Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
Б.П. Вышеславцев. Вечное в русской философии
от 26.03.03
  
Библиотека



Б. П. Вышеславцев. Вечное в русской философии

Философия должна быть теперь не изложением малодоступных для людей теоретических проблем, но учительницей жизни
Б.П. Вышеславцев

Борис Петрович Вышеславцев (3 (15) окт. 1877. Москва. - 5 окт. 1954. Женева) - русский философ. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П. Наторпа и Г. Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию - Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Ближайший сотрудник Н. Бердяева по журналу Путь
Философ преображенного эроса (вступительная статья В.В. Сапова) Когда в октябре 1954г. в Женеве умер Борис Петрович Вышеславцев, мало кто из современников понимал, что с его смертью подошла к своему концу и многовековая традиция в истории русской религиозной мысли. Конечно, в истории, как говорил Ф.М. Достоевский, ничто никогда не кончается и ничто не начинается с самого начала. И все же с долей условности, с какой можно говорить о начале русской религиозной философии, можно говорить и о ее конце, точнее, о конце того ее направления, которое восходит к Слову о Законе и Благодати митрополита Илариона и завершается Этикой преображенного Эроса и Вечным в русской философии Вышеславцева. Какой-то, пусть предварительный, итог почти тысячелетнему развитию русской религиозно-философской мысли в этих работах подведен, и хотя подведен он, увы, вдали от родины, к счастью, настало время и нам познакомиться с ним…Примеров того, какой обильный рост могут дать семена, посеянные Вышеславцевым, можно привести множество. Хотелось бы особо обратить внимание читателя на те его мысли, которые окажутся, может быть, наиболее перспективными в плане их дальнейшего развития и осмысления. Он был одним из немногих мыслителей XX в. (наряду с В. Зомбартом и Х. Ортегой-и-Гасетом), отмечавших такой факт. В отличие от всех предыдущих веков писанной истории XX век ознаменовался чрезвычайно быстрым, катастрофическим ростом народонаселения планеты и столь же ошеломляющим ростом количества и номенклатуры новых вещей. Это привело к тому, что старые социальные и просветительские учреждения и институты не успели теперь справляться с такой массой людей, социализировать и окультурить их в должной мере. Отсюда - такое чрезмерное в наши время количество едва социализированных людей, не способных к созидательному творчеству, но весьма способных и склонных к разрушению культуры, а также к взаимо - и самоистреблению. В свою очередь гигантские успехи науки и техники наполнили мир огромным количеством новых, может быть, полезных, но бездушных, холодных, железных, жестоких вещей. Вещей, не согретых поэзией. Если приблизительно до середины XIX в. мир, хотя и небезоговорочно, можно было рассматривать как предмет поэзии, то теперь мир превратился в арену всевозможных бесчеловечных социальных экспериментов. Много званых, а мало избранных, - сказано в Св. Писании. Вещей много - поэтов мало - так можно перефразировать эту мысль применительно к кризису нашего времени. О возможных путях выхода их кризиса гуманизма применительно к России много и, как кажется, плодотворно размышлял Вышеславцев. Этим обьясняется и особый интерес мыслителя (вообще не проводившего принципиального различия между художественным и философским творчеством) к наследию А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. Поэзия Пушкина, по его мнению, есть поэзия свободы, знак и доказательство того, что потенциально русский человек свободнее западного. Но русская стихия, так глубоко освещенная и осмысленная Достоевским, не дает этой свободе вылиться в социально приемлемые формы. Русский человек боится сам себя, - заметил Вышеславцев. Вывод, к которому он приходит, может показаться на первый раз парадоксальным: Спасти Россию может лишь трезвый практицизм и реализм, порожденный русской стихией. На самом деле для мыслителя, стремившегося преодолеть крайности славянофильства и западничества, в таком выводе нет ничего удивительного
В. Сапов
Оглавление книги Б.П. Вышеславцева - Вечное в русской философии
Введение
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_65.htm
Глава I. Многообразие свободы в поэзии Пушкина
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_50.htm
Глава II. Вольность Пушкина (индивидуальная свобода)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_60.htm
Глава III. Проблема свободы и необходимости
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_68.htm
1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс
2. Постановка проблемы свободы и необходимости
3. Решение антиномии свободы и необходимости
4. Основные категории свободы. Система ценностей
Глава IV. Метафизика свободы
1. Закон и Царствие божие
2. Закон и благодать
3. Противоборство плоти и противоборство духа
4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие
5. Божественный зов, обращенный к свободе
6. Этика благодати как этика свободы. Ее проблемы в современной философии
7. Две свободы: отрицательная и положительная. Свобода в произволе и свобода в добре
8. Свобода воли и творческий произвол
9. Сублимация свободы как разрешение ее антиномизма
10. Христианское решение проблемы свободы
11. Истинный смысл сублимации
Глава V. Проблема власти
1. Александр I и Л. Толстой
2. Греховность власти в Библии
3. Божественность власти
4. Антиномия власти
5. Ошибочные решения антиномии власти
6. Решение антиномии власти
7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей
Глава VI. Трагизм возвышенного
1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм
2. Ступени бытия
3. Ошибка материализма - спекуляция на понижение
4. Пафос профанации
5. Профанация и обличение
6. Ценность небоскреба и ценность возвышенного
7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей
8. Трагизм бытия и его относительное преодоление
9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма
Глава VII. Два пути спасения
1. Мудрость и символ спасения
2. Две установки. Диалектика трагизма
3. Сублимация и синтез
4. Три вида соотношения противоположностей
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_305.htm
5. Поток становления и универсальная гармония
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_305.htm
6. Установка индуизма. Мир как противоречие
7. Освобождение от противоположностей как путь спасения
8. Трансцендентность самости
9. Пессимизм индусского мировоззрения
10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_320.htm
11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения
Глава VIII. Соотношение субьекта и обьекта и его значение в системе философии
Глава IX. Самопознание
1. Задача самопознания
2. Трансцендентность и имманентность самости
3. Открытие самости
4. Два подхода: Восток и Запад
5. Чудо самости
6. Откуда мы и куда идем?
7. Я и ничто
8. Аналитическая психология Я и самость
9. Очевидность и непознаваемость самости
10. Чувство человека в себе
11. Самость как постулат
12. Богоподобие самости
13. Два толкования богоподобия самости
14. Зависимость от Абсолютного
Глава X. Значение сердца в философии и в религии
1. Сердце как скрытая глубина человека
2. Сердце как орган религиозного опыта
3. Сердце в индийской мистике
4. Христианская любовь и буддийское сострадание
5. Два типа индийской мистики
Глава XI. Что такое я сам?
1. Богочеловеческая проблема
2. Абсурд психологизма
3. Тайна творения
4. Соизмеримость между человеком и Абсолютным
5. Точка зрения христианской антропологии
6. Иерархическая структура человека
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_302.htm
7. Свет сознания и мощь свободы
8. Творческая свобода
9. Богоподобие человека - всеобьемлющие
Глава XII. Паскаль
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_125.htm
1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума
2. Логика сердца. Теория ценностей
3. Три ступени персональных ценностей
4. Переживание потустороннего. Пари Паскаля
5. Величие и ничтожество человека
Глава XIII. Декарт и современная философия
1. Основная интуиция Декарта
2. Земля обьектов и солнце субьекта
3. Солипсизм и его преодоление
4. Аксиома значимости
5. Иррациональность связи с Абсолютным
6. Две части философии Декарта
Глава XIV. Бессмертие, перевоплощение и воскресение
1. Библия о загробной судьбе человека
2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла
3. Предрассудок просвещения
4. Что такое душа?
5. Подсознание не верит в смерть
6. Учение о коллективно-бессознательном
7. Сознание и Кронос
8. Память и история
9. Перевоплощение и взаимопроницаемость душ
10. Кто перевоплощается?
11.  Память и тождество лиц в перевоплощении
12. Космическая память, идея  Кармы и идея будущих возможностей развития
13. Смысл символа перевоплощение
14. Бессмертие души и воскресение мертвых
Краткое объяснение некоторых философских терминов
Агностицизм - убеждение в своем незнании. Часто предполагает неверие в самую возможность знания.
Адекватный - равный, соответственный, эквивалентный.
Актуально - действенно.
Гносеология - теория знания. Философская наука, изучающая условия возможности познания.
Дуализм - учение о двух независимых друг от друга началах.
Духовный - всякий психический процесс, связанный с творением или усвоением абсолютных ценностей, напр., истины, нравственного добра, красоты.
Идеология - совокупность общественно-политически значимых идей, одушевленная руководящим началом. Идеология есть как бы социально-значимый продукт мировоззрения, причем политическое движение, по смыслу своего бытия, естественно, больше всего заинтересовано в этом продукте. Поэтому именно единство идеологии есть залог единства движения.
Имманентное - пребывающее в самом себе, внутреннее неснимаемое свойство. Имманентная критика - критика идеи или системы идей, исходящая из собственных предпосылок этой идеи или системы
Интуиция - догадка. Непосредственное приближение к пониманию истины до логического рассуждения. Интуитивно догадывающийся об истине человек, как правило, стремится найти своему интуитивному знанию также и логическое обоснование
Категория - основное понятие, отражающее наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности
Конститутивный - входящий в конституцию предмета, в самую его природу, структуру, сущность. Конститутивное свойство - свойство, без которого предмет перестал бы быть самим собой, тем, что он есть
Металогическое - лежащее за пределами логического познания.
Метафизика - философская дисциплина, исследующая то, что за физикой (Аристотель), т.е. недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала мира
Мироощущение. Идеи и идеалы не висят в воздухе. Они вытекают из некоего общего мироощущения, которое может принимать общественно-политическую окраску, но которое само по себе выходит за рамки политики или даже социальности. Мироощущение (первичная интуиция) есть живая потенция Мировозрения, а мировоззрение есть развернутое мироощущение, одетое в броню современной философской культуры. Мировоззрение всегда более субъективно, чем Идеалогия, т.к. идеология, по своему замыслу - групповое достояние; мировоззрение же - прежде всего достояние личности.
Монизм - учение об едином начале, единой субстанции, едином первоусловии бытия.
Объект - философская категория, означающая самостоятельно существующее явление действительности. В теории познания - предмет, на который направлен познавательный акт.
Онтология - учение о бытии. Философская наука, занимающаяся изучением реальности, бытия, проявляющегося в явлениях
Плюрализм - учение о многих началах
Постулат - требование, допущение, на котором строится та или иная система или теория (напр., постулат Эвклида, на котором основана классическая геометрия)
Профанация (от лат. profanatio - осквернение святыни) - опошление, сведение высшего к низшему (для лакеев нет великих людей)
Сублимация (от лат. sublimatio - возношу) - преображение из низшего состояния в высшее. В аналитической психологии - преображение низших влечений в духовное творчество
Субстанция - неизменная основа сущего, сохраняющаяся при всех изменениях и превращениях
Субъект - философская категория, первоначально обозначавшая любого носителя определенных свойств, состояний и действий. По мере развития стал все больше отождествляться с носителем познания. В марксистской философии понимается почти исключительно как носитель познания
Трансрациональное - то, что лежит за пределами рассудочного логического мышления
Трансцендентное - лежащее за пределами чего-либо (опыта, бытия, той или иной системы), запредельное
Трансцендирование - выход за пределы
Универсальный - всеобщий
Эмпирическое - данное в опыте, раскрывающееся органам чувств
Ссылки
Краткая биография
http://krugosvet.ru/articles/40/1004043/1004043a1.htm
Статья Б.П. Вышеславцев (Классики Ренессанса) из книги С.А. Левицкого Очерки по истории Русской философии
Статья С.В. Дворянова Борис Вышеславцев о познании Абсолюта
http://philosophy.ru/library/dvor/vysh.html
Б.П. Вышеславцев Значение сердца в религии // Путь. N1. 1925. Сент. С. 79-98.
http://www.krotov.org/library/p/put/01_79.html
http://proroza.narod.ru/visheslavcev-1.htm
Б.П. Вышеславцев Миф о грехопадении // Путь. N34. 1932. Июл. С. 3-18.  http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_299.htm
Б.П. Вышеславцев Русский национальный характер
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm
Б.П. Вышеславцев Философская нищета марксизма
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_300.htm
Б.П. Вышеславцев Богооставленность // Путь. N 61. 1939-40 гг. С.15-21.
http://proroza.narod.ru/visheslavcev-2.htm
Б.П. Вышеславцев. Раздел 2 Принцип закона у евреев главы II Обьем понятия закона из книги Этика преображенного эроса (1931г. - первое издание).
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_312.htm
Б.П. Вышеславцев. Раздел 4 Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии. Шелер и Гартман. Раздел 5 Две свободы: негативная и позитивная. Свобода в произволе и свобода в добре. Н. Бердяев . Раздел 6 Ценность произвола и Liberum arbitrium главы VII Сопротивление произвола и сублимации свободы из книги  Этика преображенного эроса
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_362.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_363.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_364.htm
Диалектика Б.П. Вышеславцева
http://ntsrs.nm.ru/liter/bibl_sol/ph5/index.htm
Тексты из журнала Путь
http://proroza.narod.ru/txt_put.htm

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004