Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Влесова книга. Патаре Дяiе и Матрi Протiеве
от 30.12.03
  
архив



Земля prthivi - богиня - персонификация земли; мать (ср. Небо dyaus - бог-персонификация неба; отец); чаще всего в составе парного божества
Небо (dyaus) - бог-персонификация неба; отец (ср. земля - мать); чаще в составе парного божества Небо-и-Земля
Небо-и-Земля dyavaprthivi - олицетворяющее мужское и женское начало, от слияния которых произошла вселенная; все живые существа и боги - их дети; космогонический подвиг великих богов - разьединение Неба-и-Земли и укрепления их врозь
Пришни (prcni букв. пестрая) - мать Марутов в образе пестрой коровы, символизирующей грозовую тучу
Матаришван (mataricvan) - мифологический персонаж, похитивший в изначальном мире огонь для богов и для Ману
Из словаря основных мифологических персонажей и ритуальных понятий РигВеды. Составила Т.Я. Елизаренкова
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_877.htm
Гимны Ригведы представляют Небо и Землю бессмертною супружескою четою и называют их pita (patar) Dyaus = отец Небо и mata (matar) Prithivi = мать Земля. Слово matar у древних Ариев имело значение производительницы, от корня ma - творить. Dyaus (родит. Divas) есть бог блестящего, светло-голубого небесного свода, от div - светлое, сияющее (т.е. небо)…Старинные памятники, впрочем, упоминают бога Дыя (Дива) наравне с Перуном и Хорсом: ов Дыю жьрет, а другыи Дивии; требу кладут…Диве (жен.форма), Перуну, Хорсу. Название неба - отцом и земли - матерью, общи всем арийским народам. У греков рядом с Zeus стоит  Деметра; у римлян Юпитер (Diupiter = Div pater) и Tellus (terra) mater; у германцев Tius (сев. Tyr = Dyaus) и Fulda (сев. Fold) - богиня земли...Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога. Название это, по значению своему, равносильно имени Dyaus;
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Том 1. Глава III
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
Матерь Всех, древнерусск. МАТЕР СВА - Матерь Всех (тж. МАТЕР/ МАТРЕ/ МАТР, МАТЫРЕ/ МАТЫРЬ/ МАТЫРЯ, ПТЫЦЯ МАТРЕ СВА; СВА - 1. в роли возвратно-притяжат местоимения свой, ~я, ~ё, ~и, ~их, ~ими и т.п. (ср. санскр. sva свой, собственный; мой, твой, его; n. собственное "я", родственник; собственность 2. все, всё, ~я, притяжат. всех); тж. МАТЫРЕ СВА НЩЕХ - Матерь Всех наших; МАТЫРЬ СЛВА - Матерь Слава; ПТЫЦЯ МАТРЕ СВА - Птица Матерь Всех; МАТЕР СВА СЛАВА - Матерь Всеслава (Всех Слава или Своя Слава). Упоминается только во Влескниге, сорок раз. - Та прекрасная Птица, которая несла огонь Пращурам нашим в дома их, Матерь Всех поет во Сварге о подвигах ратных. - Указывает Русам как поступать. По-санскритски - Сва Матри; в древнерусском определения располагались нормально после определяемого слова, поэтому порядок слов в этом словосочетании изменился на Матерь Сва (произносится Матэри Сва)
Питар/ Патар, Питар Дий, древнерусск. ПЫТАРЕ ДИИ, тж. ПАТАРЕ/ ПЫТЕРЕ - Небо Отец, Отец Небесный, т.е. Вышень, Сварог. Мн.ч. - питары/ питри (украинск. Петри) - Предки, Пращуры. По-санскритски Дьяус Питар (dyaus небо; pitar отец); в древнерусском определения располагались нормально после определяемого слова, поэтому, вероятно, порядок слов в этом словосочетании изменился на Питар Дий
Протева/ Претева/ Притева, древнерусск. ПРОТИЕВЕ (возм. ПРЕТИЕВЕ) - Земля Богиня (ср. санскр. prthivi земля; страна; nom. pr. Притхиви - Богиня Земли). Великое санскритское речение из Вед: Dyaur me Pita, Mata Prthivi iyam - Отец мой Небо, Мать моя - Земля. Влескнига: СЕ БО ПРОТИЕВЕ ИЕ ЗЕМЕ НАШЯ. … СЕ ТВАРИЦЬ ИЕ СВАРЕЖЬ И ПРОТИЕВЕ ИЕ ЖЕНА ИЕ - Ведь Протева есть Земля наша…Се, Тварич есть Сварог, а Протева есть Жена Его
Н. Слатин. Словарь имен и терминов Влескниги
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_706.htm
Патаре Дяiе и Матрi ПротiевеРигВеда. Мандала I, 160. К Небу и 3емле

1 Ведь эти Небо и Земля - благодатные для всех,
Благочестивые, несущие поэта воздушного пространства.
Между двумя чашами мироздания, имеющими счастливое рожденье.
Божественными, движется, как положено, чистый бог Сурья.

2 Занимающие широкий простор, великие, неиссякающие,
Отец и мать охраняют (все) существа.
Два мира - словно две самые дерзкие красавицы,
Когда отец одел их в (разные) цвета.

3 Этот сын, возница (своих) родителей, имея цедилку,
Очищает, мудрый, с помощью волшебной силы (все) существа.
У пестрой дойной коровы и у быка с прекрасным семенем
Все дни он выдаивает молоко - его семя.

4 Тот из деятельных богов самый деятельный,
Кто породил два мира, благодатных для вас,
Кто отмерил два пространства о помощью прекрасной силы духа,
Он почтил (их) нестареющими опорами.

5 Воспетые, эти двое великих: Небо и Земля,
Пусть дадут нам великую славу, высокую власть,
С помощью которой все дни мы будем возвышаться над народами!
Пробудите в нас силу, достойную удивления!
МатырьСваСлава

Молихомь Патаре Дяiе,
яко Тоi изведе Огнь,
iждеть МатырьСваСлава
приесеть на крыдлiех све праоцем нашiем

Влесова книга. Дощечка 19


Чудотворная икона вмц. Параскевы Пятницы из села ИльешиДощечка 30 Се бо хрнящехомь Пытаре Дiаiе, якожде тоiе особеньiе стащеть о Матрi Протiеве. Се бо те беньще о совстенпленя до крынь, i Та iдяшеть ренцемы вздя до хленбь. I се дащеть даже, якожде iде i насiце Ть. I то iмяхомь жытень нашю i жню вiенхомь о славе Iе. Се бо Протiеве iе Земе нашя, i Ту хранiхомь, якожде Оцы нашiе. I се повiенцехомь Сварзе i Земiе. I правiхомь свадiебь о Тоi, яко ждехомь. Се Тварiць iе Сварежь i Протiеве iе Жена Iе. I се празденсты iмяхомь дiеяте, якожде о Муже i Женiе. I сьме дiце Iе. I тако рецiехомь Бендещете Те здравiе быте я щстене i iмате деты многа. I се бо ухвалiще Те се. I тако зря Те до вод. Боуде велеплодьня i се даяще Те менжео све Пiтаре. I да обенщете Твiем, будiеше плня плдiе i овощь i зрны. I се радiехомь о Ты, i огураздь ящеть Тiе, i то бящете тако до конещень ден. Се бо вiерны Твiе омолящуть о блазiех i добiех, да бендещете iхма жывоть уснцень о птрiебны, i ожряте се Тiе о тому i дрзещете сен о воладносще Твiа. Вiергунь бо можащеть о хлябе даящете со iмяхомь нуже нашiе. I молiхомь о те. Се бо Ондере iмяхомь, якевь iе iнь Парунець. I се вержде врзе на хрбетеще i такожде отрще главы iе, i жещеть о небы, i кiдь нiе о моря i пуще. I се суше натеце брзiе о краiе цужде. I тамо iе до щасы, ажьде Пытаре iе одовенде, можде носще, iдяшете оспiете i вержде се те на неi, тленщете iе. А то сен моляху Бземо, та Жалiе i Горунiе тоiе, i сiце ста Бозе о меже тоi пернде Сварегь. I Тоi одевтще руце своя оде браде i повелящеть дажьде тецащете сен до гомыте тоя. I се перст усхлiа насiцете сен можащеть о Волiе Бождесьте, i злаще сен можащуте се трцате до Твар Дее. I сен зряцете Суре; о се бо, Суре жiвящете о ньвоу i плняцете сылоу зеленех крiа i злаще. I се с Ее реньце ожiеть i зеленесеть, i та вiены ращiе, i оберехомь овiа до жiтенець нашiех. I се вiеноу одевержехомь до нiе. I рещехомь, яко Вергунiець Ондере оупаднеть до ны я е расще вiена i злаце тiа. I се iмяхомь iсце ядете хлiебы свiа. Се бо се верзждехомь [о] онiе дроу i то дiеяхомь брвне опросще. I рiецiехомь яко iе iздiе, а по тiем заждiехомь огены сыльныа i верждiехомь до не брвене тое, якожде агень быеть до небесы, i тамо язень iе се трзещеть i се двоя i трiе сен дiелыте. I те iес знаце од Бозе, яко любiсце жерьтва теа Онiем i хотящуть оноу. Аще боть iе блоудень iнь, якове олещашеть Бозе тоя, одiелящеве о Свргы, iзверзждень буде iз рды, яко не  нiе мяхомь Бозя, развiе Вышень. I Сврг i iны соуте множествы, яко Бг iе Iедiнь i Мнъжествень. Да сен не раздiлящеть нiкiе тоа Множьства i не рещашеть, якожде iмяхомь Богы многоа. Се бо Свент о Iре iде до ны, i да боудiемь достiщены овiа
73 пятницы  х 5 (дней в недели) = 365. Из них 12 (помеченные крестиком) - особыеМы по середам, по пятницам платье золовали,
Платье зoловали, мы льны прядовали

Особенно же уважаются в народе издревле двенадцать пятниц, которые бывают перед большими праздниками: а) перед Благовещеньем, b) первая и с) десятая после Воскресения Христова, d) перед Троицею, е) Успением Богородицы, f) Ильиным днем, g) праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, h) Воздвиженьем, i) Покровом, k) Введением во храм пресв. Богородицы, l) Рождеством и m) Крещением. До сих пор хранят и переписывают старинное сказание о двенадцати пятницах, почитаемое раскольниками наравне с свящ. писанием. На Baгe в прежнее время ежегодно праздновали пяток первой недели великого поста у часовни, куда совершался для этого крестный ход. Во время неурожаев, засухи и сильных дождей, вредных для посевов, а равно по случаю скотского падежа и появления червей - были празднуемы обетные пятницы. Константинопольский патриарх окружною грамотою 1589 года к литовско-русским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем...Именем св. Пятницы в простонародье называется мученица Параскева...церкви, освященные в честь ее имени, до сих пор называются Пятницкими. 28-го октября, когда чтится память св. Параскевы, поселяне кладут под ее икону разные плоды и хранят их до следующего года. В обетные пятницы, собираясь праздновать в одно назначенное место, они выносят образ Параскевы-мученицы, обвешанный платками и лентами. На дорогах, при распутиях и перекрестках, издавна ставятся на столбах небольшие часовни с иконою св. Параскевы; часовни эти также называются пятницами. В других местностях поверья, соединяемые с матушкою Пятницею, относят к Пречистой Деве; так бабы не прядут по пятницам, чтобы не запылить Богородицы, которая ходит тогда по избам; еще накануне поэтому подметают в избах полы...По народному убеждению, от Пятницы зависят обильные роды земли; ее молили об отвращении засухи, проливных дождей, неурожаев; в дар ей приносили земные плоды. При начале жатвы в Калужской губ. одна из старух, известная легкостью своей руки, выходит ночью в поле, нажинает сноп, связывает его и до трех раз то кладет, то ставит на землю, причитывая: Пятница-Параскева матушка! помоги рабам божиим (таким-то) без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы. - Затем, взявши сноп, она старается пройти до двора никем не замеченною. Во время падежей, моровой язвы и других бедствий служат св. Пятнице общественные молебны; в народе даже ходят суеверные молитвы, сочиненные в ее честь; написанные на клочке бумаги, они носятся на шее от недугов или привязываются к голове больного. При совершении различных церковных обрядов прежде выносили икону св. Параскевы, убранную лентами, монистами, цветами и душистыми травами: эти цветы и травы оставались в церкви, и отвар их давали пить безнадежно больным, как вернейшее средство к исцелению. Кто соблюдает пятницы, к тому, по общему поверью, не пристанет лихорадка. Духовный регламент Петра В. упоминает о совершавшемся в народе символическом обряде, в котором нельзя не признать обломка старинного языческого культа, хотя и подновленного христианскою обстановкою. - Слышится (сказано в этом законодательном памятнике), что в Малой России в полку стародубском в день уреченный праздничный водят женку простовласую, под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некия пользы. - По болгарским сказаниям, света Петка-Парашкева носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придет ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мед и после молебствия празднуют св. Пятнице
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Т.1. Глава V. Солнце и богиня весенних гроз
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы древних, которые, при всей их наивности, все-таки успели установить один незыблемый принцип: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни. Своеобразно с таким пониманием мировой роли воды, языческие народы всех времен неизменно обоготворяли эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия - земля...В 5-7 верстах от реки Мсты, возле погоста, называемого Пятницей, из-под пригорка бьет сильный родник, скопляющий в колодезном срубе воды столько, что можно тут искупаться. Родник этот прославился бесчисленными случаями чудесного исцеления больных, и ежегодно, в 10-ю пятницу после Пасхи, здесь устраиваются крестные ходы. Высоко над толпою вздымаются носилки с большим киотом, в котором поставлено деревянное изваяние иконы св. Параскевы-Пятницы, несомое над головами народной толпы, длинной цепью склонившейся на коленях...Если в доисторические времена, вместо храмов, посвящали богам ручьи и колодцы , а христианство взяло под свое покровительство наиболее выдающиеся их них, - то все-таки, осталось еще много таких, которые, сохраняя за собою общее древнее название - прощей -, не признаны церковью, но признаются народом за святые, и к которым народ сходится в известные дни на богомолье. В то же время эти родники или криницы представляют собой несомненные памятники седой старины, когда младенческий ум подозревал в них явное, хотя бы и незримое присутствие и, во всяком случае, близкое участие высших существ. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. Здесь попечительная мать-сыра земля устроила так, что ключом бьющая из нее водяная жила и сильна и непрерывна. Народившийся поток обилен чудесной водою, зимою не поддающейся даже лютым морозам, а летней порой, в палящий зной, холодной, как лед, чистой и прозрачной, как хрусталь, и при всем том, обладающей особенным вкусом, резко отличающим ее от воды прочих источников. Достаточно одних этих свойств, чтобы сделать подобные урочища заветными, и назвать их прощами - словом, самый корень которого свидетельствует о древности происхождения. Действительно, здесь издревле искали прощения и отпущения, то есть духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждений, и именем прощеника до сих пор зовется всякий чудесно выздоровевший или исцеленный на святом месте.  Хотя в Великороссии лишь по некоторым местам сохранилось это слово в живом языке, но зато в Белоруссии оно употребляется повсеместно...По народным преданиям, прощи находятся под особым покровительством св. Пятницы - не той св. мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диоклетиане в Иконии в 282 году, которую вспоминает церковь православная 28 октября под именем Параскевы, нареченныя Пятницы, а иной, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей. Эта Пятница всеми тремя главными русским племенами согласно чествуется в определенный день недели, именно в пятый, считая с понедельника, и кроме того, в виде исключения, в девятую, либо десятую пятницу по Пасхе и в грозную Ильинскую - последнюю перед 20 июля - дн. Св. пророка Ильи. В преимущество перед всеми святыми православной церкви, за исключением Николая Чудотворца (так называемого Николы Можайского), сохранился обычай изображать ее в виде изваяния из дерева. Обычай такой несомненно уцелел с тех времен, когда обращение в христианство было, большей частью, внешним и пользовалось готовыми формами старой веры, более или менее удачно видоизменяя или приспособляя к ним обрядную часть церковного чина. Лишь впоследствии новое учение стало понемногу входить в плоть и кровь, отступая, однако, перед тем, что успело уже слишком глубоко проникнуть в народную жизнь и составило коренную и незыблемую основу верований
Начиная с крайних границ болотистой Белоруссии, от берегов Десны и Киева, до далеких окраин Великороссии и Белого моря - поклонение образу Параскевы Пятницы, в виде изваяния, остается до сих пор неизменным и всенародным. Точно таким же образом всюду на этом громадном пространстве земли, населенной православным людом, целебные родники-криницы и святые колодцы - поручены особому покровительству святой Пятницы. Эта связь имени Пятницы с источниками текучих вод не ограничивает силы народных верований в нее как в защитницу вообще воды, в самом широком значении этого слова. Это вытекает, между прочим, из того, что в старинных городах, укрепившихся на высоких берегах больших рек, подобно Киеву, Брянску и другим, Пятницкие храмы построены на низменностях, у самой воды - древний обычный прием, который, помимо Великого Новгорода и Торжка с их Пятницкими концами, наблюдается и близ Москвы, в Троице-Сергиевской лавре. Кроме того, во многих местах, а в особенности в Белоруссии, сохраняется обычай молиться о дождях, потребных в весеннее время для всходов и в летнее для урожаев, обязательно святой Пятнице, и непременно с некоторыми суеверными приемами: молитвы возносятся в таинственной ночной обстановке и состоят из таких прошений, самодельная форма которых указывает также на давность их сочинения
С. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. Неведомая сила. Вода-царица

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004