Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Н. Слатин. Словарь имен и терминов Влескниги
от 19.11.03
  
архив



     Агни, древнерусск. АГЕНЬ - огонь; Агни, Божество Огня (ср. санскр. agni огонь). Во многих однокоренных с санскритом русских словах звук "а" стал позже произноситься как "о", поэтому русское "акание", того типа, что мн. ч. "огни" произносится именно как древнее санскритское "агни" (кроме того, пожалуй, что "н" в такой позиции в русском произносится мягко), можно рассматривать как некое возвращение к старым произносительным особенностям. См. тж. Матерь Всех.
     Алдорех, древнерусск. АЛДОРЭХ - имя одного из готских вождей.
     Амастрида, древнерусск. ОМОСТРЫДЬЯ - амастридскую (от "Амастрида", на южном берегу Черного моря).
     Анты, древнерусск. АНТИЕ, тж. АНТЫРИЕ, ОНТЕ (ср. санскр. anta 1. близкий; последний; прекрасный, чудесный 2. m, n. конец; край, граница; предел; завершение, окончание; смерть, гибель; antara 1. близкий, ближайший; любимый; внутренний 2. n. расстояние; отдаленность; пространство; внутренность; промежуток времени; время; случай, т.е. Анты(ре) может иметь смысл "близкие", "внутренние"; тж. дрвнболг. антаръ внутренний) - объединение Славянских племен первых веков нашей эры. По некоторым сведениям, волынское племя было главенствующим в антской державе. В начале VII в. н.э. антский союз распался. По Иордану, готскому историку, "могущественнейшие из Антов живут близ лукоморья Понта (Черного моря) от Днестра до Днепра".
     Арабы, древнерусск. ОРАБЕ, тж. ОРАБИ. Как купцы, часто путешествовали по Восточной Европе.
     Арий, Орий, Орей, древнерусск. АРИЕ (в форме притяжательного падежа - АРИУВ). Праотец Арий/ Орий/ Орей. См. тж. Арьи, Орий.
     Арьи, тж. Арии, Арийцы - по отношению к Русам (Славянам) во Влескниге употреблено, как общеродовое название, слово АРЕЦКО - собирательно Арийское (племя); ~й (народ). АРИУВ - притяжат. Ариев; АРСТИИ - Арийский (ср. санскр. arya благородный).
     "СЕМЕ БО АРЕЦКО (НАРОДЪ/ ПЛЕМЕ), ПРИДША ОД ЗЕМЕ АРСТИИ" - "Мы - Арийский (народ), пришедший из земель Арийских".
     Арийцы - говоря широко, представители пятой (арийской) коренной расы. В "Письмах Махатм" говорится, что Арийская коренная раса (пятая) зародилась на просторах Азии приблизительно миллион лет назад. В узком смысле - древние племена, населившие Индию и Иран, а также и другие страны, в особенности великие равнины, простирающиеся от Атлантики до Тихого Океана, где разнообразные племена древних ариев, включая древних предков ведийских индийцев, русских и других славян, перемещались на протяжении тысячелетий, сосредотачиваясь, в основном, на территории, ограниченной с Юга на Север горами Виндхья в Индии и севером Западной Сибири.
     К индоевропейским языкам принадлежат санскрит и родственные ему индийские языки, иранские, европейские (кроме венгерского и финского), славянские, прибалтийские - латышский и литовский (но не эстонский); из древних (вымерших) - древнегреческий, кельтский, латинский, прусский, этрусский и ряд других. Самый распространенный в мире - английский, становящийся и международным языком, также принадлежит к индоевропейским языкам, которые раньше назывались индоарийскими.
     Русский язык иногда называют санскритом будущего - и недаром, - богатство и синтетичность его очевидны. Родство русского языка с санскритом настолько близко, что некоторые индийские санскритисты называют его диалектом санскрита.
     Аскольд, древнерусск. АСКОЛД, тж., уменьшит. АСК/ АСКЪ, АСКЫ, АСЬК - Аскольд , варяг (предводитель варягов), узурпировавший власть в Киеве (конец IX в.), о чем упоминается в Повести временных лет.
     Белобог, древнерусск. БИЕЛОБОГ, тж. БИЛЕБОГ, БЬЛЪБГ , - Божество из пары "Белобог-Чернобог", вечно борющейся в Божьем Круге (Коло). Сражающиеся противоположности, подобно китайскому понятию о Ян и Инь, которые и изображаются фигурами белой и черной, охватывающими друг друга и представляющими Одно Целое - Весь Мир - Весь Свет, который символизируется Святовидом. См. тж. Святовид, Чернобог.
     Белогорье, древнерусск. БИЛОГОРЕ - тж. Белогоры. По некоторым сведениям, Белогора древности на Карпатах - нынешняя Черногора .
     Белояр, древнерусск. БИЕЛОЯРЕ, тж. БЕЛИАР. Название первого месяца годового круга (кола), соответствующего современному марту. Божество этого месяца - Ярило (Яро) . Тж. имя Славянского рода. По сведениям древних сказов, упоминаемым Ю.П. Миролюбовым, в древности существовала династия царей (князей) Белояров, среди которых был Криворог .
     Берегиня, древнерусск. БЕРЕГЫНЬЯ - Божество, упоминаемое во Влескниге только один раз. Имя происходит от глагола "беречь" - "Та, которая оберегает", "Оберегающая". Возможно, эпитет (аспект) Матери Всех. См. тж. Матерь Всех.
     Берендеи, древнерусск. БЕРЕНДЕ, тж. БРЕНДЕ, БРЕДИЕ (от гл. БРЕНДЕТЕ бродить) - имя племени (?).
     Беседич, древнерусск. БЕСИЕДИЦЬ - Божество .
     Благомир, древнерусск. БЛАГОМИРО, тж. БЪГОМИРЕ - (возможно, также и Богомир/ Богумир) получивший от Сварожича Лада поучение как сотворять сурину.
     Бобрец, древнерусск. БОБРИЕЦЕ - тж. Бобрич имя личное, воевода.
     Бог, древнерусск. БОГЪ, тж. БГ, БЪГЪ (мн. ч. БОЗЕ/ БОГИ) - ср. санскр. bhaga nom. pr. один из Адитьев; счастье; благополучие; красота; любовь. Вероятно "Дева" (произн. "Дэва ")/ "Дэв"/ "Див", слово для обозначения Бога, означающее "сияющее существо", бывшее в более древнее время в употреблении и до сих пор остающееся в санскрите и современных индийских языках, постепенно, можно так выразиться, изгладилось и забылось в этом значении и, кроме того, наложилось иранское понимание этого термина, где в зороастрийской религии Дэвы/ Дивы считаются демоническими существами. Древнее слово Бхага дало в русском два слова, тождественных по сути и разных по форме: Бхага Благо и Бхага Бага Багъ Богъ Бог в смысле "Всеблаго", "Всеблагой", "То/ Тот, что дает Благо". Видимо, как более широкое по смыслу, это слово и стало употребляться в русском, вместо древнего арийского Дэвађ.
     Во Влескниге сказано: "БГ ИЕ ИЕДИНЬ И МНЪЖЕСТВЕНЬ" - "Бог есть Един и Множествен", т.е. Бог Един (Один), но Его проявлений (аспектов) - множество, таким образом все они представляют собой Единство.
     Боги Правые, древнерусск. БОЗЕ ПРАВИЕ - Боги Правильные, Истинные. См. тж. Боги Русские. До нынешнего времени сохранилось восклицание "Боже Правый!".
     Боги Русские, древнерусск. БЗЕ РУСЫ (БОЗЕ/ БОГИ РУСЫ). Во множественном числе и косвенных падежах единственного числа "Г" в слове БОГ изменялось в древнерусском на "З": "В БОЗЕ" - "в Боге" (например, широкоизвестное выражение "почил, т.е. упокоился в Бозе"), "БОЗЕМ" - "Богам", - но, наряду с этим, во Влескниге встречается и получившая распространение в более позднем русском языке форма "БОГОМ".
     Первоначально БОЗЕ РУСЫ означало "Светлые Боги", "Боги Света" ("рус" - "светлый").
     Божества Русов - не конкретные Божества античной (греко-латинской) цивилизации, но Божества-идеи, Божества-принципы, Божества-понятия. Русы для Божественного сонма - родичи, Даждьбожи (Солнечные) внуки; они не молят, а славят и призывают своих старших Родичей. Они должны помочь. Греко-латинские Божества могут помочь, но не должны. Семиты вступают, через Авраама, в союз с Богом. Русам нет надобности в таком союзе, они с Ними в родстве (единосущны и единокровны). Предки же, Щуры и Пращуры, Прадеды и Деды, уходя в Сваргу, сливаются с Божественным (ВО ЕДИНУ ПРАУДУ), - как малый свет входят в Свет Больший. См. тж. Рус, Русы.
     Богумир, древнерусск. БОГУМИР - имя личное. Возможно, тот же персонаж, что и Благомир. См. Благомир.
     Божество - нечто Божественное, имеющее отношение к Божественному, т.е. Качество, Аспект, Проявление Единого и Множественного. По своему построению это слово - такого же типа как понятия "Красота", "Высота"; ср.: "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…", где все перечисленные существительные - абстрактные, отвлеченные, либо общего характера, но неперсонифицированные. Божество, согласно ВРЯ, - божественность в значении сущности, божеского естества, божественной истоты, сути; олицетворенная сущность эта; ѕ боги, иконы, образа, Божье милосердие. См. тж. Бог.
     Болгары, древнерусск. БЛГАРЕ, тж. БУЛГАРЩИ - во Влескниге упоминаются Болгары балканские.
     Болорев, древнерусск. БОЛОРЕВ - имя личное (князь). О значении первого корня этого двухкорневого имени см. тж. Болярин.
     Болярин, древнерусск. БОЛЯРИН, тж. БОЛЯР - болярин, воинское звание, дававшееся за храбрость (ср. санскр. bala, сила, власть, насилие, военное господство, армия, войско; тж. санскр. balavant, сильный, могучий), приблизительно соответствует современному "могучий богатырь"; более поздней формой, с другим значением, этого слова является широкоизвестный титул "боярин".
     Боровынь, древнерусск. БОРОВЫНЬ - имя личное, князь Вендов.
     Боруслав, древнерусск. БОРУСЛАВЬ - имя личное, древний князь.
     Борусы, древнерусск. БОРУСЕ, тж. БОРУСЕНЕ/ БОРУСЕНЬШТЕ, БОРУСИЦЕ/ БОРУСИЩИ, БОРУСЫ - ветвь древних Русов (тж. Боруски), позже, частью, давшая Порусов (Пруссов), Славян на западе побережья Балтийского моря, которые затем были германизированы, и исчезли как народ, а частью - Белорусов.
     Борусь, древнерусск. БОРУСЬ, тж. БОРУСЕНЕ/ БОРУСЕНЬ, БОРУСЕ - держава (страна) Борусов.
     Боспор, древнерусск. БОСПЪР - причерноморское эллинское государство.
     Бояны, древнерусск. БОЯНИ - некоторый разряд или класс воинов. Возможно, заслуживает внимания интерпертация этого термина В. Щербаковым, рассматривающего его как озвонченный вариант слова "поян" - "напоенный", "напившийся", "пьяный", отсюда возможно значение "бесстрашный воин, кидающийся в битву как пьяный". Тж. певцы (этимология может быть и от слов "баяти" - "рассказывать, повествовать" и "петь").
     Бравлин, древнерусск. БРАВЕЛЕНЬ, тж. БОРЬВЛЕНЬ - имя личное (князя). Князь Бравлин, город которого назывался Новгородом (Неаполисом по-гречески, - "Новым городом"), упоминается в Житии Св. Стефана Сурожского. См. тж. Боровынь.
     Брезич, древнерусск. БРЕЗИЧЬ - Божество.
     Варяг, древнерусск. ВАРЯГ/ ВРЯГ - наемный воин; охранник. "Варяг" не есть название какого-то народа, а название профессии - от "вара" - "охрана", "стража". Ср. тж. русск. варять, охранять.
     Варяги, древнерусск. ВОРЯЗЕ, тж. ВОРЯГОВЕ, ВАРЕНЗЕ/ ВОРЕНЗЕ/ ВОРЯЗЕ, ВРЯЗЕ - наемные воины - а также разбойники. Среди варягов были представители и славянских, и германских племен, происходящих, в основном, из округи Венедского (Балтийского, называемого по варягам и Варяжским) моря. Варягами могли называть и приходящих из тех мест, к собственно варягам не имевшим отношения.
     Василевсы, древнерусск. ВАСИЛИСЕ - тж. басилевсы/ басилеи - греческие (эллинские) начальники, цари.
     Веды, древнерусск. ВЕДИ, тж. ВИЕДЕ, ВЭДЕ - священные книги Арийцев. Санскp. veda знание; Священное Знание; мн. ч. название собрания священных гимнов.
     Вежа, древнерусск. ВЯЖЕ - башня (ср. тж. польск. wieza башня, вышка). БЭЛА ВЯЖЕ - Белая Вежа, один из хазарских городов.
     Великоград, древнерусск. ВЛИКОГРАДЕ - имя города.
     Венд, древнерусск. ВЕНДЕ - имя личное, возможно, сокращение от ВЕНДЕСЛАВЕ - Вендеслав.
     Вендеслав, древнерусск. ВЕНДЕСЛАВЕ - имя личное.
     Венды, древнерусск. ВЕНДЕ 1. (тж. ВЕНДЫ) мн. ч. Венды, ответвление древних Русов. Западные славяне, расселявшиеся от Венедского (Веденецкого - Балтийского) моря, на Карпатах, до Днепра, Оки и Волги, и до Адриатики. В тексте дощ. 28 говорится, что это имя связывается со словом ВЕНТЕЗЕ - победа, т.е. автор намекает на то, что значение имени ВЕНДЕ - "Победные". (Тж. ВИЕНЬЦИЕ/ AEAIUAUOEA - Венеды/ Венедцы, Венды/ Вяты/ Ваты/ Ватсу).
     До сих пор на карте Европы сохранились названия, связанные с Вендами, например, по имени Вендов Балтийское море называлось Венедским, Веденецким (на картах еще времен Петра Великого); город, называемый ныне Tallinn (эст. "Датская крепость) назывался Веденец (позднее "Леденец"); город Венеция основан Вендами и название его означает "Венедская" (крепость - ?). Геродот (V век до Р.Х.) сообщает об ""инидах" (венедах), доставляющих грекам янтарь".
     Венич, древнерусск. ВЭНИЩ - Божество, от ВИЕНОУТЕ/ ВИЕНЕТЕ - жать, снопы (ВИЕНЫ) свивая. Название шестого месяца годового круга (кола), соответствующего современному августу. Божество этого месяца - Радогощ.
     Вергун, древнерусск. ВИЕРГУНЬ - Вержитель - эпитет Перуна. Имя означает, что он "повергает врагов на хребетища их" и что вержет молнии; также и олицетворение молнии. Молния почиталась оплодотворением Земли. До сих пор сохранилась такая фамилия. Тж. Вергунец.
     Вергунец, древнерусск. ВЕРГУНИЕЦЬ, тж. ВИЕРГУНЬ - Вержитель - эпитет Перуна; тж. молния.
     Верен, древнерусск. ВЕРЕН - имя личное; верный. Киевский князь, правивший после сына Кия Лебедяна.
     Вестник конный (Всадник, древнерусск. КОМННЕЩ/ КОМОНЕЩ - Божественные всадники (обычно два), скачущие по небу перед восходом и перед закатом, соответствуют индийским ведийским Небесным Всадникам Ашвинам. В тексте дощ. 9а упоминается три Всадника-Вестника - Утренний, Вечерний и Полуденный.
     Весь, древнерусск. ВЕСЕ - название племени.
     Ветрич, древнерусск. - Божество.
     Влес, древнерусск. ВЛЕС. Тж. Велес (после принятия христианства, в связи с гонениями на Отеческую Веру, для сокрытия был называем "Волос" и позже отождествлен со Св. Власием); - Бог, давший письменность, научивший пахать и сеять, покровитель скота, что было в древности главным богатством, покровитель музыки, пения, танца, врачевания, мудрости, водитель путешествующих, Пастырь Звездный, "учил ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца".
     Водничи, древнерусск. ВОДНИЩИ - Водяные Божества.
     Вождь, древнерусск. ВОЖДЕ, тж. ВУТЕЦ - предводитель, руководитель (племени или народа), при передвижениях и военных действиях.
     Вола, древнерусск. ВОЛА (возм., тж. ВАЛЪ) - возможно отождествление с упоминающимся в Ведах демоном Вола/ Вала (ср. тж. санскр. valб пещера; nom. pr. Вала/ Бала, демон, убитый Индрой).
     Волохи, древнерусск. ВЪЛОСЕ - древний народ; тж. волошские. Сейчас по-польски Wlochy - итальянцы, а также и страна, где они живут - Италия.
     Волхвы, древнерусск. ВОЛСВИ - жрецы-кудесники. Ед. ч. ВОЛХЪВ/ ВЛХОВ/ ВОЛСЕВЪ.
     Волынь, древнерусск. ВОЛИНЯ, тж. ВОЛЫНЬ/ ВОЛЫНЬЕ - Волыняне; Волынь - собирательно, как народ и территория им заселенная.
     Воронженец, древнерусск. ВОРОНЖЕНЕЦ (ВОРЖЕНЦЕ/ ВОРОНЖЕНЦЕ, ВОРОНЕНЦЕ) - имя города. Возможно, поселок Воронеж Шосткинского района Сумской области, в центре которого до сих пор существует древний вал.
     Вышень, древнерусск. ВЫШЕНЬ - (ср. санскр. Вишну). Превышний, Единый Бог, Бог Отец, эпитет и аспект Сварога: "НИЕМЯХОМЬ БОЗЯ, РАЗВИЕ ВЫШЕНЬ" - "нет у нас Богов кроме Вышня". См. тж. Сварог.
     Галарех, древнерусск. ГАЛАРЕХ/ ГАЛАРЕКЕ - имя одного из готских вождей.
     Гематерех, древнерусск. ГЕМАТЬРЕХ (возм., вм. Германрех) - имя одного из готских вождей.
     Германрех, Германарех, древнерусск. ГЕРЬМАНРЕХ, тж. ГЕРМАНЬРЕХ, ЕРМЕНРЕХ/ ИЕРМЕНРЕХ - тж. Эрманарих, ум. 375 г. н.э. - имя одного из готских вождей. В исторической литературе считается королем (рехом) остготов (восточных - приазовских - готов) из рода Амала, создателем так называемой "империи Германариха". По готскому историку Иордану (Iordanes/ Jordanes) эта империя простиралась от Балтийского моря до Черного. Готы, будучи малочисленными кочевниками, не обладая военной организацией, могли совершать только набеги, о чем и сообщается во Влескниге. Очевидно, что такая "империя" или "держава" - выдумка позднейших времен, для возвеличения предполагаемых предков германцев, - этот вопрос подробно рассматривает ак. Б.А. Рыбаков .
     Герой древнерусск. ГОРДИН, тж. ГРДИНА - герой; геройский; гордый, т.е. "ведущий себя по-геройски" (ср. тж. древнерусск., IX в., гърдыи 1. непокорный, дерзкий 2. высокомерный, надменный, кичливый 3. жестокий, губительный 4. суровый, безжалостный 5. славный, выдающийся 6. Гордыня, имя личное (чешск., словацк. hrdina м.р. герой; ~skэ геройский, доблестный).
     Говяды, древнерусск. ГОВЯДА/ ГОВАДА (мн. ч.), ГОВЯДЕ/ ГОВЯДИ/ ГОВЯДЫ, ГЪВЯДЯ. Крупный рогатый скот. Этимологически раскладывается на две основы: "ГО" - "корова/ бык" и "ВЕНДО/ ВЕДЕНО" - "ведомый", т.е. "укрощенный". Ср. русск. говядо крупная рогатая скотина, бык, вол или корова. Однако, поскольку там же (ВРЯ): "Вол укрощенный (кладеный, легченый) самец домашнего крупного скота, говядо; в плодном своем состоянии бык, юж. бугай. На юге бык и вол одно и то же", возможно, слово "говядо" имело и смысл "вол", например, когда говорится: "НЕ СЬМА ГОВЯДЫ, НЕБОТЬ СМЕ РУСИ ЩИСТА" - "Мы - не говяды, а есьмы Русы чистые".
     Голунь; тж. Голынь, древнерусск. ГОЛУНЕ, тж. ГОЛЫНЬ, тж. Колунь. Город и местность в скифских степях (Скуфь Великая). Возможно, что Голунь - раскопанное археологами Бельское городище на р. Ворскле, притоке Днепра; там, по свидетельству древнегреческих историков, жило племя Гелонов. По мнению Ю.П. Миролюбова Голынь располагалась между Окой, Волгой и Воронежем.
     Горислав, древнерусск. ГОРЫСЛАВЬ - имя личное, древний князь.
     Горич, древнерусск. ГОРИЦЬ - Божество.
     Горовато , древнерусск. ГОРОВАТО тж. Хорват/ Хорив; (ср. тж. чешск. horovati быть страстным защитником/ борцом) - имя личное. Один из трех легендарных братьев (Кий, Щек и Хорив), предводитель (ВУТЕЦ/ ВОЖДЬ) Хорвов/ Хорпов - Хорват. См. тж. Хорив.
     Горюня, древнерусск. ГРЫНЕ (ГОРЫНЕ) - плакальщица, Божество (печали); печаль. Вероятно, с перегласовкой, то же, что Карыня/ Карина; см. тж. Жаля, Карыня.
     Гость, древнерусск. ГОСТЬ. Кроме смысла, подобного современному, это слово использовалось для названия для купцов - "(торговые) гости". В более ранние времена, вероятно, это слово имело значение "хозяин" - ср. англ. host, русинск. газда - хозяин; нем. gasten означает и "гостить" и "принимать гостей". Любой гость принимался со всем мыслимым почетом, так как считалось, что под видом неведомого гостя может прийти Бог (который и есть истинный Хозяин), - таким образом это слово стало означать гостя в нынешнем понимании.
     Гостич, древнерусск. ГОСТИЦЬ - Божество.
     Готорех, древнерусск. ГОТОРЭХ - имя одного из готских вождей.
     Готское море, древнерусск. МОРЕ ГОДЬСКО. Так одно время называдось Азовское море или, возможно, часть его.
     Готы, древнерусск. ГОДЕ, тж. ГОДЬ (мн. ч., собирательно). Поскольку англ. Готы - Goths, от позднелат. Gothi, то возможно, что это слово произносилось и тогда со звонким межзубным "D", что древними Русами могло восприниматься как вариант звука "д". Готы - восточногерманский народ, которых "деяния" описывает их историк и апологет Иордан (Iordan/ Jordan). В первых веках н.э. Готы разделились на восточных и западных из-за сопреничества родов Амалов и Балтов. В германских песнях-сказах (сагах) говорится об упорной борьбе Теодориха в V в. с "русскими конунгами (князьями)" и "русскими людьми", а также вильцинами (лютичами), но на правом берегу Дуная.
     Греки, древнерусск. ГРЕЦИ, тж. ГРЕЦЬ, ГРЬЦЕ, ГЬРЦЕВА; мн. ч. вин., род. п. ГРК (ГРЬК/ ГРЕК), как напр. в ДО ГРК - "к Грекам". На Украине еще и сейчас говорят: "Хай тобi грець!", навряд ли вспоминая, что "грець" - это "Грек". В древности же выражение "нехай тобi Грець!" означало "оставь (или "не трогай") тебя Грек!", т.е. было благопожеланием; позже, когда глагол "нехати" (т.е. "оставлять") у восточных славян вышел из широкого употербления, "хай", остаток от "нехай", стало означать "пусть".
     Грецколане, древнерусск. ГРЕЦЬКОЛАНЕ. Видимо, то же, что Греки. Собирательно, о месте их расселения, Грецколань. По той же модели, что и "Русколань", "Русколане".
     Грибич, древнерусск. ГРИБИЦЬ - Божество.
     Громич, древнерусск. ГРМИЧЬ - Божество; тж. как эпитет Русов - сынов Перуна.
     Гуларех, древнерусск. ГУЛАРЕХ, тж. ГУЛАРЕК - имя одного из готских вождей.
     Гунны, древнерусск. ГУНШТЕ. Во Влескниге это слово чаще встречается в форме ЕГУНШТЕ/ ЕГУНШТИ/ ЕГУНШТЫ. Постоянными противниками, нападавшими на Русь, были Готы и Гунны.
     Даждьбог, древнерусск. ДАЖДЬБОГЪ, тж. ДАБО, БГЪ ДАЖДЬ, ДАЖЬБОГ, ДАЖЬДЕ; предположительно, полная форма - ДАЖЬДЕБОГЪ. Бог Солнца, букв. Дающий Бог; Бог-Творец; возможно, соответствует Брахме индуизма. Упоминается во Влескниге 25 раз. Даждьбог называется Отцом Русов (дощ. 23 и 25), в смысле "Праотец"; в этом же тексте (дощ. 23) они называются и сынами Перуна, поскольку и тот - аспект (проявление) Сварога. В текстах дощечек Влескниги (как и в "Слове о полку Игореве") Русы - Даждьбожи (Даждьбоговы) внуки. Называя Русов Даждьбожими внуками, имеется в виду, что Праотцы Русов были дети Его. Приводимая в Ипатьевской летописи фраза: "Солнце-Царь, сын Сварогов, еже есть Даждьбог", - хотя может быть понята и так, что Сварог есть Даждьбог ("сын Сварога, который есть Даждьбог"), не противоречит тому, что Бог Един и Множествен, и Даждьбог - Солнце-Царь - также проявление (аспект) Сварога. Солнца же имена - Ра, Суне/ Суньце, Хор/ Хорс/ Хорос, Суре/ Сурья. См. тж. Сварог.
     Даждьбоговы, Даждьбожи внуки, древнерусск. ДАЖЬБОВЫ (ДАЖЬБОГОВЫ) ВНУЦИ - Русы. Русы не рабы, а любимцы Божьи. Им нет надобности заключать договор (завет) со своими Богами. Хотя в тексте дощ. 7е употребляется слово "завет", но это - в смысле "завещание", "наследие". Ведь они все - Родичи Русов, а с Родственниками договор не нужен, Они помогают Русам как своим; даже не позванные, Они приходят на помощь, поддерживают своих земных родичей. "Наши Боги нас не оставят в беде, наши Павшие - как часовые."
     Дасы, древнерусск. ДАСУНЕ, тж. ДЕСУНЬ. Ср. санскр. dasa 1. враждебный, недоброжелательный, демонический 2. враг, непреятель, злой демон; неариец; раб; dбsyu 1. non.pr. враждебные богам демоны, побеждаемые Индрой и Агни; враг, неприятель; разбойник, грабитель; неарий, неариец). Видимо, общее название противников, подобно современному "неприятель".
     Двина, древнерусск. ДИВУНА. Имя реки.
     Двуречье, древнерусск. ДВОЕРИЕЦЕ. В Индии Двуречье считается между Гангой и Джамуной; в Вавилоне - Междуречье Тигра и Евфрата. Во Влескниге говорится о Двуречье и о Вавилоне без явной взаимной связи.
     Дед, древнерусск. ДИД, тж. ДИДО/ ДИЕДО/ ДИДЪ. Олицетворение Сварога, как Пра-Отца, Деда Божия, Деда Богов - Деда, полагающего Начало Богам.
     Детерех, древнерусск. AOA?AO - имя одного из готских вождей. Тж. Дитрих/ Дедрик/ Теодорих, но, видимо, это - не тот Теодорих, который основал Остготское королевство в Италии, судя по тому, что о нем говорится во Влескниге.
     Дивы, древнерусск. ДИВЫ. В связи с иранским влиянием, где в зороастрийской религии Дэвы/ Дивы считаются демоническими существами, и Русы считали (вероятно, не все), что Дивы приносят несчастье, недолю - в отличие от Богов (санскр. bhбga счастье; благополучие; "доля"). "Демонами" их можно назвать лишь отчасти, не в том понятии, как в христианстве, потому как ни "чертей", ни "ада" в Отеческой Вере не было, - как не было и панического страха перед этими понятиями. Кроме того, это слово означало и "дикий" (ср. чешск. divэ дикий; одичалый). Но, помимо того, однокоренные слова - "диво", "дивный", что возвращает к санскриту.
     Дий, древнерусск. ДЕЕ, тж. ДИАИЕ. Дьяус Питар. (Ср. санскр. dyaus небо; pitar отец). См. тж. Питар Дий.
     Дир, древнерусск. ДИР, тж. ДИРОС - Дир. Поскольку употребленная во Влескниге форма этого имени имеет греческое окончание -ос, вероятно, это - греческое имя; возможно, он был не только крещеным, но и сам был Греком.
     Днепр - см. Непра.
     Дождич, древнерусск. ДОЗДЕЦ - Божество.
     Домовичи, древнерусск. ДОМОВИЩИ - Домовые Божества.
     Дон, древнерусск. ДОНЕ - имя реки.
     Донец, древнерусск. ДОНЩЕ/ ДОНЧЕ - имя реки.
     Древа, древнерусск. ДРЕВА. Имя дочери Богумира; деревья.
     Древичи, древнерусск. ДРЕВИЩЕ - имя одного из племен Русов. Возможно, то же, что Древляне.
     Древляне, древнерусск. ДРЕВЛЯНЫ - имя одного из племен Русов. Возможно, то же, что Древичи.
     Дреговичи, древнерусск. ДРЕГОВИЦЕ - имя одного из племен Русов.
     Дуб, древнерусск. ДУБ/ ДУБЪ/ ДУБО. Олицетворение Сварога. Общеизвестна русская народная песня с припевом "Эй, Дубинушка, ухнем, эй, Зеленая, сама пойдет…", где "Дубинушка" - явно замаскированное (в связи с нападками церковников) обращение к Дубу, а "Зеленая" - намек на Зеленую Колоду, олицетворение Коляды/ Коленды, зеленую, замшелую колоду, где замшелость символизировала древность, первичность, но и возрождение зеленого мира весной. Тж. олицетворение Перуна - Перун-Древо.
     Дулебское море, древнерусск. ДУЛЬИЕБСТА МОРЯ. Северо-западная часть Русского (Черного) моря. См. тж. Русское море.
     Дулебы, древнерусск. ДУЛЕБОВА, тж. ДУЛЕНБЕ - имя одного из племен Русов.
     Дунай, древнерусск. ДУНАЕ, тж. ДАНАЕ/ ДОНАЕ - имя реки.
     Еси, древнерусск. ЕСЬ (тж. ЕСЕ) - гл.-связка наст. вр. 2 л. ед. ч., т.е. "ты есть", как говорят сейчас.
     Есте, древнерусск. ЕСТЕ (тж. СТЕ) - гл.-связка 2 л. мн. ч. наст. вр. (от БЫТЕ), т.е. "вы есть", как говорят сейчас.
     Есть, древнерусск. ЕСТЬ (тж. Е/ ЕС/ ЕСЕ/ ЕСТ/ ЕСТЕ/ ЕСЪ/ ЕСЬ) - гл.-связка наст. вр. 3 л. ед. ч. есть. Часто употребляется "собирательно", т.е. безотносительно числа.
     Есьмы, древнерусск. ЕСЬМЕ (тж. ЕСЕМЫ/ ЕСЬМА/ ЕСЬМЕ/ ЕСЬМЫ/ ИЕСЬМЭ/ ИСЬМЕ, СЕМ/ СЕМА/ СЕМЕ/ СЕМО/ СЕМЬ/ СЕН/ СМЕ/ СМЫ/ СМЬЕ/ СМЬЫ/ СЬЕМЫ/ СЬМА/ СЬМЕ/ СЬМИ/ СЬМИЕ/ СЬМО/ СЬМЫ ) - гл.-связка наст. вр. 1 л. мн. ч. есьмы, т.е. "мы есть", как говорят сейчас.
     Жаля, древнерусск. ЖАЛЯ, тж. ЖАЛЕ. Божество сожаления; в "Слове о полку Игореве" - Жля; см. тж. Карыня.
     Жеменды, древнерусск. ЖЕМЕНДЕ - Жеменды/ Жмудь, литовское племя (лит. Жемайты).
     Жертва, древнерусск. ЖЕРТВА, тж. ЖРТЬВА / ЖРЯТВА. Приносить/ творить жертву, ~ы, древнерусск. - ЖРАТИ/ ЖРЯТИ.
     СЕ БЗЕ РУСЫ НЕ БРЯЩЕШУТЬ ЖЕРТВЫ ЛЮДЬСЬКЕ, А НИЖИЕ ЖИВОТНЯ - ЕДИНИЕ ПЛОДЯ, ОВОЩТЕ, КВИЕТЫ А ЗРНА, МЛЕКО, СУРЕ ПИТНОУ, О ТРАВИЕХО ЗБРАДЖЕНОУ, И МЕДЫ - НИКОЛИЖДЕ ЖИВЮ ПТЫЦЮ, А НЕ РЕНБЫ. И СЕ ВРЯЗЕ И ЕЛАНШТЕ БОЗМ ДАЯШУТЬ ЖРТВЕ ИНЮ И СТРАШНОУ, ЧОЛОВИЕЩНОУ. И ТО НЕ ИМЯХОМ ДИЯТЕ, ЯКО СЬМЕ ДАЖБОВЕ ВНУЩЕ И НЕ ИМЯХОМ КРАЩЕТЕ ЗА ИНЕ СТОПЫ ЧЮЗЕМА … - "Се, Боги Русские не берут жертвы человеческие, и ни животные - единственно плоды, фрукты, цветы и зерна, молоко, сурью-питье, на травах сбраженную, и меды - но никогда живую птицу, и не рыбу. А вот варяги и Эллины богам дают жертву иную и страшную, человеческую. И того не должны мы делать, потому как мы - Даждьбоговы внуки и не должны идти за другими следами чужими …" ИМЕМО ИСТУ ВИРУ, ЯКОВА НЕ ПОТРЕБУЕ ЧЛОВЕНЕНСКА ЖЕРТВА. А ТАЯ СЕ ДЭЕ О ВОРЯЗЕ, КИИ УБО ВЪЖДЫ ЖРЯЛИ Ю, ИМЕНОВАШЕ ПЕРУНА ПАРКУНА, А ТОМУ ЖРЯША. - "Есть у нас истинная вера, которая не требует человеческих жертв. А то делается у варягов, которые истинно всегда совершали её, именуя Перуна Паркуном, и ему жертву творили." ТАКО ВШЯКО, ЕЖЕ ЕСЕ ГРЬЦЕ УЩЕ КАШЕТИ НА НЕ, ИЖЕ СМЕ ЧЛОВЕНКОЖРАВЦОВЕ, А ТО ЛУЖЕВА РЭНЬЩЬ ЕСЬ, ЯКО НЭСТЕ БО ТАКО ВО ИСТА, А ИМЕЯХОМ ИНА ПОВЫКЕН. - "Так в любом случае, что Греки начнут говорить на нас, что мы приносим людей в жертву - а то ложь, потому как нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи."
     Живич, древнерусск. ЖИВИЦЬ - Божество .
     Житнич, древнерусск. ЖИТНЕЦ - Житнич/ Житнец. Название пятого месяца годового круга (кола), соответствующего современному июлю. Божество этого месяца - Рудый (Рудра/ Руда).
     Жито, древнерусск. ЖИТВО. Буквально "то, что дает жизнь", метафорическое название зерна хлебных злаков. В ранние времена житом, вероятно, называли ячмень, - как и до позднего средневековья в Новгороде; позже - рожь).
     Заребог, древнерусск. ЗАРЕБОГ. Божество. Почитание Зари (обычно в женском аспекте) характерно как для индийских ведийских Арьев, так и для Русов.
     Заря, древнерусск. ЗОРЯ/ ЗАРЫНЕ. Божество. Персонификация зари. См. тж. Заребог.
     Звездич, древнерусск. ЗВЕЗДИЦЬ - Божество.
     Звезды - души Пращуров светят звездами с неба, по представлениям как Влескниги, так и русского народа в Причерноморье до начала XX века. Из Риг Веды известно, что души умерших идут к Питарам (Предкам - Пращурам) и сверкают звездами в ночном небе. См. тж. Пращуры.
     Зверич, древнерусск. ЗВЕРЕНЦ - Зверич; возм. Зверинич, Божество.
     Зеленич, древнерусск. ЗЕЛИНЦЬ (ЗЕЛИНИЦЬ) - Божество.
     Зеленославовы, древнерусск. ЗЬЛЬНОСЛАВЛИ - притяжат. Зеленославовы; Зеленослава. "Времена Зеленославовы" - времена (князя) Зеленослава.
     Земуня, древнерусск. ЗАМУНЬ, тж. КРАВА ЗАМУНЬ/ ЗЕМУНЬ - корова Земунь/ Земуня (ср. авестийск. зам земля) - как олицетворение Земли родящей и кормящей - через которую родились Славяне. Упоминается только во Влескниге, всего два раза.
     Зернич, древнерусск. ЗРНИЦ. Название седьмого месяца годового круга (кола), соответствующего современному сентябрю. Божество этого месяца - Овсень.
     Злой, древнерусск. ЗЛЫ/ ЗЪЛЪ/ ЗОЛЪ - 1. злой (противоп. добрый) 2. желающий зла; дурной 3. недоброжелательный; злобный; враждебный 4. причиняющий боль, вред; мучительный; болезненный 5. приносящий бедствия, несчастья (ср. польск. zly злой, злобный, сердитый; плохой, дурной, нехороший); мн. ч., собирательно недоброе; нехорошее; дурное; скверное.
     Илар, древнерусск. ИЛАРЕ - греческое имя личное, скорее всего сокращение от "Илларион".
     Илиры, древнерусск. ИЛИРОВЕ (ИЛЕРОВЕ) - Илеры/ Илиры/ Иллирийцы. См. тж. Ильмер.
     Ильмер, древнерусск. ИЛМЕР. ИЛМЕР ЕЗЕРО - Ильмер/ Ильмень озеро. Словом "ильмень" раньше назывался морской залив, от чего происходит и греческое слово "лиман" - а Ильмерцы и жили первоначально возле Днепро-Бугского лимана (Лукоморья). Поэтому, вероятно, когда Илиры, которых называли и Ильмерцами, поселились около озера на севере, оно стало по ним называться Ильмер/ Ильмень.
     Ильмерцы, древнерусск. ИЛМЕРСТИЕ, тж. ИЛМО, ИЛМРИ/ ИЛМРЫ, ИЛИРМОЩЕ/ ИЛЬМЕРШТИ/ ИЛМАРИЦИЕ/ ИЛЬМЦИ - Ильмерцы/ Иллирийцы. См. тж. Ильмер.
     Индра, древнерусск. ИНДРА, тж. ИНТРА/ ОНДЕР ¤НДЕР ЯДЕР (ср. русск. ядреный, ядрен и ядер - крупный, хрушкой, большой, полный, здоровый, матерый, плотный, сбитый, ражий; ядра - ятра, шулята в мошенке). Индра - эпитет-аспект Даждьбога с качествами Защитника. Он величается Сыном Света, Помощником Высшим, Богом мечей, Богов и Веды знающим. В индийских Ведах Освободитель Вод, поэтому - Спаситель. В Индуизме, наследнике древней Ведийской релинии Индра - Царь Богов, Предводитель небесного воинства. В современных славянских языках существуют личные имена, произошедшие от древнего "Индра" - Андрей, Ондрiй, Индржих/ Ондржих, Анджей - правда, с измененными (добавленными) окончаниями.
     Иньский, Инский древнерусск. ИНСЬКИ. Край Иньский, где Праотцы жили до прихода в Европу. (Если ИНДСЬКИ, то Иньский - Китайский, а если ИНДСЬКИ, то Индийский?) Иньская (ИНСКА) земля - на юг от Прародины, по свидетельству, приводимому Ю.П. Миролюбовым.
     Иранцы, древнерусск. ИРОНИ/ ИРИАНЕ - Ириане/ Иранцы. ЩК ОДО ИРИАН - Щек из Ириан/ Иранцев. Множество представителей разнообразных ираноязычных племен (по происхождению и языку также арийцев) жило в Причерноморье.
     Ирий, Ирей, Ир древнерусск. ИРИИ - другое название Рая, тж. Сварга, небесное место отдыха после смерти. Русск. диал. тж. Вырий. См. тж. Рай.
     Истварегов/ Истварогов, от Истварег, древнерусск. ИСТВАРЕГЪ (iз-ТВАР-ЕГЪ, от корня твар/ твор, творить; створаживать (из неформированной, однородной субстанции делать сгустки), тж. ИСВАРОГЪ, ИСЬВР/ ИСЬВРА - букв. Владыка Сотворивший, Творец, сотворил Русов, сынов Иствареговых, из перстов Своих, - не из персти-праха, как считают некоторые, а из перстов, деятельных органов, - потому как они выполняют здесь волю Отца, то они - сыны Сотворившего (ИСТВАРЕГО). Конечно, все люди посланы сюда, чтобы выполнять Волю Отца, но кто вспоминает об этом, - также и те, из сынов Сурьи? См. тж. Сварог, Ишвара.
     Ишвара, древнерусск. ИСЬВРА - Всевышний (ср. санскр. ic, ica, icvara господин, повелитель; хозяин, владелец; Бог, Всевышний - Ишвара), эпитет Сварога. См. тж. Вышень, Истварогов, Сварог.
     Кабала, закабаление, древнерусск. ОТРКЪВА , тж. ОТРОКВА - кабала; рабство; тж. ОДЕРЕНЬ/ ОДЕРЕНЕ - 1. закабаленный; находящийся в рабстве 2. сущ. рабство; кабала; порабощение. Поскольку у хазар государственной была иудейская религия, "кабала" по-русски стало означать "что положено по (хазарскому) закону, т.е. "задание, норма работы", а затем и "подневольный труд", ОДЕРЕНЬ ВЗЯТИ/ ВЗЕНТЕ - взятые в рабство; порабощенные.
     Каган, древнерусск. КАГАН - главный хазарский руководитель. Хазары считали своего кагана собственником всей земли и всего, что находилось на ней, поэтому некоторыми считается, что слово "хозяин" происходит от "хазарин", которое раньше могло произноситься и "хазярин".
     Калка, древнерусск. КАЛКА - имя реки. (Поскольку винительный падеж этого слова - КАЛИЦЮ "Калку", то именительный, возможно, и КАЛИКА ).
     Карань, древнерусск. КАРАНЕ. Древний город, располагавшийся возле современной Керчи.
     Карпени, Карпы, древнерусск. КАРПЕНЕ - Карпене/ Карпени/ Карпы - племя древних Русов.
     Карыня, древнерусск. КАРЫНЕ, тж. КАРИНА/ КАРЕНЕ - Карыня/ Карина, плакальщица, Божество (печали); печаль (ср. санскр. karънa грустный, печальный; karuнya сострадание). Теперь мы видим, что Карна "Слова о полку Игореве" - Карыня; см. тж. Жаля.
     Каяла, древнерусск. КАЯЛА - имя реки.
     Квасура, древнерусск. КВАСУРА , КВАСОУРА - напиток; тж. сура (возм. тж. "Квасуро" как имя личное). См. тж. Сура.
     Кветич, древнерусск. КВИЕТИЦЬ - Цветич/ Кветич, Божество.
     Киев, древнерусск. КИЕВ - притяжательное от имени "Кий" - Кия/ Киев/ Киевский город.
     Кий, древнерусск. КИИ, тж. КИЕ - 1. Кий, имя личное древнего князя, основателя Киева 2. дубина; молот (ср. русск. стар. юж. запд. палка, трость, посох, жезл, костыль, комлястая палка, дубина, палица; польск. kij палка, дубина; kijanka валёк, головастик; чешск. kyj палка, дубина). Город Кий упоминается у Страбона (XII, 3, 42).
     Кимры, древнерусск. КИМОРИЕ - Кимры/ Киммерийцы, древний народ. Влескнига говорит: "ЯКО БЯСТА КИМОРИЕ, ТАКОЖДЕ (О)ЦЕ НАХШЕ, А ТИ ТО РОМЫ ТРЯСЯИ А ГРЬЦЕ РОЗМЕТЩЕ, ЯКО ПРАСЕТЕ УСТРАШЕНЫ" - "потому как были Кимры, также Отцы наши, а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят напуганных."
     Кисек, древнерусск. КИСЕК, тж. КЫСЬКО, КЫШЕК - Кисек/ Кисько/ Кышек, имя личное древнего князя.
     Кленчич, древнерусск. КЛЕНЧИЦЬ - Божество прорастания; (ср. чешск. klicek росток; kliciti прорастать, всходить о семенах).
     Колендо, древнерусск. КОЛЕНДО , тж. КОЛЯДО - Колядо/ Коляда, Божество годового цикла - Кола (Круга) Времян, изображавшееся фигурой с колесом (коло) в руке; ежегодный праздник годового цикла, круга-кола, который после христианизации был совмещен с Рождеством, тогда как в древности празднование Коляды (Новогодия - завершения старого и начало нового кола/ кологода) совершалось у Русов 1 сентября (в еще более глубокой древности год начинался весной, в марте); годовой круг, называемый так по имени Божества и праздника. См. тж. Коло.
     Коло, древнерусск. КОЛО, тж. КОЛЫ; мн. ч. КОЛОВЕ - колеса. Словом "коло" - "колесо" или "круг" назывались годовые циклы времени, которыми управляет Божество (т.е. некоторое особое Качество Единого Бога, Божественный аспект) КОЛЕНДО - Колендо/ Колядо, от имени которого, через посредство одноименного праздника, заимствованного Латинами от Этрусков (Расенов, а те если не сами были Русенами/ Русинами, то или были их родственниками, или непосредственными соседями) происходит понятие и слово "календарь", что буквально означает "то, что производит (или отмечает) годовое коло - круг/ цикл" (как по-латински, так и по-русски -рь - "суффикс деятеля"). См. тж. Колендо.
     Колоты, древнерусск. КОЛОТВЕ, тж. КЪЛТОВЕ. - Колоты/ Сколоты (?); Кельты (?).
     Колунь, древнерусск. КОЛУНЕ/ КЪЛОУНЕ - округа; околица; то, что окружает (ср. польск. okolica окрестность; местность; то, что находится неподалеку, тж. от корня КОЛО. EUEIOIA - видимо, первичная форма, со смыслом "украина/ окраина", от которой лат. colonia); Колунь; Голунь; РУСЕ КЪЛУНЕ - Русская округа; Русколань; ГРЕЦКОЛУНЕ - Греческая округа, Грецколань. А. Кур приводит сообщения римских разведчиков I в. н.э., что Русколань (РУСКОЛУНЕ) жили "в колунях или городищах по всей лесостепной полосе. … Археолог Самоквасов разыскал более 3000 этих "колуней" или круглых городищ, в которых когда-то жили эти самые Русь-Колуни. Многие эти городища-колуни относятся ко временам неолита, т.е. в них жили наши предки задолго до Рождества Христова…". См. тж. Голунь, Русколань.
     Колы, древнерусск. КОЛЫ - мн. ч. колеса; круги; кола-циклы КОЛЫ СВРАЖЬЕ - Колеса (Кола) Сварженские, как олицетворение природных циклов и времени; см. тж. Коло.
     Колядо, древнерусск. КОЛЯДО - Колядо, ~а, см. Колендо.
     Комонебранец, древнерусск. КОМОНЕБРАНЕЩ - имя личное (букв. "Борец с конями"/ "Конный борец").
     Конорех, древнерусск. КОНОРЭХ - имя одного из готских вождей.
     Корень, древнерусск. КРЕНЬ - эпитет Сварога; "корень" в буквальном значении.
     Корович, древнерусск. КРВИЦЬ (КРАВИЦЬ) - Корович , Божество.
     Костобоки, древнерусск. КОСТОБЦЕ, тж. КОСТОБЦЕВА, букв. "костобокие", название племенного или, скорее, военного славянского объединения. Имели панцыри из бычьих ребер, обтянутых шкурой, на которую нашивались бляшки ("лузга" - "чешуя") из расколотых копыт, спину защищал плащ из шкуры, снятой с хребтины, поэтому ни стрелы, ни мечи были им не страшны. Успешно противостояли Римлянам в Карпатах. Упоминания о Костобоках у древних авторов (например, Геродот упоминает их, наряду с сербами, хорватами, языгами) после III в. н.э. прекращаются.
     Красич, древнерусск. КРАСИЦЬ - Божество (от КРАСИЕН - "красный" в смысле "прекрасный").
     Красная Гора, древнерусск. КРАСНА ГУРА; тж. КРАСНЯ ГУРЕ, Красные Горы - весенний праздник, позже, после христианизации, был совмещен с Пасхой. Другие названия - Красная Горка, Велик День.
     Красный. Поскольку КРАСЕН по-древнерусски означало "прекрасный" (ср. "князь Владимир-Красно Солнышко", "красна девица" и т.п., возможно, что krshna/ kirsnan/ krisnan/ kirsnъ/ krshnъ, означая по переносному значению "прекрасный", дало в свою очередь krasnъ/ КРАСЕН и приобрело современное значение, означая цвет. Суффикс -н- в этом слове (krshna/ … / КРАСЕН) показывает, что это причастие. Имя же Божества продолжало произноситься примерно так же, как и прежде.
     Крехим, древнерусск. КРЕХИМ - имя личное. Контекст во Влескниге, где употреблено это имя, не дает возможности догадаться, кому или какой народности оно принадлежит, - оно употреблено как бы мимоходам, как хорошо известное.
     Криворог, древнерусск. КРИВОРГ - имя личное. Князь из рода Белояра.
     Крышень, древнерусск. КРЫШЕНЬ. Крышень (Крышний) - Божество Растущего Света; Оно увеличивается до Летнего Коляды, но с того же дня малеет до макового зерна зимой (на Рождество). Ср. санскр. Кришна. Хотя сейчас значения этих слов в санскрите и русском не тождественны (санскр. krshna черный, темный; черная антилопа; темная половина месяца (от полнолуния до новолуния); имя личн. Кришна, восьмая аватара Вишну; др.прусск. kirsnan черный), внутренний смысл совпадает. "Цвет Владыки Шри Кришны темный (черный, темно-синий), потому что он бесконечен" - т.е. персонифицирует Беспредельность, которая как бы покрывает собою всё. Можно предполагать, что слову krshna значение "черный" было придано позднее, в связи с почитанием Кришны; что оно могло означать до того, можно пока только догадываться. См. тж. Красный.
     Поскольку КРАСЕН по-древнерусски означало "прекрасный" (ср. "князь Владимир-Красно Солнышко", "красна девица" и т.п., можно предполагать, что krSнa/ kirsnan/ krisnan/ kirsnъ/ krisnъ, означая по переносному значению "прекрасный", дало в свою очередь kras(e)nъ и приобрело современное значение, означая цвет, тогда как имя Божества продолжало произноситься примерно так же.
Экзотерически встреча (празднование) Крышня символизирует начало увеличение длительности дня (с 25 декабря).
     Купалич, древнерусск. КУПАЛЕЩ; см. тж. Купало.
     Купало, древнерусск. КУПАЛО, тж. КУПАЛ/ КОУПАЛО, КУПАЛБГ, КУПАЛВА, КУПАЛЕЩ - Купал/ Купало, ~а/ Купалич. От санскр. ku f. земля, страна, край + pala m. (ночной) сторож; хранитель; пастух; покровитель, защитник; повелитель, царь = Защитник страны/ земли, Повелитель страны/ земли. Ср. тж. санскр. gopala Гопала, эпитет Кришны. Во Влескниге выступает как защитник, установитель порядка. Название и Божество третьего месяца годового круга (кола), соответствующего современному маю. См. тж. Крышень.
     Лад - см. Ладо.
     Ладо, древнерусск. ЛАДО, тж. ЛАД, ЛАДОБГЪ. 1. Ладо - Божество всяческого лада, порядка, гармонии. 2. лад - порядок, гармония. Название и Божество второго месяца годового круга (кола), соответствующего современному апрелю.
     Лебедян, древнерусск. ЛЕБЕДЯНЬ, тж. ЛЕБЕДЕНЬ. Форма слова - притяжательное прилагательное, от ЛЕБЕДЬ, т.е. "лебединый"/ "лебяжий".
     Ледич, древнерусск. ЛЕДИЦ. Название одиннадцатого месяца годового круга (кола), соответствующего современному январю. Божество этого месяца - Крышень (Крышний).
     Лель, древнерусск. ЛЕЛЕ - Божество весны, молодости, любви, Предков, младенчества, детства. Тж. Ляля. Украинское "лелека" - аист - персонификация Леля. Позже это имя упоминается то в мужском, то в женском роде. Однокоренное с санскр. lila игра.
     Лесичи, древнерусск. ЛЭСИЩИ - Лесичи/ Лесовики/ Лешие.
     Летич, древнерусск. ЛИЕТИЦ - Божество. Возможно, патронимичное от Лето/ Лета/ Лато(на)/ Лада/ Ладо.
     Липич, древнерусск. ЛИПЕЦЬ - Божество.
     Листвич, древнерусск. ЛИСТВИЦЬ - Божество.
     Листвоверзич, древнерусск. ЛИСТЕВЕВРЗИЦЬ - Божество. От ЛИСТЕ "листья" и ВЕВРЗИТИ "повергать", "бросать/ сбрасывать/ скидывать".
     Литава, древнерусск. ЛИТАВОА (ЛИТАВА) - Литава/ Литва, собирательно, литовские племена. (ТА БЯ ЛИТАВОА И СЕ НАЗОВЕЩЕ СЯ ИЛМО, ОДО НЫ ИЖЕ РЕЩЕНЫ ИЛМРЫ - "то были Литава и называли себя Илмо, нами же называемые Илмры"); см. тж. Ильмерцы.
     Лович, древнерусск. ЛОВИЩЬ - Божество охоты - лова.
     Лукоморье, древнерусск. ЛУЦЭМОРИЕ. Современный Днепро-Бугский лиман. Происходя от сложения корней слов ЛУКЪ/ ЛУКА и МОРИЕ, означает "лука моря", т.е. "место, где море изгибается дугой (луком)".
     Лютич, древнерусск. ЛЮТЕЦЬ - Лютич/ Лютец. Название двенадцатого месяца годового круга (кола), соответствующего современному февралю. Божество этого месяца - Лютый.
     Магура, древнерусск. МАГУРА. Встречается во Влескниге один раз. Возможно, вариант имени Матери Всех (МАТЕРЕ СВА) или неверное прочтение слова МАТЕРЕ/ МАТЫРЕ.
     Мара, древнерусск. МАРА, тж. МАР/ МАРЪ/ МАРО, МАРМОРА/ МАРМОРЯ - Божество смерти, заблуждения. (ср. санскр. mara смерть; умирание; mara уничтожающий; убивающий; m. смерть; помеха; препятствие; nom. pr. эпитет Камы; nom. pr. будд. злой дух-искуситель). Русские однокоренные слова: "морочить", "морок", имя "Марина" и др.
     Маслич, древнерусск. МАСЛЕНЦЬ - Маслич/ Масленич Божество.
     Матерь Всех, древнерусск. МАТЕР СВА - Матерь Всех (тж. МАТЕР/ МАТРЕ/ МАТР, МАТЫРЕ/ МАТЫРЬ/ МАТЫРЯ, ПТЫЦЯ МАТРЕ СВА; СВА - 1. в роли возвратно-притяжат местоимения свой, ~я, ~ё, ~и, ~их, ~ими и т.п. (ср. санскр. sva свой, собственный; мой, твой, его; n. собственное "я", родственник; собственность 2. все, всё, ~я, притяжат. всех); тж. МАТЫРЕ СВА НЩЕХ - Матерь Всех наших; МАТЫРЬ СЛВА - Матерь Слава; ПТЫЦЯ МАТРЕ СВА - Птица Матерь Всех; МАТЕР СВА СЛАВА - Матерь Всеслава (Всех Слава или Своя Слава). Упоминается только во Влескниге, сорок раз. "Та прекрасная Птица, которая несла огонь Пращурам нашим в дома их", "Матерь Всех поет во Сварге о подвигах ратных". Указывает Русам как поступать. По-санскритски - Сва Матри; в древнерусском определения располагались нормально после определяемого слова, поэтому порядок слов в этом словосочетании изменился на Матерь Сва (произносится "Матэри Сва").
     Мах, древнерусск. МАХ - имя личное (ср. санскр. mah/ maha/ mahant большой; сильный; обширный; длинный; обильный; высокий; величественный; громкий; важный; благородный).
     Медовичи, древнерусск. МЕДЪВИЩИ - медовичи, ~ки, хлебы на меду, вкушаемое на праздниках лакомство.
     Мезенмир, древнерусск. МЕЗЕНМИРЪ (МЕЗЕ между + МИРЪ мир) - Мезенмир/ Межамир, имя личное.
     Мезислав, древнерусск. МЕЗИСЛАВО - Мезислав/ Межеслав, имя личное.
     Мета, древнерусск. МЕТА - отличительная черта, стать; цель (ср. тж. древнерусск. мhта отметина, метка; цель; то, во что метятся; то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; польск. meta финиш (конечный пункт дистанции); дистанция, расстояние; предел, граница; указанное место; чешск. meta цель прямо и переносно).
     Милич, древнерусск. МИЛИЦ - Божество.
     Митридат, древнерусск. МЫТРЕДЪ - имя личное династии Боспорских царей.
     Млечный Путь, древнерусск. МЛЕЩНА СТЕЗЯ. Буквально так и переводится - "Млечный путь" - звездное скопление вдоль небесного мередиана, представляющее собой среднюю часть нашей галактики, называемую также "Млечный путь".
     Мовница, древнерусск. МОВЬ, тж. МЫТНИЩЕ - мовница; баня; возм. омовение; тж. МЫТНИЩИ. Ходить в мовницу, омовения совершать - заповеданные действия для телесного очищения, чтобы потом и ум можно было очистить и чистыми молиться. См. тж. Омовения.
     Мокошаны, древнерусск. МОКОШАНЫ - ?. Контекст во Влескниге, где употреблено это слово, не дает возможности догадаться, что оно означает, однако оно употреблено как хорошо известное. Возможно, какой-то вид низших Божеств. По форме буквально напоминает упоминаемую в более поздних письменных памятниках Мокошь, функции которой также не особенно понятны.
     Морок, древнерусск. МОРОКЪ - Морок, Божество смерти, морочения, заблуждения. Скорее всего, форма имени Мара. См. тж. Мара.
     Мыслич, древнерусск. МЫСЛИЦЬ - Божество.
     Набусар, древнерусск. НАБУСАР, тж. НАБСУР - Набусар; Набсур. Возможно, то же, что библейский Навуходоносор.
     Навь, древнерусск. НАВЕ, тж. НАВА, НАВЬ - "Не-Явь", "неявное", "Непроявленное" (Тонкий Мир, "Тот Свет"), одна из трех составных частей мира; см. тж. Правь, Явь.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_705.htm

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004