Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Птичий язык
от 07.10.03
  
Архив


Пролетела над Русью жар-птица, Ярый гнев зажигая в груди… Богородица наша Землица, - Вольный хлеб мужику уроди! Николай Клюев. Красная песня. 1917

О чем поет?
Поет она свободу,
Не изменилась до конца

А.С. Пушкин


Жар птица

Се пшелетла до ныi,
а съдлеся на древо,
а спъва птьцiя.
I вшяко перо е iне,
а сяще цвъта рузна.
Ста i в ноще, яко в ден.
А спъва пъсне до борiя,
а до пре

Вот прилетела к нам птица и села на дерево, и поет птица, и всякое перо - иное и сияют разными цветами. Стало в ночи как днем, и песни на борьбу и битву поет она
Дощечка 8(2)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_701.htm
То б то МаырьеСва бiящеть крыдлема о труды ратне а славе воiом, якове iспiяхша воде жiве од Перунце в сеще укрутней. А тая Пернiца лете до ны, а тая роуг двашеть, плнен воде жiве о жiвот въцень гордине нашему, iже меча вразiя одоста, а главу стрцену утрате. Тако смрте не iмяхом одо ова, нi же бо жiвот въщен, а вожды братре о братре трудяесяВот ведь Матерь Всех бьет крыльями о трудах ратных и славе воинам, которые испили воду живую от Перуницы в сече жестокой. И та Перуница летит к нам, и она рог дает, полный воды живой о жизни вечной герою нашему, который меча вражеского получил, а голову отрубленную потерял. Так смерти нет у нас таким, но жизнь ведь вечная, а всегда брат о брате труждаются
Дощечка 7д
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_720.htm


Влесова книга

То бо МатыреСва бiящеть крыдляма о боце сва обапол, якова возгена сяще свентем до ны. А вшяко перо iне, красне чермено, сiне, мондре, жолуте а стрбрне, злате а беле. А та бо сящеть, яко Суне Саруме, а во колы iде пасунь. Та б то светящеть о седьма красы, iже завещь о Бозех ста наше. А Перунь Ю зряще, грметь в небi яснi. Та бо то наше щества, а сiць iмяхом ста сва сыла дате, да узрiемо такожь, а одсенщехом стар жiвот наш од нова, якова есь сещена врубе дрва домi огнiщан прость Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями по бокам своих обапол, как возжженная сияет светом нам. И всякое перо иное: красное, синее, голубое, желтое и серебрянное, золотое и белое. И Она ведь сияет как Солнце-Царь умеет и вокруг идет посолонь. Она ведь светит семью красами, которые заветом о Богах наших стали. А Перун, Ее узрев, гремит в небе ясном. Она ведь - наше счастье, и так нам надобно всю силу отдать, чтобы мы увидели то же и отсекли старую жизнь нашу от новой, как рубят дрова в доме огнещанина простого
Дощечка 7е


Северная ДвинаА Матыре Слава спъвашеть о трудъх свакех ратнех. А ма мехом ста посленхате, а хотящетi бране зурiве за Русь наше, а ПраСвнтОце наша. Матырь Слва сящеть до облцева, яко Сунь, а въщяшеть ны победы а згенбель. А нiсе бояхом ста, яко то есь жiвот земен, а вiць есь жiвот въщен. А тому iмяхом ста дыбате въще, яко земно проть же нiце. Сме на земе, яко згi, а то зъгмiзехом ву тьме, яко не бяхом ста iсте нiкда на нi И Матерь Слава поет о трудах всяческих ратных. И нам надобно послушаться и хотеть брани яростной за Русь нашу и Святых Праотцев наших. Матерь Слава сияет до облаков как Солнце и предвещает нам победы и гибель. Но мы-то с вами не боимся, потому как - то жизнь земная, а ведь есть и жизнь вечная. И о том нам надобно заботиться больше, потому как земное против нее - ничто. Мы на земле как искры, и исчезнем ведь во тьме, как бы нас никогда и не было
Дощечка 7э
Юрьев Польский соборматоiре сва ншех - Матерь Всех наших; матоiрь слва - Матерь Слава; тoiцia матре сва - Птица Матерь Всех; матер сва слава - Матерь Всеслава (Всех Слава или Своя Слава). Упоминается только во Влескниге - сорок раз. Та прекрасная Птица, которая несла огонь Пращурам нашим в дома их...Матерь Всех поет во Сварге о подвигах ратных. Указывает Русам как поступать. По-санскритски - Сва Матри; в древнерусском определения располагались нормально после определяемого слова, поэтому порядок слов в этом словосочетании изменился на Матерь Сва (произносится Матэри Сва)
Словарь имен и терминов Влескниги. Н.В. Слатин
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_424.htm
Камнесечные камни Георгиевского Собора в г. Юрьеве-Польском. 1234 год
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_750.htm
Дощечка 6а
Ту бо преленте до ны птiце Бжеска, а рще Одыте до полуноще, а на тятесене на не, колiжде тоi iдяхуте до слеоi нашы а патебеште. А тако утворяще, удше до полунеще, а натщемо сен на не, а роспрiяя тая. Овытезете на не, а тако iдящете до не, а ставiтесе стаунама по Данаiу
Дощечка 6г
То бо Магура спъва пъсне сва до съще. А тая птыця од Iнiтра, iдебо нIтро бя а пребенде до вък Iнтра само.
Дощечка 7б
Пiсне хвалыа Матыря спъваще, тоя красна Птыцiя, яква несе Пращурем нашем огнь до дом ыя. А такожде, ягнiце прездремо до Тодь, або ло сте на ны одержеща сылу, а iмахом врязi ростятешете, а гоньбу псiну iма нехате
Птица АгниДощечка 7г
То бо то iдехом, яко МатыряСва спъва псень ратьну, а iмяхом ста послехнуте до нь, абы сва не ясте травы, а скуфе наше Грьцiом даяшете…Бо МатырьСва спъва над оны, а iмемо стегне наше датi вятром трепате, а комоньства ступы скакащете, да прах подыймо воень за ны, а вразем дахом дыхенть е
Дощечка 7д
То бо МатыреСва спъвашеть ве Сврзе о подвiгы ратны.
…То б то МаырьеСва бiящеть крыдлема о труды ратне а славе воiом, якове iспiяхша воде жiве од Перунце в сеще укрутней. А тая Пернiца лете до ны, а тая роуг двашеть плнен воде жiве о жiвот въцень, гордiне нашему, iже меча вразiя одоста а главу стрцену утрате. Тако смрте не iмяхом одо ова, нiже бо жiвот въщен, а вожды братре о братре трудяеся
Дощечка 7е
То бо МатыреСва бiящеть крыдляма о боце сва обапол, якова возгена сяще свентем до ны. А вшяко перо iне, красне чермено, сiне, мондре, жолуте а стрбрне, злате а беле. А та бо сящеть, яко Суне Саруме, а воколы iде пасунь. Та б то светящеть о седьма красы, iже завещь о Бозех ста наше. А Перунь Iу зряще, грметь в небi яснi. Та бо то наше щества, а сiць iмяхом ста сва сыла дате, да узрiемо такожь, а одсенщехом стар жiвот наш од нова, якова есь сещена врубе дрва домi огнищан прость. Матере Слава бiе крыдлема о палы, а iдьмо до стегi нашенстве. А те бо Стенгi Ясуне
ГамаюнГамаюн - птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В. М. Васнецова. 1898 год.
Дощечка 7э
Тамо Перунь iде, а главу златоу трсеще, молыне посевахшеть до Сврзе сiняе. А та тврдесе одо тые. А Матыре Слава спъвашеть о трудъх свакех ратнех. А ма мехом ста посленхате, а хотящетi бране зурiве за Русь наше, а ПраСвнтОце наша. Матырь Слва сящеть до облцева, яко Сунь, а въщяшеть ны победы а згенбель. А нiсе бояхом ста, яко то есь жiвот земен, а вiць есь жiвот въщен. А тому iмяхом ста дыбате въще, яко земно проть же нiце. Сме на земе, яко згi, а то зъгмiзехом ву тьме, яко не бяхом ста iсте нiкда на нi. Тако Слва наше отеце до Матырь Слве, а пребенде в Онь до конца конець земстех, а iнех жiтве…А реще сва Поле нте. I бяща бiе то крыдлема МатырьСва, i спеващет песен до сеще. А та птыця Суне Сape не есь, а тая есь од Она Ова ста бяща
Дощечка 7ж
Тещашуть рiеце велке на Русъ, а многа водае журшесть спъва стародавня о ты болярi, яквы не сен бояща до поль Годе iдшя, а ляты многа сен прящя о волнесть Руську. Тi то Славне нiщо берьгьшя, а нi жiвоты сва. Тако рце о нье Берегынья, а бiеть крыдлема МатырьСваСлва, а жешеть о тые потомiцъ, якве нi Грыцiом нi врянзем не пода. Жещеть тая Птыця о грдынiех Борусеньштех, якве од Ромiе падща, колы Данаеве, вендле Троянь валу
Стенгi Ясуне. Старая ЛадогаДощечка 7з

Матырь Суне сва строенiя а крыдлева обаполе розерщена. I тъла ве средьцi, а глава ясуне на рамена Го вовендце славне, якове не ленщешуть в сенщiъ главе своя ясуне, а убреготь iу до ова дне
Дощечка 8
Бiе крыдлiема МатыреСваСлва, а жещеть намо iте до сiещiе. А махомь iте, i нам нi до ядьва брящна, тукы смащена, неботь iмяхомь спате на сырiе земiе а ясте трву зеленоу, докудiе не бенде Русе волна i сылна
Дощечка 8(2)
Се пшелетла до ныi, а съдлеся на древо, а спъва птьцiя. I вшяко перо е iне, а сяще цвъта рузна. Ста i в ноще, яко в ден. А спъва пъсне до борiя а до пре.
…Оцем нашем а Матерем Слва, якове нас оущаще до Бозе наше, а водяща по ренце до стезъ правъ
Жар-птица. Пуло Бориса Александровича. Медь. ТверьДощечка 8(3)
Лътъ в Сврзъ Перуныцья, а несе роуг Слвена, ож iспыймо го до кута. А кмъто наше, iмяхом ста одъстяте од врг нашех. А та Перуныцья жеще А якве Русiщештiе проспавья орю све. Борiянесте сен длжны у тон дена
Дощечка 9а
Оты щас бя Богумiр муж Слвы, а iмя трiе дщеръ а двiе сыни. Тые бо веiдяща скуфе до стенпы, а тамо жiвяй о травъх, п(о) Оцевъ щася. И боя нi Бозе слушьны, а разумы вхiцне. I тако, а ту мате iех, iже ръщна Славунi, про ова тврящi потребю
Дощечка 13
Се бо умная iзверзец хоробря оукрепе, а тые iдще до Суне всходящее обапола рiеку зряцеi. Тамо съдша, яко а МтреСваСлва ржеце. А Та обасва крiдлема освяжде она, i такожде брящеше земе тую, а бранете онiу о Дасуне а Гунште, якожде го тiем обрацете стрела сва а меще отоцена
Дощечка 14
Рещена од Матер Сва словесы, якожде будоущая нашя iе Слвна. I тецехом до смрте яко до празднованя
…Се БiлеБог венде наше рате i комоньства, i тамо вiждехомь волшевнiцы о лiесех бытьще, iдуще о рате а бероуще меща. I зряхомь кудеснiце чюды влiце твряще, а iзо прсте верзене до Сврзе рате встащi свразiще. А тые тещахуть на врзе а могылють iе. I тамо зряхомь птыце велкi летящуть до ны, а верзетьсе на врзе. Бiеть крыдлема МатрСьва, а клiщеть ны о якожды iдехомь за земе нашю i добiхомься за огнiще племы нашя
Роспись сундука. 1710 г. Олонецкая школаДощечка 18а
Се б то зрящете обесва, да iмете Птыцю тую на щеле вашем. А та венде воi до вытеженсте надо врзе. Се бо iах iны сва, а таможде сен одержещете I ту красоущесе пред ны, а влеце свiетаме до себе…Се бо пояхом, яко сь мы Русе о славнех днех сех. А iмiемо спевы тыа од Оце нашiе о крастем жiтбе во ступях, а о Славiе Оцев
Дощечка 19
Молiхомь Патаре Дяiе, яко Тоi iзведе Огнь, iждеть МатырьСваСлава прiесеть на крыдлiех све ПраОцем нашiем. I ту пiеснема поемь одле къстрбыцiе вещерне, iежды повiехомь старе словы Слве нашеа о Свенте Седьмице рiекы нашiе, iждехомь грады Оце наше iмах бiяще
Камнесечные камни Георгиевского Собора в г. Юрьеве-Польском.Дощечка 20
23. ту бо Слва влека, а ту въщяяше МатырьВа крыдлема бящь
Дощечка 21
Леже птыця МатырьСва Славу жеще на ны, i молi насо о техма, Оцеву Слву ушещете. I то не iмяхомь дерзесте стате на рате, а i мещема свема брате земе нашю од вразiем отщеноу
Дощечка 23
Се бо врещеть птыця МатерСва о ны, а Славу рiещеть ны…Се врщеть птыця МатреСва о ны, а быхомь се мы взденлы меще сва на захiте своу a Iею. Се бiе крыдлiема о земе, i прахь одтрзе до Сврзеа. Се бо врзех о земе, а се бiе онь, яко стращесе за ны. I ту одрзехом. Оутворжехом, яко крещеть. Се бо кренчь тые, iе до сердя нашя. А то iмяхом въдете, яку суре пiяще до сеще грендехомь, i тамо одржещехомь пытву iню о Бозех стваржденоу. I та будеть намо, яко вода жыва, опослiеде о щасе трзне влiкеа, якова есе о вся, iжде умере о земе своа
Билибин. Райская птица АлконостДощечка 24в
МатерСваСлва поящеть ны спiева те вытежнестве на вразе. I тому вiерiхомь, яко слово iе о Птыцiе Вышнiе о Сварзе по ростiе летiашете одо Ны
Дощечка 26
I тако i рiещехомь Славу Бземь, яковiе соуте Оце наше, i iсьме сыны iех. I достоехомь бендете о щiстоте тiелiеснеа i душiе нашiе, яква нiколе не умiраiеть, i не заоумiраiеть за щасе смрте тiелес нашiех. I падещему о полiе пре Пероунiця дае водоу жiвоу опыте. I опыщеть iу, iде до Сврзе на комонiе бiлiе. I тамо Перунько iе встрiещеть и венде до благе све щертозыцiу. I тамо пребендеть о щас оне, i достащеть тiелесо ново i тако жiвiете iмае о радощете. Се прiснiе i до вiекы вiек про ны молбе твряце
Дощечка 27
12.ен щасе колiебва Годь iде на ны се iерменрех со егунште а тако се пдорже она а сме iмiахом два вразi на два конця земе нашя а та Болорев предо труды влке ото ту МатырьСва летшя рещемо яко смeяi паднуте на егунштя о перве а рострещiте iу а сен повратiтесе на Годь там бо увржi сыне iерменрехе а замертве оця а ту гураiк
Дощечка 28
Бiе крыдлема МатрСваСлва i врещеть намо о трудьтем щасу сушьны i мору говяд
Дощечка 29
I тамо МатрьСваСлава пшедь нам вдеть, якожде огень дашеть Працуром нашiем. I се Щуре нашiе ве Сварзiе рядящутьсе о ны. Се бо Пытере Дiяiе молi о ны. I се Оре зрiящеть на све людь
Дощечка 32
А МатiрСве ръщiше Русе, якова можящете селятесе околы сва
Дощечка 36а
Се бо птыця МатрСва спiевашеть о дне тые, i ждехомь она на щасе с ыне, якове врщатесе iмать Колы Свражье до ны. I щасе тые за све iдошуть до ны.
Рщехомь МатрСве, якожде бендехомь брантете земь нашю лепiе Венды, якве iдьша до западь Суре, i тамо пред врзе земе раящуть, i хыбеню вiру iмуть одержетесе на нiе…I та Све Птыця рещешеть, яко огнь смарь понестще до ны i Гьлоу порущешеть, дато iе гореньбенье А Бозе коупалiте, а дажде даждiте
Дощечка 37а
Се бiеть крыдлема МатрСва птыця, якожде брмановiе iдяшуть на не. I те розеде щель даяшуть, i такве тецоутще нелiезоуть на не. А се теще туга влка о краiе нашiе, яко дымове ступнiе повжденяхутесе до Сврзе. Такожде Жале плащетьсе о ны, i клiщеть МатрСва до Вшнiего, яковье даялесе огнь до огнiцы нашiе, i Теi пребендеть о помоще, i се моце вржещеть на врзiе
Из Молитвы при набеге. М. Шолохов. Тихий Дон Пойди ты, железо, во свою матерь-землю от раба божья и товарищей моих и коня моего мимо. Стрела древоколкова в лес, а перо во свою матерь-птицу, а клей в рыбу

Остромирово евангелие, 1119-1128 гг и персонажи с древнерусских пул по книге П. Гайдукова

Перстень. Московский КремльКиев, клад в усадьбе Есикорского. Эрмитаж


НачельникКамнесечные камни Георгиевского Собора в г. Юрьеве-Польском

Арка ('Вщижская') от напрестольной сени из княжеского замка Вщиж близ Брянска
Арка Вщижская от напрестольной сени из княжеского замка Вщиж близ Брянска
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/02/index.html
Деталь Арки (
Деталь Арки Вщижская от напрестольной сени из княжеского замка Вщиж близ Брянска
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/02/index.html
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_755.htm
Рясны. Конец XI в.
http://www.rusmuseum.ru/ru/collections/apply/067.html

Концы полотенца. XIX в. Калужская губерния
Концы полотенца. XIX в. Калужская губерния
http://www.paganism.ru/kalugorn.htm
В индийской мифологии известна баснословная птица гаруда (Garudha), с прекрасными золотыми крыльями; знают ее и предания других народов. На Руси она слывет Жар-птицею, у чехов и словаков ptak Ohnivak - названия, указывающие на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: жар - каленые уголья в печи, жары - знойная пора лета. Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (у Птака Огнивака перья рыжезлатые), глаза светятся как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, цена ни мало ни много - побольше целого царства, а самой птице и цены нет! У немцев птица эта называется золотою - der goldene Vogel, что основывается на прямой физиологической и мифической связи золота с огнем и светом. Такой поэтический образ издревле присваивается богу Агни; в Ведах Агни называется быстрою, златокрылою, чистою и огненною птицею и сильномогучим соколом. Агни прежде всего - божество небесного пламени молнии, а потом уже - земного огня, похищенного с неба и переданного людям; следовательно, Жар-птица есть такое же воплощение бога грозы, как свет-ясен сокол, которому сказка дает цветные перушки и способность превращаться в доброго молодца, или орел-разноситель перунов. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие и по значению своему совершенно тождественными с живою водою.
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу Том 1. Глава X. Баснословные сказания о птицах. 1865г. / Москва. Современный писатель. 1995г.
У Кашьяпы было две жены; одна из них Кадру - мать змей и другая - Вината - мать птиц. [Как-то] обе они очутились в степи, в которой была серая лошадь; но мать змей заявила, что лошадь темной масти, и тогда они побились об заклад: кто окажется лгуньей, та будет рабой [другой]. Решение [спора] они отложили на завтра. А той ночью мать змей послала своих черных детей, чтобы они обвились вокруг лошади и скрыли ее масть. Поэтому мать птиц на некоторое время была превращена в рабыню. А у нее было двое детей: один из них - Ануру, охранявший башню Солнца, которую тащат лошади, а другой - Гаруда. И этот последний сказал своей матери: Спроси детей своей соперницы, чем можно достичь твоего отпущения на волю. Она так и сделала, а они ей ответили: При помощи амброзии, которая есть у девов. Тогда Гаруда полетел к девам и попросил у них амброзию, но они ответили ему, что амброзия является одной из вещей, принадлежащих исключительно им одним и что если она окажется у кого-либо помимо них, то он будет жить столько же, сколько и они. Тогда Гаруда стал униженно просить у девов, чтобы они дали ее в его распоряжение [на время], пока он освободит свою мать при ее помощи, а затем вернет ее обратно. Девы сжалились над Гарудой и отдали ему амброзию. Затем, после того как его мать была освобождена, он принес амброзию к горе Сома, где находились девы, и отдал ее им. Затем он сказал им: Не приближайтесь к амброзии, пока вы не умоетесь в реке Ганг. Они отправились [к Гангу] для этого, оставив амброзию там, где она была, а потом Гаруда вернул ее им и благодаря этому достиг почета, так что стал царем птиц и на нем стал летать Вишну
Абу Рейхан Бируни. Индия 1030г. Глава XXIV.
Эта легенда содержится и в Махабхарате (кн.1, гл. 18-30. Только там Гаруда добывает амриту у богов не путем униженных просьб, а после ожесточенной битвы).
http://newchron.narod.ru/texts/biruni.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_581.htm
Гаруда. Мифы и легенды древней Индии
http://www.skazka.com.ru/myth/indiya/indiya.html
http://barracudesign.by.ru/iconography/hinduism/icon/garuda.htm
А.Н. Башенькин. Вологодская область в древности и средневековье
http://rusarch.ru/bashenkin1.htm
Кремневая птицаИ сказал орёл небесный:
Хороша твоя забота,
Что берёзу ты не тронул,
Стройный ствол ее оставил,
Чтобы птицы отдыхали,
Чтоб я сам на ней садился.
И огонь орёл доставил,
Высек он ударом пламя.
...
Вот весенняя кукушка
Видит стройную березу:
Для чего ж одна осталась
Здесь нетронутой береза?
Молвил старый Вяйнямёйнен:
Для того одна осталась
Здесь береза, чтоб расти ей,
Чтобы ты здесь куковала.
Ты покличь на ней, кукушка,
Пой, с песочной грудью птица,
Пой, с серебряною грудью,
Пой ты, с грудью оловянной!
Пой ты утром, пой ты на ночь,
Ты кукуй в часы полудня,
Чтоб поляны украшались,
Чтоб леса здесь красовались,
Чтобы взморье богатело
И весь край был полон хлебом!
Калевала. Перевод Л.П. Бельского
http://www.sampo.ru/~nezsch/project/kalevala/text/index.html
http://kalevala.gov.karelia.ru/belsky/preamble1.shtml
Как Илья - пророк сменил в народных поверьях и мифических сказаниях Перуна, так точно древнее поклонение языческой богине весенних гроз и земного плодородия - Фрее или Ладе было перенесено на пРечистую Деву Марию. Поэтому сербы называют Богородицу - Огненная Мария и в песнях говорят об ней, как о сестре Ильи Громовитого; при разделе вселенной св. Илья взял грома небеснога, а Мариja муну и стриjелу, а на свадьбе месяца ей достался живой огонь…Жмудь дает Богородице эпитет Percunatele или Percunija...Дева (от санскр.  Div, по закону поднятия звука i в долгое е или ь ) означает: светлая, блистающая, чистая, а позднее непорочная = девственная; в санскрите Dewa (= Дива наших старинных памятников) - небесное божество…Болгары передают древний миф о прекрасной богине летнего солнца: вслед за грозою, рассеявшею темные тучи, надвинутые Перуном, она покрывает небо своею светозарною пеленою, т.е. озаряет его своими ясными лучами…Нетленная пелена девы-Солнца, спасающая от всяких бед и недугов, в понятиях двоеверного народа отождествилось с покровом пресв. Богородицы. Праздник Покрова (1 октября) установлен в царствование императора Льва, в память видения Богородицы, которая явилась на воздухе и распростерла над Царьградом свой покров, как знамение небесной защиты города от сарацын…Любопытен следующий заговор, призывающий Зевсову птицу - громоносного орла: встану я раб божий (имя) благославлясь, пойду перекрестясь в чистое поле, стану на запад хребтом, к востоку лицом, помолюсь и покорюсь пресв. Деве Матери Богородице; сошлет она с небес птицу-орла. Садится орел на ретивое сердце, вынимает печаль-кручинушку, тоску великую, поносит птица-орел на окиян-море, садится на беломятый камень, кидает там печаль-кручинушку, тоску великую. Как этому камню на сей земле не бывать, так бы мне рабу божию тоски-кручины не видать (Шенкурск. Уез.)…Моравские песни приписывают вознесение праведных душ на небо Пречистой Богородице или св. Анне; являясь к одру умирающего, они изрекают: Ухватись, душа за мой плащ (за мое крыло), пойдем перед Господа Христа или полетим в райские селения.
…Зажурила Чорная гора,
     Що не зродила жито-пшеницю,
       А изродила зеленее вино,
         Зеленее вино, що Богу мило.
         Стерегла-ж его красная панна,
       А стерегучи барзо уснула.
     Десь ми ся взяли райские пташки,
   Та исхопили зеленее вино…
В этой песне слышится отголосок древнейшего мифа о похищении небесного вина (= всеоживляющей дождевой влаги) молниеносными птицами: так, Индра похищал сому, превращаясь в сокола, а Один, в образе орла, овладел драгоценным медом, который сторожила облачная дева Гуниледа.
Александр Николаевич Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
…Юрий начинает полевые работы (23 апреля), Юрий и оканчивает (26 ноября - осенний его праздник)…
...Наезжал Егорий на стадо на змеиное:
Нельзя Егорию проехати,
И святому подумати.
Вынимал Егорий саблю острую,
Посек он, порубил стадо острое,
Стадо острое, змеиное;
Стал же Егорий во крови по белую грудь:
Втыкает Егорий свое скипетре
Во матерь во землю:
- О матушка сырая-земля, разступися,
На все четыре страны раздвинься,
На четыре страны, на четыре четверти,
Ты пожри кровь змеиную, проклятую! -
По божьему все повелению,
По Егориеву молению,
Мать сыра-земля разступалася
На четыре страны, на четыре четверти
И пожрала кровь змеиную, проклятую.
Еще Егорий поезжаючи,
Приезжал Егорий
Ко дворцу к царищу Демианищу;
На вратах сидит Стратим-птица:
Нельзя Егорью проехати,
Нельзя святому подумати,
А святый Егорий проглаголует:
- О ты матушка, Стратим-птица!
Возвейся под небеса,
Полети на Океань-море,
Ты и пей и ешь в Океань-море,
И детей производи на Океань-море! -
По божьему повелению,
По Егорьеву молению,
Подымалась Стратим-птица под небеса,
Полетела она на Океан-море;
Она пьет и ест на Океане-море,
И детей выводит на Океане-море.
Подъезжал Егорий ко палатам белокаменным,
Да где же пребывает царище Демианище,
Безбожный пёс бусурманища.
Увидел его царища Демианище,
Безбожный пёс бусурманища.
Выходил он из палаты белокаменной,
Хотел победить Егория Храбраго;
А святой Егорий Храбрый
Вынимает меч, саблю вострую,
Он ссек его злодейскую голову...
Апокрифические былины. Егорий Храбрый
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_607.htm
Золотой Фарн украшал погребальный балдахин  захороненной женщиныСогласно древней традиции, верховную власть олицетворяла благородная птица. Потому царский образ первого века нашей эры изображен в виде золотого орла, окруженного горными козлами. Запечатленный на балдахине, этот бесценный геральдический знак был найден воронежскими археологами недалеко от Липецка, в верховьях Дона. Покрытый дорогой античной тканью, балдахин нашли около московской трассы в недрах гигантского захоронения
Золотая находка археологов в Липецке
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?s=12&mid=6730450
http://www.vrn.kp.ru/2005/09/24/doc83649
Иная страна бесконечно далека, туда нужно лететь на крыльях орла, или на крыльях Могол-птицы, или, наконец, на крыльях ветра. И этот полет не только не дает земных благ, но, напротив, для него нужно всем пожертвовать. Мужик берет в дом раненого орла и кормит его три года...орел все пробует подняться и не может. Мужик все лечит орла, он скормил всю свою скотину, занимал у других, к ужасу своей семьи, и, наконец, совсем разорился. Орел, однако, поправился и сказал мужику: Пора нам с тобой рассчитаться, садись на меня, и орел полетел за синее море и показал мужику такую высоту, когда море кажется колесом...Иван Царевич летит на край света на Могол-птице, он массу заготовил провианта, но птица все съела. Тогда ему приходится кормить вещую птицу своим собственным телом. Пока эта жертва не принесена, птица все время грозит опуститься на землю, в леса или в непроходимые болота. Но зачем же летит Иван Царевич на край света? Он ищет невесту, ненаглядную красоту, а по другим сказкам Василису Премудрую. Вот лучшая мечта русской сказки
Б.П. Вышеславцев. Русский национальный характер
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm
73. Есть еще одна священная птица под названием феникс (Феникс (егип. бану) - воплощение бога Амон-Ра). Я феникса не видел живым, а только - изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс только, когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо [с собой] в Египет в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица
Геродот. История. II. 73
БаПтица Ба. Раскрашенная древесина. Последний период (около 600 до н.э.). Египтяне визуализировали человеческую душу в виде птицы с человеческой головой. Предполагалось что после того, как смертные оставили тело, Ба или сила жизни оставались около гробницы, чтобы наслаждаться подношениями мертвецкой. Ба или душа улетали подобно птице и всегда имелась опасность что Ба потеряется. Одна из целей бальзамирования тела должна была предложить Ба цельное тело даже после смерти. Только чтобы тело и душа могли время от времени объединяться для того чтобы выжить в потустороннем мире. Синий парик и позолоченное лицо этого Ба отражают веру египтян в то, что волосы богов имели чистый лазурный цвет, а их плоть была золотой.
http://egypt.org.ru/gallery/museum/pic006.html
Это была птица по имени Симург-Анка, ее величали великая птица, чудесная птица, волшебный грифон. Сия птица наделена разумом, ей ведомы все наречия и свойственно благочестие; иных подробностей о ней не приводится. Но не будет ля сия птица Фениксом, что измыслили на Севере, перенесли в Египет и чью историю и наружность переменили на Востоке?
Валерий Вотрин. Алконост
http://www.strogino.com/Forum/Msg.pl?RootID=6236
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
http://rarities.artrussia.ru
Гамаюн. В.А. Корольков
Гамаюн. худ. Виктор Корольков
http://slavyanic.narod.ru/history/images/slavonic/korolkov/index.htm
http://philologos.narod.ru/myth/birds.htm
Птица Сирин святого и блаженного раяПтица райская Алконост247. Птичий язык В одном городе жил купец с купчихою, и дал им господь сына не по годам смышленого, по имени Василия. Раз как-то обедали они втроем; а над столом висел в клетке соловей и так жалобно пел, что купец не вытерпел и проговорил: Если б сыскался такой человек, который отгадал бы мне вправду, что соловей распевает и какую судьбу предвещает, кажись - при жизни бы отдал ему половину имения, да и по смерти отказал много добра. - А мальчик - ему было лет шесть тогда - посмотрел отцу с матерью в глаза озойливо и сказал: Я знаю, что соловей поет, да сказать боюсь. - Говори без утайки! - пристали к нему отец с матерью, и Вася со слезами вымолвил: Соловей предвещает, что придет пора-время, будете вы мне служить: отец станет воду подавать, а мать полотенце - лицо, руки утирать. - Слова эти больно огорчили купца с купчихою, и решились они сбыть свое детище; построили небольшую лодочку, в темную ночь положили в нее сонного мальчика и пустили в открытое море. На ту пору вылетел из клетки соловей-вещун, прилетел в лодку и сел мальчику на плечо. Вот плывет лодка по морю, а навстречу ей корабль на всех парусах летит. Увидал корабельщик мальчика, жалко ему стало, взял его к себе, расспросил про все и обещал держать и любить его, как родного сына. На другой день говорит мальчик новому отцу: Соловей-де напевает, что подымется буря, поломает мачты, прорвет паруса; надо поворотить в становище. - Но корабельщик не послушался. И впрямь поднялась буря, поломала мачты, оборвала паруса. Делать нечего, прошлого не воротишь; поставили новые мачты, поправили паруса и поплыли дальше. А Вася опять говорит: Соловей-де напевает, что навстречу идут двенадцать кораблей, всё разбойничьих, во полон нас возьмут! - На тот раз корабельщик послушался, приворотил к острову и видел, как те двенадцать кораблей, всё разбойничьих, пробежали мимо. Выждал корабельщик сколько надобно и поплыл дальше. Ни мало, ни много прошло времени, пристал корабль к городу Хвалынску; а у здешнего короля уже несколько годов перед дворцовыми окнами летают и кричат ворон с воронихою и вороненком, ни днем, ни ночью никому угомону не дают. Что ни делали, никакими хитростями не могут их от окошек отжить; даже дробь не берет! И приказано было от короля прибить на всех перекрестках и пристанях такову грамоту: ежели кто сможет отжить от дворцовых окошек ворона с воронихою, тому король отдаст в награду полцарства своего и меньшую королевну в жены; а кто возьмется за такое дело, а дела не сделает, тому отрублена будет голова. Много было охотников породниться с королем, да все головы свои под топор положили. Узнал про то Вася, стал проситься у корабельщика: Позволь пойти к королю - отогнать ворона с воронихою. - Сколько ни уговаривал его корабельщик, никак не мог удержать. Ну, ступай, - говорит, - да если что недоброе случится - на себя пеняй! - Пришел Вася во дворец, сказал королю и велел открыть то самое окно, возле которого воронье летало. Послушал птичьего крику и говорит королю: Ваше величество, сами видите, что летают здесь трое: ворон, жена его ворониха и сын их вороненок; ворон с воронихою спорят, кому принадлежит сын - отцу или матери, и просят рассудить их. Ваше величество! Скажите, кому принадлежит сын? - Король говорит: Отцу. - Только изрек король это слово, ворон с вороненком полетели вправо, а ворониха - влево. После того король взял мальчика к себе, и жил он при нем в большой милости и чести; вырос и стал молодец молодцом, женился на королевне и взял в приданое полцарства. Вздумалось ему как-то поездить по разным местам, по чужим землям, людей посмотреть и себя показать; собрался и поехал странствовать. В одном городе остановился он ночевать; переночевал, встал поутру и велит, чтоб подали ему умываться. Хозяин принес ему воду, а хозяйка подала полотенце; поразговорился с ними королевич и узнал, что то были отец его и мать, заплакал от радости и упал к их ногам родительским; а после взял их с собою в город Хвалынск, и стали они все вместе жить-поживать да добра наживать
Птицы
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1168.htm
Волшебные сказки
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_749.htm

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004