Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Абу Рейхан Бируни. Индия (1030г.)
от 05.08.03
  
Библиотека


Абу Рейхан Бируни. Индия -  М., Ладомир, 1995. Репринтное воспроизведение текста издания 1963г. Перевод А. Халидова, Ю. Завадовского. Комментарии В. Эрмана, А. Халидова.

Абу Рейхан Бируни. Индия (1030г.)

...Письменное сообщение есть один из видов сообщения и, пожалуй, более предпочтительный, чей какой-либо другой, ибо откуда мы знали бы предания народов, если бы не вечные памятники пера?


Абу Рейхан Бируни. Индия (1030г.)

Все мои книги - дети мои,
  А большинство людей очарованно
  своими детьми и стихами

Я сделал то, что надлежит сделать всякому в своей отрасли - с признательностью воспринять старания своих предшественников, без стеснения исправить их погрешности...и увековечить то, что представляется поучительным для тех, кто запоздал к нашему времени и явится позже


Бируни (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни) (973-1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна), Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) - основатель алгебры. С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых (Индия, закончен в 1030). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, щедро одаривший ал-Бируни своими милостями. В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд - Канон Масуда по астрономии и звездам. Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму. Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. В завершенном в 1030 труде Индия ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию деятеля, действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или естества, или времени, или материи. Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с тонким телом и др. Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость, - писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др. Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду. К сожалению, современники ал-Бируни не поняли значимости проделанного им труда - Индия редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. Этот труд был частично переведен на французский язык и издан М.Рено в Париже в 1845; в 1887 в Лондоне Э. Захау опубликовал арабский оригинал, а в 1888 им же был издан английский перевод. Русский перевод был подготовлен в 1961 А.Б. Халидовым и В.Г. Эрманом. Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод Санкхьи (вероятно, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны Санкхья-Карика; перевод не сохранился) и Патанджалы (Йогасутры Патанджали) на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит. В 1036-1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда, посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси. Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В. Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией. Как исследователь ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, устранять...мог бы опыт и повторное испытание (Минералогия); надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя (Геодезия). Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному, Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепцию естественного места и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных (Индия). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой предположения преобладают над достоверным знанием (Геодезия), ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях. Умер Бируни в Газне (ныне Газни, Афганистан) 13 декабря 1048
http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009282/1009282a1.htm

Абу Рейхан Бируни. Индия
http://newchron.narod.ru/texts/biruni.htm
http://www.astrologic.ru/library/biruni/india.htm
Введение. Глава I, II.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_583.htm
Глава III, IV, V, VI.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_584.htm
Глава VII, VIII.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_585.htm
Глава IX, X, XI, XII.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_586.htm
Глава XIII, XIV.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_587.htm
Глава XV, XVI.
http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_893.htm


Отрывки...Далее, сообщение о каком-либо факте, существование которого допускается естественным порядком вещей, одинаково может принять правдивый или ложный вид. Правдивость или ложность ему придают передатчики вследствие противоречивости интересов и из-за того, что взаимные раздоры и распри одолевают [все] народы...Только тот, кто сторонится лжи и придерживается правды, достоин одобрения и похвалы, даже по мнению лжецов, не говоря уже о других. Ведь сказано: Говорите истину, даже если она против вас самих...В этой книге нет места полемике и спорам, и я не занимаюсь в ней тем, чтобы приводить аргументы противников и оспаривать тех из них, кто отклоняется от истины. Она содержит только изложение; я привожу теории индийцев как они есть и параллейно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость. Ведь греческие философы, хотя и усердно искали истину, в действительности во всем, что связано с воззрениями народных масс, не выходили за пределы аллегорий их религии и установлений их закона. Наряду с теориями греков я не стану упоминать теории других, разве что упомяну теории суфиев или одной из христианских сект, поскольку все они имеют много общего между собой в представлении о переселении душ и о слияние с божеством. Я уже раньше перевел на арабский язык две книги: одну о началах и описании всех созданий, называемую Санкхья, а другую об освобожении души от телесных уз, известную под названием Патанджала. Эти две книги содержат большинство основных положений, на которых зиждется вера индийцев, но не частные религиозные правила. Я надеюсь, что эта книга заменит обе названные и все прочие книги подобного содержания и позволит охватить предмет со всех сторон, если на то будет воля Аллаха. Вот перечень глав книги.
Глава I, в которой излагаются и устанавливаются общие сведения об индийцах, до начала нашего рассказа о них.
Глава II, в которой излагается вера индийцев в бога, - хвала ему!
Глава III, где рассказывается о вере индейцев относительно разумных и чувственных созданий.
Глава IV - о причине действия и связи души с материей.
Глава V -  о состоянии душ и их странствиии в мире посредством переселения из одного тела в другое.
Глава VI, рассказывающая об иных мирах и местах воздаяния в раю и аду.
Глава VII - о том, как происходит избавление от бренного мира, и описание пути, ведущего к этому.
Глава VIII - о различных видах созданий и их названиях.
Глава IX, рассказывающая о кастах, которые индийцы называют цветами, и более низких кастах.
Глава X - об источнике религиозных и светских законов индийцев, о пророках и о возможности отмены отдельных законов.
Глава XI - о начале поклонения идолам и о том, каковы эти идолы.
Глава XII, где рассказывается о Ведах, пуранах и религиозной литературе индийцев.
Глава XIII, где рассказывается о книгах индийцев по грамматике и поэзии.
Глава XIV, где рассказывается об индийских книгах по другим отраслям знаний.
<...>
Итого восемьдесят глав.

...Вместе с тем научные книги индийцев составлены в стихотворной форме, разнообразными размерами в их вкусе. Этим они стремятся сохранить книги в первоначальном состоянии, - предполагая, что они скоро будут испорчены добавлениями и пропусками, - чтобы облегчить их заучивание наизусть, так как они больше полагаются на заученное наизусть, чем на написанное...Я добавлю еще, что греки в эпоху язычества, до появления христианства, придерживались верований, подобных которым придерживаются индийцы: мировоззрение греческой знати было близко к мировоззрению индийской знати, а идолопоклонство простонародья в Греции схоже с идолопоклонством простонародья в Индии. Я сопоставляю воззрения обоих народов по причине их совпадения и взаимной близости, а не ради исправления [их], ибо все, что не является истиной, есть отступление от нее, и неверие [в любой форме] составляет одну религию, так как оно есть отклонение от истины. Однако у греков были в их стране философы, которые выработали для них высшие особые принципы, а не низкие и обыденные, так как знать способна следовать по пути исследования и умозрения, а чернь способна лишь на безрассудство и упорство, если ее избавить от страха и боязни...До появления философии у древних греков благодаря семи так называемым столпам мудрости, а именно Солону Афинскому, Биасу Приенскому, Периандру Коринфскому, Фалесу Милетскому, Хилону Лакедемонскому, Питтаку Лесбосскому, Клеобулу Линдосскому, и до расцвета ее благодаря более поздним [мыслителям] они придерживались примерно тех же воззрений, что и индийцы...Народы, окружающие землю Палестины, поклонялись идолам, наподобие религии греков, и израильтяне непрестанно восставали против против Бога, поклоняясь идолу Ваалу и идолу Аштароте, то есть Венере...Что касается тех индийцев, которые отклоняются от аллегорий и предпочитают точное определение, они называют душу пуруша, что значит человек, так как она есть истинно живое в существующем мире. Они видят в ней только [одно качество-] жизнь и описывают ее то обладающей знанием, то лишенной его: она лишена знания в действии и потенциально способна к разумению, а знание она получает путем приобретения. Незнание пуруши - это причина возникновения действия, а ее знание - прекращение действия...Брахма увидел искры под землей, извлек их и разделил на три части. Первая - партхива, это обычный огонь, который нуждается в дровах и который тушит вода; второй - дивъя, это солнце; третий - видьют, а это молния. Солнце притягивает воду; молния блистает через воду. В живых существах огонь имеется среди влажных веществ, которые питают огонь и не тушат его...По первичному делению весь мир делится на верхний, нижний и средний. Верхний мир называется Сварлока, а это рай. Нижний мир - Нагалока, то есть мир змей, а это ад; называется он также Наралока, а иногда они называют его Патала, то есть нижайший мир. Средний мир, в котором мы живем, называется Мадьялока и Манушьялока, то есть мир людей, в нем [человек] снискивает, а верхнем получает награду и в нижнем - наказание...Основные заповеди религии, несмотря на многообразие ответвлений, можно свести к нескольким общим правилам, а именно: [Человек] не должен [1] убивать, [2] лгать, [3] красть, [4] прелюбодействовать, [5] копить сокровища; он должен [6] постоянно соблюдать святость и чистоту, [7] подолгу поститься и вести аскетический образ жизни, [8] крепко держаться поклонения богу, восхваляя и прославляя его [9] всегда припоминать мысленно, не произнося вслух ом - слово создания и творения...Отшельник спросил: Сколько имеется видов живых тел и их разновидностей? Мудрец ответил: Имеется три вида живых тел: духовные [существа] наверху, люди в середине и животные внизу. Что же касается их разновидностей, то их четырнадцать; восемь из них принадлежат к духовным, а именно Брахма, Индра, Праджапати, Сома, гандхарвы, якши, ракшасы и пишачи; пять разновидностей принадлежат к животным, а именно: [домашний] скот, дикие звери, птицы, пресмыкающиеся и то, что произрастает, то есть деревья; а род человеческий составляет одну разновидность...Что касается большинства индийцев, то среди них распространено представление о следующих восьми видах духовных существ:
[1] Девы, а это ангелы; они владеют областью севера и связаны исключительно с индийцами. Говорят, что Заратуштра выразил свое враждебное отношение к буддистам, назвав злых духов именем самого высокочтимого у них вида существа [то есть девами]. И это [слово] осталось в персидском языке от религии магов.
[2] Дайтья-данавы, а это злые духи, которые пребывают в области юга. К ним принадлежит всякий, кто противодействует индийской вере и враждебно относится к коровам. Несмотря на близкое родство между ними и ангелами [девами], как утверждают индийцы, у них не прекращаются взаимные раздоры и не затихают между ними войны.
[3] Гандхарвы - исполнители мелодий и песен перед ангелами [1]; их сожительницы называются апсарасами.
[4] Якши - хранители сокровищниц ангелов [1].
[5] Ракшасы - злые духи безобразного вида.
[6] Киннары - [существа] с человечьими телами и лошадиными головами в противоположность кентаврам греков, имеющим нижнюю часть тела, как у лошади, и верхнюю часть тела, как у человека; от кентавров - изображение созвездия Стрельца.
[7] Наги - существа в виде змей.
[8] Видьядхары - злые духи-колдуны; их колдовство не действует непрерывно.
Итак, ангельская сила находится на верхнем конце, демоническая сила - на нижнем конце, а посредине между двумя концами они смешиваются. Качества этих существ разнообразны, так как они достигли тех ступеней посредством деяний, а деяния различны в соответствии с [воздействием] трех первичных сил. Их жизнь длится долго вследствие того, что они полностью лишены тел, избавлены от обременительного труда и могут совершить то, что человек не в состоянии [свершить]. Поэтому люди служат им ради удовлетворения [своих] желаний и добиваются близости к ним ради исполнения [своих] нужд.

Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. т.I, Памятники минувших поколений, Ташкент, Изд-во АН УзССР, 1957.
http://hbar.phys.msu.su/gorm/chrons/biruni.htm

Вот изображение [слова] ом...Вот изображение [слова] ом...

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004