Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Влесова книга. Борусы
от 20.11.03
  
архив



од Оpie. То се обящi нашы Оце со Борусы. До Ра рiеце до Непрены а Карпанеске држава по родiе тоi се правiтi одо Родiще а Въща. А свак род наiмена све Родiще, кiе соуте правiще. I окуд iде до гуре, тако а тамо есе коняже а воевендце вутце люды, да бранiтiсе до сва врзi во Славу Перуню. А сiц ДажБова помуга навртiсе на о. I тако бя доржава та Руска одо Рycы а Борусiце
Тещашуть рiеце велке на Русъ, а многа водае журшесть спъва стародавня о ты болярi, яквы не сен бояща до поль Годе iдшя, а ляты многа сен прящя о волнесть Руську. Тiто Славне нiщо берьгьшя, а нi жiвоты сва. Тако рце о нье Берегынья, а бiеть крыдлема МатырьСваСлва, а жешеть о тые потомiцъ, якве нi Грыцiом, нi врянзем не пода. Жещеть тая Птыця о грдынiех Борусеньштех, якве од Ромiе падща, колы Данаеве, вендле Троянь валу
Мы сьмiе Русiщiе. I мi яхомь грдiтесе походю нашю, а држащесе едiн одн(а), а прiятесе до смертiе правiе
Влесова Книга
1 Итак (дощ. 6, ): од Орие то се обещи наши оце со борусы одо Раи реце до Непре, т.е. от праотца Оря обитали наши предки с борусами от реки Ра (Волги) до Днепра. Здесь наблюдается интересная связь области обитания со временем определенного исторического лица. Область Волги до Днепра огромна даже для кочующего племени. Из этого следует, что племена были велики и распространялись дальше на восток, чем обычно думают. Далее. Предки летописца не принадлежали к племени борусов. Они лишь были родственны им. Имя борусов упомянуто во Влесовой книге много раз. И нет никакого сомнения, что боруски других исторических источников - то же самое. К тому же данные Влескниги устанавливают принадлежность борусов к славянам. Мы обращаем внимание на то, что греки в древности называли Днепр Борисфеном. Борисфен протекал по области борусков. Страна, согласно Влескниге, называлась Борускень. Сходство названий и совпадение местоположения заставляет нас принять к сведению, что оба названия - реки и племени, которое на ней обитало, - находятся друг с другом в связи. Кроме того, отметим, что слово Борисфен не греческое. Надо полагать, что в древности, еще до прибытия туда славян, Днепр назывался Борисфеном или очень близким по звучанию именем. Славянское племя, севшее на его берегах, приняло на себя название, как это мы наблюдали на множестве примеров: полочане, дунайцы, гаволяне, запеняне и т.д. Так как о Борисфене писал уже Геродот, то существование славян на Днепре можно считать уже доказанным к V в. до н.э.
Сергей Парамонов. Откуда ты, Русь? Глава 18. Фрагменты истории Руси из Влесовой книги
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_527.htm
5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена
Геродот. История
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_513.htm
22. Затем побережье океана у Венедского залива занимают вельты, выше их - осени, затем самые северные - карбоны, восточнее их - каресты и салы (ниже этих - гелоны, иппоподы и меланхлэны); ниже их - агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их - савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор.
Клавдий Птолемей. Руководство по географии
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_648.htm
Полоцкое княжество (XII-XIII век) Полоцкая земля находилась на северо-западе Руси; через нее проходил очень важный путь в Западную Европу по Западной Двине, более короткий, чем путь через Новгород. Соседями Полоцка  на большом протяжении были литовско-латышские племена; когда в землях Литвы, Латыголы и Земиголы стали расти племенные  дружины, то они иногда совершали набеги на русские области Подвинья. Однако эти походы не идут ни в какое сравнение с разорительными набегами половцев на южные земли. В основном отношения с соседями были мирными. Автор Слова о полку  Игореве, горячий поклонник Всеслава Полоцкого, одного из главных участников киевского восстания 1068 года, много говорит о Полоцкой земле и ее князьях и даже несколько идеализирует их. Всех русских князей он делит на две неравные части - на Ярославлих внуков и на Всеславлих внуков; если династически полоцкие князья  действительно составляли обособленную ветвь, то по объему владений эти две  части были очень неравны. У Полоцкой земли были все условия для приобретения  независимости; в этом отношении она напоминала Новгород. Здесь также было сильно местное боярство; в Полоцке, богатом торговом центре, существовало городское вече и, кроме того, какие-то братчины, боровшиеся с князьями; возможно, что это были купеческие объединения, аналогичные Ивану на Опоках в Новгороде. Княжеская власть здесь не была особенно сильна, и Полоцкая земля распалась на несколько довольно самостоятельных уделов: Минск, Витебск, Друцк, Изяславль, Стрежев и др. Яркую эпоху в жизни Полоцкой земли составило  длительное княжение Всеслава Брячиславича (1044-1101). Этот энергичный князь  воевал и с Новгородом, и с Псковом, и с Ярославичами. Одним из врагов Всеслава был Владимир Мономах, ходивший в походы на Полоцкую землю с 1084 по 1119 год. Киевским князьям удавалось лишь на время подчинить себе эту  землю, жившую своей обособленной жизнью. Последний раз решительную попытку подчинить ее предпринял Мстислав Великий в 1127 году, послав войска  со всех концов Руси - с Волыни и из Курска, из Новгорода и из торкского  Поросья. Всем  отрядам были указаны точные маршруты и всем им определен единый, общий для всех день вторжения в пределы Полоцкого княжества. Полоцкий князь Брячислав, увидев себя окруженным, - острашився, не мога пойти ни семо, ни овамо. - Через два года некоторые полоцкие князья были высланы в  Византию, где они пробыли десять лет. В 1132 году Полоцк самостоятельно выбрал себе князя и одновременно с другими землями Руси обособился окончательно от власти Киева. Правда, в отличие от соседних княжеств Полоцкая земля сразу распалась на удолы; первым выделился в самостоятельное княжение Минск (Менеск). В борьбе между Рогволодом Борисовичем Полоцким и Ростиславом Глебовичем Минским в 1158 году активное участие приняли горожане Полоцка и Друцка. Рогволод, внук Всеслава, оказался князем-изгоем  без княжества; его родичи - вземше под ним волость его и жизнь его (имущество, хозяйство). - Дручане стали приглашать его: когда он с войском оказался близ Друцка, то 300  дручан и полочан выехало на ладьях для торжественной встречи князя. Тогда и в Полоцке мятеж бысть велик. Горожане и боярство Полоцка пригласили Рогволода на великое княжение, а Ростислава, зачинщика усобицы, хотели заманить 29 июня на пир-братчину, но предусмотрительный князь надел под платье кольчугу - и не смеша на ня дерзнути. - На следующий день началось восстание против Ростиславовых бояр, закончившееся вокняжением  Рогволода. Однако попытка нового полоцкого князя объединить все уделы не  увенчалась успехом. После одного неудачного похода, во время которого  погибло много полочан, Рогволод не вернулся в свою столицу, и полочане еще раз проявили волю, подобно киевлянам или новогородцам, - они пригласили в 1162 году из Витебска князя Всеслава Васильковича (1161-1186). В Слове о полку Игореве речь идет о брате этого Всеслава, князе Изяславе Васильковиче, боровшемся с литовскими феодалами
Един же Изяслав, сын Васильков,
Позвони своими острыми мечи о шеломы Литовьскыя,
Притрепа славу деду своему Всеславу,
А сам под черлеными щиты на кроваве траве
Притрепан литовскыми мечи...
Нападения литовских дружин стали возможны в результате ослабления Полоцкой земли, раздробленной на множество уделов. Автор Слова обращается с укором ко всем князьям, как Ярославичам, так и Всеславичам:
Ярославле и вси внуци Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
Вонзите свои мечи вережени;
Уже бо выскочисте из дедней славе.
Вы бо своими крамолами
Начясте наводити поганыя на землю Рускую,
На жизнь Всеславлю;
Которую бо беше насилие от земли Половецкыи!
Певец уподобляет опасность литовских набегов (естественно, усилившихся в связи с ростом феодализации) половецкой опасности и считает, что русские должны - склонить знамена и вложить в ножны свои выщербленные мечи, - то есть покориться существующему  порядку, так как причина их поражений - их собственные раздоры, союзы с погаными. Печальное повествование о полоцких усобицах, в результате которых воины полегли в поле и - птицы крыльями прикрыли их тела, а звери подлизали кровь,- автор заканчивает историческими воспоминаниями, восторженно воспевая вещего Всеслава. История Полоцкой земли в конце XII - начале XIII века известна нам плохо. К величайшему сожалению, погибла Полоцкая летопись, принадлежавшая в начале XVIII века архитектору П.М. Еропкину. В.Н. Татищев выписал из нее интереснейшее подробное повествование о событиях 1217 года в Полоцке. Жена князя Бориса Давыдовича Святохна вела сложную интригу против пасынков Василька и Вячка: то хотела их отравить, то посылала подложные письма, то добивалась их изгнания  и, наконец, при помощи своей свиты стала уничтожать  полоцких бояр, враждебных ей. Были убиты тысяцкий, посадник и ключник. Зазвонил вечевой колокол, и полочане, ожесточенные тем, что сторонники княгини - города разоряют и народ грабят, - выступили против интриганки Святохны Казимировны; она была посажена под стражу. В.Н. Татищев держал эту летопись в руках очень недолго. Он отметил, что в ней - много о полоцких, витебских и других...князех писано; токмо я не имел времени всего выписать и потом...видеть не достал. - Князь Вячко впоследствии пал в битве с немецкими рыцарями, защищая русские и эстонские земли. Полоцко-Витебско-Минская земля, ставшая позднее, в XIV веке, основой белорусской народности, обладала своеобразной культурой, интересной историей, но далеко зашедший процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою целостность и политическую самостоятельность: в XIII веке Полоцкое, Витебское, Друцкое и Минское княжества были поглощены новым феодальным формированием - Литовским великим княжеством, в котором, однако, действовали русские законы и господствовал русский язык
Б.А. Рыбаков. Рождение Руси
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_593.htm
Донъ ти, княже, кличетъ
и зоветь князи на победу.
Олговичи, храбрыи князи, доспели на брань...
Инъгварь и Всеволодъ,
и вси три Мстиславичи,
не худа гнезда шестокрилци!
Не победными жребии
собе власти расхытисте!
Кое ваши златыи шеломы
и сулицы ляцкыи
и щиты?
Загородите полю ворота
своими острыми стрелами
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи
и с хотию на кров,
а тъи рекъ:
Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша. -
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.
Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.
Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!
На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.
На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути
Слово о плъку Игореве, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_600.htm
18. Недалеко от области склавов находятся, насколько нам известно, три примечательных острова. Первый из них называется Фембре 188. Он лежит против страны вагров 189, так что его, как и Лаланд, можно видеть из Альдинбурга. Другой остров 190 расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов, [или рунов]. По закону без учета их мнения не принимается ни одно решение по общественным делам. Их так боятся по той причине, что с этим племенем водят близкую дружбу боги, а вернее, бесы, поклонению которым они преданы более, чем прочие. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из проезжающих. Ибо всех, кого другие пираты обычно продают, эти убивают. Третий остров именуют Семландом 191, он соседствует с областями руссов и поланов, а населяют его сембы 192, или пруссы, люди весьма доброжелательные. Они, в отличие от предыдущих, протягивают руку помощи тем, кто подвергся опасности на море или испытал нападение пиратов. Тамошние жители очень низко ценят золото и серебро, а чужеземных шкурок, запах которых донес губительный яд гордыни в наши земли, у них в избытке. На Семланде это добро держат за навоз, полагаю, к осуждению нашему, ибо мы, задыхаясь, всеми правдами и неправдами рвемся к одеждам из куньего меха, как будто к высшему благу. И вот: за шерстяные одеяния, которые мы называем фальдонами, здешние жители дают столь драгоценные [для нас] куницы. Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют. В описываемых землях принял венец [91] мученичества светлый епископ богемов 193 Адальберт.  Вплоть до сегодняшнего дня-при том, что все остальное у них так же, как и у нас,-они запрещают подходить к священнным рощам и источникам, опасаясь, что эти места будут осквернены самим присутствием христиан. Тамошние жители употребляют в пищу мясо лошадей, используя в качестве питья их молоко и кровь, что, говорят, доводит этих людей до опьянения. Обитатели тех краев голубоглазы, краснолицы и длинноволосы. Будучи затеряны в непроходимых топях они не желают терпеть над собой никакого господина
Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. Книга IV
http://www.vostlit.info
Английская белорусистка Вера Рич обнаружила в скандинавских сагах упоминание об осаде Полоцка гуннами Аттилы. Произойти это могло, скорее всего, во время похода Аттилы на Восточную Римскую империю в 447 году
Игорь Литвин. Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской истории
http://lib.ru/POLITOLOG/litwin.txt
в 1972 году найдут на свежевспаханном поле дети из деревни Казьянки - 7650 серебряных арабских монет общим весом 20 килограммов...Полотчина, по количеству найденных кладов, держит чуть ли не первое место в Европе
http://polotsk.nm.ru/rogneda.htm

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004