Трагедия Свободы  Умопримечания | Стихи | Библиотека 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   
О свободе. Из работ В.И. Вернадского
от 19.04.01
  
Умопримечания



Я вполне сознаю, что я могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненависты всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня
В сложной политической и социальной обстановке в течение столетий давление церковное ослабло, но государственная власть воспользовалась тем же средством давления (грубой силой) для борьбы со свободной научной мыслью… В сущности научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основной силы государства
Условия (для работы науки) создавались тысячелетия назад, но долго в государствах не было дерзкой и смелой мысли - революционного дерзания личности, которая смогла бы проявит свою волю в обществе. Сохранить её свободной в среде, проникнутой неизбежной рутиной тысяч поколений
Государственная власть по существу идёт при этой борьбе (с наукой) против своих интересов. (Когда) свобода научного искания достигает максимальной силы в ноосфере, тогда государство наиболее в ней устойчиво. Границы кладутся новой этикой, с научным прогрессом связанной
Есть хорошая сторона в нашей жизни - это то, что для нас особенно дорог, что нам особенно близок и красив тот идеал свободы, который для наших западных соседей является предметом обладания. В нашей русской жизни особенно ясна его красота, гармония и сила

Конспект речи к студентам 18 октября 1920г. Я созвал вас здесь, восстанавливая старинный тысячелетний университетский обычай. При начале учебного года свободно избранный ректор свободного автономного университета обращается непосредственно к студенчеству со свободным словом, точно так же, как он высказывает свою программу избравшему его Совету университета. Поэтому это сегодняшнее событие не есть беседа со студентами, как это сказано в газетах, и никакого совещания и обсуждения здесь не будет. Здесь буду и могу говорить только я, ректор Таврического университета. Я хочу высказать громко студенчеству, мне близкому и дорогому, то, что я считаю нужным - но в другой обстановке и другими путями может быть осуществлено. Трудность задачи вновь вступившего ректора. Связано с особенностями Таврического университета. Общие задачи университета и специально Таврического университета, как единственно свободного, обладающего автономией русского университета. Задачи Университета как форма жизни. Средневековье. Аристотель. Свобода науки и свобода преподавания. Автономия, но не анархия. Задачи автономии: свобода извне, организация внутри. Университет научной философии. Отличие науки от других форм культуры. Богословская мысль в полном университете. Значение современной научной мысли: наука как великая сила человечества. Ее положение не отвечает ее значению и могуществу. Особенности переживаемого момента в этом отношении. Особенности Таврического университета по отношению к русской культуре. Поворот. Путь. Развал России. Украинство. Необходимость интенсивной работы собирателей и восстановителей культуры. Значение Таврического университета с этой точки зрения. Задачи студенчества. Самодеятельность. Свободная научная критика и мысль. Воля. Пересмотр мировозрения
Из письма в Академию. 1925г. Вся научная работа по самой своей сути связана со свободным суждением свободной человеческой личности и, как мы знаем из истории знаний, она творится только потому, что ученый в своих исканиях идет по избранному им пути, не считая равноценному своему суждению ничьи мнения или оценки. Вся история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить были не в состоянии. Примат личности и ее свободного, ни с чем не считающегося решения представляется мне необходимым в условиях жизни, где ценность отдельной человеческой личности не сознается в сколько-нибудь достаточной степени. Я вижу в этом возвышении отдельной личности и в построении деятельности только согласно ее сознанию основное условие возраждения нашей Родины

Из дневников 1918-1943гг.


16 марта 1918г. Полтава Между народом и интеллигенцией, в широком смысле этого слова, огромная рознь. Народ все время стремился не к тому, к чему стремилось государство. Сейчас народ потерял и думаю, навсегда, великую свою многовековую веру - землицу. Он не понял - и не поняли его руководители, что они могут ему ее дать только тогда, когда и народ свободен, и когда его воля не ограничена внешним игом
Лучше ли социализм капитализма? Что он может дать народным массам? Социализм неизбежно является врагом свободы, культуры, свободы духа, науки.
Русская интеллигенция заражена маразмом социализма. Народ невежественный. Идеалы чисто материалистические. Стал решать как слепой сложные мировые вопросы с миропониманием XVII века. Результаты такого решения мы сейчас видим
Надо в корне разобрать и основы и идеалы социализма. Они не научны. Они противоречат свободе человеческой личности
Невежество русского народа - одна причина, другая аморализм. Если первого не дало государство, - монархи, то второго не дали духовные и умственные вожди. В этом грех русской интеллигенции. Представители нации редко из народа
20 мая. 1920г. Салгирка, плодоовощная станция Все время вдумываешься в происходящее…Я все глубже чуствую глубину произошедшей перемены. Огромное социальное изменение. В народных  массах поднялось и чувство собственного достоинства и желание лучшей жизни - пока, а может быть и дальше? - самое грубое - хлеба и зрелищ. Но и в той среде, которая работает, это не может быть забыто и возврат к прошлому невозможен. Свободы будет мало
7 июля 1920г. Удивительно, как психология русских революционеров близка к психологии полиции. И те, и другие не имеют ясного понятия и чувства свободы
30 августа. 1920г. Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России, с превращением русской культуры в турецкую или мексиканскую. Мне кажется это невозможным, т.к. я вижу огромные возможности и тот рост, какой шел в ХХ столетии. Но с другой стороны, отвратительные черты ленивого, невежественного животного, каким является русский народ - русская интеллигенция не менее его рабья, хищническая и продажная, то историческое варварство, которое так ярко сказывается кругом, заставляет иногда отчаиваться в будущем России и русского народа. Нет честности, нет привычки к труду, нет широких умственных интересов, нет характера и энергии, нет любви и свободы. Русское освободительное движение было по существу рабье движение. Идеал - самодержавный или крепостнический строй. Сейчас по отношению к своему народу чувствуется не ненависть, а презрение. Хочется искать других точек опоры. Для меня исчезает основа демократии. Ведь русская демократия это царство сытых свиней. Уж лучше царство образованной кучки над полуголодным рабочим скотом, какой была жизнь русского народа раньше. Стоит ли тратить какое-нибудь время для того, чтобы такому народу лучше жилось? А с другой стороны - старые планы не исчезают и я не чувствую в себе достаточно интернационализма, чтобы забыть те мечты о будущей роли в умственной жизни человечества - России и славянства - к которой, казалось, шел ход истории
9 ноября 1922. Париж Научная работа идет в России несмотря ни на что…Очень интересно это столкновение - частью поддержка, часто гонение - научной работы в Советской России. Сейчас должна начаться идейная защита науки - но и наука должна брать все, что может и от своих врагов, какими являются коммунисты. Может ли развиваться свободная научная работа вообще во всяком социалистическом государстве? Говорят о том, что сейчас реакция движется "вправо" - но куда идти "вправо", идти дальше в существующей реакции с точки зрения научно творящей человеческой личности. Сейчас нет свободы слова и печати, нет свободы научного искания, нет самоуправления, нет не только политических, но и даже гражданских прав. Нет элементов уважения и обеспечения личности
1 марта 1923г. Париж Статья Милюкова о монархии и республике в Последних новостях. Схематический спор, далекий от жизни. Демократия - монархия - все это получило другой смысл. Кто верит этим формам жизни как формам? Важно содержание: свободы слова, мысли, веры. Обеспечение личности, собственность - как необходимое условие защиты личности. Работа культурная. Работа над будущим человечества: организация знаний. Это может быть при всякой форме. Кто сейчас может дать большее? Царь или республика? Важно, чтобы мысль молодежи и других направлялась на содержание, а не на форму
16 июля 1923г. Мы видим, к чему пришло движение мысли русской интеллигенции - к теперешнему большевизму: идея диктатуры, полицейского государства, отсутствие свободы. Цель оправдывает средства. Сила. Диктатура одного класса. Отсутствие уважения к человеческой личности. Отсутствие чувства независимости, (иррационального), знания и религии
20 апреля 1924 г. Париж. Из письма И.И. Петрункевичу Не только коммунисты, но и все социалисты - враги свободы, так как для них личность человеческая исчезает перед целым
1931г. Мне чужд капиталистический строй, но чужд и здешний. Царство моих идей впереди
21 января 1941 г. Полицейский комунизм растет и фактически разьедает государственную структуру. Сейчас все проникнуто шпионажем. Всюду воровство все растущее. Продавцы продуктовых магазинов повсеместно этим занимаются. Нет чувства прочности режима через 20 лет с лишком. Но что-то все-таки большое делается - но не по тому направлению, по которому "ведет власть". Колхозы все больше превращаются как форма 2-го крепостного права - партийцы во главе. Газеты переполнены бездарной болтовней XXVII сьезда партии. Ни одной живой речи. Поражает убогость и отсутствие живой мысли и одаренности выступающих большевиков. Сильно пала их умственная сила. Собрались чиновники, боящиеся сказать правду. Показывает, мне кажется, большое понижение их умственного и нравственного уровня по сравнению с реальной силой нации. Ни одной почти живой мысли. Ход роста нации  ими не затрагивается. Жизнь идет - сколько это возможно при диктатуре - вне их
26 апреля. 1941 Так или иначе мильоны людей (НКВД) попали в положение рабов и идет развал - все воры в партии и только думают, как бы побольше заработать - действуют вопреки основной идее комунизма (организации свободы). Наркомы - их число все растет - и они представляют из себя живой брак
16 июля 1941г. Узкое Невольно мысль направляется к необходимости свободы мысли, как основной равноценной структуры социального строя, в котором личность не является распорядителем орудий производства. Равенство всех без этого невозможно. Но оно и невозможно без свободы мысли. Наш строй это ярко показывает, когда мильоны людей превращены "на время" - в заключенных: своего рода рабство. В конце концов, великие идеи в корне искажаются. Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса: он ясно видел, что мысль человека создает производительную силу. Еще больше и глубже это проявляется в ноосфере. Но для этого необходимое условие - свобода мысли
15 ноября 1941г. Невольно думаешь о ближайшем будущем. Сейчас совершается сдвиг - и, вижу, многим тоже так кажется - огромного значения: 1) Союз с англосаксонскими государствами-демократиями, в которых в жизнь вошли глубоким образом идеи свободы мысли, свободы веры и формы больших экономических изменений с принципами свободы. 2) В мировом столкновении мы тоталитарное государство - вопреки тем принципам, которые вели нашу революцию и явились причиной нападения на нас
13 июня 1942 Я сам был ближе всего к анархическим государственникам, но я не видел возможности их проявления в данном…Вчера для меня стало ясно, что в структуру ноосферы входит человеческая мысль, т.е. в реальной жизни человека свобода мысли должна стоять наравне с теми экономическими свободами, которые лежат в основе всякого социализма

  
СТАТИСТИКА

  Веб-дизайн © Kirsoft KSNews™, 2001 Copyright © Трагедия Свободы, 2001-2004