за коров, к запряганию (упряжек-даров), -
О риши, восхваляй (эти) воды, выросшие вместе, из одного лона,
Родительниц (и) жен мироздания!

11 Поторопите наш обряд почитанием богов,
Поторопите священное слово для захвата богатств!
Расслабьте (свое) вымя при осуществлении (вселенского) закона!
Будьте послушны нам, о воды!

12 О воды богатые, так как вы властвуете над добром
И несете силу духа, счастье и бессмертие,
Так как вы повелительницы богатства и хорошего потомства,
Пусть Сарасвати даст воспевателю жизненную силу!

13 Так как показались прибывающие воды,
Несущие жир, молоко, мед,
Мыслью единые с адхварью,
Неся для Индры хорошо выжатого сому…

14 Прибыли эти богатые (воды), дающие счастье живым.
О адхварью, усаживайте (их), друзья!
Устраивайте на жертвенной соломе, о достойные сомы,
Этих единодушных с Апам Напатом.

15 Прибыли воды, стремящиеся на эту жертвенную солому,
Уселись во время обряда, преданные богам.
О адхварью, выжимайте сому для Индры!
Почитание богов стало легким для вас.

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком

С. Есенин


  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004