Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Влесова книга. Дощечки 35а, 35б, 36а, 36б, 37а, 37б
от 27.11.03
  
архив



Дощечка 35а Се субосовьство нашiе прещiноу бя, якове сва iмяхом словесы облiцена дъяе. I тамо рьцъхом во iстiну блгая о рдем нашем, да не лждехомо. Тоя iстову рцъхом. Оня о прве Бане наше повяждехомо, а кнезi iзьбряые i менатен. Бо Кiська тое iдте, i венде родiце о ступiех со скутя сва до полудене. I тамо, iдеже Суре сящешете пребы. I прiшедь о не ОцОереi, i то до не рще Обасвы iмяхом децкы i меже i жена а старще iмяхом борънiте од вразем. I такво рещехом, iжь племены еiдахомь, овна сва а скутя до нь, i будяхомь племено iедiно. Се Бозе натщуть намь. I зряхомь добля, донде жь вiецы о вiецых. О колi щеяхуть поща, бо теi рещашете Хыбо iедiне. Такожье i iно рещеть. I то ОцОреi одвежде стяды сва i люды од оне, а венде овыа подалежь. I рще Тамо уздобiехом градь i тое Голыне бендешеть, яква iе глоа ступа i лiесы. I Кiсько iде проще. I се бо ть венде людь сва до iнi, да не смешаете со людва ОцОре. А се теi iесь старщче. I тако сотъврящь о земе тые градiе i оселя. I тако Кiська одiшедь со людь, а утворяi земе iноу. I тамо съдешеться. I такво одцелiе одомзесешеть оте обаве. I тако ряхомь бендеще цюже онь iнi. У вше те жытьва i сылы iмяе не прце, онь друзеа. I бяшь Кiсько теi Славень, i людьва ОреОце Слвна, якожде Слва претеще iхьма, а Поле знаще iхьва, яко стрiеле а меще знаiеть
Дощечка 35б Со бь те преiде Iзве до края iего i поща скутя оберещете. I се Кiсько налiезе на не. О прве ождене, i о два, бящь ождене нь само i людьва. Бящеть гряхомь покрьме ста. Теi ядьща мнозя ощесыа людьве, поврзете од меще. I се глаголящь ОреОце, яко мртве ущернiе на гряхома, i тыiе погряхоуть радощема свема, i ядь пдерзе е. I се бь то омрзещесе серьце ОреОво, a рiеще родiцема Подержете Кiська i люд iеу. I та комоня седьлащете взi. А се врзеще на Iезе, i бяща по неi, якожь растрщенi соуте. I то мяхомь вiедете до iсьва, iмяхомь сылоу до коупi. А не iнь не можащете одерзете ны. Тоi бо то iстенпе не одевзящехомь об ова, якожде Руште соуте, а себе Слву iмяхомо, iзрщеноу од врзе, якове гърляшоуть до ны. А вiдяе iе жiдьбо нашье, iскусе те iмють до братень нашiех о србре на меще ны, i одь гоньщарстi горьщке уедано про сыныовiе ны. Жыдьбо нашiе о ступiех ece до конце нашiе. А i нюждье ны до све, i тамь не iмяшуть намо рещешете о iнь жiвоть. Се бо словiесы нашя iстьве соуте. I iхова леждена. Се бо лузь рещашуть, i нея iмуть
Дощечка 36а Предрещено есь од старь щасе, якожде iмяхомь сосполете со iнi, а творяще держевь велкоу од роде те. Iмяхомь Рускень нашю о Голунiе, а трi сенте градiе i селя, огнiц, дубнех дымь. Есь тамо i Пероунь iе нашь i земiе. Се бо птыця МатрСва спiевашеть о дне тые, i ждехомь она на щасе со iне, якове врщатесе iмать Колы Свражье до ны. I щасе тые за све iдошуть до ны. Рщехомь МатрСве, якожде бендехомь брантете земь нашю лепiе Венды, якве iдьша до западь Суре i тамо пред врзе земе раящуть i хыбеню вiру iмуть, одержетесе нанiе. Боровынь бо реще, яко есь сылень, а людь та вiру iмящеть о словесы тыа. I не (е)смьы глупе не iзумленi, а вiере те не iмохмь до те. Узрете ещьiе. Венде врентетесе до земь нашiех о ступы древлiе. А глендете ещье пощаре iнi, якове дне оходу одо ПентыРiещеце i СемеРiеще, кiльбова о десунь отщецена од ны. I та Све Птыця рещешеть, яко огнь смарь понестще до ны, i Гьлоу порущешеть, дато iе гореньбенье А Бозе коупалiте, а дажде даждiте. Се бо те земе бедье розврзены i комоня поглцена, яко iзвящуть сынове тые комонiе протще Бозем, i то Бозi о ступе ове, i дасунiе даящуть о се нь дбе Iех. Се iмяхомь соуще те, а не за щас Антевь. I тоi Антырiе одерезещь мещем многа, лежедь погебещь домь твеi, якождь домове в цуждiе не строящуть iнi. Се бо ОреОтець iде пренд ны, а Кiе венде за Рущь, i Щеко венде племы све, а Хоревь Хорвы све. А i земь бо граденць на тоа, якве семы внущатiе Бгве
Дощечка 36б Одеiде Хоревь i Шех одо iне, а сехомь до Карпаньсте горя, i тамо бяхомь iнi граде творяеам, iну iмяхомь соплемены iня, i богентсве iмяхомь велко. Се бо врзi налезеще на ны, i то тещахомь до Кiе градо а до Голуне, а тахомь оселещетесе огне свеа палюще до Сврзе, а жьртвы твряце благодарчете Бземь, i такове оны. I се Кые умре за трiдесенте ляты владыщете ны. I по семе бящъ сын Лебедянь, iжь се реще Славере. I тые жiве дваденсете ляты. А по те бясть Верен зь Влiкоградiе, такожьде дваденсете. I томоу Сережень десенте. I о сте ле одержяху оне вiтензествы о врзех, i тьмыi лiхы нiестща осынь, i се грендещеть на не, i на мы. I то Годе прiедьща до ступен нашiех злы творяi. I се добле денбу iмать ПраОце нашя, прятiсе о жiдьбу. Се бо сехомь Слвене, якожде слвiхомь Бозе. I се мы о Бзех внуще, Iсьвра нашiе а ДажБо. I такожiе трпiехомь о зле, а поедждiе сылу iмяхомь влку о те, i браньехомсе влiце оде натенщене Годiе бързiе одье шен сеть ляте. I ту Iлмрi ны подржашють. I такве iмяхомь вентезства о врзе. Се бо тьiе десенте рехы iмай, i тые влцiе беньде прящетлiе, i вое хорбере, о се на не налiезе. Те пощасi хря творяе I не мые. Бране iню. Якожде меще хряждень сте оменiены од овнi i овще. I та о Твастеру тврiе во Сврзiе само
Дощечка 37а Се бiеть крыдлема МатрСва птыця, якожде брмановiе iдяшуть на не. I те розеде щель даяшуть, i такве тецоутще налiезоуть на не. А се теще туга влка о краiе нашiе, яко дымове ступнiе повжденяхутесе до Сврзе. Такожде Жале плащетьсе о ны, i клiщеть МатрСва до Вшнiего, яковье даял есе огнь до огнiцы нашiе, i Теi пребендеть о помоще, i се моце вржещеть на врзiе. I се Гематьрех уступiсе, а Годе сен усiедеще на Калiцю Малоу i теще до брезi мрштi, i такве земе одержешать до Доне. I потоу Дону рiецiе, iе се Калка Влiка, iе кромь мезжде ны i пренщая племы. I тамо Годе се бiе чтвары сент ляты о све врзем. I тому яхомь се мы земе нашю i раяхомь клоудне земе, i Еланштема трзехомь о мены скуте, скерi i туще, о србрены i златвены колы, i пiвто, i яде вескера. I жiводьба нашя бендете о те порiе клудна i мiрня. I се Годе налiезе на ны ещежье. I бясте пря десенте лiеты. I се удржiехомь земе нашiе. Такожьде iмяхомь бранте се од врзех. Як iдяшуть о тре конче Святы, окуде Святы iдоуть до ны. I тоi Святы первено Колядь, i друзе Ярь, i Красня Гуре, i Овсiена Влiка i Мала. Iдяшуть тiе Святы, якожьде мужь iдяшеть о градоу до селы огнещенсьтi, i кiем земе мiре. Грендеть од ны до iня, i од iня до ны
Дощечка 37б Тецете братiе нашiе, племено о племено, родi о родi, i быiетесе о себiе на земiе нашiе, яква належде ны, i нiколiжде iнамо. Се бо сьме Русiще, Славце Бзе нашя, спiевы нашiе i пленсы, iграща а позорiштя о Славоу iех. Се бо сехомь на земiе, i яхомь прсте до ране своа, а тлцем до нье, або iхомь по смрте семь стах преды МарМоря. I рiекла бях Не iмамь венете то егу, яко iесе плнiен земiе, i не могощу iего одiелете од енiе. I Бзе бящi тамо, да рiещуть о те Сые се Русiшть, а пребоудешi то емь, яко яле есе земiе до ране сва i несещеше iу до Навя. О те щасе покоя, кнiезе iзбрящутще многя вутце i кнезя о себiе. I всьяко iе, якове тые по кнезжденiе у Веще рещенi простi мужi. I тако стаяще земе раяшуте. I се бь то кнезiе бендете орщены дбате луiдье а хлябi одржете i ядь, i всенку пожiте одо луiде сва. Днесе iмяхомь iня. I кнезiе полуiде брящуть, i о сынi владьбу дящуть од оце до сыне, а ажь де до правнуча

Дощечка 35а (с. 210) (I 1а, с. 42)


Вот ведь воистину, себячество наше причиной было, по которой свои высказываем слова обличения. И там говорим воистину благое о родах наших, чтобы нам не солгать. Ту правду скажем, Оную, о первом Повелителе532 нашем поведаем и князьях избираемых и сменяемых. Ибо Киська тот шел и вел родичей по степям со скотом своим на полдень, и там, где солнце сияет, пребыл. И пришел к нему Отец Орей и вот что ему говорит: У обоих у нас с тобой есть дети и мужи, и женщины, и старцы, и надобно нам оборонять их от врагов. И так скажем, что племена соединим, баранов своих и скот, с ним, и будем племя единое. Вот, Боги вдохновляют нас. И увидим мы хорошее с того времени века и века. А как считать стали, то тот говорит: Разве единое?, а также и другое говорит. И тогда Орей отвел стада свои и людей от тех и повел их подальше. И говорит: Там устроим град. И он Голынь будет, которая есть голая степь и леса. И Кисько пошел прочь. И вот, повел он людей своих к иным533, чтобы не смешались они с людьми Отца Орея. А те-то старше. И так сотворили в земле той города и поселения. И так Кисько отошел с людьми и сотворил землю иную. И там поселился. И таким образом размежевались эти-то оба, и так называются чужими они другими. У всех них жизнь и сила имелись не прце534, чем у других. И был Кисько тот Славен, и люди Орея Отца Славны, потому как слава предшествовала им, и Поле знало их, как стрелы и мечи знает.

Дощечка 35б (с. 210) (I 1б, с. 44)


Вот пришли Язы в край его и начали скот забирать. И вот, Кисько напал на них. По первости он погнал их, а во второй раз самих погнали людей его. Было воронам покорма. Они поедали многие глаза людей, поверженных мечем. И вот глаголет Отец Орей, что мертвых дочерна покрыли вороны, и те покаркивают радостям своим и едят дерзко их. И от того мерзко сделалось у Орея на сердце и говорит он родичам: Поддержите Кисека и людей его! И те коней седлать взялись. И бросились на Язов, и с ними было покончено, потому когда мы вместе, никто не может одолеть нас. И то-то правда, мы не одолены ими, потому как вы суть Русские, и себе славу имеем, изреченную врагами, которые орут нам. И, видя житье наше, соблазняются о братьях наших, о серебре на мечах наших и том, что сьедается сынами теми нашими из гончарных горшков. Житье наше в степях до конца наше. И, привязаны мы ко всему, и там пусть нам не говорят о другой жизни. Вот, слова наши истинны, а их - лживые. Они ведь ложь рекут, и ее и имеют535.

Дощечка 36а (с. 210) (I 2а, с. 70)


Предречено от древних времен, что предстоит нам соединиться с другими и создать державу великую из родов тех. Была Русколань наша в Голуни, и триста градов и сел - огнищ - дубовых домов. Там и Перун наш, и земля. Вот ведь, Птица Матерь Всех поет о днях тех. И ждем их во времена эти536, которые повернуть должны Колеса Сварженские к нам. И времена те для всех идут к нам. Говорим мы Матери Всех, что будем оборонять землю нашу лучше Вендов, которые пошли на заход Солнца и там перед врагами землю пашут и ошибочную веру имеют, побежденные ими. Боровынь ведь говорит, что силен, и люди те веру имеют в слова те. Да мы-то - не глупцы ума лишенные и веры той не имеем в то. Увидите еще. Венды, вернитесь в земли наши, в степи былые и посмотрите еще на пожары другие, как во дни ухода из Пятиречья и Семиречья, которые дасами отобраны у нас. И та Всех Птица речет, потому как огонь-пал понесся на нас и Голунь порушит, дав ей горение: А Боги, купальте, и дожди, идите! Вот ведь, те земли будут развержены и кони поглощены, потому как изберут сыны тех коней для почитания Богов, и Боги-то во степи той и дасам дают, хотя те и не почитают Их. Вот, это-то у нас и есть, и не во время антское. И те Анты, одержавшие мечом многих, лежат погребенные в доме твоем, потому как домов в чужбине не строят другие. Вот, Орей Отец идет пред нами, а Кий ведет за Русь, и Щеко ведет племена свои, а Хорев Хорвов своих. Да и землю строим на то, потому как мы внучата Богов.

Дощечка 36б (с. 211) (I 2б, с. 50)


Отошел Хорев и Щеко от других, и сели мы у Карпатских гор. И там мы другие города строили, другое у нас было, соплемена другие, да и богатство у нас было великое. И вот враги напали на нас, так побежали мы к Киеву граду и в Голунь, чтобы там нам поселиться; огни свои мы палили до Сварги, жертвы сотворяя благодарственные Богам и таковые537 о себе. И вот Кий умер, тридцать лет правив нами. А после него был сын Лебедян, который звался Славер, и он жил двадцать лет. А после него был Верен из Великограда, также двадцать. И после него - Сережень десять. И се, не они ли одержали победы над врагами, и тьмы зол неслись на них, и се, двигались на них и движутся и на нас. И Готы пришли в степи наши, зло творя. И се, доблестное время было у Праотцев наших, воевавших за жизнь. Вот, мы славны, потому как славим Богов. И мы - Богов внуки, Ишвары538 нашего и Даждьбога. И также терпим мы от злых, а прежде силу имели великую от Них и оборонялись весьма от налетов Готов скоро уже шестьсот лет. И тут Ильмерцы нас поддержали. И так одержали мы победу над врагами. Вот, у них539 десять рехов540 было и они, сражаясь весьма, воины ли храбрые, тут на них напали. Они начали хитрить: Другие-де мы541, воюй с другими, потому как мечи-де поржавели, вымененные на баранов и овец, а они Твастером творятся в Сварге только.

Дощечка 37а (с. 211) (I 3а, с. 122)


Вот, бьет крыльями Матерь Всех Птица, потому как Германы542 идут на нас. И они разошлись, чтобы захватывать и, так двигаясь, нападают на нас. И вот надвигается бедствие великое на края наши, потому как дымы степные поднимаются к Сварге. Так и Жаля плачет о нас, и вопиет Матерь Всех к Вышнему, Который дал ей огонь для очагов наших, и Он пребудет о помощи543 и мощно бросится на врагов. И вот Гематерех отступился, и Готы уселись на Калке Малой и направились к берегам морским, и так землями овладели до Дона. И после той Дону реки есть Калка Большая, которая является границей между нами и остальными племенами. И там вот Готы бились четыреста лет со своими врагами. И потому взяли мы землю нашу и возделывали спокойно землю, и с Эллинами торговали, меняя скот, шкуры и туши на серебрянные и золотые кружки544, и питье и снедь всяческую. И жизнь наша была в ту пору спокойная и мирная. И вот, Готы напали на нас снова. И были войны десять лет. И вот, удержали мы землю нашу. И так же - и теперь, и в будущем - нам надобно обороняться от врагов. Как идут четыре конца Света, оттуда и Праздники идут к нам545. И они суть: Праздник первой Коляды, и второй - Ярь, и Красные Горы, и Овсени Великие и Малые. Идут те Праздники, как муж идет от городов до сел огнищанских и посохом землю меряет. Идет он от нас к другим, и от других - к нам.

Дощечка 37б (с. 211) (I 3б, с. 124)


Поспешайте, братья наши, племя за племенем, роды за родами и бейтесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам, но никогда - другим. Мы ведь Русичи - славьте Богов наших; песни наши и плясы, и игры и зрелища - во славу Их! Вот, коснулись мы земли и приложили пальцы к ранам своим, и давим на них, чтобы после смерти предстать нам перед Мраморой546 и та сказала: Не должна бы я винить его, потому как полон земли и не могу его отделить от нее. И Боги, Которые там, чтобы сказали о тебе: Этот - Русич, и не пребудешь ты им, потому как взял землю в раны свои и несешь ее в Навь. В те времена мира князей избирали многие вожди, и князя из своего числа. И за всякие такие покняжения на вече высказывались простые мужи. И так о земле заботились. И так князи давали обещание заботиться о людях, а хлеб получать и пищу, и все, что необходимо для жизни, от людей своих. Сегодня у нас иное. И князи полюдье берут, и сыновьям власть передают, от отца сыну, и даже до правнука.
Примечания
532. В исходном тексте бане; это слово, с тем же смыслом, сохранилось еще в сербскохорватском языке
533. В другие места
534. проче?
535. Т.е. кроме лжи у них и нет ничего
536. Т.е. в нынешнее время ждем возврата старых счастливых времен
537. Т.е. жертвы
538. В исходном тексте iсьвра, Ишвара (ср. санскр. icvara господин, повелитель: хозяин, владелец; бог, Всевышний - Ишвара); видимо, эпитет Сварога. Встечается в исходных текстах один раз
539. Возможно, у Готов
540. Рехи - вожди; рехи/ рексы (ср. лат. rex царь, вождь, владыка).
541. Т.е. мы не те, не на тех вы нападаете
542. В исходном тексте брмановiе (ieрмановiе/ германовiе). Возможно, Германцы. В другом месте упоминаются верманое (германове).
543. Т.е. всегда будет давать помощь.
544. Т.е. монеты
545. Т.е., по ходу Солнца, т.к. праздники это кологодные (от Коло - Коленда  - Круг - цикл) - календарные
546. еще один произносительный вариант имени божества смерти и омрачения (Мара/ Марь/ Морок)
Сергей Лесной (Парамонов). Влесова книга
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_692.htm

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004